Jump to content

Школьная задача Тарского по алгебре

В математической логике школьная алгебраическая задача Тарского была вопросом, заданным Альфредом Тарским . Он спрашивает, существуют ли тождества, включающие сложение , умножение и возведение в степень положительных целых чисел , которые нельзя доказать с помощью одиннадцати аксиом на уровне средней школы об этих операциях, которые преподаются в математике . Вопрос был решен в 1980 году Алексом Уилки , показавшим, что такие недоказуемые тождества действительно существуют.

Постановка задачи

[ редактировать ]

Тарский считал следующие одиннадцать аксиом о сложении ('+'), умножении ('·') и возведении в степень стандартными аксиомами, преподаваемыми в средней школе:

  1. х + у = у + х
  2. ( Икс + у ) + z знак равно Икс + ( у + z )
  3. х · 1 = х
  4. х · у = у · х
  5. ( Икс · y ) · z знак равно Икс · ( y · z )
  6. Икс · ( у + z ) знак равно Икс · у + Икс · z
  7. 1 х  = 1
  8. х 1 = х
  9. х y + z = х и · х С
  10. ( х · у ) С = х С · и С
  11. ( х и ) С = х y · z

Эти одиннадцать аксиом, иногда называемые школьными идентичностями , [ 1 ] связаны с аксиомами бикартовой замкнутой категории или кольца экспонент . [ 2 ] Тогда проблема Тарского звучит так: существуют ли тождества, включающие только сложение, умножение и возведение в степень, которые верны для всех положительных целых чисел, но которые нельзя доказать, используя только аксиомы 1–11?

Пример доказуемой личности

[ редактировать ]

Поскольку аксиомы, кажется, перечисляют все основные факты о рассматриваемых операциях, не сразу очевидно, что должно быть что-то доказуемо истинное, что можно утверждать, используя только три операции, но нельзя доказать с помощью аксиом. Однако доказательство, казалось бы, безобидных утверждений может потребовать длинных доказательств с использованием только приведенных выше одиннадцати аксиом. Рассмотрим следующее доказательство того, что

Строго говоря, мы не должны писать суммы, состоящие более чем из двух слагаемых, без скобок, и поэтому вполне формальное доказательство доказывает тождество (или ) и будет иметь дополнительный набор скобок в каждой строке, начиная с далее.

Длина доказательств не является проблемой; доказательства идентичности, аналогичные приведенным выше, для таких вещей, как заняло бы много строк, но на самом деле потребовало бы немного больше, чем приведенное выше доказательство.

История проблемы

[ редактировать ]

Список одиннадцати аксиом можно найти в явном виде записанным в работах Ричарда Дедекинда : [ 3 ] хотя они, очевидно, были известны и использовались математиками задолго до этого. Однако Дедекинд был первым, кто, похоже, задавался вопросом, достаточны ли эти аксиомы, чтобы рассказать нам все, что мы хотим знать о целых числах. Этот вопрос был поставлен на прочную основу как проблема логики и теории моделей где-то в 1960-х годах Альфредом Тарским: [ 1 ] [ 4 ] и к 1980-м годам она стала известна как школьная алгебраическая задача Тарского.

В 1980 году Алекс Уилки доказал, что не каждое рассматриваемое тождество можно доказать с помощью приведенных выше аксиом. [ 5 ] Он сделал это, явно обнаружив такую ​​идентичность. Введя новые функциональные символы, соответствующие многочленам , которые отображают положительные числа в положительные числа, он доказал это тождество и показал, что этих функций вместе с одиннадцатью приведенными выше аксиомами было достаточно и необходимо для его доказательства. Личность, о которой идет речь, Это тождество обычно обозначается и верно для всех положительных целых чисел и как можно увидеть с помощью факторинга выход второго фактора с каждой стороны; однако это невозможно доказать с помощью одиннадцати школьных аксиом.

Интуитивно, тождество невозможно доказать, поскольку аксиомы средней школы нельзя использовать для обсуждения многочлена. Рассуждения об этом многочлене и подчлене требует концепции отрицания или вычитания , а их нет в аксиомах средней школы. Без этого невозможно использовать аксиомы для манипулирования полиномом и доказательства его истинных свойств. Результаты, полученные Уилки из его статьи, выражаясь более формальным языком, показывают, что «единственным пробелом» в аксиомах средней школы является неспособность манипулировать полиномами с отрицательными коэффициентами .

В 1988 году Р. Гуревич показал, что не существует конечной аксиоматизации действительных уравнений для положительных натуральных чисел с 1, сложения, умножения и возведения в степень. [ 6 ] [ 7 ]

Обобщения

[ редактировать ]

Уилки доказал, что существуют утверждения о натуральных числах, которые невозможно доказать с помощью одиннадцати аксиом, приведенных выше, и показал, какая дополнительная информация необходима, прежде чем такие утверждения можно будет доказать. С помощью теории Неванлинны также было доказано, что если ограничить типы принимаемых экспонент, то приведенных выше одиннадцати аксиом будет достаточно для доказательства каждого истинного утверждения. [ 8 ]

Другая проблема, вытекающая из результата Уилки и остающаяся открытой, — это вопрос о том, какова наименьшая алгебра , для которой неверно, но одиннадцать аксиом, приведенных выше, верны. В 1985 году была найдена алгебра из 59 элементов, удовлетворяющая аксиомам, но для которой что за ложь. [ 4 ] С тех пор были найдены такие алгебры меньшего размера, и теперь известно, что самая маленькая из них должна иметь либо 11, либо 12 элементов. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Стэнли Беррис, Саймон Ли, школьные идентичности Тарского , American Mathematical Monthly , 100 , (1993), № 3, стр. 231–236.
  2. ^ Строго говоря, экспоненциальное кольцо имеет экспоненциальную функцию E , которая переводит каждый элемент x в нечто, действующее как х для фиксированного числа a . Но небольшое обобщение дает аксиомы для бинарной операции возведения в степень. Отсутствие аксиом об аддитивных инверсиях означает, что аксиомы описывали бы экспоненциальное коммутативное полукольцо , за исключением того, что в аксиомах Тарского также нет аксиом об аддитивных тождествах. Однако некоторые авторы используют термин rig для обозначения полукольца с аддитивными тождествами и оставляют термин полукольцо для общего случая, не обязательно имеющего аддитивные тождества. По мнению этих авторов, аксиомы действительно описывают экспоненциальное коммутативное полукольцо.
  3. ^ Ричард Дедекинд, Что такое числа и что они должны делать? , 8-е издание без изменений Фридр. Vieweg & Sohn, Брауншвейг (1960). Английский перевод: Что такое числа и какими они должны быть? Переработано, отредактировано и переведено с немецкого Х.А. Погожельским , В. Райан и В. Снайдер, Монографии RIM по математике, Научно-исследовательский институт математики (1995).
  4. ^ Перейти обратно: а б Р. Гуревич, Эквациональная теория положительных чисел с возведением в степень , Тр. амер. Математика. Соц. 94 № 1 (1985), стр. 135–141.
  5. ^ А. Дж. Уилки, О возведении в степень - решение школьной алгебры проблемы Тарского , Связь между теорией моделей и алгебраической и аналитической геометрией, Quad. Матем., 6 , Кафедра математики, Seconda Univ. Неаполь, Казерта, (2000), стр. 107–129.
  6. ^ Р. Гуревич, Эквациональная теория положительных чисел с возведением в степень не является конечно аксиоматизируемой , Анналы чистой и прикладной логики, 49:1–30, 1990.
  7. ^ Фиоре, Космо и Балат. Замечания об изоморфизмах в типизированных лямбда-исчислениях с типами Empty и Sum [1]
  8. ^ К. Уорд Хенсон, Ли А. Рубель, Некоторые приложения теории Неванлинны к математической логике: Тождества показательных функций , Труды Американского математического общества , том 282 1 , (1984), стр. 1–32.
  9. ^ Цзянь Чжан, Компьютерный поиск контрпримеров личности Уилки , Автоматический вывод – CADE-20, Springer (2005), стр. 441–451, дои : 10.1007/11532231_32 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5f299e989aa34869abcb6fd8ce99fa8__1670754840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/a8/c5f299e989aa34869abcb6fd8ce99fa8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tarski's high school algebra problem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)