Список мифологических объектов (индуистская мифология)
![]() | Было предложено разделить эту статью на новую статью под названием « Список оружия в индуистской мифологии» . ( обсудить ) ( декабрь 2022 г. ) |
Этот список нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2017 г. ) |
![]() | Этот список не имеет точных критериев включения , как описано в Руководстве по стилю для отдельных списков . ( март 2017 г. ) |
Ниже приводится список различных мифологических объектов, описанных в индуистской литературе .

Броня
[ редактировать ]- Карна Кавача - доспехи Карны, подаренные ему его отцом Сурьей при рождении, дающие ему виртуальную неуязвимость.
- Брахма Кавача - Доспехи Брахмы, которые не позволят ее владельцу причинить вред никакому оружию. В Рамаяне Равана и Атикая , в Махабхарате этим пользовались Арджуна и Дурьодхана .
- Шива Кавача — Доспехи Шивы, делающие своего владельца непобедимым.
Суда
[ редактировать ]
- Калаша – в Ведах калаша считается символом изобилия и «источником жизни». В Ведах она упоминается как «переполненная полная ваза». Считается, что калаша содержит амриту, эликсир жизни, и поэтому считается символом изобилия, мудрости и бессмертия. Калаша часто рассматривается в индуистской иконографии как атрибут в руках индуистских божеств, таких как бог-создатель Брахма , бог-разрушитель Шива как учитель и богиня процветания Лакшми .
- Камандалу , камандал или камандалам — продолговатый горшок для воды, изготовленный из сухой тыквы (тыквы) или скорлупы кокосового ореха, металла, древесины дерева Камандалатару, [ 1 ] или из глины, обычно с ручкой, а иногда и с носиком. Камандалу используется в индуистской иконографии для изображения божеств, связанных с аскетизмом или водой. Таким образом, в индуизме это рассматривается как символ аскетизма. [ 2 ] Ади Шанкарачарьи Гимн Аштотарам восхваляет Шиву, чья рука украшена камандалу. Другие божества, такие как бог огня Агни и наставник богов Брихаспати , изображены несущими камандалу. [ 3 ] [ 4 ]
- Капала — (санскритское слово «череп») или чаша из черепа — это чаша, сделанная из человеческого черепа, используемая в качестве ритуального орудия (чаши) как в индуистской, так и в буддийской тантре .
- Кумбха — вид гончарного дела в Индии. Он символизирует утробу, таким образом, представляет плодородие, жизнь, воспроизводительную силу человека и средства к существованию и обычно ассоциируется с дэви, особенно с Гангой . [ 5 ]
- Акшая Патра — Акшаяпатра (означает неисчерпаемый сосуд) , является объектом индуистской теологии. Это был чудесный сосуд, подаренный Юдиштиру Господом Сурьей бесперебойным запасом еды . снабжал Пандавов , который ежедневно [ 6 ]
- Акшая Тунира — неиссякаемый колчан стрел Арджуны , предложенный ему Агни . [ 7 ]
Флаги
[ редактировать ]- Гарудадхваджа — Флаг Вишну . [ 8 ]
- Индрадхваджа — Флаг Индры .
- Каккадхваджа — флаг Джьештхи .
- Капидхваджа или Ванарадхваджа — флаг Арджуны . [ 9 ]
- Макарадхваджа — Флаг Камадевы .
- Куккутадхваджа — Флаг Картикеи .
- Вришадхваджа – Флаг Шивы.
Флора
[ редактировать ]Растения
[ редактировать ]- Аусадхирдипьяманас — это целебные растения, способные к фосфоресценции . Их используют для исцеления и омоложения в бою. Их используют Эшвины . [ 10 ]
- Трава Эрака — трава, выросшая из выброшенного измельченного в порошок железного болта, принадлежащего Самбе . Его использовали для уничтожения расы Яду , поскольку он чудесным образом превратился в железный болт в руках своих владельцев.
- Трава Куша . Трава Куша специально рекомендована Кришной в Бхагавад-Гите как идеальное место для медитации.
- Падма . Лотос играет центральную роль в индийских религиях, таких как индуизм , буддизм , сикхизм и джайнизм . Индусы почитают его вместе с богами Вишну , Брахмой и, в меньшей степени, Куберой , а также богинями Лакшми и Сарасвати . Они считаются образцом божественной красоты и чистоты.
- Цветок Саугандхика . Это был цветок лотоса, который искал Бхима (для Драупади ) во время изгнания Пандавов. Его нашли в Куберы . пруду
Хануман возвращает Сандживани, захватив всю гору. - Сандживани . Сандживани — волшебная трава, способная вылечить любую болезнь. Считается, что лекарства, приготовленные из этой травы, способны оживить умершего человека.
- Туласи – священный базилик – священное растение в индуистской вере. Индусы считают его земным проявлением богини Туласи ; Как воплощение Лакшми, она считается великой поклонницей бога Вишну .
Деревья
[ редактировать ]- Дерево Дживы и Атмана . Это дерево появляется в ведических писаниях как метафизическая метафора души.
- Амалика . Почитание дерева амла, в частности, связано с верой в то, что бог Вишну обитает внутри дерева и рядом с ним, особенно в Амалака Экадаши .
- Дерево Ашока . Дерево Ашока тесно связано с якши , духами природы.
- Атти – В Атхарваведе смоковнице уделяется особое внимание как средству достижения процветания и победы над врагами.
- Дерево Бильва – это священное дерево, используемое для поклонения Шиве .
- Кадамба . Кадамба упоминается в Бхагавата-пуране. В Северной Индии оно ассоциируется с Кришной , а на юге оно известно как « Парвати дерево ». Дерево кадамба также связано с древесным божеством по имени Кадамбариямман.

- Париджата — божественное цветущее дерево с цветами, которые никогда не увядают и не увядают — привезли его на Индралоку . дэвы
- Дерево Сала . В индуистской традиции считается, что дерево Сала пользуется благосклонностью Вишну. Это также связано с салабханджикой или шалабханджикой (также известными как маданакай, маданика или шилабалика) .
- Акшаявата . (Неразрушимый баньян ) — священное фиговое дерево Мудрец Маркандейа попросил Нараяну показать ему образец божественной силы. Нараяна на мгновение затопил весь мир, в течение которого над уровнем воды можно было увидеть только Акшаявату.
- Калпаврикша (также Калпатару , Калпадрума или Калпападапа) — это божественное дерево, исполняющее желания, в индуистской мифологии.
- Ашваттха (также Ассатха) — священное дерево для индусов, широко упоминаемое в текстах, относящихся к индуизму, упоминается как « пипул » ( Ficus religiosa ) в мантре Ригведы I.164.20. В буддийских текстах это дерево называется деревом Бодхи , деревом, под которым Гаутама Будда медитировал и обрел просветление.
Ювелирные изделия
[ редактировать ]
Гирлянда|Мала[ редактировать ]![]()
|
Инструменты
[ редактировать ]
Барабаны
[ редактировать ]- Дамару или дамру (маленький двуглавый барабан). Дамру известен как инструмент божества Шивы и, как говорят, был создан Шивой для того, чтобы производить духовные звуки, с помощью которых была создана и регулируется вся вселенная.
- Мридангам или таннумаи по-тамильски (деревянный двуглавый барабан). Говорят , что Нанди играл на мридангаме во время изначального танца тандава Шивы , заставляя божественный ритм раздаваться по небесам. Таким образом, мридангам также известен как «Дева Ваадьям» или «Божественный инструмент» .
Духовые инструменты
[ редактировать ]- Нандни Вардханам — Раковина Сатьяки .
- Панчаджанья — раковина Шанкха индуистского бога Вишну .
- Шанкха — раковина, имеющая ритуальное и религиозное значение как в индуизме, так и в буддизме. Шанкха — священная эмблема индуистского бога-хранителя Вишну . Он до сих пор используется в качестве трубы в индуистских ритуалах, а в прошлом использовался как военная труба.
- Йогеша Надам – Раковина Шивы .
- Вену – Вену (бамбуковая поперечная флейта) связана с Кришной , который часто изображается играющим на ней. Также одна из форм Деви Матанги в роли Вену Шьямалы.
Струнные инструменты
[ редактировать ]- Махатхи — Вина Нарады (ведического мудреца) .
- Сарасвати вина — вина Сарасвати , индуистской богини знаний, музыки, искусства, мудрости и обучения.
- Рудра вина . Поскольку Рудра — это имя индуистского бога Шивы , рудра вина буквально означает «вина, дорогая Шиве » .
Вещества
[ редактировать ]
- Амрита — нектар, полученный из Самудра Мантаны , который при употреблении даровал богам бессмертие.
- Халахала (также называемая «калакута») — процесс Самудра Мантана высвободил ряд вещей из Молочного океана . Одним из них был смертельный яд, известный как Халахала. Это напугало богов и демонов, потому что яд был настолько мощным, что мог уничтожить все творение. Шива употребил яд, чтобы защитить вселенную.
- Сома (санскрит) или Хаома (авестийский) . Описывается как приготовленный путем извлечения сока из стеблей определенного растения. И в ведической , и в зороастрийской традиции названия напитка и растения одинаковы, а также олицетворены как божество, причем все трое образуют религиозное или мифологическое единство.
Сокровища
[ редактировать ]- Наваратна – священные девять драгоценностей или сокровищ.
- Нидхи — Девять сокровищ (наванидхи), принадлежащих Кубере , богу богатства.
- Ратнас — четырнадцать сокровищ, созданных во время Самудра Мантаны .
Транспортные средства
[ редактировать ]Колесницы
[ редактировать ]
- Колесница Яяти — божественная колесница, которая могла беспрепятственно путешествовать в любом направлении, используемая королем Яяти .
- Колесница Раху – Божество едет на колеснице, запряженной восемью черными лошадьми.
- Колесница Сурьи — Колесница Сурьи , управляемая Аруной и запряженная семью лошадьми.
Разблокировано
[ редактировать ]- Вахана — обозначает существо, обычно животное или мифическую сущность, которую, как говорят, определенное индуистское божество использует в качестве средства передвижения. В этом качестве вахану часто называют «ездовым животным» божества.
виманы
[ редактировать ]- Ханса Вимана — летательная машина/личный самолет Господа Брахмы , он управляется лебедями и имеет полностью белый цвет.
- Пушпака Вимана или Данду Монара — Пушпака изначально был создан Вишвакармой для Брахмы , индуистского бога творения; позже Брахма отдал его Кубере , богу богатства; но позже его вместе с Ланкой украл его сводный брат, король Равана .
Оружие
[ редактировать ]
- Анрита — название одного из мистических орудий, переданных , как Раме Вишвамитрой упоминается в Рамаяне .
- Аюдхапуруша — антропоморфное изображение божественного оружия в индуистском искусстве. Аюдхапуруши иногда считаются частичным воплощением своих божественных владельцев.
- Сеть Индры . Сеть была одним из орудий бога неба Индры , которое использовалось для ловли и опутывания врагов. Сеть также означает магию или иллюзию.
Шастра
[ редактировать ]- Анкуша — слоновий погон, который является одним из восьми благоприятных объектов, известных как Астамангала . Анкуша также является атрибутом многих индуистских богов, в том числе Ганеши .
- Балачита , в качестве оружия — плуг, используемый Баларамой , братом Кришны .
- Ченту — конский кнут, похожий на кривую палку и являющийся типичным атрибутом Айянара , Кришны в его аспекте Раджагопалы и Шивы с Нанди .
![]()
Астра[ редактировать ]
![]()
|
Разнообразный
[ редактировать ]
- Аштамангала – Аштамангала – это священный набор восьми благоприятных символов.
- Чхатра — Зонтик, согласно индуизму, является эмблемой Варуны . Ряд божеств изображен с чатрой, в том числе Реванта , Сурья и Вамана (5-й аватар Вишну ) .
- Дхармачакра « (ИАСТ: дхармачакра; палийское дхаммакакка; Колесо Дхармы» ) — одна из Аштамангала .
- Деви-Гола индусов, шары, которые должны падать с богов или небес. Скорее всего метеоры.
- Хираньягарбха ( Мировое яйцо ) — Источник творения вселенной или проявленного.
- Прана – Вся космическая энергия, пронизывающая Вселенную на всех уровнях. Прану часто называют «жизненной силой» или «жизненной энергией» . Сюда также входят энергии, присутствующие в неодушевленных предметах.
- Рама Сету В Рамаяне ванары по имени Нала и Нила строят плавучий мост (известный как Рама Сету) через море, используя камни, которые плавали по воде, потому что на них было написано имя Рамы.
- Рудракша , также рудракш («Слезы Рудры/Шивы») , представляет собой семя, традиционно используемое для изготовления четок в индуизме.
- Стамбха (также пишется как Скамбха) — в контексте индуизма считается космической колонной. Считается, что стамбха выполняет функцию связи, соединяющей небо ( Сварга ) и землю ( притхви ) .
- Ведический амулет . В ведической литературе фиговые деревья часто представляют собой талисманы, а фиговое дерево удумбара считается «повелителем амулетов».
- Колесо времени (также известное как Калачакра ) — это концепция, встречающаяся в нескольких религиозных традициях и философиях, особенно в религиях индийского происхождения, таких как индуизм, сикхизм и буддизм, которые рассматривают время как циклическое явление, состоящее из повторяющихся эпох.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://sanskritdocuments.org/all_sa/shankara108m_sa.html , аштотарам Шанкарачарьи)
- ^ Янсен, Ева Руди (1993). Книга индуистских образов . Публикации Бинки Кока. п. 158. ИСБН 9789074597074 . Проверено 21 августа 2008 г. стр.52
- ^ Чаплин, Доротея (2007). Мифологические связи между Востоком и Западом . ЧИТАЙТЕ КНИГИ. п. 160. ИСБН 9781406739862 . Проверено 21 августа 2008 г. стр.117
- ^ Чакрабарти, Дилип К. (2001). Археологическая география равнины Ганга . Ориент Лонгман. п. 301. ИСБН 9788178240169 . Проверено 21 августа 2008 г. п. 40
- ^ Дариан, Стивен Г. (2001), Ганг в мифах и истории , Мотилал Банарсидасс, с. 125, ISBN 978-8120817579 Макары
Кумбха: После . наиболее отличительной скульптурной особенностью Ганги является полная ваза, впервые появившаяся с речной богиней на том же фризе пещеры Вараха из Удайгири Хотя это и не является обычным явлением на ранних стадиях изображения Ганги, полная ваза появляется все чаще и чаще по мере того, как тема Ганги достигает зрелости.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 65 .
- ^ Махабхарата . Издательство Питамбар. 1997. с. 27. ISBN 978-81-209-0732-4 .
- ^ Книги, Каусики (24 октября 2021 г.). Нарада Пурана, часть 1: только английский перевод без шлок . Книги Каусики. п. 423.
- ^ Шри Рамакришна Матх (1985) «Хануман Чалиса», с. 9
- ^ Бэйн, Тереза (29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 24. ISBN 978-1-4766-3920-8 .
- ^ Сайт, посвященный истории Карны.
- ^ «4. Амба и Бхишма» . Махабхаратаонлайн.com . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Девдутт Паттанаик (8 января 2002 г.). Мужчина, который был женщиной, и другие странные истории из индуистских преданий . Харрингтон Парк Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-56023-180-6 . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 62 .
- ^ Кинсли с. 63
- ^ Кинсли, стр. 67–8.
- ^ Кинсли с. 171
- ^ Кинсли с. 98
- ^ Кинсли с. 153
- ^ Кинсли с. 167
- ^ Кинсли с. 180
- ^ Кинсли с. 246
- ^ D Деннис Хадсон (27 августа 2008 г.). Тело Бога Дворец императора Кришны в Канчипураме восьмого века: Императорский дворец Кришны в Канчипураме восьмого века . Издательство Оксфордского университета. стр. 168–. ISBN 978-0-19-970902-1 .
- ^ Проф. Шрикант Прасун (17 февраля 2014 г.). Индуизм разъясненный и упрощенный . Издательство V&S. стр. 235–. ISBN 978-93-81384-72-5 .
- ^ Опекуны (2003). Бхактирасамритасиндху Рупы Госвамина . Мотилал Банарсидасс. пп. 575–. ISBN 978-81-208-1861-3 .
- ^ Венкатесананда, Свами (1984). Краткая йога Васиштха . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 346–353. ISBN 0-87395-955-8 . OCLC 11044869 .
- ^ «Правописание Шьямантаки» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ «История Шьямантаки» . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Браун (октябрь 2007 г.). Древние астрологические драгоценные камни и талисманы в первую очередь = Ричард Шоу . Хрисикеш Лтд. ISBN 978-974-8102-29-0 .