Сиюэ Дади
Сиюэ Дади | |||
---|---|---|---|
![]() Великие императоры Пяти гор | |||
Традиционный китайский | Император Сиюэ | ||
Упрощенный китайский | Император Сиюэ | ||
Буквальный смысл | Великий Император Западной Вершины | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Император Сиюэ (или Сиюэ Дади по-китайски : 西岳大帝 ; букв. «Великий император Западной вершины») — даосское божество священной горы Хуа и один из Великих императоров Пяти священных гор. Говорят, что поклонение Сиюэ Дади восходит к династии Шан, когда его почитали как предка Дайю . В период правления императора У династии Хань в знак уважения к этому божеству был построен масштабный жертвенный храм Сиюэ Дади. [ 1 ] [ 2 ] Сиюэ Дади — отец Хуашань Эрланга, Хуашань Санлана и Хуаюэ Санняна .
Легенды
[ редактировать ]Вера в Сиюэ Дади возникла из поклонения горам и рекам в древнем Китае. Гора Хуа имеет почитаемый статус среди Пяти Священных гор из-за своей непосредственной близости к Чанъаню , столице династий Хань и Тан. Во времена династии Восточная Хань считалось, что бог горы Хуа обладал силой вызывать обильные облака и дождь, способствовать росту всего сущего, даровать благословения и приносить пользу людям. Во времена Тан династии император Тан Сюаньцзун официально объявил гору Хуа священной горой королевской семьи Тан, даровав ее почитаемому божеству престижный титул «Короля металлических небес». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, императорский двор проводил церемонии поклонения Сиюэ Дади, следуя тем же ритуалам и традициям, что и те, что совершались в честь Трех Великих Богов (Сангонг). [ 6 ]
Легенда гласит, что император Сиюэ обладает властью над бессмертными, призраками и богами, а также над наградами и наказаниями людей. Обо всех значимых событиях докладывают Нефритовому императору , который издает указы через Тяньчжао. Мелкие вопросы оставлены на усмотрение самого императора Сиюэ. [ 7 ] По традиции 6 ноября отмечается как день рождения императора Сиюэ. В этот благоприятный день преданные и прихожане собираются, чтобы почтить память Императора, вознося молитвы, благовония и ритуалы, чтобы выразить свое почтение и получить благословения. [ 8 ] [ 9 ]
Даосизм оказал значительное влияние на поклонение Сиюэ Дади. Согласно даосским верованиям, Сиюэ Великий считается богом школы Инь-Ян , обладающим способностью управлять естественными колебаниями неба и земли, управлять ветром и дождем и использовать свою божественную сущность. В даосской космологии Сиюэ Дади занимает почетное положение верховного бога среди пяти священных гор и входит в число главных божеств под руководством верховного даосского деятеля Тяньшидао . [ 10 ]
Легенда о Сиюэ Дади глубоко переплетена с китайской историей и культурой. Многочисленные известные деятели китайской истории, в том числе Цинь Шихуан , Тан Тайцзун и Сунь Ятсен , посетили гору Хуа. Древняя поговорка китайских ученых передавалась из поколения в поколение: «Если вы не посетите Хуашань, вы не настоящий герой, а если вы не посетите Хуаюэ, ваша жизнь напрасна». Это высказывание отражает уважаемый статус и глубокое влияние Сиюэ Дади в конфуцианстве . [ 10 ]
Согласно историческому тексту Вэйшу , бог горы Хуа был известен как Хао Юшоу, носивший фамилию Хао и имя Юшоу. [ 11 ]
В некоторых местных фольклорах считалось, что у бога горы Хуа была значительная божественная семья, и все они почитались людьми. Однако, как гласит легенда, бог и его женщины часто демонстрировали поведение, которое считалось несоответствующим их божественному статусу. Сам бог был известен тем, что охотился на души смертных женщин, в то время как его жены вступали в романтические отношения со смертными мужчинами. Третья дочь бога, Хуаюэ Саньнян , была известна своей неотразимой красотой и пошла против воли отца, выйдя замуж за смертного. В последующие столетия захватывающие рассказы о любовных приключениях Хуаюэ Саньняна обрели новые формы и стали известны как « Легенда о Чэньсяне » и « Волшебный лотосовый фонарь ». Чэньсян, главный герой, является сыном Хуаюэ Саннян и ее смертного мужа Лю Сяна. Хуаюэ Санняну грозило тюремное заключение под горой Хуа в качестве наказания за нарушение небесных правил. На вершине Западного пика горы Хуа стоит гигантская скала, известная как Скала, раскалывающая топор. Возвышаясь на сто футов в высоту и аккуратно разделенный на три части, он занимает важное место в легендах. Согласно легенде, именно Чэньсян в смелой попытке расколол скалу, чтобы спасти свою мать, разделив гору. [ 12 ]
Согласно роману «Введение богов» (Фэншэнь Яньи), Сиюэ Дади изображен как Цзян Сюн. Утверждается, что Хуан Фейху , Чун Хэйху , Вэньпинь, Цуй Ин и Цзян Сюн погибли от рук Чжан Куя во время битвы. После его смерти Цзян Цзя обожествил его как Цзиньтяня Юаньшэна, императора горы Хуа, и он почитается как один из императоров Пяти священных гор. [ 13 ]
Согласно 4-му тому « Романа о бессмертных прошлых династий , утверждается, что Гаояо претерпел трансформацию или воплощение горой Хуа. В результате ему было присвоено звание «Суюань Яопо Дамин Чжэньцзюнь». В этой должности он отвечал за надзор за мировыми сокровищами и оборудованием, включая ямы для литья керамики, а также за управление перьями и птицами.
Иконография
[ редактировать ]Сиюэ Дади описывается как одетый в белую мантию, украшенную божественным оком горы Хуа, и с короной на голове, символизирующей девять школ эпохи Тай Чу. Он несет печать Небесного Сообщения Истины, восседает на белом драконе и возглавляет кавалькаду из 4100 небесных чиновников и принцесс. [ 14 ]
Памятник
[ редактировать ]Памятник императору Сиюэ, расположенный в восточной части деревни Кэсянь (可仙村) Сюдаосян, Шэньси , был установлен на 25-м году правления Цзяцина династии Мин (1820 г.). Построенный из голубого камня, памятник со временем несколько пострадал: голова и тело стелы остались незавершенными, а сиденье утеряно. Несмотря на это, он по-прежнему имеет высоту 2,13 метра, ширину 0,88 метра и толщину 0,20 метра. [ 15 ]
Надпись на памятнике, написанная обычным шрифтом, состоит из 21 строки и 42 символов. В нем рассказывается о жертвоприношении, совершенном жителями деревни Кексиан в честь императора Сиюэ. Памятник служит историческим свидетельством, сохраняющим память о почитании и преданности жителей деревни божеству. [ 15 ]
Храм
[ редактировать ]Храм Сиюэ , расположенный на улице Юэчжэнь, в 5 км к северу от горы Хуа, является почитаемым храмом, посвященным Сиюэ Дади. Его происхождение можно проследить до правления императора У во времена династии Хань , и со временем он превратился в важное место, куда правители разных династий приезжали, чтобы отдать дань уважения и принести жертвы Богу горы Хуа. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наши боги: китайские мифы для детей (на китайском языке) Beijing Book Co. Inc., 1 мая 2019 г. ISBN. 978-7-301-30424-2 .
- ^ Палмер, Дэвид А.; Сиглер, Элайджа (27 ноября 2017 г.). Путешественники по снам: глобальный даосизм и затруднительное положение современной духовности . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48484-6 .
- ^ Оуэн, Стивен (13 ноября 2015 г.). Поэзия Ду Фу (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-1-5015-0195-1 .
- ^ Небо и Земля: Генеалогия даосских бессмертных (на китайском языке, Народное издательство Сычуани, 1994. ISBN) . 978-7-220-02538-9 .
- ^ Даосский словарь (на китайском языке), Издательство Шанхайского словаря, 2001. ISBN. 978-7-5326-0734-1 .
- ^ Картины даосской богини династий Мин и Цин (на китайском языке, Издательство Нанкина, 2006. ISBN) . 978-7-80718-159-0 .
- ^ Биография семи сыновей Цюаньчжэня: Полная книга (на китайском языке, Издательство Zongtong Culture, 1999. ISBN) . 978-7-80123-247-2 .
- ^ Устная литература и народная культура (на китайском языке), Издательство Китайской федерации литературных и художественных кругов, 1989. ISBN. 978-7-5059-0701-0 .
- ^ Люди в смутные времена (на китайском языке), Издательство литературы и искусства Байхуа, 2003. ISBN. 978-7-5306-3546-9 .
- ^ Jump up to: а б «Знакомство с императором Сиюэ - глоссарий энциклопедии_Tongshishi.com» . . Tongshishi.com (на китайском языке)
- ^ Аннотации и перевод Баопузи Нейпяна (на китайском языке, Тайваньское коммерческое издательство, 2001. ISBN) . 978-957-05-1680-7 .
- ^ Майр, Виктор Х.; Бендер, Марк (3 мая 2011 г.). Колумбийская антология китайской народной и популярной литературы . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-52673-9 .
- ^ Исследование убеждений Хоу Туму (на китайском языке) Xinwenfeng Publishing Co., Ltd., 1 декабря 2015 г. ISBN. 978-957-17-2226-9 .
- ^ _赩西洋 (на китайском языке) Songbo Publishing Co., Ltd., 26 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Государственное управление культурного наследия, Китай (1989 г.) Чжунго ву ди ту цзи: филиал в провинции Шэньси (на китайском языке).
- ^ Паломничество в Китай (последнее издание 2009–2010 гг.) (на китайском языке) Beijing Book Co. Inc., 1 апреля 2009 г. ISBN. 978-7-5613-3321-1 .