Референдум
Бюллетени для конституционного референдума 2016 года ; Флаер для референдума в Сиэтле 1971 года ; Референдум 1946 года в Италии , решающий республику или монархию.
Часть политической серии |
Прямая демократия |
---|
![]() |
![]() |
Часть политической серии |
Выборы |
---|
![]() |
![]() |
Часть политической серии |
Политика |
---|
![]() |
Референдум менее ( PL.: Референдумы или распространенные референды ) - это по предложению , прямое голосование избирателей закону или политическому вопросу. Это в отличие от вопроса, за которую проголосовал представитель . Это может привести к принятию новой политики или конкретного закона , или референдум может быть только консультативным. В некоторых странах он является синонимом и также известен как плебисцит , голосование , популярная консультация , вопрос о голосовании , избирательный бюллетень или предложение .
Некоторые определения «плебисцита» предполагают, что это тип голосования, чтобы изменить конституцию или правительство страны. [ 1 ] Слово «референдум» часто является ловким, используемым как для законодательных рефералов , так и для инициатив .
Этимология
[ редактировать ]«Референдум»- это герундивная форма латинского глагола рефера , буквально «чтобы носить с собой» (от глагола Ferre , чтобы нести, нести, носить «плюс неразделимый префикс , здесь означает« обратно » [ 2 ] ) герундив - прилагательное Как [ 3 ] не существительное , [ 4 ] Его нельзя использовать отдельно на латыни, и должен содержаться в контексте, прикрепленном к существительному, такому как предложенный референдум Quod est Populo , «предложение, которое должно быть перенесено на людей». Добавление суммы глагола (единственное число от 3 -го лица, EST ) к герундии, обозначает идею необходимости или принуждения, которая «должна» быть сделана, а не то, что «подходит для». Его использование в качестве существительного на английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее недавно придуманное английское существительное, которое следует за английским грамматическим использованием, а не латинским грамматическим использованием. Это определяет форму множественного числа на английском языке, которая, согласно английской грамматике, должна быть «референдумом». Использование «референду» в качестве множественного числа на английском языке (рассматривая его как латинское слово и попытка применить к нему правила латинской грамматики) не подлежат поддержанию в соответствии с правилами как латинской, так и английской грамматики. Использование «референду» в качестве множественного числа указывается гипотетически как герунд или герундив Оксфордский английский словарь , который исключает такое использование в обоих случаях следующим образом: [ 5 ]
Референдумы логически предпочтительны в виде формы во множественном числе, означающей «бюллетени по одной проблеме» (как латинский герунд, [ 6 ] Референдум не имеет множественного числа). Латинская множественная численность «референда», означающая «вещи, которые нужно направить», обязательно означает множество проблем. [ 7 ]
Он тесно связан с повесткой дня , «те вопросы, которые должны быть направлены вперед», от назад , чтобы побудить или двигаться вперед; и меморандум , «тот, который следует запомнить», от мемора , чтобы вызвать на ум, Корригенда , от Рего , чтобы править, сделать прямые, те вещи, которые должны быть сделаны прямо (исправлены) и т. Д.
Термин «плебисцит» имеет в целом сходное значение в современном использовании и поступает из латинского плебисцита , что первоначально означало постановление о совокупности Plebis (Plebeian Council), популярном собрании Римской Республики . Сегодня референдум также может часто упоминаться как плебисцит, но в некоторых странах эти два термина используются по -разному для обозначения голосов с различными типами юридических последствий. [ 8 ]
В Австралии часто говорят, что «референдум» является голосованием за изменение федеральной конституции и «плебисцита» голосования, которое не влияет на Федеральную конституцию. [ 8 ] Тем не менее, это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы были по конституционным вопросам (например, австралийский референдум 1916 года ), и голоса штатов, которые также не влияют на федеральную конституцию или конституцию штата (например, референдумы (такие как 2009 год. Западный австралийский референдум дневного света ). Исторически они используются австралийцами взаимозаменяемо, а плебисцит считался другим названием для референдума. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В Ирландии «плебисцит» ссылался на голосование для принятия своей конституции, но последующее голосование по изменению конституции называется «референдумом», как и опрос избирателей по неконституционному законопроекту.
История
[ редактировать ]Считается, что название и использование «референдума» возникли в швейцарском кантоне Граубюндена еще в 16 веке. [ 12 ] [ 13 ]
После сокращения количества референдумов в середине двадцатого века референдум как политический инструмент увеличивался в популярности с 1970-х годов. Это увеличение было связано с решением общественности с политическими партиями, поскольку конкретные проблемы политики стали более важными для общественности, чем идентификаторы партий. [ 14 ]
Типы
[ редактировать ]Классификация
[ редактировать ]Термин «референдум» охватывает множество различных значений, и терминология отличается в зависимости от США, которая их удерживает. Референдум может быть обязательным или консультативным. [ 15 ] В некоторых странах различные названия используются для этих двух типов референдума. Референдумы могут быть дополнительно классифицированы по тому, кто их инициирует. [ 16 ]
Дэвид Альтман предлагает четыре измерения, которые референдумы могут быть классифицированы по: [ 17 ]
- Обязательно (юридически требуется) против необязательного (специального)
- Связывание против консультативного
- Гражданин инициировал (снизу вверх) инициированные власти (сверху вниз)
- Проактивная (предложение изменения) против реактивного (предотвращения изменения)
Обязательные референдумы
[ редактировать ]Обязательный референдум - это класс референдума, который необходимо проголосовать, если выполнены определенные условия или при выполнении определенных действий правительства. Они не требуют никаких подписей от общественности. В областях, которые используют референдумы обязательный референдум обычно используется в качестве юридически необходимого шага для ратификации для конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения международных организаций и определенных типов государственных расходов. [ 18 ]
Типичные типы обязательных референдумов включают в себя:
- Конституционные изменения: некоторые страны или местные органы власти предпочитают внедрить какие -либо конституционные поправки с обязательным референдумом. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственным исключением является Делавэр ).
- Финансовый референдум : Многие населенные пункты требуют референдума, чтобы правительство выпустило определенные облигации, повышает налоги с указанной суммы или взял на себя определенные суммы долга. Например, в Калифорнии правительство штата не может заимствовать более 300 000 долларов США без общественного голосования в общенациональном предложении облигации . [ 19 ]
- Международные отношения: Швейцария имеет обязательные референдумы о принятии международных договоров , которые связаны с коллективной безопасностью и присоединением к наднациональному сообществу. Этот тип референдума произошел только один раз в истории страны: неудачная попытка в 1986 году для Швейцарии присоединиться к Организации Объединенных Наций . [ 20 ]
- Военный референдум : гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануэлем Кантом , является референдумом для утверждения декларации войны на военном референдуме . Он никогда не был принят ни одной страной, но обсуждался в Соединенных Штатах в 1930 -х годах как поправка Ладлоу .
Дополнительный референдум
[ редактировать ]Необязательный референдум - это класс референдумов, который предназначен для голосования в результате спроса. Это может быть получено от исполнительной власти, законодательной власти или запроса людей (часто после удовлетворения требования подписи).
Типы дополнительных референдумов включают в себя:
- Власти плебисцит : также известные как законодательное направление, инициируются законодательным органом или правительством. Это могут быть консультативные вопросы для оценки общественного мнения или обязательных вопросов права.
- Популярная инициатива или референдум по инициативе: процесс под руководством граждан для предложения и голосования по новым законам.
- Популярный референдум : процесс, возглавляемый граждан, чтобы противостоять и избавиться от существующих законов.
- Вспомните референдум : процедура удаления избранных должностных лиц до окончания их срока полномочий . В зависимости от области и позиции, отзыв может быть для конкретного человека, такого как отдельный законодатель или более общий, такой как весь законодательный орган.
Обоснование
[ редактировать ]С политической философской точки зрения референдумы являются выражением прямой демократии , но сегодня большинство референдумов должны быть поняты в контексте репрезентативной демократии . Они, как правило, используются довольно избирательно, охватывая такие проблемы, как изменения в системах голосования, где в настоящее время избранные должностные лица могут не иметь законности или склонности к внедрению таких изменений.
По стране
[ редактировать ]С конца 18 -го века в мире были организованы сотни национальных референдумов; [ 21 ] было проведено почти 600 национальных голосов В Швейцарии с момента ее инаугурации в качестве современного государства в 1848 году . [ 22 ] Италия занимает второе место с 78 национальными референдумом : 72 популярных референдума (51 из которых были предложены радикальной партией ), 4 конституционные референдумы, один институциональный референдум и один консультативный референдум . [ 23 ]
По выпуску
[ редактировать ]Референдум по гражданским правам
[ редактировать ]Финансовый референдум
[ редактировать ]Референдум по добыче полезных ископаемых
[ редактировать ]Референдум независимости
[ редактировать ]Референдумы, связанные с Европейским Союзом
[ редактировать ]Проектирование и процедура
[ редактировать ]Референдумы с несколькими вариантами выбора
[ редактировать ]Референдум обычно предлагает электорату прямой выбор между принятием или отклонением предложения. Однако некоторые референдумы дают избирателям многочисленные варианты, а некоторые используют переносимое голосование. Это также было названо предпочтением , когда приведенный выбор позволяет избирателям взвесить свою поддержку политике. [ 29 ]
в Швейцарии Например, референдумы с множественным выбором распространены. Два референдума с множественным выбором были проведены в Швеции , в 1957 году и в 1980 году, в которых избирателям было предложено три варианта. В 1977 году был проведен референдум в Австралии для определения нового государственного гимна , в котором избиратели имели четыре варианта. В 1992 году Новая Зеландия провела референдум с пятью опциями в своей избирательной системе. В 1982 году у Гуама был референдум, который использовал шесть вариантов, с дополнительной пустой вариантом для тех, кто желает (кампании и) голосовать за свой собственный седьмой вариант.
Референдум с множественным выбором ставит вопрос о том, как должен быть определен результат. Они могут быть настроены таким образом, чтобы, если ни один вариант не получил поддержку абсолютного большинства (более половины) голосов, может быть сделан курорт в систему с двумя раундами или голосование с мгновенным дровяком , которое также называется IRV и PV Полем
В 2018 году Ассамблея граждан ирландских граждан рассмотрели проведение будущих референдумов в Ирландии , причем 76 членов в пользу разрешения более двух вариантов и 52% предпочтительнее предпочтительного голосования в таких случаях. [ 30 ] Другие люди рассматривают не мажоритарную методологию, такую как модифицированное количество Borda (MBC) как более инклюзивную и более точную.
Швейцарские референдумы предлагают отдельное голосование по каждому из нескольких вариантов, а также дополнительное решение о том, какой из нескольких вариантов должен быть предпочтительным. В шведском случае на обоих референдуме вариант «победа» была выбрана системой единого участника множества («Первое прошлое»). Другими словами, вариант выигрыша считался тем, что поддерживается множеством , а не абсолютным большинством избирателей. На австралийском референдуме 1977 года победитель был выбран системой преференциального мгновенного голосования (IRV). Опросы в Ньюфаундленде (1949) и Гуаме (1982), например, были подсчитаны в форме системы с двумя раундами , а в опросе в Новой Зеландии использовалась необычная форма TRS.
Хотя Калифорния не проводила референдумы с несколькими вариантами ответов в швейцарском или шведском смысле (в котором может быть победителем только одного из нескольких контр-пропозиций, а проигрышные предложения полностью недействительны), в ней так много да-или нет Референдумы в каждый день выборов возникают. Конституция государства обеспечивает метод разрешения конфликтов, когда в тот же день передаются два или более непоследовательных предложения. Это фактическая форма одобрения голосования - это предложение с наибольшим количеством голосов «да» преобладает над другими в той степени, в которой есть какое -либо конфликт.
Другими системами голосования, которые можно использовать на референдуме с несколькими вариантами ответов, являются метод Condorcet и квадратичное голосование (включая квадратное финансирование ).
Электронный референдум
[ редактировать ]Кворум
[ редактировать ]
Кворумы, как правило, вводятся для предотвращения искажения результатов референдума по низкой явке или решены мотивированным меньшинством избирателей.
Участие которых
[ редактировать ]Референдумы могут потребовать порога явки (также называемого кворумом участия), чтобы референдум считался юридически действительным. В кворуме участия большинство из этих голосов должны одобрить референдум, и определенный процент населения должен был проголосовать, чтобы результаты были утверждены.
Использование кворумов участия на референдуме является спорным, так как были показаны более высокие требования к снижению явки и участия избирателей. [ Цитация необходима ] С высоким участием кворума, оппозиция референдума имеет интерес к воздержанию от голосования, а не участвует, чтобы лишить признания результатов референдума с низкой явкой. Это форма парадокса неялов . Все остальные, которые не голосуют по другим причинам, в том числе с теми, кто не мнение, также фактически голосуют против референдума.
На референдуме по законам о рождаемости в 2005 году , оппозиции предлагаемому ослаблению законов об исследованиях на эмбрионах и о разрешении оплодотворения in-vitro , выступили с кампанией, чтобы люди воздерживались от голосования, чтобы понизить явку. Хотя большинство людей проголосовали за изменения в законе, результаты были недействительными, потому что участие было низким. [ 7 ]
Споры
[ редактировать ]Важные референдумы часто оспариваются в судах. В спорах до реферации истцы часто пытались предотвратить проведение референдума. В одном из таких проблем в 2017 году испанский конституционный суд приостановил Каталонии референдум о независимости . [ 33 ] В спорах после референдумы они бросают вызов результату. Британские суды отклонили вызовы после референдумы референдума Brexit . [ 34 ]
Международные трибуналы традиционно не мешали спорам на референдуме. В 2021 году Европейский суд по правам человека распространил свою юрисдикцию на референдумы в своем решении Toplak и Mrak v. Slovenia , инициированных двумя инвалидами из -за к избирательным участку доступа . [ 35 ]
Критика
[ редактировать ]Критика популистского аспекта
[ редактировать ]
В политическом управлении говорится, что избиратели на референдуме с большей вероятностью будут обучаться временным прихотям, чем тщательным обсуждением, или что они недостаточно информированы для принятия решений по сложным или техническим вопросам. [ 36 ] Кроме того, избиратели могут быть связаны с пропагандой , сильными личностями, запугиванием и дорогими рекламными кампаниями. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия - это « тирания большинства ».
Некоторая оппозиция референдуму возникла из -за его использования диктаторами, такими как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые утверждают, утверждается, [ 37 ] использовал плебисцит, чтобы маскировать репрессивную политику как популизм . Диктаторы могут также использовать референдумы, а также продемонстрировать выборы для дальнейшего узакофикации своей авторитета, такой как Антонио де Оливейра Салазар в 1933 году ; Бенито Муссолини в 1934 году ; Адольф Гитлер в 1934 , 1936 ; Франциско Франко в 1947 году ; Парк Чунг Хи в 1972 году ; и Фердинанд Маркос в 1973 году . Использование Гитлера плебисцитов утверждается [ кем? ] Как причина, почему со времен Второй мировой войны не было никаких положений в Германии о проведении референдума на федеральном уровне.
В последние годы несколько европейских правительств использовались стратегически, пытающимися достичь политических и избирательных целей. [ 38 ]
В 1995 году Джон Брутон считал, что
Все правительства непопулярны. Учитывая шанс, люди будут голосовать против них на референдуме. Поэтому избегайте референдума. Поэтому не поднимайте вопросы, которые требуют их, таких как большие против маленьких состояний. [ 39 ]
Закрытые вопросы и проблема отделиемости
[ редактировать ]Некоторые критики референдума атакуют использование закрытых вопросов. Трудность, называемая проблемой разделяемости, может порадовать референдум по двум или более вопросам. Если одна проблема на самом деле или в восприятии, связанном с другой в избирательном бюллетене, навязанное одновременное голосование первого предпочтения по каждому вопросу может привести к исходу, которое не хватает большинству.
Неоправданные ограничения на регулярную власть правительства
[ редактировать ]Несколько комментаторов отметили, что использование инициатив граждан для внесения поправок в Конституции настолько привязало правительство с беспорядком народных требований, которые делают правительство нерабочее. В статье 2009 года в «Экономисте» утверждается, что это ограничило способность правительства штата Калифорния налогом налогом и принять бюджет и призвал к совершенно новой калифорнийской конституции. [ 40 ]
Подобная проблема также возникает, когда избранные правительства накапливают чрезмерные долги. Это может серьезно уменьшить эффективную маржу для более поздних правительств.
Обе эти проблемы могут быть смягчены комбинацией других мер в
- строгие правила правильного бухгалтерского учета по бюджетным планам и эффективным государственным расходам;
- Обязательная оценка независимым государственным учреждением всех бюджетных последствий всех законодательных предложений, прежде чем они могут быть одобрены;
- Обязательная предварительная оценка конституционной согласованности любого предложения;
- Взаимодействие дополнительных бюджетных расходов (налогоплательщики в любом случае должны их финансировать, рано или поздно).
Источники
[ редактировать ]- Федеральные власти швейцарской конфедерации, статистика (немецкая). Статистика Швейцария - участие в голосовании
- Turcoane, Ovidiu (2015). «Предлагаемая контекстуальная оценка кворума референдума с использованием нечеткой логики» (PDF) . Журнал прикладных количественных методов . 10 (2): 83–93.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение плебисцита» . Оксфордские словаря. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Получено 2016-08-23 .
- ^ Marchant & Charles, Латинский словарь Касселла, 1928, с. 469.
- ^ Герундив - это словесное прилагательное (более короткий латинский учебник Кеннеди, издание 1962 года, стр. 91.)
- ^ Герунд - это словесное существительное (более короткое латинское праймер Кеннеди, издание 1962 года, стр. 91.), но не имеет и . назначения
- ^ Оксфордский английский словарь референдум
- ^ Герунд - это словесное существительное (более короткий латинский учебник Кеннеди, издание 1962 года, стр. 91.), но не имеет именительного случая, для которого инфинитив ( рефера ) служит этой цели. У него есть только винительные, родительные, дательные и аблятивные случаи (более короткий латинский праймер Кеннеди, издание 1962 года, с. 91-2.)
- ^ Jump up to: а беременный т.е. proposita Quae Референда Sunt Popolo , «Предложения, которые должны быть перенесены к людям»
- ^ Jump up to: а беременный Грин, Энтония (12 августа 2015 г.). «Плебисцит или референдум - в чем разница» . Азбука Архивировано из оригинала 13 августа 2015 года . Получено 23 августа 2015 года .
- ^ «Референдум» . Вечерние новости . № 9452. Новый Южный Уэльс, Австралия. 21 сентября 1897 г. с. 4 Получено 26 августа 2020 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Правительство плебисцитом» . Sydney Mail и New South Wales Advertiser . Тол. LXV, нет. 1960. Новый Южный Уэльс, Австралия. 29 января 1898 г. с. 217 Получено 26 августа 2020 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Плебисцит или референдум» . Бендиго независимо . № 12, 464. Виктория, Австралия. 3 декабря 1910 г. с. 4 Получено 26 августа 2020 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Барбер, Бенджамин Р. Смерть коммунальной свободы: история свободы в швейцарском горном кантоне . Издательство Принстонского университета, 1974, с. 179
- ^ Винсент, JM. Государственное и федеральное правительство в Швейцарии , издательство Johns Hopkins University Press, 2009, с. 122
- ^ Силагадзе, Нанули; Гергина, Сердж (январь 2020 г.). «Политика референдума в политических системах» . Политический квартал . 91 (1): 182–191. doi : 10.1111/1467-923X.12790 . ISSN 0032-3179 . S2CID 213618720 .
- ^ De Vreese, Claes H. (2007). «Контекст, элиты, средства массовой информации и общественное мнение на референдуме: когда кампании действительно имеют значение» . Динамика кампаний референдума: международная перспектива . Palgrave Macmillan. С. 2–3. ISBN 9780230591189 .
- ^ Сердулт, уве; Welp, Yanina (2012). «Прямая демократия с ног на голову» (PDF) . Тайваньский журнал демократии . 8 (1): 69–92. doi : 10.5167/uzh-98412 . Архивировано (PDF) из оригинала 2015-04-02 . Получено 2015-03-24 .
- ^ «Прямая демократия по всему миру» . Researchgate . Получено 2021-08-29 .
- ^ «Дизайн и политические вопросы референдума» . AceProject.org . Архивировано из оригинала 2020-05-02 . Получено 2020-06-11 .
- ^ «Общенациональные предложения облигаций (Калифорния)» . Ballotpedia . Архивировано из оригинала 2020-12-22 . Получено 2020-06-11 .
- ^ Гетшель, Лоран; Бернат, Магдалена; Шварц, Даниэль (2004). Швейцарская внешняя политика: фонды и возможности . Психология пресса. ISBN 978-0-415-34812-6 .
- ^ (по -французски) Бруно С. Фрей и Клаудия Фрей Марти, Счастье. Экономический политехнический и университетский подход Roman , 2013 (2013 год ( ISBN 978-2-88915-010-6 ).
- ^ DUC-Quang Nguyen (17 июня 2015 г.). «Как выросла прямая демократия за десятилетия» . Берн, Швейцария: Swissinfo.CH - филиал швейцарской вещательной корпорации SRG SSR. Архивировано с оригинала 2016-08-06 . Получено 2016-01-28 .
- ^ «Департамент внутренних и территориальных дел» . Архивировано из оригинала 2017-10-26 . Получено 2017-10-13 .
- ^ Jump up to: а беременный в Wagner, Lucrecia (2019). «Предложения о китайских инвестициях на территорию Мапуч: сопротивление добыче металлов в Loncopué» [Предложение китайских инвестиций на территорию Мапуче: сопротивление металлическому добычу в Лонкопу]. Атакаменьос исследования (по -испански). 63 . Doi : 10.22199/ISSN.0718-1043-2019-0028 . HDL : 11336/126638 .
- ^ Урдинес, Мария Виктория (2007). Механизмы для участия и контроля граждан: «Плебисцит в Эсвеле. IV Дней молодых исследователей. Научно -исследовательский институт Джино Германи, факультет социальных наук, Университет Буэнос -Айреса, Буэнос -Айрес
- ^ Jump up to: а беременный «Избиратели поддерживают запрет на добычу полезных ископаемых в эквадорском городе Куэнка: мэр » . Рейтер (на испанском). 2021-02-08 . Получено 2023-01-28 .
- ^ Кастро, Мэйури (27 октября 2020 г.). Полем Монгабай . 12 2020,
- ^ "En Cuenca, 80,9% восхищались минеральностью, Сегу Эль -Кне " Примиза (в испанском). 8 февраля 17 2021февраля
- ^ Рейбрук, Дэвид Ван (2023-03-16). «Пропавшая связь демократии:« Предпочтительство » - метод для граждан для оценки и ранжирования политических идей - превратит гражданские проблемы в действия правительства» . Noema . Архивировано из оригинала 2023-11-06 . Получено 2023-11-06 .
- ^ «Манера, в которой проводятся референции» . Гражданское собрание. Архивировано с оригинала 23 марта 2018 года . Получено 22 марта 2018 года .
- ^ Мусиал-Карг, Магдалена (2012). «Является ли электронное голосование панацеей для развязки на низких выборах?: Примеры эстонских электронных выборов и швейцарских электронных референдов» (PDF) . Польская политология . 41
- ^ «Электронная платформа референдума» . Большая радуга . Получено 2021-02-16 .
- ^ «Испания Каталония: судебное разбирательство за блокирует независимость» . BBC News . 2017-09-08. Архивировано из оригинала 2020-11-12 . Получено 2021-11-21 .
- ^ «Высокий суд отклоняет, чтобы объявить результат референдума Brexit объявлен недействительным» . Независимый . 2018-12-10. Архивировано из оригинала 2021-11-21 . Получено 2021-11-21 .
- ^ «Решение ECHR» имеет общеохранение последствий «по инвалидности» . www.lawsociety.ie . Архивировано из оригинала 2021-11-09 . Получено 2021-11-21 .
- ^ Политическое управление: политическая теория . Gyan Publishing House. 2005. ISBN 9788182053175 Полем Архивировано из оригинала 2023-11-06 . Получено 2023-03-19 .
- ^ Qvortrup, Matt (2013). Прямая демократия: сравнительное исследование теории и практики правительства народом . Манчестер: издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-8206-1 .
- ^ Sottilotta, Cecilia Emma (2017). «Стратегическое использование спонсируемых правительством референдума в современной Европе: проблемы и последствия» . Журнал современных европейских исследований . 13 (4): 1361–1376. doi : 10.30950/jcer.v13i4.836 . S2CID 158825358 . Архивировано из оригинала 2017-12-17 . Получено 2017-12-16 .
- ^ Боукотт, Оуэн; Дэвис, Кэролайн (2019-12-31). «Референдумы - плохая идея, ирландский лидер сказал ЕС в 1995 году» . Хранитель . Архивировано из оригинала 2019-12-31 . Получено 2019-12-31 .
- ^ «Калифорния: неуправляемый штат» . Экономист . Лондон 16–22 мая 2009 г. с. 33–36. Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Получено 8 сентября 2009 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Смит, Джули (ред.). 2021. Пальто Руководство по европейским референдумам . Пальгрейв.
- Qvortrup, Matt; О'Лири, Брендан; Винтроб, Рональд (2018). «Объяснение парадокса плебисцитов». Правительство и оппозиция . 55 (2): 1–18. doi : 10.1017/gov.2018.16 . S2CID 149756080 .
- Топалофф, Liompir (2017). Полем Полем Журнал демократии 28 (3): 127–140. doi : 13.1353/Джод . S2CID 157760485 .
- Qvortrup, Matt (2017). «Демистификация прямой демократии» . Журнал демократии . 28 (3): 141–152. doi : 10.1353/jod.2017.0052 . S2CID 157819009 .
- Морел Л. (2011). «Референда». В: B. Badie, D. Berg-Schlosser, & L. Morlino (Eds), Международная энциклопедия политологии. Тысячи дубов: мудрец: 2226–2230.