Мудрость отвращения
Мудрость отвращения или обращение к отвращению , [ 1 ] также неофициально известный как фактор отвращения , [ 2 ] Это вера в то, что интуитивная (или «глубоко укоренившаяся») негативная реакция на какую-то вещь, идею или практику должна интерпретироваться как вредного или свидетельство изначально злого характера этой вещи. Более того, это относится к идее, что мудрость может проявляться в чувстве отвращения ко всему, что лишено доброты или мудрости, хотя чувства или рассуждения о такой «мудрости» не могут быть немедленно объяснены разумом .
Происхождение и использование
[ редактировать ]«Отвращение — это не аргумент; и некоторые из вчерашних отвращений сегодня спокойно принимаются — не всегда к лучшему. Однако в некоторых решающих случаях отвращение является эмоциональным выражением глубокой мудрости, которую разум не в силах полностью сформулировать. [.. .] [Мы интуитивно чувствуем и чувствуем, сразу и без аргументов, нарушение вещей, которыми мы по праву дорожим [...] [Р] отвращение может быть единственным оставшимся голосом, который говорит в защиту центрального ядра. наше человечество. Мелки души, разучившиеся содрогаться».
Леон Касс [ 3 ]
Термин «мудрость отвращения» был придуман в 1997 году Леоном Кассом , председателем (2001–2005) Президентского совета по биоэтике , в статье в The New Republic . [ 4 ] которая позже была расширена до следующей статьи (2001 г.) в том же журнале: [ 5 ] а также включен в его книгу 2002 года « Жизнь, свобода и защита достоинства» .
Этот термин возник в дискуссиях по биоэтике . Его часто используют те, кто принимает его основную предпосылку; то есть это отвращение действительно указывает на мудрость. Таким образом, его часто рассматривают как нагруженный язык и в основном используют некоторые биоконсерваторы для обоснования своей позиции.
Эта концепция также используется при изучении таких противоречий, как однополые браки , [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] порнография , [ 9 ] легализация марихуаны , [ 10 ] альтернативная сексуальность [ 11 ] и легализация абортов . [ 12 ] Во всех случаях оно выражает точку зрения, что « интуитивная реакция » может оправдать возражение против некоторой практики даже при отсутствии убедительных рациональных (например, утилитарных ) доводов против этой практики.
Реакции и критика
[ редактировать ]Мудрость отвращения подвергалась критике как как пример ошибочного обращения к эмоциям , так и как основная предпосылка, которая, по-видимому, отвергает рационализм . Хотя основная наука признает, что чувство отвращения , скорее всего, развилось как полезный защитный механизм (например, в том, что оно имеет тенденцию предотвращать или запрещать потенциально вредное поведение, такое как инбридинг , каннибализм и копрофагия ), социальные психологи задаются вопросом, может ли этот инстинкт служить каким-либо моральным принципам. или логическое значение, когда оно удалено из контекста, в котором оно было первоначально получено.
Марта Нуссбаум открыто выступает против концепции морали, основанной на отвращении , как подходящего руководства для закона и политики, вместо этого поддерживая Джона Стюарта Милля как принцип вреда надлежащую основу для ограничения индивидуальных свобод, который поддерживает правовые идеи согласия , возраста совершеннолетия , неприкосновенности частной жизни и предоставляет гражданам равные права. Нуссбаум утверждает, что «политика отвращения» — это просто ненадежная эмоциональная реакция, которая использовалась на протяжении всей истории в качестве оправдания преследований : расизм , антисемитизм , сексизм и гомофобия — все они были вызваны народным отвращением. [ 13 ] В интервью журналу Reason она пояснила:
Отвращение и стыд по своей сути иерархичны ; они установили ранги и ордены среди людей. Они также неразрывно связаны с ограничениями свободы в сферах неопасного поведения. Я считаю, что по обеим этим причинам любой, кто дорожит ключевыми демократическими ценностями равенства и свободы, должен с глубоким подозрением относиться к обращению к этим эмоциям в контексте закона и государственной политики . [ 14 ]
Стивен Джей Гулд заметил, что «наши предрассудки часто подавляют нашу ограниченную информацию. [Они] настолько почтены, настолько рефлексивны, настолько являются частью нашей второй натуры, что мы никогда не перестаем признавать их статус как социальных решений с радикальными альтернативами — и вместо этого мы рассматриваем их как данные и очевидные истины». [ 15 ]
Британский биоэтик Джон Харрис ответил на точку зрения Касса, заявив, что «не существует необходимой связи между явлениями, отношениями или действиями, которые вызывают у нас беспокойство или даже теми, которые вызывают у нас отвращение, и теми явлениями, отношениями и действиями, для которых существуют веские причины». из этого не следует, что те вещи, которые, по нашему мнению, являются неэтичными, должны быть запрещены законодательством или правилами». [ 16 ]
Слово «сквик» было создано в субкультуре БДСМ в ответ на такого рода рассуждения и обозначает «внутреннюю реакцию» отвращения без каких-либо реальных моральных суждений. [ 17 ]
В книге «Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией » психолог Джонатан Хайдт цитирует аргумент Касса как типичный пример озабоченности моральной деградацией, которую он противопоставляет «моральному возвышению». Хайдт, опираясь на Эмиля Дюркгейма , утверждает, что способность людей объединяться вокруг священных верований и объектов и испытывать моральное возвышение — даже при отсутствии непосредственных утилитарных выгод — является важным компонентом человеческих цивилизаций, который способствует внутригрупповому сотрудничеству и социальной принадлежности. Без «связывания» моральных и священных ценностей люди склонны замыкаться в себе и проявлять меньше просоциального поведения . Следовательно, ссылаясь на исследование Роберта Патнэма , Хайдт утверждает, что моральное отвращение и табу могут быть оправданы в определенных, культурно-специфичных случаях, когда они могут способствовать социальному капиталу, не оказывая существенного негативного воздействия на права многих людей, ссылаясь на инцест (даже без риска деторождения). ), зоофилия и дело о каннибализме Армина Мейвеса в качестве примеров: [ 18 ]
[В деле] Лоуренс против Техаса несогласие [судьи Антонина Скалиа ] заключалось в следующем: «Если мы разрешим гомосексуализм, что будет дальше?» Инцест, зоофилия...» На что я бы сказал: раз 5% людей — геи, это очень много людей, и нам действительно надо постараться [преодолеть отвращение]. Сколько людей не смогут прожить полноценную и достойную жизнь, если не займутся сексом с овцой? Так вот, это не очень много людей... Если [отвращение] приносит какую-то пользу, когда мы чувствуем, что у нас все еще есть какие-то моральные принципы, которые мы разделяем, и есть немного людей, которые не могут быть счастливы, я готов позволить они будут несчастны. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Обращение к эмоциям
- Этический интуиционизм
- Эмотивизм , который утверждает, что все утверждения типа «X морально неправильны» выражают лишь отвращение, а не моральные факты.
- Моральная паника
- Расходы на неприятие
- Отвратительный рынок
- Зловещая долина
- Преступление без жертв
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нуссбаум, Марта (15 июля 2004 г.). «Обсуждая брезгливость» (интервью). Интервью изданию Reason . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ Коэн, Патрисия (31 января 2008 г.). «Экономисты анализируют фактор «противности»» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Касс, Леон Р. (2002). Жизнь, свобода и защита достоинства: вызов биоэтике . Сан-Франциско: Книги встреч. ISBN 1-893554-55-4 . , с. 150
- ^ Касс, Леон Р. (2 июня 1997 г.). «Мудрость отвращения». Новая Республика . Том. 216, нет. 22. Вашингтон, округ Колумбия : CanWest . стр. 17–26.
- ^ Касс, Леон Р. (21 мая 2001 г.). «Предотвращение создания дивного нового мира: почему мы должны запретить клонирование человека сейчас». Новая Республика . Том. 224, нет. 21. С. 30–39.
- ^ Террицци, Джон А. младший; Шук, Натали Дж.; Вентис, В. Ларри (2010). «Отвращение: предиктор социального консерватизма и предвзятого отношения к гомосексуалистам». Личность и индивидуальные различия . 49 (6): 587–592. дои : 10.1016/j.paid.2010.05.024 .
- ^ Смит, Дэвид (2011). Меньше человеческого: почему мы унижаем, порабощаем и истребляем других . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-53272-7 . OCLC 651912610 .
- ^ Фрэнк, Натаниэль (21 февраля 2014 г.). «Как разум рационализирует гомофобию» . Атлантика . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Флейшман, Диана С.; Гамильтон, Лиза Доун; Фесслер, Дэниел М.Т.; Местон, Синди М. (24 июня 2015 г.). Мацца, Марианна (ред.). «Отвращение против похоти: изучение взаимодействия отвращения и страха с сексуальным возбуждением у женщин» . ПЛОС ОДИН . 10 (6). Публичная научная библиотека (PLoS): e0118151. Бибкод : 2015PLoSO..1018151F . дои : 10.1371/journal.pone.0118151 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4479551 . ПМИД 26106894 .
- ^ Боствик, Дж. Майкл (2012). «Размытые границы: терапия и политика медицинской марихуаны» . Труды клиники Мэйо . 87 (2). Эльзевир Б.В.: 172–186. дои : 10.1016/j.mayocp.2011.10.003 . ISSN 0025-6196 . ПМЦ 3538401 . ПМИД 22305029 .
- ^ Браун, Надя; Гершон, Сара Аллен (2 января 2017 г.). «Политика тела» . Политика, группы и идентичности . 5 (1). Информа Великобритания Лимитед: 1–3. дои : 10.1080/21565503.2016.1276022 . ISSN 2156-5503 .
- ^ Кэхилл, Кортни Меган (2013). «Аборты и отвращение» (PDF) . Гарвардский обзор закона о гражданских правах и свободах . S2CID 29966755 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2019 г. Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Нуссбаум, Марта К. (6 августа 2004 г.). «Опасность человеческому достоинству: возрождение отвращения и стыда в законе» . Хроника высшего образования . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 24 ноября 2007 г.
- ^ «Обсуждение отвращения» . Причина.com . 15 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ Гулд, Стивен Джей (1997). Фулл-хаус: распространение совершенства от Платона до Дарвина . Гармония. ISBN 0-517-70849-3 .
- ^ Харрис, Джон (1998). Клоны, гены и бессмертие: этика и генетическая революция . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 37 . ISBN 0-19-288080-2 .
- ^ Барретт, Грант, изд. (23 июня 2005 г.). «Быстрый» . Двуязычный словарь . Бруклин, Нью-Йорк : Грант Барретт . Проверено 24 ноября 2007 г.
- ^ Хайдт, Джонатан (2012). Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией . Нью-Йорк : Книги Пантеона .
- ^ «Трудно запугать либертарианца: Джонатан Хайдт о сексе, политике и отвращении» . ПричинаТВ . 26 февраля 2013 года . Проверено 9 декабря 2023 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Хьюз, Джеймс Дж. (8 января 2010 г.). «Проблемы трансгуманизма: неустойчивая автономия разума» . Институт этики и новых технологий . Проверено 10 сентября 2019 г.
...также нет рациональной причины, по которой общество должно отвергать табу и суеверия в пользу трансчеловеческого будущего; Ценностные суждения в пользу традиций, веры и табу или в пользу прогресса, разума и свободы проистекают из дорациональных предпосылок... Нам нужно научиться смелости признать, что... Разум - хороший инструмент, но что наши ценности и моральные кодексы не основаны на разуме.
- МакГи, Гленн (2000). « Игра в Бога: страхи по поводу генной инженерии» . Идеальный ребенок: прагматичный подход к генетике (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк : Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-9759-2 . Обзор опубликован в Журнале Американской медицинской ассоциации (требуется подписка; дата доступа 24 ноября 2007 г.)
- Блум, Пол (22 июля 2004 г.). «Ура – это человек» . Хранитель . Лондон и Манчестер . стр. Раздел «Наука» . Проверено 24 ноября 2007 г.