Смерть Марата
Смерть Марата | |
---|---|
Французский: La Mort de Marat | |
![]() | |
Художник | Жак-Луи Давид |
Год | 1793 |
Середина | Холст, масло |
Движение | Неоклассицизм |
Размеры | 162 см × 128 см (64 × 50 дюймов) |
Расположение | Королевские музеи изящных искусств Бельгии |
Смерть Марата ( французский : La Mort de Marat или Marat Assassiné ) — картина Жака-Луи Давида 1793 года , изображающая друга художника и убитого лидера французской революции Жан-Поля Марата . [ 1 ] Одно из самых известных изображений эпохи Французской революции , оно было написано, когда Давид был ведущим французским художником-неоклассиком, монтаньяром и членом революционного комитета общей безопасности . На картине, созданной через несколько месяцев после смерти Марата, изображен Марат, лежащий мертвым в ванне после его убийства Шарлоттой Корде 13 июля 1793 года. [ 2 ]
В 2001 году историк искусства Т. Дж. Кларк назвал картину Дэвида первой модернистской работой за то, «то, как она взяла политику в качестве материала, а не трансмутировала ее». [ 3 ]
Картина находится в коллекции Королевского музея изящных искусств Бельгии . Реплика, созданная мастерской художника, выставлена в Лувре . [ 4 ]
Убийство Марата
[ редактировать ]Жан-Поль Марат (24 мая 1743 — 13 июля 1793) был одним из лидеров монтаньяров , радикальной фракции, действовавшей во время Французской революции, от периода террора до термидорианской реакции . Марат был зарезан Шарлоттой Корде , жирондисткой и политическим врагом Марата, которая обвинила Марата в сентябрьской резне . Корде проникла в жилище Марата, пообещав либо раскрыть имена предателей революции, либо просить сохранить жизни своим знакомым-жирондистам (исторические записи расходятся во мнениях относительно ее предполагаемой причины встречи с Маратом). [ 5 ]
Марат страдал от кожного заболевания, из-за которого он проводил большую часть времени в ванне; он часто там работал. Корде смертельно ранила Марата ножом, но она не попыталась бежать. Позже ее судили и казнили за убийство. [ 6 ]
Когда его убили, Марат исправлял корректуру своей газеты «Друзья народа» . Окровавленная страница сохранилась. На картине записка, которую держит Марат, представляет собой не настоящую цитату Корде, а вымышленное выражение, основанное на том, что Корде мог бы сказать. [ 7 ]

Политика Дэвида
[ редактировать ]Ведущий французский художник своего поколения, Давид был выдающимся монтаньяром и якобинцем , связанным с Маратом и Максимилианом Робеспьером . [ нужна ссылка ] Будучи депутатом музейной секции Национального собрания , Давид голосовал за смерть французского короля Людовика XVI и работал в Комитете общей безопасности, где активно участвовал в вынесении приговоров и тюремном заключении, в конечном итоге возглавив «секцию допросов». [ нужна ссылка ] Дэвид также входил в состав Комитета народного просвещения . [ 8 ]
Стиль
[ редактировать ]
«Смерть Марата» часто сравнивают с «Пьетой» Микеланджело , главным сходством которых является удлиненная рука, свисающая в обеих работах. [ нужна ссылка ] Дэвид восхищался Караваджо работами , особенно «Положением во гроб Христа» , которое отражает Смерти Марата» . драматизм и свет « [ нужна ссылка ]
Давид стремился передать новой Французской республике священные качества, долгое время ассоциировавшиеся с монархией и католической церковью. Он нарисовал Марата, мученика Революции, в манере, напоминающей христианского мученика, с лицом и телом, залитыми мягким, сияющим светом. [ 9 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]
Несколько копий картины были изготовлены учениками Давида в 1793–1794 годах, когда изображение было популярным символом мученичества в условиях террора. [ нужна ссылка ] С 1795 года и до смерти Дэвида картина томилась в безвестности. Во время изгнания Давида в Бельгию его спрятал где-то во Франции Антуан Гро , самый известный ученик Давида. [ нужна ссылка ]
Интерес к картине возобновился после того, как Пьер-Жозеф Прудон и Шарль Бодлер высоко оценили работу, увидев ее на Базаре Бонн-Нувель в 1845 году. [ 10 ] Картины девятнадцатого века, вдохновленные работами Дэвида, включают Поля Жака Эме Бодри » «Шарлотту Корде . В 20 веке картины Давида вдохновляли таких художников, как Пабло Пикассо и Эдвард Мунк , поэтов (Алессандро Моцзамбани) и писателей (пьеса Питера Вайса « Марат/Сад» ). [ нужна ссылка ] Бразильский художник Вик Мунис создал версию, составленную из содержимого городской свалки, в рамках своей серии «Картинки мусора». [ 11 ]
Письмо, изображенное на картине, с пятнами крови и следами воды из ванны, сохранилось и принадлежало Роберту Линдсею, 29-му графу Кроуфорду . [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
![]() |
- В 1897 году французский режиссер Жорж Ато снял фильм « Смерть Марата» . Этот ранний немой фильм, снятый для компании «Люмьер», представляет собой короткую однокадровую сцену убийства революционера.
- Композиция повлияла на одну из сцен в » Стэнли Кубрика 1975 года экранизации « Барри Линдона . [ нужна ссылка ]
- Обложка альбома East австралийской паб-рок-группы Cold Chisel 1980 года была вдохновлена картиной.
- В фильме Анджея Вайды 1983 года «Дантон» есть несколько сцен в ателье Давида, в том числе одна, показывающая картину с портретом Марата.
- В фильме Дерека Джармана « 1986 года Караваджо» картина имитируется в сцене, где летописец, обмотавший голову полотенцем (но пишущий здесь на пишущей машинке), откинулся на спинку стула в своей ванне, вытянув одну руку за пределы ванны.
- Вик Мунис воссоздал Смерть Марата с использованием отходов огромной свалки недалеко от Рио-де-Жанейро в своем документальном фильме 2010 года «Бесплодная земля» . Изображение занимает видное место на обложке DVD.
- Стив Гудман воссоздал картину (с самим собой вместо Марата) для обложки своего альбома 1977 года Say It in Private .
- Картина воссоздана в «Красной скрипке» (1998), в сцене, когда Джейсон Флеминг , играющий скрипача Фредерика Поупа, откидывается в ванне с письмом от возлюбленной в руке.
- В фильме 2002 года «О Шмидте» персонаж Джека Николсона Уоррен засыпает в ванне, сочиняя письмо, воссоздавая картину Дэвида .
- Картина была использована в качестве обложки альбома американской группы Have a Nice Life 2008 года Deathciousness .
- Картина была использована в качестве обложки альбома американской группы The New Regime 2008 года Coup .
- В эпизоде сериала «C.S.I.: Исследование места преступления» от 23 октября 2008 года (сезон 9, эпизод 3 — «Искусство имитирует жизнь») серийный убийца необычно позирует своим жертвам, одна из таких поз жертвы является данью уважения к картине Дэвида. [ нужна ссылка ]
- В 2013 году он поменялся полом с Леди Гагой в ролике Марата для ARTPOP. МТВ
- Картина упоминается как любимая рассказчиком в романе Мой год отдыха и релаксации» . Оттессы Мошфег «
- Картина упоминается американской альтернативной рок-группой REM в тексте песни « We Walk » и в видео на песню « Drive ». [ 13 ]
- На обложке певца и автора песен Эндрю Бёрда 2019 года альбома My Finest Work Yet воссоздана картина, где Бёрд вместо Марата.
- Смерть Марата — одна из многих картин, анимированных в клипе на песню Alpha Zulu французской альтернативной рок-группы Phoenix (группа) . Ютуб
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перрин Штайн; Даниэлла Берман; Филипп Бордес; Мехди Корчане; Луи-Антуан Прат; Джульетт Трей (2022). Жак Луи Давид: радикальный рисовальщик . Метрополитен-музей с. 192. ИСБН 9781588397461 .
- ^ Алисия Желяшко. «Смерть Марата» . Британская энциклопедия . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Кларк, Ти Джей (2001). Прощание с идеей: эпизоды из истории модернизма . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 21. ISBN 9780300089103 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Спенсер, Эрика Хоуп. «Исследовательские справочники: Франция: Женщины в революции: Шарлотта Корде» . Guides.loc.gov . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Гринхал, Майкл (1989). «Марат Ассасине» Давида и его источники» . Ежегодник изучения английского языка . 19 : 162–180. дои : 10.2307/3508048 . ISSN 0306-2473 . JSTOR 3508048 .
- ^ Гринхал, Майкл (1989). «Марат Ассасине» Давида и его источники» . Ежегодник изучения английского языка . 19 :163. дои : 10.2307/3508048 . ISSN 0306-2473 . JSTOR 3508048 .
- ^ Вильденштейн, стр. 43–59.
- ↑ Smarthistory . Архивировано 18 октября 2014 г. в Wayback Machine , «Смерть Марата Давида», по состоянию на 28 декабря 2012 г.
- ^ Гринхал, Майкл (1989). «Марат Ассасине» Давида и его источники» . Ежегодник изучения английского языка . 19 : 162–180. дои : 10.2307/3508048 . ISSN 0306-2473 . JSTOR 3508048 .
- ^ «Современный Марат» . Уолл Стрит Джорнал . 16 октября 2010 г.
- ^ Граф Кроуфорд обладает самой большой коллекцией французских революционных рукописей в Шотландии.
- ^ Миллс, Майк (21 сентября 2018 г.). «На что Майкл ссылается в песне «We Walk». https://twitter.com/REMLyrics1/status/1043225539794948102 …» .
Библиография
[ редактировать ]- Т. Дж. Кларк, «Живопись второго года», в «Representations », № 47, специальный выпуск: «Национальные культуры до национализма» (лето 1994 г.), стр. 13–63.
- Тибодо, Массачусетс, Жизнь Давида , Брюссель (1826 г.)
- Делеклюз, Э., Луи Давид, его школа и его время , Париж, (1855), переиздание Макулы (1983) – Свидетельство из первых рук ученика Давида
- Дэвид, Дж. Л., Художник Луи Дэвид (1748–1825). Воспоминания и неопубликованные документы Дж. Л. Дэвида, его внука , изд. Виктор Гавард, Париж (1880)
- Холма, Клаус, Дэвид. Его эволюция, его стиль , Париж (1940).
- Адхе мар Жан, Дэвид. Рождение гения живописца , изд. Рауль Солар, Париж (1953)
- Боуман, Ф.П., «Культ Марата, фигуры Иисуса», «Романтический Христос» , изд. Дро, Женева, стр. 62 кв. (1973)
- Вильденштейн , Дэниел и Гай, Дополнительные документы к каталогу работ Луи Давида , Париж, Фонд Вильденштейна (1973) – фундаментальный источник для отслеживания всех влияний, составляющих визуальную культуру Дэвида.
- Старобинский, Жан, 1789, Эмблемы разума , изд. Фламмарион, Париж (1979)
- Шнаппер, Антуан, Давид, свидетель своего времени , изд. Книжная касса, Фрибур (1980)
- Круфт, Х.-В., «Античная модель Марата Давида» в The Burlington Magazine CXXV, 967 (октябрь 1983 г.), стр. 605–607; CXXVI, 973 г. (84 апреля)
- Трегер, Йорг, Смерть Марата: революция человеческого образа , изд. Престель, Мюнхен (1986).
- Тевоз, Мишель, Театр преступлений. Очерк живописи Давида , изд. из «Полночи, Париж» (1989)
- Гийому, Ж., Смерть Марата , изд. Комплекс, Брюссель (1989)
- Мортье, Р., «Смерть Марата в революционных образах», Бюллетень класса изящных искусств, Королевская академия Бельгии , 6-я серия, том I, 10–11 (1990), стр. 131–144
- Саймон, Роберт, «Портрет мученика Давида Ле Пелетье де Сен-Фаржо и загадки революционного представительства» в «Истории искусства» , том 14, № 4 (декабрь 1991 г.), стр. 459–487.
- Серуллаз, Арлетт, Общая опись рисунков. Французская школа. Рисунки Жака-Луи Давида 1748–1825 , Париж (1991).
- Давид против Дэвида , протоколы конференции в Лувре 6–10 декабря 1989 г., изд. Р. Мишель, Париж (1993) [М. Блейль, «Марат: от портрета к исторической живописи»]
- Мальвоне, Лаура, «Политическое событие в живописи. О Марате Давида» в « Смесях французской римской школы» . Италия и Средиземноморье , № 106, 1 (1994)
- Пакко, М., От Вуэ до Дэвида. Французские картины из Музея античного искусства 17-18 веков , изд. МРБАБ, Брюссель (1994 г.)
- Хофманн, Вернер, Эпоха разрыва 1750–1830 , Галлимар, Париж (1995)
- Кроу Т. Эмуляция. Создание художников для революционной Франции , изд. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, Лондон (1995)
- Моннере, Софи, Давид и неоклассицизм , изд. Террейл, Париж (1998)
- Робеспьер , под редакцией Колина Хейдона и Уильяма Дойла, Кембридж (1999)
- Лайер-Берхарт Э. Вырезы. Искусство Жака-Луи Давида после террора , изд. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, Лондон (1999)
- Ли, С., Дэвид , изд. Файдон, Лондон (1999); * Астон, Найджел, Религия и революция во Франции, 1780–1804 гг. , Макмиллан, Лондон (2000).
- Марат Жака-Луи Давида под редакцией Уильяма Воана и Хелен Уэстон, Кембридж (2000)
- Розенберг, Пьер и Луи-Антуан Пра, Жак-Луи Давид 1748–1825. Каталог-резонне рисунков , 2 тома, изд. Леонардо Арте, Милан (2002)
- Idem, Перонне, Бенджамин, «Неопубликованный альбом Давида», Revue de l'Art , № 142, (2003–2004), стр. 45–83
- Кокар, Оливье, «Марат убит. Оскорбительная реконструкция» в Historia Mensuel , № 691 (июль 2004 г.)
- Ванден Берге, Марк и Иоана Плеска, Новые взгляды на смерть Марата: между иезуитской моделью и мифологическими отсылками , Брюссель (2004 г.) / Новые перспективы смерти Марата Давидом , Брюссель (2004 г.), доступно в KBR, Брюссель.
- Idem, Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре работы Жака Луи-Давида: революционный Святой Себастьян, многократное зеркало Рима , Брюссель (2005), доступно в KBR, Брюссель.
- Сент-Фаре Гарно, Н., Жак-Луи Давид 1748–1825 , Париж, Изд. Чаудун (2005)
- Джонсон, Дороти, Жак-Луи Давид: новые перспективы , University of Delaware Press (2006)
- Гийому, Жак, Смерть Марата (2006) Revolution-Francaise.net
- Плюм де Марат - Перья на Марате, для общей библиографии , (Chantiers Marat, т. 9–10), Editions Pôle Nord, Брюссель (2006 г.)
- Анджелитти, Сильвана, «Смерть Марата и Пьета Микеланджело» в «Пропаганде в истории» , sl, (sd), e-torricelli.it
- Пеше, Луиджи, убитый Марат: тема камеры смертников: каравагеский реализм и ars moriendi в Давиде , s.ed., sl, (2007) лучшие яркие советы