Ответ коренных народов на колониализм
Реакция коренных народов на колониализм различалась в зависимости от группы коренных народов, исторического периода, территории и колониального государства (государств), с которыми они взаимодействовали. Коренные народы имели свободу действий в ответе на колониализм . Они использовали вооруженное сопротивление, дипломатию и юридические процедуры. Другие бежали на негостеприимные, нежелательные или отдаленные территории, чтобы избежать конфликта. Тем не менее, некоторые коренные народы были вынуждены переехать в резервации или сокращения и работать на шахтах, плантациях , в строительстве и выполнять домашние работы. Они детрибализировались и культурно ассимилировались в колониальные общества. Иногда коренные народы заключали союзы с одной или несколькими коренными или некоренными народами. В целом, реакция коренных народов на колониализм в этот период была разнообразной и различной по своей эффективности. [ 5 ] Сопротивление коренных народов имеет многовековую сложную историю, продолжающуюся и в наши дни. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Коренные народы — самые ранние известные жители территории, которая была или остается колонизированной доминирующей группой. [ 7 ] До эпохи колониализма на колонизированных территориях существовали сотни наций и племен с разными языками, религиями и культурами. [ 8 ] Народы, которые впоследствии стали известны как коренные, имели большие города, города-государства , вождества , государства, королевства, республики, конфедерации и империи. Эти общества имели разную степень знаний в области искусства, сельского хозяйства, инженерного дела, архитектуры, математики, астрономии, письма, физики, медицины, ирригации, геологии, горного дела, прогнозирования погоды, навигации, металлургии и многого другого. [ 9 ] Их население испытает значительный коллапс из-за последствий колонизации. Большинство групп коренных народов в мире сегодня были вынуждены покинуть некоторые или все свои исконные земли . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Коренные народы существовали в контексте колониализма, поскольку они не являются «коренными», не испытав на себе практики колониализма, то есть когда их суверенитет и самоопределение реализованы. [ 13 ]
некоренного населения В последние десятилетия историография уделяет повышенное внимание агентству коренных народов . Раньше коренные народы изучались как пассивные объекты колониальной политики и управления, но теперь приграничных территорий и деятельности коренных народов. появились растущие области изучения [ 19 ]
По мере того как европейский колониализм распространился по всему миру, поселенцы стали доминировать в результате завоеваний, оккупации или вторжения. В этом процессе существовал и продолжает существовать конфликт между поселенцами и коренными народами. На протяжении сотен лет в новейшей истории коренные народы становились объектом ряда жестоких преступлений, включая многочисленные геноциды , уничтожившие целые народы. Несмотря на это, коренные народы выживают, а некоторые процветают. Их население составляет 476 миллионов человек, они проживают в 90 странах мира и говорят на более чем 5000 языках нескольких языковых семей , хотя сотни групп коренных народов вымерли. [ 20 ] [ 21 ] Некоторые примеры важных сохранившихся языков коренных народов включают аймара , гуарани , кечуа и мапуче в Южной Америке; Лакота и Навахо в Северной Америке; Майя и науа в Центральной Америке; Инуиты в приполярном регионе; Саамы на северо-западе Евразии; и жители островов Торресова пролива и маори в Океании . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Для сравнения: на момент контакта в 1492 году в Европе говорили от 40 до 70 языков, в основном из индоевропейской языковой семьи. [ 25 ]
Коренные народы продолжают бороться, поскольку они страдают от дискриминации в большинстве стран, где они сосуществуют с некоренными народами. Большинство коренных народов мира относятся к числу беднейших групп в государствах, где они проживают, и составляют 19% бедного населения мира. [ 26 ] [ 2 ] [ 27 ]
Контакт и завоевание
[ редактировать ]До того, как европейцы приступили к открытию того, что было заселено другими в эпоху Великих географических открытий , и до европейской колонизации , коренные народы проживали на значительной части территории мира. Например, в Америке население, по оценкам, достигает 100 миллионов человек. [ 28 ] [ 29 ] Реакция коренных народов на колонизацию была различной, а также менялась с течением времени, поскольку каждая группа предпочитала бежать, сражаться, подчиняться, поддерживать или искать дипломатические решения. Одним из примеров бежавшей группы коренных народов является беотук в Ньюфаундленде , который сейчас практически вымер. Чарруа были . убиты на территории современного Уругвая и полностью уничтожены Напротив, ненцы приспособились к российскому государству. [ 30 ] [ 16 ]
В течение долгого времени ученые объясняли, что высокий уровень смертности коренных народов при контакте с поселенцами был вызван новыми инфекционными заболеваниями, занесенными на территории коренных народов из-за границы. Недавние научные исследования сместились в сторону изучения природы тяжелых условий жизни, навязанных коренным народам из-за самой колонизации, которая сделала коренные народы более уязвимыми к любым болезням, включая новые болезни. Другими словами, такие причины смерти, как принудительный труд в сочетании с голодом, который возник в процессе колонизации, сделали коренные народы более слабыми и менее устойчивыми к болезням. [ 36 ] Например, ученые утверждают, что оспа, вероятно, убила треть населения колониальной Мексики, но признают, что нет никаких доказательств, позволяющих с уверенностью оценить ее воздействие. [ 37 ]
Во время колонизации Новой Испании с 16 по 18 века колонизаторы сосредоточили свое внимание на сельском хозяйстве, сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и строительстве инфраструктуры, одновременно эксплуатируя рабочую силу коренных народов. [ 38 ] Рабство было одним из основных факторов, уничтоживших коренное население Северной Америки. Рабство коренных народов предшествовало и пережило африканскую работорговлю до 20 века. Испанская корона допускала рабство коренных народов, захваченных в « справедливых войнах », включая сопротивление коренных народов колониализму, такое как религиозное обращение или принудительный труд . Принудительный труд коренных народов применялся в repartimientos , encomiendas , испанских миссиях и гасиендах. Женщин и детей из числа коренного населения заставляли выполнять домашнюю работу. Даже после того, как рабство было объявлено вне закона в Испанской империи , а затем в бывших колониях, таких как правительства Мексики и США , те, кто получал выгоду от рабства, использовали правовые рамки, чтобы избежать принуждения, такие как законы о бродяжничестве , аренде осужденных и долговой кабале . [ 39 ]
Коренные народы стремились к дипломатии или военным союзам, чтобы выжить, ища союзников в других странах, включая соседние коренные народы и другие колонизирующие державы, как во время франко-индийской войны и войны 1812 года . В Центральной Америке народ мискито объединился с англичанами, чтобы противостоять испанскому колониализму. [ 40 ] Коренные народы искали альянсы, если альянс повышал их шансы на выживание или работал в их интересах. Некоторые коренные народы пытались продемонстрировать свою преданность колонизирующей державе, становясь военным союзником в нападениях других коренных народов, как в случае с тлашкальцами в центральной долине Мексики. [ 41 ] В других случаях они вступали в союз со сбежавшими африканскими рабами, как в случае с семинолами . [ 42 ]
В редких случаях коренным народам удавалось добиться успеха в битве против европейских армий. Примеры включают битву при Куралабе , Ла-Ноче-Тисте , войну Чичимека и битву при Биг-Хорне . Мапуче , в Чили [ 43 ] маори в Новой Зеландии, яки в Мексике и семинолы во Флориде сопротивлялись десятилетиями или даже столетиями. [ 44 ] Однако во многих частях мира коренные народы переселились с плодородных, богатых ресурсами территорий на недоступные и негостеприимные территории, такие как болота, пустыни и джунгли. [ 45 ] Они были перемещены из плодородных мест Аргентины, Бразилии, Филиппин и Африки с умеренным климатом. Некоторые примеры включают небольшие группы коренных народов, переселившиеся в некоторые части бассейна Амазонки, Австралию, Центральную Америку, Арктику и Сибирь. Другие вступили в конфликт с другими группами коренных народов, поскольку были насильственно перемещены и оккупировали территорию, населенную другими группами коренных народов. [ 46 ] В некоторых случаях реакция коренных народов на нападения приводила к их трансформации в культуру воинственных лошадей , которые использовали европейские огнестрельные орудия для сопротивления дальнейшему вторжению на свои территории. Даже сегодня стереотипный коренной американец, изображенный в «Индейских войнах», едет на лошади. Например, жители Великих равнин [ 47 ] и мапуче [ 48 ] внедрили лошадь в свою повседневную культуру.
кур, крупный рогатый скот, свиней, коз и овец Коренные народы также включили в свой рацион недавно введенных домашних животных, поскольку европейцы ввели в обмен на Колумбию . Коренные народы охотились на своей территории на протяжении веков или тысячелетий и много раз убивали животных, принадлежавших поселенцам, и это было причиной многочисленных конфликтов между поселенцами и коренными народами. [ 49 ] [ 50 ]
Коренные народы не всегда были завоеваны военным путем, как в случае с договорами, заключенными между Великобританией и Францией с коренными народами. [ 51 ] [ 52 ] 1840 года Договор Вайтанги для маори и Договор Боске-Редондо 1868 года для навахо являются двумя примерами договоров, которые остаются важными и сегодня. [ 53 ]
Колонизация
[ редактировать ]Современный колониализм, начавшийся в 15 веке, наряду с европейским трансатлантическим мореплаванием, привел к расширению европейских империй и связанному с ним поселенческому колониализму, который произошел в Америке, Океании, Южной Африке и за ее пределами.
По словам историка Роксаны Данбар-Ортис , тот факт, что коренные народы сегодня выживают в условиях геноцида, является доказательством сопротивления: [ 54 ]
Коренные народы и общины, изо всех сил пытаясь сохранить фундаментальные ценности и коллективность, с самого начала сопротивлялись современному колониализму. используя как оборонительные, так и наступательные методы, включая современные формы вооруженного сопротивления национально-освободительным движениям и то, что сейчас называют терроризмом. В каждом случае они боролись за выживание как народы.
Данбар-Ортис подает примеры сопротивления в Северной Америке в случаях восстания пуэбло , войны пекотов , войны короля Филиппа и войн семинолов . [ 34 ]
Исторические лидеры сопротивления коренных народов по всему миру включают Кахеме , Кауполикана , Дандалли , Джеронимо , Лаутаро , Лемпиру , Мангаса Колорадаса , Манко Инку , Тупака Амару II , Текумсе и Тенскватаву .
Иногда коренные народы оказывали насильственное сопротивление, иногда успешно, а иногда с участием двух или более союзников из числа коренных народов. Примеры включают восстание Микстона , восстание сапатистов , Кастовую войну Юкатана , Восстание Тупака Амару II , Целтальское восстание 1712 года , Войну Понтиака и Северо-Западное восстание . [ 1 ] [ 55 ] Академик Бенджамин Мэдли заявил, что во всем мире группы, нацеленные на уничтожение, сопротивляются, зачастую жестоко. Он подробно описывает случай Модокской войны, сравнивая потери в результате конфликта. Более того, он говорит, что «геноцид Модока - едва ли не единственный геноцид против коренных народов, который был назван войной». [ 56 ] По словам Фрэнка Чока, в Соединенных Штатах XIX века политика федерального правительства по отношению к коренным американцам была этноцидом, но когда они сопротивлялись, результат иногда приводил к геноциду. [ 57 ] Исторически жертвы геноцида оказывали сопротивление, и это сопротивление было признано уголовным преступлением для оправдания массовых убийств. [ 58 ]
По словам Кена Коутса, сексуальные отношения между женщинами коренного населения и мужчинами некоренного происхождения имели место в некоторой степени в Новой Зеландии, Новой Испании , метисах в Канаде, тогда как в других местах, таких как Австралия и Британская Северная Америка, они обычно не имели места. Дискриминации подвергаются люди смешанного поселенческого и коренного происхождения. Смешение стирало границы между коренным населением и пришлым населением, и большинство из них выучило язык колонии, который был европейским языком. [ 59 ] [ 60 ] Некоторые ученые утверждают, что концепция метисов , процесса транскультурного смешения, использовалась для продвижения ассимиционизма и монокультурализма в Латинской Америке. [ 61 ] [ 62 ]
В Северной Америке, где британцы заключили договоры с коренными народами, они узнали, что эти договоры могут быть нарушены и не защитят их общины. [ 63 ] [ 64 ] Столкнувшись с риском уничтожения своего народа, лидеры индийского сопротивления согласились на договоры земель , требующие уступки и пересмотра границ в надежде, что поселенцы не будут дальше вторгаться на территорию коренных народов. [ 6 ] Одним из таких примеров является группа индейцев потаватоми покагон , признанная на федеральном уровне индейская нация, которую возглавлял потаватоми лидер Леопольд Покагон . В других случаях договоры подписывались под принуждением или сразу после того, как коренные народы подверглись массовым убийствам, как, например, в случае Хартфордского договора 1638 года. [ 65 ] Колониальные державы также стремились получить контроль над новыми территориями, присваивая коренную элиту посредством взяточничества и ассимиляции . [ 66 ]
В Северной Америке Соединенные Штаты и Канада открыли школы-интернаты , в которых детей коренных народов на долгие годы забирали из их семей, одновременно запрещая использование их языка и культурных обычаев. Австралия сосредоточила внимание на детях смешанного этнического происхождения и забрала детей для помещения в школы-интернаты или для усыновления семьями некоренного происхождения. [ 67 ] Канада и Соединенные Штаты ассимилировали коренные народы посредством индийской политики увольнения , в рамках которой коренным народам предлагаются стимулы для отказа от прав коренных народов в обмен на такие льготы, как права на гражданство. Кроме того, Канада лишила коренное население прав, если женщина из числа коренного населения вышла замуж за некоренного человека, коренного человека окончила университет или поступила на военную службу. [ 68 ]
Нация чероки — одно из признанных на федеральном уровне племен в Соединенных Штатах . Сейчас он находится в Оклахоме после того, как его насильно выселили по « Дороге слез» вместе с другими группами коренных народов. Коренные народы Северной Америки были закреплены за небольшими резервациями, обычно на отдаленных и экономически маргинальных территориях, где не было выращивания сельскохозяйственных культур, рыбалки или охоты. Некоторые из резерваций были затем ликвидированы посредством процесса распределения, такого как закон Дауэса в Северной Америке, но некоторые коренные народы отказались его подписать. [ 69 ]
В отчете Организации Объединенных Наций за 2009 год говорится, что коренные народы «...задокументировали историю сопротивления, взаимодействия или сотрудничества с государствами... Коренные народы часто признавались государствами в качестве суверенных народов, о чем свидетельствуют сотни договоров, заключенных между коренными народами и правительства США, Канады, Новой Зеландии и других». [ 70 ]
Современный ответ
[ редактировать ]Стратегии
[ редактировать ]Стратегии коренных народов продолжают отстаивать права и свободы коренных народов и стремятся восстановить свои нации и культуры для сохранения национальных групп с ярко выраженной культурной самобытностью. Коренные народы продолжают стремиться к самоопределению и суверенитету . [ 71 ] [ 72 ]
Современные стратегии коренных народов включают переговоры, посредничество, арбитраж, политические заявления, блокады, судебные разбирательства, активизм , политические демонстрации и гражданское неповиновение . Некоторые из них работали над удалением из общественных мест символов угнетения коренных народов, таких как памятники Христофору Колумбу , Джону А. Макдональду и Джуниперо Серра . Большое сопротивление также использовалось для привлечения внимания общественности к проблемам коренных народов. [ 78 ]
Коренные народы ежегодно или периодически отмечают исторические события и процессы. Примеры включают День Неблагодарения и День коренных народов . [ 83 ] Активисты также протестовали против того, что они считают спорными колониальными праздниками, такими как День Австралии , [ 84 ] [ 85 ] и День Колумба и празднование его пятисотлетия . [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]
Эрих Штайнман собрал данные о процессах и реакциях сопротивления коренных американцев, которые, по его словам, недостаточно хорошо изучены американской социологией. [ 89 ]
В Новой Зеландии и Эквадоре коренные народы сформировали политические партии Те Пати Маори и Пачакутик соответственно. В Боливии был президент коренных народов Эво Моралес . [ 8 ]
Коренные нации и народы сумели выжить, несмотря на постоянные долгосрочные атаки на их выживание как коренных наций, культур или как членов группы коренных народов. [ 90 ] [ 91 ] Холл утверждает, что коренные народы бросают вызов идее о том, что государство является основной формой политической организации. Он утверждает, что борьба коренных народов за самоопределение сегодня является частью многовекового цикла сопротивления колониализму. [ 92 ]
Взгляды на продолжающийся колониализм
[ редактировать ]Элейн Коберн и историк Лоренцо Верачини говорят, что колониализм присутствует в современных поселенческих колониальных государствах, включая Канаду , Новую Зеландию , Австралию и Соединенные Штаты . [ 93 ] [ 94 ] Майкл Грюкок утверждал, что в Австралии есть коренные народы, «которые все еще сопротивляются колонизации страны, которая так и не была передана». [ 95 ]
Индейский антрополог Одра Симпсон утверждает, что колониальный проект продолжается, как и в случае с могавками Канаваке , самоуправляемой территории нации могавков в границах Канады. [ 96 ]
Пабло Казанова заявил, что в Мексике существует практика внутреннего колониализма . [ 97 ] [ 98 ] По мнению социолога Анибала Кихано , Боливия и Мексика подверглись ограниченной деколонизации в результате революционного процесса. [ 99 ] В Мексике случай с Сапатистской партией национального освобождения (EZLN) свидетельствует о сопротивлении во многих областях, включая образование, территориальное, эпистемологическое, политическое и экономическое аспекты. АННО рассматривается как продолжение борьбы против более чем 500-летнего угнетения коренных народов. [ 100 ]
По словам Кена Коутса, либеральные демократии не любят, когда их привлекают к внутренним нарушениям прав человека, «в то время как те же самые правительства часто активно критикуют другие страны за нарушения прав человека и гражданских прав». Более того, страны после обретения независимости, такие как Малайзия и Индонезия, пренебрегали правами коренных народов так же, как и колониальные империи. [ 101 ]
Рассказы коренных народов
[ редактировать ]Устное рассказывание историй важно для культуры коренных народов, но оно недостаточно представлено. [ 102 ] Роксана Данбар-Ортис сказала, что, когда Говард Зинн писал свою книгу по истории Соединенных Штатов, он не включил историю коренных народов, поэтому он сказал, что она могла бы написать то, что впоследствии станет такой книгой: « История коренных народов». Соединенные Штаты . [ 103 ] [ 104 ] Ригоберта Менчу опубликовала эссе о своей жизни и личном опыте, непосредственно связанном с геноцидом в Гватемале , и получила Нобелевскую премию мира . [ 11 ]
Комиссии по установлению истины
[ редактировать ]Существуют комиссии по установлению истины , которые расследуют зверства коренных народов и сообщают о них. Некоторые из них включают Комиссию по разъяснению истории Гватемалы , Комиссию по установлению истины и примирению Канады и Комиссию по установлению истины и примирению Норвегии . [ 109 ]
Музеи
[ редактировать ]В Латинской Америке есть всего несколько музеев, центральной темой которых является колонизация и история коренных народов. [ 110 ]
Коренные народы и другие люди протестовали против музейных выставок. [ 119 ] Яркими примерами музеев коренных народов являются Museu do Indio (Рио-де-Жанейро, Бразилия), [ 120 ] Королевский музей Центральной Африки (Брюссель, Бельгия), [ 121 ] [ 122 ] Музей набережной Бранли (Париж, Франция), [ 123 ] Национальный музей антропологии (Мехико), Музей тропиков (Амстердам, Нидерланды), [ 124 ] Национальный музей антропологии и Музей Америки (Мадрид, Испания), Музей геноцида американских индейцев (Хьюстон, США), Центр Джорджа Густава Хей (Нью-Йорк, США) и Национальный музей американских индейцев (Вашингтон, округ Колумбия, США) . [ 125 ]
Многие небольшие европейские колониальные музеи закрылись после окончания европейской колонизации. [ 126 ] По мнению Паскаля Бланшара, политический климат во Франции не позволил создать музей французского колониализма. [ 127 ] В Бристоле , Англия, единственный музей, посвященный колониализму, Британской империи и Музею Содружества , был закрыт после 6 лет работы. [ 128 ] [ 129 ]
В Северной Америке Американский музей естественной истории в Чикаго в Нью-Йорке, Филдовый музей естественной истории , Музей археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета и Музей искусств Кливленда начали закрывать выставки, посвященные коренным народам, в соответствии с федеральными постановлениями, требующими согласия племен. и репатриация человеческих останков. [ 130 ] [ 131 ]
Местные СМИ
[ редактировать ]Существует ряд вещательных организаций коренных народов из стран, обслуживающих коренных народов темы , в том числе APTN , First Nations Experience , NITV , NRK Sami и Whakaata Māori . [ 132 ]
Язык
[ редактировать ]Некоторые движения, такие как движение за суверенитет Гавайских островов , стремились продвигать использование языков коренных народов в образовательных программах. [ 133 ] В последние годы наблюдается возрождение использования языка маори в Новой Зеландии, где он является официальным языком и преподается в 350 школах. [ 134 ] [ 11 ] Новые технологии делают доступ к образовательным языковым программам доступным для широкой публики. [ 135 ] Более того, есть примеры школ коренных народов, которые отходят от европоцентричных учебных программ, принимая во внимание будущие перспективы выпускников в государстве с некоренным большинством. [ 136 ] В Парагвае , гуарани является официальным языком на нем говорят 6,5 миллионов человек в регионе. Кечуа и аймара являются официальными языками Перу и Боливии, на них говорят 8 и 2,5 миллиона человек соответственно. [ 137 ] Национализм способствовал использованию местных языков в большей части Евразии, но в остальном мире европейские языки продолжают доминировать в средствах массовой информации, образовании и Интернете. [ 138 ]
Культура
[ редактировать ]Сегодня коренные народы могут реагировать на культурные процессы по-разному, включая аккультурацию , транскультурацию , ассимиляцию и культурную утрату, в то время как некоторые из них остаются отделенными от доминирующей культуры или маргинализируются от любой группы, включая свою собственную. В латиноамериканской Америке коренные народы переняли испанскую религию, институты, язык и литературу, а также неэндемичных домашних животных и сельскохозяйственные культуры. [ 139 ] [ 140 ]
Некоторые ученые и представители коренных народов утверждают, что переименование географических объектов должно быть частью процесса восстановления культур коренных народов. [ 141 ] [ 142 ]
Международное право
[ редактировать ]В области международного права Рабочая группа по коренному населению принимала непосредственное участие в разработке Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (ДООНПКН) и работала над разработкой Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни , 1989 года. [ 143 ] Ученый из числа коренных народов Джефф Кортассель заявил, что статья 46 UNDRIP может наносить ущерб некоторым правам коренных народов: «...восстановление их наземных и водных культурных связей и обычаев часто изображается как угроза территориальной целостности страны. (ии), в которых они проживают, и, таким образом, представляет собой угрозу государственному суверенитету». [ 144 ]
На протяжении десятилетий коренные народы требовали, чтобы католическая церковь отменила теории доктрины открытия , которые оправдывали захват земель коренных народов и поддерживали правовую основу. [ 145 ]
См. также
[ редактировать ]- Движение американских индейцев
- Анализ западноевропейского колониализма и колонизации
- Приносим извинения коренным народам
- Отрицание геноцида коренных народов
- Деколонизация
- Геноцид коренных народов
- Конвенция коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, 1989 г.
- Список сражений, выигранных коренными народами Америки
- Список восстаний коренных народов в Мексике и Центральной Америке
- Список резни индейцев в Северной Америке
- Геноцид коренных американцев в США
- Расизм против коренных американцев в Соединенных Штатах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Идальго, Деннис (2007). «Антиколониализм» . Бенджамин, Томас (ред.). Энциклопедия западного колониализма с 1450 года (изд. Виртуальная справочная библиотека Гейла). Детройт: Справочник Macmillan USA. стр. 57–65 . Проверено 22 мая 2015 г.
Полный список неевропейских восстаний, восстаний и движений сопротивления см. на стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Ортега-Вильясеньор, Умберто (2022). «Коренные народы, память и видение будущего: краткое многомерное исследование» . Журнал этнических и культурных исследований . 9 (1): 39–55. дои : 10.29333/ejecs/963 . ISSN 2149-1291 . JSTOR 48710288 . S2CID 247459364 .
- ^ Фенелон, Джеймс В.; Холл, Томас Д. (2008). «Возрождение и сопротивление коренных народов глобализации и неолиберализму» . Американский учёный-бихевиорист . 51 (12): 1867–1901. дои : 10.1177/0002764208318938 . ISSN 0002-7642 . S2CID 144846172 .
- ^ Коутс 2004 , с. 106-9, 118-9, 201.
- ^ [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- ^ Jump up to: а б Остлер, Джеффри (2015), «Геноцид и история американских индейцев» , Оксфордская исследовательская энциклопедия американской истории , doi : 10.1093/acrefore/9780199329175.013.3 , ISBN 978-0-19-932917-5 , получено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Коренное определение» . Мерриам-Вебстер . 2021. Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
относящийся к самым ранним известным жителям какого-либо места или относящийся к нему, особенно к месту, которое было колонизировано ныне доминирующей группой.
- ^ Jump up to: а б Пик, Мануэла Л. (2017). Политика сопротивления коренных народов: Введение . Новые различия, 19(2), 1-6.
- ^ Гребер, Дэвид и Венгроу, Дэвид «Рассвет всего, новая история человечества» (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2001), стр. 346–358
- ^ Манн, Чарльз К. (2005). 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Нью-Йорк: Издательская группа Кнопф. стр. 77–79. ISBN 978-1-4000-4006-3 . OCLC 56632601 .
- ^ Jump up to: а б с Хичкок, Роберт К.; Коперски, Томас Э. (2008). «Геноциды коренных народов». В Стоуне, Дэн (ред.). Историография геноцида . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 578, 579, 585, 589. ISBN. 978-1-4039-9219-2 .
Права на землю и ресурсы являются ключевыми целями коренных народов мира, и они закреплены в единственном международном документе по правам человека, который является обязательным для государств, – в Конвенции № 169 Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
- ^ Так, Ева; Ян, К. Уэйн (2012). «Деколонизация – это не метафора» . Деколонизация: коренное население, образование и общество . 1 (1). ISSN 1929-8692 .
- ^ Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов. Кто такие коренные народы? (PDF) (Отчет). Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2023 г.
- ^ Хиксон, Уолтер Л. (2013). Американский колониализм поселенцев: история . Спрингер. стр. 13–15. ISBN 978-1-137-37426-4 .
Таким образом, коренные народы не только противостояли европейской экспансии, но и участвовали в сложном и спорном колониальном столкновении... Вместо того, чтобы с самого начала быть просто кровавыми соперниками, индейцы и американцы европеоидного происхождения часто были партнерами по торговле и союзу, соседями, женами, работодателями, и единоверцы.
- ^ Верачини, Лоренцо (2007). «Безисторичность: Австралия как колониальный коллектив поселенцев». Постколониальные исследования . 10 (3): 271–285. дои : 10.1080/13688790701488155 . hdl : 1885/27945 . S2CID 144872634 .
- ^ Jump up to: а б Адельман, Джереми; Арон, Стивен (1999). «От границ к границам: империи, национальные государства и промежуточные народы в истории Северной Америки» . Американский исторический обзор . 104 (3): 814–841. дои : 10.2307/2650990 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 2650990 .
- ^ Лимб П. Этерингтон Н. и Мидгли П. (2010). Борьба со зверем: реакция коренных народов Южной Африки на колониализм 1840-1930 гг . Страница VII. Лейден, Нидерланды: Brill.
- ^ Манн, Чарльз К. (2011). 1493: Открытие нового мира, созданного Колумбом . Винтаж. Страница 439. «Американскую историю часто описывают как европейцев, вступивших в почти пустую пустыню. Однако на протяжении веков большинство вновь прибывших были африканцами, и земля не была пустой, а была заполнена миллионами коренных жителей. Большая часть великих Таким образом, встреча двух отдельных половин мира была не столько встречей Европы и Америки, сколько встречей африканцев и индейцев — отношения, возникшие как в клетке рабства, так и в восстаниях против него, в основном проводимых вне поля зрения европейцев. сложное взаимодействие между красным и черным — это скрытая история, которую исследователи только сейчас начинают разгадывать».
- ^ [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- ^ «Права коренных народов – это права человека» . Международная амнистия . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Мошман, Дэвид (2007). «Мы и они: идентичность и геноцид» . Личность . 7 (2): 115–135. дои : 10.1080/15283480701326034 . S2CID 143561036 .
- ^ Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций. «Состояние коренных народов мира, первый том | Организация Объединенных Наций в интересах коренных народов» . www.un.org . п. 1 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Коренные народы» . Всемирный банк . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Кормье, Поль Николя (2017). «Британский колониализм и коренные народы: закон сопротивления – реагирования – перемен» . Исследования мира . 49 (2): 39–60. ISSN 0008-4697 . JSTOR 44779906 .
- ^ «Сколько языков существует в мире?» . Этнолог (Бесплатно Все) . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Коутс 2004 , с. 175.
- ^ Ришаб Кумар Дхир, Умберто Каттанео (3 февраля 2020 г.). Реализация Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни № 169: На пути к инклюзивному, устойчивому и справедливому будущему (Отчет).
- ^ Тейлор, Алан (2002). американские колонии; Том 1 серии «История Соединенных Штатов пингвинов», «История Соединенных Штатов» . Пингвин . п. 40. ИСБН 978-0142002100 . Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ Дэвид Э. Стэннард (1993). Американский Холокост: Завоевание Нового Света . Издательство Оксфордского университета . п. 151. ИСБН 978-0-19-508557-0 .
- ^ Коутс 2004 , с. 113.
- ^ Куртойс, Энн; Докер, Джон (2001). «Введение: Геноцид: определения, вопросы, колонии-поселенцы» . История аборигенов . 25 : 1–15. ISSN 0314-8769 . JSTOR 45135468 .
Некоторые из худших примеров роста смертности от болезней и недугов произошли в испанских христианских миссиях во Флориде, Техасе, Калифорнии, Аризоне и Нью-Мексико в период 1690–1845 годов. После того, как военные доставили пленных индейцев в миссии, они должны были выполнять тяжелый сельскохозяйственный труд, получая при этом не более 1400 калорий в день в виде продуктов с низким содержанием питательных веществ, а в некоторых миссиях давали всего 715 калорий в день. Среди выживших стресс, тревога, травмы, депрессия, деморализация и отчаяние привели не только к уязвимости к физическим и психологическим заболеваниям, но и к резкому падению рождаемости.
- ^ Брукс, Фрэнсис Дж. (1993). «Пересмотр завоевания Мексики: оспа, источники и население» . Журнал междисциплинарной истории . 24 (1): 1–29. дои : 10.2307/205099 . ISSN 0022-1953 . JSTOR 205099 .
- ^ Эдвардс, Тай С; Келтон, Пол (2020). «Микробы, геноциды и коренные народы Америки» . Журнал американской истории . 107 (1): 52–76. дои : 10.1093/jahist/jaaa008 .
- ^ Jump up to: а б Данбар-Ортис, Роксана (2014). История коренных народов Соединенных Штатов . Маяк Пресс. п. 40. ИСБН 978-0-8070-0041-0 .
Если бы болезнь могла сделать свое дело, то неясно, почему европейские колонизаторы в Америке сочли необходимым вести беспощадные войны против коренных народов, чтобы получить каждый дюйм земли, которую они отобрали у них – почти триста лет колониальной войны, за которыми последовали продолжающиеся войны, которые вели независимые республики полушария.
- ^ Коутс 2004 , с. 134.
- ^ [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
- ^ Маккаа, Роберт (1995). «Взгляды испанского языка и науатля на оспу и демографическую катастрофу в Мексике» . Журнал междисциплинарной истории . 25 (3): 397–431. дои : 10.2307/205693 . ISSN 0022-1953 . JSTOR 205693 .
- ^ Комас, Хуан (1971). «Историческая реальность и хулители отца Лас Касаса» . У Фриде, Хуан; Кин, Бенджамин (ред.). Бартоломе де лас Касас в истории: к пониманию человека и его работы . Специальная коллекция: CER. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса . стр. 487–539 . ISBN 978-0-87580-025-7 . OCLC 421424974 .
- ^ Ресендес, Андрес (2016). Другое рабство: раскрытая история порабощения индейцев в Америке . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-544-60267-0 .
- ^ Флойд Т.С. (1967). Англо-испанская борьба за Москитию (1-е изд.). Издательство Университета Нью-Мексико. Стр. 62,64.
- ^ Джеймс Криппнер-Мартинес (2010). Перечитывая завоевание: власть, политика и история раннего колониального Мичоакана, Мексика, 1521–1565 гг . Пенн Стейт Пресс. п. 55. ИСБН 978-0-271-03940-4 .
- ^ «26 декабря 1835 года: Вторая война семинолов, крупнейшее восстание порабощенных» . Образовательный проект Зинн . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Ньюман, Люсия (2021). «Путешествие через конфликт Чили с повстанческими группировками мапуче» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 20 марта 2022 года . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-301867-1 .
- ^ Коутс 2004 , с. 102.
- ^ Коутс 2004 , с. 112.
- ^ «Как лошади изменили жизнь равнинных индейцев» . ИСТОРИЯ . 12 июля 2023 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Джонс, «Реорганизация и реадаптация войны на грани испанского правления» в Кембриджской истории коренных народов Америки , стр. 138–187.
- ^ Кросби, Альфред В. (2003). Колумбийский обмен: биологические и культурные последствия 1492 года, издание к 30-летию . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-275-98073-3 .
- ^ Манн, Чарльз К. (2011). 1493: Открытие нового мира, созданного Колумбом . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 110. ИСБН 978-0-307-59672-7 .
Колонисты быстро потеряли над ними контроль. Индейцы проснулись и обнаружили, что коровы и лошади, находящиеся на свободном выгуле, резвятся по их полям, вытаптывая урожай. Если они убивали зверей, колонисты, размахивающие оружием, требовали оплаты. Численность животных росла на протяжении десятилетий. Хуже всего, наверное, были свиньи...
- ^ Альфред, Тайайаке; Кортассель, Джефф (2005). «Быть коренным народом: возрождение против современного колониализма» . Правительство и оппозиция . 40 (4): 597–614. дои : 10.1111/j.1477-7053.2005.00166.x . ISSN 0017-257X . JSTOR 44483133 . S2CID 146497127 .
- ^ Коутс 2004 , с. 177.
- ^ Коутс 2004 , с. 250.
- ^ Данбар-Ортис, Роксана (2014). История коренных народов Соединенных Штатов . Маяк Пресс. стр. XIII, 6. ISBN 978-0-8070-0041-0 .
- ^ Марли, Дэвид Ф. (2008). Войны Америки: хронология вооруженных конфликтов в западном полушарии, 2-е издание [2 тома]: хронология вооруженных конфликтов в западном полушарии . АВС-КЛИО. стр. 100-1 3–74. ISBN 978-1-59884-101-5 .
- ^ Мэдли, Бенджамин (2014). «Индейцы модок из Калифорнии и Орегона: как сопротивление коренных народов маскирует геноцид в колониальной истории». В Вулфорде, Эндрю; Бенвенуто, Джефф; Лабан Хинтон, Александр (ред.). Колониальный геноцид коренных народов Северной Америки . Издательство Университета Дьюка. стр. 118–120. дои : 10.2307/j.ctv11sn770 . ISBN 978-0-8223-5763-6 . JSTOR j.ctv11sn770 .
Варианты испытания Модока происходили и в других местах во время завоевания и колонизации Африки, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки. Коренные цивилизации неоднократно сопротивлялись захватчикам, стремившимся физически уничтожить их полностью или частично. Многие из этих катастроф известны как войны. Тем не менее, тщательно изучив намерения и действия колонизаторов и их сторонников, можно по-новому истолковать некоторые из этих катаклизмов как геноциды и войны сопротивления. Случай Модока – один из них (стр. 120).
- ^ Чок Ф., Р. Джонассон К. и Монреальский институт исследований геноцида. (1990). История и социология геноцида: анализ и тематические исследования . стр203. Издательство Йельского университета. «По нашему мнению, этноцид был основной политикой Соединенных Штатов в отношении американских индейцев в девятнадцатом веке, но федеральное правительство было готово участвовать в геноциде как средстве принуждения племен, когда они сопротивлялись этноциду или прибегали к вооруженному сопротивлению. ядро переселения индейцев, система резервирования, Закон Дауэса и схемы обучения местных детей в школах-интернатах вдали от их родителей после Гражданской войны».
- ^ Семерджян, Элиза (24 января 2024 г.). «Мир без гражданского населения» . Журнал исследований геноцида : 1–6. дои : 10.1080/14623528.2024.2306714 . ISSN 1462-3528 .
Многие ученые, в том числе и я, полагают, что война, особенно ее колониальная разновидность с ее элиминистской логикой против коренных народов, которая стремится удалить все физические и культурные следы коренных народов с земли, несет в себе потенциал геноцида, который допускает наша существующая правовая база. Такие термины, как «гражданская война», «конфликт» и даже «борьба с повстанцами» часто служат юридическим прикрытием геноцида и, как следствие, формируют репертуар отрицания геноцида. Это включает в себя постоянный спрос мира на «идеальную жертву», которая не сопротивляется угнетению, будь то насилие или ненасилие, хотя другие случаи сопротивления ценятся. Историки знают, что в каждом случае геноцида жертвы оказывали сопротивление и что сопротивление всегда рассматривалось как преступная провокация массовых убийств.
- ^ Коутс 2004 , с. 108-9, 111, 118.
- ^ Гарридо, Эдгар (12 июня 2014 г.). «Генетически не существует такого понятия, как мексиканец» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Мартинес-Эшасабаль, Лурдес (1998). «Местизажи и дискурс национальной/культурной идентичности в Латинской Америке, 1845–1959» . Латиноамериканские перспективы . 25 (3): 21–42. дои : 10.1177/0094582X9802500302 . ISSN 0094-582X . JSTOR 2634165 . S2CID 144745370 .
Мулатаже или метисы, особенно в их культуралистской интерпретации, занимали центральное место в политизированной ассимиляционистской, монокультуралистской риторике, которая появилась в Латинской Америке в 1920-е годы и впоследствии как средство нейтрализации культурного (и расового) плюрализма, типичного практически для всех латиноамериканских стран. плюрализм, который многие считают политически контрпродуктивным перед лицом движения Латинской Америки к обновлению национального государства.
- ^ Бек, Скотт Х.; Миески, Кеннет Дж. (2000). «Самоидентичность коренных народов в Эквадоре и неприятие метисов» . Обзор латиноамериканских исследований . 35 (1): 119–137. дои : 10.1017/S002387910001832X . ISSN 0023-8791 . JSTOR 2692059 .
Более того, термин «метис» связан с ассимиляционистским движением в Эквадоре, где быть метисом — значит быть эквадорцем, чтобы идентифицировать себя с национальным государством.
- ^ Коутс 2004 , с. 100.
- ^ Альфонсо Мартинес, Мигель (22 июня 1999 г.). «Исследование договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей между государствами и коренным населением» . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 года . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Такер, доктор Спенсер С., изд. (2008). Энциклопедия североамериканских колониальных конфликтов до 1775 года . Оксфорд: Христианское издательство HarperCollins. п. 375. ИСБН 978-1-4185-6064-5 .
Из примерно 2500 пекотов, переживших войну, по меньшей мере 30 пленников-мужчин были казнены, а еще 180 заключенных были переданы в рабство местным союзникам колонистов. Колониальные чиновники продали многих других пекотов в рабство в Вест-Индии, а некоторые женщины и дети стали домашними рабами в Массачусетсе... Условия запрещали пекотам возвращаться на свои земли, говорить на языке своего племени или даже называть себя пекотами. .
- ^ Моррок, Ричард (1973). «Наследие раздора: влияние колониальной стратегии «разделяй и властвуй» на колонизированные народы» . Наука и общество . 37 (2): 129–151. ISSN 0036-8237 . JSTOR 40401707 .
Современные колониальные державы использовали три основные стратегии для сохранения контроля над своими обширными империями. Первый предполагает колонизацию — расселение большого числа европейцев среди подчиненных народов, как, например, в Южной Африке и Алжире. Второй состоит в кооптации местной элиты посредством ассимиляции или взяточничества; этому есть много примеров в Африке и Вест-Индии. Третья стратегия – это политика «разделяй и властвуй», которая сыграла решающую роль в обеспечении стабильности – а точнее, жизнеспособности – почти каждой крупной колониальной системы.
- ^ Коутс 2004 , с. 190.
- ^ Уилкинсон, Чарльз Ф. (2005). Кровная борьба: возникновение современных индийских народов . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-05149-0 .
- ^ Коутс 2004 , с. 184, 189.
- ^ Организация Объединенных Наций, Секретариат Постоянного форума по вопросам коренных народов (2009 г.). «Состояние коренных народов мира, Введение, стр. 1» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 года.
- ^ Ортис, Роксана Данбар (1984). Индейцы Америки: права человека и самоопределение . Интернет-архив. Нью-Йорк: Praeger Publishers, Inc., с. 278. ИСБН 978-0-03-000917-4 .
- ^ Шринхал, Рашвет (2021). « «Суверенитет коренных народов» и право на самоопределение в международном праве: критическая оценка» . AlterNative: Международный журнал коренных народов . 17 (1): 71–82. дои : 10.1177/1177180121994681 . ISSN 1177-1801 . S2CID 232264306 .
Для них суверенитет коренных народов связан с идентичностью и правом на самоопределение. Самоопределение следует понимать как способность народов распоряжаться своей судьбой. Поэтому для коренных народов право на самоопределение играет важную роль в защите их прав человека и борьбе за самоуправление.
- ^ Хименес, Хуан Эстебан Левин, Соня Корона, Федерико Ривас Молина, Мигель (25 сентября 2022 г.). «Самые неуклюжие статуи Америки» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 6 февраля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ МакГриви, Нора (2021). «Статуя доиспаноязычной женщины заменит скульптуру Колумба в Мехико» . Смитсоновский журнал . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Хофшнайдер, Анита (30 августа 2019 г.). «Мауна-Кеа — последнее событие в долгой истории протестов коренных жителей Гавайских островов» . Гражданский ритм Гонолулу . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (12 октября 2023 г.). «Норвежские активисты продолжают протестовать против ветряной электростанции на земле, используемой пастухами» . АП Новости . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Вебер, Брюс (9 декабря 2015 г.). «Джон Труделл, откровенный защитник американских индейцев, умер в возрасте 69 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
- ^ Толл, Шеннон (17 ноября 2023 г.). «День Благодарения: праздник сопротивления коренных народов колониализму, ежегодно проводимый в Алькатрасе» . Разговор . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Маленькая, Бекки. «Прощай, Колумб. Здравствуй, День коренных народов» . History.com . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Делкич, Мелина; Беттс, Анна (8 октября 2023 г.). Объяснение «Дня коренных народов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Брук, Джеймс (1989). «День Индии в Бразилии отражает глубокий разрыв между культурами» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 г.
- ^ [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
- ^ «Статуи королевы Виктории и капитана Кука в Мельбурне подверглись вандализму накануне Дня Австралии» . Новости ABC онлайн . 25 января 2024 года. Архивировано из оригинала 24 января 2024 года . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Кнаус, Кристофер; Уолквист, Калла (26 января 2018 г.). « Отменить День Австралии»: марши в честь Дня вторжения собирают десятки тысяч протестующих» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ Уоррен, Дэйв (1992). «Новые миры, старые порядки: коренные американцы и пятисотлетие Колумба» . Публичный историк . 14 (4): 72. дои : 10.2307/3377861 . ISSN 0272-3433 . JSTOR 3377861 . Проверено 01 октября 2020 г.
- ^ Брито, Кристофер (2020). «С июня были демонтированы десятки статуй Христофора Колумба — CBS News» . www.cbsnews.com . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Сангвино, Джульета (12 октября 2023 г.). «День Колумба или День сопротивления коренных народов? Вопросы к 12 октября» . El País México (на мексиканском испанском языке) . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Штайнман, Эрих В. (2016). «Деколонизация, а не инклюзия: сопротивление коренных народов американскому колониализму поселенцев» . Социология расы и этнической принадлежности . 2 (2): 219–236. дои : 10.1177/2332649215615889 . ISSN 2332-6492 . S2CID 147233532 .
На протяжении более пяти лет я постоянно собирал дополнительные данные о действиях коренных народов, не ориентированных на государство, включая первичные документы (общественные публикации и документы) и письменные заметки в результате неофициального участия в наблюдениях за множеством собраний, бесед и разговоров коренных народов американских индейцев и канадских коренных народов. презентации, учреждения и официальные встречи. (См. таблицу статей о сопротивлении коренных американцев колониальному господству на стр. 5: Таблица 2. Колониализм североамериканских поселенцев и современное сопротивление коренных народов: неполитическое доминирование и деколонизация)
- ^ Висснер, Зигфрид (2011). «Культурные права коренных народов: достижения и сохраняющиеся проблемы». ССНН 2253420 .
- ^ Коутс 2004 , с. 19.
- ^ Холл, Томас Д.; Фенелон, Джеймс В. (2015). Коренные народы и глобализация: сопротивление и возрождение . Рутледж. стр. 14, 153. ISBN. 978-1-317-25761-5 .
- ^ Аллард-Трембле, Янн; Коберн, Элейн (2023). «Летающие головы поселенческого колониализма; или идеологические стирания коренных народов в политическом теоретизировании» . Политические исследования . 71 (2): 359–378. дои : 10.1177/00323217211018127 . ISSN 0032-3217 . S2CID 236234578 .
В Африке, на Ближнем Востоке, в Южной Америке и большей части остального мира деколонизация часто означала изгнание или отъезд большинства колониальных поселенцев. Напротив, в колониальных государствах поселенцев, таких как Аотеароа, Новая Зеландия, Австралия, Канада и США, поселенцы не уехали, даже когда была получена независимость от метрополии...
- ^ Верачини, Лоренцо (2007). «Поселенческий колониализм и деколонизация» . Факультет права, гуманитарных наук и искусств - Доклады (Архив) .
- ^ Грюкок, Майкл (2018). «Колониальное насилие поселенцев, первобытное накопление и геноцид Австралии» . Государственный криминальный журнал . 7 (2): 222–250. дои : 10.13169/statecrime.7.2.0222 . ISSN 2046-6056 . JSTOR 10.13169/statecrime.7.2.0222 .
Однако существует долгая, хотя зачастую скрытая и отрицаемая, история сопротивления коренных народов колонизации и ее долговременным последствиям. стр. 228. Более важным является то, что мы понимаем под государственным преступлением продолжающиеся нормативные усилия австралийского государства по лишению собственности, контролю и лишению прав коренных жителей земли, которые все еще сопротивляются колонизации страны, которая так и не была передана. стр. 246.
- ^ Симпсон, Одра (2014). Прерывание ирокезов: политическая жизнь за пределами государств-поселенцев . Издательство Университета Дьюка. дои : 10.2307/j.ctv1198w8z . ISBN 978-0-8223-5643-1 . JSTOR j.ctv1198w8z .
- ^ Аль-Джазира (2021). « Ужасное насилие»: Мексика приносит извинения коренным народам майя» . Аль Джазира . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Гонсалес Казанова, Пабло (1965). «Внутренний колониализм и национальное развитие» . Исследования в области сравнительного международного развития . 1 (4): 27–37. дои : 10.1007/BF02800542 . ISSN 1936-6167 . S2CID 153821137 .
- ^ Кихано, Анибал (2000). «Колониальность власти, европоцентризм и Латинская Америка» (PDF) . Непантла: Виды с юга . 1 (3): 533–580. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2012 г.
Ограниченный, но реальный процесс колониальной (расовой) гомогенизации, как в странах Южного Конуса (Чили, Уругвай, Аргентина), посредством массового геноцида аборигенного населения. Всегда неудачная попытка культурной гомогенизации посредством культурного геноцида американских индейцев, чернокожих и метисов , как в Мексике, Перу, Эквадоре, Гватемале, Центральной Америке и Боливии.
- ^ Лусио, Карлос; Баркин, Дэвид (2022). «Постколониальное и антисистемное сопротивление движений коренных народов в Мексике» . Журнал исследований мировых систем . 28 (2): 293–319. дои : 10.5195/jwsr.2022.1113 . ISSN 1076-156X .
- ^ Коутс 2004 , с. 197, 239, 258, 259, 268.
- ^ Хэнсон, AJ (2020). Литература, сообщества и обучение: беседы с писателями коренных народов . стр. 13,77. Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. «Наши истории в целом — традиционные истории коренных народов, а также повседневные истории, которые рассказываются — почти невидимы во многих современных культурах, массовой культуре. в эту систему литературной ценности, что их можно прославлять, тогда как устные рассказы меня это в некотором смысле беспокоят. Интерес к историям как к исполненным историям объясняется тем, что они очень устойчивы к коммодификации».
- ^ Тречка, Марк (11 октября 2015 г.). «Этот День Колумба: поиск настоящей истории коренных американцев» . ХаффПост . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Барсамян, Давид (07.12.2020). « Земля - это тело коренного народа»: разговор с Роксаной Данбар-Ортис - NCOE» . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Уолквист, Калла (9 марта 2021 г.). «Виктория создает комиссию по установлению истины о продолжающемся влиянии насильственной колонизации на аборигенов» . Хранитель . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Куинн, Эйлис (21 ноября 2023 г.). « Речь идет не только о коренных жителях, речь идет об Америке», - говорят защитники комиссии по установлению истины» . Взгляд на Арктику . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Уайт, Патрик (9 января 2023 г.). «Швеция надеется на Канаду, поскольку она создает комиссию по установлению истины в отношении обращения с коренными народами» . Глобус и почта . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Уэр, Хелен. 2023. «Уроки истины и примирения для Австралии из-за границы». Социальные альтернативы 42 (1): 55–62.
- ^ [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
- ^ ЮНЕСКО (1973). «Роль музеев в современной Латинской Америке» . unesdoc.unesco.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ ЛаВак-Манти, Даниэль (2000). «В Музее естественной истории есть индейцы» . Обзор Wíčazo Ša . 15 (1): 71–89. ISSN 0749-6427 . JSTOR 1409589 .
Коренные американцы (и другие коренные народы) критиковали роль, которую антропологи, археологи и музеи сыграли в представлении индейцев окружающему их обществу.
- ^ Шариатмадари, Дэвид (23 апреля 2019 г.). « Они не собственность»: люди, которые хотят вернуть своих предков из британских музеев» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Соваж, Александра (2010). «Быть или не быть колониальным: музеи перед своими выставками» . Культуралес . 6 (12): 97–116. ISSN 1870-1191 .
Однако первые проблемы исходили не от музеев, а от предыдущих колоний, где коренные народы могли претендовать на право быть включенными в национальную историю. Лидеры коренных народов бросили вызов властям музея, поставив под сомнение правдивость историй, рассказанных в их стенах... На самом деле, предметы не были предметом прямых комментариев со стороны старейшин, у которых была своя собственная программа встречи. Они относились к регалиям с признательностью и уважением, но, похоже, использовали их только как памятные записки, повод для рассказов историй и пения песен.
- ^ Хохшильд, Адам (15 декабря 2019 г.). «Борьба за деколонизацию музея» . Атлантика . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Иверт, Анн-Франсуаза (06 апреля 2022 г.). «План создания музея колониальной истории вызывает напряженность в Копенгагене» . Le Monde.fr . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Купер, Карен Куди (2008). Оживленные встречи: политика и практика музея протеста американских индейцев . Роуман Альтамира. ISBN 978-0-7591-1089-2 .
- ^ Ли, Шимрит (2023). Деколонизация музеев . Между строк. п. 17. ISBN 978-1-77113-632-7 .
- ^ Сираива, Шико; Забалуева, Ольга (20 декабря 2022 г.). «Возвращение к искусству Америки: что значит деколонизировать музей?» . Арт-запрос . 24 : 173–195. дои : 10.26485/AI/2022/24/11 . HDL : 10067/2026640151162165141 . ISSN 2451-0327 .
- ^ [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ]
- ^ Ветторразо, Лукас (12 января 2024 г.). «Индийцы отвоевывают Алдейю Маракана, что спровоцирует протесты 2013 года в Рио» . Фолья де С.Паулу (на португальском языке) . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Пичета, Роб (08 декабря 2018 г.). «Бельгийский колониальный музей вновь открывается на фоне протестов и требований вернуть артефакты» . CNN . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ (на английском языке) «Бельгия смиряется с «человеческими зоопарками» своего колониального прошлого» . Хранитель . 16 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 г. . Проверено 16 января 2024 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link); «Бельгия смиряется с «человеческими зоопарками» своего колониального прошлого» . Хранитель . 16 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 г. - ^ Журнал, Смитсоновский институт; Мачемер, Тереза. «Активисты пытаются убрать африканский артефакт из парижского музея» . Смитсоновский журнал . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ ван Хуис, Ирис (2019), Ляхдесмяки, Туули; Пассерини, Луиза; Каасик-Крогерус, Сигрид; ван Хьюс, Ирис (ред.), «Оспаривание культурного наследия: деколонизация Тропенмузея как вмешательство в голландско-европейский комплекс памяти», Диссонансное наследие и воспоминания в современной Европе , Исследования Пэлгрейва в области культурного наследия и конфликтов, Чам: Springer International Publishing , стр. 215–248, doi : 10.1007/978-3-030-11464-0_8 , ISBN. 978-3-030-11464-0
- ^ «Музей американских индейцев все еще подвергается критике за исторические неточности» . Разнообразие: проблемы высшего образования . 13 декабря 2010 г. Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Олдрич, Р., 2013. Колониальные музеи в постколониальной Европе. В музеях постколониальной Европы (стр. 25). Рутледж.
- ^ Бансель, Н., Бланшар, П., и Пернштейнер, А. (2017). Является ли музей колониальной истории политически невозможным? В Н. Банселе, П. Бланшаре и Д. Томасе (ред.), Колониальное наследие во Франции: перелом, разрыв и апартеид (стр. 395–411). Издательство Университета Индианы. doi : 10.2307/j.ctt20060bg.38 «Остается вопрос, осуществим ли музей, посвященный колониальной истории, учитывая нынешний политический климат – музей, который был бы безупречен с научной точки зрения, включающий все формы историографической чувствительности во Франции в создать подлинно сравнительную структуру, подчеркнуть дебаты как основной способ взаимодействия, пролить свет на сложности колониального явления, не уклоняясь от каких-либо неловких вопросов, внутреннего насилия, двойственности или долгосрочных последствий».
- ^ Райдинг, Алан (4 января 2003 г.). «Показ империи для потомков - NYTimes.com» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Олдридж, 2003, стр. 33.
- ^ «Знаменитый музей Нью-Йорка закрывает два зала коренных американцев. Гарвард и другие предприняли аналогичные шаги» . АП Новости . 27 января 2024 г. Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Чери, Саманта (26 января 2024 г.). «Музеи покрывают экспозиции коренных народов после новых правил репатриации» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Тернбулл, Тиффани (23 мая 2023 г.). «Стэн Грант: уход телеведущего из числа аборигенов возобновил критику австралийских СМИ» . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Траск, Хаунани-Кей (2000). «Родной социальный капитал: случай гавайского суверенитета и Ка Лахуи, Гавайи» . Политические науки . 33 (3/4): 375–385. дои : 10.1023/А:1004870517612 . ISSN 0032-2687 . JSTOR 4532510 . S2CID 152872242 .
- ^ Грэм-Маклей, Шарлотта (2018). «Язык маори, которого когда-то избегали, переживает ренессанс в Новой Зеландии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Анаполь, Эйвери (2018). «Иноязычное приложение Duolingo добавляет языки коренных народов в честь Дня Колумба» . Холм . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Хиклинг-Хадсон, Энн; Алквист, Роберта (2003). «Оспаривание учебной программы обучения детей коренных народов в Австралии и США: от европоцентризма к культурно мощной педагогике» . Сравнительный обзор образования . 47 (1): 64–89. дои : 10.1086/345837 . ISSN 0010-4086 . JSTOR 10.1086/345837 . S2CID 145383965 .
- ^ Бастин, Оливия (2022). «Языки коренных народов Южной Америки» . Обзор иностранных дел . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Камуселла, Томаш (2020). «Глобальная языковая политика: Евразия против остального» . Журнал национализма, памяти и языковой политики . 14 (2): 117–151. дои : 10.2478/jnmlp-2020-0008 . hdl : 10023/21315 . S2CID 230283299 .
- ^ Перес-Бриньоли, Эктор (2017). «Аккультурация, транскультурация, метисы: метафоры и зеркала в латиноамериканской историографии» . Литературные тетради (на испанском языке). 21 (41): 96–113. doi : 10.11144/Javeriana.cl21-41.atmm . ISSN 2346-1691 .
- ^ Ренсинк, Бренден В. (2018). Коренной, но чужой: коренные иммигранты и беженцы на приграничных территориях Северной Америки . Издательство Техасского университета A&M. п. 219. ИСБН 978-1-62349-656-2 .
- ^ Названия аборигенов: называние и переименование австралийского ландшафта . Том. 19. АНУ Пресс. 2009. ISBN 978-1-921666-08-7 . JSTOR j.ctt24h9tz .
- ^ Джаго, Роберт (22 июля 2021 г.). «Переименование мест: как Канада пересматривает карту» . canadiangeographic.ca . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Стюарт-Харавира М. (2005). Новый имперский порядок: реакция коренных народов на глобализацию . Страницы 131-2. Зед Книги;
- ^ Кортассель, Джефф (2012). «Переосмысление возрождения: пути коренных народов к деколонизации и устойчивому самоопределению» . Деколонизация: коренное население, образование и общество . 1 (1). ISSN 1929-8692 .
- ^ «Ватикан отвергает доктрину, которая питала столетия колониализма» . АП Новости . 30 марта 2023 г. Проверено 1 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адельман Дж. и Арон С. (1999). От пограничья к границе: империи, национальные государства и промежуточные народы в истории Северной Америки. Американский исторический обзор, 104 (3), 814–841.
- Аллард-Трембле, Янн, и Коберн, Элейн. (2023). Летающие головы поселенческого колониализма; или Идеологические стирания коренных народов в политическом теоретизировании . Политические исследования, 71(2), 359–378. https://doi.org/10.1177/00323217211018127
- Альфред, Тайайаке; Кортассель, Джефф. (2005). Быть коренным народом: возрождение против современного колониализма. Правительство и оппозиция, 40 (4), 597–614. JSTOR 44483133
- Эттвуд Б. и Маркус А. (редакторы) (1999) Борьба за права аборигенов: документальная история . Сидней: Аллен и Анвин.
- Карселен-Эстрада, А. (2017). Ткачество Абья-Яла: деколониальная эстетика сопротивления коренных народов . Новые различия, 19(2), 103–117.
- Коутс, Кен (2004). Глобальная история коренных народов: борьба и выживание . Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан.
- Коберн, Элейн (редактор) (2015) Больше будет петь свой путь к свободе: сопротивление и возрождение коренных народов . Галифакс; Виннипег, МБ, Канада: Fernwood Publishing.
- Кортассель, Джефф. (2012) Переосмысление возрождения: пути коренных народов к деколонизации и устойчивому самоопределению . Деколонизация, 1 (1), 86–101.
- Култхард, Глен С. (2014). Красная кожа, белые маски: отказ от колониальной политики признания . Университет Миннесоты Пресс. http://www.jstor.org/stable/10.5749/j.ctt9qh3cv
- Фенелон, Джеймс В. и Трафцер, Клиффорд Э. (2014). От колониализма к отрицанию геноцида в Калифорнии и искажению фактов: специальный выпуск о борьбе коренных народов в Америке . Американский учёный-бихевиорист. 58 (1): 3–29.
- Фоли, Гэри. (2010) Краткая история сопротивления коренных народов Австралии 1950–1990 гг. В: Нельсонские исследования аборигенов. Кадзоу, Эллисон, ред. Cengage Learning, Южный Мельбурн, Виктория, стр. 114–127. Доступно онлайн по адресу: http://www.kooriweb.org/foley/resources/pdfs/229.pdf (по состоянию на 1 января 2024 г.).
- Гудолл, Х. (2008) Вторжение в посольство: земля в политике аборигенов в Новом Южном Уэльсе, 1770–1972. Сидней: Издательство Сиднейского университета.
- Густавсон, Брет (2009). Манипулирование картографиями: плюринационализм, автономия и возрождение коренных народов в Боливии . Антропологический ежеквартальный журнал, 82 (4), 985–1016. JSTOR 20638677
- Холл, Т.Д., и Фенелон, СП (2009). Коренные народы и глобализация: сопротивление и возрождение (1-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315633961
- Хилл, Г. (2021). Комикс «500 лет сопротивления коренных народов» (переработанный и дополненный). Пресс для целлюлозы «Арсенал».
- Джеймс, М. Аннетт (ред.). (1992). Государство Индейская Америка: геноцидная колонизация и сопротивление . Саут-Энд Пресс.
- Лайтфут, С.Р., и Макдональд, Д. (2017). Договорные отношения между коренными народами: продвижение глобального понимания самоопределения . Новые различия, 19(2), 25–39.
- Лимб П. Этерингтон Н. и Миджли П. (2010). Борьба со зверем: реакция коренных жителей Южной Африки на колониализм 1840-1930 годов . Брилл.
- Менчака, Марта. (2021). Восстановление истории, построение расы: индийские черно-белые корни американцев мексиканского происхождения . Остин: Издательство Техасского университета.
- Рауш, Джейн М. (1984). Граница тропических равнин: Льянос Колумбии, 1531–1831 гг. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- Робинс, Николас А. (2005) Местные восстания и импульс геноцида в Америке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Сенгар, Бина и Аджумани, А. Миа Элиз, ред. (2023). Общества коренных народов в постколониальном мире, ответные меры и устойчивость через глобальные перспективы . СпрингерЛинк. ISBN 978-981-19-8721-2 . дои : 10.1007/978-981-19-8722-9
- Сильвер, Питер. (2008). Наши дикие соседи: как индейская война изменила раннюю Америку (Нью-Йорк: WW Norton & Company).
- Шарма, Нандита и Райт, Синтия (2008) Сопротивление деколонизации, вызов колониальным государствам . Социальная справедливость 35 (3): 120–138.
- Симпсон, Одра. (2014). Прерывание ирокезов: политическая жизнь за пределами государств-поселенцев . Издательство Университета Дьюка. https://doi.org/10.2307/j.ctv1198w8z
- Симпсон, Лиэнн Бетасамосаке. (2008). Зажжение восьмого огня: возрождение освобождения и защита коренных народов . Виннипег: паб Arbeiter Ring.
- Симпсон, Лиэнн Бетасамосаке. (2017). Как мы всегда делали: свобода коренных народов через радикальное сопротивление . Университет Миннесоты Пресс. https://doi.org/10.5749/j.ctt1pwt77c
- Штайнман, Эрих В. (2016). Деколонизация, а не инклюзия: сопротивление коренных народов американскому колониализму поселенцев . Социология расы и этнической принадлежности, 2 (2), 219–236. https://doi.org/10.1177/2332649215615889
- Стюарт-Харавира, Макере. (2005). Новый имперский порядок: реакция коренных народов на глобализацию . Нью-Йорк: Зед Букс.
- Тейлор В.Б. и Пиз Г.И.Ф. (1994). Насилие, сопротивление и выживание в Америке: коренные американцы и наследие завоеваний . Издательство Смитсоновского института.
- Уилмер, Франке. (1993) Голос коренных народов в мировой политике . Ньюбери-Парк, Калифорния: SAGE.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американская декларация о правах коренных народов
- Движение американских индейцев
- Культурное выживание. Организация по защите прав коренных народов, основанная в 1972 году.
- Пакт № 169 Международной организации труда (2020 г.)
- Геноцид наблюдает
- Международный уголовный суд (МУС)
- Приполярный совет инуитов
- IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов IWGIA – это «глобальная правозащитная организация, занимающаяся продвижением и защитой прав коренных народов».
- Национальный музей Австралии составил « Справочный список Сопротивления »
- Выживание Интернешнл
- Хронология исторически травмирующих событий, колониальной политики поселенцев и движений сопротивления коренных народов, автор: доктор Карина Уолтерс.
- Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
- Управление ООН по предотвращению геноцида и ответственности по защите