Колман Клойн
Святой Колман Клойн | |
---|---|
![]() Витраж Колман в Биттеванте , созданный Franz Mayer & Co. в 1886 году | |
Рожденный | 15 октября 522 Мюнстер |
Умер | 24 ноября 600 | (в возрасте 78 лет)
Почитаемый в | Римско -католицизм Православная церковь |
Основная храм | |
Праздник | 24 ноября |
Покровительство | Покровитель епархии Клойн и его собора в Кабхе. |
Колман Клойна (530 - 606), также Колман Мак Линейн , был монахом, основателем и покровителем Клюина Уама, теперь Клойн , графство Корк , Ирландия и один из самых ранних известных ирландских поэтов, которые пишут в «Вернакуляре». [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Известно, что ни одна агиографическая жизнь не была написана для Колмана, но различные аспекты его жизни представлены в различных типах источников, таких как ирландские летопись , генеалогии и мученики. Рассказ раннего происхождения, известный как Коналл Корк и Корко Лоигде , которая выживает только как часть ирландского генеалогического тракта в MS Laud 610, включает в себя несколько кратких заметок о святом. Этот текст, вероятно, был написан в Фонде Колмана Клойна, и, хотя он не может быть точно устарел, приблизительно приблизительно c . 700 или раньше было предложено. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Ирландские генеалогии в целом согласны с тем, что у Колмана был отец по имени Ленин. Через своего отца Колман, похоже, произошел от Ротрига , неясных людей, которые известны в другом месте как субъект народа дези Мюнстера . [ 3 ] Ирландские генеалогии, однако, идут в некотором смысле, чтобы связать линию Колмана с Эоганахтой , ведущей правящей династией в Мюнстере. Один ранний элемент генеалогической информации, которая специально идентифицирует Mac Léníni и Mac Duinich как суб-экраны Ротрига (хотя это не называет Colmán), достигает этого, делая их одноименный предшественник Eochaid Rothán одним сыном эоганахт-Mug Mug Mug Mug Mug Mug Mug Mug Mug Mug Nuadat . [ 3 ] Генеалогия святого позже приходит, чтобы проследить происхождение Колмана, чтобы ограбление Нуадата в течение семи поколений. [ 3 ] Эта известность, приспособленная Эоганахте в генеалогии, следует увидеть в свете монашеской карьеры Колмана и позиции Клойна после его смерти (см. Ниже).
Текст Коналл Корк и Корко Лоигде включает в себя короткую триаду, в которой Колман назван одной из трех «бывших лейблок» ( Атлайх ) Ирландии, а также Энна Арана и Мохаммака из Инис Селтра (хотя он также добавляет четвертый , Епископ Эрк в Слане Маг Брег). [ 4 ] Использование слова Athláech здесь было принято, чтобы предположить, что Колман стал священником в несколько более позднем возрасте, чем обычно в то время. [ 5 ] [ 6 ] Позже традиция утверждает, что именно Святой Брендан Клонферта Коннахт Брендан , наконец, убедил его сделать это. [ 6 ]
Клойн
[ редактировать ]Колмана помнят за Клуана Уама, ныне Клойн (Ко Корк, Ирландия), в Мюнстере, в Мюнстере, который находится в Королевстве О'Лири и О'Мики Кайл, сентябрь первого. [ 7 ] Легенда происхождения Коналл Корк и Корко Лоугде фонда была дана не местным королем, а (Кром) Мак Критхайнн . ( д утверждают , что земля для Коирпре [ 8 ]
- Coirpre Mac Crimthainn Это был Клойн Богу и Колману Мак Колкону, которого также называют Mac Lénéne, а также в эфире Cechtraige и Cell Náile. Из -за этого они [Эоганахт Глендамнами] имеют право на светское правило. [ 3 ]
Эфир Cechtraige был идентифицирован как более поздний приход Эрри в баронии Мидлетрида , а Cell Náile - как у Killenaule , в баронии Ардаг , оба в епархии Кашель. [ 3 ]
Тот же текст ссылается на конфликты Колмана с другими правителями. Колман и его братья, как говорят, были изгнаны из Маталаха Маэлем Умай, сыном брата Койрпре Фиачны Ончинд; По этой причине его потомки были навсегда исключены из королевского правления. [ 3 ] [ 9 ] Ранее в тексте также говорят, что Колман произнес проклятие ( maledictio ), которое сбило стены города Ресс или Рессад . [ 4 ] По словам Пола Маккоттера, Ресс (AD), кажется, является «архаичным названием для председателя Uí или одного из его подразделений», [ 10 ] Председатель Uí является выдающимся сентябрем Fidgenti в Co. Kildare Лимерик.
Клойн, кажется, был его самым ранним поселением. Собор и круглая башня расположены на известняковом возвышении среди долины, окруженной богатыми лугами. В скале находится пещера, простирающаяся в различных филиалах под землей до большого расстояния, от которого город получает свое название. Колмана, еще предстоит увидеть в 1813 году. Колман также, как Здесь предполагается, что Колман занял свое обитель как место безопасности, и остатки его примитивного ораторского искусства, известного как часовня полагают Округ Керри . [ 11 ]
Более подробная информация о его жизни не задокументирована в письменной форме, а связь многих мест в округах Корк и Лимерик с его именем по сей день доказывает реальность его труда. Триады десятого века описывают Клойна как важную юридическую школу.
Поэт
[ редактировать ]Ему приписывали необычайные поэтические способности, будучи стилизованными его современниками «Королевский поэт Мюнстера». Некоторые из его ирландских стихов по -прежнему сохраняются, в частности, метрический панегирик на Сен -Брендане . Колган упоминает о метрической жизни Сен -Сенана .
Неясно, был ли он воспитан в качестве христианина, но уверен, что он был образован и стал бардом или файлом , что потребовало специального образования - для достижения самого высокого уровня файла 12 лет обучения потребовалось .) Как член класса Фили , он стал привязан к суду Кашеля , где он оставался примерно до 48 лет. В 570 году он и Брендан из Клонферта , как сообщалось, урегулировали спор между соперниками на престоле Кашела, и Аодх Каом был признан королем - первым христианским королем Кашеля. Король был установлен Бренданом. Во время коронации Колман и некоторые другие обнаружили потерянный храм Эмли. Брендан сказал, что не правильно, что руки, которые держали эту священную реликвию, должны быть осквернены отныне, поэтому Сын Лейнина предложил себе Богу. Брендан благословил его и дал ему имя Колман, который является миниатюрным Колм. гэльского слова Колм соответствует латинской колумбе (голубь).
Затем Колман отправился в школу Сен -Иарлите из Туама , и после его обучения он затем упоминается как проповедь язычнику на востоке графства Корк. Его описывают как «религиозный и святой пресвитер, который впоследствии стал известным епископом». Принц Дейз, в нынешнем графстве Уотерфорд , подарил своему ребенку Колману за крещение. Колман крестил его Деклану и призвал своих родителей хорошо обучать его в своей вере. Этот ребенок стал объявлением Ардмора .
Колману дали церкви в Эрри и Киленаул (в 4 и 10 милях от Кашела соответственно) Койрпре Кромм Мак Кримтанн , король Мюнстера (Кашел), а также земли в Клойне, Ко, Корк. Вполне может быть, что земли в Клойне (Клюайн Уама, газон пещеры), были завоеваны земли, и для предотвращения возможности восстановления были переданы церкви. Поместье Клойн было большим и содержало одну из лучших земель в этом районе.
После смерти короля (ок. 580) Колман каким -то образом стал вовлеченным в фракционную борьбу между потомками Коирпра, в которых некоторые из них преследовали его, в то время как другие, предки более поздней доминирующей линии, защищали его.
Существующий стих
[ редактировать ]Его выжившие стихи датируются периодом 565 и 604 года и являются одними из самых ранних примеров ирландского письма в латинском алфавите. [ 12 ] Обычно считается, что он составил Луин Ок Лайб , стихотворение в «Членау Домналла Мак Мюрхертайга» (ум. 566?), Король Тары. [ 13 ] ( D. 604) , король О'Нила. Последнее стихотворение не выжило полным. [ 1 ]
Почитание
[ редактировать ]Он умер 24 ноября (его последующий праздник), около 600 года, а его вероятное место захоронения - Клойн, где он, возможно, оставил в школе поэзии. Календари единодушны в встрече с его смертью 24 ноября, теперь его праздник. Патрон Святой Епархии Клойн и его собор в Cóbh.
Другой Колман также почитается в один и тот же день, как записан Ангусом в его «Фелире»:-Мак Ленин самый превосходный с Колманом из Дут-Чулюнн. Колман жил в то время, в которое у нас очень мало написанной истории. Полученная фотография Колмана Мак Лейнина приходит к нам из гагиографий девятнадцатого и двадцатого века.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Джонстон, «Мюнстер, святые (акт. C .450 - C.700)».
- ^ - Корран, «Создание прошлого»; Чарльз-Эдвардс, ранняя христианская Ирландия , с. 522-3
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Корран, "Создание прошлого"
- ^ Jump up to: а беременный Conall Corc и Corco Loígde , tr. Халл, с. 900.
- ^ Куин, например; и др., ред. (2007) [1913–1975]. «Атлайш». Словарь ирландского языка, основанный в основном на старых и средних ирландских материалах . Дублин: Риа . Буква А, столбец 458.
- ^ Jump up to: а беременный Автобус, "Колман Мак Ленен"
- ^ Чарльз-Эдвардс, ранняя христианская Ирландия , с. 536, примечание 45 и 547–8.
- ^ Эоган Глендамнах был филиалом, претендующим на происхождение от Над Фро , как и Аногахт Кашела и Айне.
- Conall Corc и Corco Loígde , tr. Халл, с. 903.
- ^ Маккоттер, средневековая Ирландия , с. 185.
- ^ Джеймс Кармоди, «Аббатство Киллагха, приход Килколеман, графство Керри», Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , Пятая серия, вып. 36, № 3, 285
- ^ Уэльс, Оксфордский краткий компаньон с ирландской литературой
- ^ «Три старых ирландских акцентных стихов», Джеймс Карни в журнале Eriu, Vol. 22 (1971), с. 64+
Ссылки
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Джонстон, Элва. « Мюнстер, святые (акт. C .450– C .700) ». Оксфордский словарь национальной биографии . Издательство Оксфордского университета, сентябрь 2004 г., онлайн -издание, май 2008 г.. Доступ: 14 декабря 2008 года.
- Óráin, D. «Создание прошлого: ранняя ирландская генеалогическая традиция» .
- Уэльс, Роберт (1996). Оксфорд Краткий компаньон с ирландской литературой . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280080-9 .
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). "Святой Колман Мак Ленин" . Католическая энциклопедия . Нью -Йорк: Роберт Эпплтон Компания.
- Чарльз-Эдвардс, Т.М. (2000). Ранняя христианская Ирландия . Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Бизнес, поп (2006). "Colmán Mac Lénéni" В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия Санта-Барбара, Денвер и Оксфорд: ABC- Clio п. 467.
Первичные источники
[ редактировать ]- Conall Corc и Corpa Loígde (Gual Genealogues), изд. Куно Мейер (1910). «Коналл Корк и Корко Луигд. Из« Лауд 610 », фол. 98а». Анекдота из ирландских рукописей . Тол. 3. Дублин. С. 57–63.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: location missing publisher (link); tr. Вернат Халл (1947). «Коналл Корк и Корко Луигде». Материалы Современной ассоциации современного языка . 62 (4): 887–909. doi : 10.2307/459137 . JSTOR 459137 . - Oengus Tallaght (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартирология Oengus The Culdee . Общество Генри Брэдшоу. Тол. 29. Лондон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Thurneysen, R. (1933). «Колман, сын Ленуни и Сенчан Торпстер». Zcp . 19 : 193–209.
- Маккоттер, Пол (1994). Колман Клойна: исследование . Дублин: Четыре судебные прессы.