СМИ (коммуникации)
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2023 г. ) |
В коммуникации ; средства массовой информации — это средства или инструменты, используемые для хранения и доставки контента смысловая информация или предмет, которые содержатся в средствах массовой информации. [1] [2] Этот термин обычно относится к компонентам индустрии средств массовой информации , таким как печатные СМИ , издательское дело, средства массовой информации , фотография , кино , радиовещание ( радио и телевидение ), цифровые медиа и реклама . [3]
Развитие раннего письма и бумаги, обеспечивающих системы связи на большие расстояния, такие как почта , в том числе в Персидской империи ( Чапар-Хане и Ангариум ) и Римской империи , можно интерпретировать как ранние формы средств массовой информации. [4] Такие писатели, как Говард Рейнгольд, считали ранние формы человеческого общения, такие как наскальные рисунки Ласко и раннее письмо, ранними формами средств массовой информации. [5] Другая структура истории средств массовой информации начинается с картин в пещере Шове и продолжается другими способами вывода человеческого общения за пределы короткого диапазона голоса: дымовые сигналы , указатели троп и скульптуры . [6]
В своем современном применении термин «медиа», относящийся к каналам связи, был впервые использован канадским теоретиком коммуникаций Маршаллом Маклюэном , который заявил в «Противовзрыве» (1954): «СМИ — это не игрушки; они не должны находиться в руках Матушки Гусыни и Питера». Пан-руководители их можно доверить только новым художникам, потому что это формы искусства». К середине 1960-х годов этот термин стал широко использоваться в Северной Америке и Великобритании. По мнению Х. Л. Менкена , словосочетание « средства массовой информации» использовалось еще в 1923 году в Соединенных Штатах. [7] [8]
Термин «средство» (единственная форма средства массовой информации ) определяется как «одно из средств или каналов общего общения, информации или развлечений в обществе, таких как газеты, радио или телевидение». [9]
Правила
[ редактировать ]Роль регулирующих органов (лицензионных вещательных организаций, поставщиков контента , платформ) и сопротивление политическому и коммерческому вмешательству в автономию медиа-сектора считаются важными компонентами независимости СМИ . Чтобы обеспечить независимость СМИ, регулирующие органы должны находиться вне директив правительства. Это можно измерить с помощью законодательства, уставов и правил агентств. [10]
Правительственные постановления
[ редактировать ]Лицензирование
[ редактировать ]В США Закон о радио 1927 года установил, что радиочастотный спектр является общественной собственностью . Это запрещало частным организациям владеть какой-либо частью спектра. [11] Лицензия на вещание обычно выдается вещателям регулирующими органами в области связи, что позволяет им вести вещание на определенной частоте и, как правило, в определенном географическом месте. Лицензирование осуществляется регулирующими органами в целях управления средствами вещания и в качестве метода предотвращения концентрации собственности СМИ. [12]
Лицензирование подвергалось критике за предполагаемое отсутствие прозрачности . Регулирующие органы в некоторых странах обвинялись в проявлении политической предвзятости в пользу правительства или правящей партии, в результате чего некоторым потенциальным вещателям отказывали в лицензиях или угрожали отзывом лицензий. Как следствие, в некоторых странах произошло уменьшение разнообразия контента и взглядов из-за действий, предпринятых против вещателей государствами через свои лицензирующие органы. Это может повлиять на конкуренцию и привести к чрезмерной концентрации власти с потенциальным влиянием на общественное мнение. [13] Примеры включают неспособность продлить или сохранить лицензии для редакционно-критических СМИ, сокращение полномочий и полномочий регулятора на действия, а также отсутствие надлежащей правовой процедуры при принятии регуляторных решений. [14]
Назначения, одобренные правительством
[ редактировать ]Государственный контроль также проявляется в растущей политизации регулирующих органов, осуществляемой посредством переводов и назначений партийных лиц на руководящие должности в регулирующих органах. Анатол Ливен в своей книге объясняет, как Пакистан, менее экономически развитая страна, регулировал свои СМИ в 1980-х годах. [15]
Интернет-регулирование
[ редактировать ]. [10]
Саморегулирование
[ редактировать ]На региональном уровне
[ редактировать ]В Западной Европе саморегулирование представляет собой альтернативу государственным регулирующим органам. В таких условиях газеты исторически были свободны от лицензирования и регулирования, и на них неоднократно оказывалось давление, требуя саморегулирования или, по крайней мере, иметь штатных омбудсменов . Однако часто бывает трудно создать значимые органы саморегулирования.
Во многих случаях саморегулирование существует в тени государственного регулирования и осознает возможность государственного вмешательства . Во многих странах Центральной и Восточной Европы структуры саморегулирования, похоже, отсутствуют или исторически не воспринимались как эффективные и действенные. [16]
Развитие спутниковых каналов , которые транслируются непосредственно зрителям, через кабельные или онлайн-системы, значительно расширяет сферу нерегулируемого программирования. Однако предпринимаются различные усилия по регулированию доступа программистов к спутниковым транспондерам в некоторых частях Западной Европы , Северной Америки , арабского региона , а также в Азии и Тихоокеанском регионе . Арабская хартия спутникового вещания была примером усилий по внедрению официальных стандартов и определенных регулирующих органов в отношении того, что передается, но, похоже, она не была реализована. [17]
Международные организации и НПО
[ редактировать ]Саморегулирование выражается журналистами как преференциальная система, а также как поддержка организаций по свободе СМИ и развитию со стороны межправительственных организаций, таких как ЮНЕСКО , и неправительственных организаций . Продолжается тенденция создания органов саморегулирования, таких как советы прессы, в конфликтных и постконфликтных ситуациях. [18]
Крупнейшие интернет-компании отреагировали на давление со стороны правительств и общественности, разработав системы саморегулирования и рассмотрения жалоб на уровне отдельных компаний, используя принципы, разработанные ими в рамках Глобальной сетевой инициативы . Глобальная сетевая инициатива выросла и теперь включает в себя несколько крупных телекоммуникационных компаний, а также интернет-компании, такие как Google , Facebook и другие, а также организации гражданского общества и ученых. [19]
Публикация Европейской комиссии 2013 года «Руководство для сектора ИКТ-технологий по реализации Руководящих принципов Организации Объединенных Наций в области бизнеса и прав человека» влияет на присутствие независимой журналистики, определяя границы того, что следует или не следует публиковать, и расставляя приоритеты в наиболее популярных цифровые пространства. [20]
Частный сектор
[ редактировать ]Общественное давление на технологических гигантов побудило разработку новых стратегий, направленных не только на выявление « фейковых новостей », но и на устранение некоторых структурных причин их появления и распространения. Facebook создал новые кнопки, позволяющие пользователям сообщать о контенте, который, по их мнению, является ложным, следуя предыдущим стратегиям, направленным на противодействие разжиганию ненависти и преследованиям в Интернете . Эти изменения отражают более широкие преобразования, происходящие среди технологических гигантов с целью повышения их прозрачности. Как показывает рейтинг корпоративной ответственности за цифровые права , большинство крупных интернет-компаний, как сообщается, стали относительно более откровенными с точки зрения своей политики прозрачности в отношении запросов третьих сторон на удаление контента или доступ к нему, особенно в случае запросов со стороны правительств. [21] [22] В то же время, однако, исследование сигнализирует о том, что ряд компаний стали более непрозрачными, когда дело доходит до раскрытия информации о том, как они обеспечивают соблюдение своих собственных условий обслуживания, ограничивая определенные типы контента и учетных записей. [22] Правительства штатов также могут использовать «фейковые новости» для распространения пропаганды. [23]
Проверка фактов и новостная грамотность
[ редактировать ]Интернет-компании, такие как Facebook, не только реагируют на необходимость создания более четко определенных механизмов саморегулирования, но и воодушевляются дебатами по поводу так называемых «фейковых новостей». и реальные источники новостей. Например, в преддверии национальных выборов в Соединенном Королевстве в 2017 году Facebook опубликовал в газетах серию рекламных объявлений с «Советами по выявлению ложных новостей», в которых предлагалось 10 вещей, которые могут сигнализировать о том, является ли история правдивой или нет. [24] Также были предприняты более широкие инициативы, объединяющие различных доноров и участников для продвижения проверки фактов и новостной грамотности , такие как Инициатива по честности новостей в Городского университета Нью-Йорка Школе журналистики . Эти инвестиции в размере 14 миллионов долларов США, вложенные такими группами, как Фонд Форда и Facebook, были запущены в 2017 году, поэтому их полный эффект еще предстоит увидеть. Однако она дополнит предложения других сетей, таких как Международная сеть проверки фактов, созданная Институтом Пойнтера в 2015 году и призванная очертить параметры этой области. [25] Instagram также создал способ потенциально разоблачить «фейковые новости», размещенные на сайте. После изучения сайта он показался мне не просто местом для политических мемов, а платформой, превращенной в оружие, а не творческим пространством, которым он был раньше. [26] С тех пор Instagram начал размещать предупреждающие надписи на определенных историях или публикациях, если сторонние специалисты по проверке фактов считают, что распространяется ложная информация. [27] Instagram работает с этими службами проверки фактов, чтобы гарантировать, что на сайте не будет распространяться ложная информация. [28] Instagram начал эту работу в 2019 году, вслед за Facebook, который начал проверку фактов в 2016 году. [28]
Электронные СМИ
[ редактировать ]Развитие телекоммуникаций предоставило средствам массовой информации возможность осуществлять связь на большие расстояния через аналоговые и цифровые носители:
- Аналоговые телекоммуникации включают некоторые радиосистемы , исторические телефонные системы и исторические телепередачи .
- Цифровые телекоммуникации позволяют использовать компьютерную связь , телеграфию , компьютерные сети , цифровое радио , цифровую телефонию и цифровое телевидение .
Современные средства связи включают в себя обмен на большие расстояния между большим количеством людей ( общение «многие ко многим» посредством электронной почты , интернет-форумов и телекоммуникационных портов ). Традиционные средства вещания и средства массовой информации отдают предпочтение общению «один ко многим» (телевидение, кино , радио, газеты , журналы и социальные сети ). [29] [30]
Социальные сети
[ редактировать ]Электронные средства массовой информации, в частности социальные сети, стали одной из ведущих форм средств массовой информации, которые люди используют в XXI веке. Процент людей, использующих социальные сети и социальные сети, увеличился с 5% в 2005 году до 79% в 2019 году. Instagram , Twitter , Pinterest , Tiktok и Facebook — наиболее часто используемые платформы социальных сетей. Среднее время, которое человек проводит в социальных сетях, составляет 2,5 часа в день. Экспоненциальный рост социальных сетей также привел к изменению того, как люди общаются с другими, а также получают информацию. Около 53% используют социальные сети для чтения/просмотра новостей. [31] Многие люди используют информацию, полученную от влиятельных лиц в социальных сетях, чтобы больше узнать о теме, бизнесе или организации. [32] Социальные сети теперь стали частью повседневной подготовки новостей для журналистов всего мира. [33]
Игры
[ редактировать ]Онлайн
[ редактировать ]Игровое сообщество выросло в геометрической прогрессии, и около 63% стали играть с другими людьми, как онлайн, так и лично. [34] Игроки онлайн будут общаться через систему применимости микрофона либо через игру, либо через стороннее приложение, такое как Discord . Улучшения в области подключения и программного обеспечения позволили игрокам онлайн оставаться на связи и играть мгновенно, почти полностью игнорируя местоположение. Было отмечено, что в отношении игровых онлайн-платформ они поддерживают разнообразные социальные игровые сообщества, позволяя игрокам ощущать чувство принадлежности через экран. [35]
Возраст
[ редактировать ]Игры — это деятельность, которую разделяют другие люди независимо от возраста, позволяя разным группам игроков общаться и наслаждаться любимыми играми. Это помогает создавать или поддерживать отношения: дружбу, семью или значимого человека. [34]
Рейтинги и контент
[ редактировать ]Как и большинство интерактивного медиа-контента, игры имеют рейтинги, помогающие выбрать игры, подходящие для более молодой аудитории. Это делается по рейтингам ESRB и состоит из следующего: E для всех, E для всех 10+, T для подростков и M для взрослых 17+. Всякий раз, когда выпускается новая игра, ассоциации проверяют ее на предмет определения подходящего рейтинга, чтобы более молодая аудитория не потребляла вредный или неприемлемый контент. [34] Эти рейтинги помогают снизить риски и влияние игр на более молодую аудиторию, поскольку считается, что воздействие средств массовой информации влияет на отношение, убеждения и поведение детей. [36]
Достигать
[ редактировать ]Использование и потребление игр значительно возросло за последнее десятилетие: по оценкам, около 2,3 миллиарда человек со всего мира играют в цифровые и онлайн-видеоигры. [37] Ожидается, что темпы роста мирового рынка игр вырастут на 6,2% к 2020 году. В таких регионах, как Латинская Америка, рост составил 20,1%, Азиатско-Тихоокеанский регион - 9,2%, Северная Америка - 4,0% и Европа -11,7%. [38]
Коммуникация
[ редактировать ]Исследования показывают, что цифровые и онлайн-игры можно использовать в качестве метода общения, помогающего в научных исследованиях и обеспечивающего взаимодействие. Повествование, макет и игровые функции связаны между собой взаимосвязью, которая может придавать смысл и ценность, что делает игры инновационным инструментом коммуникации. [39] Игры, ориентированные на исследования, продемонстрировали связь с более широким использованием диалога в научном сообществе, поскольку у игроков была возможность решать проблемы в игре между собой и учеными. Это помогло продвинуть понимание того, как игры и игроки могут способствовать развитию научных исследований посредством общения через игры. [40]
виртуальная книга
[ редактировать ]Виртуальная книга — это электронная книга , которая представляет собой первый цифровой носитель со встроенным видео , изображениями , графиками , таблицами , текстом и другими полезными носителями. [41]
Электронные книги
Электронная книга сочетает в себе чтение и прослушивание медиа-взаимодействия. Он компактен и может хранить большой объем данных, что сделало его очень популярным в классах. [42]
См. также
[ редактировать ]- Распределенное присутствие
- Медиа-франшиза
- Манипулирование СМИ
- Медиа-психология
- СМИ и гендер
- Пресс-конференция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Что такое СМИ? Определение и значение» . BusinessDictionary.com . Архивировано из оригинала 7 мая 2017 г. Проверено 03 октября 2014 г.
- ^ Кори Янссен. «Что такое средства коммуникации? - Определение из Techopedia» . Techopedia.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 г. Проверено 03 октября 2014 г.
- ^ Мартин Листер; Джон Дови; Сет Гиддингс; Иэн Грант; Киран Келли. Новые медиа: критическое введение (PDF) (2-е изд.). Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2016 г. Проверено 03 октября 2014 г.
- ^ Данстон, Брайан (2002). «Почтовая система» . Чикагская школа теории медиа . Архивировано из оригинала 04.11.2020 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Ливингстон, Соня М.; Ливроу, Лия А. (2009). Новые медиа: критическое введение . Тейлор и Фрэнсис. стр. 52–53. ISBN 9780415431606 . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Луле, Джек (2012). Глобализация и СМИ: глобальная Вавилонская деревня . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–34. ISBN 9780742568365 . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Коломбо, Джон Роберт (1994). Великие канадские цитаты Коломбо всех времен . Стоддарт Паблишинг . п. 176 . ISBN 0-7737-5639-6 .
- ^ Группа 3. «Эволюция СМИ» . Эволюция СМИ . Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ "середина" . Словарь.com . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Глобальный отчет о мировых тенденциях в сфере свободы выражения мнения и развития СМИ за 2017/2018 гг. (PDF) (Отчет). ЮНЕСКО. 2018.
- ^ «Закон радиосвязи / Стивен Дэвис» . ХатиТраст . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Нухтерляйн, Джонатан; Вайзер, Филип Дж. (2005). Цифровой перекресток . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 235 . ISBN 9780262140911 .
- ^ Ханретти, Крис (2014). «СМИ и их магнаты: почему концентрация индивидуальной или семейной собственности вредна для редакционной независимости» . Европейский журнал коммуникации . 29 (3): 335–350. дои : 10.1177/0267323114523150 . ISSN 0267-3231 . S2CID 53710900 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Бакли, Стив, Кресентия Дуэр, Тоби Мендель и Шон О. Сиочру. 2008. Вещание, голос и подотчетность: подход к политике, законодательству и регулированию, основанный на общественных интересах. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- ^ Ливен, А., 2012. «Политика», в «Пакистан: тяжелая страна», стр. 229–230.
- ^ Фенглер, Сюзанна, Тобиас Эбервейн, Сальвадор Алсиус, Оливье Бэйсне, Клаус Бихлер, Богуслава Добек-Островска, Хууб Эверс и др. 2015. Насколько эффективно саморегулирование СМИ? Результаты сравнительного опроса европейских журналистов. Европейский журнал коммуникаций 30 (3): 249–266.
- ^ Мировые тенденции в сфере свободы выражения мнения и развития СМИ (PDF) (Отчет). Париж: ЮНЕСКО. 2014.
- ^ Льюис, Дэвид (2014). Неправительственные организации, Управление и развитие . Оксфордшир, Англия, Великобритания: Рутледж. стр. 25, 71, 155.
- ^ «Глобальная сетевая инициатива добавляет семь компаний к важной инициативе по расширению свободы выражения мнений и конфиденциальности» (пресс-релиз). Глобальная сетевая инициатива. 28 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2023 г.
- ^ Сдвиг и Институт прав человека и бизнеса (2013). «Руководство для сектора ИКТ по реализации Руководящих принципов ООН в области бизнеса и прав человека» (PDF) (Отчет). Европейская комиссия. Архивировано (PDF) из оригинала 4 декабря 2023 г.
- ^ «Рейтинг цифровых прав» . Индекс корпоративной ответственности. 2015. Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 г. Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Рейтинг цифровых прав» . Индекс корпоративной ответственности. 2017. Архивировано из оригинала 12 декабря 2020 г. Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ Надим, Массачусетс; Мустафа, Г.; Какар, А. (2021). «Война пятого поколения и ее вызовы Пакистану». Пакистанский журнал международных отношений . 4 (1).
- ^ «Советы по выявлению ложных новостей | Справочный центр Facebook | Facebook» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Свод принципов фактчекеров Международной сети фактчекинга» . Пойнтер . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Ар-Рави, Ахмед (3 марта 2021 г.). «Политические мемы и дискурсы фейковых новостей в Instagram» . СМИ и коммуникация . 9 (1): 276–290. дои : 10.17645/mac.v9i1.3533 . ISSN 2183-2439 . S2CID 233468644 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2022 г. Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Справочный центр» . help.instagram.com . Архивировано из оригинала 22 ноября 2022 г. Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Сара. «Инстаграм теперь проверяет факты, но кто будет это проверять?» . Проводной . ISSN 1059-1028 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Что такое телекоммуникации? Определение и значение» . Новости рынка бизнеса . Архивировано из оригинала 23 февраля 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «1 ко многим, многие ко многим и многие к 1 – для PR и входящего трафика» . Имре. 11 января 2018 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Ортис-Оспина, Эстебан; Розер, Макс (20 марта 2023 г.). «Рост социальных сетей» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 г. Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Энке, Надя; Борчерс, Нильс С. (08 августа 2019 г.). «Влиятельные люди в социальных сетях в стратегических коммуникациях: концептуальная основа для стратегических коммуникаций в социальных сетях» . Международный журнал стратегических коммуникаций . 13 (4): 261–277. дои : 10.1080/1553118X.2019.1620234 . ISSN 1553-118Х .
- ^ Мун, Ён Ын; Льюис, Сет К. (06 февраля 2024 г.). «Социальные сети как товар или гомогенизатор? Использование социальных сетей журналистами в индивидуалистических и коллективистских культурах и его последствия для эпистемологии производства новостей» . Цифровая журналистика : 1–20. дои : 10.1080/21670811.2024.2303988 . ISSN 2167-0811 .
- ^ Jump up to: а б с «Основные факты об индустрии компьютеров и видеоигр за 2019 год» (PDF) . Ассоциация развлекательного программного обеспечения . 2019. стр. 4–13. Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2019 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ де Фрейтас, Сара; Гриффитс, Марк (март 2008 г.). «Конвергенция игровых практик с другими медиаформами: какой потенциал для обучения? Обзор литературы» . Обучение, СМИ и технологии . 33 (1): 11–20. дои : 10.1080/17439880701868796 . ISSN 1743-9884 .
- ^ Ливингстон, Соня (2 января 2016 г.). «Переосмысление эффектов СМИ с точки зрения прав детей в эпоху цифровых технологий» . Журнал детей и СМИ . 10 (1): 4–12. дои : 10.1080/17482798.2015.1123164 . ISSN 1748-2798 .
- ^ Вейман, Т. (30 апреля 2018 г.). «Доходы от мобильных игр составляют более 50% мирового рынка игр, достигнув 137,9 миллиардов долларов в 2018 году» . Ньюзоо .
- ^ Макдональд, Э. (20 апреля 2017 г.). «Глобальный рынок игр достигнет $108,9 млрд в 2017 году, при этом доля мобильных устройств составит 42%» . Ньюзоо .
- ^ Уариачи, Ольвера-Лобо, Гутьеррес-Перес, Т., доктор медицинских наук, Дж. (2017). «Анализ коммуникации изменения климата с помощью онлайн-игр: разработка и применение проверенных критериев» . Научная коммуникация . 39 (1): 10–44. дои : 10.1177/1075547016687998 . S2CID 151746669 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 г. Проверено 21 апреля 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кертис, В. (2014). «Вовлечение общественности посредством разработки научно обоснованных компьютерных игр: инициатива Wellcome Trust «Gamify your PhD»» . Научная коммуникация . 36 (3): 379–387. дои : 10.1177/1075547013492436 . S2CID 53590587 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 г. Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «VBook (Видеокнига) — новая альтернатива электронной книге» .
- ^ Ма, Минь-Юань; Вэй, Чун-Чун (16 ноября 2016 г.). «Сравнительное исследование концентрации внимания детей на книжках с картинками: возраст, пол и медиаформы» . Интерактивная среда обучения . 24 (8): 1922–1937. дои : 10.1080/10494820.2015.1060505 . ISSN 1049-4820 .
В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY SA 3.0 IGO ( лицензионное заявление/разрешение ). Текст взят из Глобального доклада «Мировые тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ» 2017/2018 , 202, ЮНЕСКО.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маккуэйл, Денис (2001) Маккуэйла Теория массовой коммуникации (четвертое издание), Sage, Лондон, стр. 16–34. МАС
- Бьяджи, С. (2004). Влияние СМИ. Wadsworth Pub Co, 7-е издание.
- Кэрон А.Х. и Карония Л. (2007). Движущиеся культуры: мобильная связь в повседневной жизни. Издательство Университета Макгилла-Куина.