Эфиопский календарь
Эфиопский календарь ( амхарский : календарь ; геэз : календарь ; тигринья : календарь или календарь геэз (геэз: календарь ; тигринья : календарь ; амхарский : эфиопский календарь ) является официальным государственным гражданским Эфиопии ) неофициальный традиционный культурный календарь в , and among и календарем как Эритрее служит Это также календарь для эфиопских христиан и христиан, принадлежащих к церквям православным Тевахедо эритрейских -протестантским , церквям пен'ай восточно -католическим восточно церковный и христианским (эфиопско-эритрейским евангелическим) церквям. [1] Эфиопский календарь — солнечный календарь, который имеет много общего с коптским календарем Коптской Православной Церкви Александрии и Коптской Католической Церкви , но, как и Юлианский календарь , каждые четыре года без исключения добавляет високосный день и начинает год 11 или 12 сентября по григорианскому календарю (с 1900 по 2099 год). Разрыв в семь-восемь лет между эфиопским и григорианским календарями является результатом альтернативного расчета при определении даты Благовещения . [2]
Эфиопский календарь состоит из двенадцати месяцев по тридцать дней и пяти или шести эпагоменальных дней , образующих тринадцатый месяц. [2] Месяцы в Эфиопии начинаются в те же дни, что и в коптском календаре, но их названия пишутся на языке геэз . Шестой эпагоменальный день добавляется каждые четыре года без исключения, 29 августа юлианского календаря, за шесть месяцев до соответствующего юлианского високосного дня. Таким образом, первый день эфиопского календарного года, 1 Мяскарам, для лет с 1900 по 2099 год (включительно) обычно приходится на 11 сентября (по григорианскому календарю). Однако он выпадает на 12 сентября, за несколько лет до високосного года по григорианскому календарю. [2]
Новый год
[ редактировать ]Эфиопский Новый год называется Кудус Йоханнес на геезском и тигриньском языках , а на амхарском языке он называется Энкутаташ, что означает «подарок драгоценностей». [3] Это происходит 11 сентября по григорианскому календарю; за исключением года, предшествующего високосному году, когда он приходится на 12 сентября. 1998 год по эфиопскому календарю Amätä Məhrät («Год милосердия») начался по григорианскому календарю 11 сентября 2005 года. Однако 1992 и 1996 годы по эфиопскому календарю начались 12 сентября по григорианскому календарю в 1999 и 2003 годах соответственно. [ нужна ссылка ]
Это соответствие дат применимо к 1900–2099 годам по григорианскому календарю. Високосный год по эфиопскому календарю составляет каждые четыре без исключения, в то время как столетние годы по григорианскому календарю являются високосными только в том случае, если они точно делятся на 400; таким образом, набор соответствующих дат чаще всего применим к одному столетию. Поскольку 2000 год по григорианскому календарю является високосным, текущая переписка длится два столетия. [ нужна ссылка ]
Начало эфиопского календарного года (праздник Эль-Найруз) приходится на 29 или 30 августа (год, предшествующий високосному году по юлианскому календарю). Эта дата соответствует старому юлианскому календарю; начало года в используемом в настоящее время григорианском календаре перенесено на 11 или 12 сентября (год, непосредственно предшествующий григорианскому високосному году). [2] Это отклонение между юлианским и григорианским календарем с течением времени будет увеличиваться. [4]
Эры
[ редактировать ]Литургические сезоны |
---|
|
Эра воплощения
[ редактировать ]Для обозначения года последователи Эфиопской и Эритрейской церквей сегодня используют Эру Воплощения , которая датируется Благовещением Воплощения Иисуса 25 марта 9 года нашей эры (по юлианскому календарю), по расчетам Анниана Александрийского ок. 400; таким образом, его первый гражданский год начался на семь месяцев раньше, 29 августа 8 г. н. э. Между тем, европейцы в конечном итоге вместо этого приняли расчеты, сделанные Дионисием Эксигуусом в 525 г. [5] согласно которому Благовещение было на девять лет раньше ( Anno Domini#Новый год ), чем Анниан. Это приводит к тому, что номер года в Эфиопии оказывается на восемь лет меньше, чем номер года по григорианскому календарю с 1 января по 10 или 11 сентября, а затем на семь лет меньше до конца года по григорианскому календарю. [3] [5]
Прошлые эпохи
[ редактировать ]В прошлом ряд других эпох для исчисления лет также широко использовался в Эфиопии, Эритрее и Аксумском королевстве .
Эра мучеников
[ редактировать ]Самой важной эпохой, которая когда-то широко использовалась восточным христианством и до сих пор используется Коптской Православной Церковью Египта, была Эра Мучеников, также известная как Эра Диоклетиана , или эпоха Диоклетиана и Мучеников, первый год которой начался 29 октября 328.
Соответственно григорианскому и юлианскому празднованию Нового года, то есть через 3,5–4 месяца, разница между Эрой мучеников и Anno Domini составляет 285 лет (285 = 15×19). Это связано с тем, что в 525 году нашей эры Дионисий Эксигус решил добавить 15 метонических циклов к существующим 13 метоническим циклам эпохи Диоклетиана (15×19 + 13×19 = 532), чтобы получить целый 532-летний средневековый пасхальный цикл, первый цикл которого завершился. с годом Эры Мучеников 247 (= 13×20), равным году DXXXI. Это также потому, что 532 является продуктом 20-летнего цикла Метона и солнечного цикла 28-летнего . В году 13 месяцев. [5]
В год мира
[ редактировать ]По словам Панодороса
[ редактировать ]Около 400 г. н. э. александрийский монах по имени Панодорос установил александрийскую эру ( Anno Mundi = год мира) и дату творения — 29 августа 5493 г. до н.э. После VI века нашей эры эту эпоху использовали египетские, эфиопские и эритрейские хронологи. Двенадцатый 532-летний цикл этой эры начался 29 августа 360 года нашей эры, то есть через 4×19 лет после Эры Мучеников.
По словам Анианоса
[ редактировать ]Епископ Анианос предпочел Благовещение днем Нового года, 25 марта. Таким образом, он сместил эру Панодора примерно на шесть месяцев (начавшаяся 25 марта 5492 г. до н. э.). По эфиопскому календарю это соответствовало 15 магабитам 5501 г. до н. э. (EC). [6] Эпоха Anno Mundi использовалась до конца 19 века. [7]
Цикл високосного года
[ редактировать ]Четырехлетний цикл високосного года связан с четырьмя евангелистами : первый год после эфиопского високосного года называется годом Иоанна , за ним следует год Матфея , а затем год Марка . Год с шестым эпагоменальным днем традиционно обозначается как год Луки . [8]
В четырехлетнем цикле високосных лет нет исключений, как в юлианском календаре, но в отличие от григорианского календаря .
Месяцы
[ редактировать ]Геэз и амхарский язык (с амхарскими суффиксами в скобках) | коптский | Джулиан (старый календарь) Дата начала | григорианский Дата начала [С марта 1900 г. по февраль 2100 г.] | Дата начала по григорианскому календарю через год после Эфиопского високосного дня |
---|---|---|---|---|
Мяскярям (сентябрь) [9] | Таут (Ⲑⲱⲟⲩⲧ) | 29 августа | 11 сентября | 12 сентября |
Такамт(и) (октябрь) | Паопи (Ⲡⲁⲱⲡⲉ) | 28 сентября | 11 октября | 12 октября |
Ḫədar (ноябрь) | Хатор (Ϩⲁⲑⲱⲣ) | 28 октября | 10 ноября | 11 ноября |
Ташаш (декабрь) | Кояк (Ⲕⲟⲓⲁⲕ) | 27 ноября | 10 декабря | 11 декабря |
Ṭərr(i) (январь) | Тоби (Ⲧⲱⲃⲓ) | 27 декабря | 9 января | 10 января |
Якатит (Тен. Лякатит) (февраль) | Мешир (Ⲙⲉϣⲓⲣ) | 26 января | 8 февраля | 9 февраля |
Мегабит (март) | Паремхат (Ⲡⲁⲣⲉⲙϩⲁⲧ) | 25 февраля | 10 марта | 10 марта |
Миязя (апрель) | Пармути (Ⲡⲁⲣⲙⲟⲩⲧⲉ) | 27 марта | 9 апреля | 9 апреля |
Гэнбо (т) (май) | Пашон (Ⲡⲁϣⲟⲛⲥ) | 26 апреля | 9 мая | 9 мая |
Сене (июнь) | Паони (Ⲡⲁⲱⲛⲓ) | 26 мая | 8 июня | 8 июня |
Хамле (июль) | Эпип (Ⲉⲡⲓⲡ) | 25 июня | 8 июля | 8 июля |
Няхасе (август) | Месори (Ⲙⲉⲥⲱⲣⲓ) | 25 июля | 7 августа | 7 августа |
Ṗagʷəmen/Ṗagume [9] | Пикуги Енавот (Ⲡⲓⲕⲟⲩϫⲓ ⲛ̀ⲁⲃⲟⲧ) | 24 августа | 6 сентября | 6 сентября |
Эти григорианские даты действительны только с марта 1900 года по февраль 2100 года. Это связано с тем, что 1900 и 2100 годы не являются високосными годами в григорианском календаре, хотя они находятся в эфиопском календаре, а это означает, что даты до 1900 года и после 2100 года будут смещены.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Большинство протестантов в диаспоре имеют возможность выбрать эфиопский календарь или григорианский календарь для религиозных праздников, причем этот вариант используется с учетом того, что соответствующий восточный праздник не является государственным праздником в западном мире .
- ^ Jump up to: а б с д «Эфиопия: Страна, где год длится 13 месяцев» . Новости Би-би-си . 10 сентября 2021 г. Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Эфиопия отмечает Новый год на 7 лет позже григорианского календаря» . Африка Report.com . 9 сентября 2011 года . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Речь, Режиссура (5 сентября 2007 г.). «Эфиопия: Тысячелетие для кого?» . Судан Трибьюн Получено 17 сентября.
- ^ Jump up to: а б с Дей, Панчали. «Эфиопия — страна, которая следует 13-месячному календарю и отстает от остального мира на 7 лет!» . Таймс оф Индия . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ «Звонок в Новом» . 10 сентября 2004 года . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Уолтерс г-жа W.850, Эфиопские Евангелия» . Проверено 8 февраля 2017 г.
Церковь Мадхане Алам в Маджате, 1892–1893 гг., Известна из примечания на л. 95r, в котором на амхарском языке записано о предоставлении земли церкви Мугате Мадхане «Алам», принятом в год Матфея, 7385 года Anno Mundi (= 1885 EC = 1892–1893 нашей эры).
- ^ Тафесс, С. (11 марта 2008 г.). «Математическая основа календаря, используемого Эфиопской православной церковью твахедо для периодов постов и религиозных праздников » Восточноафриканский научный журнал . 2 (1): 79–85. дои : 10.4314/eajsci.v2i1.40368 . ISSN 1992-0407 .
- ^ Jump up to: а б «Эфиопия: Пагуме — короткий месяц со множеством подвигов» . allAfrica.com . 13 сентября 2021 г. Проверено 17 сентября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- «Эфиопский календарь», Приложение IV, К.Ф. Бекингем и Дж.В.Б. Хантингфорд, Пресвитер Индийский Иоанн (Кембридж: Общество Хаклюта , 1961).
- Гинцель, Фридрих Карл , «Справочник по математической и технической хронологии», Лейпциг, 3 тома, 1906–1914.