Jump to content

Концептуализм

Пьер Абеляр , французский философ, теолог и выдающийся логик, выдвинул теорию концептуализма. [1]

В метафизике как концептуализированных рамок , концептуализм — это теория, объясняющая универсальность частностей расположенных внутри мыслящего разума. [2] Промежуточный между номинализмом и реализмом , концептуалистический взгляд приближается к метафизической концепции универсалий с точки зрения, которая отрицает их присутствие в частностях вне их восприятия разумом. [3] Концептуализм антиреалистичен в отношении абстрактных объектов , точно так же, как и имманентный реализм (их отличие состоит в том, что имманентный реализм признает существование независимых от разума фактов о том, реализуются ли универсалии). [4]

Средневековая философия

[ редактировать ]

Эволюция позднесхоластической терминологии привела к возникновению концептуализма, вытекающего из учений, ранее считавшихся номиналистическими. Терминологическое различие было сделано для того, чтобы подчеркнуть разницу между утверждением, что универсальные ментальные действия соответствуют универсальным интенциональным объектам, и точкой зрения, которая отвергала существование универсалий вне разума. Прежняя точка зрения отказа от объективной универсальности четко определялась как концептуализм.

Питер Абеляр был средневековым мыслителем, чьи работы в настоящее время классифицируются как имеющие наибольший потенциал в представлении корней концептуализма. Точка зрения Абеляра отрицала существование определенных универсалий внутри вещей. [5] Уильям Оккам был еще одним известным мыслителем позднего средневековья, который предложил строго концептуалистическое решение метафизической проблемы универсалий. Он утверждал, что абстрактные концепции не имеют фундамента вне разума. [6]

В 17 веке концептуализм завоевал популярность на несколько десятилетий, особенно среди иезуитов : Педро Уртадо де Мендоса , Родриго де Арриага и Франсиско Овьедо являются главными фигурами. [7] Хотя орден вскоре вернулся к более реалистической философии Франсиско Суареса , идеи этих иезуитов оказали большое влияние на раннюю современную философию .

Современная философия

[ редактировать ]

Концептуализм был явно или неявно принят большинством мыслителей раннего Нового времени , включая Рене Декарта , Джона Локка , Баруха Спинозу , Готфрида Вильгельма Лейбница , Джорджа Беркли и Дэвида Юма – часто в довольно упрощенной форме по сравнению со сложными схоластическими теориями. [8] [9]

Иногда этот термин применяется даже к радикально иной философии Иммануила Канта , который считает, что универсалии не имеют никакой связи с вещами такими, какие они есть сами по себе, поскольку они (универсалии) производятся исключительно нашими априорными ментальными структурами и функциями, хотя категории имеют объективную значимость для объектов опыта (то есть явлений). [10] [11]

В философии позднего Нового времени концептуалистических взглядов придерживался Г.В.Ф. Гегель . [12]

Современная философия

[ редактировать ]

В время наше Гуссерля Эдмунда философия математики была истолкована как форма концептуализма. [13] В контексте искусства см.: Концептуализмы Кристофа Мецгера, Концептуализмы в музыке, искусстве и кино , по заказу Академии художеств, Берлин, 2003 г.

Концептуалистический реализм (точка зрения, выдвинутая Дэвидом Виггинсом в 1980 году) утверждает, что наша концептуальная основа отображает реальность. [14]

в 1994 году велись серьезные дебаты относительно концептуального характера опыта Разум и мир» « Хотя это и отдельно от исторических дебатов о статусе универсалий, после выхода книги Джона Макдауэлла . [15] Пробным камнем Макдауэлла является знаменитое опровержение Уилфридом Селларсом того, что он назвал « мифом о данном » — представления о том, что все эмпирические знания основаны на определенных предполагаемых или «данных» элементах, таких как чувственные данные. [16] Таким образом, отвергая «Миф о данном», Макдауэлл выступает за перцептивный концептуализм , согласно которому перцептивное содержание является концептуальным «с нуля», то есть весь перцептивный опыт представляет собой форму концептуального опыта. Макдауэлла Философия оправдания считается формой фундаментализма : это форма фундаментализма, поскольку она допускает, что определенные суждения подтверждаются опытом, и является последовательной формой этой точки зрения, поскольку утверждает, что опыт может служить основанием для определенных суждений, поскольку опыт является непреодолимо концептуальным. . [17] [18]

Ясная мотивация современного концептуализма состоит в том, что тип восприятия, которым обладают разумные существа, такие как люди, уникален тем, что имеет концептуальный характер. Макдауэлл поясняет свою позицию:

Я утверждал, что наше перцептивное отношение к миру является концептуальным вплоть до воздействия мира на наши воспринимающие способности. Идею концептуального, к которой я стремлюсь, следует понимать в тесной связи с идеей рациональности, в том смысле, который имеет место в традиционном отделении зрелых человеческих существ как разумных животных от остального животного мира. королевство. Концептуальные способности — это способности, принадлежащие рациональности их субъекта. Итак, еще один способ выразить мое утверждение — сказать, что наш опыт восприятия пронизан рациональностью. Я также попутно предложил сказать что-то параллельное и о нашем агентстве. [19]

Концептуализм Макдауэлла, хотя и весьма отличается (философски и исторически) от происхождения концептуализма, разделяет точку зрения, согласно которой универсалии не «даны» в восприятии извне сферы разума. Отдельные объекты воспринимаются как бы уже наделенными концептуальностью, вытекающей из непосредственности самого разумного субъекта.

Ретроспективное применение термина «перцептуальный концептуализм» к философии восприятия Канта является спорным. [20] Роберт Ханна выступал за конкурирующую интерпретацию работ Канта, названную перцептуальным неконцептуализмом . [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лаос, Николас (2015). Метафизика мирового порядка: синтез философии, теологии и политики . Wipf и Stock Publishers. п. 37. ИСБН  9781498201025 .
  2. ^ См. статьи в Strawson, PF и Arindam Chakrabarti (ред.), Универсалии, понятия и качества: новые эссе о значении предикатов . Издательство Ашгейт, 2006.
  3. ^ «Концептуализм». Оксфордский философский словарь . Саймон Блэкберн. Издательство Оксфордского университета, 1996. Оксфордский справочник в Интернете. Издательство Оксфордского университета. 8 апреля 2008 г.
  4. ^ Нил А. Мэнсон, Роберт В. Барнард (ред.), «Блумсберийский компаньон по метафизике» , Bloomsbury, 2014, стр. 95.
  5. ^ «Ауне, Брюс. «Концептуализм». Метафизика: элементы. Университет Миннесоты, 1985. 54.
  6. ^ «Тернер, В.» Уильям Оккам. « Католическая энциклопедия . Том 15. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1911. 27 октября 2011 г.
  7. ^ Дэниел Хайдер, Универсалии во второй схоластике , Издательство John Benjamins Publishing Company, 2014, стр. 18.
  8. ^ Дэвид Босток , Философия математики: Введение , Wiley-Blackwell, 2009, стр. 43: «Все Декарт, Локк, Беркли и Юм полагали, что математика является теорией наших идей , но никто из них не предложил никаких аргументов в пользу этого концептуалистского утверждения и, по-видимому, не считал его бесспорным».
  9. ^ Стефано Ди Белла, Тэд М. Шмальц (ред.), Проблема универсалий в ранней современной философии , Oxford University Press, 2017, стр. 64 «есть веские основания полагать, что Спиноза был концептуалистом в области универсалий» и с. 207 н. 25: «Концептуализм Лейбница [связан с] оккамистской традицией...»
  10. ^ «Де Вульф, Морис». Номинализм, Реализм, Концептуализм. Католическая энциклопедия. Том 11. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1911. 27 октября 2011 г.
  11. ^ Оберст, Майкл. 2015. «Кант об универсалиях». Ежеквартальный журнал истории философии 32 (4): 335–352.
  12. ^ А. Сарлемейн, Диалектика Гегеля , Springer, 1975, с. 21.
  13. ^ Захар, Эли (2001). Философия Пуанкаре: от конвенционализма к феноменологии . Чикаго: Open Court Pub Co., с. 211. ИСБН  0-8126-9435-Х .
  14. ^ AM Фернер, Организмы и личностная идентичность: Индивидуация и работа Дэвида Виггинса , Routledge, 2016, стр. 28.
  15. ^ Макдауэлл, Джон (1994). Разум и мир . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-57610-0 .
  16. ^ «Уилфрид Селларс» . Проверено 24 мая 2013 г.
  17. ^ Джон Макдауэлл, Разум и мир . Издательство Гарвардского университета, 1994, с. 29.
  18. ^ Роджер Ф. Гибсон, «Прямой реализм Макдауэлла и платонический натурализм», Philosophical Issues Vol. 7, Восприятие (1996), стр. 275–281.
  19. ^ Макдауэлл, Дж. (2007). «Какой миф?». Расследование . 50 (4): 338–351. дои : 10.1080/00201740701489211 . S2CID   214653941 .
  20. ^ «Принцип единения, концептуализм Канта и неконцептуализм Канта» - Стэнфордская энциклопедия философии
  21. ^ Роберт Ханна, «Кантианский неконцептуализм», Philosophical Studies 137 (1): 41–64 (2008).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6a33903f465c714c4200ecbb22e4bf8__1711748280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/f8/a6a33903f465c714c4200ecbb22e4bf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conceptualism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)