Пул против HAL 9000
Пул против HAL 9000 — шахматная партия, изображенная в научно-фантастическом фильме 1968 года « 2001: Космическая одиссея» . Астронавт Фрэнк Пул (Белый) играет на суперкомпьютере HAL 9000 (Черный), используя видеоэкран в качестве шахматной доски . Во время игры каждый игрок ходит по очереди, делая свои ходы устно, используя описательные обозначения и естественный язык . Пул прекращает игру, как только HAL указывает определенный путь к мату ; однако ход, который, по мнению HAL, может сделать Фрэнк, не является вынужденным . Стэнли Кубрик , режиссёр 2001 года , был заядлым шахматистом.
Игра показана непрерывно и разборчиво в течение нескольких секунд в одном кадре . Позиции на доске и сделанные ходы идентичны завершению реальной игры: Рёш- Шлаге , Гамбург, 1910 г., о которой сообщалось в сборнике коротких игр 1955 года Ирвинга Чернева . [ 1 ] Поэтому шахматные писатели приписали вымышленный фрагмент игры реальному, приравняв их и предполагая, что первый произошел от второго.
Игра
[ редактировать ]По мнению шахматных авторов, игра, изображенная в фильме, основана на турнирной партии между Рёшем и Вилли Шлаге в Гамбурге в 1910 году. [ 2 ] [ 3 ]
Белый : А. Роеш Черный : В. Шлаге Вступительная часть : Руй Лопес , вариант Wormald ( ECO C77) [ 4 ] [ 5 ]
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 4. Сa4 Кf6 5. Фe2 b5 6. Сb3 Сe7 7. c3 0-0 8. 0-0 d5
9. exd5 Кxd5 10. Кxe5 Кf4 11. Фe4 Кxe5 12. Фxa8 ?
- На 12.Qxa8? белые допускают грубую ошибку , захватывая ладью черных незащищенным ферзем, одновременно отказываясь от защиты собственного короля. Среди комментаторов широко распространено мнение, что лучший ход белых в этот момент — 12.d4 ! , [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] ход, который, если бы он был сделан, укрепил бы контроль над центром белых , атаковал обоих черных коней и открыл бы путь для развития ферзевого фланга . Черные ответили ходом 12...Qd3!, однако, остановив последнее.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
12... Фd3 ! 13. Сd1 Сh3! (диаграмма)
- Черные извлекают выгоду из ошибки белых на 12-м ходу. В фильме игра показана с показанной позиции, где Пул (белые) обдумывает свой 14-й ход.
14. Фxa6?
- По словам Пула, «ферзь берет пешку», белые отказываются от длинной диагонали и впадают в вынужденный мат . Даже после 14.Qb7 c6 15.Qxe7 Bxg2 16.Re1 Nf3+ 17.Bxf3 Qxf3 мат не за горами.
14... Сxg2 15. Лe1 Фf3
- Угрожающее 16...Nh3 # . После «ладьи на первого короля» Пула HAL говорит: «Извини, Фрэнк, я думаю, ты пропустил это: ферзь на слона три, слон берет ферзя, конь берет слона, мат». HAL дал ход черному ферзю с точки зрения белых, хотя в описательных обозначениях с точки зрения черных его следует давать как «ферзь на шестого слона». В то время как HAL описывает мат в два хода, Пул мог предотвратить мат двумя дополнительными ходами; например: 16.Qc8 Rxc8 17.h3 Nxh3+ 18.Kh2 Ng4#. [ 8 ]
- Пул уходит в отставку, не подвергая сомнению анализ HAL: «Да, похоже, вы правы. Я ухожу в отставку».
|
Артура Кларка 2001 В новеллизации года также указывалось, что астронавты могли скоротать время, играя в различные настольные игры с HAL, хотя никакой конкретной игры (будь то шахматы или что-то еще) не было изображено. В отличие от фильма, в трактовке Кларка говорилось, что HAL выиграла только половину сыгранных игр.
Для отдыха он (Дэйв Боуман) всегда мог вовлечь Хэла в большое количество полуматематических игр, включая шашки, шахматы и полимино . Если бы Хэл приложил все усилия, он мог бы выиграть любой из них; но это было бы плохо для морального духа. Значит, он был запрограммирован на победу только в пятидесяти процентах случаев, а его партнеры-люди делали вид, что не знают об этом.
— 2001 , с. 100. [ 9 ]
В отличие от Кубрика, Кларк не проявлял особого интереса к шахматам и сказал, что если бы он это делал, «2001» не был бы снят, поскольку эти двое «просто играли бы в шахматы». [ 10 ] В соответствии с мимолетным упоминанием Кларком полимино, игра с пентамино была снята и рассматривалась для использования в фильме, но в конечном итоге от нее отказались. [ 11 ] в пользу шахматной игры, которая, по мнению Кубрика, была бы более знакома публике. [ 12 ] Компания Parker Brothers планировала создать соответствующую настольную игру как дополнение к фильму, который был выпущен под названием «Вселенная» в 1967 году; на обложке коробки был кадр из неиспользованной версии. [ 13 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Мюррей Кэмпбелл , член команды, разработавшей шахматный компьютер Deep Blue , написал статью для книги, исследующей научные и культурные последствия персонажа HAL. [ 6 ] Кэмпбелл утверждал, что стиль игры HAL был более «человечным», чем стиль игры Deep Blue, в том смысле, что HAL (Шлаге) выбрал «неоптимальный» ход 9...Nxd5, который, тем не менее, поставил в тупик своего противника-человека. Напротив, настоящий компьютер Deep Blue использовал «нечеловеческий» поиск методом грубой силы и минимаксную оптимизацию, чтобы всегда искать наилучший доступный ход. Публикация книги совпала с двумя матчами Deep Blue против российского гроссмейстера Гарри Каспарова в 1996 и 1997 годах; человек-игрок выиграл первый матч, а компьютер — второй.
Тим Краббе раскритиковал выбор Реша-Шлаге за его эстетику , назвав его «простой игрой»; он также предположил, что выбор игры повлиял на проницательность самого Кубрика как игрока, а также на проницательность ее вымышленных персонажей. По мнению Краббе, эстетические соображения и простой вариант эндшпиля, объявленный HAL (но на самом деле не сыгранный), могут объяснить неправильное использование персонажем описательных обозначений при объявлении движения ферзя: «Игрок, которого впечатлит жертва ферзя , может оказаться слабым». достаточно, чтобы ошибиться в его описательных обозначениях». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чернев, Ирвинг (1955). 1000 лучших коротких шахматных партий . Саймон и Шустер. стр. 148–149, игра № 322. ISBN. 9710851330 .
- ^ Jump up to: а б Солтис, Эндрю (2017). 365 уроков мастера шахмат: ходите по одному в день, чтобы стать лучшим шахматистом . Бэтсфорд. п. 170. ИСБН 9781849944342 .
- ^ Jump up to: а б Эванс, Ларри (24 марта 1996 г.). «Умный компьютер 2001 года не разговаривал» . Sun-Sentinel Южной Флориды.
- ^ «Рёш против Вилли Шлаге, Гамбург, 1910 г.» . Chessgames.com .
- ^ «С77» . www.chessopenings.com .
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Мюррей (1996). « «Приятная игра»: как HAL играет в шахматы». В Stork, Дэвид Г. (ред.). Наследие HAL: Компьютер 2001 года как мечта и реальность (PDF) . МТИ Пресс. ISBN 9780262193788 .
- ^ Матанович, Александр , изд. (1981), Энциклопедия шахматных дебютов , вып. C (2-е изд.), Югославия: Шахматный информатор , с. 412, н. 81,
13. Фxf4 ( 12. d4 Сb7 13. +/=
- ^ Уолл, Билл (22 июня 2007 г.). «2001: Шахматная космическая одиссея» . Chess.com . Проверено 14 января 2014 г.
- ^ Кларк, Артур К. (1968). 2001: Космическая одиссея . РПЦ (Пингвин). п. 100. ИСБН 9780451452733 .
- ^ Уолл, Билл. «Стэнли Кубрик и шахматы» . Шахматная страница Билла Уолла .
- ^ «Как Кубрик сделал 2001: Космическая одиссея. Часть 4: Миссия Юпитера [A]» . ютуб . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ Кэмпбелл, .pdf, стр. 4.
- ^ «Вселенная» . Настольные игрыGeek . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Краббе, Тим (1999). «Вилли Шлаге» .
Единственный неизвестный, дважды ставший бессмертным.