Марн Грук
Марн Грук , марн-грук или марнгрук (также пишется Марн Гук [1] ) — популярное собирательное название традиционных футбольных игр коренных народов Австралии, в которые на собраниях и праздниках играют иногда более 100 игроков. На войвурунг языке народа кулин оно означает «мяч» и «игра».
В этих играх использовались удары по плоскодонке и ловля набитого мяча. В них участвовало большое количество игроков, и они проводились на чрезвычайно большой территории. В игре действовали строгие поведенческие протоколы: например, все игроки должны были быть одинаковыми по размеру, полу и соотношению групп кожи. Однако сторонним наблюдателям в игре не хватало командной цели, реальных правил и системы подсчета очков. Победитель мог быть объявлен только в том случае, если одна из сторон согласилась, что другая сторона сыграла лучше. Отдельные игроки, которые постоянно демонстрировали выдающиеся навыки, такие как удары ногами или прыжки выше других, чтобы поймать мяч, часто хвалились, но спортивное мастерство не давало им племенного влияния. [2]
Самые ранние сообщения появились спустя десятилетия после заселения Австралии европейцами , в основном от колониальных викторианских исследователей и поселенцев. Исторические отчеты подтверждают это как широко распространенную деятельность на юго-востоке Австралии людей Джабвуррунг и Джардваджали , а также других племен в регионах Виммера , Малли и Миллева на западе Виктории . По некоторым данным, ареал простирался до вурунджери в долине Ярра , народа гунай в Гипсленде и риверины на юго-западе Нового Южного Уэльса . [3] Народ варлпири в Центральной Австралии играл в очень похожую игру с мячом из кожи опоссума, и эта игра была известна как пулья . [4] К северу от Брисбена в Квинсленде в 1860-х годах он был известен как Пурру-Пурру . [5]
Некоторые историки утверждают, что Марн Грук сыграл роль в формировании австралийских правил футбола , которые зародились в Мельбурне в 1858 году и были систематизированы в следующем году членами Мельбурнского футбольного клуба . [6] Эта связь стала культурно важной для многих коренных австралийцев, включая знаменитостей и профессиональных футболистов. [7] из сообществ, в которых австралийский футбол пользуется большой популярностью. [8]
Ранние отчеты
[ редактировать ]Хотя историки сходятся во мнении, что Марн Грук существовал до прибытия в Европу, неясно, как долго в эту игру играли в Виктории или где-либо еще на австралийском континенте. [9] [10] [11] [12]
В новостной статье, опубликованной в 1906 году, предполагается, что его наблюдали примерно столетие назад, что позволяет отнести первые наблюдения к самым ранним дням существования Австралии как колонии для заключенных . [13]
Самый ранний зарегистрированный эпизодический рассказ относится примерно к 1841 году, за десять лет до викторианской золотой лихорадки . Роберт Бро Смит в своей книге 1878 года « Аборигены Виктории » процитировал Уильяма Томаса , защитника аборигенов Виктории, который заявил, что он был свидетелем того, как Вурунджери к востоку от Мельбурна играли в эту игру: аборигены [14]
Мужчины и мальчики радостно собираются вместе, когда предстоит сыграть в эту игру. делают шарик Из кожи опоссума , несколько эластичный, но твердый и крепкий. ...Игроки в этой игре не бросают мяч, как это мог бы сделать белый человек, а роняют его и одновременно бьют по нему ногой, используя для этого подъем. ...Наибольшие шансы в этой игре имеют самые высокие мужчины. ...Некоторые из них подпрыгивают на высоту пяти футов от земли, чтобы поймать мяч. Тот, кто закрепил мяч, бьет его ногой. ...Это продолжается часами, и туземцы, кажется, никогда не устают от этого упражнения.
Эта игра была любимой кланом Вурунджери -Уильям, и обе команды иногда основывались на традиционных тотемических группах Бунджил (орел) и Ваанг (ворона). Роберт Бро-Смит видел игру на Корандеррк миссионерской станции , где нгурунгаэта (старейшина) Уильям Барак не одобрял игру в импортные игры, такие как крикет, и поощрял традиционную местную игру марн-грук. [15]
В 1855 году Уильям Андерсон Которн задокументировал коренное население Аделаидских равнин Южной Австралии. Он создал серию иллюстраций: на одном изображена пара игрушек, праща и мяч. На языке каурна мяч — это пандо или парндо . [16]
Эскиз 1857 года, найденный в 2007 году, описывает наблюдение викторианского ученого Уильяма Бландовски за людьми Ладжилатджи, играющими в футбол недалеко от Мербейна, во время его экспедиции к слиянию рек Мюррей и Дарлинг . [17]
На изображении вписано: [17]
Группа детей играет с мячом. Шар изготовлен из корней тифа (корней камыша ) . Его не бросают и не ударяют битой, а подбрасывают ногой в воздух. Цель игры – ни разу не допустить, чтобы мяч коснулся земли.
По поводу эскиза 1857 года историк Грег де Мур прокомментировал: [17]
Что я могу сказать наверняка, так это то, что это первое изображение любого вида футбола, обнаруженное в Австралии. Он почти на десять лет предшествует первым европейским изображениям любого вида футбола в Австралии. Для меня не имеет значения, есть ли какая-то связь между этими двумя играми, поскольку это действительно подчеркивает, что такие игры, как «Марн Грук» (одно из названий футбола аборигенов), проводились аборигенами и должны отмечаться отдельно. верно
В рассказе очевидца 1860 года о колонии аборигенов (вероятно, Таунгурунг ) на реке Брокен (между нынешними городами Шеппартон и Беналла ) описывается «великая игра в футбол», положившая начало празднику. [18]
Джеймс Доусон в своей книге 1881 года под названием «Австралийские аборигены » описал игру, которую он назвал «футболом», в которой игроки двух команд пинают мяч, сделанный из меха опоссума. [19]
Каждая сторона старается сохранить владение мячом, который подбрасывается рукой на небольшое расстояние, а затем бьется ногой в любом направлении. Сторона, которая бьет чаще и дальше всех, выигрывает игру. Тот, кто отправит его выше всех, считается лучшим игроком и имеет честь закопать его в землю до следующего дня. Игра завершается криками аплодисментов, и лучшего игрока хвалят за его мастерство. Игра, чем-то похожая на игру белых людей в футбол, очень грубая...
- Джеймс Доусон в своей книге «Австралийские аборигены» 1881 года.
В приложении к книге Доусона он приводит слово Мин'горм, обозначающее игру на языке аборигенов Чаап Вууронг . [20]
В 1889 году антрополог Альфред Ховитт писал, что игра велась между большими группами на тотемической основе — например, белые какаду против черных какаду, что соответствовало их системе кожи . Признание и признание достались игрокам, которые умели прыгать или бить ногами выше всех. Ховитт написал: [21]
Эта игра в мяч также практиковалась среди курнаев , вольгалов ( людей реки Тумут ), вотжобаллуков, а также войворунгов и , вероятно, была известна большинству племен юго-восточной Австралии. Курнаи делали шар из мошонки «старика -кенгуру », войворунги — из плотно скрученных кусков кожи опоссума . Они называли его «мангурт». В этом племени две экзогамные группы , Бунджил и Ваа, играли на противоположных сторонах. Вотьобаллук также играл в эту игру: Крокич с одной стороны и Гамутч с другой. Мангурт пересылался в знак дружбы от одного к другому.
Согласно историческим полевым записям Ховитта, опубликованным в 1907 году и хранящимся в коллекции AIATSIS, отчет жителя Мукджаравайнта из Грампианов указывает на то, что и мужчины, и женщины будут играть в одних и тех же командах. [22] Это дополнительно подтверждается отчетом Бевериджа от 1885 года. [23]
В 1929 году Дэвид Юниапон во время дискуссии о Гарри Хьюитте , появившейся в Adelaide Observer, заявил, что «мои люди играли в древнюю игру с мячом размером с мяч для крикета, сделанным из волос и перьев эму. Стороны были выбраны». , и мяч передавался от одного к другому, идея заключалась в том, чтобы сохранить его во владении тех, кто находится на одной стороне, и не позволить соперникам захватить его». [24]
К 1906 году имя Марн Грук вошло в лексикон, в нескольких статьях в газетах того времени оно описывается как почти исчезнувшее времяпрепровождение и приводятся подробности о размере (около 6 дюймов) мяча. [25]
В другом анекдотическом рассказе об игре с Марном Груком недалеко от Мельбурна в 1934 году описываются некоторые правила игры, в том числе победа игрока, набравшего лучший результат, что этому обучали старейшины и что девочки тоже играли, но бросали, а не пинали мяч. [26]
Отношения с австралийским футболом по правилам
[ редактировать ]Том Уиллс Линк
[ редактировать ]С 1980-х годов некоторые комментаторы, в том числе Мартин Фланаган , [9] [10] Джим Поултер и полковник Хатчинсон предположили, что пионер австралийского футбола Том Уиллс мог быть вдохновлен Марном Груком. [11]
Теория опирается на доказательства, которые являются косвенными и анекдотическими. Том Уиллс вырос в Западном округе Виктории . Говорят, что он был единственным белым ребенком в округе и свободно говорил на языках джаб -вуррунгов и часто играл с местными детьми-аборигенами на территории своего отца, Лексингтоне , недалеко от современного Мойстона . [27] Эта история передавалась из поколения в поколение его семьи. [28]
Полковник Хатчисон, бывший историк АФТ, написал в поддержку теории, выдвинутой Фланаганом, и его отчет появляется на официальном мемориале АФТ Тому Уиллсу в Мойстоне, установленном в 1998 году.
Играя в детстве с детьми аборигенов в этом районе [Мойстон], он [Том Уиллс] разработал игру, которую позже использовал при формировании австралийского футбола.
- Как написано полковником Хатчисоном на мемориальной доске в Мойстоне, подаренной Австралийской футбольной лигой в 1998 году.
Историк спорта Джиллиан Хиббинс, которая исследовала происхождение австралийского футбола по правилам для официального отчета Австралийской футбольной лиги об истории игры в рамках празднования ее 150-летия, категорически отвергает эту теорию, заявляя, что, хотя с Марном Груком «определенно» играли В Порт-Фейри и на всей территории Мельбурна нет никаких доказательств того, что в эту игру играли к северу от Грампианцев или люди Джабвуррунга, а утверждение о том, что Уиллс наблюдал и, возможно, играл в эту игру, маловероятно. [29] Рассказ Хиббина получил широкую огласку. [29] вызвав серьезные споры и оскорбив известных футболистов из числа коренных народов, которые открыто критиковали публикацию. [7]
Профессор Дженни Хокинг из Университета Монаша и Нелл Рейди также опубликовали рассказы очевидцев об игре, в которую играли в районе, где вырос Том Уиллс. [30]
В своем исчерпывающем исследовании первых четырех десятилетий австралийского футбола по правилам историк Марк Пеннингс «не смог найти доказательств того, что на тех, кто написал первые правила, повлияла игра коренных народов Марнгрук». [31] Исследователь Мельбурнского крикетного клуба Тревор Радделл написал в 2013 году, что Марн Грук «не имеет причинной связи или какого-либо документально подтвержденного влияния на раннее развитие австралийского футбола». [32]
Крис Халлинан и Барри Джадд описывают историческую перспективу истории австралийских правил как англоцентричную, поскольку они не хотят признавать вклад коренных народов. Далее они предполагают, что это пример того, как белые австралийцы изо всех сил пытаются принять коренные народы «как активных и умных людей». [33]
Если бы Том Уиллс сказал: «Эй, нам нужна собственная игра, больше похожая на футбол, в который играют черные парни», это убило бы ее замертво еще до того, как она родилась.
- Заявление Джима Поултера во время репортажа в 7.30 (22 мая 2008 г.). [34]
Сравнения с австралийским футболом по правилам
[ редактировать ]Сторонники этих теорий сравнили ловлю ударного мяча (отметку ) и прыжки в высоту для ловли мяча ( захватывающая отметка ), которые были атрибутами обеих игр. [12] Однако связь носит спекулятивный характер. Например, впечатляющие высокие оценки не стали обычным явлением в австралийском футболе до 1880-х годов.
Марн Грук и австралийский футбольный термин «марка»
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что происхождение в австралийских правилах термина «марк» , означающего чистый, честный захват ударенного мяча с последующим штрафным ударом , происходит от слова аборигенов «мумарки», используемого в «Марн Грук», и означающего «поймать». [35] [36] Применение слова «отметка» в «футболе» (и во многих других играх) восходит к елизаветинской эпохе и, вероятно, происходит от практики, когда игрок отмечает землю, чтобы показать, где был сделан улов или где мяч был сделан. мяч должен быть установлен. [37] Использование слова «знак» для обозначения «отпечатка или следа, образующего знак» на земле датируется ок . 1200 . [38]
См. также
[ редактировать ]- Истоки австралийского футбола по правилам
- Средневековый футбол
- Лакросс
- Но бурти
- Воггабалири
- Юби лакпи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Австралийские правила установлены аборигенами» . Эйдж, Австралия . 22 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2023 г.
- ^ The Sports Factor , ABC Radio National , первая трансляция программы состоялась 5 сентября 2008 года.
- ^ Ярроу, Стивен (2019), «Культура аборигенов: спорт и отдых» , Путеводитель по Австралии , заархивировано из оригинала 25 июня 2022 года.
- ^ Кэмпбелл, Лиам (сценарист, режиссер); Кэдден, Анна (сорежиссер, оператор-постановщик) (2007). Правила аборигенов (PAL) (Видео) (на английском и варлпири). Сидней: Ассоциация СМИ Валпири; Австралийская радиовещательная корпорация. Продолжительность 53 минуты. ОСЛК 271606524 . [Документальный фильм].
- ^ Берд, Мюррей; Паркер, Грег (2018). Еще о кенгуру: 150 лет австралийского футбола в Квинсленде — с 1866 по 2016 год . Морнингсайд, Квинсленд. п. 3. ISBN 978-0-9943936-1-6 . OCLC 1082363978 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Наш собственный кодекс», посвященный 150-летию правил австралийского футбола The Yorker: Журнал библиотеки Мельбурнского крикетного клуба, выпуск 39, осень 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Моррисси, Тим (15 мая 2008 г.). «Гудс расист, — говорит историк АФТ» . Вестник Солнца .
- ^ AFL превращает мечты коренных народов в большое событие - ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация)
- ^ Jump up to: а б Фланаган, Мартин (1998). Звонок . Сент-Леонардс, Австралия: Аллен и Анвин. п. 8. ISBN 0-9757708-0-2 .
- ^ Jump up to: а б Мартин Фланаган, «Спорт и культура»
- ^ Jump up to: а б Грегори М де Мур. Университет Виктории. из «Футбольной лихорадки». Пересечение границ. Марибирнонг Пресс, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Томпсон, «Аборигены играли в опоссума» , Herald Sun , 27 сентября 2007 г. По состоянию на 3 ноября 2008 г.
- ^ «Странная сторона футбола» . Тасманские новости . № 7791. Тасмания, Австралия. 11 мая 1906 г. с. 3 (ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ) . Проверено 7 октября 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Роберт Бро-Смит (1878) Аборигены Виктории (Том 1). Мельбурн: Джордж Робертсон (стр. 176).
- ^ Изабель Эллендер и Питер Кристиансен, стр. 45 Люди Мерри Мерри. Вурунджери в колониальные дни , Управляющий комитет Мерри-Крик, 2001 г. ISBN 0-9577728-0-7
- ^ Несколько источников:
- Эдвардс, Кен (2012). Библиография традиционных игр австралийских аборигенов и жителей островов Торресова пролива (PDF) . [Составлено при содействии Тима Эдвардса]. Тувумба, Квинсленд: Педагогический факультет Университета Южного Квинсленда (USQ). п. 109.
- Цитирование: Коуторн, Уильям А. (1846), Literarium Dirium , vol. 23 декабря 1845 г. — 12 апреля 1846 г., рукопись хранится в библиотеке Митчелла Государственной библиотеки Нового Южного Уэльса: микрофильм CY REEL 363 . Список в каталоге: # игры с мячом - [pando]; * Район реки Торренс; Южная Австралия
- Управление спорта. «Парндо» . Правительство Нового Южного Уэльса .
В эту игру с мячом играли аборигены Южной Австралии в окрестностях Аделаиды (язык каурна). Парндо (мяч) был сделан из куска кожи опоссума, плоской формы и размером примерно с теннисный мяч.
- Эмери, Роб (2016). Варрапарна Каурна! Восстановление австралийского языка (PDF) . Аделаида, Южная Австралия. стр. 229–230. ISBN 978-1-925261-25-7 .
tidnaparndo ngunyawaiendi ... 'играть в футбол' "..." tidna 'нога'
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Метценрат, Рита (19 октября 2022 г.) [Впервые опубликовано 26 мая 2017 г.]. «Аборигенное происхождение AFL» . AIATSIS: Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива . Правительство Австралии.
- Эдвардс, Кен (2012). Библиография традиционных игр австралийских аборигенов и жителей островов Торресова пролива (PDF) . [Составлено при содействии Тима Эдвардса]. Тувумба, Квинсленд: Педагогический факультет Университета Южного Квинсленда (USQ). п. 109.
- ^ Jump up to: а б с Фарнсворт, Сара (21 сентября 2007 г.). «Дети играют ногами в стиле 1850-х годов» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Колония аборигенов» . Рекламодатель Духовных шкафов и Мюррея . № 1184. Виктория, Австралия. 16 июня 1860 г. с. 4. Архивировано из оригинала 21 июля 2024 года . Проверено 31 января 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Доусон 1881 , с. 85.
- ^ Доусон 1881 , с. xv [Приложение].
- ^ AW Howitt, «Заметки об австралийских палочках с сообщениями и посланниках», Журнал Антропологического института , Лондон, 1889, стр. 2, примечание 4, перепечатано Ngarak Press, 1998, ISBN 1-875254-25-0
- ^ Ховитт, AW (Альфред Уильям), 1830-1908 Заметки о племени Мукджаравайнт.
- ^ Беверидж, 1885, Об аборигенах, населяющих Великую озерную и речную впадину Нижнего Мюррея, Нижнего Маррамбиджи, Нижнего Лахлана и Нижнего Дарлинга.
- ^ «Аборигены и футбол» . Наблюдатель . Том. LXXXVI, нет. 4, 491. Южная Австралия. 20 июля 1929 г. с. 44 . Проверено 19 января 2022 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «МИР СПОРТА» . Вестник . № 9551. Виктория, Австралия. 25 мая 1906 г. с. 4 . Проверено 31 января 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «ОБЩИЕ ТЕМЫ» . Аргус (Мельбурн) . № 27, 455. Виктория, Австралия. 16 августа 1934 г. с. 4 (Младший Аргус) . Проверено 31 января 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ↑ Министр открывает выставку, посвященную наследию кури австралийских правил. Архивировано 8 июня 2008 г. в Wayback Machine , релиз правительственных СМИ, доступ от 4 июня 2007 г.
- ^ Новости АФЛ | Реальный футбол
- ^ Jump up to: а б Родные корни АФЛ - «соблазнительный миф» The Australian, 22 марта 2008 г.
- ^ Хокинг, Дженни; Нелл, Рейди (2016). «Марнгрук, Том Уиллс и продолжающееся отрицание истории коренных народов: об истоках австралийского футбола» . Минджин . 75 (2). Meanjin Company Ltd: 83–93.
- ↑ Кардози, Адам (18 октября 2013 г.). «Истоки австралийского футбола» , Австралийский футбол. Проверено 30 декабря 2013 г.
- ↑ Радделл, Тревор (19 декабря 2013 г.). «Помпей Остин — пионер футбола среди аборигенов» , Австралийский футбол. Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Халлинан, Крис; Джадд, Барри (2012). «Дуэль парадигм: австралийские аборигены, марн-грук и истории футбола». Спорт в обществе . 15 (7): 975–986. дои : 10.1080/17430437.2012.723364 . S2CID 145415549 .
- ↑ Дебаты о происхождении AFL продолжаются: AFL празднует свой 150-й сезон, и в эти выходные это событие будет отмечено туром коренных народов со специальным матчем между Эссендоном и Ричмондом под названием «Время мечты в G». Но празднование вновь разожгло давнюю дискуссию о происхождении этого вида спорта . [онлайн]. 7.30 Отчет (ABC1); Время: 19:42; Дата трансляции: четверг, 22 мая 2008 г.; Продолжительность: 5 мин., 18 сек.
- ^ «Ранняя история» . Футбольные марки: дом австралийских футбольных марок . 2006.
- ^ Футбол аборигенов - Марн Грук. Архивировано 12 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Джозеф Стратт Спорт и развлечения жителей Англии с самого раннего периода. Гарвардский университет 1801 г.
- ^ Интернет-словарь этимологии
Источники
[ редактировать ]Доусон, Джеймс (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов в западном округе Виктории, Австралия . Австралийский институт исследований аборигенов . ISBN 978-0-85575-118-0 . Проверено 3 мая 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Происхождение футбола и его коренное сердце», радио ABC — интервью с Титтой Секомбом, автором «Марнгрука», давней истории об австралийских правилах , и Грегом де Муром, биографом Тома Уиллса
- Наследие аборигенов - История и наследие - Грампианс, Виктория, Австралия , заархивировано из оригинала 22 апреля 2011 г. , получено 5 января 2011 г.
- Джеймс Доусон (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов в западном округе Виктории, Австралия . Австралийский институт исследований аборигенов . ISBN 978-0-85575-118-0 .