Школьная задача Тарского по алгебре
В математической логике школьная алгебраическая задача Тарского была вопросом, заданным Альфредом Тарским . Он спрашивает, существуют ли тождества, включающие сложение , умножение и возведение в степень положительных целых чисел , которые нельзя доказать с помощью одиннадцати аксиом на уровне средней школы об этих операциях, которые преподаются в математике . Вопрос был решен в 1980 году Алексом Уилки , показавшим, что такие недоказуемые тождества действительно существуют.
Постановка задачи
[ редактировать ]Тарский считал следующие одиннадцать аксиом о сложении ('+'), умножении ('·') и возведении в степень стандартными аксиомами, преподаваемыми в средней школе:
- х + у = у + х
- ( Икс + у ) + z знак равно Икс + ( у + z )
- х · 1 = х
- х · у = у · х
- ( Икс · y ) · z знак равно Икс · ( y · z )
- Икс · ( у + z ) знак равно Икс · у + Икс · z
- 1 х = 1
- х 1 = х
- х y + z = х и · х С
- ( х · у ) С = х С · и С
- ( х и ) С = х y · z
Эти одиннадцать аксиом, иногда называемые школьными идентичностями , [ 1 ] связаны с аксиомами бикартовой замкнутой категории или кольца экспонент . [ 2 ] Тогда проблема Тарского звучит так: существуют ли тождества, включающие только сложение, умножение и возведение в степень, которые верны для всех положительных целых чисел, но которые нельзя доказать, используя только аксиомы 1–11?
Пример доказуемой личности
[ редактировать ]Поскольку аксиомы, кажется, перечисляют все основные факты о рассматриваемых операциях, не сразу очевидно, что должно быть что-то доказуемо истинное, что можно утверждать, используя только три операции, но нельзя доказать с помощью аксиом. Однако доказательство, казалось бы, безобидных утверждений может потребовать длинных доказательств с использованием только приведенных выше одиннадцати аксиом. Рассмотрим следующее доказательство того, что
Строго говоря, мы не должны писать суммы, состоящие более чем из двух слагаемых, без скобок, и поэтому вполне формальное доказательство доказывает тождество (или ) и будет иметь дополнительный набор скобок в каждой строке, начиная с далее.
Длина доказательств не является проблемой; доказательства идентичности, аналогичные приведенным выше, для таких вещей, как заняло бы много строк, но на самом деле потребовало бы немного больше, чем приведенное выше доказательство.
История проблемы
[ редактировать ]Список одиннадцати аксиом можно найти в явном виде записанным в работах Ричарда Дедекинда : [ 3 ] хотя они, очевидно, были известны и использовались математиками задолго до этого. Однако Дедекинд был первым, кто, похоже, задавался вопросом, достаточны ли эти аксиомы, чтобы рассказать нам все, что мы хотим знать о целых числах. Этот вопрос был поставлен на прочную основу как проблема логики и теории моделей где-то в 1960-х годах Альфредом Тарским: [ 1 ] [ 4 ] и к 1980-м годам она стала известна как школьная алгебраическая задача Тарского.
Решение
[ редактировать ]В 1980 году Алекс Уилки доказал, что не каждое рассматриваемое тождество можно доказать с помощью приведенных выше аксиом. [ 5 ] Он сделал это, явно обнаружив такую идентичность. Введя новые функциональные символы, соответствующие многочленам , которые отображают положительные числа в положительные числа, он доказал это тождество и показал, что этих функций вместе с одиннадцатью приведенными выше аксиомами было достаточно и необходимо для его доказательства. Личность, о которой идет речь, Это тождество обычно обозначается и верно для всех положительных целых чисел и как можно увидеть с помощью факторинга выход второго фактора с каждой стороны; однако это невозможно доказать с помощью одиннадцати школьных аксиом.
Интуитивно, тождество невозможно доказать, поскольку аксиомы средней школы нельзя использовать для обсуждения многочлена. Рассуждения об этом многочлене и подчлене требует концепции отрицания или вычитания , а их нет в аксиомах средней школы. Без этого невозможно использовать аксиомы для манипулирования полиномом и доказательства его истинных свойств. Результаты, полученные Уилки из его статьи, выражаясь более формальным языком, показывают, что «единственным пробелом» в аксиомах средней школы является неспособность манипулировать полиномами с отрицательными коэффициентами .
В 1988 году Р. Гуревич показал, что не существует конечной аксиоматизации действительных уравнений для положительных натуральных чисел с 1, сложения, умножения и возведения в степень. [ 6 ] [ 7 ]
Обобщения
[ редактировать ]Уилки доказал, что существуют утверждения о натуральных числах, которые невозможно доказать с помощью одиннадцати аксиом, приведенных выше, и показал, какая дополнительная информация необходима, прежде чем такие утверждения можно будет доказать. С помощью теории Неванлинны также было доказано, что если ограничить типы принимаемых экспонент, то приведенных выше одиннадцати аксиом будет достаточно для доказательства каждого истинного утверждения. [ 8 ]
Другая проблема, вытекающая из результата Уилки и остающаяся открытой, — это вопрос о том, какова наименьшая алгебра , для которой неверно, но одиннадцать аксиом, приведенных выше, верны. В 1985 году была найдена алгебра из 59 элементов, удовлетворяющая аксиомам, но для которой что за ложь. [ 4 ] С тех пор были найдены такие алгебры меньшего размера, и теперь известно, что самая маленькая из них должна иметь либо 11, либо 12 элементов. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Элементарная функция – Математическая функция
- Арифметика элементарных функций - Система арифметики в теории доказательств
- Теорема Лиувилля (дифференциальная алгебра) - говорит, когда первообразные элементарных функций могут быть выражены как элементарные функции.
- Неэлементарный интеграл - интегралы, не выражаемые в замкнутой форме из элементарных функций.
- Теорема Ричардсона - Неразрешимость равенства действительных чисел
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стэнли Беррис, Саймон Ли, школьные идентичности Тарского , American Mathematical Monthly , 100 , (1993), № 3, стр. 231–236.
- ^ Строго говоря, экспоненциальное кольцо имеет экспоненциальную функцию E , которая переводит каждый элемент x в нечто, действующее как х для фиксированного числа a . Но небольшое обобщение дает аксиомы для бинарной операции возведения в степень. Отсутствие аксиом об аддитивных инверсиях означает, что аксиомы описывали бы экспоненциальное коммутативное полукольцо , за исключением того, что в аксиомах Тарского также нет аксиом об аддитивных тождествах. Однако некоторые авторы используют термин rig для обозначения полукольца с аддитивными тождествами и оставляют термин полукольцо для общего случая, не обязательно имеющего аддитивные тождества. По мнению этих авторов, аксиомы действительно описывают экспоненциальное коммутативное полукольцо.
- ^ Ричард Дедекинд, Что такое числа и что они должны делать? , 8-е издание без изменений Фридр. Vieweg & Sohn, Брауншвейг (1960). Английский перевод: Что такое числа и какими они должны быть? Переработано, отредактировано и переведено с немецкого Х.А. Погожельским , В. Райан и В. Снайдер, Монографии RIM по математике, Научно-исследовательский институт математики (1995).
- ^ Перейти обратно: а б Р. Гуревич, Эквациональная теория положительных чисел с возведением в степень , Тр. амер. Математика. Соц. 94 № 1 (1985), стр. 135–141.
- ^ А. Дж. Уилки, О возведении в степень - решение школьной алгебры проблемы Тарского , Связь между теорией моделей и алгебраической и аналитической геометрией, Quad. Матем., 6 , Кафедра математики, Seconda Univ. Неаполь, Казерта, (2000), стр. 107–129.
- ^ Р. Гуревич, Эквациональная теория положительных чисел с возведением в степень не является конечно аксиоматизируемой , Анналы чистой и прикладной логики, 49:1–30, 1990.
- ^ Фиоре, Космо и Балат. Замечания об изоморфизмах в типизированных лямбда-исчислениях с типами Empty и Sum [1]
- ^ К. Уорд Хенсон, Ли А. Рубель, Некоторые приложения теории Неванлинны к математической логике: Тождества показательных функций , Труды Американского математического общества , том 282 1 , (1984), стр. 1–32.
- ^ Цзянь Чжан, Компьютерный поиск контрпримеров личности Уилки , Автоматический вывод – CADE-20, Springer (2005), стр. 441–451, дои : 10.1007/11532231_32 .
Ссылки
[ редактировать ]- Стэнли Н. Беррис, Карен А. Йейтс , Сага о школьных идентичностях , Algebra Universalis 52, № 2–3, (2004), стр. 325–342, MR 2161657 .