Kiowa
![]() Три мужчины Kiowa в 1898 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
12,000 (2011) [ 2 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , Kiowa , Plains Sign Talk | |
Религия | |
Церковь коренных американцев , традиционная племенная религия, солнцезащитные танцы , христианство |
Kiowa ( / ˈ k aɪ . [ 3 ] [ 4 ] или торт [ 1 ] IPA: [kɔ́j-gʷú] ) люди-это племя коренных американцев и коренные народы Великих равнин Соединенных Штатов. Они мигрировали на юг из Западной Монтаны в Скалистые горы в Колорадо в 17 и 18 веках, [ 5 ] и в конце концов в южные равнины к началу 19 -го века. [ 6 ] В 1867 году киова была перенесена в резервацию на юго -западе Оклахомы .
Сегодня они признаны федерально индийским племенем Kiowa в Оклахоме [ 7 ] со штаб -квартирой в Карнеги, штат Оклахома . [ 2 ] По состоянию на 2011 год [update], там было 12 000 членов. [ 2 ]
Язык Kiowa (Cáuijògà) , часть семьи Tanoan Language, находится под угрозой исчезновения, и только 20 ораторов по состоянию на 2012 год. [ 8 ] [ 9 ] Однако в 2024 году у Kiowa есть отдел языка Kiowa. [ 10 ] Университет Талсы, Университет Оклахомы в Нормане, и Университет наук и искусств Оклахомы в Чикашах предлагают уроки языка киова.
Имя
[ редактировать ]Человек | Cáui |
---|---|
Люди | Пойманный |
Язык | Кауиджоган |
Страна | Кайда |
На языке Kiowa Kiowa называют себя [kɔ́j - gʷʷ], по -разному написано как Cáuigú, [ 1 ] Ka'igwu, Gáuigú или Gaigwu, наиболее данный с предполагаемым значением «основной народ». [ 11 ] : 136
Первая часть названия-это элемент [kɔ́j] (написано kae-, cáui-, gáui- или gai-), что просто означает «kiowa». Его происхождение потеряно. Второй элемент -gua/gú [–gʷú] (или [–gʷʷ] в более старой киове) является маркером множественного числа. [ 12 ]
Древние имена племени были кутжау или кву-да [kʰʷút-tɔ̀] («появляются» или «быстро выходя из Полый бревно, пока беременная женщина не застряла. Позже они назвали себя Kom-pa-bianta (kòmfàubí̱dàu) [kòmpɔ̀+bį̂ː-dɔ̀] (tipi flap+big-plural) для «людей с большими типи лоскутами », прежде чем они встретились с племенами южных равнин или до того, как встретились с белыми людьми. [ 11 ] : 152–153
На английском языке Kiowa произносится Ki-o-wa /ˈkaɪ.oʊ.wə/, ki-o-wə /ˈki.oʊ.wə/, считается ненадлежащим. Английское имя вытекает из того, как будут сказать команчи / kɔ́j - gʷʷ / на их языке. Некоторые пожилые кайова скажут Kiowa как ki-wah /ˈkaɪ.wː/. [ Цитация необходима ]
В языке индийского языка жестов на равнинах . Киова выражается, держа два прямых пальцев возле нижнего внешнего края правого глаза и перемещая эти пальцы назад мимо уха [ Цитация необходима ] Это соответствовало древней прическе Kiowa, порезанной горизонтально от нижнего внешнего края глаз к задней части ушей. Это был практичный способ предотвратить запутанные их волосы во время стрельбы из стрелы из бокстера. [ Цитация необходима ] Джордж Кэтлин нарисовал воинов Киовы с этой прически. [ 13 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Kiowa является членом семьи Kiowa-Tanoan . Отношения были впервые предложены Смитсоновским лингвистом Джоном П. Харрингтоном в 1910 году и были окончательно созданы Кеном Хейлом в 1967 году. [ 14 ] Паркер Маккензи , родившийся в 1897 году, был известным авторитетом на языке киова, изучая английский только тогда, когда он начал школу. Он сотрудничал с Джоном П. Харрингтоном, который приписывал его первым автором совместно опубликованной работы в то время, когда местные консультанты редко признаны. [ 15 ] Позже он также работал с Лорел Уоткинс на языке Kiowa. Далее он обсуждал этимологию слов и понимания того, как язык киова изменился, чтобы включить новые предметы материальной культуры. Письма Маккензи о произношении и грамматике языка Kiowa находятся в национальном антропологическом архиве.
Kiowa /ˈkaɪ.əwə/ или cáuijṑ̱gà / [gáui [ḏ̱: gyà ("Язык Cáuigù (kiowa)") - это танановый язык, на котором говорят народ Kiowa, в первую очередь в округах Кайова и Команча. [ 16 ]
Кроме того, Kiowa была одной из многочисленных наций по всей территории США, Канады и Мексики, которые говорили о выступлении на равнинах . Первоначально торговый язык, он стал самостоятельным языком, который оставался в использовании по всей Северной Америке. [ 17 ]
Правительство
[ редактировать ]
Индийское племя Киова в Оклахоме состоит из штаб -квартиры в Карнеги, штат Оклахома . Их племенная юрисдикционная область включает округа Caddo , Comanche , Cotton , Jackson , Kiowa , Tillman , Greer и Harmon . Зачисление в племя требует минимального кванта в крови ¼ спуска Kiowa. [ 2 ]
По состоянию на 2022 год [update], Председателем Kiowa Tribal является Лоуренс Петтедбард, а заместитель председатель-Джейкоб Цоти. [ 18 ]
Экономическое развитие
[ редактировать ]Племя Kiowa выпускает свои собственные теги автомобиля. По состоянию на 2011 год [update], The Tribe владеет одним дымовым магазином, стейк -хаусом Morningstar, Morningstar Buffet, рестораном победителя в Деволе, штат Оклахома , [ 19 ] и Kiowa Bingo возле Карнеги, штат Оклахома . [ 20 ]
Племя владеет тремя казино, казино Kiowa в Карнеги , в Вердене , а также казино Kiowa и отель Red River в Деволе (примерно в 20 минутах езды на севере от Уичито -Фолс, штат Техас ). [ 21 ]
Культура
[ редактировать ]Первоначально с северных равнин и мигрируя на южные равнины, Общество Киова следует двустороннему происхождению , где как материнские, так и отцовские линии являются значительными. [ 6 ] У них нет кланов, но имеют сложную систему и общества, основанная на родстве, основанные на возрасте и полу.
Tipis , конические домики, изготовленные из шкуры или более позднего холста, при условии легкого портативного корпуса. Они охотились и собирали дикие продукты и торговали с соседними аграрными племенами на продукты. Кайова мигрировала сезонно с американским бизоном, потому что это был их основной источник пищи. Они также охотились на антилопу, оленей, индеек и другую дикую игру. Женщины собирали разновидности диких ягод и фруктов и обрабатывали их приготовленным мясом, чтобы сделать Pemmican . Собаки использовались для вытягивания Travois и Rawhide Parfleche , в которых содержались товары для кемпинга для коротких ходов. Киова, как правило, оставалась в районах в течение длительного времени.
Когда они приняли конной культуру после приобретения лошадей из испанских ранчерий к югу от Рио -Гранде, Kiowa произвела революцию в их жизни. У них было гораздо большие диапазоны для сезонной охоты, и лошади могли нести некоторые из своих кемпингов. Апач Киова и Плейнс основал родину на юге равнины , рядом с рекой Арканзас на юго -восточном Колорадо и Западном Канзасе и дренаж Красной реки в Техасской Панхандле и Западной Оклахоме. [ 6 ]
Kiowa использует Plantago virginica , чтобы сделать гирлянды или венки для стариков, чтобы носить вокруг своих голов во время церемониальных танцев в качестве символа здоровья. [ 22 ]
Кухня
[ редактировать ]


Исторически у Киова было кочевое общество охотников-собирателей. Они разделили аналогичную кухню со своими соседними племенами равнин, такими как команч. Наиболее важным источником пищи для наций Kiowa и Counter Plains был американский бизон или буйвол. Перед введением лошадей на равнины охотились на бизона пешком. [ 23 ] Охота требовала, чтобы охотник подошел как можно ближе к цели, прежде чем стрелять со стрелками или использования длинного копья. Иногда они носили шкуры волков или койотов , чтобы скрыть свой подход к стадам бизонов.
Охота на бизон стала намного проще после того, как Kiowa приобрела лошадей. Бизона охотились на лошади, и мужчины использовали луки и стрелы, чтобы снять их, а также длинные копья, чтобы пронзить сердца животных. Женщины готовили мясо бизона различными способами: жареные, вареные и сушеные. Высушенное мясо было приготовлено в Pemmican , к существованию, в то время как люди были в движении. Pemmican изготавливается путем размалывания сушеного насыщенного мяса в порошок, затем смешивая почти растущий вес растопленного жира или сала, а иногда и ягоды. Пеммикан был формирован в батончики и хранился в мешочках до готовности к употреблению. Кайова иногда ела определенные части бизонов. Другие охотничьи животные включали оленя, лось , пронгорна , дикого мустанга , дикой индейки и медведей. Во время дефицитной игры Kiowa ели маленьких животных, таких как ящерицы, водоплавающие птицы, скунсы, змеи и броненосцы. [ Цитация необходима ] Они совершали набег на ранчо на лонгхорн скот и лошадей, чтобы поесть в трудные времена. Они также приобрели лошадей для путешествий, охоты и борьбы со своими врагами. [ 24 ]
В обществе Kiowa люди делали большую часть охоты. Женщины были ответственны за сборы диких пищевых продуктов, таких как ягоды, клубни, семена, орехи, овощи и дикие фрукты, но могли бы охотиться, если захотят. Растения, важные для кухни киовы, включают орехи пекан , колючих грушей , туфлика , хурмы , желубы, сливы и дикий лук. Они приобрели культивируемые культуры, такие как тыква, кукуруза и тыква , обмениваясь и совершая набеги на различные индийские народы, такие как люди из паулины , живущие на западном краю Великих равнин. Перед приобретением металлических горшков от европейцев Kiowa готовила вареное мясо и овощи в процессе выстилания ямы на земле с шкурами животных, заполняя это водой и добавляя огненные камни. [ 25 ]
Транспорт и жилища
[ редактировать ]
Основной формой укрытия, используемой Kiowa, была Tipi или Skin Lodge . Типи были изготовлены из шкур бизонов в форме и сшиты в конической форме. Деревянные полюсы, называемые полюсами Ложи, длиной от 12 до 25 футов (3,7–7,6 м), используются в качестве поддержки домики. Полюса лоджа собирают из красной можжевельника и сосны Lodgepole . [ 26 ] У Типи есть хотя бы один входной клапан. Дымовые закрылки были помещены наверху, чтобы дым мог сбежать от ямы огня внутри. Пол Типи был выровнен с шкурами животных и шкурой для тепла и комфорта. Типи предназначен для того, чтобы быть теплым внутри в холодные зимние месяцы и охлаждать внутри теплое лето. TIPI легко обрушиваются и могут быть подняты за считанные минуты, что делает его оптимальной структурой для кочевых людей, таких как киова и другие нации индийских наций. Полюсы типи были использованы для построения травуа во время путешествия. Скрыть картины часто украшают внешнюю и внутри типи, с особыми значениями, прикрепленными к определенным дизайнам.

Перед введением лошади в Северную Америку, киова и другие равнины народы использовали домашних собак, чтобы носить и тянуть свои вещи. Типи и вещи, а также маленькие дети, были перенесены на травуа, структуру рамы, используя полюсы типи и потянутые собаками и более поздними лошадьми.
Введение лошади в Общество Киова произвело революцию в их образе жизни. Они приобрели лошадей, совершив набег на ранчеро к югу от Рио -Гранде в Мексику, а также, наберив на других индийских народов, у которых уже были лошади, такие как навахо и различные люди Пуэбло. С лошадью они могли переносить большие грузы, охотиться на большее количество игры в более широком диапазоне и легче, и проходить дольше и дальше. Кайова стала мощными и квалифицированными воинами, которые проводили рейды на большие расстояния против врагов. Киова считалась среди лучших всадников на равнинах. Богатство мужчины измерялось в первую очередь по размеру его лошадиного стада, причем особенно богатые люди имели стада в сотнях. Лошади были целями захвата во время рейдов. Киова считала честью украсть лошадей у врагов, и такие рейды часто служили обрядом для молодых воинов. Они украшали своих лошадей краской для тела от медицины для ритуальных и духовных целей, таких как удача и защита во время битвы. Лошади киовы также часто украшали маски из бисера (иногда с рогами бизонов, прикрепленными к бокам) и перья в их гриве. Мулы и ослы также использовались в качестве средства транспорта и богатства; Однако они не были так уважаемы.
Социально -политическая организация
[ редактировать ]У киовы хорошо структурированное племенное правительство, как и большинство племен на северных равнинах. У них было ежегодное собрание танцев на солнце и избранный главный заголовок, который считался символическим лидером всей нации. Воинские общества и религиозные общества были важны для общества Киовы и выполняли конкретные роли. Вожди были выбраны на основе храбрости и смелости, показанных в бою, а также интеллекта, щедрости, опыта, навыков общения и доброты к другим. Киова верила, что молодой бесстрашный воин был идеальным. Все племя было структурировано вокруг этого человека. Воин был идеалом, к которому стремились молодые люди. Из -за этих факторов киова имела первостепенное значение в истории южных равнин. [ 27 ]
Женщины получают престиж через достижения своих мужей, сыновей и отцов, или благодаря своим собственным достижениям в искусстве. Женщины Kiowa загорелые, снятые с кожей, окрашенные геометрические дизайны на парфффлехе, а затем шкуры с бисером и квиванными. [ 28 ] Женщины Киова заботились о лагере, пока мужчин отсутствовали. Они собрали и готовили еду в течение зимних месяцев и участвовали в ключевых ритуальных мероприятиях. Мужчины Kiowa жили в семьях расширенных семей своих жен. Местные группы ( jōfàujōgáu или jōdáu ) были возглавляются Jōfàujōqì , который объединился, чтобы стать группой ( топадога ). Эти группы возглавляли вождь , Topadok'i («главный вождь»).
У киовы было два политических подразделения (особенно в отношении их отношений с команч ):
- TO-KINAH-YUP или THOQàhyòp /Thóqàhyòi «северяне», горит ( .
- Sálqáhyóp или Sálqáhyói горит ( » , Южные . «
По мере того, как в 1850 -х годах возросло давление на земли Киовы, региональные подразделения изменились. Появилась новая региональная группировка:
- Gwa -kelega или gúhàlēcáuigú или «grohàlē kiowa», они были названы в честь больших стад Мустанг на территории группы Kwahadi (Quohada) , эта группа была известна им как Gúhàlēgáu-- («дикий мустанг-киова » «Дикие народ Мустанг», с которыми они жили в непосредственной близости во время последнего сопротивления белым поселению на южных равнинах).
После смерти Высокого вождя Донхасана в 1866 году Кайова политически раскололась на мирную фракцию и военную фракцию. Военные полосы и мирные полосы развивались в основном на основе их близости к Форт-Силлу ( Xóqáudáuhága- «в медицине блафф», Lit. 'Medicive Rock Cliff at Soldiers Collective-«) и их степень взаимодействия. [ 29 ]
Группы Kiowa в кольце Типи во время ежегодного солнечного танца (называемого KC-to ): [ 30 ]
- Kâtá или Qáutjáu («Битерс», Lit. Arikara , потому что у них была сильная история торговли с народом Арикары , а некоторые семьи имели арикара -родственники; это самая мощная и самая большая группа Kiowa)
- Kogui или Qógûi ('elks Band')
- Kaigwa или Cáuigú ('Supply Kiowa')
- Kinep / kí̱bi̱dau / kíbìdàu ('Big Shields') или Khe-ate / kí̱ːet / kíèt ('Большой щит'), также известный как Káugyaḇdau / kāugàbídāu ('большие шкуры / халаты')
- Semat / Sémhát («кражи» или «воры», название Kiowa для их союзников, Apache Kiowa , во время солнечного танца, также называемого Taugûi - «Сидя на улице) на улице»)
- Я-Хай-Хей-Хай-Талпупе / Саудау-Тали («Голубые мальчики») или Пахи-куб-Гу-Гу / Форм-Дом-Гу («Ше-Ге-Человек») (группа Салст Кайова)
Во время солнечного танца у некоторых групп были особые обязательства. Они традиционно определялись следующим образом:
У Каты было традиционное право (обязанность или задача) поставить киову во время солнечного танца с достаточным количеством мяса бизона и других продуктов. Эта группа была особенно богатой на лошадях, типи и других товарах. Знаменитый директор Kiowa Chiefs Dohäsan (Little Mountain) и Guipago (Lone Wolf) были членами этой группы. [ Цитация необходима ]
Когуи были ответственны за проведение военных церемоний во время солнечного танца. Было множество известных семей и лидеров, известных своими военными подвигами и храбростью, такими как Ad-Da-Te («островник»), сатанта (белый медведь) , и пинающий птицу , и вожди-военные вождя ( Zepko-ete) и и Продячий медведь (Set-Imkia).
Кайгву пучка или были опекунами священного . медицины (Тай-ме, Таймай) и Святой копье Поэтому их уважали и наслаждались особым престижем. [ Цитация необходима ]
Kinep часто называли « или Khe-ate Sun Dance Shields», потому что во время танца они наблюдали за полицейскими обязанностями и обеспечивали безопасность. Сердце главной женщины (Thini-Ten) принадлежало этой группе. [ Цитация необходима ]
Семату . было разрешено участвовать в равной степени, но не имел определенных обязанностей и обязанностей во время танца на солнце [ Цитация необходима ]
Враги и культура воинов
[ редактировать ]
Типичный для индейцев равнинов в эпоху конной культуры, Kiowa были воином. Они часто боролись с врагами, как соседними, так и далеко за пределами своей территории. Кайова была известна их набегами на дальние расстояния, простирающиеся на юг до Мексики и на север на северные равнины. Почти вся война произошла на лошадях. Враги Киовы включали Шайенн , Арапахо , Навахо , Уте , а иногда и Лакота на севере и западе территории Киова. К востоку от территории Киовы, они сражались с пауном , Осейдж , Кикапу , Кау , Каддо , Вичито и Сак и Фокс . На юге они сражались с Apache Lipan Apache , Mescalero Apache , Chiricahua Apache (которого Kiowa назвал Do'-ko'nsenä'go, «народ повернутых мокасинов») и Тонкавы . Киова также столкнулась с государствами американских индейцев из юго -восточных и северо -восточных лесных массивов , которые были насильственно сняты на территорию Индии во время периода удаления Индии , включая чероки , Чокто , Маскоги и Чикасо. .
Шайенн и Арапахо позже заключили мир с киовой. Вместе они сформировали мощный союз с Comanche и Plains Apache, чтобы бороться с вторжением белых поселенцев и американских солдат, а также мексиканцев и мексиканской армии. [ 31 ]

Как и у других индейцев равнинов, у киовы были конкретные общества воинов. Молодые люди, которые доказали свою храбрость, мастерство или продемонстрировали свою ценность в бою, часто приглашали в одно из обществ. В дополнение к войне общества работали, чтобы сохранить мир в лагерях и племени в целом. Среди киовы было шесть воинских обществ. [ 32 ] Po-Lanh-yope (маленькие кролики) были для мальчиков; Все молодые мальчики Kiowa были зачислены. Группа в основном служила социальным и образовательным целям, не связанным с насилием или борьбой. Adle-Tdow-yope (молодая овца), Tsain-Tanmo (Horse Headreses), Tdien-Pei-Gah (общества тыквы) и Тон-Кон-Га (черные ноги или леггинсы) были воинами взрослых. [ 33 ] [ 34 ] Koitsenko ) (qkoie-ts-gah, главные собаки или настоящие собаки [ 35 ] состоял из десяти самых элитных воинов всех киово, которые были избраны членами других четырех воинов взрослых. [ 36 ]
Kiowa Warriors использовали комбинацию традиционного и нетрадиционного оружия, в том числе длинные копья, луки и стрелы, томагавки, ножи и военные клубы, а также более поздние приобретенные винтовки, дробовики, револьверы и кавалерийские мечи. Щиты были сделаны из жесткой шкуры бизона, протянутой над деревянной рамой, или они были сделаны из черепа бизона, который сделал небольшой, сильный щит. Щиты и оружие были украшены перьями, мехами и частями животных, такими как когти для церемониальных целей.

Календари Kiowa
[ редактировать ]Люди из киовой сказали этнологу Джеймсу Муни , что первым хранителем календаря в их племени был Литтл Блафф, или Тохаузан , который был главным начальником племени с 1833 по 1866 год. Муни также работал с двумя другими хранителями календаря, Поселтаном ( маленький медведь) и и и и Ankopaaingyadete (в середине многих треков), широко известный как Anko . Другие племена Plains держали графические записи, известные как «Зимние количество».
Система календаря Kiowa уникальна: они записывали два события каждый год, предлагая более мелкозернистую запись и вдвое больше записей за любой заданный период. Серебряный рог (1860–1940), или Хаунгуа, был самым высоко уважаемым художником племени Киова в 19 и 20 -м веках. Он сохранил календарь и был уважаемым религиозным лидером в последующие годы. [ 37 ]
Похоронные практики
[ редактировать ]В традиции Kiowa смерть имела сильные ассоциации с темными духами и негативными силами, что означало, что смерть человека рассматривалась как травмирующий опыт. Страх перед призраками в общинах Киова проистекал из веры в то, что духи обычно сопротивлялись конец их физической жизни. Считалось, что духи остаются вокруг трупа или его захоронения, а также преследуют бывшие жилые помещения и владения. Считалось, что продолжительные духи помогают поощрять умирание переходить от физического мира к загробной жизни. Страх перед призраками можно увидеть в том, как обращались черепа, которые [ нужно разъяснения ] считается, что является источником негативного духовного загрязнения, которое пригласило опасность для жизни. Из -за страхов и рисков, связанных со смертью, реакции сообщества были мгновенными и порочными. [ 38 ] Семьи и родственники должны были продемонстрировать горе благодаря таким реакциям, как плач, разрывая одежду и бритье головы. Также были рассказы о самостоятельно-индуцированных разрывах тела и вырезанных пальцах. Ожидалось, что в процессе горя и овдовевшие супруги будут более выразительными в своем трауре. [ 39 ]
Тело умершего должно быть вымыто перед захоронениями. Стиральная машина, исторически женщина, также пробивает волосы и рисует лицо мертвых. Как только тело было обработано, захоронение происходит быстро. Когда это возможно, захоронение происходит в тот же день, если смерть не произойдет ночью. В этом случае мертвые похоронены на следующее утро. Считалось, что быстрое захоронение снижает риск того, что спиртные напитки остаются вокруг места захоронения. После захоронения большинство вещей мертвых были сожжены вместе с их типи. Если их типи или дом был разделен с семьей, выжившие родственники переехали в новый дом. [ 40 ]
История
[ редактировать ]
Будучи членами семейства языка Kiowa-Tanoan , Kiowa в какое-то далекое время, вероятно, имела этническое происхождение с другими америндскими нациями этой маленькой языковой семьи: Тива , Tewa , Towa и другие. [ 41 ] Однако по историческим временам киова жила в экономике охотника-собирателей в отличие от сидячих обществ - общества других. [ 42 ] У Киовы также была сложная церемониальная жизнь и развил « зимние количество » в качестве календари. Kiowa рассказывает о своем происхождении как недалеко от реки Миссури , и Черные холмы . Они знали, что они поезжали на юг, давление со стороны сиу .

Для самой ранней записанной - и рассказанной - История Киовы, см. Далее.


После того, как известные лидеры Kiowa были Dohäsan (Tauhawsin, чрезмерный батт, псевдоним Little Mountain, псевдоним Little Bluff); Satank (Set-ankea, сидячий медведь), Guipago (Gui-Pah-gho, одинокий волк старший, псевдоним Guibayhawgu, спасенный от волков), сатанта (Set-tainte, белый медведь), Tene-Angopte (пикающая птица), Зепко -Эте (большой лук), сет-Имкия (спотыкающийся медведь), Manyi-Ten (Heart's Heart), Напават (без мокассина), маманти (ходьба), Цен-Тайнт (белая лошадь), Ado-Ete (Большое дерево ) [ 43 ]
Дохасан, который также известен как Тухасон, [ 44 ] Считается многими величайшим вождем Киова (1805–1866), поскольку он объединил и управлял Kiowa в течение 30 лет. Он подписал несколько договоров с Соединенными Штатами, в том числе в Форт -Аткинсонском договоре от 27 июля 1852 года и договором Арканзаса 1865 года. [ 44 ] Гипаго стал главным начальником Kiowa, когда Дохосан (Маленький Блафф) назвал его своим преемником. Гипаго и Сатанта вместе со Старым Сатэком возглавляли воющую фракцию нации Киовы, в то время как Тене-Ангопт и Напават возглавляли мирную партию. [ 43 ]
В 1871 году, Satank, Satanta и Big Tree (переводится в некоторые документы как аддоотта [ 43 ] ) помог возглавить набег поезда Уоррена . Они были арестованы солдатами Соединенных Штатов и доставлены в Джексборо, штат Техас. В пути, недалеко от Форт -Силл, Индийская территория, Сатанк убил солдата с ножом и был застрелен кавалерийскими войсками, пытаясь сбежать. Санта и Большое дерево были позже осуждены за убийство «ковбойским жюри».
В сентябре 1872 года Гипаго встретился с Саттой и Адо-Этом, визит был одним из условий Гипаго для принятия просьбы о поездке в Вашингтон и встреч с президентом Грантом для мирных переговоров. Гипаго в конце концов выпустил два пленника в сентябре 1873 года. Guipago, Satanta, Set-Imkia, Zepko-Ete, Manyi-Ten, Mamanti, Tsen-Tainte и Ade-Ete возглавляли воины Kiowa во время «войны Буффало» вдоль красной реки, вместе с союзниками команчей летом (июнь -сентябрь) 1874 год. Они сдались после боя в Каньоне Пало -Дуро. Тене-Ангопте пришлось выбрать 26 вождей и воинов Киовы для депортации; Сатанта был отправлен в тюрьму в Хантсвилле, штат Алабама , в то время как Гипаго, Много-Тен, Маманти, Цен-Тайнте и другие были отправлены в Сент-Августин, штат Флорида , в том, что тогда было известно как Форт-Марион . [ 43 ] Тене-Ангопте, проклятая маманти «Медицина», умерла в мае 1875 года; Сатанта покончил жизнь самоубийством в Хантсвилле в октябре 1878 года. Гипаго, заболевший малярией , был заключен в тюрьму в Форт -Силл, где он умер в 1879 году.
Сообщается, что скульптор руководителя индийской главы , Джеймс Эрл Фрейзер , сказал, что главное Биг -Дерево (Adoeette) было одной из его моделей для монеты США; Он был чтение с 1913 по 1938 год. [ 45 ]

Ранняя история и миграция на юг
[ редактировать ]

Киова стала отдельным народом на их первоначальной родине в бассейне реки Северной Миссури. В поисках большего количества собственных земель, Киова отправилась на юго-восток к Черным холмам в современной Южной Дакоте и Вайоминге около 1650 года. В регионе Черных холмов Кайова жила мирно вместе с индейцами Кроу , с которыми они долго поддерживали близкую дружбу организовал себя в 10 полос и пронумеровано около 3000. Давление от Ojibwe в северном лесу и края Великих равнин в Миннесоте вынудило Шайенн, Арапахо, а затем и на запад на западе на территории Киова вокруг Черных холмов. Кайова была подталкивана на юг от вторжного шайенна, которого затем вытащили на запад из черных холмов у сиу. В своей ранней истории Kiowa путешествовал с собаками, тянущими свои вещи, пока лошади не были получены в результате торговли и набега с испанскими и другими индийскими нациями на юго -западе.
В конце концов Kiowa поделилась с Comanche обширной территорией под названием Comancheria , на центральных и южных великих равнинах в Западном Канзасе, Восточный Колорадо, большую часть Оклахомы, включая Panhandle, и Llano Estacado в Техасском Панхандле и восточной части Нью -Мексико . [ 46 ] Близкие отношения двух племен начались в начале весны 1790 года в том месте, которое станет Лас -Вегасом, Нью -Мексико , партией Кайова, во главе с лидером войны Гикейт, предложил миру вечеринку, в то время как оба посещали дом общего друга обоих племен. Это привело к более поздней встрече между Гикейтом и главным начальником Nokoni Comanche. Две группы сделали союз, чтобы разделить одни и те же охотничьи угодья, заключили пакт об взаимной обороне и стали доминирующими жителями южных равнин. С тех пор команч и Киова охотились, путешествовали и вступили в войну вместе. В дополнение к Comanche, Kiowa сформировал очень близкий союз с Apache Apache Plains (Kiowa-Apache), причем эти две страны делят большую часть одной и той же культуры и участвуют в ежегодных заседаниях и событиях совета друг друга. Сильный альянс народов Южных равнин не давал испанцам получить сильную колониальную сдержанность на южных равнинах.
Индийские войны
[ редактировать ]В последние годы 18 -го века и в первой четверти 19 -го века Киова мало боялась у европейских соседей. Киова находилась на севере от гор Вичито. Kiowa и Comanche контролировали огромное пространство территории от реки Арканзас до реки Бразос. Враги киовы обычно были врагами команча. На востоке была война с Osage и Pawnee.
В начале 19 -го числа Шайенн и Арапахо начали лагерь на реке Арканзас, и началась новая война. На юге Киовы и Команча были ораторы Caddoan, но Kiowa и Comanche были дружелюбны к этим группам. Команч был на войне с Apache из региона Рио -Гранде. [ 27 ]

Они вошли в шайенн, арапахо, пауни, мешок и лиса, а также Осейги.
Летом 1833 года Осейдж напал на открытый лагерь Киова возле горы Хед, штат Оклахома. Кайова потеряла многих пожилых людей, детей и женщин. Головы были отрезаны и помещены в чайники. Во время этой «резня с резаной» Осейдж также захватил священную Тай-ми (фигура солнечного танца Киовы). Киова не смогла исполнить солнцезащитный танец до возвращения Тай-Ме в 1835 году. [ 47 ] : 33 Дохасан заменил старого вождя Киова, так как он не смог предвидеть опасность. [ 11 ] : 259
Киова торговалась с юг Вичито вдоль Красной реки и с Mescalero Apache и новыми мексиканцами на юго -запад. После 1840 года они и их бывшие враги - Шайенн , а также их союзники Команч и Апач , сражались и совершали набег на восточные туземцы, переезжающие на индийскую территорию. [ 48 ]
С 1821 по 1870 год Киова присоединилась к команчам во время рейдов, в первую очередь для получения скота, который простирался глубоко в Мексику и вызвал смерть тысяч людей. [ 49 ]
Колониальный переход
[ редактировать ]
Годы с 1873 по 1878 год ознаменовали радикальные изменения в стиле жизни Киова. В июне 1874 года Kiowa вместе с группой Comanche и Cheyenne Warriors сделали свой последний протест против европейских захватчиков в битве при Adobe Walls в Техасе, что оказалось бесполезным. В 1877 году были построены первые дома для индийских вождей, и был инициирован план для работы индейцев в агентстве. Тридцать индейцев были наняты, чтобы сформировать первые полицейские силы в резервации. [ 50 ]
Кайова согласилась поселиться на резервации на юго -западе Оклахомы. Некоторые полосы Kiowas оставались в целом до 1875 года . Некоторые из групп Lipan Apache и Mescalero Apache , с некоторыми команчами в своей компании, проходили в северной части Мексики до начала 1880 -х годов, когда мексиканские силы армии и армии США привели их к резервациям или в вымирание. По договору договора в 1867 году Кайовас поселился в Западной Оклахоме и Канзасе. [ 51 ]
Они были вынуждены двигаться к югу от реки Вашита к Красной реке и Западной Оклахоме с команчами и племенем Kiowa Apache. Переход от свободной жизни людей на равнины к ограниченной жизни резервации был более трудным для некоторых семей, чем для других. [ 51 ]
Период бронирования
[ редактировать ]Период резервации длился с 1868 по 1906 год. В 1873 году первая школа среди киовы была создана квакером Томасом С. Бэтти. В 1877 году федеральное правительство построило первые дома для индийских вождей и инициировало план нанятия индейцев. 30 индейцев были наняты, чтобы сформировать первые полицейские силы в резервации. В 1879 году агентство было перенесено из Ft. Подоконник Анадарко. [ 52 ] Перепись 1890 года показала 1598 команч в резервации Форт -Силл, которую они разделили с 1140 Kiowa и 326 Kiowa Apache. [ 53 ]
Соглашение, заключенное с Комиссией по чероки, подписанное 456 взрослым мужчиной Киовой, Команч и Киовой Апач 28 сентября 1892 года, очистило путь для открытия страны белым поселенцам. Соглашение предусматривает выделение 160 акров (65 га) каждому человеку в племенах и для продажи земель резервации (2488 893 акров или 1 007 219 га) в Соединенные Штаты, чтобы сразу же вступить в силу с ратификацией конгрессом,,,, конгресс, конгресс, Несмотря на то, что договор о медицине домик 1867 года гарантировал индийское хранение резервации до 1898 года. Индийские подписавшие хотели, чтобы их имена были поражены, но было слишком поздно. А'Пиатан, как лидер, отправился в Вашингтон, чтобы протестовать. Главный одинокий волк младший немедленно подал в действие действие против Закона в Верховном суде, но суд решил против него в одиночестве Вольф против Хичкока (1903).
Агенты были назначены народу Kiowa.
Современный период
[ редактировать ]С 1968 года KIOWA регулируется племенным советом Kiowa, который председательствует в программах здравоохранения, образования, образования и экономического и промышленного развития. [ 54 ]
13 марта 1970 года индийское племя Киова в Оклахоме разработало свою конституцию и устав, а избиратели Киова ратифицировали их 23 мая 1970 года. [ 55 ] Текущая конституция была одобрена в 2017 году. [ 56 ]
В 1998 году, в знаменитом решении племени Kiowa of Oklahoma v. Manufacturing Technologies, Inc. Верховный суд США постановил, что индийские племена сохраняют свой суверенный иммунитет в качестве народов от частных судебных процессов без их согласия, даже в сделках за зарезервию, где они это делают. не отказаться от этого иммунитета. [ 57 ] [ 58 ]
По состоянию на 2000 [update], более 4000 из 12 500 зарегистрированных Kiowa, жили недалеко от городов Анадарко, Форт -Кобб и Карнеги, в округах Каддо и Кайова, штат Оклахома. Киова также проживает в городских и пригородных общинах на всей территории Соединенных Штатов, переехав в районы с большей работой. Каждый год ветераны Киовы отмечают воинственный дух лидеров 19-го века танцами, исполненными Кланом Кёва Гурд и Обществом воинов воинов Киовы. Культурная идентичность и гордость Киова очевидны в их выразительной культуре и сильное влияние на танец тыквы и искусство Южных Плейнс. [ 54 ]
Гуманитарные науки
[ редактировать ]
Документация истории и развития современного искусства Kiowa формулирует одну из самых необычных записей в культуре коренных американцев. Еще в 1891 году художникам Kiowa было заполнено поручено производить работы для демонстрации на международных экспозициях. «Kiowa Six» были одними из самых ранних коренных американцев, которые получили международное признание за свою работу в мире изобразительного искусства. Они повлияли на поколения индийских художников среди киовы и других равнин. Традиционные навыки ремесленника не теряются среди людей Kiowa сегодня, и талантливые изобразительные искусства и ремесла, произведенные индейцами Kiowa, помогли кооперативу искусства и ремесел в Оклахоме процветать в течение его 20-летнего существования. [ 52 ]
Ledger Art и скрыть живопись
[ редактировать ]Ранние художники Kiowa Ledger были теми, которые были в плену армией США в Форт -Марион в Сент -Огастине, штат Флорида (1875–1878), в конце войны Красной реки , которая также известна как война Индии Южных равнин. [ 59 ] Леджер искусство появляется из равнин, скрывает традицию живописи . Эти художники в Форт -Марион включают Kiowas Etadleuh Doanmoe и Zotom , которые были плодовитым художником, который хронике записал свой опыт до и после того, как стал пленником в форте. После освобождения из Форт-Мариона Пол Зом-Тиам (Zonetime, Koba) изучал богословие с 1878 по 1881 год, когда он был рукоположен в качестве дьякона в епископальной церкви . [ 60 ]

Kiowa Six
[ редактировать ]По стопам серебряного рога следуют Kiowa Six , [ 61 ] Или, как они были известны в прошлом, Kiowa Five . Это Спенсер Аса , Джеймс Аучия , Джек Хокия , Стивен Мопоп , Лоис Смоки Каулати и Монро Цатоке . [ 62 ] Приезжая из района вокруг Анадарко , штат Оклахома , эти художники учились в Университете Оклахомы . Лоис Смоки покинула группу в 1927 году, но Джеймс Аучия занял свое место в группе. Kiowa Six получила международное признание в качестве художников -художников, выставляя свои работы на Международном художественном конгрессе 1928 года в Чехословакии , а затем приняли участие в Венецианской биеннале в 1932 году. [ 63 ]
Художники и скульпторы
[ редактировать ]Помимо Kiowa Six и Silver Horn, Kiowa Painters, активных в 20 -м и 21 -м веках, включают Шаррон Ахтоне Харджо , Гомер Буффало, Чарли Охалтейт, Майкл С. Сату Браун, TC Cannon , Уилсон Даинкау, Джордж Гейонти, Бобби Хилл (1933–1984). , Harding Bigbow (1921–1997), Джим Таршах, Мирак Крингбер (1947–1990), Герман Топпах, Эрни Кехбоун, Се Роуэлл, Диксон Палмер, Роланд Уайтхорс, Блэк Бозин , Вуди Большой Боу (1914–1988), Паркер Бойдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдлдл - Деннис (1947–2007), Белиндо (1938–2009), Клиффорд Дойето (Хобэй), Ладонна Тсаум, Деннис, Клиффорд Дойе. .. Мика Уэсли. Томас Паулу, Теннисон Рейд, Шерман Чеддлсон (1947–2013), Круз МакДэниелс, II (1950-2020), Роберт Редберд (р. 1939), Гас Хозиптип, Джеральд Дарби, Ли Цатоке-младший, Н. Скотт Момадай и Бартелл Маленький вождь.
Художники из бисера
[ редактировать ]Отмеченные артисты Kiowa Beadwork включают Lois Smoky Kaulaity , Donna Jean Tsatoke, Alice Littleman , Nettie Stand, Marilyn Yesquo, Edna Hokeah Pauahty, Leona Geimasaddle, Barry D. Belindo, Kathy Littlechief, Кэтрин Диксон, Чарли Сильвер, Пол МакДаниэльс, Эйуй. , Kiowa J. Taryole , Grace Tsontekoy, Richard Aitson , Judy Beaver, Vanessa Paukeigope Jennings , Leatrice Geimasaddle, Teri Greeves и Tahnee Ahtone . [ 64 ]
Авторы
[ редактировать ]Автор Kiowa Н. Скотт Момадей выиграл Пулитцеровскую премию 1969 года за его роман, сделанный из рассвета Ричард Этсон (Kowa/ Kiowa Apache ) был опубликованным поэтом. Другие авторы Kioma включают драматурга Ханай Геогама , поэт и режиссер Гас Палмер -младший. , Алис Садмонгей, Мариан Каулити Ханссон, Токат, Рассел Бейт и Тиристан Ахтон.
Музыканты и композиторы
[ редактировать ]Музыка Kiowa часто отмечается своими гимнами , которые исторически сопровождались танцами или играли на флейте. Участие в композиторах современной музыки Kiowa включают Джеймса Анкоэ, известный своим вкладом в культуру коренных американцев. [ 65 ] Современные музыканты Kiowa включают Корнел Певеинди, Том Маухахти-Уэйр и Терри Цоти.
Фотографы
[ редактировать ]Среди ранних фотографов Kiowa включают Паркер Маккензи и его жена Нетти Одли, чьи фотографии 1913 года находятся в коллекции исторического центра Оклахомы . Фотограф Kiowa Гораций Баулу (1906–1984) был одним из самых плодовитых фотографов коренных американцев своего поколения. [ 66 ] Он задокументировал, как люди, живущие рядом с его общиной в Маунтин -Вью, в Оклахоме , начиная с 1920 -х годов. Его наследие сегодня продолжается его внук, Томас Паулу, выдающийся фотограф Kiowa и цифровой художник. [ 67 ]
Галерея изображений
[ редактировать ]-
Kiowa Parfleche, CA. 1890, исторический центр штата Оклахома
-
Kiowa Beaded Moccasins , ca. 1920, OHS
-
Деталь живописи Серебряного Рога (Kiowa), ок. 1880
-
Kiowa Ledger Art, ок. 1874
Колледж
[ редактировать ]Племя в феврале 2020 года зафрахтовал колледж Бэконе в Маскоги, штат Оклахома, в качестве племенного колледжа. [ 68 ] В марте историк Kiowa Tribal Phil «Joe Fish» Dupoint начал предлагать 8-недельный курс на языке Kiowa в Интернете через колледж. [ 69 ]
Примечание Kiowas
[ редактировать ]

- Ado-Ete (Big Tree) (c.1850–1929), военный
- Ахпитоне (1856–1931), вождь
- Ричард Этсон (1953–2022), Бисера художника и поэта
- Спенсер Аса , художник, один из шестерков Kiowa
- Джеймс Аучия , художник, один из шестерков Kiowa
- Big Bow (Zepko -ette) (1833–1900), военный
- Blackbear Bosin (1921–1980), художник и скульптор
- TC Cannon , Painter и Printmaker
- Cozad Singers , Drum Group и победители Nammy
- Джесси Эд Дэвис (1944–1988), гитарист Kiowa-Comanche
- Dohäsan (C.1785–1866), начальник группы Kata и главный руководитель Kiowas, художник, календарный хранитель
- Teri Greeves (р. 1970), Bead Artist
- Шаррон Ахтоне Харджо (р. 1945), художник, художник Леджер
- Джек Хоки , художник, один из шестерков Kiowa
- Беверли Лошадь (1931–2010), администратор и активист женщин и активист женщин и коренных мест
- Ванесса Паукигоп Дженнингс (р. 1952), Художник из бусин, одежда и регалии
- Lois Smoky Kaulaity (1907–1981), художник и художник из бисера, один из шестерков Kiowa
- Пилочная птица (Tene-Angop'te) (1835–1875), военный военный
- Guipago (Lone Wolf [The Streed]) (c.1820–1879) Главный начальник
- Маманти (маманте) (ок. 1835–1875), MedieNe Man
- Mamay-Day-Te (Lone Wolf [The Younger]) (ок. 1843–1923) Шеф
- Том Мохти-Плар , музыкант и танцор
- Паркер Маккензи (1897–1999), традиционалистский и лингвист
- Арво Микканен , адвокат
- Н. Скотт Момадей (1934–2024), лауреат Пулитцеровской премии, автор, художник и активист
- Стивен Мопоп (1898–1974), художник, один из шестеров Kiowa
- Гораций Балу (1906–1984), фотограф
- Pascal Poolaw (1922–1967), герой войны коренных американцев
- Red Warbonnet (ум. 1849), традиционалист
- Санта (Set'tainte) ( ок. 1815–1878 ), военный вождь
- Серебряный рог (1860–1940), художник и календарный хранитель
- Сидячий медведь (Set-Tank, Set-Angia, называется Satank) (c.1800–1871), воин и медицина
- Кендал Томпсон , профессиональный футболист
- Монро Цаток , художник, один из Kiowa Six
- Белая лошадь (Цен-Тайн) (ум. 1892), вождь
- Крис Вондоловски , американский профессиональный футболист
- Тани Ахтоне (р. 1978), куратор, художник и танцор
- Линди Уотерс III (р. 1997), профессиональный игрок НБА
- Mirac CreepingBear (1947–1990), художник
- Шерман Чедлсон (1947–2013), монулист, скульптор и художник
Смотрите также
[ редактировать ]- Тыквский танец
- Koitsenko , Kiowa Warrior Society
- Большое пастбище , 1901 г. Kiowa, Comanche и Apache выпасает запас
- Пик Kiowa (Техас)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Палмер, Гас (2003). Рассказывая истории по пути Kiowa . Университет Аризоны Пресс: Тусон. п. 62. ISBN 9780816544806 Полем Получено 11 февраля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый 2011 Оклахома Индийские нации карманный рисунок. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам по делам индейцев в Оклахоме. 2011: 20. Получено 4 января 2012 года.
- ^ "Киова" . Merriam-Webster.com Словарь . Мерриам-Уэбстер.
- ^ "Киова" . Dictionary.com unabridged (онлайн). н.д.
- ^ Притцкер 326
- ^ Jump up to: а беременный в Крачт, Бенджамин Р. "Киова" . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы .
- ^ Бюро по делам индейцев, интерьер. (28 января 2022 г.). «Индийские организации признаны и имеющие право на получение услуг от Бюро по делам индейцев США» . Федеральный реестр . Национальный архив . Получено 18 апреля 2022 года .
- ^ «Атлас ЮНЕСКО мировых языков в опасности» .
- ^ "Kiowa tanoan" . Этнолог. Получено 21 июня 2012 года.
- ^ Kiowa Tribe Kiowa Language Department Получено 8 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а беременный в Муни, Джеймс (1898): История календаря индейцев Kiowa. Смитсоновский институт. 17 -й годовой отчет Бюро американской этнологии. Часть я . Вашингтон.
- ^ Уоткинс, Лорел. 1984. Грамматика Киова. Линкольн: Университет Небраски Пресс.
- ^ Кэтлин, Джордж. 1861/1869. «Четыре индейца Kiowa». Национальная галерея искусства. Онлайн, [1] . Доступ 1 марта 2022 года.
- ^ Mithun, Marianne (2001). Языки родной Северной Америки (первая мягкая обложка изд.). Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета. п. 441 . ISBN 0-521-23228-7 .
- ^ Маккензи, Паркер П. и Джон П. Харрингтон. 1948 Популярный рассказ о языке Kiowa. Санта -Фе, NM: Университет Нью -Мексико Пресс.
- ^ Руководство по коллекциям Kiowa в Смитсоновском институте Merrill, Hansson, Greene and Reuss, Smithsonian Institution Press, Вашингтон, округ Колумбия, 1997.
- ^ Дэвис, Джеффри. 2006. «Исторический лингвистический отчет о языке жестов среди североамериканских индийских групп». В многоязычих языках и языках знаков: от Великих равнин до Австралии; Социолингвистика сообщества глухих, C. Lucas (ed.), Vol. 12, с. 3–35. Вашингтон, округ Колумбия: издательство Галлодета университета
- ^ «Правительство: председатель» . Kiowa Tribe . Получено 18 января 2020 года .
- ^ "Казино Kiowa Red River". 500 наций. Получено 4 января 2011 года.
- ^ "Kiowa Bingo." Архивировано 18 октября 2011 года, в The Wayback Machine 500 Nations. Получено 4 января 2011 года.
- ^ «О казино kiowa» . Kiowa Casino & Hotel . Kiowa Tribe . Получено 29 декабря 2020 года .
- ^ Вестал, Пол А. и Ричард Эванс Шультс, 1939, Экономическая ботания индейцев Киовы , Кембридж, Массачусетс: Ботанический музей Гарвардского университета, стр. 51. OCLC 1862648
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Буффало и индейцы на равнинах» . Всемирная история энциклопедии . Получено 2024-06-04 .
- ^ Janik-Marusov, Laura L. (2010–2012). «Борьба с инфекционными врагами: инновационное мышление для решения современных проблем со здоровьем» . Обзор международных исследований . 12 (4): 610–618. doi : 10.1111/j.1468-2486.2010.00966.x . ISSN 1521-9488 .
- ^ Rollings (2004), с. 22-28.
- ^ Вишарт, Дэвид Дж. Энциклопедия великих равнин индейцев . Линкольн: Университет Небраски Пресс, 2007. 89.
- ^ Jump up to: а беременный Дик Свифт, «Введение в изучение североамериканских индейцев», «История и культура племен Южных равнин» , Государственные школы Карнеги, 1972
- ^ Кайова , Министерство внутренних дел США, Индийский музей Южных равнин, 1994
- ^ Уильям С. Медоуз: Этногеография Киова, Университет Техасской Прессы 2008, ISBN 978-0-292-71878-4 , родина Kiowa, стр. 122-123
- ^ «Этноистория Киова и историческая этнография» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2013 года.
- ^ "Kiowas" . Энциклопедия Великих равнин . Получено 2013-06-23 .
- ^ Бойд, 71
- ^ «Племя киова в Оклахоме» . Spottedbird Publishing, LLC . Получено 1 августа 2017 года .
- ^ Attocknie, Dana (11 ноября 2010 г.). "Kiowa Black Leggings Warrior Society" . Журнал Times Times Opine Times . Получено 1 августа 2017 года .
- ^ Бойд, 73
- ^ Mayhall, Mildred P. "Kiowa Indians" . Справочник Texas Online . Получено 2008-01-17 .
- ^ Грин, Кэндис С. Сто лет: календарный рекорд Kiowa. Линкольн: Университет Небраски Пресс, 2008.
- ^ Оплер, Моррис Э. и Уильям Э. Биттл. «Практика смерти и эсхатология Kiowa Apache». Юго -западный журнал антропологии , вып. 17, нет. 4, 1961, с. 383–394., DOI: 10.1086/soutjanth.17.4.3628949.
- ^ "Kiowa - религия и выразительная культура". Страны и их культуры , каждая культура, 2010, www.everyculture.com/north-america/kiowa-religion-and-expressive-culture.html.
- ^ Фаулер, Джесс. «Джесс Фаулер». MyASD , Funeral Pro Cat, 2015, www.myasd.com/blog/article-toby-blackstar-discusses-funeral-customs-родственные американские общины.
- ^ Harbour, Daniel (2017-03-29), "Kiowa-Tanoan Languages" , Oxford Research Encyclopedia of Linguistics , doi : 10.1093/acrefore/9780199384655.001.0001/acrefore-9780199384655-e-27 (inactive 2024-06-07), ISBN 978-0-19-938465-5 Получено 2024-06-04
{{citation}}
: CS1 Maint: doi неактивен по состоянию на июнь 2024 года ( ссылка ) - ^ Ортман, Скотт Дж.; Макнил, Линда Д. (2018). «Одиссея Киова: свидетельство исторических отношений между народами Пуэбло, Фремонта и Северо -Западных равнин» (PDF) . Равнины антрополог . 63 (246): 169. doi : 10.1080/00320447.2017.1335533 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Tsha | warren wagonstrain raid» . www.tshaonline.org .
- ^ Jump up to: а беременный Таннер, Бекси (2013-02-05). «Бетти Никсон умирает; помогла найти все-индийский центр средней американской Америки» . Уичито Орл . Архивировано из оригинала 2013-02-14 . Получено 2013-02-09 .
- ^ "Какой индейцы действительно смоделировали?" Роберт Р. Ван Ризин, Нумизматические новости, 1990.
- ^ «Индейцы киовы» . Получено 2013-06-23 .
- ^ Бойд, Морис (1981): Голоса Киова. Церемониальный танец, ритуал и песня. Часть I. Форт -Уэрт.
- ^ Kiowa ИСТОРИЯ Эванса Р. Сатепауборда, TU, 2004
- ^ Смит, Ральф А. «Иностранная война Команча». Журнал Great Plains. Тол. 24–25, 1985–1986, с. 21
- ^ Кайова, Министерство внутренних дел США, Индийский совет по искусству и ремеслам, Индийский музей и ремесленник Южных равнин
- ^ Jump up to: а беременный Свифт, Дик. 1972.
- ^ Jump up to: а беременный Kiowa Министерства внутренних дел США, Индийский музей Южных равнин, 1994.
- ^ «Frontier Forts> Прохождение индийской эры» . www.texasbeyondhistory.net .
- ^ Jump up to: а беременный Br Kracht от Оклахомы Исторического общества
- ^ «Конституция и устав индийского племени Киовы в Оклахоме, март 1970 года» . Архив OSU . Государственный университет штата Оклахома . Получено 12 июля 2020 года .
- ^ «Индийское племя Киова в Оклахоме - конституция по течению» . Национальная индийская юридическая библиотека . Фонд прав коренных американцев . Получено 12 июля 2020 года .
- ^ Walter Echo-Hawk , Годовой отчет NARF, 1998
- ^ «Kiowa Tribe of Oklahoma v. Manufacturing Technologies, Inc» . Ойз .
- ^ «Южные равнины Индийская война» . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 года.
- ^ Виола 16
- ^ «О кайове шесть» . Якобсон Хаус . Получено 8 января 2017 года .
- ^ Jacobson House Native Art Center: о Kiowa Six Archived 2020-07-21 в The Wayback Machine Jacobson House Native Art Center. (Получено 21 июля 2020 г.)
- ^ Данн 240
- ^ Ahtoneharjo-rowningthunder, Tahnee (осень 2017). «Семь направлений» . Первый американский художественный журнал (16): 16–17 . Получено 17 февраля 2019 года .
- ^ Кайова Министерства внутренних дел США, Индийский музей Южных равнин, 1994.
- ^ Смит, Лора. E. 2016. Гораций Бабол, фотограф современности американских индейцев. Линкольн, NE: Университет Небраски Пресс. Онлайн предварительный просмотр в Гораций Паулу: фотограф современности американских индейцев . U of Nebraska Press. Июнь 2016 года. ISBN 9780803237858 Полем Получено 2 марта 2022 года .
- ^ «Urban 5 Show at USD», архивное 23 ноября 2010 года, на The Wayback Machine . Институт журналистики американского индейца. (Получено 7 октября 2010 г.)
- ^ «Племя Kiowa становится пятым в чартерном колледже Бэконе» . Колледж Бэконе, 20 февраля 2020 года. 20 февраля 2020 года . Получено 3 мая 2020 года .
- ^ «Известный член племени Kiowa для преподавания языкового курса в колледже Бэконе» . Колледж Бэконе, 3 марта 2020 года. 3 марта 2020 года . Получено 4 мая 2020 года .
- ^ Фонд прав коренных американцев . Видения на будущее: празднование молодых художников -коренных американцев, том 1. Boulder, CO: Фонд прав коренных американцев, 2007: 82. ISBN 978-1-55591-655-8 .
- ^ «Неделя коренных американцев запланирована на UNM-Gallup», архивная 3 июля 2012 года на The Wayback Machine . Университет Нью -Мексико сегодня. 8 ноября 2007 г. (получено 25 февраля 2010 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Бойд, Морис. Kiowa Voices: церемониальный танец, ритуал и песня. Форт -Уэрт: Техасский христианский университет, 1981. ISBN 978-0-912646-67-1 .
- Данн, Дороти. Американские индейцы живопись юго -западных и равнин. Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс, 1968. Asin B000x7a1t0 .
- Грин, Кэндис С. Серебряный рог: мастер иллюстратор Kiowas . Норман: Университет Оклахома Пресс, 2001. ISBN 0-8061-3307-4 .
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Роллинги, Уильям Х; Олень, Ада Е. (2004). Команч . Челси Хаус издательство. ISBN 978-0-7910-8349-9 .
- Виола, Герман (1998). Художники -воины: Исторические Шайенн и Индийская Леджера Киова, нарисованные изготовлением медицины и зотома . Национальное географическое общество. ISBN 0-7922-7370-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойд, Морис (1983). Голоса Kiowa: мифы, легенды и народные сказки. Форт -Уэрт, Техас: издательство Техасского христианского университета. ISSBI 0-912646-76-4 .
- Корвин, Хью (1958). Индейцы киовы, их история и жизненные истории .
- Hoig, Stan (2000). Kiowas и легенда о пинании птицы . Boulder, CO: Университетская пресса Колорадо. ISBN 0-87081-564-4 .
- Meadows, William C. (1999) «Kiowa, Apache и Comanche военные общества». Остин, Техас: Университет Техасской прессы.
- Meadows, William C. (2006) «Карта черного гуса в резервации Kiowa, Apache и Comanche на территории Оклахомы». Великие равнины ежеквартально 26 (4): 265–282.
- Meadows, William C. (2008) «Этногеография Kiowa». Остин, Техас: Университет Техасской прессы.
- Meadows, William C. (2010) «Военные общества Kiowa: этноистория и ритуал». Норман, ОК: издательство Университета Оклахома.
- Meadows, William C. (2013) Этнонимия Kiowa других групп населения. Равнины Антрополог, 58 (226): 3–28.
- Медоуз, Уильям С. и Кенни Харрагарра (2007) «Рисунки Kiowa в готебо (1847–1927): автопортрет культурного и религиозного перехода». Равнины Антрополог 52 (202): 229–244.
- Мишкин, Бернард (1988). Ранг и война среди индейцев равнин . AMS Press. ISBN 0-404-62903-2 .
- Най, полковник В.С. (1983). Карабин и копье: история старого форта Силл . Норман, ОК: издательство Университета Оклахома. ISBN 0-8061-1856-3 .
- Momaday, N. Scott (1977). Путь к дождливой горе. Альбукерке, Нью -Йорк: Университет Нью -Мексико Пресс. ISBN 0-8263-0436-2 .
- Ричардсон, Джейн (1988). Закон и статус среди индейцев киовы (монографии Американского этнологического общества; № 1) . AMS Press. ISBN 0-404-62901-6 .
- Tone-Pah-Hote, Дженни (2019). Создание коренной нации: выразительная культура Киова в прогрессивную эпоху. Чапел Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины Пресс.
- Министерство внутренних дел США (1974). "Кайова". Южные Плейнс Индийский музей и Центр ремесел.
- Уолтер Эхо-Хок, в судах завоевателя: 10 худших дел в индийском законодательстве, когда-либо решивших (2010).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Kiowa Tribe , официальный сайт
- Kiowa , Оклахома Историческое общество
- Рисунки Kiowa , Национальный музей естественной истории
- 1901 г. Карта правительства США , Оклахома Цифровая карта коллекция
- Карта области 2019 года , OpenStreetMap
- Джейн Ричардсон Хэнкс Кайова Архивировал 2015-10-22 в The Wayback Machine , Библиотека Ньюберри
- Kiowa Comanche Indian Indian Lands Apache