Дагомея
Королевство Дагомея | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1600 –1904 гг. | |||||||||||
Статус | Королевство, вассальное государство Империи Ойо (1730–1823), Французский протекторат (1894–1904) | ||||||||||
Капитал | Абомей | ||||||||||
Общие языки | Фон | ||||||||||
Религия | Водун | ||||||||||
Демон(ы) | дагомейский | ||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||||
Ахосу (король) | |||||||||||
• в. 1600–1625 (первый) | До-Аклин | ||||||||||
• 1894–1900 (последний) | Аголи-Агбо | ||||||||||
История | |||||||||||
• Поселенцы Аджа из Аллады поселяются на плато Абомей. | в. 1600 | ||||||||||
• Дакодону начинает завоевание плато Абомей. | в. 1620 г. | ||||||||||
1724–1727 | |||||||||||
• Король Гезо побеждает империю Ойо и прекращает статус данника | 1823 | ||||||||||
• Присоединён к Французской Дагомее. | 1894 | ||||||||||
• Упразднено | 1904 | ||||||||||
Область | |||||||||||
1700 [1] | 10 000 км 2 (3900 квадратных миль) | ||||||||||
Население | |||||||||||
• 1700 [1] | 350,000 | ||||||||||
Валюта | Каури | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Бенин |
История Бенина |
---|
История Королевства Дагомея |
Ранняя история |
|
Современный период |
|
Королевство Дагомея ( / d ə ˈ h oʊ m i / ) было западноафриканским королевством, расположенным на территории современного Бенина и существовавшим примерно с 1600 по 1904 год. Оно возникло на плато Абомей среди народа фон в начале 17 века и стал региональной державой в 18 веке, расширившись на юг, чтобы завоевать ключевые города, такие как Уайда, принадлежащие Королевству Уайда на атлантическом побережье, что предоставило ему беспрепятственный доступ к Треугольной торговле .
На протяжении большей части середины XIX века Королевство Дагомея становилось ключевым региональным государством после того, как в конечном итоге прекратило быть данником Империи Ойо . [1] Европейские посетители подробно задокументировали королевство, и оно стало одной из самых знакомых африканских стран, известных европейцам . [2] Королевство Дагомея было важной региональной державой, имевшей организованную внутреннюю экономику, построенную на завоеваниях и рабском труде . [3] значительные международные торговые и дипломатические отношения с европейцами , централизованное управление, системы налогообложения и организованная армия. В королевстве примечательны значительные произведения искусства, женское военное подразделение, которое европейские наблюдатели называли « Дагомейские амазонки» , а также сложные религиозные практики Водуна . [4]
Рост Дагомеи совпал с ростом работорговли в Атлантике , и она стала известна европейцам как крупный поставщик рабов. [2] Дагомея была крайне милитаристским обществом, постоянно организованным для ведения войны; он участвовал в войнах и набегах на соседние страны и продавал пленников в Атлантическую работорговлю в обмен на европейские товары, такие как винтовки , порох , ткани , раковины каури , табак , трубки и алкоголь . [5] [6] Остальные пленники стали рабами в Дагомее, где работали на королевских плантациях. [7] или были убиты в результате человеческих жертвоприношений во время фестивальных торжеств, известных как Ежегодные обычаи Дагомеи . [8] Ежегодные обычаи Дагомеи включали значительный сбор и раздачу подарков и дани, религиозные церемонии Водун, военные парады и дискуссии высокопоставленных лиц о будущем королевства.
В 1840-х годах Дагомея начала сталкиваться с упадком из-за британского давления с требованием отменить работорговлю, которое включало британским королевским флотом введение военно-морской блокады против королевства и усиление патрулирования против рабства у его побережья. [9] Дагомея также была ослаблена после того, как ей не удалось вторгнуться и захватить рабов в Абеокуте , городе-государстве йоруба , основанном беженцами из Империи Ойо, мигрировавшими на юг. [10] Позже Дагомея начала испытывать территориальные споры с Францией , которые привели к Первой франко-дагомейской войне в 1890 году, в результате которой Франция победила. Королевство окончательно пало в 1894 году, когда последний король, Беханзен , потерпел поражение от Франции во Второй франко-дагомейской войне , в результате чего страна была присоединена к Французской Западной Африке как колония Французской Дагомеи , а затем получила независимость в 1960 году как Республика. Дагомеи , которая позже в 1975 году переименует себя в Бенин .
Имя
[ редактировать ]Королевство Дагомея упоминалось под разными именами и писалось по-разному, включая Danxome , Danhome и Fon . Название Фон относится к доминирующей этнической и языковой группе, народу Фон , членов королевских семей, и именно так королевство впервые стало известно европейцам. Имена Дагомея , Данксом и Данхоум имеют общую историю происхождения, которая, по словам историка Эдны Бэй, может быть ложной этимологией . [11]
История гласит, что Дакодону , считающийся вторым королем в списках современных королей, получил разрешение от вождей Гедеви, местных правителей, поселиться на плато Абомей. Дакодону запросил дополнительную землю у известного вождя по имени Дэн (или Да), на что вождь саркастически ответил: «Должен ли я вскрыть свой живот и построить в нем дом?» За это оскорбление Дакодону убил Дэна и на месте начал строительство своего дворца. Название королевства произошло от этого инцидента: Дэн означает «вождь», xo означает «живот», а me означает «внутри» на языке фон . [12]
История
[ редактировать ]Королевство Дагомея было основано около 1600 года народом фон, который недавно поселился в этом районе (или, возможно, возник в результате смешанных браков между народом аджа и местными гедеви). Основоположником Дагомеи часто считается Уэгбаджа (ок. 1645–1685), который построил королевские дворцы Абомея и начал совершать набеги и захватывать города за пределами плато Абомей. [11]
Короли
[ редактировать ]Король | Начало правила | Конец правила |
---|---|---|
До-Аклин (Ганьихессу) | ≈1600 | 1620 |
Дакодону | 1620 | 1645 |
Уэгбаджа | 1645 | 1680 |
он же | 1680 | 1708 |
Дерево | 1708 | 1740 |
Тегбессу (Тегбесу) | 1740 | 1774 |
Кпенгла | 1774 | 1789 |
Агогло | 1790 | 1797 |
Андозан | 1797 | 1818 |
Гезо (Гезо/Гезо) | 1818 | 1858 |
Блики | 1858 | 1889 |
Беханзин | 1889 | 1894 |
Аголи-Агбо | 1894 | 1900 |
Источник: [13]
Правило Агаи (1708–1740)
[ редактировать ]Король Агаджа , внук Уэгбаджи, взошел на престол в 1708 году и начал значительное расширение Королевства Дагомея. Это расширение стало возможным благодаря превосходящей военной силе Дагомеи короля Агаджи. В отличие от соседних регионов, Дагомея имела профессиональную постоянную армию численностью около десяти тысяч человек. [14] Недостаток численности Дагомеи они компенсировали дисциплиной и превосходством в вооружении. В 1724 году Агаджа завоевал Алладу , источник королевской семьи согласно устной традиции, а в 1727 году он завоевал Уайду . Увеличение размера королевства, особенно вдоль атлантического побережья, и возросшая мощь превратили Дагомею в региональную державу. Результатом стала почти постоянная война с главным региональным государством, Империей Ойо , с 1728 по 1740 год. [15] Война с империей Ойо привела к тому, что Дагомея приняла статус данника империи Ойо. [2]
Правило Тегбесу (1740–1774)
[ редактировать ]Тегбесу, также пишется как Тегбессу, был королем Дагомеи на территории современного Бенина с 1740 по 1774 год. Тегбесу не был старшим сыном короля Агаджи (1708–1740), но был выбран после смерти своего отца после победы в борьбе за престолонаследие. с братом. Король Агаджа значительно расширил Королевство Дагомея во время своего правления, в частности, завоевав Уайду в 1727 году. Это увеличило размер королевства и усилило как внутренние инакомыслия, так и региональную оппозицию. Тегбессу правил Дагомеей в тот момент, когда ему нужно было повысить свою легитимность перед теми, кого он недавно завоевал. В результате Тегбесу часто приписывают ряд административных изменений в королевстве с целью установления легитимности королевства.
Работорговля значительно возросла во время правления Тегбессу и стала приносить королю большую часть дохода. Кроме того, в правлении Тегбесу впервые появилось значительное кпохито или мать леопарда с Хванджиле в этой роли. Кподхито . стал выдающейся личностью в королевской семье Дагомеи В частности, говорят, что Хванджиле радикально изменил религиозные обычаи Дагомеи, создав два новых божества и более тесно связав поклонение с поклонением королю. Согласно одной устной традиции, в качестве дани, которую Дагомея должна была Ойо, Агаджа должен был отдать Ойо одного из своих сыновей. История утверждает, что из всех жен Агаджи только Хванджиле согласилась позволить своему сыну поехать в Ойо. Этот акт жертвоприношения, согласно устной традиции Тегбесу, понравился Агадже. Сообщается, что Агаджа сказал Тегбесу, что он будущий король, но его брат Зинга по-прежнему остается официальным наследником. [11]
Правило Гезо (1818–1859)
[ редактировать ]Когда король Гезо взошел на трон в 1818 году, он столкнулся с двумя непосредственными препятствиями: Королевство Дагомея переживало политические потрясения и была финансово нестабильной. [16] Во-первых, ему нужно было обрести политическую независимость, устранив данническое иго, которое йоруба империя Ойо имела над Дагомеей с 1748 года. Во-вторых, ему нужно было оживить экономику Дагомеи. [16] Обе эти цели основывались на работорговле. Король Гезо реализовал новую военную стратегию, которая позволила им физически противостоять народу Ойо, который также был основным конкурентом в работорговле. Он также поставил условия об участии Дагомеи в работорговле. Под его правлением Дагомею больше нельзя было торговать, как это было под предводительством его брата Адандозана . [16] Вместо этого Дагомея сосредоточится на захвате своих врагов и торговле ими. Король Гезо стремился в конечном итоге привести свой народ к «законной» торговле пальмовым маслом. [16]
Дагомея вскоре одержала победу, свергнув империю Ойо и ее иго в Паониньяне в 1827 году. В то время как Бразилии спрос на рабов увеличился в 1830 году, британцы начали кампанию по отмене работорговли в Африке. Британское правительство начало оказывать значительное давление на короля Гезо в 1840-х годах, чтобы тот положил конец работорговле в Дагомее. Король Гезо ответил на эти просьбы, подчеркнув, что он не смог положить конец работорговле из-за внутреннего давления. Он объяснил им, что весь регион стал зависимым от работорговли, поэтому немедленное прекращение торговли дестабилизирует его королевство и приведет к анархии. Уильям Даппа Пеппл Король Бонни и заняли Косоко король Лагоса такую же позицию в отношении просьб британцев. Вместо этого король Гезо предложил расширить торговлю пальмовым маслом и постепенную отмену работорговли. [16]
Правление короля Гезо было отмечено великими сражениями и значительными изменениями в империи, включая возвышение Агоджие . Эти «дагомейские амазонки» сыграли решающую роль в разгроме империи Ойо. Его правление также закрепило за Королевством Дагомея как одно из самых могущественных африканских королевств, которое при поддержке Эгбы противостояло попыткам британцев обратить людей в христианство и поддерживало свою традиционную религию , известную как Водун . Он отменил человеческие жертвоприношения рабов и отменил смертную казнь за некоторые менее серьезные правонарушения, такие как прелюбодеяние. Несмотря на жестокую историю королевства, король Гезо часто описывался как благородный и непобедимый, даже его враги. Британский миссионер Томас Берч Фриман также описал его как «одного из самых замечательных людей своего времени, независимо от того, считаем ли мы его в его личном качестве человеком или воином и государственным деятелем». [16]
Конец
[ редактировать ]Королевство вело Первую франко-дагомейскую войну и Вторую франко-дагомейскую войну с Францией. Королевство было уменьшено и стало французским протекторатом в 1894 году. [17]
В 1904 году эта территория стала частью французской колонии Французская Дагомея .
В 1958 году Французская Дагомея стала самоуправляющейся колонией под названием Республика Дагомея и получила полную независимость в 1960 году. В 1975 году она была переименована в Народную Республику Бенин , а в 1991 году — в Республику Бенин .
Современность
[ редактировать ]Сегодня королевство продолжает существовать как составная монархия, расположенная на территории Бенина. Его правители больше не обладают никакой официальной властью в соответствии с конституцией Бенина, но сохраняют некоторое политическое и экономическое влияние. [18] [19] Современные короли участвуют в важных религиозных праздниках Водун и других традиционных церемониях. [20]
Политика
[ редактировать ]Ранние сочинения часто представляли королевство как абсолютную монархию, возглавляемую деспотическим королем. Эти изображения часто использовались в качестве аргументов различными сторонами в дебатах о работорговле, в основном в Соединенном Королевстве , и поэтому, вероятно, были преувеличениями. [11] [2] Недавние исторические работы подчеркнули пределы монархической власти в Королевстве Дагомея. [12] Историк Джон К. Йодер, обращая внимание на Великий совет в королевстве, утверждал, что его деятельность «не подразумевает, что правительство Дагомеи было демократическим или даже что ее политика приближалась к политике европейских монархий девятнадцатого века. решения были сформированы сознательными ответами на внутреннее политическое давление, а также указами исполнительной власти». [21] Основные политические разделения вращались вокруг деревень, вожди и административные должности которых назначались королем и выступали в качестве его представителей для разрешения споров в деревне. [22]
Король
[ редактировать ]Король Дагомеи ( Ахосу на языке фон ) был верховной властью королевства. Все короли утверждали, что являются частью династии Алладаксону , заявляя о своем происхождении от королевской семьи Аллады . Большая часть правил наследования и административных структур была создана ранее королями Хуэгбаджа , Акаба и Агаджа . Наследование через мужчин по линии было нормой, при этом королевская власть обычно (но не всегда) переходила к старшему сыну. [9] Король выбирался в основном посредством обсуждений и решений на заседаниях Великого Совета, хотя как это происходило, не всегда было ясно. [11] [21] Великий Совет ежегодно собирал множество различных сановников со всего королевства, чтобы встретиться на Ежегодной таможне Дагомеи . Обсуждения будут длительными, и в них будут участвовать мужчины и женщины со всего королевства. В конце обсуждения король объявлял о консенсусе группы. [21]
Королевский двор
[ редактировать ]Ключевые должности при королевском дворе включали миган (премьер-министр), меху (министр финансов), йовоган , токпо (министр сельского хозяйства), аган (генерал армии), кподзито (или королева-мать) и позже чача (или наместник) Уайды. Каждую из этих должностей в кабинете министров, которые, за исключением кподзито , возглавляли мужчины, имела дополняющую их коллегу-женщину. [23] Миган — сочетание слов «ми» (наш) и «ган» (вождь) — был главным консулом короля, ключевой фигурой в судебной системе и исполнял обязанности главного палача. Меху также был ключевым административным чиновником , который управлял дворцами и делами королевской семьи, экономическими вопросами и территориями к югу от Аллады (что делало эту должность ключевой для контактов с европейцами).
Международные отношения
[ редактировать ]Отношения между Дагомеей и другими странами были сложными и сильно пострадали от трансатлантической работорговли .
Бразилия
[ редактировать ]В 1750 году Королевство Дагомея направило дипломатическую миссию в Сальвадор , португальскую колонию Бразилии , чтобы укрепить дипломатические отношения с этой португальской колонией после инцидента, который привел к изгнанию португальско-бразильских дипломатических властей в 1743 году. [24]
Другие миссии Дагомеи были отправлены в португальскую колонию Бразилии с 1795 по 1805 год с целью укрепления отношений с португальскими колониальными властями и покупателями рабов, проживающими на территории Бразилии, гарантируя, что они сохранят интерес к покупке порабощенных людей, поставляемых Дагомеей, а не конкурирующими королевствами. [25] Также зафиксировано, что в 1823 году Королевство Дагомея официально признало независимость Бразилии , что сделало ее одним из первых политических образований в мире, сделавших это. [26]
Трансатлантическая работорговля между Бразилией и Дагомеей оставалась интенсивной даже под давлением Соединенного Королевства с требованием ее отмены . Франсиско Феликс де Соуза , бывший порабощенный человек, а затем крупный работорговец в регионе Дагомеи, стал политически влиятельной фигурой в этом королевстве после восхождения Гезо на дагомейский трон. Ему был пожалован почетный титул Чача, вице-король Ажуды, и монополия на вывоз рабов. [номер 1]
Франция
[ редактировать ]В 1861 году королевство Порто-Ново , один из данников Дагомеи, подверглось нападению британского королевского флота , участвовавшего в патрулях по борьбе с рабством. [29] Порто-Ново попросил защиты у Франции и в результате стал французским протекторатом в 1863 году. Этот статус был отвергнут королем Беханзином , который все еще объявлял Порто-Ново данником Дагомеи. Еще одним предметом разногласий был статус Котону , порта, который, по мнению французов, находился под их контролем из-за договора, подписанного представителем Дагомеи в Уайде . Дагомея также проигнорировала все претензии Франции и продолжала собирать таможню из порта. Эти территориальные споры переросли в Первую франко-дагомейскую войну в 1890 году, в результате которой Франция победила. Дагомея была вынуждена подписать договор о сдаче Порто-Ново и Котону французам. Позже оно вернулось к набегам на этот район и проигнорировало жалобы французов, что спровоцировало Вторую франко-дагомейскую войну в 1892 году. Королевство потерпело поражение в 1894 году, оно было присоединено к французской колониальной империи как Французская Дагомея , а король Беханзин был сослан в Алжир .
Португалия
[ редактировать ]Португальский форт Уида был разрушен армией Дагомеи в 1743 году во время завоевания города, поэтому король Тегбесу пожелал возобновить отношения с Португалией. [30] Дагомея отправила по крайней мере пять посольств в Португалию и Бразилию в 1750, 1795, 1805, 1811 и 1818 годах с целью переговоров об условиях работорговли в Атлантике. Эти миссии установили официальную переписку между королями Дагомеи и королями Португалии, и между ними происходил обмен подарками. Португальская корона оплатила расходы на проезд и проживание послов Дагомеи, которые путешествовали между Лиссабоном и Сальвадором, штат Баия . Посольства 1805 и 1811 годов принесли письма от короля Адандозана , который заключил португальских подданных в тюрьму в столице Дагомеи Абомее , и просил Португалию торговать исключительно в Уиде. Португалия пообещала ответить на его требования, если он освободит пленников. [30]
Длинное и подробное письмо короля Адандонсана от 9 октября 1810 года показывает, что он знал о наполеоновских войнах и последующем изгнании португальской королевской семьи в Бразилию , и выразил сожаление по поводу того, что не смог помочь португальской королевской семье во время их изгнания. война против Франции. [30]
Вскоре стали приходить новости о том, что Ваше Королевское Величество и вся королевская семья попали в плен к французам, захватившим Лиссабон , а также к королю Испании. Прошло некоторое время, и пришло другое судно и принесло другие новости о том, что Ваше Королевское Величество и Наша Суверенная Мать Королева Португалии отправились в город Баия под защитой английского и португальского флота. Потом прошло еще время и другое судно принесло известие, что вы переехали в Рио-де-Жанейро , где мы знаем, что герцог Кадаваль умер, о чем мне жаль. и выражаю вам свои соболезнования... больше всего я чувствую, что больше не являюсь соседом Нашего Величества и не могу ходить по твердой земле, чтобы помочь вам рукой, поэтому мое желание велико, как здесь Я также участвовал во многих войнах в глубинке.
Подробно описав, как он победил короля народа Махи, Адандонзан рассказывает португальцам: [30]
... Дайте мне также новости о войнах, а также дайте мне новости о войнах с французской нацией и другими, я буду рад узнать об этом.
Великобритания
[ редактировать ]Дагомея стала мишенью кампании Британской империи по борьбе с рабством в 19 веке. [31] Британцы отправили дипломатические миссии в Дагомею, пытаясь убедить короля Гезо отменить человеческие жертвоприношения и работорговлю. Гезо не сразу уступил требованиям Великобритании, но попытался сохранить дружеские отношения с британцами, вместо этого поощряя рост новой торговли пальмовым маслом . [32] В 1851 году Королевский флот ввел военно-морскую блокаду Дагомеи, вынудив Гезо подписать в 1852 году договор, который немедленно отменил экспорт рабов. Это было нарушено, когда работорговля возобновилась в 1857 и 1858 годах. Историк Мартин Мередит цитирует слова Гезо британцам: [33]
Работорговля была правящим принципом моего народа. Это источник их славы и богатства. Их песни прославляют их победы, а мать убаюкивает ребенка нотами триумфа над врагом, обращенным в рабство.
Во время дипломатической миссии в Дагомею в 1849 году капитан Королевского флота Фредерик Э. Форбс получил в качестве «дара» порабощенную девушку (позже названную Сарой Форбс Бонетта ) от короля Гезо, которая позже стала крестницей королевы Виктории .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Во время Американской революции восставшие Объединенные колонии запретили международную работорговлю по ряду экономических, политических и моральных причин, зависящих от колонии. [34] После окончания революции президент США Томас Джефферсон подписал в 1807 году Закон о запрете ввоза рабов , который на федеральном уровне объявил вне закона международную работорговлю, хотя само внутреннее рабство сохранялось до Гражданской войны в США . Таким образом, Соединенные Штаты так и не установили никаких официальных дипломатических отношений с Королевством Дагомея. Последний известный невольничий корабль , который тайно и незаконно приплыл в США, ввез 110 рабов из Дагомеи, купленных спустя много времени после отмены работорговли. Эта история была упомянута в газете The Tarboro Southerner 14 июля 1860 года. Пятью днями ранее шхуна под названием «Клотильда» , капитаном которой был Уильям Фостер, прибыла в бухту Мобил, штат Алабама, с последней известной партией рабов в США. В 1858 году Американец по имени Тимоти Михер поспорил со знакомыми, что, несмотря на закон, запрещающий работорговлю, он сможет безопасно привезти партию рабов из Африки. Он построил невольничий корабль «Клотильда» и послал Уильяма Фостера стать его капитаном и вернуть порабощенных африканцев.
Капитан Уильям Фостер прибыл в Уиду , прибрежный порт Дагомеи, и забрал 110 рабов. Описывая, как он завладел рабами, он написал в своем дневнике в 1860 году:
Оттуда я отправился к королю Дагомеи. Согласовав дела с принцем, мы пошли на склад, где содержались четыре тысячи пленников в обнаженном виде, из которых мне разрешили выбрать сто двадцать пять в качестве моего предложения заклеймить их для меня, из которых Я категорически [sic] запрещаю; начал принимать груз негров, успешно захватив на борт сто десять человек.
Зора Нил Херстон написала о своих интервью с Олуале Коссолой , последней выжившей с « Клотильды» , в своей книге «Барракун» . [35] Известным потомком раба с этого корабля является Ахмир Халиб Томпсон , американский музыкальный исполнитель, известный как Questlove. История мистера Томпсона изображена в телешоу PBS « В поисках своих корней » [сезон 4, серия 9]. [36]
Йоруба
[ редактировать ]Империя Ойо участвовала в частых конфликтах с Королевством Дагомея, и Дагомея стала данником Ойо с 1732 по 1823 год. Город-государство Порто-Ново , находившийся под защитой Ойо, и Дагомея имели давнюю конкуренцию, в основном из-за контроль над работорговлей на побережье. Возвышение Абеокуты в 1840-х годах создало еще одну державу, конкурирующую с Дагомеей, в основном за счет создания безопасного убежища для людей, пострадавших от работорговли. [21]
Известные люди йоруба , которые были захвачены Дагомеей во время набегов рабов после распада Империи Ойо, включают Сару Форбс Бонетта (Айна), Каджо Льюис (Олуале Коссола), Матильду МакКрир (Абаке), Редоши и Серики Уильямс Абасс (Ифаремилекун Фагбеми).
Военный
[ редактировать ]Военные Королевства Дагомея были разделены на две части: правую и левую. Правую контролировал Миган , а левую — Меху . По крайней мере, ко времени Агаджи в королевстве сформировалась постоянная армия , которая оставалась лагерем везде, где находился король. Солдат в армию набирали в возрасте семи-восьми лет, первоначально они служили носителями щита для регулярных солдат. После многих лет ученичества и военного опыта им разрешили вступить в армию в качестве регулярных солдат. Чтобы еще больше стимулировать солдат, каждый солдат получал бонусы в виде ракушек каури за каждого убитого или захваченного в бою врага. Такое сочетание военного опыта на протяжении всей жизни и денежных стимулов привело к созданию сплоченной и хорошо дисциплинированной армии. [14] Один европеец сказал, что постоянная армия Агаджи состояла из «элитных войск, храбрых и хорошо дисциплинированных, возглавляемых принцем, полным доблести и благоразумия, при поддержке штаба опытных офицеров». [37] Армия состояла из 15 000 человек личного состава, которые были разделены на правых, левых, центральных и резервных; и в каждом из них подразделялись на роты и взводы . [38]
Дагомейская армия под командованием Агаи была не только хорошо обучена, но и очень хорошо вооружена. Армия Дагомеи отдавала предпочтение импортному европейскому оружию, а не традиционному оружию. Например, они использовали европейские с кремневым замком мушкеты в бою на дальних дистанциях и импортировали стальные мечи и абордажные сабли в ближнем бою. Армия Дагомеи также располагала двадцатью пятью пушками. К концу 19 века Дагомея располагала большим арсеналом оружия. В их число входили Chassepot Dreyse , Mauser , Snider Enfield , Wanzel , Werndl , Peabody action , Winchester , Spencer , Albini Роберта Джонса , карабин , французский мушкетон 1882 года и Mitrailleuse Reffye 1867 года . Наряду с огнестрельным оружием Дагомея применяла минометы . [38]
Вступая в бой, король занимал второстепенную позицию по отношению к полевому командиру по той причине, что если какой-либо дух и должен был наказать командира за решения, то это не должен быть король. [22] Подразделения Дагомеи постоянно тренировались. Они стреляли по команде, применяли контрмарш и формировали вытянутые линии из глубоких колонн. такие тактики, как прикрытие огня , лобовые атаки и фланговые движения . В войне в Дагомее использовались [38] Дагомейские амазонки, подразделение, состоящее исключительно из женщин, являются одним из самых необычных аспектов вооруженных сил королевства. В отличие от других региональных держав, вооруженные силы Дагомеи не имели значительной кавалерии (как империя Ойо) или военно-морской мощи (что препятствовало расширению вдоль побережья). [39] С 18 века государство могло получить военно-морскую поддержку от Ардры , где они создали подчиненную династию после завоевания государства в начале 18 века. [40] Дагомея заручилась услугами флота Ардры против Эпе в 1778 году и Бадагри в 1783 году. [41]
Амазонки
[ редактировать ]Государство Дагомея стало широко известно своим корпусом женщин-солдат. Их происхождение обсуждается; они могли быть сформированы из дворцовой стражи или из гбето (женских охотничьих отрядов). [42]
Они были организованы около 1729 года, чтобы пополнить армию и придать ей больший вид в бою, вооруженные только знаменами. Сообщается, что женщины вели себя настолько мужественно, что стали постоянным отрядом. Вначале солдаты были преступниками, которых принуждали к службе, а не к смерти. В конце концов, корпус стал настолько уважаемым, что король Гезо приказал каждой семье присылать ему своих дочерей, причем самых достойных выбирали в качестве солдат. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ] требовалось семь отдельных движений Европейские отчеты уточняют, что для заряжания датского ружья , на что у амазонки ушло 30 секунд по сравнению с 50 секундами, которые требовались для заряжания дагомейского солдата-мужчины. [38]
Осада и инженерия
[ редактировать ]Чтобы подавить флоты своих соседей, Дагомея строила дамбы . начиная с 1774 года [43] Во время кампании против Уайды в том же году Дагомея смогла заставить Уайду укрепиться на острове под названием Фуду-Конг. Дагомея вырубила деревья, которые были посажены в воде, чтобы служить дамбой и перекрыть доступ армии к укрепленному острову Уайда. Дорога также препятствовала движению каноэ численностью 700 человек, принадлежащего Уайде. В результате армии Уайды пришлось месяцами выживать на лодках, поддерживая свои силы рыбной диетой. По словам Торнтона , Дагомея снова использовала эту стратегию осадных дамб в 1776 году против другого государства-соперника, построив 3 моста, чтобы соединить остров, на котором располагались силы противника. [44]
Прибрежные воюющие стороны, противостоящие Дагомее, объединились с европейскими фортами против государства. Дагомея смогла захватить голландские и португальские форты в 18 веке благодаря использованию лестниц и сапёров . Торнтон пишет, что в 1737 году Дагомея использовала масштабные лестницы против голландского форта в Кете форта, одновременно с тем, как ее саперы построили туннель под бастионом в результате чего он обрушился, когда его защитники произвели артиллерийский выстрел внутри бастиона. Похожая тактика была применена против португальского форта с 30 установленными орудиями в Уайде в 1743 году, когда его бастионы рухнули, позволив пехоте Дагомеи войти в форт. [45] В 1728 году силы Дагомеи захватили и разрушили французский форт Уайда, взорвав магазин, в котором хранились боеприпасы и порох форта. [46] [45] Другой тактикой нападения на прибрежные форты было поджог близлежащих деревень во время сухопутного бриза , чтобы ветер перенес пламя в сторону форта. Эта тактика была впервые раскрыта британским командующим в Уайде в 1728 году, который противодействовал ей, сжигая близлежащие деревни во время морского бриза , чтобы не дать дагомейской армии сжечь деревни во время сухопутного бриза. [45]
В результате угрозы, исходящей от Ойо в 18 веке, государство построило собственные укрепления с помощью французского офицера, у которого они научились полевой фортификации и артиллерии. Согласно голландскому источнику, в 1772 году король Дагомеи «проложил глубокие рвы вокруг всей своей страны, а также стены и батареи, оснащенные пушками, которые он захватил в Фиде [Уайде]». Торнтон предполагает, что эти укрепления были в основном построены из дерева. [47] Дагомея использовала тактику строительства траншей против Ойо, где ее силы отошли в траншеи после столкновения с силами Ойо. Несмотря на это, Дагомея была разбита осадой Ойо после прибытия подкрепления. [47] В середине 18 века Абомей был окружен рвом, к которому можно было пройти по мостам, а в 1772 году королевская резиденция была окружена стеной из сырцового кирпича высотой 20 футов «с блокгаузами на каждой стене». [48]
Дагомея также построила в Абомее подземные помещения , которые выполняли различные функции, в том числе предоставляли военные объекты для армии. Эти цокольные этажи датируются концом 17 века. [49] Сообщается, что колесные транспортные средства использовались в войне в Дагомее. В операции против Абеокуты в 1864 году Дагомея выставила на вооружение три орудия, установленные на лафетах местного производства, и историк Робин Лоу добавляет, что это оружие не сыграло эффективной роли в битве. [50] Существуют некоторые упоминания о возможном производстве оружия и пороха в Дагомее. В 1880 году король Беханзен сообщил французской миссии, что в штате производится огнестрельное оружие. Во время войны с Францией в 1892 году французский экспедиционный корпус обнаружил инструменты и ресурсы, такие как гильзы , сигнальные ракеты и электрические батареи, которые необходимы для изготовления патронов и ремонта огнестрельного оружия. [38]
Экономика
[ редактировать ]Экономическая структура королевства была тесно переплетена с политической и религиозной системами, и они вместе значительно развивались. [22] Основной валютой были ракушки каури .
Одомашненный
[ редактировать ]Внутренняя экономика в основном сосредоточена на сельском хозяйстве и ремеслах для местного потребления. До появления пальмового масла за пределами королевства продавалось очень мало сельскохозяйственных и ремесленных товаров. Рынки играли ключевую роль в королевстве и были организованы по вращающемуся четырехдневному циклу с разными рынками каждый день (тип рынка в этот день был религиозно санкционирован). [22] Сельскохозяйственная работа была в значительной степени децентрализована и выполнялась большинством семей. С расширением королевства сельскохозяйственные плантации стали распространенным методом ведения сельского хозяйства в королевстве. В ремесленном производстве в основном доминировала формальная цеховая система. [51] Несколько богатых горожан хранили свое богатство каури в здании под названием акуэхо (хижины каури), расположенном на территории их домов. Такие хижины каури предназначались для защиты каури от пожара и краж. Ироко утверждает, что это была форма банковского дела в Дагомее, потому что владельцы таких домов акуэхо регулярно хранили депозиты других на складе, которые они использовали в качестве кредита третьим лицам. Гайер и Стиансен, с другой стороны, скептически относятся к теории Ироко. [52]
Налогообложение
[ редактировать ]Херсковиц рассказывает о сложной налоговой системе в королевстве, в которой чиновники, представлявшие короля, токпе , собирали из каждой деревни данные об урожае. Затем король установил налог в зависимости от уровня производства и численности населения деревни. Кроме того, налогом облагались собственная земля и производство короля. [22] После значительного строительства дорог, предпринятого королевством, были также установлены пункты взимания платы за проезд , которые собирали ежегодные налоги в зависимости от перевозимых людьми товаров и их рода занятий. Чиновники также иногда налагали штрафы за нарушение общественного порядка, прежде чем пропустить людей. [22] Налоговики, отвечающие за оплату проезда, были обеспечены вооруженной охраной. [53]
Налогами облагались, например, ремесленники, в том числе кузнецы, ткачи и резчики по дереву. Суды «кенгуру» могли проводиться в любом месте, например, на рынке или на дорогах, под председательством должностных лиц, признанных центральным правительством. Такие суды могли бы взыскать с тяжущихся налог в той или иной форме до вынесения решения по делу. [53] С 18 века проституция ( Ко-си ) лицензировалась королем. Роберт Норрис и Арчибальд Далзел задокументировали в конце 18 века, что центральное правительство отвечало за распространение проституток по всему штату по цене, установленной гражданским указом. Налоги взимались с проституток во время ежегодных таможен. [53]
Королевская дорога
[ редактировать ]Система грунтовых дорог была построена от порта Уида через Кану до Абомея . Его целью было улучшить транспортировку короля между Каной и Абомеем. Королевская дорога датируется 18 веком, но большинство первоисточников о дороге датируются веком позже. Дорога протянулась более чем на семь миль по почти прямой линии между воротами двух городов, а ее ширина оценивалась в 20–30 метров. Дорогу время от времени пропалывали и расчищали абордажной саблей. Первоисточники по-разному сообщают, что Королевскую дорогу расчищали каждые два-три месяца или даже шесть недель. Дорога была в тени высоких деревьев. Самым крупным экземпляром был образец дерева бомбакс . По обе стороны дороги окружали интенсивные фермы, которые, как писал Forbes в середине 19 века, «конкурировали с китайскими». [54]
Кроме того, вдоль дороги стояли религиозные святыни, и Forbes насчитал 60 из них по пути в Абоми. (1740–1774) построил дворец, На полпути вдоль дороги Тегбесу чтобы принять короля в качестве места отдыха во время транспортировки. Недостаточно информации о безопасности, обеспечиваемой на Королевской дороге. Первоисточники середины XIX века указывают на то, что пара больших карронад по обе стороны дороги возле Абомея, ведущей в сторону Каны, была размещена . Большое количество пушек разного калибра также было размещено в конце дороги перед воротами Каны. Историк Альперн указывает, что пушки перед Каной могли служить церемониальной цели, поскольку у них не было лафетов, которые можно было бы использовать. [54]
Рабство
[ редактировать ]И домашнее рабство, и работорговля в Атлантике были важны для экономики Дагомеи. Мужчины, женщины и дети, захваченные Дагомеей в войнах и набегах рабов, были проданы европейским работорговцам в обмен на различные товары, такие как винтовки, порох, ткани, ракушки каури и алкоголь. Дагомея использовала магические ритуалы для работорговли. Перед продажей европейцам рабов заставляли маршировать кругами вокруг «Древа забвения», чтобы они потеряли воспоминания о своей культуре, семье и родине. [55] Целью этого ритуала было не дать духам умерших рабов вернуться и отомстить королевской семье Дагомеи. [55]
Другие военнопленные, которые не предназначались для продажи европейцам, остались в Дагомее в качестве рабов. Там они работали на королевских плантациях, снабжавших продовольствием армию и королевский двор. [6] Некоторые историки, такие как Уотсон и Шеллингер, утверждали, что переход от работорговли к плантационной экономике в 19 веке ухудшил социальное восприятие рабов в Дагомее. Они приводят причины, по которым раньше с рабами обращались как с членами семьи своего хозяина, и они могли достичь свободного статуса через одно или два поколения. После увеличения производства пальмового масла в штате жестокое обращение и жестокое обращение с рабами стали обычным явлением. Для решения этого вопроса король Гезо объявил рассмотрение дел, связанных с убийством рабов, в судебном суде Абомея. [56]
Была история крупномасштабных человеческих жертвоприношений с использованием рабов. [57]
Религия
[ редактировать ]Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Королевство Дагомея разделяло множество религиозных ритуалов с окружающим населением. Он также разработал уникальные церемонии, верования и религиозные истории. К ним относятся поклонение королевским предкам и западноафриканский водун .
Королевское поклонение предкам
[ редактировать ]Ранние короли установили четкое поклонение королевским предкам и централизовали свои церемонии в Ежегодных обычаях Дагомеи . Духи царей имели возвышенное положение в стране мёртвых и для многих действий на земле необходимо было получать их разрешение. [22] Культ предков возник еще до появления королевства Дагомея; при короле Агадже был создан цикл ритуалов, в центре которого сначала прославлялись предки короля, а затем прославлялись семейные линии. [12]
Ежегодные обычаи Дагомеи ( хветану или уэтану на языке фон) включали в себя множество тщательно продуманных компонентов, и некоторые аспекты, возможно, были добавлены в 19 веке. В целом празднование включало в себя раздачу подарков, человеческие жертвоприношения , военные парады и политические советы. Его главным религиозным аспектом было выражение благодарности и получение одобрения предков королевской линии. [12]
Человеческие жертвоприношения были важной частью практики. Во время ежегодного обычая в жертву будут принесены 500 заключенных. Кроме того, когда умирал правитель, в жертву приносились сотни, а то и тысячи пленников. В 1727 году английский торговец утверждал, что он стал свидетелем резни в Дагомее 400 человек во время церемонии Водун . [58] [59] Часто сообщается, что это число составляет 4000 человек. [4] [58] Человеческие жертвоприношения часто преувеличивались современными западными авторами, выступающими против аболиционизма , которые стремились оправдать сохраняющуюся потребность в рабстве как средстве «спасти» африканцев от худшей участи в Дагомее. [60]
Космология
[ редактировать ]В Дагомее существовала уникальная форма западноафриканского водуна , которая связывала существовавшие ранее анимистические традиции с практиками водуна. Устная история повествует, что Хванджиле , жена Агаджи и мать Тегбессу , привела Водун в королевство и обеспечила его распространение. Основным божеством является объединенный Маву-Лиза (Маву имеет женские характеристики, а Лиза имеет мужские характеристики), и утверждается, что этот бог захватил мир, созданный их матерью Наной-Булуку. [22] Маву-Лиза управляет небом и является высшим пантеоном богов, но на земле и в громе существуют и другие боги. Религиозная практика организовывала разные священства и святилища для каждого бога и каждого пантеона (неба, земли или грома). Женщины составляли значительную часть класса жрецов, а главный жрец всегда был потомком Дакодону . [11]
Искусство
[ редактировать ]Искусство Дагомеи было уникальным и отличалось от художественных традиций других стран Африки. Искусство существенно поддерживалось королем и его семьей, имело нерелигиозные традиции, собирало множество различных материалов и широко заимствовалось у других народов региона. Распространенные формы искусства включали резьбу по дереву и слоновой кости, изделия из металла (в том числе из серебра, железа и латуни, аппликации из ткани и глиняные барельефы ). [61]
Король играл ключевую роль в поддержке искусства, и многие из них предоставляли значительные суммы художникам, что привело к уникальному для региона развитию нерелигиозной художественной традиции в королевстве. [62] Художники не принадлежали к определенному классу, но как члены королевской семьи, так и простолюдины внесли важный художественный вклад. [61] Королей часто изображали в больших зооморфных формах, причем каждый король напоминал определенное животное в нескольких изображениях. [63]
Сюзанна Блиер выделяет два уникальных аспекта искусства Дагомеи: сборку различных компонентов и заимствование из других государств. Сборка произведений искусства, включающая сочетание нескольких компонентов (часто из разных материалов), объединенных в одно произведение искусства, была распространена во всех формах и была результатом того, что различные короли продвигали готовую продукцию, а не определенные стили. [61] Эта сборка, возможно, была результатом второй особенности, предполагавшей широкое заимствование стилей и техник из других культур и государств. Одежда, тканевые изделия, архитектура и другие виды искусства напоминают другие художественные представления со всего региона. [64]
Большая часть произведений искусства вращалась вокруг королевской семьи. В каждом из дворцов королевских дворцов Абомея были тщательно продуманные барельефы ( нундиде в Фоне ), отражающие достижения короля. [63] У каждого короля был свой дворец внутри дворцового комплекса, а внутри внешних стен их личного дворца находилась серия глиняных рельефов, созданных специально для этого короля. Они предназначались не только для королевской семьи, и вожди, храмы и другие важные здания имели подобные рельефы. [62] На рельефах короли Дагомеи часто изображались в военных сражениях против племен Ойо или Махи к северу от Дагомеи, а их противники изображались в различных негативных изображениях (король Ойо изображен на одном из них в виде павиана, поедающего початок кукурузы). В изображении доминировали исторические темы, а персонажи в основном создавались и часто собирались друг на друге или в непосредственной близости, создавая эффект ансамбля. [62] В дополнение к королевским изображениям на рельефах, члены королевской семьи были изображены в силовых скульптурах, известных как босио , в которых смешанные материалы (включая металл, дерево, бисер, ткань, мех, перья и кость) были помещены в основу, образующую стоящую фигуру. Босио религиозно созданы для объединения различных сил, чтобы раскрыть мощные силы. [64] Кроме того, на тканевых аппликациях Дагомеи королевская власть часто изображалась в аналогичных зооморфных изображениях и касалась вопросов, аналогичных рельефам, часто короли, руководившие во время войны. [62]
В Дагомее существовала характерная традиция отливать небольшие латунные фигурки животных или людей, которые носили в качестве украшений или выставляли в домах относительно зажиточных людей. Эти фигурки, которые по-прежнему изготавливаются для туристической торговли, были относительно необычны в традиционном африканском искусстве, поскольку не имели религиозного аспекта, были чисто декоративными, а также свидетельствовали о некотором богатстве. [65] Также необычен, поскольку он столь ранний и имеет явное происхождение , резной деревянный поднос (мало чем отличающийся от гораздо более поздних образцов) из Ульма , Германия, который был привезен в Европу до 1659 года, когда он был описан в печатном каталоге. [66]
Колесные повозки использовались в Дагомее после их появления на территории современного Бенина в конце 17 века. [50] [54] Некоторые вагоны были произведены внутри страны, а большинство были получены в подарок от европейских союзников. Кареты часто использовались в церемониальных целях и запрягались в основном мужчинами из-за небольшого количества лошадей в штате. Коляски в Дагомее были разных размеров и форм. Некоторые из них были созданы по образцу кораблей, слонов и лошадей. Бертон отметил, что дорогу между Абомеем и городом Кана, длиной около шести-семи миль, регулярно пропалывали для удобства королевских карет. [50]
В популярной культуре
[ редактировать ]Королевство Дагомея было изображено в ряде различных художественных и документальных произведений .
Литература и театр
[ редактировать ]- В романе «Робур-завоеватель» (1886) Жюля Верна команда и пассажиры «Альбатроса » отправляются в Дагомею, где прерывают акт человеческого жертвоприношения.
- В Дагомее (1903) был успешный бродвейский мюзикл, первый полнометражный бродвейский мюзикл, полностью написанный афроамериканцами в начале 20 века.
- романиста Поля Хазуме Первый роман «Догичими» (1938) был основан на десятилетиях исследований устных традиций Королевства Дагомея во время правления короля Гезо .
- Антрополог Джудит Глисон написала роман Agõtĩme: Her Legend (1970), в котором рассказывается об одной из жен короля Дагомеи конца 18 века, которая оскорбляет своего мужа, который продает ее в рабство в Бразилию; она заключает сделку с воду (божеством), посадив своего сына на трон Дагомеи и вернув ее домой.
- Еще одним романом, прослеживающим историю рабства, на этот раз в Соединенных Штатах, был «Дагомеец» , или «Человек из Дагомеи» (1971), написанный афроамериканским писателем Фрэнком Йерби ; его герой – воин-аристократ.
- В третьем Джорджа Макдональда Фрейзера «Флэшмен романе » «Вспышка ради свободы!» (1971), Флэшмен занимается работорговлей и посещает Дагомею.
- «Вице-король Уиды» (1980) Брюс Чатвин — это история бразильца, который, надеясь разбогатеть на работорговле, в 1812 году плывет в Дагомею, подружившись с ее неуравновешенным королем и плохо кончая.
- Главным героем одной из двух параллельных историй в книге «Сотворю магию за небольшую перемену » (2016) Андреа Хейрстон является Кехинде, женщина йоруба, вынужденная вступить в дагомейскую армию; она борется с разделенной лояльностью и после падения Беханзина присоединяется к французской развлекательной труппе, которая намеревается выставить ее в образе амазонки на Всемирной выставке в Чикаго .
- получившем Букеровскую премию В романе Бернардины Эваристо , (2019), рассказывается о персонаже по имени Амма, который пишет и ставит пьесу под названием «Последняя амазонка Дагомеи» .
- Сопротивление Беханзина попыткам французов положить конец работорговле и человеческим жертвоприношениям занимало центральное место в ряде работ. Жана Плия Первая пьеса «Кондо ле рекин» (1967), получившего Гран-при по африканской исторической литературе, рассказывает историю борьбы Беханзина за сохранение старого порядка. Мариз Конде Роман «Последний из африканских королей» (1992) также фокусируется на сопротивлении Беханзина и его изгнании на Карибы. [67] Роман «Нить золотых бус» (2012) Найки Кэмпбелл сосредоточен на дочери Беханзина; ее глазами наблюдается конец его правления.
- Зоры Нил Херстон Книга «Барракун: история последнего «черного груза»» , посмертно опубликованная в мае 2018 года. [35]
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Роль Дагомеи в работорговле находится в центре внимания фильма «Кобра Верде» (1987), снятого Вернером Херцогом и адаптированного из романа «Наместник Уиды» (1980). Главный герой — вымышленный бразильский работорговец, который путешествует по королевству, а персонаж основан на историческом бразильском работорговце Франсиско Феликсе де Соуза , который имел политическое и экономическое влияние в Дагомее во времена правления королей Адандозана и короля Гезо .
- Историческая телевизионная драма «Виктория» (2016) изображает реальную историю Сары Форбс Бонетта , освобожденной из рабства в Дагомее во 2 сезоне, 17 серии («Комфорт и радость»).
- Дагомейские амазонки изображены в фильме «Женщина-король» (2022) режиссёра Джины Принс-Байтвуд .
- Документальный фильм « Дагомея» режиссера Мати Диопа , международный совместный проект Франции, Сенегала и Бенина, был выбран для участия в конкурсе 74-го Берлинского международного кинофестиваля , который пройдет с 15 по 25 февраля 2024 года, где он будет бороться за « Золотой приз». Медведь . Речь идет о возвращении в Бенин 26 королевских сокровищ Королевства Дагомея. [68]
Видеоигры
[ редактировать ]Дагомея изображалась в некоторых видеоиграх, посвященных исторической военной стратегии .
- Дагомейские амазонки появляются в исторической стратегической видеоигре Empire: Total War (2009), разработанной Creative Assembly .
- В великих стратегических видеоиграх Europa Universalis IV (2013) и Victoria 3 (2022), разработанных Paradox Interactive , Дагомея появляется как одна из многих исторических наций, за которую игроки могут играть или с которыми игроки могут взаимодействовать.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бразильская историография приписывает первенство этого признания Соединенным провинциям Рио-де-ла-Плата , также в 1823 году. [27] [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хейвуд, Линда М.; Джон К. Торнтон (2009). «Конго и Дагомея, 1660–1815». В Бейлин, Бернар и Патрисия Л. Дено (ред.). Зондирование истории Атлантики: скрытые структуры и интеллектуальные течения, 1500–1830 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Ло, Робин (июль 1986 г.). «Дагомея и работорговля: размышления об историографии подъема Дагомеи» . Журнал африканской истории . 27 (2): 237–267. дои : 10.1017/S0021853700036665 . ISSN 1469-5138 . S2CID 165754199 .
- ^ Поланьи, Карл (1966). Дагомея и работорговля: анализ архаической экономики . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
- ^ Jump up to: а б Р. Раммель (1997) « Смерть от правительства ». Издатели транзакций. п. 63. ISBN 1-56000-927-6
- ^ «Женщины-солдаты 1-го педагогического отряда Дагомеи | Женщины» .
- ^ Jump up to: а б «Дагомея | историческое королевство, Африка | Британика» . www.britanica.com . 30 мая 2023 г.
- ^ «Дагомея | историческое королевство, Африка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Ло, Робин (июль 1986 г.). «Дагомея и работорговля: размышления об историографии подъема Дагомеи» . Журнал африканской истории . 27 (2): 237–267. дои : 10.1017/S0021853700036665 . ISSN 1469-5138 . S2CID 165754199 .
- ^ Jump up to: а б Закон, Робин (1997). «Политика коммерческого перехода: фракционный конфликт в Дагомее в контексте прекращения атлантической работорговли» (PDF) . Журнал африканской истории . 38 (2): 213–233. дои : 10.1017/s0021853796006846 . HDL : 1893/280 . S2CID 15681629 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2017 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Акинтойе, Стивен (2010). История народа йоруба Издательство Амалион. стр. 100-1 300–303. ISBN 9782359260069 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бэй, Эдна (1998). Жены леопарда: гендер, политика и культура в Королевстве Дагомея . Университет Вирджинии Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д Монро, Дж. Кэмерон (2011). «В чреве Дэна: космос, история и власть в доколониальной Дагомее». Современная антропология . 52 (6): 769–798. дои : 10.1086/662678 . S2CID 142318205 .
- ^ Хунгникпо, Матурин К.; Декало, Сэмюэл, ред. (2013). Исторический словарь Бенина . Пугало Пресс, Inc. п. 131. ИСБН 978-0-8108-7373-5 .
- ^ Jump up to: а б Хармс, Роберт (2002). Трудолюбивый . Нью-Йорк: Основные книги. п. 172. ИСБН 0-465-02872-1 .
- ^ Альперн, Стэнли Б. (1998). «О происхождении амазонок Дагомеи». История в Африке . 25 :9–25. дои : 10.2307/3172178 . JSTOR 3172178 . S2CID 162412301 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адейинка, Август А. (1974). «Король Дагомеи Гезо, 1818–1858: переоценка западноафриканского монарха в девятнадцатом веке». Обзор африканских исследований . 17 (3): 541–548. дои : 10.2307/523800 . JSTOR 523800 . S2CID 144269135 .
- ^ Ньюбери, CW (1959). «Записка о протекторате Абомей». Африка . 29 (2): 146–155. дои : 10.2307/1157517 . JSTOR 1157517 . S2CID 145105979 .
- ^ «Предок короля Дагомеи, женатый на 41 жене, умер в возрасте 84 лет» . Пунш Газеты . 3 июля 2018 г. . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Бенин оплакивает смерть монарха древнего королевства» . РФИ . 23 декабря 2021 . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Король Абомея поклонился» . Le Monde.fr (на французском языке). 5 июля 2018 г. Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Йодер, Джон К. (1974). «Партии мух и слонов: политическая поляризация в Дагомее, 1840–1870». Журнал африканской истории . 15 (3): 417–432. дои : 10.1017/s0021853700013566 . S2CID 162286376 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Херсковиц, Мелвилл Дж. (1967). Дагомея: Древнее западноафриканское королевство (том I изд.). Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.
- ^ Джордж Айитти (2006). Учреждения коренных народов Африки (2-е изд.). Брилл. п. 203. ИСБН 978-9047440031 .
- ^ Маседо, Хосе Ривайр (2018). «Посольство Дагомеи в Сальвадоре (1750 г.): Дипломатические протоколы и политическое подтверждение расширяющегося государства в Западной Африке» . Бразильский журнал африканских исследований . 3 (6). дои : 10.22456/2448-3923.86065 . ISSN 2448-3923 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Тадеу Арантес, Хосе. «Исследование подчеркивает роль дипломатических отношений между Дагомеей и Бразилией в работорговле» . ФАПЕСП АГЕНТСТВО .
- ^ Гизелен, Жилберту да Силва (2015). Последнее посольство африканского монарха в Бразилии: Маноэль Алвес Лима, посол Королевства Оним « при дворе Д. Педро Первого]. 90-е годы - Журнал аспирантуры по истории (на бразильском португальском языке). 22 (42). дои : 10.22456/1983-201X.54813 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Антунес де Оливейра, Фелипе; Паван Лопес, Лукас (2023). «Аргентина и независимость Бразилии: запоздалое признание раннего признания» . CEBRI-Revista (на бразильском португальском языке) . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ RFi (7 сентября 2022 г.). « Первая страна, признавшая независимость Бразилии, была также первой, кто объявил ей войну» (на бразильском португальском языке). Г1 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Альперн, Стэнли Б. (2011). Амазонки Черной Спарты: женщины-воительницы Дагомеи: с новым предисловием . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0814707722 .
- ^ Jump up to: а б с д Араужо, Ана Люсия (1 марта 2012 г.). «Дагомея, Португалия и Баия: король Адандозан и атлантическая работорговля» . Рабство и отмена . 33 : 1–19. дои : 10.1080/0144039X.2011.604562 . S2CID 143942068 .
- ^ Закон, Робин (1986). «Дагомея и работорговля: размышления об историографии подъема Дагомеи» . Журнал африканской истории . 27 (2): 237–267. дои : 10.1017/S0021853700036665 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181135 . S2CID 165754199 .
- ^ Закон, Робин (1997). «Политика коммерческого перехода: фракционный конфликт в Дагомее в контексте прекращения атлантической работорговли» . Журнал африканской истории . 38 (2): 213–233. дои : 10.1017/S0021853796006846 . HDL : 1893/280 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 182822 . S2CID 15681629 .
- ^ Мередит, Мартин (2014). Судьбы Африки . Нью-Йорк: PublicAffairs. п. 193. ИСБН 9781610396356 .
- ^ Финкельман, Пол (2007). «Отмена работорговли» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Херстон, Зора Нил (2018). Барракун-История последнего «Черного груза» . Амистад; Издательство ХарперКоллинз. ISBN 9780062748218 .
- ^ «Справочник по эпизодам 4-го сезона | О | В поисках своих корней» . pbs.org . Служба общественного вещания . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Лабат. Путешествие шевалье Де Марше . стр. Я: XII.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеа, РА (1971). «Огнестрельное оружие и война на Золотом и Невольничьем побережьях с шестнадцатого по девятнадцатый века». Журнал африканской истории . 12 (2): 185–213. дои : 10.1017/S002185370001063X . ISSN 0021-8537 . JSTOR 180879 . S2CID 163027192 .
- ^ Торнтон (1999) , с. 96
- ^ Торнтон (1999) , с. 78
- ^ Торнтон (1999) , с. 95–96
- ^ Дэш, Майк (23 сентября 2011 г.). «Женщины-воительницы Дагомеи» . Смитсоновский журнал . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Кутзи, Дэниел Дж.М.; Эйстурлид, Ли В. (2013). Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории [2 тома]: эволюция величайших военных мыслителей в истории . АВС-КЛИО . п. 353. ИСБН 9780313070334 .
- ^ Торнтон (1999) , с. 88
- ^ Jump up to: а б с Торнтон (1999) , с. 85
- ^ Блэк, Джереми (2013). Европа и мир, 1650–1830 гг . Рутледж . стр. 113–114. ISBN 9781136407659 .
- ^ Jump up to: а б Торнтон (1999) , с. 86
- ^ Торнтон (1999) , с. 87
- ^ Монро, Дж. Семерон (2014). Доколониальное государство в Западной Африке: укрепление власти в Дагомее . Издательство Кембриджского университета . стр. 137–142. ISBN 9781107040182 .
- ^ Jump up to: а б с Закон, Робин (1980). «Колесный транспорт в доколониальной Западной Африке». Журнал Международного африканского института . 50 (3): 249–262. дои : 10.2307/1159117 . JSTOR 1159117 . S2CID 148903113 .
- ^ Дуиньян, Питер; Л. Х. Ганн (1975). «Доколониальная экономика стран Африки к югу от Сахары». Колониализм в Африке 1870–1960 гг . Лондон: Кембридж. стр. 33–67.
- ^ Стиансен, Эндре; Гайер, Джейн И. (1999). Кредит, валюты и культура: африканские финансовые институты в исторической перспективе . Институт Северной Африки . стр. 31–32. ISBN 9789171064424 .
- ^ Jump up to: а б с Даймонд, Стэнли (1996). «Дагомея: развитие протогосударства». Диалектическая антропология . 21 (2): 121–216. дои : 10.1007/BF00244520 . JSTOR 29790427 . S2CID 144297421 .
- ^ Jump up to: а б с Альперн, Стэнли Б. (1999). «Королевская дорога Дагомеи». История в Африке . 26 : 11–24. дои : 10.2307/3172135 . JSTOR 3172135 . S2CID 161238713 .
- ^ Jump up to: а б Герр, Мелоди (2010). Работорговля . Чикаго, Иллинойс: Библиотека Хайнемана. п. 25. ISBN 9781432923846 . [ нужен лучший источник ]
- ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2014). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж . п. 8. ISBN 9781134259861 .
- ^ «800 рабов принесены в жертву в память о смерти ГЕЗО, Великого короля-раба Дагомеи, 1858 г. · Багамская наука» . 27 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Нуну, Ама (15 октября 2019 г.). «Взгляд на кровавую историю человеческих жертвоприношений в Дагомее в больших масштабах» . Face2Face Африка . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Солли, Мейлан. «Настоящие воины за «Женщиной-королем» » . Смитсоновский журнал . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Зондереггер, Арно (2018). «Мысли о двух историях Дагомеи XVIII века, касающихся дебатов против рабства». Стихпробен: Венский журнал африканских исследований (35): 86–89.
- ^ Jump up to: а б с Блиер, Сюзанна Престон (1988). «Мелвилл Дж. Херсковиц и искусство Древней Дагомеи». Res: Антропология и эстетика . 16 : 125–142. дои : 10.1086/RESv16n1ms20166806 . S2CID 190236987 .
- ^ Jump up to: а б с д Ливингстон, Томас В. (1974). «Ашанти и дагомейские архитектурные барельефы». Обзор африканских исследований . 17 (2): 435–448. дои : 10.2307/523643 . JSTOR 523643 . S2CID 144030511 .
- ^ Jump up to: а б Пике, Франческа; Райнер, Лесли Х. (1999). Дворцовые скульптуры Абомея: история, рассказанная на стенах . Лос-Анджелес: Музей Пола Гетти.
- ^ Jump up to: а б Блиер, Сюзанна Престон (2004). «Искусство сборки: эстетическое выражение и социальный опыт в Danhome». Res: Антропология и эстетика . 45 (45): 186–210. дои : 10.1086/RESv45n1ms20167627 . S2CID 193597512 .
- ^ Уиллетт, Фрэнк (1971). Африканское искусство . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 164–165 . ISBN 978-0-5002-0364-4 .
- ^ Уиллетт, 81–82
- ^ Энциклопедия африканской литературы (Гиканди, Саймон изд.). Лондон: Рутледж. 2003.
- ^ Аббатецианни, Давиде (22 января 2024 г.). «Берлинале представляет свои конкурсы и встречи» . Синевропа . Проверено 28 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альперн, Стэнли Б. (1999). Амазонки Черной Спарты: Женщины-воительницы Дагомеи . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0814706789 .
Подробное описание боевых приемов этих воинов.
- Бэй, Эдна Г. (1999). Жены леопарда: гендер, политика и культура в Королевстве Дагомея . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0813917924 .
Историческое исследование того, как сохранялась королевская власть в Дагомее. Бэй и Альперн расходятся во мнениях относительно женщин-воинов.
- Бэй, Эдна Г. (2008). Асен, предки и водун: прослеживая изменения в африканском искусстве . Шампейн: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252032554 .
Художественная и культурная история Дагомеи, рассматриваемая через развитие (до настоящего времени) единственного церемониального объекта — Асен .
- Закон, Робин (2004). Уида: Социальная история западноафриканского рабовладельческого «порта», 1727–1892 гг . Афины: Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0821415726 .
Академическое исследование коммерческой роли Уиды в работорговле.
- Мама, Рауф (1997). Почему козы плохо пахнут и другие истории из Бенина . Норт-Хейвен, Коннектикут: Linnet Books. ISBN 0208024697 .
Сказки народа фон, в том числе легенды старой Дагомеи.
- Пике, Франческа; Лесли Х. Райнер (2000). Дворцовые скульптуры Абомея: история, рассказанная на стенах . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 978-0892365692 .
Иллюстрированный том с описанием королевского дворца в Абомее и его барельефами, содержащий большое количество информации о культурной и социальной истории Дагомеи.
- Торнтон, Джон Келли (1999). Война в Атлантической Африке, 1500–1800 гг . Психология Пресс . ISBN 978-1857283921 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Тема музея: Королевство Дагомея» . museeouidah.org (WayBack Machine). Архивировано из оригинала 21 декабря 2009 года . Проверено 17 июля 2021 г.
- Королевство Дагомея
- Страны доколониальной Африки
- Королевства Бенина
- Бывшие королевства
- Бывшие монархии Африки
- Французская Западная Африка
- Это Империя
- Государства и территории, основанные в 17 веке.
- Штаты и территории упразднены в 1904 году.
- Заведения 17 века в Африке
- Застой 1904 года в Африке
- Священные места в традиционных африканских религиях
- Несуверенная монархия