Традиционная музыка Галисии, Кантабрии и Астурии
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2020 г. ) |
Северо-западная иберийская народная музыка — это традиционный весьма самобытный народный стиль, расположенный вдоль северо-западного атлантического побережья Испании, в основном в Галисии и Астурии , который имеет некоторое сходство с соседней Кантабрией . Музыка характеризуется использованием волынки .
История
[ редактировать ]Долгое время считалось, что галисийская и астурийская музыка могла иметь свои корни в древней кельтской истории региона, в которой предполагалось, что часть этого древнего влияния сохранилась, несмотря на длительную эволюцию местных музыкальных традиций с тех пор, включая столетия. римского и германского влияния. Так это или нет, но большая часть современного коммерческого галисийского и астурийского традиционного и фолк-рока последних лет оказалась под сильным влиянием современных ирландских , шотландских и валлийских «фолк» стилей. Галисия в настоящее время является сильным игроком на международной кельтской фолк-сцене. В результате элементы доиндустриальной галисийской традиции интегрировались в современный кельтский народный репертуар и стиль. Многие, однако, утверждают, что название «Селтик» — это всего лишь маркетинговый тег; известная галисийская волынка Сусана Сейване сказала: «Я думаю, что [прозвище «Селтик» - это] лейбл, созданный для того, чтобы продавать больше. То, что мы делаем, - это галисийская музыка». В любом случае, благодаря бренду Celtic, галисийская музыка является единственной не- Кастильоязычная музыка Испании, имеющая значительную аудиторию за пределами страны. Некоторые галисийцы и астурийцы жаловались, что «кельтский бум» стал последним смертельным ударом по некогда весьма самобытным музыкальным традициям.
Известно, что кельтская культура распространилась на большую часть Пиренейского полуострова еще в 600 году до нашей эры. Во 2-м и 1-м веках до нашей эры Римская империя медленно завоевала Иберию , которую они назвали Испанией. Кельтские регионы вели долгую и ожесточенную борьбу за сохранение своей независимости, но в конечном итоге были покорены. В последующие столетия язык римлян, латынь , постепенно вытеснил почти все более ранние языки полуострова, включая все кельтские языки, и является предком большинства нынешних языков Испании и Португалии, за исключением баскского. включая галисийский и астур- леонский - мирандский . Уход римлян в V веке привел к вторжениям германских племен . Свевы завоевали северо-запад , но плохая документация того периода оставила неясным их культурное влияние на регион. В VI веке из Британии прибыл последний небольшой приток кельтов; британцам была предоставлена собственная епархия Бритония в северной Галиции. Затем Галиция была захвачена Вестготское королевство , когда распалось Свебское королевство. Галисия перешла под контроль мавров после того, как они победили вестготов в 717 году, но мавританское правление было не чем иным, как недолговечной военной оккупацией, хотя косвенное мавританское музыкальное влияние пришло позже, через христианских трубадуров . Мавританское правление закончилось через два десятилетия, когда их гарнизон был изгнан в результате восстания в 739 году. Этот регион был включен в состав Королевства Астурия и, пережив нападения мавров и викингов, стал плацдармом для Реконкисты .
В 810 году утверждалось, что останки святого Иакова , одного из апостолов , были найдены в месте, которое вскоре стало известно как Сантьяго-де-Компостела . в Европе он стал главным местом паломничества В средние века . Предполагается, что это оказало значительное влияние на народную культуру региона, поскольку паломники привезли с собой музыкальные инструменты и стили из таких далеких стран, как Скандинавия и Венгрия .
Как и в более ранние периоды, о музыкальных традициях этой эпохи мало что известно. Известно лишь несколько рукописей того времени, например, рукописи поэта и музыканта 13-го века Мартина Кодакса , которые указывают на то, что некоторые отличительные элементы современной музыки, такие как волынки и флейты, были распространены в то время. Cantigas de Santa Maria , собрание рукописей, написанных на старогалисийском языке , также содержит иллюстрации людей, играющих на волынках.
Возрождение
[ редактировать ]Галисийское народное возрождение привлекло таких исполнителей начала 20-го века, как Perfecto Feijoo , игрок на волынке и шарманке . Первая коммерческая запись галисийской музыки была сделана в 1904 году кораллом Aires d' a Terra из Понтеведры . В середине века появился Рикардо Портела , который вдохновил многих исполнителей-возрожденцев и играл во влиятельных группах, таких как Milladoiro .
Во время режима Франсиско Франко честные проявления народной жизни были заменены политизированными зрелищами патриотизма, что привело к резкому снижению популярности традиционных стилей в пользу современной музыки. Когда режим Франко закончился в 1975 году, галисийская и астурийская музыка пережила сильное возрождение, и записи стали процветать. Основание Международного фестиваля Mundo Celta (1977), который помог создать несколько галисийских групп. Начинающие исполнители начали работать с такими группами, как Os Areeiras , Os Rosales , Os Campaneiros и Os Irmáns Garceiras , изучая народные стили; другие отправились в знаменитую мастерскую Антона Корраля в Народном университете Виго . Некоторые из этих музыкантов затем сформировали свои собственные группы, такие как Milladoiro .
В 1980-х и 1990-х годах некоторые галисийские и астурийские исполнители начали завоевывать известность в Испании и на международной кельтской фолк-сцене. Среди галисийских музыкантов этого периода была Уксиа , певица, первоначально работавшая в группе Na Lúa , чей альбом 1995 года Estou vivindo no ceo и последующее сотрудничество с суданской певицей Рашей принесли ей международное признание. Появление Fía na Roca (что в переводе означает «Вращайся в прялке») было, несомненно, одним из ключевых событий музыкальной сцены Галичины 90-х годов. Fía na Roca также было названием их дебютного альбома, выпущенного в 1993 году. Сочетание традиций и современности побудило BBC выбрать музыку этого альбома в качестве саундтрека к телепрограмме, которая транслировала образ Галиции в Европу на празднике Xacobeo Celebration 1993 года ( Святой год Сантьяго-де-Компостела).
Карлос Нуньес Однако больше всего для популяризации галисийских традиций сделал . Его альбом A irmandade das estrelas 1996 года был продан тиражом более 100 000 копий и вызвал большой ажиотаж в СМИ, отчасти благодаря сотрудничеству с такими известными зарубежными музыкантами, как La Vieja Trova Santiaguera , The Chieftains и Ry Cooder . Его последующий альбом, Os amores libres , включал в себя больше слияний с фламенко , кельтской музыкой (особенно бретонской ) и берберской музыкой . Альбом был номинирован на премию Latin Grammy как лучший фолк-альбом .
Среди других современных галисийских волынщиков - Хосе Мануэль Будиньо и Сусана Сейване . Сейване особенно примечательна как первая крупная женщина-игрок, проложившая путь гораздо большему количеству женщин в сфере, где раньше доминировали мужчины. Самые популярные певцы Галисии также в основном женщины, в том числе Уксия , Соня Лебедински и Мерседес Пеон .
В этот период также произошло возрождение традиционной астурийской музыки. Такие артисты, как популярный волынщик Эвиа , и такие музыкальные группы, как Ллан де Кубель и Техедор, помогли привлечь внимание к астурийской народной музыке как внутри самой Астурии, так и в более широкой сфере «кельтской» и мировой музыкальной сцены. Музыканты из Астурии становятся все более заметными на таких мероприятиях, как фестиваль Interceltique de Lorient во Франции.
Подарок
[ редактировать ]В настоящее время свою аудиторию имеют как наиболее традиционные формы традиционной музыки, так и ее вариации, возникшие в 80-х и 90-х годах. В последние годы также появились новые тенденции, сочетающие традиционную галицкую музыку с электроникой. Первый хит , сочетающий традиционную галисийскую музыку с электроникой, появился в 1978 году, когда группа Son Lalín выпустила свою версию Muiñeira de Chantada , созданную продюсером Густаво Рамудо . [1] Сегодня Mercedes Peon и Baiuca выделяются .
Традиционные инструменты
[ редактировать ]Традиционные инструменты в Галисии, Астурии и Кантабрии включают хорошо известную Гаиту , разновидность волынки , а также множество ударных и духовых инструментов .
Духовые инструменты
[ редактировать ]Народные духовые инструменты этого региона включают кантабрийский питу монтаньес , своего рода шаум с коническим отверстием и семью отверстиями спереди и одним сзади, на котором играют аналогично певцу на волынке . Хотя традиционно он изготавливался в ми-бемоль, инструмент был обновлен Антоном Корралом , который делает его в ре-бемоль. Поперечная флейта с шестью отверстиями называется requinta ; это похоже на файф . Обычно это нота G, а иногда и высокая C. Традиционные галисийские духовые инструменты включают пито пасторил (галего) , буквально (галисийский) пастушеский свисток. Несмотря на сходство названия, этот инструмент принадлежит к другому семейству, чем кантабрийские питу-монтанье, а именно к семейству флейт-фипплей , в которое также входят оловянный свисток и блокфлейта . Инструмент возродился во второй половине 20-го и начале 21-го веков, найдя место в традиционных музыкальных ансамблях. Другие духовые инструменты включают чифр , окарину и импортные инструменты. кларнет и аккордеон . Кантабрия имеет богатый танцевальный репертуар для кларнета- сопрано , также известного как питу или рекинто (не путать с рекинтой файфой ).
Струнные инструменты
[ редактировать ]Щипковые струнные инструменты распространены по всей Испании и Португалии, но до недавних лет они были запрещены в коммерческой народной музыке Галисии или Астурии. Современные гитаристы, такие как Ксесус Пиментель, часто используют в своем звучании сильное влияние фламенко. Игра на скрипке имеет давнюю традицию в этом районе, распространенную с начала 20 века, когда слепые скрипачи [ нужна ссылка ] ездил на ярмарки, чтобы исполнить традиционные песни собственного сочинения, а также произведения таких композиторов, как Сарасате . На шарманке ( занфона ) в этом районе играли на протяжении многих столетий, но к середине 20-го века она практически вымерла, прежде чем ее возродили Фаустино Санталисес , Хосе Лоис Ривас и им подобные. Хотя сейчас этот инструмент более тесно связан с французской музыкой , первые записи шарманной лиры были сделаны галисийцем Перфекто Фейжу в 1904 году. Арфы использовались в средние века, но не возрождались до 1970-х годов, когда Эмилио Цао на этом инструменте начал играть . сопровождать свои композиции. Современные арфисты воодушевлены использованием кельтской арфы в Шотландии, Ирландии и Бретани, в их число входят Кико Комесанья и Родриго Романи .
Перкуссия
[ редактировать ]Ударные инструменты включают тамборил , малый барабан , который висит на поясе игрока, и на нем играют двумя палочками. Он небольшой, с натуральной кожей и ловушками, обычно сделанными из кишок. Наряду с бомбо ( , бас-барабан на котором играют одной палочкой), тамборил обычно используется в качестве аккомпанемента волынке. Пандейро panderu (астурийский: ) — двусторонний барабан с квадратной рамой , похожий на португальский и кастильский адуфе . Обычно он содержит несколько зерен, которые дребезжат внутри. На нем часто играют вместе с пандейретой , большим бубном , небольшими группами или одной певицей. Пара ракушек вьеры ( кунчас ) трутся друг о друга и сопровождают танец. Тарраньола (астурийский и испанский: tejoletas ) — это деревянные полоски, зажатые между пальцами. Шарраско состоит из шеста с рамкой наверху, украшенной погремушками для бубнов; В нее играют, проводя палкой по струне вдоль шеста. Другие ударные инструменты — канавейра и каррака .
Гармоника
[ редактировать ]Термин «гайта» может относиться к множеству различных трубок, шаммов , блокфлейт , флейт и кларнетов в разных регионах Испании и Португалии, но в Галисии он относится к волынкам с мешком, накачанным мехами или духовой трубкой. За пределами Галисии и Астурии на волынке также традиционно играют в других частях Испании, включая Арагон , Каталонию , Леон , Майорку , Самору и в Португалии в Минью , Трас-ус-Монтес и Эстремадуру .
Записи показывают, что гайта была распространена уже в 13 веке, но ее популярность снизилась в 17 и 18 веках, пока в 19 веке не наступил ренессанс этого инструмента. В начале 20 века произошел новый спад. Затем, примерно с 1970-х годов, возрождение корней ознаменовало новое возрождение. Фолк-возрождение, возможно, достигло своего пика в конце 1990-х, с выпуском нашумевших альбомов галисийского Карлоса Нуньеса ( A Irmandade Das Estrelas ) и Астурийского Эвии ( Tierra De Nadie ). Оба релиза побили рекорды, а Tierra De Nadie было продано тиражом более миллиона копий.
В 18 веке в Астурии была открыта важная педагогическая школа, созданная Хосе Ремисом Вега . Среди музыкантов той эпохи был легендарный Рамон Гарсиа Туэро , а в 20-м веке появились такие исполнители, как сын Веги Хосе Ремис Овалье и Хосе Антонио Гарсиа Суарес . Самый известный современный астурийский исполнитель - Эвиа , чья пластинка Tierra De Nadie 1998 года стала знаковой записью, которая разбила продажи пластинок и стала любимцем испанских музыкальных СМИ. Среди других современных исполнителей и групп — Tejedor и Xuacu Amieva .
Традиционное использование включает как сольные выступления, так и малый барабан, известный как тамборил (деревянный барабан с натуральной кожей и внутренними барабанами), а также бомбо , большой барабан . Совет Оренсе спонсирует оркестр волынок Real Banda de Gaitas da Excma. Deputación de Ourense (Королевский трубочный оркестр Совета Оренсе). Royal Pipe Band, основанный Хосе Лоисом Фоксо , использует волынки си-бемоль, волынки с мехами, настроенными на фа-диез, а также перкуссионную секцию малых барабанов, теноровых барабанов, больших барабанов, бубнов и тарраньол . Его репертуар включает как традиционную галисийскую музыку, так и музыку других кельтских стран. Это источник некоторых разногласий в галакской музыке, поскольку критики считают, что волынки, используемые группой, слишком похожи на хайлендские волынки , а не на традиционные галакские гиаты. Барабаны современные и не соответствуют галакским традициям, а оркестр марширует на парадах в военном стиле, что также не является традицией в галакийской музыке гайты.
Галицкие волынки бывают трех основных разновидностей, хотя есть исключения и уникальные инструменты. К ним относятся тумбаль (си-бемоль), грилейра (ре) и редонда (до). На астурийской волынке обычно играют вместе с тамбором ( малым барабаном ). Астурийские волынки обычно имеют только один гул и имеют другой рисунок аппликатуры.
Описание
[ редактировать ]Игрок надувает мешок ртом через трубку с обратным клапаном. Воздух подается в чантер ( галисийский : punteiro ; астурийский : punteru ), при этом левая рука контролирует давление внутри мешка. У певца двойная трость, похожая на шаум или гобой , и коническое отверстие с семью отверстиями для пальцев спереди. Басовый дрон ( ронко или ронкон ) расположен на левом плече музыканта и имеет высоту на две октавы ниже ключевой ноты певца; у него одна трость. Некоторые волынки имеют еще до двух дронов, в том числе ронкильо или ронкилья , которые торчат из сумки и играют на октаву выше ронко , или меньшего чилона . Эти два дополнительных дрона размещаются возле правой руки игрока.
Отверстий для пальцев три для левой руки и четыре для правой, а также одно сзади для большого пальца левой руки. На тонике певца играют шестью верхними отверстиями и отверстием для большого пальца, прикрытым пальцами. Начиная снизу и (в галисийской аппликатуре) постепенно открываясь отверстия, создается диатоническая гамма. Используя такие приемы, как скрещивание пальцев и полуудержание, хроматическую гамму можно создать . При дополнительном нажатии на мешочек на трости можно играть во второй октаве, что дает диапазон в полторы октавы от тоники до верхней ноты. Также можно закрыть тоновое отверстие мизинцем правой руки, создав таким образом полутон ниже тоники.
Песни
[ редактировать ]Мелодии с использованием гайты обычно представляют собой песни, в которых голос либо аккомпанирует инструментам, либо сменяет их.
Самый распространенный тип — муиньейра , встречающийся как в Астурии, так и в Галисии, с энергичным ритмом 6/8. В других галисийских мелодиях 6/8 используются другие шаги; к ним относятся карбальеса , рибейрана , редонда , чутейра и контрапасо .
Астурийская обычно — инструментальная мелодия, чаще всего в размере альборада 2/4, хотя иногда и 3/4, и характеризуется серией нисходящих поворотных фраз. С него начинаются дневные торжества, и в него играют на восходе солнца. Русский композитор Николай Римский-Корсаков включил три астурийские части (две Альборады и одно Фанданго Астуриано ) в свое знаменитое оркестровое произведение «Испанское каприччио» , соч . 34, написанное в 1887 году.
Фолиада — это радостная песня типа хота размером 3/4, которую часто исполняют на ромериасе (общинных собраниях в местном храме).
Песни
[ редактировать ]Самая старая и самая известная форма галицкой музыки — алала , форма пения , которая была связана с галисийским национализмом. Они имеют общие характеристики с кастильскими и кельтскими народами. Их происхождение окутано тайной: некоторые ученые утверждают, что григорианские песнопения являются основным источником, в то время как другие причудливо указывают на греческие или финикийские гребные песни, называемые алелохуиас .
Алалас аритмичны волынками и основаны на одной короткой теме, которая повторяет мелодию, разделенную инструментальными или интерлюдиями капелла а . Мелодии основаны на непрерывном гудении и почти всегда диатоничны. Со временем алалы адаптировались и стали включать в себя хоровую полифонию , которая добавила гармонию к традиции и ритмы (чаще всего в размере 2/4 или 3/4). Отличительной особенностью алала является то, что первая каденция является одновременно и последней. Они заканчиваются увеличенной кодой , которая переходит в продолжительный и неопределенный звук. В отличие от типично медленной алала, есть также быстрые песни, называемые пандейрада .
Также известны маршевые мелодии (галисийский: ruadas , астурийский: pasucáis , испанский: pasacalles ), а также местный вариант хоты .
Другие астурийские танцы включают сальтон , диану , респингу , перикот , фанданго , пасодобль , марша процессиональ , ребудиксу , корри-корри , baile de los pollos , хиральдилья и ксирингуэлу .
Танцы
[ редактировать ]Байле — это термин для социальных танцев, хотя существуют также танцы с оружием , такие как danzas de palillos (танцы с палками), danzas de espadas (танцы с мечами) и danzas de arcillos (танцы с украшенными арками), которые являются отличительной чертой кантабрийской народной традиции. Другие популярные танцевальные песни в этом районе включают хоту , пасакорредойрас ( pasacalles , астурийский: pasucáis ), а также импортированные фанданго , мазурку , польку , румбу и пасодобль .
Популярные артисты
[ редактировать ]- Открытый Бесплатно
- милладойро
- Карлос Нуньес
- плетение
- Роза Седрон
- Мальвела
- A Roda
- Ветры бегут
- Хавьер Диас
- Беррогетто
- СынОфСеу
- Сусана Сейване
- Кристина Пато
- Байука
- Мерседес Пеон
- Танжугейрас
- Родриго Куэвас
Фестивали
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Почему их называли «Сон Лалин» » . 22 февраля 2020 г.
- Кроншоу, Эндрю. «Кельтская Иберия». 2001. Мэтисон, Кенни (ред.), Кельтская музыка , стр. 140–175. Книги о бэкбите. ISBN 0-87930-623-8