Цзочан Йи
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Цзочан И , или Принципы дзадзэн ( китайский : 坐禅仪 ), представляет собой краткое руководство по медитации в чань-буддизме, приписываемое монаху по имени Чанлу Цзунцзе (ок. 11 век) во времена династии Северная Сун (960–1126 гг. н.э.), которое иллюстрирует практику сидячая медитация, направленная на «внезапное» просветление. По словам Питера Грегори, это «самая ранняя известная работа такого рода в традиции дзэн». [1] Позже Цзочан И был переработан и расширен в 1202 году Ю Сяном, и эта версия была опубликована вместе с монашеским кодексом Чанлу Цзунцзе Чаньюань Цингуй «Чистые правила заповедника Чань», самым ранним из сохранившихся монашеских кодексов Чань , который был широко распространен. [1]
Контур
[ редактировать ]При написании « Принципов » Цзун-цзе находился под влиянием работ Тяньтайского мастера медитации Чжии, а также « Совершенствования и реализации согласно Сутре совершенного просветления» Гуйфэна Цзунми (780–841). В « Принципах » фактически цитируются большие части введения Чжии в медитацию, « Сяо Чжи Гуань», показывая степень влияния Тяньтая на китайский чань. [1] Текст из 600-700 символов начинается с описания традиционной позы для медитации со скрещенными ногами и частично открытыми глазами (критика Чжии за закрытые глаза), а затем обрисовывается, как медитирующий должен наблюдать за своими мыслями, пока его разум не станет единым : «Не Думайте о каком бы то ни было добре или зле. Всякий раз, когда возникает мысль, осознавайте ее; как только вы ее осознаете, она исчезнет, если вы надолго забудете об объектах, вы естественным образом станете едиными. [1]
В отличие от медитативных работ Чжии, «Принципы» не описывают практику випассаны , ведущую к мудрости – праджне . Возможно, это связано с тем, что идеи Цзунцзе, по-видимому, связаны с практиками из чаньской хроники Ленгцэ Шицзы цзи и с учениями Учения Восточной горы , которые учили, что, успокоив ум, можно увидеть свою врожденную природу Будды и что это было формой внезапного просветления . [1] [2] Это учение также связано с концепцией татхаты «Таковость», которая заимствована из « Пробуждения веры» в Махаяне . Цунг-цзе использует хорошо известную метафору, чтобы описать, как практика его вида самадхи приведет к открытию врожденной мудрости, уже присутствующей в уме:
Чтобы искать жемчужину, нам следует успокоить волны; если мы потревожим воду, ее будет трудно достать. Когда вода медитации станет чистой, жемчужина ума появится сама собой. Поэтому в «Сутре совершенного просветления» говорится: «Беспрепятственная, безупречная мудрость всегда возникает в зависимости от медитации. [1] [2]
Влияние
[ редактировать ]Практика, изложенная в этом тексте, по-видимому, лежит в основе спора в позднем чань-буддизме между «внезапными» и «постепенными» учениями «Северной и Южной школ», проиллюстрированными в Сутре Платформы . Одним из основных различий между «внезапным» и «постепенным» подходом было то, что постепенность рассматривалась как способ противодействия умственным препятствиям, в то время как «внезапный» подход принимал метафизические доктрины Таковости и недвойственного, присущего им просветления в качестве своей темы и рассматривал практика противодействия препятствиям как контрпродуктивна. [1] Таким образом, хотя практика наблюдения за умом, изложенная Цзун-цзе, оставалась центральной практикой от Чань до династии Тан (например, в работах Гуйфэн Цзунми: «Как только возникает мысль, осознавайте ее ( нянь ци чи чуэ ); как только вы осознаете это, оно перестанет существовать. Именно здесь находятся глубокие врата практики».) другие, более радикальные учителя, такие как Мазу Даойи, подчеркивали «прославление естественной мудрости, действующей в каждой мысли ». «, идея о том, что «повседневный ум — это Путь», и радикально новые методы практики, такие как практики крика, спонтанного диалога и загадочных высказываний или анекдотов. [1] Несмотря на это, этот простой и урезанный стиль сидячей медитации продолжал использоваться даже самыми иконоборческими чань-буддистами и заложил основу для практики, известной как «безмолвное озарение» или « шикантаза ».
Включенный в различные монастырские кодексы и сборники текстов Дзэн, Цзочан И широко имитировался или использовался в качестве основы для других текстов, таких как Руру Чжуши Цзочан И «Принципы медитации мирянина Руру», 1212?) и Дзадзэн ги Мухона Какушина ( 1207-1297). Оно было включено в популярную японскую антологию дзэн « Сибуроку» («Четверная запись»), цитировалось Эйсаем в «Кадзэн гококу рон» и использовалось Догэном в его книге « Фуканзадзэнги» ( «Всеобщее распространение принципов медитации» , 1233 г. н.э.). ). [1] [3]