Jump to content

Мудрость отвращения

(Перенаправлено со Сквика )

Мудрость отвращения или обращение к отвращению , [ 1 ] также неофициально известный как фактор отвращения , [ 2 ] Это вера в то, что интуитивная (или «глубоко укоренившаяся») негативная реакция на какую-то вещь, идею или практику должна интерпретироваться как вредного или свидетельство изначально злого характера этой вещи. Более того, это относится к идее, что мудрость может проявляться в чувстве отвращения ко всему, что лишено доброты или мудрости, хотя чувства или рассуждения о такой «мудрости» не могут быть немедленно объяснены разумом .

Происхождение и использование

[ редактировать ]

«Отвращение — это не аргумент; и некоторые из вчерашних отвращений сегодня спокойно принимаются — не всегда к лучшему. Однако в некоторых решающих случаях отвращение является эмоциональным выражением глубокой мудрости, которую разум не в силах полностью сформулировать. [.. .] [Мы интуитивно чувствуем и чувствуем, сразу и без аргументов, нарушение вещей, которыми мы по праву дорожим [...] [Р] отвращение может быть единственным оставшимся голосом, который говорит в защиту центрального ядра. наше человечество. Мелки души, разучившиеся содрогаться».

Леон Касс [ 3 ]

Термин «мудрость отвращения» был придуман в 1997 году Леоном Кассом , председателем (2001–2005) Президентского совета по биоэтике , в статье в The New Republic . [ 4 ] которая позже была расширена до следующей статьи (2001 г.) в том же журнале: [ 5 ] а также включен в его книгу 2002 года « Жизнь, свобода и защита достоинства» .

Этот термин возник в дискуссиях по биоэтике . Его часто используют те, кто принимает его основную предпосылку; то есть это отвращение действительно указывает на мудрость. Таким образом, его часто рассматривают как нагруженный язык и в основном используют некоторые биоконсерваторы для обоснования своей позиции.

Эта концепция также используется при изучении таких противоречий, как однополые браки , [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] порнография , [ 9 ] легализация марихуаны , [ 10 ] альтернативная сексуальность [ 11 ] и легализация абортов . [ 12 ] Во всех случаях оно выражает точку зрения, что « интуитивная реакция » может оправдать возражение против некоторой практики даже при отсутствии убедительных рациональных (например, утилитарных ) доводов против этой практики.

Реакции и критика

[ редактировать ]

Мудрость отвращения подвергалась критике как как пример ошибочного обращения к эмоциям , так и как основная предпосылка, которая, по-видимому, отвергает рационализм . Хотя основная наука признает, что чувство отвращения , скорее всего, развилось как полезный защитный механизм (например, в том, что оно имеет тенденцию предотвращать или запрещать потенциально вредное поведение, такое как инбридинг , каннибализм и копрофагия ), социальные психологи задаются вопросом, может ли этот инстинкт служить каким-либо моральным принципам. или логическое значение, когда оно удалено из контекста, в котором оно было первоначально получено.

Марта Нуссбаум открыто выступает против концепции морали, основанной на отвращении , как подходящего руководства для закона и политики, вместо этого поддерживая Джона Стюарта Милля как принцип вреда надлежащую основу для ограничения индивидуальных свобод, который поддерживает правовые идеи согласия , возраста совершеннолетия , неприкосновенности частной жизни и предоставляет гражданам равные права. Нуссбаум утверждает, что «политика отвращения» — это просто ненадежная эмоциональная реакция, которая использовалась на протяжении всей истории в качестве оправдания преследований : расизм , антисемитизм , сексизм и гомофобия — все они были вызваны народным отвращением. [ 13 ] В интервью журналу Reason она пояснила:

Отвращение и стыд по своей сути иерархичны ; они установили ранги и ордены среди людей. Они также неразрывно связаны с ограничениями свободы в сферах неопасного поведения. Я считаю, что по обеим этим причинам любой, кто дорожит ключевыми демократическими ценностями равенства и свободы, должен с глубоким подозрением относиться к обращению к этим эмоциям в контексте закона и государственной политики . [ 14 ]

Стивен Джей Гулд заметил, что «наши предрассудки часто подавляют нашу ограниченную информацию. [Они] настолько почтены, настолько рефлексивны, настолько являются частью нашей второй натуры, что мы никогда не перестаем признавать их статус как социальных решений с радикальными альтернативами — и вместо этого мы рассматриваем их как данные и очевидные истины». [ 15 ]

Британский биоэтик Джон Харрис ответил на точку зрения Касса, заявив, что «не существует необходимой связи между явлениями, отношениями или действиями, которые вызывают у нас беспокойство или даже теми, которые вызывают у нас отвращение, и теми явлениями, отношениями и действиями, для которых существуют веские причины». из этого не следует, что те вещи, которые, по нашему мнению, являются неэтичными, должны быть запрещены законодательством или правилами». [ 16 ]

Слово «сквик» было создано в субкультуре БДСМ в ответ на такого рода рассуждения и обозначает «внутреннюю реакцию» отвращения без каких-либо реальных моральных суждений. [ 17 ]

В книге «Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией » психолог Джонатан Хайдт цитирует аргумент Касса как типичный пример озабоченности моральной деградацией, которую он противопоставляет «моральному возвышению». Хайдт, опираясь на Эмиля Дюркгейма , утверждает, что способность людей объединяться вокруг священных верований и объектов и испытывать моральное возвышение — даже при отсутствии непосредственных утилитарных выгод — является важным компонентом человеческих цивилизаций, который способствует внутригрупповому сотрудничеству и социальной принадлежности. Без «связывания» моральных и священных ценностей люди склонны замыкаться в себе и проявлять меньше просоциального поведения . Следовательно, ссылаясь на исследование Роберта Патнэма , Хайдт утверждает, что моральное отвращение и табу могут быть оправданы в определенных, культурно-специфичных случаях, когда они могут способствовать социальному капиталу, не оказывая существенного негативного воздействия на права многих людей, ссылаясь на инцест (даже без риска деторождения). ), зоофилия и дело о каннибализме Армина Мейвеса в качестве примеров: [ 18 ]

[В деле] Лоуренс против Техаса несогласие [судьи Антонина Скалиа ] заключалось в следующем: «Если мы разрешим гомосексуализм, что будет дальше?» Инцест, зоофилия...» На что я бы сказал: раз 5% людей — геи, это очень много людей, и нам действительно надо постараться [преодолеть отвращение]. Сколько людей не смогут прожить полноценную и достойную жизнь, если не займутся сексом с овцой? Так вот, это не очень много людей... Если [отвращение] приносит какую-то пользу, когда мы чувствуем, что у нас все еще есть какие-то моральные принципы, которые мы разделяем, и есть немного людей, которые не могут быть счастливы, я готов позволить они будут несчастны. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Нуссбаум, Марта (15 июля 2004 г.). «Обсуждая брезгливость» (интервью). Интервью изданию Reason . Проверено 5 сентября 2012 г.
  2. ^ Коэн, Патрисия (31 января 2008 г.). «Экономисты анализируют фактор «противности»» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Касс, Леон Р. (2002). Жизнь, свобода и защита достоинства: вызов биоэтике . Сан-Франциско: Книги встреч. ISBN  1-893554-55-4 . , с. 150
  4. ^ Касс, Леон Р. (2 июня 1997 г.). «Мудрость отвращения». Новая Республика . Том. 216, нет. 22. Вашингтон, округ Колумбия : CanWest . стр. 17–26.
  5. ^ Касс, Леон Р. (21 мая 2001 г.). «Предотвращение создания дивного нового мира: почему мы должны запретить клонирование человека сейчас». Новая Республика . Том. 224, нет. 21. С. 30–39.
  6. ^ Террицци, Джон А. младший; Шук, Натали Дж.; Вентис, В. Ларри (2010). «Отвращение: предиктор социального консерватизма и предвзятого отношения к гомосексуалистам». Личность и индивидуальные различия . 49 (6): 587–592. дои : 10.1016/j.paid.2010.05.024 .
  7. ^ Смит, Дэвид (2011). Меньше человеческого: почему мы унижаем, порабощаем и истребляем других . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-0-312-53272-7 . OCLC   651912610 .
  8. ^ Фрэнк, Натаниэль (21 февраля 2014 г.). «Как разум рационализирует гомофобию» . Атлантика . Проверено 11 сентября 2019 г.
  9. ^ Флейшман, Диана С.; Гамильтон, Лиза Доун; Фесслер, Дэниел М.Т.; Местон, Синди М. (24 июня 2015 г.). Мацца, Марианна (ред.). «Отвращение против похоти: изучение взаимодействия отвращения и страха с сексуальным возбуждением у женщин» . ПЛОС ОДИН . 10 (6). Публичная научная библиотека (PLoS): e0118151. Бибкод : 2015PLoSO..1018151F . дои : 10.1371/journal.pone.0118151 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4479551 . ПМИД   26106894 .
  10. ^ Боствик, Дж. Майкл (2012). «Размытые границы: терапия и политика медицинской марихуаны» . Труды клиники Мэйо . 87 (2). Эльзевир Б.В.: 172–186. дои : 10.1016/j.mayocp.2011.10.003 . ISSN   0025-6196 . ПМЦ   3538401 . ПМИД   22305029 .
  11. ^ Браун, Надя; Гершон, Сара Аллен (2 января 2017 г.). «Политика тела» . Политика, группы и идентичности . 5 (1). Информа Великобритания Лимитед: 1–3. дои : 10.1080/21565503.2016.1276022 . ISSN   2156-5503 .
  12. ^ Кэхилл, Кортни Меган (2013). «Аборты и отвращение» (PDF) . Гарвардский обзор закона о гражданских правах и свободах . S2CID   29966755 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2019 г. Проверено 11 сентября 2019 г.
  13. ^ Нуссбаум, Марта К. (6 августа 2004 г.). «Опасность человеческому достоинству: возрождение отвращения и стыда в законе» . Хроника высшего образования . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 24 ноября 2007 г.
  14. ^ «Обсуждение отвращения» . Причина.com . 15 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
  15. ^ Гулд, Стивен Джей (1997). Фулл-хаус: распространение совершенства от Платона до Дарвина . Гармония. ISBN  0-517-70849-3 .
  16. ^ Харрис, Джон (1998). Клоны, гены и бессмертие: этика и генетическая революция . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 37 . ISBN  0-19-288080-2 .
  17. ^ Барретт, Грант, изд. (23 июня 2005 г.). «Быстрый» . Двуязычный словарь . Бруклин, Нью-Йорк : Грант Барретт . Проверено 24 ноября 2007 г.
  18. ^ Хайдт, Джонатан (2012). Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией . Нью-Йорк : Книги Пантеона .
  19. ^ «Трудно запугать либертарианца: Джонатан Хайдт о сексе, политике и отвращении» . ПричинаТВ . 26 февраля 2013 года . Проверено 9 декабря 2023 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 996aa0c16989b7a54a4b0bdf8f1e2367__1719766140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/67/996aa0c16989b7a54a4b0bdf8f1e2367.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wisdom of repugnance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)