Тахайюр
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
![]() |
Исламоведение |
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Тахайюр — это исламская правовая доктрина , которая позволяет приверженцам одной из четырех суннитских юридических школ выбирать решение другой, когда последнее более удобно. Доктрина стремится к легитимности через Корана стихи и пророческие традиции , утверждая, что Коран и Сунна подчеркивают легкость и удобство в религиозной практике. Эта доктрина используется в современном мире для проведения законодательных реформ исламских законов , особенно исламских семейных законов, во многих мусульманских странах .
Этимология
[ редактировать ]Тахайюр происходит от арабского корня, означающего «выбор». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]По мнению Шаукани , известного мусульманского учёного, идея приверженности единой школе возникла после времени четырёх главных имамов. [ 2 ] В их время не было чувства строгой преданности определенной школе. После смерти крупных имамов в середине третьего века Хиджры возникло понятие приверженности определенной школе мысли. [ 3 ] Шах Вали Улла утверждает в своей работе «Худжат Аллах аль-Балига» не было единогласия по таклиду , что до четвертого века ни одной конкретной школы. Обращение к любому юристу, независимо от его принадлежности, для решения любых возникающих вопросов было обычной процедурой. Во время правления Аббасидов судьи не считали себя обязанными следовать определенному муджтахиду или школе мысли, а вместо этого следовали своей собственной. [ 3 ]
Основа в Коране и Сунне
[ редактировать ]В поддержку тахайюра цитируются три аята из Корана: «Бог желает для вас облегчения и не желает для вас затруднений» (Бакара, 2:185). «Бог желает облегчить ваши (трудности), ибо человек создан слабым» (Ниса, 4:28) «Он имел (не имел в виду) налагать на вас трудности в религии» (Хадж, 22:78). [ 4 ] Мусульманские правоведы ссылаются на хадис, в котором пророк сказал: «Я послан, чтобы [способствовать] терпимости и легкости». Айша , вдова Пророка, заявила, что «Пророк не выбирал более легкий из двух вариантов , пока это не было равносильно проступку». Аналогично, когда Пророк послал Муаза б. Джабаля и Абу Мусу аль-Ашари в Йемен в качестве судей, он сказал им: «Облегчайте жизнь людям и не усложняйте их. Обрадуйте их радостной вестью и не прогоняйте их». [ 5 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Корни Тахайюра лежат в «ученой множественности и дифференциации». [ 6 ] Этот термин использовался в досовременном юридическом дискурсе для описания ситуации, в которой существовал конфликт доказательств в пользу муджтахида или противоречивые решения, представленные мукаллиду . Если нет доказательств, отличающих одно от другого, муджтахид и мукаллид могут выбирать между двумя правовыми позициями. [ 1 ]
В досовременные времена мусульманские юристы использовали тахайюр в качестве крайней меры, когда тарджи не смог отдать предпочтение одному юридическому заключению. Досовременные исламские правовые теории обычно признавали выбор правовых позиций, основанный на доказательствах. С другой стороны, прагматический отбор уже давно является источником разногласий. [ 1 ] Однако это не новая идея. Отвечая на вопрос о том, был ли тахайюр чисто продуктом современности , Фекри Ибрагим заявил, что прагматический отбор «вряд ли является чем-то новым». Он утверждал, что это практиковалось на протяжении всей исламской истории. [ 7 ]
Таки ад-Дин аль-Субки , шафитский ученый, выступал за компромиссный подход между противоположными сторонами аргумента, позволяющий прагматичный выбор в конкретных обстоятельствах. Многие досовременные шафитские мыслители разделяли взгляды аль-Субки, но османские юристы раздвинули эти границы прагматическим выбором юридических мнений. [ 1 ]
Тахайюр приобрел известность в современном мире. В современном исламском правовом дискурсе это «стало обозначать эклектичный выбор мнений» внутри и за пределами определенной школы мысли, целью которой является адаптация к меняющимся реалиям современного мусульманского общества. Этот новый подход «пересечения линий мазхаба» определил работу выдающихся суннитских ученых, таких как Мохаммед аль-Газали , Юсуф аль-Кардави и Али Гомаа . [ 1 ]
Концепция
[ редактировать ]Тахайюр означает выбор между различными школами мысли по различным предметам. Этот подход основан на идее неприсоединения к определенной юридической школе. [ 8 ] Сторонники этой доктрины утверждают, что мусульманин обязан следовать исламу , а не определенной интерпретации ислама. [ 9 ] По мнению Ибн аль-Кайима , ханбалитского юриста, для мусульманина нет ничего обязательного, кроме того, что предписано Кораном и Сунной. Мусульманские юристы уже давно утверждают, что мусульманин имеет право посещать любую школу по своему выбору. Ноэль Дж. Коулсон изложил позицию Ибн Таймии , согласно которой не требуется подчинение какой-либо власти, кроме Пророка Муаммада. Ибн Таймия считал законным для мусульманина следовать за разными учёными и сказал, что такие учёные, как Абу Ханифа , Малик , Шафи и Амад ибн Ханбал, не оспаривали свободу мусульманина поступать так. Иснави процитировал позицию Аль-Амиди о том, что для решения разных проблем разрешено следовать разным школам. [ 3 ]
Понятие тахайюр дает отдельному мусульманину право обращаться по данной теме к любой другой школе мысли, кроме его собственной. Согласно этому представлению, разнообразие мыслей в исламском праве считается богатством и преимуществом в поиске более подходящих решений. [ 8 ] Тахайюр позволяет практикующим любой из четырех суннитских школ выбирать решение другой, когда другое решение более удобно. Это также применимо в рамках одной и той же школы мысли, когда человек выбирает мнение меньшинства, доступное в рамках его или ее собственной школы мысли. [ 10 ] Это вполне возможно, поскольку ученые одной и той же школы часто предлагают альтернативные интерпретации или отменяют предыдущее решение, когда оно по разным причинам устаревает. [ 10 ]
Тахайюр разрешен на том основании, что все четыре основные школы мысли признали друг друга законными интерпретациями ислама, несмотря на опасения, высказанные некоторыми комментаторами по поводу «оппортунизма» или «поиска форумов», которые может повлечь за собой такой эклектизм. Ситуация усугубляется тем фактом, что основные юридические школы, как правило, согласны в основных принципах, но расходятся в первую очередь в деталях своих интерпретаций и иджтихада. [ 6 ] Поскольку Коран и хадисы убедительно подтверждают легкость и удобство религиозной практики, люди имеют определенную степень свободы в выборе из множества правовых позиций. Юристам также рекомендуется выбирать более простые позиции, где это возможно, и избегать причинения страданий людям, не жертвуя при этом основными принципами. [ 5 ]
Сторонники тахайюра утверждают, что когда государство пытается внести поправки в законодательство, оно не должно придерживаться определенной школы мысли. Поскольку разные точки зрения считаются одинаково обоснованными, их следует использовать для решения текущих проблем. Они утверждают, что сильная привязанность к определенной школе может привести к отказу мусульманина консультироваться с ученым из любой другой школы, а также к предвзятому отношению к другим школам и их ученым. Это может привести к предпочтению мнения имама, даже если оно противоречит Сунне. [ 9 ]
Условия
[ редактировать ]Практика использования доктрины тахайюр не лишена ограничений. Многие мусульманские правоведы указали условия применения этой доктрины. Согласно Таки ад-Дину ас-Субки , тремя вескими причинами для практики Тахайюра являются: (а) когда человек чувствует, что точка зрения другой школы более точна, (б) когда человек считает, что его имам более верен. правильно, или когда у него нет своего мнения, но он меняет школу из благочестивой предосторожности, и (c) когда ослабление правил требуется из-за необходимости или необходимости. С другой стороны, неприемлемые для него причины включают: (а) смену школы без необходимости или требования, (б) регулярное следование своим прихотям, таким образом конструируя свой собственный религиозный закон из рухс, и (в) смену школы, если это необходимо. приводит к юридическим осложнениям. [ 1 ] Шихаб ад-Дин аль-Карафи разрешил Тахайюр при трех условиях: мнения не должны объединяться таким образом, чтобы противоречить консенсусу или создавать мнение, которого не выразил ни один юрист; юрист заслуживает доверия; и конкретное мнение ищется не для того, чтобы получить рухсу (уступки). [ 11 ]
Таким образом, для мусульманских юристов Тахайюр является эффективным правовым инструментом, который можно использовать для разработки эффективных решений для удовлетворения потребностей людей и достижения приемлемых благ (маслах). Однако его нельзя использовать в качестве инструмента для искажения и отклонения от фундаментальных принципов. [ 5 ]
Приложения
[ редактировать ]Тахайюр применялся в гражданском кодексе Османской империи (1869–1876 гг. н.э.) для выбора наиболее подходящих мнений внутри ханафитской школы Османской империи в девятнадцатом веке. Он также использовался при разработке исламского закона о личном статусе в таких странах, как Египет , где юристы опирались на давнее наследие суннитского права и, в некоторых случаях, несуннитских школ для удовлетворения требований современных исламских национальных государств. [ 1 ]
Эта доктрина использовалась в ряде законодательных реформ, касающихся исламского семейного права и наследования в двадцатом веке. Например, некоторые неханафитские страны Ближнего Востока и Азии приняли ханафитское правовое положение, которое позволяет взрослой девушке устроить собственный брак, даже если ее опекун (вали) отсутствует, хотя в большинстве других школ требуется одобрение опекуна. Другим примером является легализация судебного разделения или развода на основании предрассудков/дарара, что признается в законе Малики, в то время как другие школы этого не признают или делают это с различными ограничениями. В результате несколько стран, не являющихся членами Малики, включили закон Малики о разводе в свои семейные законы. [ 12 ]
Связанные понятия
[ редактировать ]Понятие, похожее на Тахайюр, - это талфик, что буквально переводится как «сшить вместе» два куска ткани. В талфике юрист сочетает элементы одной школы мысли или точки зрения ученого с элементами другой для достижения определенного результата. Хотя ни одна из этих сегментарных точек зрения по отдельности не легитимизирует окончательный результат, когда они объединяются, они образуют новое правило. Это происходит, когда два или более удобных мнений объединяются в одной транзакции. Одним из примеров талфика может быть брачное соглашение, заключенное женщиной без согласия ее опекуна (вали) или присутствия двух свидетелей. Талфик одобрил бы этот брак, объединив точку зрения Млики (которая делает брачный контракт законным даже без свидетелей) с точкой зрения Ханафи (которая позволяет взрослому человеку заключить брачный контракт без опекуна). [ 1 ]
Тахайюр также связан с двумя другими подобными выражениями: татаббу аль-рукхас (стремление к уступкам) и тарджих (предпочтение). Первое относится к пересечению школьных границ в поисках уступок, тогда как тарджих (эквивалент тахайюра) позволяет выбрать одну позицию среди многих альтернатив, обычно из соображений целесообразности и удобства, а иногда и из соображений гибкости к меняющимся обстоятельствам. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ибрагим, Ахмед Фекри (2017). «Талфик/Тахайюр». [Оксфордская] энциклопедия ислама и права . Оксфордские исламские исследования онлайн. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года.
- ^ Сабрин 2017 , с. 52-53.
- ^ Перейти обратно: а б с Сабрин 2017 , с. 53.
- ^ Апрель 2021 г. , с. 191-192.
- ^ Перейти обратно: а б с Дети 2021 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с Дети 2021 , с. 191.
- ^ Апрель 2021 г. , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Сабрин 2017 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Сабрин 2017 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Дети 2021 , с. 190.
- ^ Сабрин 2017 , с. 54.
- ^ Апрель 2021 г. , с. 193.
Источники
[ редактировать ]- Камали, Миннесота (2021). «Отбор (Тахайюр, также Тахыр)» . Шариат и индустрия Халяль . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-753861-6 .
- Сабрин, Мудасра (2017). «Тахайюр – методология реформ для Пакистана» . Хамдард Исламус . 40 (3): 51–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Селективность (ат-тахайюр) между четырьмя школами мысли в египетской Дар аль-Ифта (на арабском языке). Архивировано 19 декабря 2022 года в Wayback Machine.