Блэкберн Рок
Б-25 Рок | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Авианосный истребитель |
Производитель | Бултон Пол |
Дизайнер | |
Основной пользователь | Королевский флот |
Количество построенных | 136 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | апрель 1939 г. |
Первый полет | 23 декабря 1938 г. |
Ушедший на пенсию | 1943 |
Разработано на основе | Блэкбернский поморник |
Blackburn Roc (фирменное обозначение B-25 ) — военно-морской истребитель, разработанный и производившийся британской авиационной компанией Blackburn Aircraft . Он получил свое название от мифической птицы из сказок «Тысячи и одной ночи» Руха . Он эксплуатировался авиацией флота (FAA) и действовал во время Второй мировой войны .
Roc был разработан в соответствии со спецификацией Министерства авиации O.30/35, создан на основе пикирующего бомбардировщика-истребителя Blackburn Skua и разрабатывался параллельно с ним. В отличие от «Поморника», «Рок» имел вооружение в башне . Большая часть работ была передана по субподряду другому производителю самолетов, Boulton Paul , который также разработал свой собственный башенный истребитель Boulton Paul Defiant . 23 декабря 1938 года прототип Roc совершил свой первый полет . Испытания вскоре показали, что у него относительно низкая максимальная скорость - всего 223 мили в час (194 узла; 359 км/ч). Версия Roc с поплавковым самолетом была еще медленнее, что привело к отмене планов по оснащению эскадрилий поплавковых самолетов этим типом. Обсуждалась отмена проекта, но этот шаг был отклонен в основном из-за более широкого влияния на производство самолетов.
В апреле 1939 года обычная версия Roc была принята на вооружение ФАУ. Этот тип присутствовал во время кампании союзников в Норвегии , а также операций «Динамо» и «Воздушная операция» , эвакуации войск союзников из Дюнкерка и других французских портов. Roc быстро стал рассматриваться как уступающий существующим самолетам, таким как Skua, и этот тип имел лишь ограниченную карьеру на передовой службе. Единственная подтвержденная воздушная победа «Рока» произошла 28 мая 1940 года, когда патрулирующий «Рок» 806-й морской авиационной эскадрильи под управлением пилота-гардемарина А.Г. Дэя сбил Юнкерс Ju 88 снизу бомбардировщик . К концу 1940 года Roc в основном использовался для спасательных операций в воздухе и на море, а также для буксировки целей . После этого момента происходили лишь спорадические столкновения, без каких-либо существенных достижений. Roc был выведен в 1943 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]31 декабря 1935 года министерство авиации выпустило спецификацию O.30/35 , в которой требовался палубный истребитель с башенным вооружением для авиации флота (FAA). [ 2 ] Группу конструкторов Blackburn Aircraft возглавил Дж. Э. Петти. Было решено создать модификацию нового Skua пикирующего бомбардировщика , два прототипа которого были заказаны для авиации флота ранее в том же году. Было несколько существенных отличий, не в последнюю очередь то, что у Поморника не было башни; Для его размещения фюзеляж был расширен в средней части. [ 3 ]
Конкурирующий производитель самолетов Boulton Paul предложил P.85 , модернизированную версию своего наземного башенного истребителя P.82 (по спецификации F.9/35 , который должен был поступить на вооружение как «Defiant»), альтернативно оснащенного двигателем Bristol. Hercules Радиальный двигатель или рядный двигатель Rolls-Royce Merlin . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Хотя ожидалось, что Sea Defiant будет на 85 миль в час (137 км/ч) быстрее, министерство авиации решило вместо этого выбрать предложение Блэкберна. [ 5 ]
Подобно «Поморнику», B-25 Roc представлял собой двухместный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. [ 6 ] Он был оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом , а его крылья можно было складывать для хранения на борту авианосцев. Точки крепления поплавковой ходовой части присутствовали в стандартной комплектации, в отличие от «Поморника». Roc также сохранил установленные на крыле тормоза пикирования, присутствующие на Skua, но конструкция основного самолета была изменена с небольшим двугранным углом , чтобы избежать перевернутых законцовок крыла. [ 6 ] Он был оснащен радиальным двигателем Bristol Perseus , приводившим в движение трехлопастной винт. Помимо прочего, в хвостовой части фюзеляжа размещалось морское оборудование, в том числе складная шлюпка . [ 7 ]
Основным вооружением Roc была та же турельная башня с механическим приводом Boulton Paul Type A, что и на Defiant, с четырьмя калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметами Browning . [ 6 ] Башня могла вращаться в любом направлении, а орудия поднимались над горизонтом на высоту до 85 градусов; это движение достигалось с помощью колонки управления. Башня имела гидравлический привод от насоса с электрическим приводом, стрельба из орудий велась электрически и имела встроенное автоматическое прерывание для предотвращения попадания в хвостовое оперение или винт. [ 6 ] Дополнительное вооружение включало две бомбы по 250 фунтов (110 кг) и восемь учебных бомб, размещенных на бомбодержателях под каждым крылом; В нижней части центрального фюзеляжа также имелись приспособления для установки плотно прилегающего внешнего топливного бака емкостью 70 галлонов. [ 8 ] [ 3 ]
28 апреля 1937 года Министерство авиации разместило «предварительный» заказ на 136 самолетов Rocs. [ 7 ] Поскольку у «Блэкберна» уже были полные заказы на «Скуа» и торпедоносец «Бота» , было решено передать субподряд на детальное проектирование и производство самолета компании «Бултон Пол» в Вулверхэмптоне ; Эта договоренность объясняется задержкой поставки собственного самолета с башней Defiant. [ 7 ] [ 9 ] [ а ]
В полет
[ редактировать ]23 декабря 1938 года прототип Roc совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя из Блэкберна Х. Дж. Уилсона. [ 7 ] Испытания подрядчика проводились в Бро, после чего в марте 1939 года самолет был доставлен в Экспериментальный центр самолетов и вооружения (A&AEE) в RAF Martlesham Heath для обслуживания и испытаний вооружения. Также были оценены ранние модификации, такие как альтернативные гребные винты, поставляемые De Havilland . [ 11 ] Ранние летные испытания показали, что его управляемость не только приемлема, но и превосходит управляемость Skua; хотя он и не был пригоден для фигур высшего пилотажа, он продемонстрировал устойчивость при крутых пикированиях. Самолет также продемонстрировал плохие характеристики в некоторых областях, в частности, его максимальная скорость составляла всего 223 мили в час (194 узла; 359 км/ч). [ 12 ] [ 13 ]

К этому моменту некоторые официальные лица уже осознали, что деятельность Roc будет неадекватной; В октябре 1938 года Пятый морской лорд (начальник военно-морской авиации) Александр Рамзи рекомендовал отказаться от разработки Roc. Производство было разрешено продолжить, поскольку отмена проекта вызвала бы слишком большие затруднения для Бултона Пола; были заложены планы по адаптации самолета для выполнения буксировки целей и других второстепенных задач. [ 14 ]
Помимо своей основной роли палубного истребителя, Roc также должен был быть способен работать как гидросамолет . [ 15 ] комплект поплавков от Blackburn Shark Был разработан комплект для переоборудования, позволяющий установить . Эти поплавки, в основном состоящие из Alclad , были оснащены направления с пневматическим водяными рулями приводом , которые напрямую соединялись с обычной тормозной системой самолета; хвостовое колесо также было заменено швартовным кольцом. [ 15 ]
Во время испытаний первая модификация продемонстрировала нестабильность направления и в декабре 1939 года разбилась в Хеленсбургском экспериментальном заводе морской авиации , куда ее перевели в начале войны. [ 16 ] Тестирование продолжалось с использованием другого преобразования, при этом особое внимание было уделено устранению его нестабильности. Хотя добавление увеличенного подфюзеляжного киля в значительной степени решило проблему, влияние поплавков на летно-технические характеристики самолета было слишком велико, чтобы его можно было игнорировать, поскольку максимальная скорость упала всего до 193 миль в час (168 узлов; 311 км / ч), таким образом от планов формирования истребительной эскадрильи, оснащенной гидросамолетами Roc, отказались. [ 17 ] [ 18 ] В 1942 году гидросамолет Roc снова прошел оценку, чтобы определить, может ли он быть полезен в качестве буксира-мишени для флота, заменив Blackburn Shark гидросамолеты-мишени . Гидросамолет Roc также был отвергнут в этой роли, в результате чего требования флота к целевым буксирам вместо этого выполнялись сухопутными самолетами, такими как Miles Martinet . [ 19 ] К августу 1940 года производство Roc было прекращено, а производственные ресурсы были перенаправлены на более мощные самолеты, такие как Fairey Fulmar и Hawker Sea Hurricane . [ 20 ]
Операционная история
[ редактировать ]
В апреле 1939 года началась подготовка к поступлению «Рока» на вооружение эскадрильи; в том же месяце пятый серийный самолет был доставлен в Центральную летную школу для ознакомления персонала. [ 21 ] Позже в том же году начались поставки Roc в 800-ю и 803-ю военно-морские авиационные эскадрильи , оснащенные Skua , причем три или четыре Roc дополняли Skuas. Когда 803-я эскадрилья перебазировалась в Королевские ВВС Уик на севере Шотландии, чтобы обеспечить истребительное прикрытие базы Королевского военно-морского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах , «Роксы» оказались неэффективными; Командир эскадрильи охарактеризовал их как «постоянную помеху» и потребовал заменить этот тип дополнительными «Поморниками». [ 22 ]
Во время кампании союзников в Норвегии небольшой контингент Rocs путешествовал в составе 800-й и 801-й эскадрилий морской авиации на борту HMS Ark Royal (к этому моменту 803-я эскадрилья отказалась от своих Rocs и стала эскадрильей, состоящей исключительно из поморников). На норвежском театре военных действий они использовались для боевого воздушного патрулирования флота, но были сочтены малопригодными, поскольку показали неадекватные характеристики при перехвате немецких самолетов. [ 23 ]
И «Скуас», и «Рокс» действовали над Ла-Маншем летом 1940 года в ходе операций «Динамо» и «Воздушная операция» — эвакуации союзных войск из Дюнкерка и других французских портов. [ 24 ] Единственная подтвержденная воздушная победа «Рока», как полагают, произошла 28 мая 1940 года, когда патрулирующий «Рок» 806-й морской авиационной эскадрильи под управлением пилота гардемарина А.Г. Дея вместе с двумя «Поморниками» перехватил пять Юнкерсов Ju 88 , атаковавших конвой у Остенде. в Бельгии. Пролетая под «Юнкерсом», в то время как «Поморники» атаковали сверху, «Рок Дэя» уничтожил один Ju 88, прежде чем благополучно вернуться в британские ВВС Детлинг . [ 25 ] 12 июня «Руки» и «Поморники» из 801-й эскадрильи морской авиации обстреляли и бомбили с пикирования немецкие электронные катера в гавани Булони , повредив несколько электронных катеров. 20 июня «Поморники» и «Рокс» использовались для бомбардировки артиллерийских огневых точек в Кап-Гри-Нез . [ 26 ]
Roc был предназначен для спасательных операций на море и буксировки целей в различных местах. Большая часть самолетов была отправлена с конвейера в эскадрильи второй линии. [ 20 ] В июне 1940 года 2-е подразделение противовоздушной обороны в Госпорте получило 16 самолетов Rocs для замены своих Blackburn Sharks . [ 27 ] Этот тип обычно использовался для спасательного патрулирования в воздухе и на море в поисках выживших на затонувших кораблях и сбитых самолетах в Ла-Манше. [ 28 ]
26 сентября 1940 года во время одного из таких патрулей пилот-офицер Д. Х. Кларк и его стрелок сержант Хант атаковали гидросамолет Heinkel He 59 , также выполнявший спасательную операцию, который первым открыл по ним огонь. Два самолета вели перестрелку, пока не достигли побережья Франции, где «Хейнкель» скрылся в поврежденном состоянии. [ 29 ] Некоторые Rocs были отправлены в отдаленные места, такие как Бермудские острова , однако последняя пара действующих самолетов была выведена из эксплуатации в июне 1943 года. [ 26 ] [ 30 ] Последние четыре Rocs, дислоцированные на HMS Daedalus в Госпорте, дожили до конца 1944 года, все они были непригодны к полетам, а их башни все еще использовались для противовоздушной обороны. [ 27 ] [ 31 ]
Операторы
[ редактировать ]- Подразделение противовоздушной обороны № 2, RAF
- № 24-я эскадрилья RAF
- 241-я эскадрилья Королевских ВВС
Королевского военно-морского флота Авиация [ 32 ]
- 725-я морская авиационная эскадрилья
- 758-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 759-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 760-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 765-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 769-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 770-я морская авиационная эскадрилья
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 772-я морская авиационная эскадрилья
- 773-я морская авиационная эскадрилья
- 774-я морская авиационная эскадрилья
- 775-я морская авиационная эскадрилья
- 776-я морская авиационная эскадрилья
- 777-я морская авиационная эскадрилья
- 778-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 782-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 789-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 791-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 792-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 793-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 794-я морская авиационная эскадрилья
- 800-я морская авиационная эскадрилья
- 801-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 803-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 805-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 806-я военно-морская авиационная эскадрилья
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные британских военно-морских самолетов с 1912 года. [ 33 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 35 футов 7 дюймов (10,85 м)
- Размах крыльев: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Высота: 12 футов 1 дюйм (3,68 м)
- Площадь крыла: 310 кв. футов (29 м 2 )
- Пустой вес: 6121 фунт (2776 кг)
- Полная масса: 7950 фунтов (3606 кг)
- Силовая установка: 1 × Bristol Perseus XII, девятицилиндровый радиально-поршневой двигатель с втулкой и воздушным охлаждением , мощностью 890 л.с. (660 кВт)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 194 узла (223 миль в час, 359 км/ч) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Крейсерская скорость: 117 узлов (135 миль в час, 217 км/ч) [ 34 ]
- Дальность действия: 700 миль (810 миль, 1300 км) с баком дальнего действия на 70 имп галлонов (320 л; 84 галлона США) [ 34 ]
- Практический потолок: 18 000 футов (5 500 м)
- Скорость набора высоты: 1500 футов/мин (7,6 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 0,303 дюйма (7,7 мм) пулемета Браунинга в спинной башне с механическим приводом.
- Бомбы: 8 бомб по 30 фунтов (14 кг). [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Авиации флота
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Министерство авиации не ожидало заказа на производство P.82/Defiant, и Бултон Пол смог взять на себя эту работу. только после того, как программа Hawker Hotspur Первые заказы на Defiant были размещены отстала. В январе 1938 года производство Hotspur было отменено для Hawker, чтобы увеличить производство Hurricane в пользу Defiant. [ 10 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джексон 1968, с. 417.
- ^ Jump up to: а б Брю 2002, с. 26.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, стр. 411–412.
- ^ Джексон 1968, с. 399.
- ^ Jump up to: а б Баттлер, 2004 с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1968, с. 411.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1968, с. 412.
- ^ Мейсон 1992, с. 271.
- ^ Баттлер, 2004 с. 54.
- ^ Баттлер 2004, стр. 55–56.
- ^ Джексон 1968, стр. 412–413.
- ^ Lumsden and Heffernen Airplane Monthly, март 1990 г., стр. 149.
- ^ Брю 2002, стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, с. 413.
- ^ Джексон 1968, стр. 413–414.
- ^ Брю 2002, стр. 50–51.
- ^ Джексон 1968, с. 414.
- ^ Аэромилитария 1982, с. 24.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, с. 415.
- ^ Джексон 1968, стр. 414-415.
- ^ Willis Airplane , декабрь 2007 г., стр. 57.
- ^ Willis Airplane , декабрь 2007 г., стр. 58.
- ^ Willis Airplane , декабрь 2007 г., стр. 58–59.
- ^ Томас 2007, с. 17.
- ^ Jump up to: а б Willis Airplane , декабрь 2007 г., с. 59.
- ^ Jump up to: а б Понедельник 1994 г., с. 37.
- ^ Джексон 1968, с. 416.
- ^ Кинси 1992, с. 80
- ^ Джексон 1968, стр. 415–416.
- ^ Делл, Джон «Дингер», «Блэкберн Рок: краткое описание и оценка» , страницы Dinger's Aviation , заархивировано из оригинала 6 августа 2007 г. , получено 17 июля 2010 г.
- ^ Стертивант и Балланс 1994, стр. 362.
- ^ Jump up to: а б Ламсдена и Хеффернана Ежемесячник самолетов , март 1990 г., стр. 150
- ^ Грин 1961, с. 5.
Библиография
[ редактировать ]- Завари, Алек. Истребители-турели: Дефайант и Рок . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press, 2002. ISBN 1-86126-497-6 .
- Браун, Эрик; Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Блэкбернский поморник и Рок». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Jane's, 1980, стр. 29–40. ISBN 0-7106-0002-X .
- Баттлер, Тони (2004), Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950 , Хинкли: Midland Publishing, ISBN 1857801792
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Истребители второго тома . Лондон: Макдональд, 1961.
- Джексон, Эй Джей Блэкберн Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00053-6 .
- Кинси, Гордон. Boulton & Paul Aircraft: История компаний в Норидже и Вулверхэмптоне . Лавенхэм: Terence Dalton Ltd, 1992 г. ISBN 978-0861380855 .
- Ламсден, Алек и Терри Хеффернан. «Зонд-зонд: Блэкбернский поморник и Рух, часть вторая». Airplane Monthly , март 1990 г., Vol. 18, № 3. С. 146–150.
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс, 1994. ISBN 1-85152-668-4 .
- «Руки на поплавках». Аэромилитария . Эйр-Британия , 1982, № 1. С. 23–26.
- Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN 0143-5450 .
- Стертивант, Рэй и Тео Балланс. Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd, 1994. ISBN 0-85130-223-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- Томас, Эндрю. Асы Королевского флота Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing , 2007. ISBN 978-1-84603-178-6 .
- Уиллис, Мэтью. «База данных: Блэкбернский поморник и Рок». Самолет , декабрь 2007, Том. 35, нет. 12, с. 52–69.
- Уиллис, Мэтью. Блэкбернский поморник и Рок . Сандомир, Польша/Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2007. ISBN 83-89450-44-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Blackburn Roc - Справочник британских самолетов
- RCAF.com: Самолет: Блэкберн Рок
- Страницы авиации Дингера (Джон Делл): Блэкберн Рок