Jump to content

Пул против HAL 9000

Анимация игры Реша – Шляге.

Пул против HAL 9000 шахматная партия, изображенная в научно-фантастическом фильме 1968 года « 2001: Космическая одиссея» . Астронавт Фрэнк Пул (Белый) играет на суперкомпьютере HAL 9000 (Черный), используя видеоэкран в качестве шахматной доски . Во время игры каждый игрок ходит по очереди, делая свои ходы устно, используя описательные обозначения и естественный язык . Пул прекращает игру, как только HAL указывает определенный путь к мату ; однако ход, который, по мнению HAL, может сделать Фрэнк, не является вынужденным . Стэнли Кубрик , режиссёр 2001 года , был заядлым шахматистом.

Игра показана непрерывно и разборчиво в течение нескольких секунд в одном кадре . Позиции на доске и сделанные ходы идентичны завершению реальной игры: Рёш- Шлаге , Гамбург, 1910 г., о которой сообщалось в сборнике коротких игр 1955 года Ирвинга Чернева . [ 1 ] Поэтому шахматные писатели приписали вымышленный фрагмент игры реальному, приравняв их и предполагая, что первый произошел от второго.

По мнению шахматных авторов, игра, изображенная в фильме, основана на турнирной партии между Рёшем и Вилли Шлаге в Гамбурге в 1910 году. [ 2 ] [ 3 ]

Белый : А. Роеш   Черный : В. Шлаге   Вступительная часть : Руй Лопес , вариант Wormald ( ECO C77) [ 4 ] [ 5 ]

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 4. Сa4 Кf6 5. Фe2 b5 6. Сb3 Сe7 7. c3 0-0 8. 0-0 d5

Дебют представляет собой вариант испанской партии с последующей пешки жертвой черными.

9. exd5 Кxd5 10. Кxe5 Кf4 11. Фe4 Кxe5 12. Фxa8 ?

На 12.Qxa8? белые допускают грубую ошибку , захватывая ладью черных незащищенным ферзем, одновременно отказываясь от защиты собственного короля. Среди комментаторов широко распространено мнение, что лучший ход белых в этот момент — 12.d4 ! , [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] ход, который, если бы он был сделан, укрепил бы контроль над центром белых , атаковал обоих черных коней и открыл бы путь для развития ферзевого фланга . Черные ответили ходом 12...Qd3!, однако, остановив последнее.
а б с д и ж г час
8
a8 белая королева
f8 черная ладья
g8 черный король
c7 черная пешка
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
а6 черная пешка
b5 черная пешка
e5 черный рыцарь
f4 черный рыцарь
c3 белая пешка
d3 черная королева
h3 черный слон
а2 белая пешка
b2 белая пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белый слон
f1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция перед 14.Qxa6

12... Фd3 ! 13. Сd1 Сh3! (диаграмма)

Черные извлекают выгоду из ошибки белых на 12-м ходу. В фильме игра показана с показанной позиции, где Пул (белые) обдумывает свой 14-й ход.

14. Фxa6?

По словам Пула, «ферзь берет пешку», белые отказываются от длинной диагонали и впадают в вынужденный мат . Даже после 14.Qb7 c6 15.Qxe7 Bxg2 16.Re1 Nf3+ 17.Bxf3 Qxf3 мат не за горами.

14... Сxg2 15. Лe1 Фf3

Угрожающее 16...Nh3 # . После «ладьи на первого короля» Пула HAL говорит: «Извини, Фрэнк, я думаю, ты пропустил это: ферзь на слона три, слон берет ферзя, конь берет слона, мат». HAL дал ход черному ферзю с точки зрения белых, хотя в описательных обозначениях с точки зрения черных его следует давать как «ферзь на шестого слона». В то время как HAL описывает мат в два хода, Пул мог предотвратить мат двумя дополнительными ходами; например: 16.Qc8 Rxc8 17.h3 Nxh3+ 18.Kh2 Ng4#. [ 8 ]

0–1

Пул уходит в отставку, не подвергая сомнению анализ HAL: «Да, похоже, вы правы. Я ухожу в отставку».
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
c7 черная пешка
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
a6 белая королева
b5 черная пешка
e5 черный рыцарь
f4 черный рыцарь
c3 белая пешка
f3 черная королева
а2 белая пешка
b2 белая пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 черный слон
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белый слон
e1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательная позиция после 15...Qf3
HAL Пула , после отставки :
«Спасибо за очень приятную игру».

Артура Кларка 2001 В новеллизации года также указывалось, что астронавты могли скоротать время, играя в различные настольные игры с HAL, хотя никакой конкретной игры (будь то шахматы или что-то еще) не было изображено. В отличие от фильма, в трактовке Кларка говорилось, что HAL выиграла только половину сыгранных игр.

Для отдыха он (Дэйв Боуман) всегда мог вовлечь Хэла в большое количество полуматематических игр, включая шашки, шахматы и полимино . Если бы Хэл приложил все усилия, он мог бы выиграть любой из них; но это было бы плохо для морального духа. Значит, он был запрограммирован на победу только в пятидесяти процентах случаев, а его партнеры-люди делали вид, что не знают об этом.

2001 , с. 100. [ 9 ]

В отличие от Кубрика, Кларк не проявлял особого интереса к шахматам и сказал, что если бы он это делал, «2001» не был бы снят, поскольку эти двое «просто играли бы в шахматы». [ 10 ] В соответствии с мимолетным упоминанием Кларком полимино, игра с пентамино была снята и рассматривалась для использования в фильме, но в конечном итоге от нее отказались. [ 11 ] в пользу шахматной игры, которая, по мнению Кубрика, была бы более знакома публике. [ 12 ] Компания Parker Brothers планировала создать соответствующую настольную игру как дополнение к фильму, который был выпущен под названием «Вселенная» в 1967 году; на обложке коробки был кадр из неиспользованной версии. [ 13 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Мюррей Кэмпбелл , член команды, разработавшей шахматный компьютер Deep Blue , написал статью для книги, исследующей научные и культурные последствия персонажа HAL. [ 6 ] Кэмпбелл утверждал, что стиль игры HAL был более «человечным», чем стиль игры Deep Blue, в том смысле, что HAL (Шлаге) выбрал «неоптимальный» ход 9...Nxd5, который, тем не менее, поставил в тупик своего противника-человека. Напротив, настоящий компьютер Deep Blue использовал «нечеловеческий» поиск методом грубой силы и минимаксную оптимизацию, чтобы всегда искать наилучший доступный ход. Публикация книги совпала с двумя матчами Deep Blue против российского гроссмейстера Гарри Каспарова в 1996 и 1997 годах; человек-игрок выиграл первый матч, а компьютер — второй.

Тим Краббе раскритиковал выбор Реша-Шлаге за его эстетику , назвав его «простой игрой»; он также предположил, что выбор игры повлиял на проницательность самого Кубрика как игрока, а также на проницательность ее вымышленных персонажей. По мнению Краббе, эстетические соображения и простой вариант эндшпиля, объявленный HAL (но на самом деле не сыгранный), могут объяснить неправильное использование персонажем описательных обозначений при объявлении движения ферзя: «Игрок, которого впечатлит жертва ферзя , может оказаться слабым». достаточно, чтобы ошибиться в его описательных обозначениях». [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чернев, Ирвинг (1955). 1000 лучших коротких шахматных партий . Саймон и Шустер. стр. 148–149, игра № 322. ISBN.  9710851330 .
  2. ^ Jump up to: а б Солтис, Эндрю (2017). 365 уроков мастера шахмат: ходите по одному в день, чтобы стать лучшим шахматистом . Бэтсфорд. п. 170. ИСБН  9781849944342 .
  3. ^ Jump up to: а б Эванс, Ларри (24 марта 1996 г.). «Умный компьютер 2001 года не разговаривал» . Sun-Sentinel Южной Флориды.
  4. ^ «Рёш против Вилли Шлаге, Гамбург, 1910 г.» . Chessgames.com .
  5. ^ «С77» . www.chessopenings.com .
  6. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Мюррей (1996). « «Приятная игра»: как HAL играет в шахматы». В Stork, Дэвид Г. (ред.). Наследие HAL: Компьютер 2001 года как мечта и реальность (PDF) . МТИ Пресс. ISBN  9780262193788 .
  7. ^ Матанович, Александр , изд. (1981), Энциклопедия шахматных дебютов , вып. C (2-е изд.), Югославия: Шахматный информатор , с. 412, н. 81, 13. Фxf4 ( 12. d4 Сb7 13. +/=
  8. ^ Уолл, Билл (22 июня 2007 г.). «2001: Шахматная космическая одиссея» . Chess.com . Проверено 14 января 2014 г.
  9. ^ Кларк, Артур К. (1968). 2001: Космическая одиссея . РПЦ (Пингвин). п. 100. ИСБН  9780451452733 .
  10. ^ Уолл, Билл. «Стэнли Кубрик и шахматы» . Шахматная страница Билла Уолла .
  11. ^ «Как Кубрик сделал 2001: Космическая одиссея. Часть 4: Миссия Юпитера [A]» . ютуб . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
  12. ^ Кэмпбелл, .pdf, стр. 4.
  13. ^ «Вселенная» . Настольные игрыGeek . Проверено 16 декабря 2020 г.
  14. ^ Краббе, Тим (1999). «Вилли Шлаге» . Единственный неизвестный, дважды ставший бессмертным.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7dcc0c27609a55b4b8ee8d09141d9463__1702235040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/63/7dcc0c27609a55b4b8ee8d09141d9463.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Poole versus HAL 9000 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)