Kaman SH-2 Seasprite
SH-2 Seasprite | |
---|---|
![]() SH-2F Seasprite из ВМС США | |
Общая информация | |
Тип | анти-субмаренной войны Вертолет |
Производитель | Kaman Aircraft Corporation |
Статус | Частично вышедшая на пенсию; модель в обслуживании |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) |
Номер построен | 184 |
История | |
Производится | 1959–1969 Модель и конверсии F/G модели 1971–1990 гг. |
Дата введения | Декабрь 1962 года |
Первый полет | 2 июля 1959 г. (HU2K-1) |
Ушедший на пенсию | 1993 (F ВМС США ) 2001 (G USN) 2008 Королевский австралийский флот |
Варианты | Kaman SH-2G Super Seasprite |
Kaman SH-2 Seasprite на базе корабля, -это вертолет первоначально разработанный и произведенный американским производителем Kaman Aircraft Corporation . Обычно он использовался в качестве компактного и быстро движущегося роторного корпуса для коммунальных и миссий по борьбе с подкоренной войной (ASW). В начале этого был скромный военно-морской вертолет с однопользовым двигателем, и он перешел на ASW и SAR с двумя двигателями, а последняя модель хорошо послужила в 21-м веке, с моделью G в активном обслуживании в 2020-х годах с Египтом, Новой Зеландией, Перу. и Польша.
Seasprite с внутренним обозначением Kaman K-20 был разработан в конце 1950-х годов в ответ на требование ВМС США (USN) для подходящего быстрого и компактного вертолета военно-морского коммунального обслуживания. USN нашел Seasprite привлекательным и заказал четыре прототипа и первоначальную партию из 12 производственных вертолетов в качестве Hu2k-1 . В рамках системы обозначения самолетов в США 1962 года HU2K и и HU2K-1 были переизведены как H-2 UH -2A соответственно. Каман также преследовал иностранные продажи; После проявления процента Королевский канадский военно -морской флот (RCN) отклонил Seasprite из -за неожиданного повышения цен и недостаточного уровня во время морских испытаний. USN рассмотрел плохую производительность, преобразовав одномоторные Seasprites в более мощную конфигурацию с двумя двигателями с 1968 года.
В октябре 1970 года USN выбрала Seasprite в качестве вертолета промежуточного светоходного многоцелевой системы (лампы), что привело к варианту SH-2D/F с усиленными датчиками WARFARE ASW и антиповерхностниками . Большинство UH-2 были преобразованы в SH-2FS.
USN Seasprites использовались для ASW, поиска и спасения (SAR), утилиты и самолета для авианосцев . Во время войны во Вьетнаме они в основном использовались для боевого поиска и спасения (CSAR), а также боевой поддержки и поверхностной войны во время войны в Персидском заливе . Sh -2G Super Seasprite был последним вариантом и-в 2001 году-последний Seasprite, который покинул службу USN. В отставке USN Seasprites были предложены в качестве иностранной помощи в 1990 -х и 2000 -х годах; Это привело к некоторому интересам и моделям F и/или G, подаваемым с Новой Зеландией, Польшей и Египтом. Модели пенсионеров также были отправлены в авиационные музеи, и были выставлены число. Тем не менее, последние модели все еще находятся в обслуживании Frontline с несколькими флотами по всему миру.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]
В 1956 году USN запустил конкуренцию за компактный, всепогодный многоцелевой военно-морской вертолет и поощрял представления от частных компаний. [ 1 ] [ 2 ] Kaman ответил своей конструкцией K-20 , относительно обычным вертолетом с двигателем General Electric T58-8F Turboshaft , разбивающим 44-футовый четырехлетний главный ротор и хвостовым ротором с четырьмя лезвиями. [ 2 ] [ 3 ] Каман выиграл конкурс [ 3 ] [ 4 ] и был заключен контракт на построение четыре прототипа и первоначальную партию из 12 производственных вертолетов, обозначенных как HU2K-1 . [ 1 ]
В 1960 году HU2K был предпочтительным вариантом RCN для своей программы вертолета ASW, а правительство Канады одобрило покупку 12 Seasprite за 14,5 миллионов долларов. [ 5 ] Тем не менее, покупка была нарушена Каманом, внезапно подняв цену до 23 миллионов долларов, и опасения, что вертолетные критерии веса и производительности были чрезмерно оптимистичными. RCN откладывал решение, принимая решение до тех пор, пока после судебных испытаний USN SEA [ 6 ] что подтвердило, что HU2K был избыточным весом и недостаточно мощностью для их потребностей. В конце 1961 года Канада выбрала вместо этого конкурирующий Sikorsky CH-124 Sea King . [ 7 ]
В конце 1960-х годов без дальнейших заказов Каман решил прекратить производство после завершения порядка USN 184 H-2. Однако в 1971 году производство было перезапущено для улучшенного SH-2F [ 8 ] Работать с старых фрегатов. Эта способность означала, что она оставалась в эксплуатации до конца века, так как даже с внедрением более новой, более крупной и в целом более способной Sikorsky SH-60 Sea Hawk , который вступил в службу, начиная с середины 1980-х годов, но не мог управлять безопасностью Из меньших полетов, таких как меньший Seasprite. [ 9 ]
Дальнейшие события
[ редактировать ]


HU2K-1 и HU2K-1U были переизведены в качестве UH-2A и UH-2B соответственно в рамках системы обозначения самолетов США 1962 года . Seasprite продолжал получать модификации и улучшения, включая внешние крепления магазинов. Начиная с 1968 года, оставшиеся UH-2 UH-2 перенесли серьезное преобразование в более мощную конфигурацию с двумя двигателями. [ 10 ]
В 1960-х годах армия США заказала версию стрельбы, которая была названа The Kaman H-2 Tomahawk, и показала несколько пулеметов M-60 ( 7.62 ) и варианты для ракетных пусковых установок, однако она была передана в пользу AH -1 кобра . [ 11 ]
В 1968 году два UH-2B были преобразованы в NUH-2B. [ 12 ] Это были экспериментальные версии для армии США, которая прикрепила турбоожальник J85 к вертолету, и достиг скорости более 220 млн. Миль в час, а второй прототип имели прикрепленные крылья. Оба прототипа были возвращены в SH2-D после испытаний. [ 13 ]
В октябре 1970 года UH-2 был выбран в качестве промежуточного воздушного воздушного вертолета (лампы). [ 10 ] Лампы развивались в 1960-х годах из-за неотложного требования предоставления неафиальных кораблей с помощью пилотируемой поддержки и вертолетов ASW. Набор "Lamps Mark I" включал в себя расширенные датчики, процессоры и возможности отображения. H-2, модернизированные лампами, назывались SH-2DS, и стали мобильными радарными и сонарными платформами, которые повышали ситуационную осведомленность о кораблях. [ 10 ]
SH-2D впервые пролетел 16 марта 1971 года. [ 14 ] Поставки SH-2F начались в 1973 году; SH-2F включал лампы I и другие улучшения, такие как модернизированные двигатели, основной ротор длительного срока службы и более тяжелый вес взлета. В течение 1981 года USN заказал 60 SH-2F. С 1987 года 16 SH-2F были модернизированы с помощью инфракрасного датчика инфракрасного (FLIR), FLIR), пусковых установленного на подбородке ( установок , двойных задних инфракрасных противодействий и оборудования для обнаружения ракет / шахты . [ 15 ]
Все, кроме двух USN H-2, были преобразованы в SH-2FS. Фискальный 1986 год был в последний раз, когда был заказан SH-2F; Последняя шестерка была преобразована в SH-2G Super Seasprite . [ 15 ]
Оперативная история
[ редактировать ]

Соединенные Штаты
[ редактировать ]

UH-2 вступил в эксплуатационную услугу с USN в 1962 году. [ 3 ] Единый двигатель значительно ограничил производительность. Каману было приказано преобразовать все SeasPrites в конфигурацию с двумя двигателями. Модернизированные вертолеты имели воздушную скорость 130 узлов (240 км/ч) и 411 морской мили (761 км). [ 2 ] USN управлял почти 200 Seasprite в нескольких ролях, включая ASW, SAR и коммунальный транспорт. [ 2 ] В типичных условиях эксплуатации самолета USN- авианосца развернута с несколькими UH-2 в ролях самолета и SAR. [ 10 ]
UH-2 был введен вовремя, чтобы увидеть действия в инциденте с Тонкинским заливом в августе 1964 года. Основной ролью Seasprite в войне во Вьетнаме стал CSAR избитых экипажей в море и сухопу, зависимость от SeasPrite в этой роли, поскольку конфликт усилился , например, во время операции «Разотистый Гром» в 1965 году. [ 16 ] В октябре 1966 года команды SAR на вертолете восстановили 103 из 269 сбитых пилотов. [ 17 ]
В течение 1970-х годов преобразование UH-2 в конфигурацию AH-2 против SH-2 обеспечило ВМС США свой первый выделенный вертолет ASW, способный работать с судов, отличных от авианосцев. Компактный размер SH-2 позволил эксплуатироваться тип на полевых палубах, которые были слишком малы для большинства вертолетов; Этот фактор позже сыграет роль в решении ВМС США о приобретении улучшенного SH-2F в начале 1980-х годов. [ 18 ]
Флот SH-2F был использован для обеспечения соблюдения и поддержки операции Earlest Will Will в июле 1987 года, операции «Молятся на Мантис» в апреле 1988 года и операции «Пустынный шторм» в январе 1991 года в регионе Персидского залива . [ 19 ] Контрмеры и дополнительное оборудование, присутствующее на SH-2F, позволили типу провести боевую поддержку и миссии по поверхности войны в этих враждебных средах, которые имели часто минимальную угрозу подводных лодок. В апреле 1994 года SH-2F ушел в отставку с активной службы с ВМС США; Время соответствовало выходу на пенсию последних из фрегатов класса класса вьетнамской эпохи , которые не смогли приспособить новые и более крупные морские ястребы SH-60 , которые использовались для замены стареющих Seasprite.
В 1991 году военно-морской флот США начал получать поставки нового SH-2G Super Seasprite; Всего было произведено 18 конвертированных SH-2F и 6 новых SH-2G. [ 20 ] Они были назначены в эскадрильи военно-морских резерв, SH-2G вступил в службу с HSL-84 в 1993 году. [ 21 ] SH-2 отбывал около 600 развертываний и пролетел на 1,5 миллиона часов на полете до того, как последний тип был окончательно вышел на пенсию с службы ВМС США в середине 2001 года. [ 21 ] [ 22 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]
Королевский военно -морской флот Новой Зеландии (RNZN) заменил свои Westland Osps на начальную партию из четырех [ 23 ] Временные SH-2F Seasprites (ранее управляемые ВМС США), эксплуатируемые и поддерживаемые сочетаниями военно-морских и военно-воздушных сотрудников, известных как военно -морская поддержка эскадрильи № 3 , для работы с фрегатами класса ANZAC до тех пор, пока флот из пяти новых SH Суперсопередиты -2G (NZ) . В октябре 2005 года элемент воздуха военно -морского флота был перенесен в эскадрилью № 6 RNZAF на базе RNZAF в Окленде в Whenuapai. RNZN Seasprites видели услуги в Восточном Тиморе . 10 из 11 SH-2G (A) S отвергнуто Королевским флотом Австралии [ 24 ] были приобретены в 2014 году для замены пяти Seasprites RNZN SH-2G (NZ), которые требовали либо MLU (обновление среднего жизни), либо замену из-за проблем с коррозией, проблем с техническим обслуживанием и устаревания. [ 25 ] Каман модифицировал экс-австралийский самолет и переименовал их в SH-2G (I), причем последний был доставлен в Новую Зеландию в начале 2016 года. Восемь самолетов летают с девятым и десятым самолетом, которые являются истительными самолетами, используемыми для запасных частей и т. Д. 11 -й самолет удерживается Каманом в качестве прототипа и испытательного самолета. [ 26 ] Пять SH-2G (NZ) были проданы Перу. [ 27 ] SH-2F (EX-RNZN, NZ3442) сохраняется в Королевском музее ВВС Новой Зеландии , пожертвованной в музей Kaman Aircraft Corporation после аварии во время службы в RNZN.
RNAF использует FN Mag 58 пулемет 7,62 мм , и он был выставлен к 2008 году. [ 28 ]
Экспорт
[ редактировать ]В конце 1990-х годов Соединенные Штаты решили предложить избыточный флот ВМС США в качестве иностранной помощи ряду стран за рубежом. Среди тех, кто предлагается, в том числе Греция , которая была предложена шестью, и Турция , которая была предложена 14, но они отклонили предложение. [ 29 ] [ 30 ]
Египет решил приобрести четыре SH-2F в рамках этой программы помощи, в основном они использовались для запчастей для поддержки своего существующего флота из десяти SH-2G. [ 30 ] В начале 2000-х годов Австралия приобрела модель SH-2G, а десять доставили к 2007 году, [ 31 ] 11 было заказано в конце 1990 -х годов, но они служили только с 2003 по 2008 год; RAN консолидировал при использовании SH-60 Seahawk и в то время запускала программу TAIPAN MRH-90. Польша решила приобрести более поздний вариант SH-2G. [ 30 ] Перу приобрел бывшего RNZAF SH-2GS, и они вступили в службу в конце 2010-х годов. [ 32 ]
Варианты
[ редактировать ]



- Yhu2k-1
- Четыре прототипа тестирования и оценки, основанные на 875-SHP General Electric Electric T58-GE-6-двигатель. Позже переименовал YUH-2A в 1962 году. [ 1 ]
- HU2K-1
- Утилита транспортного вертолета, работающий на 1250-Shp (932-KW) двигателя с турбостафтом General T58-GE-8B. Первоначальная производственная версия. Позже переименовал UH-2A в 1962 году. 88 построен. [ 1 ]
- UH-2B
- Вертолет для коммунального транспорта, такой же, как UH-2A без инструментов IFR , хотя позже они были добавлены без последующего изменения в назначении. 102 построено. [ Цитация необходима ]
- H-2 "Томагавк"
- Версия стрельбы, основанная на UH-2A. Один прототип был построен и испытан для армии США в 1963 году. Армия выбрала его в ноябре 1963 года, но запланированный приказ на 220 ч-2 был отказан для дополнительных заказов UH-1. [ 33 ]
- Nuh-2b [ 34 ]
- Один самолет (147978) оснащен Beechcraft Queen Air Wings и двигателем General Electric J85 турбоужающим в мае 1968 года. [ Цитация необходима ]
- UH-2C
- Вертолеты UH-2A и UH-2B оснащены двумя двигателями турбоссафта General Electric T58-GE-8B. [ 1 ] Один бывший UH-2A действовал в качестве прототипа и последовал 40 конверсий UH-2A и UH-2B.
- Nuh-2c
- Один вертолет UH-2C (147981) был модифицирован с помощью крышков и пилонов для испытаний оружия, в которых были установлены ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow III ракет воздуха-воздух. [ 1 ]
- Nuh-2d
- Передоучение теста NUH-1C и оценочного вертолета. [ 1 ]
- HH-2C
- Поиск и спасательный вертолет, вооруженный одним минигуном в башне, установленной на подбородке, и двумя талиями, установленными на 7,62-мм пулеметах, шесть конверсий. [ 1 ]
- HH-2D
- Поиск и спасательный вертолет, без какого-либо вооружения или доспехи, но оснащены двигателями T58-GE-8F и четырехлетным хвостовым ротором, 67 преобразований UH-2A и UH-2BS. [ 1 ]
- Sh-2d
- Вертолет анти-субмаренной войны, 20 конверсий из более ранних моделей. [ 1 ]
- YSH-2E
- Два теста и оценки вертолетов, оснащенные расширенным радаром и оборудованием для ламп. [ 1 ]
- Sealite
- Предназначен как окончательная версия SeasPrite для программы Lamps. «Легкий» дизайн для использования на военно -морских эсминцах и эскортных судах, у которых были пределы загрузки на вертолете около 6000 фунтов (2720 кг). Должен был использовать динамическую систему основного вертолета UH-2, но с небольшим, более легким фюзеляжем, новым скидным шасси, одним двигателем Pratt & Whitney (UACL) PT6T (T400-CP-400) и трехллежным клинком и тремя лезвиями Складной ротор с новым центром ротора, чтобы сохранить максимальный весовой вес на уровне 7900 фунтов (3583 кг). Планируется в трех вариантах, ASW, CMD (Defense Cruise Randile, IE Anti- ASM ) и общее назначение. [ 35 ] [ 36 ] Обозначение компании для Sealite было K-820. Из-за пост-Вьетнама SH-2F в конечном итоге был закуплен. [ 37 ]
- SH-2F
- Вертолет анти-субмаренной войны, оснащенный двумя 1350 SHP (1 007 кВт) двигателя General Electric T58 -GE-8F Турбоссафта. Улучшенная версия. В основном конверсии от SH-2DS и более ранних моделей. Числа бюро с 161641 до 161652 и с 161654 по 163214, в общей сложности 59 самолетов вступили в эксплуатацию в виде SH-2FS. [ 38 ] [ Проверка необходима ]
- YSH-2G
- 1 SH-2G-прототип, преобразованный из SH-2F. [ Цитация необходима ]
- Kaman SH-2G Super Seasprite
- Вертолет анти-субмаренной войны, работающий на два 1723 SHP (1285 кВт) общих электрических двигателей T700 -GE-401 турбоссафта. [ Цитация необходима ]
Операторы
[ редактировать ]Самолеты на дисплее
[ редактировать ]- Новая Зеландия
- NZ3442-SH-2F на статическом выставке в Музее ВВС Новой Зеландии в Виграм, Крайстчерч . [ 41 ]

- Соединенные Штаты
- 149021-SH-2F на статическом дисплее в USS Hornet музее в Аламеда, штат Калифорния . [ 42 ] [ 43 ]
- 149022-SH-2F на статическом дисплее на военно-морской авиационной станции Норт-Айленд в Коронадо, штат Калифорния . [ 44 ]
- 149026-SH-2F на статическом дисплее на военно-морской станции Норфолк Чемберс Филд в Норфолке, штат Вирджиния . [ 45 ]
- 149031 - HH -2D на статическом выставке в Американском музее и образовательном центре Американского вертолета в Западном Честере, штат Пенсильвания . Это был последний HH-2D во флоте США и использовал Calling "Copyright 14" (или Calling "Shaka 14"). [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
- 150155-SH-2F на статическом дисплее в Музее Air and Space Pima в Тусоне, штат Аризона . [ 49 ]
- 150157-SH-2F на статическом выставке в USS Midway музее в Сан-Диего, штат Калифорния . Он нарисован в маркировке своего последнего задания, HSL-33. [ 50 ]
- 150175-SH-2F на статическом дисплее в USS New Jersey в Камдене, штат Нью-Джерси . Он окрашен в качестве Бюро номер 150141. [ 51 ]
- 150181-SH-2F на статическом дисплее в Мемориальном парке Бейтлза в Мобиле, штат Алабама . Он нарисован в маркировке своего последнего задания, HSL-31. [ 52 ] [ 53 ]
- 151312-SH-2F на статическом выставке в Национальном музее военно-морской авиации на военно-морской авиационной станции Pensacola в Пенсаколе, штат Флорида . [ 54 ] [ 55 ]
- 151321-SH-2F на статическом дисплее в Музее вечнозеленой авиации и космоса в МакМиннвилле, штат Орегон . [ 56 ] [ 57 ]
- 152201-SH-2F на статическом выставке в военном музее Луизианы в Растоне, штат Луизиана . [ 58 ]
- 161905-SH-2F на статическом дисплее в Музее воздуха Новой Англии в Виндзорских замках, Коннектикут . [ 59 ]
- 162583-SH-2F на статическом выставке в Aviation Challenge лагере в США Космос и ракетном центре в Хантсвилле, штат Алабама . [ 60 ] Он был доставлен HSL-36 с Calling "Lamplight 342". [ Цитация необходима ]
Технические характеристики (SH-2F Seasprite)
[ редактировать ]
Данные из All The World's Aircraft 1976–77, 1976–77 гг. [ 61 ] Энциклопедия мировых военных самолетов: первый том. [ 62 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 (пилот, совместный/тактический координатор (Tacco), оператор датчика (Senso))
- Вместимость: 1 PAX с пациентом с мусором (с установленными лампами) / 4 PAX и двух пациентов с мусором (с удаленной пусковой установкой Sonobuoy)
- Длина: 38 футов 4 в (11,68 м).
- Высота: 13 футов 7 дюймов (4,14 м) до вершины головки ротора
- Пустой вес: 7,040 фунтов (3193 кг)
- Максимальный вес взлета: 12 500 фунтов (5670 кг) нормальный макс.
- Максимальный вес взлета перегрузки: 13 300 фунтов (6000 кг)
- Пропускная способность топлива: 396 US GAL (330 IMP GAL; 1500 л) внутренние топливные баки; 120 US GAL (100 IMP GAL; 450 л) вспомогательные внешние топливные баки.
- Силовая установка: 2 × общие электрические двигатели T58-GE-8F Turboshaft , 1350 Shp (1010 кВт) каждый
- Главный диаметр ротора: 44 фута 0 в (13,41 м)
- Основная площадь ротора: 1520,53 кв. Фута (141,262 м. 2 ) 4-летняя главные и хвостовые роторы
- Раздел лезвия ротора: - Корень: KM23014.86; Совет: KM23011.47 [ 63 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 143 кН (165 миль в час, 265 км/ч) на уровне моря
- Скорость круиза: 130 кН (150 миль в час, 240 км/ч)
- Диапазон: 367 нми (422 миль, 680 км) с максимальным топливом
- Выносливость: 5 часов с 2 внешними танками
- Потолок обслуживания: 22 500 футов (6900 м)
- Hover Потолок IgE: 18 600 футов (5700 м)
- Hover Потолок Oge: 15 400 футов (4700 м)
- Скорость подъема: 2440 футов/мин (12,4 м/с)
Вооружение
- Жесткие точки: 2 -й боковой фюзеляж монтажный заглушка/пилоновые станции
- Ракеты: Необоротные самолеты несут различные ракеты с гидом , в том числе MAVERICK AGM-65 (часто используемые в роли анти-костюма) и выделенные противокорабельные ракеты .
- Торпеды : 2 × Mk 46 или Mk 50 Torpedoes
Авионика
- LN 66HP RADAR
- Улучшенная тактическая навигация и коммуникационные комплексы
Смотрите также
[ редактировать ]
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Дональд, Дэвид Эд. «Kaman H-2 Seasprite», полная энциклопедия мировых самолетов . Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый McGowen 2005, p. 60
- ^ Jump up to: а беременный в Апостоло, Г. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Bonanza Books, 1984. ISBN 0-517-43935-2 .
- ^ Pattillo 2001, p. 211.?
- ^ Soward 1995, с. 169–171.
- ^ Soward 1995, pp. 244–246.
- ^ Soward 1995, с. 261–262.
- ^ Pattillo 2001, p. 312
- ^ Lehman 2001, p. 183.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Frawley 2002, p. 100
- ^ "Каман -вертолеты" . www.airvectors.net . Получено 2024-05-01 .
- ^ «Забытые роторы - сайт ресурсов Warbirds» . ForgetTenRotors.WarbirdSresourceGroup.org . Получено 2024-05-01 .
- ^ Уолтон, Билл (2021-09-24). «Seasprite: Маленький утилитный вертолет Камана оказал большое влияние на флот» . Avgeekery.com . Получено 2024-05-01 .
- ^ Pattillo 2001, стр. 312-313.
- ^ Jump up to: а беременный Eden 2004, p. 219
- ^ Dunstan 2003, p. 152
- ^ Хирн 2005, с. 255
- ^ Boyne 2002, p. 343.
- ^ Песнь 2001, с. 54
- ^ Endres and Gething 2005, p. 492.
- ^ Jump up to: а беременный Модернизация самолетов Джейн . Информационная группа Джейн, 2009. (Статья по подписке) [ Постоянная мертвая ссылка ] Опубликовано 20 марта 2009 г.
- ^ Стивенс, Эрни. «Помещение« супер »в Kaman Super Seasprite» заархивировал 2016-05-14 на The Wayback Machine . Rotor & Wing , 1 октября 2009 г.
- ^ «Rnzn Kaman Sh-2f Seasprite и Sh-2G & Sh-2G (i) Super Seasprite» . Новозеландские военные сериалы . Получено 6 февраля 2016 года .
- ^ "Оборотный бизнес: Seasprite - что пошло не так?" Полем AustralianDefence.com.au . 19 апреля 2013 года . Получено 30 октября 2016 года .
- ^ «Новая Зеландия борется с Seasprite Sustaint» . 2011-08-22.
- ^ «RNZN - замена военно -морского вертолета» .
- ^ «NZ продает будущих вышедших на пенсию Seasprites в Перу» . 2014-12-22.
- ^ «SH-2G Super Seasprite Anti-Submarine Helicopter» . Военно -морские технологии . Получено 2024-05-01 .
- ^ «Греция и Турция: программы помощи США и другие мероприятия» .
- ^ Jump up to: а беременный в «Канберра купила нежелательные вертолеты» . 28 апреля 2004 г.
- ^ Уолтерс, Патрик (2007-02-10). «Seasprite направился к куче мусора» . Австралийский . Новости корпорация . С. 1–2. Архивировано из оригинала на 2007-02-12 . Получено 2007-02-11 .
- ^ Тантали, Сезар Круз (9 октября 2014 г.). «Перу знаки для SH-2G Super Seasprites» . IHS Джейн 360 . Получено 12 октября 2014 года .
- ^ Хардинг, Стивен. Kaman H-2 Tomahawk и Seasprite ». Самолет армии США с 1947 года . Schiffer Publishing Ltd., 1997. ISBN 0-7643-0190-X .
- ^ «Забытые роторы - сайт ресурсов Warbirds» . ForgetTenRotors.WarbirdSresourceGroup.org . Получено 2024-05-01 .
- ^ Flying Review International, май 1970 г.
- ^ Полет , август 1971 г.
- ^ Тригстад, Рэй. «Каман SH-2F Seasprite Light Light Multi-Multi Multi-Multy System System (лампы) самолет» . raytrygstad.com . Получено 8 декабря 2017 года .
- ^ "Rnzaf - 6 эскадрилья" . Королевские ВВС Новой Зеландии . Получено 2008-08-25 .
- ^ «ВМС США SH-2 Seasprite» . Globalsecurity.org . Получено 26 января 2013 года .
- ^ "Kaman Seasprite SH-2F" . Музей ВВС Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "Sh-2 Seasprite" . USS HORNET SEA, Музей воздуха и космического космоса . Архивировано с оригинала 24 июня 2016 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 149021 USN, C/N 25, C/R N8059T» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kamanh -2, S/N 149022 USN» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman H -2, S/N 149026 USN» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "Каман К-20 / ГХ 2D Seasprite" . Американский музей и образовательный центр Американского вертолета . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman HH -2d Seasprite, S/N 149031 USN, C/N 35» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ Тригстад, Рэй. «Каман SH-2F Seasprite Light Light Multi-Multi Multi-Multy System System (лампы) самолет» . Raytrygstad.com . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "Seasprite" . Музей Pima Air & Space (Pimaair.org) . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "Лист данных самолета" . Самолет Мидуэй . 19 декабря 2007 года. Архивировано с оригинала 12 мая 2017 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 150175 USN» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Самолет» . USS Alabama Battleshorp Memorial Park . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 150181 USN, C/N 131, C/R N8064F» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "H-2 Seasprite" . Национальный музей военно -морской авиации . Фонд музея военно -морского авиации. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 151312 USN, C/N 149, C/R N8064H» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Военный самолет» . Evergreen Aviation & Space Museum . Вечнозеленый музей. Архивировано с оригинала 15 августа 2016 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 151321 USN, C/N 158, C/R N8064Z» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kaman Sh -2f Seasprite, S/N 152201 USN, C/N 185, C/R N7096P» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ "Kaman Sh-2f 'Seasprite' " . Музей воздуха Новой Англии . Архивировано с оригинала 24 июля 2017 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Досье планера - Kamanh -2, S/N 162583 USN, C/N 234» . Воздушные визуальные эффекты (Aerialvisuals.ca) . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1976). Jane's All мировой самолет 1976–77 (67 -е изд.). Лондон: ежегодники Джейн. С. 309–310. ISBN 0-3540-0538-3 .
- ^ Дональд, Дэвид; Озеро, Джон, ред. (1994). Энциклопедия мировых военных самолетов: Том первый (1 -е изд.). Лондон: аэрокосмическая публикация. С. 215–216. ISBN 1874023522 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон М. Американские военные самолеты и сериалы с 1909 года . Мидленд округов публикации, Англия, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: международная энциклопедия: Ал . ABC-Clio, 2002. ISBN 1-576073-45-9 .
- Песнь, Крис. Воздушная война в Персидском заливе 1991 . Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-841762-95-4 .
- Кордсман, Энтони Х. Араб-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричных войн . Greenwood Publishing, 2006. ISBN 0-275991-86-5 .
- Дональд, Дэвид; Даниэль Дж. Март (2001). Справочник авиационной авиации авиации . Norwalk, CT: Airtime Publishing. ISBN 1-880588-43-9 .
- Дональд, Дэвид; Джон Лейк (2000). Энциклопедия мировых военных самолетов . Нью -Йорк: Барнс и Нобл. ISBN 0-7607-2208-0 .
- Данстан, Саймон. Вьетнамские вертолеты . Osprey Publishing, 2003. ISBN 1-841767-96-4 .
- Endres, Günter., Майкл Дж. Ганг. Руководство по признанию самолетов Джейн . HarperCollins, UK, 2005. ISBN 0-007183-32-1 .
- Иден, Пол. «Kaman SH-2 Seasprite», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Фроули, Джерард. Международный каталог военных самолетов . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Хирн, Честер Дж. Перевозчики в бою: воздушная война в море . Greenwood Publishing, 2005. ISBN 0-275985-57-1 .
- Леман, Джон Ф. командование моря . Военно -морской институт Пресс, 2001. ISBN 1-557505-34-9 .
- МакГоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия . ABC-Clio, 2005. ISBN 1-851094-68-7 .
- Паттильо, Дональд М. Толкает конверт: американская авиационная промышленность . Университет Мичиганской прессы, 2001. ISBN 0-472086-71-5 .
- Соуард, Стюарт Э. Руки на летающих станциях, воспоминания истории канадской военно -морской авиации, том II. Виктория, Британская Колумбия: Neptune Developments, 1995. ISBN 0-9697229-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]