Авиация
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
Авиация включает деятельность, связанную с механическими полетами и авиационной промышленностью. К воздушным судам относятся типы с неподвижным и винтокрылым крылом , трансформируемые крылья, бескрылые несущие тела, а также летательные аппараты легче воздуха , такие как воздушные шары и дирижабли .
Авиация началась в 18 веке с разработки воздушного шара , аппарата, способного перемещать атмосферу за счет плавучести . Некоторые из наиболее значительных достижений в авиационной технике были достигнуты благодаря управляемому планирующему полету Отто Лилиенталя в 1896 году; Затем большой шаг вперед произошел с постройкой первого самолета с двигателем братьями Райт в начале 1900-х годов. С тех пор в авиации произошла технологическая революция с появлением реактивных самолетов , которые стали основным видом транспорта по всему миру.
Этимология
[ редактировать ]Слово авиация было придумано французским писателем и бывшим военно-морским офицером Габриэлем Ла Ланделем в 1863 году. [1] Первоначально он получил этот термин от глагола avier (неудачный неологизм для слова «летать»), который сам произошел от латинского слова avis («птица») и суффикса -ation . [2]
История
[ редактировать ]Раннее начало
[ редактировать ]Существуют ранние легенды о бегстве людей, такие как истории об Икаре в греческом мифе, Джамшиде и Шахе Кее Кавусе в персидском мифе. [3] и летающий автомат Архита Тарентского ( 428–347 до н.э.). [4] Позже появляются несколько более достоверные утверждения о полетах человека на короткие расстояния, такие как крылатые полеты Аббаса ибн Фирнаса (810–887, записано в 17 веке), Эйлмера из Малмсбери (11 век, записано в 12 веке) и воздушная Пассарола Бартоломеу Лоуренсу де Гужмана (1685–1724).
Легче воздуха
[ редактировать ]Современная эра авиации началась с первого беспривязного полета человека на воздушном шаре легче воздуха , сконструированного братьями Монгольфье , 21 ноября 1783 года . [5] Полезность воздушных шаров была ограничена, поскольку они могли летать только по ветру. управляемый или дирижабльный Сразу стало понятно, что необходим аэростат. Жан-Пьер Бланшар управлял первым дирижаблем с человеческим двигателем в 1784 году и пересек Ла-Манш на нем в 1785 году.
Жесткие дирижабли стали первыми самолетами, способными перевозить пассажиров и грузы на большие расстояния. Наиболее известные самолеты этого типа производились немецкой компанией Zeppelin .
Самым успешным дирижаблем был Graf Zeppelin . Он пролетел более миллиона миль, включая кругосветный перелет в августе 1929 года. Однако превосходство цеппелинов над самолетами того периода, имевшими дальность полета всего несколько сотен миль, уменьшалось по мере развития конструкции самолетов. . «Золотой век» дирижаблей закончился 6 мая 1937 года. В том же году « Гинденбург» загорелся, в результате чего погибло 36 человек. Первоначально причиной аварии в «Гинденбурге» считалось использование в качестве подъемного газа водорода вместо гелия. Внутреннее расследование, проведенное производителем, показало, что покрытие, используемое в материале корпуса, является легковоспламеняющимся и способствует накоплению статического электричества в дирижабле. [6] Изменения в рецептуре покрытия снизили риск дальнейших аварий типа «Гинденбург». Хотя периодически предпринимались инициативы по возобновлению их использования, с тех пор дирижабли нашли лишь нишевое применение. [7] Были и более ранние катастрофы с дирижаблями, например, с британским R38 23 августа 1921 года. [8] но «Гинденбург» был первым, запечатленным на кинохронике. [9]
Тяжелее воздуха
[ редактировать ]В 1799 году сэр Джордж Кэли сформулировал концепцию современного самолета как летательного аппарата с неподвижным крылом и отдельными системами подъемной силы, движения и управления. [10] [11]
Отто Лилиенталь был первым человеком, совершившим хорошо задокументированные, неоднократные и успешные полеты на планерах . [12] таким образом, идея « тяжелее воздуха » становится реальностью. В газетах и журналах были опубликованы фотографии планирующего полета Лилиенталя, что благоприятно повлияло на общественное и научное мнение о возможности практического применения летательных аппаратов.Работа Лилиенталя привела к разработке концепции современного крыла. [13] [14] Его попытки полета в Берлине в 1891 году считаются началом полета человека. [15] а « Lilienthal Normalsegelapparat » считается первым серийным самолетом, что делает фабрику Maschinenfabrik Otto Lilienthal в Берлине первой компанией по производству самолетов в мире. [16] Лилиенталя часто называют «отцом авиации». [17] [18] [19] или «отец полета». [20]
Ранние разработки дирижаблей включали двигательную установку с механическим приводом ( Анри Жиффар , 1852 г.), жесткие рамы ( Дэвид Шварц , 1896 г.) и улучшенную скорость и маневренность ( Альберто Сантос-Дюмон , 1901 г.).
Существует множество конкурирующих претензий на самый ранний полет с двигателем, тяжелее воздуха. Первый зарегистрированный полет с двигателем был выполнен Клеманом Адером 9 октября 1890 года на его полностью самоходном самолете с крылом летучей мыши Ader Éole . Сообщается, что это был первый пилотируемый полет на механизированном самолете тяжелее воздуха на значительное расстояние (50 м (160 футов)), но на небольшую высоту над уровнем земли. [21] [22] [23] Адера Семь лет спустя, 14 октября 1897 года, Avion III был безуспешно испытан перед двумя чиновниками французского военного министерства. Отчет об испытаниях не публиковался до 1910 года, поскольку они составляли военную тайну. В ноябре 1906 года Адер заявил, что 14 октября 1897 года совершил успешный полет, достигнув «непрерывного полета» на высоту около 300 метров (980 футов). Хотя в то время эти утверждения были широко распространены, позже они были дискредитированы. [24] [25]
Братья Райт совершили первый успешный полет управляемого и устойчивого самолета с двигателем 17 декабря 1903 года, что стало возможным благодаря их изобретению трехосного управления. [26] и собственная разработка двигателя с достаточной удельной мощностью . [27] Лишь десять лет спустя, в начале Первой мировой войны , самолеты с двигателями тяжелее воздуха стали практичными для разведки, корректировки артиллерийских орудий и даже атак на наземные позиции.
Самолеты начали перевозить людей и грузы, поскольку конструкции стали больше и надежнее. Братья Райт подняли в воздух первого пассажира, Чарльза Фернаса, одного из своих механиков, 14 мая 1908 года. [28] [29]
В течение 1920-х и 1930-х годов был достигнут большой прогресс в области авиации, включая первый трансатлантический полет Алкока и Брауна в 1919 году, одиночный трансатлантический полет Чарльза Линдберга в 1927 году и транстихоокеанский полет Чарльза Кингсфорда Смита в следующем году. Одним из самых успешных проектов этого периода был Douglas DC-3 , который стал первым авиалайнером, который выгодно перевозил исключительно пассажиров, положив начало современной эре пассажирских авиаперевозок. К началу Второй мировой войны во многих городах были построены аэропорты, и имелось множество квалифицированных пилотов. Во время Второй мировой войны Ханс кон Охайн разработал один из первых реактивных двигателей, и в 1939 году он совершил первый в мире полет на реактивном двигателе. [30] Война принесла в авиацию множество инноваций, в том числе первые реактивные самолеты и первые ракеты на жидком топливе .
После Второй мировой войны, особенно в Северной Америке, произошел бум авиации общего назначения , как частной, так и коммерческой, поскольку тысячи пилотов были освобождены от военной службы и появилось много недорогих транспортных и учебных самолетов, излишков войны. Такие производители, как Cessna , Piper и Beechcraft, расширили производство, чтобы обеспечить легкие самолеты для нового рынка среднего класса.
К 1950-м годам развитие гражданских самолетов выросло, начиная с de Havilland Comet , хотя первым широко используемым пассажирским самолетом был Boeing 707 , поскольку он был гораздо более экономичным, чем другие самолеты того времени. В то же время турбовинтовые двигатели начали появляться для небольших пригородных самолетов, что позволило обслуживать маршруты небольшого объема в гораздо более широком диапазоне погодных условий.
С 1960-х годов из композитных материалов стали доступны планеры и более тихие и эффективные двигатели, а Concorde обеспечивал сверхзвуковые пассажирские перевозки более двух десятилетий, но наиболее важные долгосрочные инновации произошли в приборно-аппаратном обеспечении и управлении. Появление полупроводниковой электроники, глобальной системы позиционирования , спутниковой связи , а также все более маленьких и мощных компьютеров и светодиодных дисплеев кардинально изменило кабины авиалайнеров и, во все большей степени, самолетов меньшего размера. Пилоты могут гораздо точнее ориентироваться и просматривать местность, препятствия и другие ближайшие самолеты на карте или с помощью синтетического зрения даже ночью или в условиях плохой видимости.
21 июня 2004 года SpaceShipOne стал первым частным самолетом, совершившим космический полет , открыв возможность создания авиационного рынка, способного покинуть атмосферу Земли. Между тем, необходимость декарбонизации авиационной промышленности для борьбы с климатическим кризисом привела к увеличению исследований самолетов, работающих на альтернативных видах топлива, таких как этанол , электричество , водород и даже солнечная энергия , при этом летающие прототипы становятся все более распространенными.
Эксплуатация самолетов
[ редактировать ]Гражданская авиация
[ редактировать ]Гражданская авиация включает в себя все невоенные полеты, как авиацию общего назначения , так и регулярный воздушный транспорт .
Воздушный транспорт
[ редактировать ]Существует пять основных производителей гражданских транспортных самолетов (в алфавитном порядке):
- Airbus , базирующийся в Европе
- Боинг , базирующийся в США.
- Bombardier , базирующаяся в Канаде.
- Embraer , базирующаяся в Бразилии.
- Объединенная авиастроительная корпорация , базирующаяся в России, со своими дочерними компаниями «Ильюшин» , «Туполев» и «Сухой».
Boeing, Airbus, «Ильюшин» и «Туполев» концентрируются на широкофюзеляжных и узкофюзеляжных реактивных авиалайнерах , а Bombardier, Embraer и «Сухой» концентрируются на региональных авиалайнерах . Крупные сети поставщиков специализированных деталей со всего мира поддерживают этих производителей, которые иногда обеспечивают только первоначальное проектирование и окончательную сборку на своих собственных заводах. Китайский консорциум ACAC также недавно вышел на рынок гражданского транспорта со своим региональным самолетом Comac ARJ21 . [32] [33]
До 1970-х годов большинство крупных авиакомпаний были флагманскими перевозчиками , спонсируемыми своими правительствами и строго защищенными от конкуренции. С тех пор соглашения об открытом небе привели к усилению конкуренции и расширению выбора для потребителей, а также к падению цен для авиакомпаний. Сочетание высоких цен на топливо, низких тарифов, высоких зарплат и кризисов, таких как теракты 11 сентября и пандемия атипичной пневмонии, привело к тому, что многие старые авиакомпании обратились к государственной помощи, банкротству или слияниям. В то же время лоукостеры, такие как Ryanair , Southwest и WestJet процветали .
Авиация общего назначения
[ редактировать ]Авиация общего назначения включает все нерегулярные гражданские полеты, как частные , так и коммерческие . Авиация общего назначения может включать деловые полеты, чартерный воздушный транспорт , частную авиацию, летную подготовку, полеты на воздушном шаре , парашютный спорт, планеризм дельтапланеризм , , полеты на параплане , , аэрофотосъемку . дельтапланы с ножным запуском , санитарную авиацию, уборку урожая, чартерные полеты, отчеты о дорожном движении , полицию воздушное патрулирование и тушение лесных пожаров.
Каждая страна регулирует авиацию по-разному, но авиация общего назначения обычно подпадает под разные правила в зависимости от того, является ли она частной или коммерческой, а также от типа используемого оборудования.
Многие небольшие производители самолетов обслуживают рынок авиации общего назначения, уделяя особое внимание частной авиации и летной подготовке.
Наиболее важными недавними разработками в области малых самолетов (которые составляют основную часть парка самолетов воздушной авиации) стали внедрение современной авионики (включая GPS ), которая раньше использовалась только в больших авиалайнерах , а также внедрение композитных материалов , чтобы сделать малые самолеты легче и надежнее. Быстрее. Сверхлегкие и самодельные самолеты также становятся все более популярными для использования в рекреационных целях, поскольку в большинстве стран, где разрешена частная авиация, они гораздо дешевле и менее строго регулируются, чем сертифицированные самолеты.
Военная авиация
[ редактировать ]Простые воздушные шары использовались в качестве самолетов наблюдения еще в 18 веке. На протяжении многих лет военные самолеты создавались с учетом постоянно растущих требований к возможностям. Производители военных самолетов конкурируют за контракты на поставку арсенала своего правительства. Самолеты выбираются на основе таких факторов, как стоимость, характеристики и скорость производства.
Виды военной авиации
[ редактировать ]- Основная функция истребителей — уничтожение других самолетов. (например, F-35 , Eurofighter Typhoon , F-15 , МиГ-29 , Су-27 и F-22 ).
- Штурмовики используются против тактических наземных целей. (например, Панавиа Торнадо , А-10 , Ил-2 , J-22 Орао , AH-64 и Су-25 ).
- Бомбардировщики обычно используются против более стратегических целей, таких как заводы и нефтяные месторождения. (например, B-2 , Ту-95 , Mirage IV и B-52 ).
- Транспортные самолеты используются для перевозки техники и личного состава. (например, C-17 Globemaster III , C-130 Hercules и Ми-26 ).
- Самолеты наблюдения и разведки получают информацию о силах противника. (например, RC-135 , E-8 , U-2 , OH-58 и МиГ-25Р ).
- Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в основном в качестве самолетов-разведчиков, хотя многие из них также несут полезную нагрузку (например, MQ-9 , RQ-4 и MQ-1C Grey Eagle ). Грузовые самолеты находятся в разработке.
- Ракеты несут боеголовки, обычно взрывчатые.
Воздушная безопасность
[ редактировать ]Авиационная безопасность означает состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, связанной с эксплуатацией воздушных судов или непосредственно поддерживающие ее, снижаются и контролируются до приемлемого уровня. Он включает в себя теорию, практику, расследование и классификацию отказов полета, а также предотвращение таких отказов посредством регулирования, образования и обучения. Его также можно применять в контексте кампаний по информированию общественности о безопасности авиаперелетов.
Авиационный ТОиР
[ редактировать ]Организация по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту (ТОиР) – это фирма, обеспечивающая летную годность воздушного транспорта. Согласно статье 2024 года, «техническое обслуживание (М) включает проверку, очистку, смазку и замену деталей самолета после определенного количества летных часов. Ремонт (R) — это восстановление первоначальной функции деталей и компонентов. Капитальный ремонт (О) относится к обширное техническое обслуживание, полный ремонт самолета и модернизация авионики, что может занять несколько недель». [35] Авиакомпании по закону обязаны сертифицировать летную годность, а это означает, что орган гражданской авиации должен одобрить воздушное судно, пригодное для безопасных полетов. [36] Фирмы MRO несут ответственность за этот процесс, тщательно проверяя и документируя ремонт всех компонентов, а также отслеживая механические, силовые и электронные детали. [37] Авиационные регулирующие органы контролируют практику технического обслуживания в стране регистрации, производства или текущего местонахождения воздушного судна. Вся деятельность по техническому обслуживанию самолетов должна соответствовать международным правилам, устанавливающим стандарты. [38] [35]
Авиационные происшествия и происшествия
[ редактировать ]Авиационное происшествие определяется Приложением 13 Конвенции о международной гражданской авиации как происшествие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, которое происходит с момента, когда какое-либо лицо садится на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все такие лица высадились, при котором человек получил смертельную или серьёзную травму, воздушное судно получило повреждение или разрушение конструкции, или воздушное судно пропало или полностью недоступно. [39] Авария, при которой повреждение воздушного судна таково, что его необходимо списать, или при котором самолет разрушен, называется происшествием с потерей корпуса . [40]
Первая авиационная катастрофа со смертельным исходом произошла на самолете «Райт модели А» в Форт-Майере, штат Вирджиния, США , 17 сентября 1908 года, в результате чего был ранен пилот Орвилл Райт и погиб пассажир, лейтенант корпуса связи Томас Селфридж . Самой страшной авиакатастрофой в истории стала катастрофа в аэропорту Тенерифе 27 марта 1977 года, когда погибло 583 человека, когда два авиалайнера Boeing 747, эксплуатируемые компаниями Pan Am и KLM, столкнулись на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Лос-Родеос, ныне известном как Северный Тенерифе.
Авиационный инцидент определяется как происшествие, отличное от авиационного происшествия, связанное с эксплуатацией воздушного судна, которое влияет или может повлиять на безопасность полетов. [40]
Управление воздушным движением
[ редактировать ]Управление воздушным движением (УВД) предполагает связь с воздушными судами, чтобы помочь поддерживать эшелонирование, то есть они гарантируют, что воздушные суда находятся на достаточном расстоянии друг от друга по горизонтали или вертикали без риска столкновения. Диспетчеры могут координировать отчеты о местоположении, предоставляемые пилотами, или в районах с интенсивным движением транспорта (например, в США) они могут использовать радар для определения местоположения самолетов.
Чтобы стать авиадиспетчером в Соединенных Штатах, обычно требуется степень младшего специалиста или степень бакалавра в рамках Инициативы по обучению университетских специалистов в области воздушного движения. FAA также требует обширной подготовки, а также медицинских осмотров и проверок анкетных данных. Некоторые диспетчеры обязаны работать в выходные, ночные и праздничные смены. [41]
Обычно существует четыре различных типа УВД:
- Диспетчеры центра, управляющие самолетами, курсирующими между аэропортами.
- Диспетчерские вышки (включая вышку, наземный контроль, выдачу разрешений и другие службы), которые управляют самолетами на небольшом расстоянии (обычно 10–15 км по горизонтали и 1000 м по вертикали) от аэропорта.
- Океанические диспетчеры, которые управляют самолетами в международных водах между континентами, как правило, без радиолокационной службы.
- Диспетчеры терминалов, которые управляют воздушными судами на более широкой территории (обычно 50–80 км) вокруг загруженных аэропортов.
УВД особенно важно для самолетов, летающих по правилам полетов по приборам (ППП), когда они могут находиться в погодных условиях, не позволяющих пилотам видеть другие воздушные суда. Однако в зонах с очень интенсивным движением транспорта, особенно вблизи крупных аэропортов, самолеты, летающие по правилам визуального полета (VFR), также обязаны следовать инструкциям УВД.
Помимо отделения от других самолетов, УВД может предоставлять пилотам информацию о погоде, разделение местности, помощь в навигации и другие услуги, в зависимости от их рабочей нагрузки.
УВД не контролирует все рейсы. Для большинства рейсов по ПВП (Правила визуального полета) в Северной Америке не требуется связываться с УВД (если только они не пролетают через оживленную зону терминала или не используют крупный аэропорт), а во многих регионах, таких как северная Канада и малые высоты в северных В Шотландии услуги управления воздушным движением недоступны даже для полетов по ППП на меньших высотах.
Воздействие на окружающую среду
[ редактировать ]Как и все виды деятельности, связанные со сжиганием , работа самолетов с двигателем (от авиалайнеров до воздушных шаров) выбрасывает сажу в атмосферу парниковые газы, такие как углекислый газ (CO 2 и другие загрязняющие вещества. Также производятся ). Кроме того, существуют воздействия на окружающую среду, характерные для авиации: например,
- Самолеты, работающие на больших высотах вблизи тропопаузы (в основном большие реактивные авиалайнеры ), выбрасывают аэрозоли и оставляют инверсионные следы , и то и другое может увеличить образование перистых облаков — с момента зарождения авиации облачный покров мог увеличиться до 0,2%. [42] Облака могут иметь как охлаждающий, так и согревающий эффект. Они отражают часть солнечных лучей обратно в космос, но также блокируют часть тепла, излучаемого поверхностью Земли. В среднем как тонкие естественные перистые облака, так и инверсионные следы оказывают чистый эффект потепления. [43]
- Самолеты, работающие на больших высотах вблизи тропопаузы, также могут выделять химические вещества, которые взаимодействуют с парниковыми газами на этих высотах, особенно соединения азота , которые взаимодействуют с озоном, увеличивая концентрацию озона. [44] [45]
- Большинство легких поршневых самолетов сжигают бензин , содержащий тетраэтилсвинец (TEL). Некоторые поршневые двигатели с более низкой степенью сжатия могут работать на неэтилированных бензинах , а газотурбинные и дизельные двигатели, ни один из которых не требует свинца, появляются на некоторых новых легких самолетах .
Еще одним воздействием авиации на окружающую среду является шумовое загрязнение , в основном вызванное взлетом и посадкой самолетов. Звуковые удары были проблемой для сверхзвуковых самолетов, таких как Конкорд .
См. также
[ редактировать ]- Воздухоплавание
- Воздействие авиации на окружающую среду
- Указатель авиационных статей
- Хронология авиации
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Авиация или аэронавигация Г. де Ла Ланделя» . Е. Зуб. 6 июня 1863 г. - из Интернет-архива.
- ^ Кассард 2008 , с. 77.
- ^ Шахнама Фирдауси . Том. II. (1906), стр. 103–104, стих 111. Перевод Артура Джорджа Уорнера и Эдмонда Уорнера. Лондон. Кеган Пол, Trench, Trübner & Co. Ltd.
- ^ Берлинер 1996 , с. 28.
- ^ «Полет на воздушном шаре | авиация» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Де Анджелис 2001 , стр. 87–101.
- ^ Торенбек, Эгберт; Ла Рокка, Джанфранко (15 декабря 2010 г.), «Гражданский транспортный самолет» , в Блокли, Ричард; Шай, Вэй (ред.), Энциклопедия аэрокосмической техники , Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. eae379, doi : 10.1002/9780470686652.eae379 , ISBN 978-0-470-75440-5 , получено 6 июня 2021 г.
- ^ «Авария с дирижаблем HM R.38» . Полет . 2 марта 1922 г. с. 139.
- ^ «Гинденбург: до и после катастрофы» . Британника . 25 августа 2023 г.
- ^ «История авиации» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 26 июля 2009 г.
- ^ «Сэр Джордж Карли (британский изобретатель и учёный)» . Британника . Архивировано из оригинала 11 марта 2009 года . Проверено 26 июля 2009 г.
Английский пионер воздушной навигации и авиационной техники и конструктор первого успешного планера, способного поднять человека в воздух.
- ^ DLR строит первый в мире серийный самолет. Архивировано 26 ноября 2018 года на Wayback Machine 2017. Проверено: 3 марта 2017 года.
- ^ Музей Отто-Лилиенталя. «Музей Отто-Лилиенталя Анклам» . Lilienthal-museum.de . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Проект планера Лилиенталя – портал DLR» . Dlr.de. Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Музей Отто-Лилиенталя. «Музей Отто-Лилиенталя Анклам» . Lilienthal-museum.de . Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Как птица | МТУ АЭРОПОРТ» . Aeroreport.de . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «ДПМА | Отто Лилиенталь» . Dpma.de. 2 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «В перспективе: Отто Лилиенталь» . Cobaltrecruitment.co.uk . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Вспоминая первого «летающего человека» Германии » . Экономист . 20 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2021 г. Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Отто Лилиенталь, король планеров» . Блог SciHiБлог SciHi. 23 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Клеман Адер – французский изобретатель» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года.
- ^ «ЛЕТАЮЩИЕ МАШИНЫ – Клемент Адер» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года.
- ^ «EADS NV – Эоль/Клеман Адер» . 20 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г.
- ^ Гиббс-Смит, CH, Aviation . Лондон, NMSO 2003, с. 75.
- ^ Человек, воздух и космос, с. 96
- ^ «Последний кусочек головоломки» . www.wright-brothers.org . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Двигатель Райта 1903 года» . www.wright-brothers.org . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Том Д. Крауч (29 августа 2008 г.). «1908: Год, когда самолет стал публичным» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 21 августа 2012 г.
- ^ «В этом месяце исследований: май» . НАСА . Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 21 августа 2012 г.
- ^ Эль-Сайед, Ахмед Ф. (2017). Авиационные силовые установки и газотурбинные двигатели (2-е изд.). Бока-Ратон, Лондон, Нью-Йорк: CRC Press, Taylor & Francisco Group. ISBN 978-1-4665-9517-0 .
- ^ Мартин, Суэйн. «20 самых производимых самолетов всех времен» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Кингсбери, Кэтлин (11 октября 2007 г.). «Глаза в небо» . Время . Архивировано из оригинала 31 октября 2010 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Китайская компания COMAC поставила первый реактивный самолет ARJ21 отечественным авиакомпаниям» . Рейтер . 29 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ [1] Архивировано 29 октября 2020 года в Wayback Machine , «В национальной безопасности» о стратегическом преимуществе черного дрозда SR-71. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Виртс, Оливер; Тот, Жофия; Диас Руис, Карлос А. (2024). «Соперничающие сервисные сети: исследование реакции сервисных фирм на сервисизацию в авиации под руководством производителя» . Управление промышленным маркетингом . 119 : 166. doi : 10.1016/j.indmarman.2024.04.004 . ISSN 0019-8501 . В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ Киннисон, Гарри А.; Сиддики, Тарик «Терри» (2013). Управление техническим обслуживанием авиации (2-е изд.). Макгроу-Хилл Образование. ISBN 978-0-07-180502-5 .
- ^ «Внутри MRO | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ «Иностранные организации Part-145 | EASA» . www.easa.europa.eu . 17 декабря 2014 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ «Международные стандарты расследования» . Ресурсный сайт по исследованию процесса расследования. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Определения ключевых терминов, используемых AirSafe.com» . AirSafe.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2012 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ «Справочник по профессиональным перспективам» . Бюро статистики труда США . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Авиация и глобальная атмосфера» . Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года.
- ^ Ле Пейдж, Майкл. «Оказывается, самолеты еще хуже влияют на климат, чем мы думали» . www.newscientist.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 года . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Лин, X.; Тренер М. и Лю, Южная Каролина (1988). «О нелинейности образования тропосферного озона» . Журнал геофизических исследований . 93 (Д12): 15879–88. Бибкод : 1988JGR....9315879L . дои : 10.1029/JD093iD12p15879 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ Греве, В.; Д. Бруннер; М. Дамерис; Дж. Л. Гренфелл; Р. Хейн; Д. Шинделл; Дж. Штелин (июль 2001 г.). «Происхождение и изменчивость оксидов азота и озона в верхней тропосфере в северных средних широтах». Атмосферная среда . 35 (20): 3421–33. Бибкод : 2001AtmEn..35.3421G . дои : 10.1016/S1352-2310(01)00134-0 . hdl : 2060/20000060827 .
Библиография
[ редактировать ]- Берлинер, Дон (1996). Авиация: Достигнув неба . Oliver Press, Inc. ISBN 1-881508-33-1 .
- Кассард, Жан-Кристоф (2008). Словарь истории Бретани (на французском языке). Морле: Скол Врейж. ISBN 978-2-915623-45-1 .
- Де Анджелис, Джина (2001). Гинденбург . Филадельфия: Издательство Chelsea House. ISBN 0-7910-5272-9 .
В эту статью включен текст Вирта, Оливера; Тот, Жофия; Диас Руис, Карлос доступен по лицензии CC BY 4.0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Летающий путеводитель от Wikivoyage
- СМИ, связанные с авиацией, на Викискладе?
- Учебные материалы по авиации в Викиверситете
- Словарное определение авиации в Викисловаре
- Авиационные, аэрокосмические и авиационные термины