Yakovlev Yak-40
Як-40 | |
---|---|
![]() Як-40 на финальном подходе | |
Общая информация | |
Тип | Региональный реактивный / VIP -транспорт |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Yakovlev |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Motor Airlines [ 1 ] |
Номер построен | 1,011 (в соответствии с некоторыми источниками 1 013) [ который? ] |
История | |
Производится | 1967–1981 |
Дата введения | Сентябрь 1968 г. (Aeroflot) |
Первый полет | 21 октября 1966 года |
Превратился в | Yakovlev Yak-42 |
Yakovlev Yak-40 ( русский : яковр Ik-40 ; NATO Reporting name : Codling )-это региональная струя, спроектированная Yakovlev . был Детский рейс Триевого в 1966 году, и он был в сфере производства с 1967 по 1981 год. Он был представлен в службу в 1968 году, когда экспортные модели были в 1970 году.
Разработка
[ редактировать ]К началу 1960-х годов советские международные и внутренние маршруты багажника обслуживались Aeroflot , государственная авиакомпания, используя авиалайнеры с реактивным или турбовинтовым , но их местные услуги, многие из которых работали с аэродромов травы, обслуживались устаревшими поршневыми самолетами, такими как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как как, как, как как Ilyushin IL-12 , IL-14 и Lisunov Li-2 . [ 3 ] Aeroflot хотел заменить эти пожилые авиалайнеры на турбиновые самолеты, причем Бюро дизайна Yakovlev было назначено для его проектирования. Высокая скорость не требовалась, но она должна была бы иметь возможность безопасно и надежно работать из плохо оборудованных аэропортов с короткими (менее 700 м или 2300 футов) расписанных взлетно -посадочных полос в плохую погоду. [ 4 ]
Яковлев изучал конструкции как турбовинтового, так и реактивного двигателя, чтобы удовлетворить требования, включая конструкции вертикального взлета и посадку с подъемными струями в фюзеляже или в стручках с крылья 25 пассажиров. Двигатели должны были быть новым AI-25, турбовантом разработанным IVCHENKO в Zaporozhye в Украине. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]



( рассматривать как 360 ° интерактивная панорама )
YAK-40 представляет собой моноплан с низким содержанием кантилеров с неопрятными крыльями, большим T-хвостом и выдвижным трехколесным шасси . Пассажирская кабина опередила крыла, с коротким задним фюзеляжем, несущим три турбовентивных двигателя, с двумя двигателями, установленными на коротких пилонах на боковой стороне фюзеляжа, и третий двигатель в заднем фюзеляже, а воздух, поданный с дорсального воздуха- Потребление с помощью «S-DUCT», как и вспомогательный энергопотребление , установленное для запуска двигателя без опор на примитивных аэродроме. [ 6 ] [ 7 ] Три двигателя AI-25 представляют собой двигатели с двумя валами, оцененные в 14,7 кН (3300 фунтов). Двигатели не имеют реактивных веществ, и изначально нет реверсий. [ 8 ] [ 9 ]
Фузеляж под давлением имеет диаметр 2,4 метра (94 дюйма). Пилот и совместный пилот сидят рядом на летной палубе самолета, в то время как пассажирская кабина имеет стандартную макет с 24 до 27 пассажиров с тремя атлетиками, хотя 32 пассажира можно перенести, переключившись на четырех атмосферных сидений. Пассажиры входят в самолет через набор вентральных авиаперевозок в задней части фюзеляжа. [ 9 ] [ 10 ]
Крыло оснащено большими вырезками с зацепленным краем , но не имеет других устройств с высоким подтяжкой, полагаясь на низкую загрузку крыла самолета, чтобы обеспечить необходимую подъемную и посадочную производительность короткого поля. Крылья присоединяются к центральной линии самолетов, а главный лонжерон проходит от Tinktip до Wingtip. Встрельные топливные баки крыльев с мощностью 3800 литров (1000 американских гал; 840 IMP GAL). Самолет имеет большой плавник, который охвачен под углом на 50 градусов, чтобы перемещать хвостовую плату, чтобы компенсировать короткий задний фюзеляж. Сама горизонтальная хвостовая плоскость не является неосторожным. [ 7 ] [ 11 ]
YAK-40 был первым советским авиалайнером, предназначенным для западных требований к лечению . [ 12 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Первый из пяти прототипов совершил свой первый полет 21 октября 1966 года, [ 9 ] с запуском производства на авиационном заводе Saratov в 1967 году и сертификацией советского типа, предоставленной в 1968 году. [ 7 ] Тип выполнил свою первую услугу пассажиров для Aeroflot 30 сентября 1968 года. [ 11 ] В версии 1972 года была удалена хвостовая шеста. В 1974 году была представлена новая версия, с безостановочным расстоянием полета увеличилась. Кроме того, передняя дверь на правой стороне фюзеляжа изменила свое место - она была расположена вместе с шестым окном. [ Цитация необходима ]
В 1975 году произошло последнее обновление YAK-40-количество окон в правой стороне с девяти на восьми. [ Цитация необходима ]
К тому времени, когда производство закончилось в ноябре 1981 года, фабрика в Саратове произвела 1011 или 1013 самолетов. К 1993 году YAK-40S, управляемые Aeroflot, перевозил 354 миллиона пассажиров. [ 13 ] Помимо того, что в 1980 году YAK-40, а также являясь основой местных операций Aeroflot, полета на 276 внутренних пунктов назначения, также имел экспортный успех. В дополнение к этому, Yak-40 стал первым русским/советским самолетом, получившим летные сертификаты из Италии и Западной Германии. Это было продемонстрировано в 75 странах мира, в том числе в США, где были сделаны заказы на YAK-40. [ Цитация необходима ]
В общей сложности 130 были экспортированы в Афганистан , Анголу , Болгарию , Камбоджу , Кубу , Чехословакию , Экваториальную Гвинею , Эфиопию , Германию , Гватемалу , Гондурас , Венгрия , Италия , Лаос , Мадагаскар , Филиппины , Полэнд , Сирия , Вьетнам , Юголява и Зуба . [ 7 ] [ 13 ]
По состоянию на июль 2021 года YAK-40 начал тестирование с электрическим пропеллером в носу самолета. [ 14 ]

Варианты
[ редактировать ]Data from :- OKB Yakovlev [ 15 ]
- Як-40 -первая производственная модель.
- Як-40-25 военное преобразование с носом инсталляции Mig-25 R и SRS-4A Elint .
- YAK-40 AKVA (Aqua) -военное преобразование с носовым зондом, датчиками, установленными на пилоне, дозатором фюзеляжа и подключаемыми стручками Jammer.
- YAK-40D (Dal'niy-на длинные дистанции) -с непрерывным расстоянием полета увеличено.
- YAK-40EC -экспортная версия.
- YAK-40 FOBOS (фобос) -военное преобразование с двумя дорсальными просмотрами и съемным окном с каждой стороны.
- YAK-40K -Cargo / Convertible / Combi-версия с большой грузовой дверью. Производится в 1975–81 годах.
- YAK-40 Kalibrovshchik -Военный Elint Conversion с «фермой» лезвий, дипольных и плоских антенн.
- YAK-40L -предложенная версия с двумя турбофруциями LF507-1N , совместной программой между Skorost и Textron (ныне Allied-Signal ) Lycoming. Первоначальный дизайн имел бы слегка охваченное крылом.
- YAK-40 LIROS -Военное обращение с носовым зондом, несущим датчики воздушных данных.
- YAK-40M -предложенная 40-местная пассажирская версия.
- Як-40 М-602 -Летающий испытательный стенд с чехословацким турбовинтовым монтиром M 602, установленным в носу.
- МЕЕО-ЯК-40 -военное преобразование с мультипольными дипольными антеннами и диспенсером фюзеляжа.
- Як-40p -Yak-40L с большими гонками, выступающими впереди крыльев.
- YAK-40REO -военное обращение с большим вентральным каноэ для IR LinesCan . Боковое наблюдение блистера с правой стороны.
- Як-40 SHTORM -военное преобразование с несколькими зондами и датчиками на передвительных боковых стенках.
- YAK-40TL -предложенная обновленная версия, которая будет работать с помощью трех LOMENCE 507 . турбовентивных интенсивных двигателей
- YAK-40V -Экспортная версия, основанная на трех турбовентивных машинах AI-25T.
- Як -40 мс -экспериментальное обновление с двумя Honeywell TFE731 -5 турбовентируемыми двигателями Sibnia . [ 16 ]
- STR-40DT -предложенный с двумя двигателями композитный крыло [ 17 ] Производная по линейке TVS-2DTS , также разрабатываемой Сибнией. Одобрено, но не поддерживается Яковлевом . [ 18 ]
Операторы
[ редактировать ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]
По состоянию на июль 2019 года в общей сложности 22 из 1011 самолетов Yakovlev Yak-40 оставались в эксплуатации с гражданскими операторами. [ 19 ] Продолжительность нескольких як-40 небольших российских и центральных авиакомпаний чартерных авиакомпаний неясна, как и местонахождение одного воздушного самолета Ливийби Тибести после гражданской войны. Большинство самолетов в сфере обслуживания сегодня были перенастроены на услуги VIP-charter, причем менее десяти остались в запланированной пассажирской службе. Известные операторы: [ 20 ]
- Ariana Afghan Airlines - бывший оператор
- Bahthtar Afghan Airlines - бывший оператор
- Ada Air - бывший оператор
- Albanian Airlines - бывший оператор
- Taag Angola Airlines - бывший оператор
- Azerbaijan Airlines - бывший оператор
- Правительство Беларуси
- Аэрозур - бывший оператор
- Балканские болгарские авиакомпании - бывший оператор
- Hemus Air - бывший оператор
- Aerocaribbean - бывший оператор
- Кубинец - бывший оператор
- Правительство Чешской Республики - бывший оператор
- CSA Czechoslovak Airlines - бывший оператор
- Правительство Чехословакии - бывший оператор
- Slov-Air – former operator
- Egyptair - бывший оператор
- General Air - бывший оператор
- Олимпийские воздушные пути [ 21 ] - бывший оператор
- Mayan World Airlines - бывший оператор
- Rollins Air - бывший оператор
- Малев - бывший оператор
- Aertirrena - бывший оператор
- АЛИНОРД - бывший оператор
- Avianova – former operator
- Авиолигура - бывший оператор
- Кабадо - бывший оператор
- Air Kazakhstan - бывший оператор
- Air Kokshetau - бывший оператор
- Bek Air - бывший оператор
- Восточный Казахстан регион Air Enterprise - 2 в конфигурации груза
- Euro-Asia Air -бывший оператор
- Semeyavia - бывший оператор
- Air Service Tulpar - бывший оператор
- Zhetysu aviakompania - 2: один для чартера и один в конфигурации груза
- Zhezkazgan Air - 2 в запланированном обслуживании
- Airlines Kyrgyzstan - бывший оператор
- Air Libya Tibesti - оператор формы
- Воздушная Литва - бывший оператор
- Air Moldova - бывший оператор
- Air Express - бывший оператор
- Amazonian Air Services - бывший оператор
- Airlines Interisland - бывший оператор
- Польские авиакомпании лоты - бывший оператор
- 2 -й Sverdlovsk Air Enterprise - бывший оператор
- Aerobratsk - бывший оператор
- Aerolik - бывший оператор [ 22 ]
- AK Bars Aero - бывший оператор
- Amur Airlines - бывший оператор
- Aviakompaniya SKOL – former operator
- Aviastar - бывший оператор [ 22 ]
- Belgorod Air Enterprise - бывший оператор
- Bugulma Air Enterprise - бывший оператор
- Byline - бывший оператор
- Airlines Center-South -бывший оператор
- Газпромавия - бывший оператор
- Авиакомпании Хабаровски - бывший оператор
- Lukoil -Had - бывший оператор
- Orel Avia – former operator [ 23 ]
- Petropavlovsk-Kamchatsky Air Enterprise -3 с 2 в грузовой конфигурации и 1 в запланированном обслуживании пассажиров
- Rossiya – former operator
- Rusair - бывший оператор
- Airstal Air Company - бывший оператор
- Томскавия - бывший оператор
- Tulpar Air - бывший оператор
- Utair Aviation - бывший оператор
- Vladivostok Avia - бывший оператор (понизился в 2013 году)
- Volga-Dnepr – former operator
- Vologda Aviation Enterprise - 8 в запланированной пассажирской службе
- Служба яка - бывший оператор
- Airlines Yakutia - бывший оператор
- Yamal Airlines - бывший оператор
- Южмашавия - бывший оператор
- Правительство Словакии - бывший оператор
- Aeroflot - бывший оператор
- Сирийские арабские авиакомпании - бывший оператор
- Tajikistan Airlines - бывший оператор
- Turkmenistan Airlines - бывший оператор
- Motor Airlines
- Aerostar Airlines - бывший оператор
- Constantant Airlines - 1 в конфигурации лаунжа, только для чартера
- Challenge Aero - бывший оператор
- Uzbekistan Airways - бывший оператор
- Aviation Oriental - бывший оператор
- Вьетнамские авиакомпании - бывший оператор
Военные операторы
[ редактировать ]
По состоянию на ноябрь 2012 года не более 17 як-40 остается на военной службе (возможно, меньше, с неясной ситуацией в Сирии). Известные операторы:
Ангола
- Ангольские ВВС - 1 по состоянию на декабрь 2016 года. [ 24 ]
Болгария
- Болгарские ВВС - бывший оператор
Куба
- Кубинские ВВС - 3 в обслуживании
Чехословакия
- Чехословацкие ВВС - бывший оператор
Чешская Республика
- Чешские ВВС - 1 по состоянию на декабрь 2016 года. [ 25 ]
Восточная Германия
- Восточно -немецкая ВВС - бывший оператор
Эфиопия
- Эфиопские ВВС - 1 в эксплуатации
Экваториальная Гвинея
- Военные экваториальной Гвинеи - президентский самолет
Гвинея-Бисау
- ВВС Гвинея-Бисау -бывший оператор
Венгрия
- ВВС венгерских военно -воздушных сил - бывший оператор
Казахстан
- Вооруженные силы Республики Казахстан - 1 на службе
Лаос
- Народная народная освободительная армия ВВС - бывший оператор
Литва
- Литовские ВВС - бывший оператор
Мадагаскар
- Военные Мадагаскара - 2 на службе
Польша
- Польские ВВС - бывший оператор
Россия
- Российские ВВС - 1 на службе
Сербия
- Сербские ВВС - бывший оператор
Сирия
- Сирийские ВВС - до 6 на службе, неясная воздушность неясно
Советский Союз
- Советские ВВС - бывший оператор
Вьетнам
- ВВЕТА ВВЕТА ВВС - бывший оператор
Йемен
- Йеменские ВВС - 2 в обслуживании
Югославия
- Югославские ВВС - бывший оператор
Замбия
- Замбийские ВВС - бывший оператор
Зимбабве
- ВВС Зимбабве - бывший оператор [ 26 ]
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]Технические характеристики (як-40)
[ редактировать ]

Данные из All The World's All All Aircraft 1976–77 [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 (два пилота, один механик полета)
- Вместимость: 32 пассажира
- Длина: 20,36 м (66 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 25,0 м (82 фута 0 дюймов)
- Высота: 6,50 м (21 фут 4 дюйма)
- Область крыла: 70,00 м 2 (753,5 кв. Фута)
- Соотношение сторон : 9: 1
- Пустой вес: 9 400 кг (20 723 фунта)
- Максимальный вес взлета: 15 500 кг (34 172 фунта)
- Топливная емкость: 3910 л (860 IMP GAL; 1030 US GAL)
- Силовая установка: 3 × IVCHENKO AI-25 Турбовентивные двигатели, 14,7 кН (3300 фунтов).
Производительность
- Максимальная скорость: Маха 0,7 ( МСФО )
- Скорость круиза: 550 км/ч (340 миль в час, 300 кН) со скоростью 7000 м (23 000 футов) (макс. Круиз)
- Диапазон: 1800 км (1,100 мили, 970 нм)
- Потолок обслуживания: 8000 м (26 000 футов) [ 27 ]
- Скорость подъема: 8,00 м/с (1575 футов/мин)
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Motor Sich Airlines - флот" . Flymotorsich.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Получено 6 февраля 2019 года .
- ^ "Vologda, аэропорт - Aviapark" . avia35.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Получено 6 февраля 2019 г.
- ^ Stroud 1968, p. 269–270.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 185.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 185–186.
- ^ Stroud 1968, p. 270–272.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 303
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 187.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Тейлор 1976, с. 448–449.
- ^ Stroud 1968, с. 272–273.
- ^ Jump up to: а беременный Ганстон и Гордон 1997, с. 186–187.
- ^ «1975 | 0140 | Архив летного» . www.flightglobal.com . Архивировано с оригинала 2016-04-24.
- ^ Jump up to: а беременный Ганстон и Гордон 1997, с. 189.
- ^ «Як-40 с сверхпроводящим двигателем начинает испытательные рейсы» . www.flightglobal.com .
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp. 303–311. ISBN 1-85780-203-9 .
- ^ "Новосибирские инженеры подняли в воздух самолет, который станет современным аналогом Як-40" . tass.ru .
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : «Як-40 | деревенский триет» . YouTube .
- ^ "Опытный образец цельнокомпозитного самолёта СТР-40ДТ покажут в конце года - Авиация России" . aviation21.ru . 7 June 2018.
- ^ Thisdell и Seymour Flight International 30 июля по 5 августа 2019 г., с. 47
- ^ «Перепись мировой авиакомпании 2018» . FlightGlobal.com . Получено 2018-08-26 .
- ^ 1972 Оригинальная маршрутная сеть: https://www.routesonline.com/news/38/airlineroute/257185/1972-olympic-airways-network/
- ^ Jump up to: а беременный Ottenhof, 1996, p. 418
- ^ Ottenhof, 1996, с.419
- ^ Hoyle Flight International 6–12 декабря 2016 г., с. 26
- ^ Hoyle Flight International 6–12 декабря 2016 г., с. 33–34.
- ^ Cooper et al. 2011 , с. 210, 235-236
- ^ Ганстон 1995, с. 492.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том; Вейнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские миг, том 2: Мадагаскар в Зимбабве . Хьюстон: Harpia Publishing. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. OKB Yakovlev: История дизайнерского бюро и его самолета . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия Osprey российских самолетов 1875–1995 . Лондон: Osprey, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Яковлев самолет с 1924 года . Лондон, Великобритания: Putnam Aeronautical Books, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
- Хойл, Крейг. «Справочник Всемирных воздушных сил». Flight International . Тол. 190, № 5566, 6–12 декабря 2016 г., с. 22–53. ISSN 0015-3710 .
- Оттенхоф, Гус; Хиллман, Питер и Джессап, Стюарт. Советские транспорты. Авиационный хобби мира. 1996. ISBN 0-907178-60-X .
- Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Путнэм, 1968. ISBN 0-370-00126-5 .
- Thisdell, Dan и Seymour, Chris. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International , Vol. 196, № 5694, 30 июля - 5 августа 2019 года. ISSN 0015-3710 . С. 24–47.
- Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1976–77 . Лондон: ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список всех самолетов YAK-40, используемых польскими ВВС
- Посмотрите видео самолета в действии
- Walkaround Yak-40 (авиационный музей Кив, Украина)
- «Пассажирский самолет: як-40» . Яковлев Бюро дизайна. Архивировано из оригинала 2019-05-11 . Получено 2019-04-25 .
- * "Як-40" . Flight International . 11 мая 1967 года.