Концептуализм
В метафизике как концептуализированных рамок , концептуализм — это теория, объясняющая универсальность частностей расположенных внутри мыслящего разума. [2] Промежуточный между номинализмом и реализмом , концептуалистический взгляд приближается к метафизической концепции универсалий с точки зрения, которая отрицает их присутствие в частностях вне их восприятия разумом. [3] Концептуализм антиреалистичен в отношении абстрактных объектов , точно так же, как и имманентный реализм (их отличие состоит в том, что имманентный реализм признает существование независимых от разума фактов о том, реализуются ли универсалии). [4]
История
[ редактировать ]Средневековая философия
[ редактировать ]Эволюция позднесхоластической терминологии привела к возникновению концептуализма, вытекающего из учений, ранее считавшихся номиналистическими. Терминологическое различие было сделано для того, чтобы подчеркнуть разницу между утверждением, что универсальные ментальные действия соответствуют универсальным интенциональным объектам, и точкой зрения, которая отвергала существование универсалий вне разума. Прежняя точка зрения отказа от объективной универсальности четко определялась как концептуализм.
Питер Абеляр был средневековым мыслителем, чьи работы в настоящее время классифицируются как имеющие наибольший потенциал в представлении корней концептуализма. Точка зрения Абеляра отрицала существование определенных универсалий внутри вещей. [5] Уильям Оккам был еще одним известным мыслителем позднего средневековья, который предложил строго концептуалистическое решение метафизической проблемы универсалий. Он утверждал, что абстрактные концепции не имеют фундамента вне разума. [6]
В 17 веке концептуализм завоевал популярность на несколько десятилетий, особенно среди иезуитов : Педро Уртадо де Мендоса , Родриго де Арриага и Франсиско Овьедо являются главными фигурами. [7] Хотя орден вскоре вернулся к более реалистической философии Франсиско Суареса , идеи этих иезуитов оказали большое влияние на раннюю современную философию .
Современная философия
[ редактировать ]Концептуализм был явно или неявно принят большинством мыслителей раннего Нового времени , включая Рене Декарта , Джона Локка , Баруха Спинозу , Готфрида Вильгельма Лейбница , Джорджа Беркли и Дэвида Юма – часто в довольно упрощенной форме по сравнению со сложными схоластическими теориями. [8] [9]
Иногда этот термин применяется даже к радикально иной философии Иммануила Канта , который считает, что универсалии не имеют никакой связи с вещами такими, какие они есть сами по себе, поскольку они (универсалии) производятся исключительно нашими априорными ментальными структурами и функциями, хотя категории имеют объективную значимость для объектов опыта (то есть явлений). [10] [11]
В философии позднего Нового времени концептуалистических взглядов придерживался Г.В.Ф. Гегель . [12]
Современная философия
[ редактировать ]В время наше Гуссерля Эдмунда философия математики была истолкована как форма концептуализма. [13] В контексте искусства см.: Концептуализмы Кристофа Мецгера, Концептуализмы в музыке, искусстве и кино , по заказу Академии художеств, Берлин, 2003 г.
Концептуалистический реализм (точка зрения, выдвинутая Дэвидом Виггинсом в 1980 году) утверждает, что наша концептуальная основа отображает реальность. [14]
в 1994 году велись серьезные дебаты относительно концептуального характера опыта Разум и мир» « Хотя это и отдельно от исторических дебатов о статусе универсалий, после выхода книги Джона Макдауэлла . [15] Пробным камнем Макдауэлла является знаменитое опровержение Уилфридом Селларсом того, что он назвал « мифом о данном » — представления о том, что все эмпирические знания основаны на определенных предполагаемых или «данных» элементах, таких как чувственные данные. [16] Таким образом, отвергая «Миф о данном», Макдауэлл выступает за перцептивный концептуализм , согласно которому перцептивное содержание является концептуальным «с нуля», то есть весь перцептивный опыт представляет собой форму концептуального опыта. Макдауэлла Философия оправдания считается формой фундаментализма : это форма фундаментализма, поскольку она допускает, что определенные суждения подтверждаются опытом, и является последовательной формой этой точки зрения, поскольку утверждает, что опыт может служить основанием для определенных суждений, поскольку опыт является непреодолимо концептуальным. . [17] [18]
Ясная мотивация современного концептуализма состоит в том, что тип восприятия, которым обладают разумные существа, такие как люди, уникален тем, что имеет концептуальный характер. Макдауэлл поясняет свою позицию:
Я утверждал, что наше перцептивное отношение к миру является концептуальным вплоть до воздействия мира на наши воспринимающие способности. Идею концептуального, к которой я стремлюсь, следует понимать в тесной связи с идеей рациональности, в том смысле, который имеет место в традиционном отделении зрелых человеческих существ как разумных животных от остального животного мира. королевство. Концептуальные способности — это способности, принадлежащие рациональности их субъекта. Итак, еще один способ выразить мое утверждение — сказать, что наш опыт восприятия пронизан рациональностью. Я также попутно предложил сказать что-то параллельное и о нашем агентстве. [19]
Концептуализм Макдауэлла, хотя и весьма отличается (философски и исторически) от происхождения концептуализма, разделяет точку зрения, согласно которой универсалии не «даны» в восприятии извне сферы разума. Отдельные объекты воспринимаются как бы уже наделенными концептуальностью, вытекающей из непосредственности самого разумного субъекта.
Ретроспективное применение термина «перцептуальный концептуализм» к философии восприятия Канта является спорным. [20] Роберт Ханна выступал за конкурирующую интерпретацию работ Канта, названную перцептуальным неконцептуализмом . [21]
См. также
[ редактировать ]- Концептуальная архитектура
- Концептуальное искусство
- Lyco art (лирический концептуализм), термин, придуманный художником Полем Харталом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лаос, Николас (2015). Метафизика мирового порядка: синтез философии, теологии и политики . Wipf и Stock Publishers. п. 37. ИСБН 9781498201025 .
- ^ См. статьи в Strawson, PF и Arindam Chakrabarti (ред.), Универсалии, понятия и качества: новые эссе о значении предикатов . Издательство Ашгейт, 2006.
- ^ «Концептуализм». Оксфордский философский словарь . Саймон Блэкберн. Издательство Оксфордского университета, 1996. Оксфордский справочник в Интернете. Издательство Оксфордского университета. 8 апреля 2008 г.
- ^ Нил А. Мэнсон, Роберт В. Барнард (ред.), «Блумсберийский компаньон по метафизике» , Bloomsbury, 2014, стр. 95.
- ^ «Ауне, Брюс. «Концептуализм». Метафизика: элементы. Университет Миннесоты, 1985. 54.
- ^ «Тернер, В.» Уильям Оккам. « Католическая энциклопедия . Том 15. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1911. 27 октября 2011 г.
- ^ Дэниел Хайдер, Универсалии во второй схоластике , Издательство John Benjamins Publishing Company, 2014, стр. 18.
- ^ Дэвид Босток , Философия математики: Введение , Wiley-Blackwell, 2009, стр. 43: «Все Декарт, Локк, Беркли и Юм полагали, что математика является теорией наших идей , но никто из них не предложил никаких аргументов в пользу этого концептуалистского утверждения и, по-видимому, не считал его бесспорным».
- ^ Стефано Ди Белла, Тэд М. Шмальц (ред.), Проблема универсалий в ранней современной философии , Oxford University Press, 2017, стр. 64 «есть веские основания полагать, что Спиноза был концептуалистом в области универсалий» и с. 207 н. 25: «Концептуализм Лейбница [связан с] оккамистской традицией...»
- ^ «Де Вульф, Морис». Номинализм, Реализм, Концептуализм. Католическая энциклопедия. Том 11. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1911. 27 октября 2011 г.
- ^ Оберст, Майкл. 2015. «Кант об универсалиях». Ежеквартальный журнал истории философии 32 (4): 335–352.
- ^ А. Сарлемейн, Диалектика Гегеля , Springer, 1975, с. 21.
- ^ Захар, Эли (2001). Философия Пуанкаре: от конвенционализма к феноменологии . Чикаго: Open Court Pub Co., с. 211. ИСБН 0-8126-9435-Х .
- ^ AM Фернер, Организмы и личностная идентичность: Индивидуация и работа Дэвида Виггинса , Routledge, 2016, стр. 28.
- ^ Макдауэлл, Джон (1994). Разум и мир . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-57610-0 .
- ^ «Уилфрид Селларс» . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Джон Макдауэлл, Разум и мир . Издательство Гарвардского университета, 1994, с. 29.
- ^ Роджер Ф. Гибсон, «Прямой реализм Макдауэлла и платонический натурализм», Philosophical Issues Vol. 7, Восприятие (1996), стр. 275–281.
- ^ Макдауэлл, Дж. (2007). «Какой миф?». Расследование . 50 (4): 338–351. дои : 10.1080/00201740701489211 . S2CID 214653941 .
- ^ «Принцип единения, концептуализм Канта и неконцептуализм Канта» - Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Роберт Ханна, «Кантианский неконцептуализм», Philosophical Studies 137 (1): 41–64 (2008).
Ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. .