Jump to content

Вестлендская оса

(Перенаправлено с Westland Wasp HAS.1 )

Оса
Westland Wasp HAS.1 с Королевского флота маркировкой
Общая информация
Тип Вертолет
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Вестленд Вертолеты
Основные пользователи Королевский флот
Количество построенных 133
История
Дата введения 1963
Первый полет 28 октября 1962 г.
Ушедший на пенсию 2000 ( Королевский флот Малайзии )
Разработано на основе Саро P.531

Westland Wasp — небольшой корабельный противолодочный вертолет 1960-х годов с турбинным двигателем. Произведенный компанией Westland Helicopters , он произошел из той же Saunders-Roe P.531 программы британской армии , что и Westland Scout , и основан на более раннем Saunders-Roe Skeeter с поршневым двигателем . Он соответствовал требованиям Королевского флота к вертолету, достаточно маленькому, чтобы приземлиться на палубу фрегата и нести полезную нагрузку в виде двух самонаводящихся торпед.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Увеличение скорости и дальности атаки подводной угрозы, а также увеличение дальности, на которой эта угроза могла быть обнаружена, привели к тому, что Королевский флот потребовал создать «пилотируемый вертолет с торпедами» (MATCH). Современное корабельное оружие не имело необходимой дальности, поэтому МАТЧ представлял собой, по сути, оружие дальнего действия , когда вертолет доставлял торпеду или другое оружие к цели и получал указание, когда и где ее сбросить. [ 1 ] В отличие от более крупного Westland Wessex , Wasp не имел собственного гидролокатора и ограничивался работой строго в партнерстве со своим головным кораблем, другими кораблями или другими противолодочными подразделениями. [ 2 ]

Первая Оса на выставке SBAC 1962 г., за месяц до первого полета.

Первый прототип Saro P.531 поднялся в воздух 20 июля 1958 года. [ 3 ] при этом прототипы подлежат детальным испытаниям в Королевском флоте, включая оценку нескольких компоновок ходовой части, прежде чем будет принято окончательное решение. Заказ на предсерийную партию из двух «Морских разведчиков» был размещен в сентябре 1961 года. Первый полет двух предсерийных «Ос» состоялся 28 октября 1962 года. [ 4 ] Вскоре началось полное производство, всего для RN ​​было закуплено 98 машин. Оса успешно экспортировалась в Бразилию, Нидерланды, Индонезию, Малайзию, Новую Зеландию и Южную Африку. Всего было построено 133 самолета. [ 5 ]

По сути, Wasp был военно-морским разведчиком, хотя изначально он должен был называться Sea Scout и отличался в основном деталями конструкции. Он имел уникальную 4-колесную поворотную ходовую часть, которая позволяла маневрировать самолету на небольших покачивающихся кабинах экипажа. Wasp мог использовать «отрицательный шаг» лопастей несущего винта, чтобы позволить самолету «прилипать» к палубе до тех пор, пока не будут прикреплены ремни. Дополнительный топливный бак был установлен в полу кабины, а хвостовая балка и лопасти несущего винта были складными, что позволяло размещать их в небольших ангарах, оборудованных вертолетами сопровождения первого поколения. Он был оснащен лебедкой над задней дверью правого борта, а также мог перевозить подвешенные грузы с помощью полуавтоматического устройства освобождения груза, установленного под фюзеляжем. Имея экипаж из двух человек (пилот и ракетный наводчик/летчик) и вмещая трех пассажиров, Wasp был полезен для транспортных миссий на короткие расстояния, а также для эвакуации раненых, имея место для одной носилки, установленной в задней части кабины.

Более поздние модификации включали возможность нести ракету с проводным наведением Nord SS.11 с установкой прицела на левой крыше кабины, а также установку больших надувных аварийных поплавков в спонсонах по обе стороны кабины для предотвращения опрокидывания кабины. самый тяжелый самолет в случае посадки на воду . SS.11 имел ограниченную дальность действия и поражал небольшие надводные цели, такие как патрульные катера или береговые позиции, и позже был заменен AS.12 , который фактически имел удвоенную дальность действия.

Операционная история

[ редактировать ]

Королевский флот

[ редактировать ]
Оса из HMS Galatea десантного состава на атолле Альдабра , Индийский океан (1970 г.)

Wasp HAS.1 был принят на вооружение в качестве малых кораблей в 1964 году, после интенсивного периода испытаний подразделением интенсивных летных испытаний 700(W) с июня 1963 года по март 1964 года. Эту основную роль он выполнял в составе 829-й морской авиационной эскадрильи. , но и в учебных частях для снабжения экипажей для фронта 706 НАС в период с 1965 по 1967 годы и в 703 NAS в период с 1972 по 1981 год. Одиночные планеры также служили для легких задач связи в штурмовых эскадрильях коммандос, 845 NAS и 848 NAS , до 1973 года. Хотя он был эффективен в качестве истребителя подводных лодок, его лучше всего использовать в паре с охотником за подводными лодками Wessex HAS.3. . В конце 1970-х годов Westland Lynx начал заменять Wasp.

25 апреля 1982 года аргентинская подводная лодка ARA Santa Fe была замечена вертолётом «Уэссекс» с авианосца HMS Antrim . Затем «Уэссекс» и Lynx HAS.2 с корабля HMS Brilliant атаковали его глубинными бомбами , торпедой Mk 46 , а также обстреляли его из пулемета общего назначения . Wasp, запущенный с HMS Plymouth , и два Wasp, запущенные с HMS Endurance, выпустили AS.12 по подводной лодке противокорабельные ракеты , забив попадания. Санта-Фе была повреждена настолько сильно, что не позволила ей затонуть. Экипаж покинул подводную лодку у причала на острове Южная Георгия и сдался британским войскам, став, таким образом, первой жертвой морской войны, а также первым прямым столкновением оперативной группы Королевского флота.

Последний «Оса» был выведен из эксплуатации в 1988 году, когда был выведен из эксплуатации последний фрегат типа 12 типа Ротсей» « .

Королевский флот Малайзии

[ редактировать ]

Wasp поступил на вооружение Королевского военно-морского флота Малайзии довольно поздно по сравнению с другими странами, которые приобрели этот самолет, когда он присоединился к RMN 8 апреля 1988 года. У Wasp была относительно короткая карьера, и десять лет спустя он был снят с производства и заменен на Еврокоптер Феннек .

Королевский флот Новой Зеландии

[ редактировать ]

Первые четыре из девятнадцати «Ос» были закуплены Королевским военно-морским флотом Новой Зеландии (RNZN) в 1966 году и сразу же переданы в состав нового Leander класса фрегата HMNZS Waikato . Они выполнили множество задач, а также приняли участие в патруле Армилла в Персидском заливе в 1980-е годы. На «Осах» пилотировали пилоты РНЗН, но обслуживали наземные бригады 3-й эскадрильи РНЗАФ .

В 1997 году четыре «Осы» совершили пролет, ознаменовав прибытие нового «Анзак» класса фрегата HMNZS Te Kaha .

Wasp прослужил в РНЗН 32 года и вышел на пенсию в 1998 году, в том же году HMNZS Waikato , которая впервые оперативно развернула Wasp в Новой Зеландии, сама была выведена из эксплуатации. Их заменили Kaman SH-2 Seasprite в качестве временного решения до прибытия их SH-2G (Новая Зеландия).

Королевский флот Нидерландов

[ редактировать ]
Wasp HAS.1 (AH-12A) голландской Koninklijke Marine , 1967 г.

С началом деятельности Королевского военно-морского флота Нидерландов в конце 1960-х годов, после пожара на борту HNLMS Karel Doorman , противолодочные обязательства НАТО взяла на себя эскадрилья вертолетов Westland Wasp, управляемая шестью Van Speijk класса противолодочными фрегатами . Береговая база находилась на аэродроме Де-Кой . В период с ноября 1966 по июнь 1967 года 860-я военно-морская авиационная эскадрилья Королевского флота Нидерландов получила 12 вертолетов Wasp, которые эксплуатировались с фрегатов класса Van Speijk как AH-12A и выполняли функции противолодочной обороны. Последние из Dutch Wasp были выведены из эксплуатации в 1981 году, когда их заменили Westland Lynx .

Другие операторы

[ редактировать ]

«Оса» также состояла на вооружении ВМС Бразилии , Индонезии и Южной Африки . Все индонезийские самолеты были бывшими голландскими самолетами и последними самолетами этого типа, находившимися на действительной службе.

Последний из десяти излишних вертолетов ВМС Нидерландов, отремонтированных компанией Westland для ВМС Индонезии, был остановлен в 1998 году. Пилотировался 400-й авиационной эскадрильей (RON 400) с авиабазы ​​​​ВМС Джуанда ВМС Индонезии. , а в море они были погружены на борт бывшего племенного корабля и бывшие фрегаты класса Van Speijk ВМС Нидерландов .

ВМС Бразилии эксплуатировали Wasp как UH-2 и UH-2A, получив три вертолета новой постройки в апреле 1966 года и еще семь вертолетов бывшего Королевского флота в 1977 году. 1-й эскадрилья вертолетов Emprego Geral (HU-1) управляли вертолетами с эсминцев класса Gearing и Allen M. Sumner и Niterói фрегатов класса .

ВМС Южной Африки получили свою первую партию из десяти новых планеров в 1963 году, за которой последовала поставка второй партии из восьми планеров в 1973 году. Только шесть из этой партии были доставлены из-за международного эмбарго на поставки оружия, введенного в отношении Южной Африки во время апартеида. режим. «Осы» были доставлены самолетом 22 Flight из Истерплата ; ВМФ класса «Президент» В 1976 году это подразделение стало 22-й эскадрильей Морского командования. Вертолеты эксплуатировались с фрегатов . ВМС ЮАР также приобрели один планер бывших сил общественной безопасности Бахрейна в качестве учебного планера для поддержки своей программы Wasp. ВМС ЮАР вывели свою последнюю «Осу» в 1990 году.

Варианты

[ редактировать ]
Вестлендская оса HAS.1
Морской разведчик HAS.1
Sea Scout HAS.1 было первоначальным обозначением Wasp в Королевском флоте.
Оса HAS.1
Корабельный противолодочный вертолет Королевского флота.

Операторы

[ редактировать ]
 Бразилия
 Индонезия
 Малайзия
 Нидерланды
Бразильская оса парит над авианосцем « Махан» , 1977 год.
 Новая Зеландия
 ЮАР
 Великобритания

Самолет на выставке

[ редактировать ]
  • Бразилия
    • Wasp HAS.1 N-7039 , который был XT433 в Королевском флоте с 1965 по 1978 год, выставлен на выставке в Кампо-дос-Афонсос.
  • Германия
    • Wasp HAS.1 (XS569) выставлен на выставке Flugaustellung L&P Junior, Хермескейль.
  • Индонезия
  • Малайзия
    • Wasp HAS.1 M499-01 , который был XV636 в Королевском флоте, выставлен в Королевском музее Паханга, Пекан, Малайзия.
    • Wasp HAS.1 M499-07 , который был XT426 в Королевском флоте с 1965 по 1992 год, выставлен в Морском музее, Малакка, Малайзия.
  • Новая Зеландия
  • Нидерланды
    • AH-12A Wasp 235 из "Marineluchtvaartdienst" (MLD), бывший Royal Navy Wasp HAS.1 XT795 , выставлен в Traditiekamer Marineluchtvaartdienst в Де Кое.
  • Великобритания: годен к полетам
    • G-BYCX, бывший южноафриканский Wasp Mk 1B, принадлежит компании Military Vehicle Solutions Ltd. в Данчерче, Регби. [ 17 ]
    • G-CBUI, бывший Королевский флот ( XT420 ), Wasp HAS.1 принадлежит Fly Navy Heritage Trust в RNAS Yeovilton и летает под маркировкой Королевского флота как XT420 . [ 17 ]
    • G-CGGK, бывший 829 NAS Wasp HAS.1 (серийный номер RN XT434 ), принадлежит Aeromedical Training Ltd. в Уилтшире. [ 17 ]
    • G-CMBE (ранее зарегистрированный как G-KANZ), бывший Королевский флот ( XT782 ) и бывший RNZN ( NZ3909 ). Wasp HAS.1 находится в частной собственности и летает с маркировкой RNZN как NZ3909 . [ 17 ] [ 18 ]
    • G-KAXT, бывший Королевский флот ( XT787 ) и Королевский флот Новой Зеландии ( NZ3905 ), Wasp HAS.1 находится в частной собственности в Хэмпшире и, как частый посетитель авиашоу, летает в камуфляже Королевского флота Южной Атлантики со значком HMS. Endurance и его оригинальный бортовой номер XT787 . [ 17 ] [ 19 ]
    • G-RIMM, бывший Королевский флот ( XT435 ) и RNZN ( NZ3907 ), Wasp HAS.1 находится в частной собственности и летает с маркировкой XT435 . [ 17 ]
  • Великобритания: на выставке
  • Великобритания: хранится или реставрируется.

Небольшое количество вертолетов до сих пор используется в военно-технических училищах для технического обслуживания и инженерной подготовки.

Технические характеристики (Оса HAS.1)

[ редактировать ]

Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 27 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 пилот, 1 летчик.
  • Вместимость: до 4 пассажиров
  • Длина: 40 футов 4 дюйма (12,29 м) в целом, 30 футов 4 дюйма (9,24 м) только фюзеляжа
  • Рост: 8 футов 11 дюймов (2,72 м)
  • Пустой вес: 3452 фунта (1566 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 5500 фунтов (2495 кг)
  • Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Nimbus 103 турбовальный мощностью 710 л.с. (530 кВт) с пониженной мощностью с 1050 л.с. (783 кВт)
  • Диаметр несущего винта: 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
  • Площадь несущего винта: 816,9 кв. футов (75,89 м ). 2 )

Производительность

  • Максимальная скорость: 104 узла (120 миль в час, 193 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 96 узлов (110 миль в час, 178 км/ч)
  • Дальность: 263 миль (303 мили, 487 км)
  • Практический потолок: 12 200 футов (3700 м)
  • Скорость набора высоты: 1440 футов/мин (7,3 м/с).
  • Нагрузка на диск: 6,75 фунтов/кв. футов (33,0 кг/м) 2 )
  • Мощность/масса : 0,19 л.с./фунт (0,31 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Фридман 2006, стр. 245–246.
  2. ^ Джеймс 1991, стр. 347, 372.
  3. ^ Джеймс 1991, стр.365.
  4. ^ Джеймс 1991, стр. 371–372.
  5. ^ Дональд и Лейк 1996, стр.439.
  6. ^ «ВМФ ВМФ» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  7. ^ «Военно-морской флот Индонезийской национальной армии — HAS Wasp» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  8. ^ «Индонезия — ВМС Вестленд-Уосп» . Требуйте СМИ. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  9. ^ «Тентара Лаут Дираджа Малайзия» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «МИРОВОЙ РЫНОК ВЕРТОЛЕТОВ, 1968 г., стр. 54» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  11. ^ «Вестленд-Уосп ХАС Мк1» . saspresidentkruger.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  12. ^ «Вестлендская оса (XS527)» . www.fleetairarm.com. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стертивант и Балланс 1994 , с. 363.
  14. ^ Авиалайнеры.нет
  15. ^ Изображения на Картах Google
  16. ^ «Музей РНЗАФ – Виграм» . /www.warbirdsite.com. Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Сводка результатов поиска GINFO — Westland Wasp» . Управление гражданской авиации Соединенного Королевства. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
  18. ^ Эллис 2008 , с. 54
  19. ^ Владелец, заявление TMartin, 2016 г.
  20. ^ Эллис 2008 , с. 192
  21. ^ Эллис 2008 , с. 22
  22. ^ Эллис 2008 , стр. 190.
  23. ^ Эллис 2008 , с. 43
  24. ^ Эллис 2008 , с. 193
  25. ^ Эллис 2008 , стр. 76.
  26. ^ «Экспонат BDAC — Вестлендская оса» . Коллекция авиации Боскомб Даун. Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
  27. ^ Джеймс 1991, стр.76.
  28. ^ «АВИА 65/1862 Е70» . Национальный архив, Лондон. 23 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г.
  29. ^ Бернелл, Брайан. «МЫ.177С» . Архивировано из оригинала 13 марта 2010 года . Проверено 17 ноября 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Берден, Родни А., Дрейпер, Майкл И., Раф, Дуглас А., Смит, Колин Р. и Уилтон, Дэвид. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: Британская исследовательская группа авиации, 1986. ISBN   0-906339-05-7 .
  • Дональд, Дэвид и Лейк, Джон. (ред.) Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996 г. ISBN   1-874023-95-6 .
  • Эллис, Кен (2008). Обломки и реликвии . Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN  978-0-85979-134-2 .
  • Фридман, Норман. Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Барнсли, Великобритания: Seaforth Publishing, 2006. ISBN   978-1-86176-137-8 .
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991 г., ISBN   0-85177-847-X .
  • Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж , Кент , Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd.  0-85130-223-8 .
  • Разведчик и Оса: всебританский успех Дэйв Биллиндж Aviation News Том 71 № 2 Февраль 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f50e18f9da8e0910f7041d2a1b1295b7__1725744180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/b7/f50e18f9da8e0910f7041d2a1b1295b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Westland Wasp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)