Jump to content

Философия самоубийства

В этике и других областях самоубийство философии ставит сложные вопросы, на которые разные философы отвечают по-разному. Французско -алжирский эссеист, прозаик и драматург Альбер Камю (1913–1960) начал свое философское эссе «Миф о Сизифе» знаменитой строкой: «Есть только одна по-настоящему серьезная философская проблема — это самоубийство». ( Французский : Il n'y a qu'un problème philosophique vraiment sérieux: c'est le самоубийство. ). [ 1 ]

Философские взгляды на самоубийство можно разделить на две большие группы. Религиозная философия почти повсеместно осуждает самоубийство, в то время как нерелигиозные позиции склоняются к терпимости, причем некоторые считают ее хвалебной, в зависимости от обстоятельств. Утилитаризм предлагает, возможно, запутанную позицию. Например, используя Джереми Бентама , гедонистическое исчисление можно заключить, что, хотя самоубийство приносит пользу, прекращая личные страдания, горе, которое оно причиняет другим, может перевесить его полезность. Расчет не может быть определен на философском уровне.

Аргументы против самоубийства

[ редактировать ]

Распространенное философское мнение о самоубийстве со времен модернизации отражало распространение культурных представлений западных обществ о том, что самоубийство аморально и неэтично. [ 2 ] Один из популярных аргументов заключается в том, что многие причины самоубийства , такие как депрессия , эмоциональная боль или экономические трудности, преходящи и могут быть устранены с помощью терапии и внесения изменений в некоторые аспекты жизни. Распространенная поговорка в дискуссиях о предотвращении самоубийств резюмирует эту точку зрения: «Самоубийство — это постоянное решение временной проблемы». Однако аргумент против этого состоит в том, что, хотя большинству людей эмоциональная боль может показаться преходящей, в других случаях ее может быть чрезвычайно трудно или даже невозможно решить, даже с помощью консультирования или изменения образа жизни, в зависимости от тяжести недуга и способностей человека. справиться со своей болью. Примерами этого являются неизлечимые болезни или пожизненные психические заболевания. [ 3 ]

Абсурдизм

[ редактировать ]

Камю видел цель абсурдизма в установлении того, является ли самоубийство необходимой реакцией на мир, который кажется немым как по вопросу о существовании Бога (и, следовательно, о том, на что такое существование может ответить), так и для нашего поиска смысла и цели в мире. . Для Камю самоубийство было отказом от свободы. Он думал, что бегство от абсурдности реальности в иллюзии , религию или смерть – это не выход. Вместо того, чтобы бежать от абсурдной бессмысленности жизни, мы должны страстно принять ее.

Экзистенциалист Сартр так описывает позицию Мерсо, главного героя романа Камю « Незнакомец » , приговоренного к смерти:

Абсурдный человек не совершит самоубийства; он хочет жить, не отказываясь от своей уверенности, без будущего, без надежды, без иллюзий... и без смирения. Он смотрит на смерть со страстным вниманием, и это увлечение освобождает его. Он испытывает «божественную безответственность» осужденного. [ 4 ]

Христианская философия

[ редактировать ]

Христианская теология почти повсеместно осуждает самоубийство как преступление против Бога. Г. К. Честертон называет самоубийство «высшим и абсолютным злом, отказом интересоваться существованием». Он утверждает, что человек, убивающий себя, по отношению к нему разрушает весь мир (видимо, в точности повторяя точку зрения Маймонида ).

Либерализм

[ редактировать ]

Джон Стюарт Милль утверждал в своем влиятельном эссе « О свободе » , что, поскольку непременным условием свободы является право человека делать выбор, любой выбор, который может быть сделан человеком и который лишит его способности делать дальнейший выбор, должен быть предотвращено. Таким образом, по мнению Милля, следует предотвращать продажу себя в рабство , чтобы не лишать возможности делать дальнейший выбор. По этому поводу Милль пишет в «О свободе»:

«Не только лица не привлекаются к помолвкам, нарушающим права третьих лиц, но иногда считается достаточным основанием для освобождения их от помолвки, что это вредит им самим. В этой и большинстве других цивилизованных стран, например, обязательство, по которому человек должен продать себя или позволить продать себя в качестве раба, не будет иметь юридической силы ни по закону, ни по мнению. Основание для такого ограничения его права добровольно распоряжаться своим участком; жизнь, это очевидна и очень ясно видна в этом крайнем случае. Причина невмешательства в добровольные действия человека, кроме как ради других, заключается в уважении к его свободе. Его добровольный выбор является свидетельством того, что то, что он так выбирает, желательно. или, по крайней мере, терпимо для него, и его благо в целом лучше всего обеспечивается, если ему позволить использовать свои собственные средства для достижения этого. Но, продав себя в рабство, он отказывается от своей свободы, он отказывается от любого будущего использования; этого, за пределами этого единственного действия. Таким образом, в его собственном случае он разрушает саму цель, которая является оправданием того, чтобы позволить ему распоряжаться собой. Он больше не свободен; но с этого момента находится в положении, которое больше не имеет той презумпции в свою пользу, которая была бы предоставлена ​​ему, если бы он добровольно оставался в нем. Принцип свободы не может требовать, чтобы он был свободен, чтобы не быть свободным. Это не свобода – позволить себе отчуждать свою свободу». [ 5 ]

Можно утверждать, что самоубийство препятствует дальнейшему выбору точно так же, как это делает рабство. Однако можно также утверждать, что существуют существенные различия между отсутствием дальнейшего участия в принятии решений, касающихся вашей жизни, и отсутствием дальнейшей жизни, о которой можно было бы принимать решения. Самоубийство, по сути, устраняет условие существования, а не условие принятия решений в отношении своей жизни.

Милль считает, что человек является лучшим защитником своих интересов. Он приводит пример человека, собирающегося перейти разрушенный мост: мы можем силой остановить этого человека и предупредить его об опасности, но в конечном итоге не должны препятствовать ему перейти мост, поскольку только он знает цену своей жизни, сбалансированную с опасность пересечения моста.

Не следует слишком много понимать в этом отрывке «распоряжаться своей судьбой в жизни», поскольку здесь не обязательно говорится о чем-то ином, кроме рабства. Действительно, было бы странно, если бы Милль намеревался рассказать о самоубийстве, но не исследовал этот вопрос полностью.

Деонтология

[ редактировать ]

С деонтологической точки зрения Иммануил Кант выступает против самоубийства в «Основных принципах метафизики морали» . В соответствии со второй формулировкой своего категорического императива Кант утверждает, что «тот, кто задумывается о самоубийстве, должен спросить себя, может ли его действие соответствовать идее человечества как цели самой по себе». Теория Канта рассматривает только действие, а не его результаты и последствия, и утверждает, что с этической точки зрения человек обязан рассмотреть вопрос о том, готов ли он универсализировать действие: утверждать, что все должны вести себя таким образом. Кант утверждает, что решение совершить самоубийство влечет за собой рассмотрение себя как средства для достижения цели, что он отвергает: человек, говорит он, не должен использоваться «только как средство, но должен во всех действиях всегда рассматриваться как самоцель. " Более того, Кант утверждает, что, поскольку объективная мораль основана на собственной способности рассуждать, самоубийство неправильно, поскольку оно предполагает лишение этой способности путем прекращения жизни, тем самым создавая своего рода практическое противоречие.

Социальный контракт

[ редактировать ]

, Общественный договор по мнению Жан-Жака Руссо , таков, что каждый человек имеет «право рисковать собственной жизнью, чтобы сохранить ее».

Гоббс и Локк отвергают право человека покончить с собой. Гоббс утверждает в своем «Левиафане» , что закон природы запрещает каждому человеку «делать то, что разрушительно для его жизни, или лишать средств ее сохранения». Нарушение этого естественного закона иррационально и аморально. Гоббс также утверждает, что для людей интуитивно рационально желать счастья и больше всего бояться смерти.

Аристотель

[ редактировать ]

Аристотель в своем «рассуждении о мужестве» утверждает, что самоубийство во избежание боли или других нежелательных обстоятельств является трусливым поступком. В более поздней главе [Никомаховой этики] он далее утверждает, что самоубийство незаконно и является действием, совершаемым против интересов государства». [ 6 ]

Философ-неоплатоник Плотин (205-270) посвятил небольшой трактат (Эннеада I, 9 = трактат 16) вопросу о правомерности самоубийства ( О самоубийстве ). Обсуждая платонистские и стоцианские аргументы, он приходит к выводу, что самоубийство не допускается, кроме тех случаев, когда человек понимает, что теряет рассудок. Плотин также говорит в этом трактате об искушении философа-платоника (ср. Федон ) присоединиться к умопостигаемому абсолюту и освободить свою душу от тела посредством самоубийства. [ 7 ]

Нейтральные и ситуационные позиции

[ редактировать ]

В Японии существует форма самоубийства, называемая сэппуку , которая считается благородным способом искупить свою вину за проступки или личные поражения. Оно было широко распространено во времена самураев и даже раньше. Обычно это рассматривалось как привилегия, предоставленная только классу самураев; Таким образом, гражданские преступники не будут удостоены этой «чести» и будут казнены. В этой исторической перспективе самоубийство отражает культурный взгляд на самоубийство как на благородное, приемлемое и даже смелое, а не как на трусливое и неправильное.

Утилитаризм

[ редактировать ]

Утилитаризм может использоваться как оправдание или аргумент против самоубийства. Например, с помощью гедонистического расчета Джереми Бентама можно сделать вывод, что, хотя смерть человека в депрессии прекращает его страдания, семья и друзья этого человека также могут горевать, и их боль может перевесить освобождение человека от депрессии посредством самоубийства. [ 8 ]

Доводы о том, что самоубийство допустимо

[ редактировать ]

Существуют аргументы в пользу того, чтобы позволить человеку выбирать между жизнью и смертью в результате самоубийства. Сторонники самоубийства как личного выбора отвергают мысль о том, что самоубийство всегда или обычно иррационально, а вместо этого является решением реальных проблем; крайняя мера, которую можно законно использовать, когда альтернатива считается худшей. Они верят, что ни одно существо не должно страдать без необходимости, а самоубийство обеспечивает спасение от страданий.

Идеализм

[ редактировать ]

Геродот писал: «Когда жизнь так тягостна, смерть стала для человека искомым прибежищем». Шопенгауэр утверждал: «Нам говорят, что самоубийство — это величайший акт трусости… что самоубийство неправильно; тогда как совершенно очевидно, что нет ничего в мире, на что каждый человек имел бы более неоспоримое право, чем на свою собственную жизнь и человек." [ 9 ]

Мир В главном труде Шопенгауэра « как воля и представление » этот поступок иногда используется в своих примерах. Он отрицал, что самоубийство аморально, и считал это правом человека покончить с собой. В аллегории он сравнил окончание жизни, подвергнувшись великим страданиям, с пробуждением ото сна, переживающим ужасный кошмар. Однако большинство самоубийств рассматривались как волевой акт , поскольку он происходит, когда человек отрицает жизненные боли, и этим отличается от аскетического отречения от воли, отрицающего жизненные удовольствия. [ нужна ссылка ]

Согласно Шопенгауэру, моральная свобода — высшая этическая цель — может быть достигнута только путем отрицания воли к жизни. Самоубийство вовсе не является отрицанием, а является решительным утверждением этой воли. Ибо именно в бегстве от удовольствий, а не от страданий жизни состоит это отрицание. Когда человек разрушает свое существование как личности, он ни в коем случае не уничтожает свою волю к жизни. Напротив, он хотел бы жить, если бы мог делать это с удовлетворением для себя; если бы он мог отстаивать свою волю вопреки власти обстоятельств; но обстоятельства для него слишком сильны. [ нужна ссылка ]

Шопенгауэр также обратился к аргументам против самоубийства. «То, что человек, который больше не желает жить для себя, должен продолжать жить просто как машина, которой могут пользоваться другие, — это экстравагантное требование». [ 10 ]

Либертарианство

[ редактировать ]

Либертарианство утверждает, что жизнь человека принадлежит только ему, и ни один другой человек не имеет права навязывать свои идеалы о том, что жизнь должна быть прожита. Скорее, только участник процесса может принять такое решение, и любое его решение следует уважать. [ нужна ссылка ]

Философ и психиатр Томас Сас идет еще дальше, утверждая, что самоубийство является самым основным правом из всех. Если свобода — это собственность на себя , собственность на свою жизнь и тело, то право покончить с этой жизнью является самым основным из всех. Если другие могут заставить вас жить, вы не владеете собой и принадлежите им. [ 11 ]

Жан Амери в своей книге «О самоубийстве: беседа о добровольной смерти» (первоначально опубликованной на немецком языке в 1976 году) дает трогательное представление о суицидальном сознании. Он убедительно и почти романтично утверждает, что самоубийство представляет собой высшую свободу человечества, оправдывая этот поступок такими фразами, как «мы приходим к себе только в свободно выбранной смерти» и оплакивая «смехотворную повседневную жизнь и ее отчуждение». [ нужна ссылка ] Амери покончил с собой в 1978 году.

Философское мышление XIX и XX веков в некоторых случаях вышло за рамки мышления с точки зрения выбора, до такой степени, что самоубийство больше не является последним средством или даже чем-то, что нужно оправдывать, а чем-то, что нужно оправдывать. не делаю. Многие формы экзистенциалистского мышления по существу начинаются с предпосылки, что жизнь объективно бессмысленна, и переходят к вопросу о том, почему нельзя просто убить себя; затем они отвечают на этот вопрос, предполагая, что человек обладает способностью придавать жизни личный смысл.

Стоицизм

[ редактировать ]

Хотя Джордж Лайман Киттредж утверждает, что «стоики считали самоубийство трусливым и неправильным», самые известные стоики Сенека Младший , Эпиктет и Марк Аврелий — утверждают, что смерть от собственной руки всегда возможна и зачастую более почетна, чем смерть от собственной руки. жизнь в длительных страданиях. [ 12 ]

Стоики признавали, что самоубийство допустимо для мудрого человека в обстоятельствах, которые могут помешать ему вести добродетельную жизнь. [ 13 ] Плутарх считал, что принятие жизни под тиранией поставило бы под угрозу лат самосогласованность Катона ( . Constantia ) как стоика и лишило бы его свободы делать благородный моральный выбор. [ 14 ] Самоубийство могло быть оправдано, если человек стал жертвой сильной боли или болезни. [ 13 ] но в противном случае самоубийство обычно рассматривалось бы как отказ от своего социального долга. [ 15 ]

Конфуцианство

[ редактировать ]

Конфуцианство считает, что неследование определенным ценностям хуже смерти; следовательно, самоубийство может быть морально допустимым и даже похвальным, если оно совершается ради этих ценностей. Конфуцианский акцент на верности, самопожертвовании и чести имел тенденцию поощрять альтруистическое самоубийство . [ 16 ] Конфуций писал: «Для целеустремленных джентльменов и людей рен, хотя и немыслимо, чтобы они стремились остаться в живых за счет рен, может случиться так, что им придется принять смерть, чтобы осуществить рен». [ 17 ] Мэн-цзы писал: [ 18 ]

Рыба — это то, что я хочу; Медвежья ладонь — это тоже то, чего я хочу. Если я не могу иметь и то, и другое, я лучше возьму медвежью ладонь, чем рыбу. Жизнь — это то, чего я хочу; йи — это тоже то, чего я хочу. Если я не могу иметь и то, и другое, я предпочитаю забрать Йи, чем жизнь. С одной стороны, хотя жизнь — это то, чего я хочу, есть кое-что, чего я хочу больше, чем жизнь. Вот почему я не цепляюсь за жизнь любой ценой. С другой стороны, хотя я ненавижу смерть, есть кое-что, что я ненавижу больше, чем смерть. Вот почему есть опасности, которых я не избегаю... Однако есть способы остаться в живых и способы избежать смерти, к которым человек не прибегнет. Другими словами, есть вещи, которых человек хочет больше, чем жизнь, и есть вещи, которые он или она ненавидит больше, чем смерть.

Другие аргументы

[ редактировать ]

Дэвид Юм написал эссе под названием « О самоубийстве». [ 19 ] в 1755 г. (хотя он был опубликован только через год после его смерти, в 1777 г.). [ 20 ] Большая часть из них связана с утверждением, что самоубийство является оскорблением Бога. Юм утверждает, что самоубийство — это не больше бунт против Бога, чем спасение жизни того, кто в противном случае умер бы, или изменение положения чего-либо в своем окружении. Он тратит гораздо меньше времени, отвергая аргументы о том, что это оскорбление долга перед другими или перед самим собой. Юм утверждает, что самоубийство можно сравнить с уходом из общества и превращением в полного отшельника, что обычно не считается аморальным. Что касается долга перед собой, Юм считает очевидным, что могут быть случаи, когда самоубийство желательно, хотя он также считает нелепым, что кто-то может подумать о самоубийстве, если он сначала не рассмотрит все остальные варианты.

Те, кто поддерживает право на смерть, утверждают, что самоубийство приемлемо при определенных обстоятельствах, таких как неизлечимая болезнь и старость. Идея состоит в том, что, хотя жизнь в целом хороша, людей, столкнувшихся с необратимыми страданиями, нельзя заставлять продолжать страдать.

Лев Толстой писал в своем небольшом произведении «Исповедь» , что после экзистенциального кризиса он рассматривал различные варианты и определил, что самоубийство будет наиболее логически последовательным ответом в мире, где Бога не существует. Однако затем он решил меньше смотреть на логику и больше пытаться объяснить Бога, используя мистический подход, например, он описывает Бога как жизнь. Он заявляет, что это новое понимание Бога позволит ему жить осмысленно. [ 21 ]

Леонард Пейкофф в своей книге «Объективизм: философия Айн Рэнд» утверждает : [ нужны дальнейшие объяснения ]

Самоубийство оправдано, когда жизнь человека по не зависящим от него обстоятельствам уже невозможна; примером может быть человек с тяжелым неизлечимым заболеванием или узник концентрационного лагеря, который не видит шансов на побег. В подобных случаях самоубийство не обязательно является философским отказом от жизни или реальности. Напротив, это вполне может быть их трагическим подтверждением. Самоуничтожение в таких контекстах может быть равнозначно мучительному крику: «Жизнь человека так много значит для меня, что я не соглашусь ни на что меньшее. Я не приму живую смерть в качестве замены».

Специалист по биоэтике Джейкоб Аппель раскритиковал «произвольные» этические системы, которые позволяют пациентам отказываться от медицинской помощи, когда они физически больны, и в то же время лишают психически больных права на самоубийство. [ 22 ] [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Камю, Альбер (1942). Миф о Сизифе . Перевод О'Брайена, Джастина. Группа Пингвин. ISBN  978-0-141-18200-1 .
  2. ^ Тондо, Леонардо (2014), Немерофф, Чарльз Б.; Руис, Педро; Кослоу, Стивен Х. (ред.), «Краткая история самоубийств в западных культурах» , Краткое руководство по пониманию самоубийства: эпидемиология, патофизиология и профилактика , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 3–12, ISBN  978-1-139-51950-2 , получено 16 октября 2022 г.
  3. ^ Патерсон, Крейг. Помощь в самоубийстве и эвтаназия. Эшгейт, 2008.
  4. ^ Сартровский анализ Мерсо в «Литературных и философских очерках», 1943 г.
  5. ^ Милль, Джон Стюарт (1956). О свободе . Нью-Йорк: The Liberal Arts Press. п. 125.
  6. ^ Библиотекарь архива (14 мая 2015 г.). «АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) из Никомаховой этики» . Цифровой архив этики самоубийства . Проверено 5 мая 2022 г.
  7. ^ Плотин (2022). Le самоубийство (перевод, введение и комментарии М. Гюйо) [ О самоубийстве ] (на французском языке) (1-е изд.). Париж: L'Harmattan. ISBN  978-2-14-030507-8 .
  8. ^ Джереми Бентам, Введение в принципы морали и законодательства , Лондон, 1789 г.
  9. ^ Шопенгауэр, Артур; Сондерс, Т. Бэйли (Томас Бэйли) (1913). Исследования пессимизма: серия очерков . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Джордж Аллен. п. 43.
  10. ^ Шопенгауэр, Артур; Холлингдейл, Р.Дж. (1970). Очерки и афоризмы . Лондон: Книги Пингвина. п. 148. ИСБН  978-0140442274 .
  11. ^ Томас Сас, Самоубийство как моральная проблема
  12. ^ Марк Сахаров (январь – март 1972 г.), «Самоубийство и философия Брута у Юлия Цезаря», Journal of the History of Ideas , 33 (1): 115–122, doi : 10.2307/2709060 , JSTOR   2709060 , PMID   11615560
  13. ^ Перейти обратно: а б Дон Э. Мариетта, (1998), Введение в древнюю философию , страницы 153–4. Шарп
  14. ^ Задорожный, Алексей В. (2007). «Самоубийство Катона у Плутарха А. В. Задорожного». Классический ежеквартальный журнал . 57 (1): 216–230. дои : 10.1017/S0009838807000195 . S2CID   170834913 .
  15. ^ Уильям Брэкстон Ирвин, (2009), Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство стоической радости , страница 200. Oxford University Press
  16. ^ Ига, Мамура; К. С. Адам (аннотация) (1980), «Стресс и самоубийство в Японии», Обзор транскультурных психиатрических исследований , 17 (4), Транскультурная психиатрия: 243–244, doi : 10.1177/136346158001700405 , S2CID   144018059
  17. ^ Аналекты, пер. Округ Колумбия Лау, второе издание (Гонконг: Издательство Китайского университета, 1992), XV:9D
  18. ^ Мэнций, пер. Округ Колумбия Лау (Гонконг: Издательство Китайского университета, 1984), VI A:10
  19. ^ Хьюм, Дэвид (1777). «О самоубийстве» . ebooks.adelaide.edu.au . Архивировано из оригинала 21 мая 2019 года . Проверено 23 ноября 2019 г.
  20. ^ «Дэвид Юм, 1711-1776» . электронные книги @ Аделаида . Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 23 ноября 2019 г.
  21. ^ Толстой, Лев. Исповедь (PDF) .
  22. ^ Аппель, Дж.М. Право на самоубийство для психически больных? Швейцарский случай открывает новую дискуссию, сообщает Гастингсский центр. 2007;37(3):21–23
  23. Уэсли Дж. Смит , Смерть по требованию: Движение за помощь в самоубийстве сбрасывает фиговый лист, The Weekly Standard , 5 июня 2007 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 172eb9ff5a694e2d05cae83434115f97__1721072220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/97/172eb9ff5a694e2d05cae83434115f97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophy of suicide - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)