Вестлендская оса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2016 г. ) |
Оса | |
---|---|
![]() Westland Wasp HAS.1 с Королевского флота маркировкой | |
Общая информация | |
Тип | Вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Вертолеты |
Основные пользователи | Королевский флот |
Количество построенных | 133 |
История | |
Дата введения | 1963 |
Первый полет | 28 октября 1962 г. |
Ушедший на пенсию | 2000 ( Королевский флот Малайзии ) |
Разработано на основе | Саро P.531 |
Westland Wasp — небольшой корабельный противолодочный вертолет 1960-х годов с турбинным двигателем. Произведенный компанией Westland Helicopters , он произошел из той же Saunders-Roe P.531 программы британской армии , что и Westland Scout , и основан на более раннем Saunders-Roe Skeeter с поршневым двигателем . Он соответствовал требованиям Королевского флота к вертолету, достаточно маленькому, чтобы приземлиться на палубу фрегата и нести полезную нагрузку в виде двух самонаводящихся торпед.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Увеличение скорости и дальности атаки подводной угрозы, а также увеличение дальности, на которой эта угроза могла быть обнаружена, привели к тому, что Королевский флот потребовал создать «пилотируемый вертолет с торпедами» (MATCH). Современное корабельное оружие не имело необходимой дальности, поэтому МАТЧ представлял собой, по сути, оружие дальнего действия , когда вертолет доставлял торпеду или другое оружие к цели и получал указание, когда и где ее сбросить. [ 1 ] В отличие от более крупного Westland Wessex , Wasp не имел собственного гидролокатора и ограничивался работой строго в партнерстве со своим головным кораблем, другими кораблями или другими противолодочными подразделениями. [ 2 ]

Первый прототип Saro P.531 поднялся в воздух 20 июля 1958 года. [ 3 ] при этом прототипы подлежат детальным испытаниям в Королевском флоте, включая оценку нескольких компоновок ходовой части, прежде чем будет принято окончательное решение. Заказ на предсерийную партию из двух «Морских разведчиков» был размещен в сентябре 1961 года. Первый полет двух предсерийных «Ос» состоялся 28 октября 1962 года. [ 4 ] Вскоре началось полное производство, всего для RN было закуплено 98 машин. Оса успешно экспортировалась в Бразилию, Нидерланды, Индонезию, Малайзию, Новую Зеландию и Южную Африку. Всего было построено 133 самолета. [ 5 ]
По сути, Wasp был военно-морским разведчиком, хотя изначально он должен был называться Sea Scout и отличался в основном деталями конструкции. Он имел уникальную 4-колесную поворотную ходовую часть, которая позволяла маневрировать самолету на небольших покачивающихся кабинах экипажа. Wasp мог использовать «отрицательный шаг» лопастей несущего винта, чтобы позволить самолету «прилипать» к палубе до тех пор, пока не будут прикреплены ремни. Дополнительный топливный бак был установлен в полу кабины, а хвостовая балка и лопасти несущего винта были складными, что позволяло размещать их в небольших ангарах, оборудованных вертолетами сопровождения первого поколения. Он был оснащен лебедкой над задней дверью правого борта, а также мог перевозить подвешенные грузы с помощью полуавтоматического устройства освобождения груза, установленного под фюзеляжем. Имея экипаж из двух человек (пилот и ракетный наводчик/летчик) и вмещая трех пассажиров, Wasp был полезен для транспортных миссий на короткие расстояния, а также для эвакуации раненых, имея место для одной носилки, установленной в задней части кабины.
Более поздние модификации включали возможность нести ракету с проводным наведением Nord SS.11 с установкой прицела на левой крыше кабины, а также установку больших надувных аварийных поплавков в спонсонах по обе стороны кабины для предотвращения опрокидывания кабины. самый тяжелый самолет в случае посадки на воду . SS.11 имел ограниченную дальность действия и поражал небольшие надводные цели, такие как патрульные катера или береговые позиции, и позже был заменен AS.12 , который фактически имел удвоенную дальность действия.
Операционная история
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]
Wasp HAS.1 был принят на вооружение в качестве малых кораблей в 1964 году, после интенсивного периода испытаний подразделением интенсивных летных испытаний 700(W) с июня 1963 года по март 1964 года. Эту основную роль он выполнял в составе 829-й морской авиационной эскадрильи. , но и в учебных частях для снабжения экипажей для фронта 706 НАС в период с 1965 по 1967 годы и в 703 NAS в период с 1972 по 1981 год. Одиночные планеры также служили для легких задач связи в штурмовых эскадрильях коммандос, 845 NAS и 848 NAS , до 1973 года. Хотя он был эффективен в качестве истребителя подводных лодок, его лучше всего использовать в паре с охотником за подводными лодками Wessex HAS.3. . В конце 1970-х годов Westland Lynx начал заменять Wasp.
25 апреля 1982 года аргентинская подводная лодка ARA Santa Fe была замечена вертолётом «Уэссекс» с авианосца HMS Antrim . Затем «Уэссекс» и Lynx HAS.2 с корабля HMS Brilliant атаковали его глубинными бомбами , торпедой Mk 46 , а также обстреляли его из пулемета общего назначения . Wasp, запущенный с HMS Plymouth , и два Wasp, запущенные с HMS Endurance, выпустили AS.12 по подводной лодке противокорабельные ракеты , забив попадания. Санта-Фе была повреждена настолько сильно, что не позволила ей затонуть. Экипаж покинул подводную лодку у причала на острове Южная Георгия и сдался британским войскам, став, таким образом, первой жертвой морской войны, а также первым прямым столкновением оперативной группы Королевского флота.
Последний «Оса» был выведен из эксплуатации в 1988 году, когда был выведен из эксплуатации последний фрегат типа 12 типа Ротсей» « .
Королевский флот Малайзии
[ редактировать ]Wasp поступил на вооружение Королевского военно-морского флота Малайзии довольно поздно по сравнению с другими странами, которые приобрели этот самолет, когда он присоединился к RMN 8 апреля 1988 года. У Wasp была относительно короткая карьера, и десять лет спустя он был снят с производства и заменен на Еврокоптер Феннек .
Королевский флот Новой Зеландии
[ редактировать ]Первые четыре из девятнадцати «Ос» были закуплены Королевским военно-морским флотом Новой Зеландии (RNZN) в 1966 году и сразу же переданы в состав нового Leander класса фрегата HMNZS Waikato . Они выполнили множество задач, а также приняли участие в патруле Армилла в Персидском заливе в 1980-е годы. На «Осах» пилотировали пилоты РНЗН, но обслуживали наземные бригады 3-й эскадрильи РНЗАФ .
В 1997 году четыре «Осы» совершили пролет, ознаменовав прибытие нового «Анзак» класса фрегата HMNZS Te Kaha .
Wasp прослужил в РНЗН 32 года и вышел на пенсию в 1998 году, в том же году HMNZS Waikato , которая впервые оперативно развернула Wasp в Новой Зеландии, сама была выведена из эксплуатации. Их заменили Kaman SH-2 Seasprite в качестве временного решения до прибытия их SH-2G (Новая Зеландия).
Королевский флот Нидерландов
[ редактировать ]
С началом деятельности Королевского военно-морского флота Нидерландов в конце 1960-х годов, после пожара на борту HNLMS Karel Doorman , противолодочные обязательства НАТО взяла на себя эскадрилья вертолетов Westland Wasp, управляемая шестью Van Speijk класса противолодочными фрегатами . Береговая база находилась на аэродроме Де-Кой . В период с ноября 1966 по июнь 1967 года 860-я военно-морская авиационная эскадрилья Королевского флота Нидерландов получила 12 вертолетов Wasp, которые эксплуатировались с фрегатов класса Van Speijk как AH-12A и выполняли функции противолодочной обороны. Последние из Dutch Wasp были выведены из эксплуатации в 1981 году, когда их заменили Westland Lynx .
Другие операторы
[ редактировать ]«Оса» также состояла на вооружении ВМС Бразилии , Индонезии и Южной Африки . Все индонезийские самолеты были бывшими голландскими самолетами и последними самолетами этого типа, находившимися на действительной службе.
Последний из десяти излишних вертолетов ВМС Нидерландов, отремонтированных компанией Westland для ВМС Индонезии, был остановлен в 1998 году. Пилотировался 400-й авиационной эскадрильей (RON 400) с авиабазы ВМС Джуанда ВМС Индонезии. , а в море они были погружены на борт бывшего племенного корабля и бывшие фрегаты класса Van Speijk ВМС Нидерландов .
ВМС Бразилии эксплуатировали Wasp как UH-2 и UH-2A, получив три вертолета новой постройки в апреле 1966 года и еще семь вертолетов бывшего Королевского флота в 1977 году. 1-й эскадрилья вертолетов Emprego Geral (HU-1) управляли вертолетами с эсминцев класса Gearing и Allen M. Sumner и Niterói фрегатов класса .
ВМС Южной Африки получили свою первую партию из десяти новых планеров в 1963 году, за которой последовала поставка второй партии из восьми планеров в 1973 году. Только шесть из этой партии были доставлены из-за международного эмбарго на поставки оружия, введенного в отношении Южной Африки во время апартеида. режим. «Осы» были доставлены самолетом 22 Flight из Истерплата ; ВМФ класса «Президент» В 1976 году это подразделение стало 22-й эскадрильей Морского командования. Вертолеты эксплуатировались с фрегатов . ВМС ЮАР также приобрели один планер бывших сил общественной безопасности Бахрейна в качестве учебного планера для поддержки своей программы Wasp. ВМС ЮАР вывели свою последнюю «Осу» в 1990 году.
Варианты
[ редактировать ]
- Морской разведчик HAS.1
- Sea Scout HAS.1 было первоначальным обозначением Wasp в Королевском флоте.
- Оса HAS.1
- Корабельный противолодочный вертолет Королевского флота.
Операторы
[ редактировать ]
- Королевский флот [ 12 ]
- 700W военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 703-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 705-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 706-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 829-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 845-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 848-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
- 860-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 13 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Бразилия
- Wasp HAS.1 N-7039 , который был XT433 в Королевском флоте с 1965 по 1978 год, выставлен на выставке в Кампо-дос-Афонсос.
- Германия
- Wasp HAS.1 (XS569) выставлен на выставке Flugaustellung L&P Junior, Хермескейль.
- Индонезия
- Wasp HAS.1 HS-434 ВМС Индонезии , бывший " Marineluchtvaartdienst " 243 , выставлен в качестве охранника ворот на авиабазе ВМС Джуанда в Сурабае . [ 14 ]
- Wasp HAS.1 ВМС Индонезии выставлен в Командовании разработки военно-морской доктрины, образования и подготовки кадров в Сурабае . [ 15 ]
- Малайзия
- Wasp HAS.1 M499-01 , который был XV636 в Королевском флоте, выставлен в Королевском музее Паханга, Пекан, Малайзия.
- Wasp HAS.1 M499-07 , который был XT426 в Королевском флоте с 1965 по 1992 год, выставлен в Морском музее, Малакка, Малайзия.
- Новая Зеландия
- Wasp HAS.1 NZ3906 выставлен в Королевском музее ВВС Новой Зеландии в Крайстчерче . [ 16 ]
- Нидерланды
- AH-12A Wasp 235 из "Marineluchtvaartdienst" (MLD), бывший Royal Navy Wasp HAS.1 XT795 , выставлен в Traditiekamer Marineluchtvaartdienst в Де Кое.
- Великобритания: годен к полетам
- G-BYCX, бывший южноафриканский Wasp Mk 1B, принадлежит компании Military Vehicle Solutions Ltd. в Данчерче, Регби. [ 17 ]
- G-CBUI, бывший Королевский флот ( XT420 ), Wasp HAS.1 принадлежит Fly Navy Heritage Trust в RNAS Yeovilton и летает под маркировкой Королевского флота как XT420 . [ 17 ]
- G-CGGK, бывший 829 NAS Wasp HAS.1 (серийный номер RN XT434 ), принадлежит Aeromedical Training Ltd. в Уилтшире. [ 17 ]
- G-CMBE (ранее зарегистрированный как G-KANZ), бывший Королевский флот ( XT782 ) и бывший RNZN ( NZ3909 ). Wasp HAS.1 находится в частной собственности и летает с маркировкой RNZN как NZ3909 . [ 17 ] [ 18 ]
- G-KAXT, бывший Королевский флот ( XT787 ) и Королевский флот Новой Зеландии ( NZ3905 ), Wasp HAS.1 находится в частной собственности в Хэмпшире и, как частый посетитель авиашоу, летает в камуфляже Королевского флота Южной Атлантики со значком HMS. Endurance и его оригинальный бортовой номер XT787 . [ 17 ] [ 19 ]
- G-RIMM, бывший Королевский флот ( XT435 ) и RNZN ( NZ3907 ), Wasp HAS.1 находится в частной собственности и летает с маркировкой XT435 . [ 17 ]
- Великобритания: на выставке
- Wasp HAS.1 XS527 выставлен в Музее авиации флота в Йовилтоне. [ 20 ]
- Бывший самолет Endurance Flight Wasp HAS.1 XS567 выставлен в Имперском военном музее в Даксфорде . [ 21 ]
- Wasp HAS.1 XT443 выставлен в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр. [ 22 ]
- Wasp HAS.1 XT788 базируется в Девоне, Англия, но выставлен в различных местах по всей Великобритании в качестве центра сбора благотворительных средств. [ 23 ]
- Великобритания: хранится или реставрируется.
- Г-БЗПП a Wasp HAS.1 (был серийный номер RN XT793 )
- Wasp HAS.1 XT427 и XT778 хранятся в Музее авиации флота в Йовилтоне. [ 24 ]
- Бывший 829 NAS Wasp HAS.1 XT439 находится в частной собственности в Хартфордшире. [ 25 ]
- Wasp HAS.1 XT437 хранится в коллекции Boscombe Down Aviation на аэродроме Олд Сарум, Уилтшир. [ 26 ]
Небольшое количество вертолетов до сих пор используется в военно-технических училищах для технического обслуживания и инженерной подготовки.
Технические характеристики (Оса HAS.1)
[ редактировать ]
Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот, 1 летчик.
- Вместимость: до 4 пассажиров
- Длина: 40 футов 4 дюйма (12,29 м) в целом, 30 футов 4 дюйма (9,24 м) только фюзеляжа
- Рост: 8 футов 11 дюймов (2,72 м)
- Пустой вес: 3452 фунта (1566 кг)
- Максимальный взлетный вес: 5500 фунтов (2495 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Nimbus 103 турбовальный мощностью 710 л.с. (530 кВт) с пониженной мощностью с 1050 л.с. (783 кВт)
- Диаметр несущего винта: 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
- Площадь несущего винта: 816,9 кв. футов (75,89 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 104 узла (120 миль в час, 193 км/ч)
- Крейсерская скорость: 96 узлов (110 миль в час, 178 км/ч)
- Дальность: 263 миль (303 мили, 487 км)
- Практический потолок: 12 200 футов (3700 м)
- Скорость набора высоты: 1440 футов/мин (7,3 м/с).
- Нагрузка на диск: 6,75 фунтов/кв. футов (33,0 кг/м) 2 )
- Мощность/масса : 0,19 л.с./фунт (0,31 кВт/кг)
Вооружение
- 2 торпеды Mk 44 или 1 Mk 46 торпеда или 2 глубинные бомбы Mk 11 или WE.177 . 600-фунтовая ядерная глубинная бомба [ 28 ] [ 29 ]
- 4 ракеты SS.11 или 2 ракеты AS.12 .
- L7 GPMG , 4,5 сигнальных ракеты, плавающий дым/пламя.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фридман 2006, стр. 245–246.
- ^ Джеймс 1991, стр. 347, 372.
- ^ Джеймс 1991, стр.365.
- ^ Джеймс 1991, стр. 371–372.
- ^ Дональд и Лейк 1996, стр.439.
- ^ «ВМФ ВМФ» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Военно-морской флот Индонезийской национальной армии — HAS Wasp» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Индонезия — ВМС Вестленд-Уосп» . Требуйте СМИ. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Тентара Лаут Дираджа Малайзия» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «МИРОВОЙ РЫНОК ВЕРТОЛЕТОВ, 1968 г., стр. 54» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Вестленд-Уосп ХАС Мк1» . saspresidentkruger.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Вестлендская оса (XS527)» . www.fleetairarm.com. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стертивант и Балланс 1994 , с. 363.
- ^ Авиалайнеры.нет
- ^ Изображения на Картах Google
- ^ «Музей РНЗАФ – Виграм» . /www.warbirdsite.com. Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Сводка результатов поиска GINFO — Westland Wasp» . Управление гражданской авиации Соединенного Королевства. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Эллис 2008 , с. 54
- ^ Владелец, заявление TMartin, 2016 г.
- ^ Эллис 2008 , с. 192
- ^ Эллис 2008 , с. 22
- ^ Эллис 2008 , стр. 190.
- ^ Эллис 2008 , с. 43
- ^ Эллис 2008 , с. 193
- ^ Эллис 2008 , стр. 76.
- ^ «Экспонат BDAC — Вестлендская оса» . Коллекция авиации Боскомб Даун. Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Джеймс 1991, стр.76.
- ^ «АВИА 65/1862 Е70» . Национальный архив, Лондон. 23 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г.
- ^ Бернелл, Брайан. «МЫ.177С» . Архивировано из оригинала 13 марта 2010 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берден, Родни А., Дрейпер, Майкл И., Раф, Дуглас А., Смит, Колин Р. и Уилтон, Дэвид. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: Британская исследовательская группа авиации, 1986. ISBN 0-906339-05-7 .
- Дональд, Дэвид и Лейк, Джон. (ред.) Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996 г. ISBN 1-874023-95-6 .
- Эллис, Кен (2008). Обломки и реликвии . Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-0-85979-134-2 .
- Фридман, Норман. Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Барнсли, Великобритания: Seaforth Publishing, 2006. ISBN 978-1-86176-137-8 .
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991 г., ISBN 0-85177-847-X .
- Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж , Кент , Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-223-8 .
- Разведчик и Оса: всебританский успех Дэйв Биллиндж Aviation News Том 71 № 2 Февраль 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]