Крушение Ту-144 на Парижском авиасалоне 1973 года.
![]() СССР-77102, Ту-144С, попавший в аварию, на Парижском авиасалоне 1973 года, за день до катастрофы. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 3 июня 1973 г. |
Краткое содержание | в полете. Разбился из-за разрушения конструкции |
Сайт | Гуссенвиль, Валь-д'Уаз 49 ° 01'33 ″ с.ш. 2 ° 28'28 ″ в.д. / 49,02583 ° с.ш. 2,47444 ° в.д. |
Всего погибших | 14 |
Всего травм | 60 |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-144S |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-77102 |
Начало рейса | Париж – аэропорт Ле Бурже |
Место назначения | Париж – аэропорт Ле Бурже |
Оккупанты | 6 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 6 |
Выжившие | 0 |
Наземные потери | |
Погибшие на земле | 8 |
Травмы на земле | 60 |
Крушение Ту-144 на Парижском авиасалоне 1973 года в воскресенье, 3 июня 1973 года, уничтожило вторую серийную модель российского сверхзвукового Ту-144 . Самолет распался в воздухе при выполнении экстремальных маневров и упал на город Гуссенвиль, Валь-д'Уаз , Франция, в результате чего погибли все шесть членов экипажа и восемь человек на земле. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Катастрофа положила конец программе разработки Ту-144. [ 4 ] Официальное расследование не смогло окончательно определить причину аварии, и было предложено несколько теорий.
Несчастный случай
[ редактировать ]
Речь шла о самолете Ту-144С СССР-77102, заводской номер 01–2, втором серийном Ту-144. [ 5 ] Первый полет совершил 29 марта 1972 года. [ 6 ] Этот самолет был модифицирован по сравнению с первоначальным прототипом и включал в себя убирающееся в гондолы шасси и убирающееся переднее оперение . [ 7 ] The pilot was Soviet test pilot Mikhail Vasilyevich Kozlov [ 8 ] второй пилот - Молчанов Валерий Михайлович. [ 9 ] На борту также находился штурман Г. Н. Баженов; В.Н. Бендеров, заместитель главного конструктора, инженер-генерал-майор; Б.А. Первухин, старший инженер; и А.И. Дралин, бортинженер. [ 10 ] Катастрофа произошла на глазах у 250 000 зрителей незадолго до окончания Парижского авиасалона в аэропорту Ле-Бурже , крупнейшего в мире авиасалона и выставки аэрокосмической отрасли. [ 8 ] [ 11 ]
Во время шоу шла «жестокая конкуренция между англо-французским Конкордом и советским Ту-144». [ 8 ] Советский летчик Михаил Козлов хвастался, что превзойдет «Конкорд». [ 8 ] «Просто подождите, пока не увидите, как мы летаем», - сказал он. — Тогда ты что-нибудь увидишь. [ 12 ] В заключительный день шоу «Конкорд» , который еще не был в производстве, первым совершил демонстрационный полет. [ 8 ] Позже его характеристики были описаны как неинтересные, и было высказано предположение, что Козлов был полон решимости показать, насколько лучше российский самолет. [ 12 ]
После нескольких минут пребывания в воздухе, выполняя фигуры высшего пилотажа во втором демонстрационном полете шоу, Ту-144 на высокой скорости совершил пролет над взлетно-посадочной полосой с выпущенным шасси и выдвинутыми "усами" передним оперением, при этом все четыре двигателя были включены. на полной мощности он пошел в крутой и быстрый подъем. На высоте менее 2000 футов (600 м) самолет заглох и впал в крутое пикирование. [ 8 ] Когда пилот попытался выйти из пикирования на высоте 400 футов с двигателями на полную мощность, «все левое крыло за пределами левых двигателей оторвалось. Самолет резко перекатился влево и перевернулся, перегрузки разрушили фюзеляж впереди крыло, и пары топлива воспламенились». [ 13 ] Самолет развалился в воздухе и рухнул в огне над городом Гуссенвиль, в восьми километрах к северу от Ле-Бурже. [ 8 ] [ 6 ] [ 9 ] разрушив 15 домов [ 14 ] и погибли все шесть человек на борту Ту-144 и еще восемь на земле. [ 6 ] Среди погибших трое детей, 60 человек получили тяжелые ранения. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]Экипаж Ту-144 был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы 12 июня 1973 года. [ 16 ]
После крушения Марсель Дассо призвал провести Парижский авиасалон 1975 года в Истре , который расположен на открытой местности в 40 км (25 миль) к северо-западу от Марселя . [ 17 ]
Катастрофа подорвала энтузиазм вокруг Ту-144, который уже находился в упадке. Хотя это и не было основным фактором в Советском Союзе, сверхзвукового транспорта (SST). на Западе возрастала экологическая обеспокоенность по поводу концепции [ 18 ] Ранее в этом году правительственные учреждения США и Великобритании опубликовали прогнозы, что эксплуатационные расходы SST на одно место в обозримом будущем существенно превысят расходы на обычные авиалайнеры, а в отчете правительства Великобритании говорилось, что Ту-144 будет иметь еще более высокие эксплуатационные расходы. эксплуатационные расходы на сиденья, чем у Concorde. [ 19 ] Историк Говард Мун предполагает, что эти факторы — вместе с продолжающимися техническими проблемами, чрезмерно перегруженным конструкторским бюро Туполева, высокими затратами на разработку в сочетании с нехваткой альтернативных вариантов применения технологий Ту-144 и высокими ценами на топливо на Западе, вызванными нефтяным кризисом 1973 года , — несколько месяцев спустя - побудило советское руководство отказаться от ввода самолета в эксплуатацию в Аэрофлот , поскольку его ценность как престижного символа советского технического мастерства снизилась. [ 20 ]
К 1975 году советская авиационная промышленность перешла к продвижению новых обычных дозвуковых авиалайнеров — Як-42 и Ил-86 . [ 21 ] Ограничения на Ту-144 после крушения на Парижском авиасалоне означали, что в 1977 и 1978 годах он эксплуатировался лишь ограниченно, и окончательно он был снят с вооружения после еще одной крушения в мае 1978 года . [ 5 ] Конкурент Ту-144, Конкорд, продолжал служить в British Airways и Air France в течение 30 лет после этого, а окончательно был выведен из эксплуатации в 2003 году из-за небольшого количества пассажиров после крушения рейса 4590 (по совпадению, также в окрестностях Ле Бурже), рост стоимости услуг и спад в авиационной промышленности после терактов 11 сентября . [ 22 ]
Причины
[ редактировать ]Расследование
[ редактировать ]Аварию расследовала DTCE, часть французских вооруженных сил , которая несет ответственность за несчастные случаи с прототипами самолетов во Франции. Обломки были доставлены в ангар в Ле-Бурже, а часть из них перевезена самолетом Ан-22 в Советский Союз . [ 9 ] Мун пишет, что расследование с самого начала было омрачено политическими соображениями; Советы с недоверием отнеслись к предложению Франции реконструировать обломки в ангаре, поскольку были незнакомы с этой техникой, а французы активно добивались прав на пролет Конкорда в Советском Союзе. Реабилитация Ту-144 с технической и конструкторской точки зрения отвечала политическим интересам обеих стран. [ 23 ] На протяжении всего расследования Советы за кулисами яростно возражали против попыток Франции сделать однозначные выводы. [ 24 ] В официальном отчете французской следственной комиссии, подготовленном совместно с советскими экспертами, выдвигалась гипотеза о находившемся поблизости французском реактивном самолете и незащищенном члене экипажа Ту-144 с пленочной камерой, который мог случайно заблокировать органы управления во время маневра уклонения. . Однако из-за отсутствия конкретных доказательств, подтверждающих эту теорию, комиссия пришла к выводу, что точная причина катастрофы остается неустановленной. [ 25 ] При этом в отчете конкретно указывалось, что «не было никаких отклонений ни в конструкции авиалайнера, ни в общем функционировании самолета и его систем», и исключалось несоответствие конструкции конструкции как причина. [ 26 ] Хотя результат расследования в целом устроил обе стороны, он породил ряд альтернативных теорий. [ 27 ]
Теории
[ редактировать ]

Одна из теорий, продвигаемых Советским Союзом, заключается в том, что Ту-144 маневрировал, чтобы уклониться от французского «Мираж» самолета-преследователя , который пытался сфотографировать его уникальные «утки» . [ 28 ] которые были передовыми на тот момент, и что французское и советское правительства вступили в сговор друг с другом, чтобы скрыть крушение самолета во время маневра подтягивания. [ 15 ] В первоначальном французском отчете об инциденте полет «Миража» отрицался. [ нужна ссылка ] возможно, потому, что занимался промышленным шпионажем . В более поздних сообщениях признается существование «Миража» (и тот факт, что советскому экипажу не сообщили о полете «Миража»), но не упоминается его роль в катастрофе. Однако в официальном пресс-релизе говорилось: «хотя расследование установило, что реального риска столкновения двух самолетов не было, советский пилот, вероятно, был удивлен». [ 15 ]
Мун подчеркивает, что изменения в расписании полетов, внесенные в последнюю минуту, в сочетании с «небрежным» управлением воздушным движением дезориентировали бы пилотов в кабине с особенно плохим обзором; Мун отмечает, что летный экипаж подготовил хореографическую демонстрационную программу полета, которую практиковали как минимум шесть раз перед отъездом из Советского Союза, но от нее пришлось отказаться из-за изменений в расписании. [ 29 ] Он также цитирует очевидца, который утверждает, что второй пилот согласился взять с собой камеру, которой он, возможно, пользовался во время маневра уклонения. [ 15 ] [ 25 ] Первоначальным заходом на посадку могла быть попытка приземления не на ту взлетно-посадочную полосу, что произошло из-за сокращения дисплея Ту-144 в последнюю минуту. [ 30 ]
Важным фактором, способствующим этому, могло быть то, что перед полетом было снято ограничение на отклонение рулей, возможно, для того, чтобы обеспечить более впечатляющую демонстрацию, уступив место ошибке в электронной системе управления полетом, которая отклоняла элевоны на 10 градусов вниз после уборки переднего оперения. , вызывая внезапное пикирование. [ 6 ]
24 октября 1973 года лондонская газета Daily Telegraph опубликовала репортаж, в котором говорилось, что гаечный ключ упал в углубление вокруг ручки управления , заблокировав систему управления полетом самолета . [ 31 ]
Самозваная группа, называющая себя «Освобождение Рудольфа Гесса», утверждала, что взорвала Ту-144 в знак протеста против тюрьме продолжающегося заключения Гесса в Шпандау ; однако сын Гесса отверг это утверждение, заявив, что никогда не слышал об этой группе. [ 26 ]
Боб Гувер , пилот сверхзвуковой программы Bell X-1 , считал, что соперничество Ту-144 и «Конкорда» привело пилота Ту-144 к попытке маневра, выходящего за пределы возможностей самолета: «В тот день Конкорд полетел первым, и после того, как пилот выполнил облет на высокой скорости, он круто поднялся и набрал высоту примерно 10 000 [футов], прежде чем выровняться. Когда пилот Ту-144 выполнил облет. тем же маневром он так резко поднял нос, что я не верил, что он сможет прийти в себя». [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Русский ССТ терпит крах» . Пресс-секретарь-обзор . (Спокан, Вашингтон, США). Ассошиэйтед Пресс. 4 июня 1973 г. с. 1.
- ^ «В результате крушения советского SST погибло 14 человек» . Милуоки Сентинел . (Висконсин, США). УПИ. 4 июня 1973 г. с. 1. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «15 человек погибли при взрыве российского «Конкорда»» . Глазго Геральд . 4 июня 1973 г. с. 1.
- ^ "Видео крушения Ту-144 3 июня 1973 года". ОРТФ , 20:00 выпуск новостей, 3 июня 1973 года, на сайте INA , ina.fr.
- ^ Перейти обратно: а б Гринвуд, Джон Т. (1998). «Конструкторы и их самолеты» . В Робине Д.С. Хайэме; Джон Т. Гринвуд; Фон Хардести (ред.). Русская авиация и военно-воздушная мощь в ХХ веке . Рутледж. п. 174. ИСБН 978-0-7146-4784-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рантер, Харро. «СССР-77102 Описание аварии» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 26 декабря 2010 г.
- ^ Оуэн, Кеннет (2001). «Соперники» . Конкорд: история первооткрывателя сверхзвуковых технологий . Музей науки. п. 154. ИСБН 978-1-900747-42-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ганстон, Билл (7 июня 1973 г.). «Конкордский и Конкорд» . Новый учёный . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Расследование катастрофы Ту-144» . Международный рейс : 908. 14 июня 1973 г.
- ^ "Давным-давно" . Коммерсант . 3 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Питер Шоу-Смит (8 ноября 2017 г.). «Авиашоу в Дубае 2017 года, как ожидается, станет крупнейшим» . АЙН . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «КАТАСТРОФЫ: Смертельная выставка» . Время . 18 июня 1973 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 года.
- ^ Дэвид Камински Морроу (20 июня 2023 г.). «Flight Global: загадка крушения Ту-144 сохраняется спустя 50 лет после фатальной аварии в Париже» . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Парижский авиасалон: 100 лет Парижского авиасалона» . Флайтглобал . 5 июня 2009 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сверхзвуковые шпионы». (ненадежный источник) Дата выхода Nova PBS: 27 января 1998 г.
- ^ «Расследование по Ту-144 продолжается» . Рейс Интернешнл . 103 (3354): 938. 21 июня 1973 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Показать опасности» . Рейс Интернешнл . 103 (3353): 910. 14 июня 1973 г.
- ^ Луна 1989 , с. 168.
- ^ Мун 1989 , стр. 171–172.
- ^ Мун 1989 , стр. 168–170.
- ^ Мун 1989 , стр. 170, 173.
- ^ «Конкорд» остановлен навсегда . Новости Би-би-си . 10 апреля 2003 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Мун 1989 , стр. 159, 171.
- ^ Мун 1989 , стр. 159–160.
- ^ Перейти обратно: а б Мун 1989 , стр. 160–161.
- ^ Перейти обратно: а б Луна 1989 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Bliznyuk, Valentin ; et al. (2000). "3.14. Катастрофа самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) в Париже" . Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах [ Reality of supersonic passenger airplanes ] (in Russian). Moscow: Moskovsky Rabochiy. ISBN 5-239-02044-2 .
- ^ Смит, Патрик (24 июня 2005 г.). «Спроси пилота» . Салон . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Мун 1989 , стр. 160, 162.
- ^ Перейти обратно: а б Заракович, Юрий (7 августа 2000 г.). «Конкордский Ту-144: взрыв из прошлого» . Время Европа . Архивировано из оригинала 15 августа 2000 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Луна 1989 , с. 160.
Библиография
[ редактировать ]- Мун, Ховард (1989). Советский ССТ: технополитика Туполева Ту-144 . Нью-Йорк: Книги Ориона. ISBN 0-517-56601-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1973 год в Париже
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-144
- Авиационные происшествия и происшествия на авиасалонах
- Авиационные происшествия и происшествия в 1973 г.
- Авиационные происшествия и происшествия во Франции
- Катастрофы в Париже
- Отношения Франции и Советского Союза
- События июня 1973 года в Европе
- Катастрофы 1973 года во Франции
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с отрывом двигателей в полете
- История Валь-д'Уаз
- 20 век в Иль-де-Франс