Статья 23 Основного закона Гонконга
Статья 23 является статьей Основного закона Гонконга . В нем говорится, что Гонконг «сам по себе должен принять законы, запрещающие любые акты измены , отделения , мятежа , подрывной деятельности против Центрального народного правительства или кражу государственных секретов, чтобы запретить иностранным политическим организациям или органам вести политическую деятельность в регионе». и запретить политическим организациям или органам региона устанавливать связи с иностранными политическими организациями или органами».
Первая попытка реализовать эту статью была сорвана массовой уличной акцией протеста 1 июля 2003 года, когда полмиллиона человек прошли маршем по центру Гонконга. Закон был снят с рассмотрения после раскола в пропекинском лагере и потерял большую часть поддержки в законодательном органе. Всекитайское собрание народных представителей закон о национальной безопасности 30 июня 2020 года ввело Гонконгу с аналогичной формулировкой (хотя и без компонента государственной измены), ссылаясь на его полномочия в соответствии со статьей 18 Основного закона. Вторая попытка реализации этой статьи прошла законодательный процесс. Законопроект был официально принят 19 марта 2024 года и вступил в силу 23 марта 2024 года.
Содержание
[ редактировать ]Статья 23 Основного закона (BL 23) гласит:
Особый административный район Гонконг должен самостоятельно принять законы, запрещающие любые акты измены, отделения, мятежа, подрывной деятельности против Центрального народного правительства или кражи государственной тайны, а также запрещающие иностранным политическим организациям или органам вести политическую деятельность в регионе. и запретить политическим организациям или органам Региона устанавливать связи с иностранными политическими организациями или органами. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Статья 23 претерпела значительные изменения до обнародования ее нынешней формы 4 апреля 1990 года. Версия статьи 23 1987 года (статья 22 в 1987 году) была намного короче и требовала только того, чтобы
Специальный административный район Гонконг должен запретить законом любые действия, которые наносят ущерб национальному единству или подрывают Центральное народное правительство. [ 2 ]
Февральская версия статьи 23 1989 года содержала только первую половину принятой версии, с идентичной формулировкой обнародованной версии вплоть до фразы «или хищение государственной тайны». Консультативный комитет отметил мнение о том, что статья 23 может повлиять на свободу жителей Гонконга. Он также отметил мнение, что это положение противоречит Совместной китайско-британской декларации, поскольку «обычно считается, что капиталистическая система является антикоммунистической и подрывает национальное единство и подрывает Центральное народное правительство». [ 3 ]
Подобные законы действовали во время британского колониального периода , но они не соблюдались строго с 1945 года. [ 4 ] Постановление о чрезвычайном положении (ERO) колониального периода остается в силе, но в 2019 году суд первой инстанции постановил, что оно «несовместимо с конституционным порядком, установленным Основным законом» из-за его бесконтрольности и широкого применения. изменил Позже Апелляционный суд это решение, признав Постановление о запрете на закрытие лица разумным и действительным, но заявил, что положения Постановления о чрезвычайном положении «подлежат судебному контролю». [ 5 ]
До 1997 года британское колониальное правительство представило Закон о преступлениях (поправка) (№ 2) 1996 года в попытке конкретизировать концепции «подрывной деятельности» и «отделения», ограничив их реальными насильственными действиями, но безуспешно. Законопроект был отклонен избранным Законодательным советом Гонконга на фоне противодействия Пекина, что оставило вакуум в действующем законодательстве. [ 6 ]
Законопроект о национальной безопасности 2003 г.
[ редактировать ]Законы о национальной безопасности материкового Китая не применяются в Гонконге в соответствии со статьей 18 Основного закона . В результате CPG оказывала постоянное давление на правительство ОАРГ с целью выполнения своих обязательств по статье 23. Законы для целей этой статьи были приняты администрацией Тунга в конце 2002 года. [ 3 ] В феврале 2003 года правительство ОАРГ предложило Законодательному совету законопроект о национальной безопасности (законодательные положения) 2003 года , целью которого было внести поправки в Указ о преступлениях, Указ о государственной тайне и Указ об обществах в соответствии с обязательством, налагаемым статьей 23 Основного закона Гонконга. Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики и предусмотреть соответствующие, случайные и косвенные поправки. [ 7 ] Предложенный законопроект вызвал серьезные споры в Гонконге и массовую демонстрацию 1 июля 2003 года . После этого Либеральной партии председатель Джеймс Тьен ушел из Исполнительного совета , а законопроект был отозван после того, как стало ясно, что он не получит необходимой поддержки со стороны Законодательного совета для его принятия. Затем законопроект был отложен на неопределенный срок. [ 4 ]
После 2003 года
[ редактировать ]время от времени раздавались призывы к повторному внесению законопроекта о национальной безопасности После неудач в 2003 году со стороны пропекинского лагеря . После интерпретации Пекином Основного закона в ноябре 2016 года из -за разногласий по поводу принятия присяги в Законодательном совете с целью исключения двух законодателей, выступающих за независимость, из законодательного органа на том основании, что «[Пекин] абсолютно не позволит никому, выступающему за отделение в Гонконге, и не допустит каких-либо активисты, выступающие за независимость, войдут в правительственное учреждение», - заявил глава исполнительной власти Люн Чун-ин , что Гонконг примет 23-ю статью, направленную против сторонников независимости. движение в Гонконге. [ 8 ]
Директор офиса связи в Гонконге Ван Чжиминь обвинил активистов, выступающих за независимость, в «участии в деятельности, направленной на отделение Родины и подрыв национального режима», и призвал правительство Гонконга принять закон о национальной безопасности, заявив, что «Гонконг – это единственное место в мире, где нет законодательства о национальной безопасности – это серьезная слабость в общей безопасности страны, и она оказывает прямое влияние на жителей». Ван сказал, что, не имея закона о национальной безопасности, «радикалы за независимость Гонконга в последние годы бросают вызов национальному суверенитету и безопасности». [ 9 ]
Си Цзиньпина Вступление на пост генерального секретаря Коммунистической партии Китая (высший пост в ноябре 2012 года) ознаменовало более жесткий авторитарный подход, особенно в связи со строительством лагерей для интернированных в Синьцзяне . Призрак того, что Гонконг может быть таким же образом поставлен под контроль, стал важным элементом демократических протестов . [ 10 ]
Протесты в 2019 году и введение закона о безопасности в 2020 году.
[ редактировать ]Протесты в Гонконге в 2019–2020 годах привели к растущему желанию некоторых пропекинских законодателей [ 11 ] [ 12 ] Гонконг должен принять статью 23 Основного закона. [ 13 ] 21 мая 2020 года правительство Китая предложило новый закон о правилах национальной безопасности, который может быть принят в Гонконге в соответствии с положениями Приложения III к его Основному закону . Он может создать правовую основу для предотвращения и наказания подрывной деятельности, терроризма, сепаратизма и иностранного вмешательства. [ 14 ] [ 15 ] На следующий день дюжина законодателей-пандемократов направилась к китайскому офису по связям, чтобы выразить свое неодобрение. [ 16 ]
30 июня 2020 года 13-е Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет ввели закон о национальной безопасности Гонконга, охватывающий отделение и подрывную деятельность в соответствии со статьей 18 Основного закона. [ 12 ] [ 17 ] Сферы государственной измены, подстрекательства к мятежу и кражи государственной тайны не подпадают под действие новой статьи 18 закона и должны быть реализованы в соответствии со статьей 23 САР Гонконг. [ 12 ] 12 января 2022 года генеральный директор Кэрри Лам объявила на первой сессии нового законодательного органа , что будет создано новое «местное законодательство», отвечающее требованиям статьи 23. [ 18 ]
Законопроект о защите национальной безопасности
[ редактировать ]12 апреля 2022 года генеральный директор Джон Ли заявил, что реализация законодательства о безопасности в соответствии со статьей 23 Основного закона будет для него главным приоритетом. [ 19 ] Позже в июле 2022 года Ли заявил, что предпочитает не торопиться с принятием закона, что некоторые сочли отказом от своего предвыборного обещания. [ 20 ] Законопроект был отложен на второй план и не был запланирован на обсуждение Законодательного совета в 2022 году. [ 20 ]
В январе 2023 года, после встречи с Коммунистической партии Китая чиновником Ся Баолуном , который попросил администрацию Ли пересмотреть местное законодательство, чтобы привести его в соответствие с законом о национальной безопасности, Ли заявил, что он как можно скорее снова расставит приоритеты в законодательстве в соответствии со статьей 23. [ 21 ]
Бюро безопасности Гонконга начало общественные консультации по статье 23 закона 30 января 2024 года, которые завершились 28 февраля 2024 года. [ 22 ] 8 марта 2024 года в Законодательный совет был внесен проект закона о защите национальной безопасности , который предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения за государственную измену, восстание и подстрекательство военнослужащего китайских вооруженных сил к мятежу. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Закон о национальной безопасности Гонконга 2020 года
- Интернет Статья 23
- Закон о национальной безопасности Макао
- Марши 1 июля в Гонконге
- Независимость Гонконга
- Турции. Статья 301
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Основной закон – Глава 2» . Правительство Гонконга . Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Бохари, Кемаль; Рамсден, Майкл; Харгривз, Стюарт (2015). Справочник по Основному праву Гонконга . Гонконг: Sweet & Maxwell/Thomson Reuter. п. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Бохари, Рамсден и Харгривз 2015 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б К. Джордж Климан (2005). «Предложение о реализации статьи 23 Основного закона в Гонконге: упущенная возможность примирения и воссоединения между Китаем и Тайванем» . Журнал международного и сравнительного права Джорджии . 23 (3) . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ Гупта, Сураб (17 июня 2020 г.). «Закон о национальной безопасности Гонконга» . Институт китайско-американских исследований . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Вонг, Ю-чунг (2008). Одна страна, две системы в кризисе: трансформация Гонконга после передачи власти . Лексингтонские книги. стр. 69–70.
- ^ «Законопроект о национальной безопасности (законодательные положения) будет внесен в Законодательное собрание» . Правительство Гонконга . 24 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Чунг, Тони; Лам, Джеффи; Нг, Джойс; Чунг, Гэри (7 ноября 2016 г.). «Гонконг будет продвигать спорный закон о безопасности, - говорит Сай Люн, поскольку Пекин запрещает активистам независимости посещать Legco» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Чунг, Тони (15 апреля 2018 г.). «Гонконг — «единственное место в мире, где нет закона о национальной безопасности», — говорит глава офиса связи» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Браниган, Таня; Куо, Лили (9 июня 2020 г.). «Как загорелся Гонконг: история радикального восстания» . Хранитель . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Дэвидсон, Хелен (15 апреля 2020 г.). «Высший чиновник Китая в Гонконге настаивает на принятии закона о национальной безопасности» . Хранитель . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кросс, Гренвилл (29 мая 2020 г.). «Если бы Гонконг самостоятельно принял законы о национальной безопасности, Пекин бы не вмешивался» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Гонконг «не должен откладывать принятие закона о национальной безопасности» » . Южно-Китайская Морнинг Пост . 21 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Китайское законодательство требует от Гонконга как можно скорее принять правила национальной безопасности» . Рейтер . 22 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 г. . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Закон о безопасности Гонконга: что это такое и вызывает ли оно беспокойство?» . Новости Би-би-си . 29 мая 2020 г. Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «Гонконгские законодатели и активисты осуждают закон Пекина о национальной безопасности» . Видео Рейтер . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Юань, Данг (8 июня 2020 г.). «Закон о безопасности Гонконга: чего на самом деле хочет Китай?» . Немецкая волна . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Гонконг будет создавать больше преступлений против «национальной безопасности», - говорит генеральный директор Кэрри Лам» . Свободная пресса Гонконга . АФП . 12 января 2022 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Ченг, Лилиан; Лам, Надя (12 апреля 2022 г.). «Выборы в Гонконге: Джон Ли говорит, что законодательство по статье 23 будет главным приоритетом» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чунг, Тони (10 октября 2022 г.). «Принятие закона о национальной безопасности Гонконга приостановлено для проведения дополнительных исследований» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Комитет национальной безопасности поддерживает изменение закона: CE – RTHK» . news.rthk.hk. Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «Начинаются общественные консультации по статье 23 Основного закона» . Правительство Специального административного района Гонконг . 30 января 2024 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Как это случилось: в Легко продвигаются чтения законопроекта по статье 23 Гонконга, и законодатели собираются провести в выходные дни марафонские встречи, чтобы продвигать законопроект» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 8 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.