Jump to content

История письма

(Перенаправлено из раннего письма )

Шесть основных исторических систем письма (слева направо, сверху вниз): шумерские пиктограммы , египетские иероглифы , китайские иероглифы , древнеперсидская клинопись , латинский алфавит , деванагари.

История письменности прослеживает развитие систем письма. [1] и как их использование трансформировалось и трансформировалось в разных обществах. Использование письменности предвещает различные социальные и психологические последствия, связанные с грамотностью и литературной культурой.

Каждому историческому изобретению письменности настоящим системам письма предшествовали системы идеографических и мнемонических символов, называемые протописьмением , которые не были полностью способны записывать разговорную речь. Настоящее письмо , при котором содержание языковых высказываний может быть точно реконструировано более поздними читателями, является более поздним развитием. Поскольку протописьменность не способна полностью отразить грамматику и лексику, используемую в языках, часто бывает трудно или невозможно понять, что автор намеревался передать.

Самым ранним использованием письма было документирование сельскохозяйственных сделок и контрактов в древнем Шумере , но вскоре оно стало использоваться в сферах финансов, религии, управления и права. Письменность способствовала распространению этих социальных модальностей и связанных с ними знаний и, в конечном итоге, дальнейшей централизации политической власти. [2]

Терминология

[ редактировать ]

Системы письменности обычно удовлетворяют трем критериям. Во-первых, письмо должно иметь какую-то цель или значение, и текст должен передавать суть. Во-вторых, системы письма используют определенные символы, которые могут быть записаны на каком-либо носителе письма . В-третьих, символы, используемые в письменности, обычно соответствуют элементам разговорной речи. [3] В целом системы символической коммуникации , такие как информационные знаки , живопись , карты и математика , отличаются от систем письма, которые требуют знания соответствующего разговорного языка для чтения текста.

Примеры цифр протоклинописи (4 тысячелетие до н. э.) и клинописи с использованием шестидесятеричной системы.

Развитие письменности и частичная замена ими устного общения происходили спорадически, неравномерно и медленно. В целом системы письма изменяются медленнее, чем соответствующие разговорные языки, часто сохраняя особенности и выражения, которые больше не существуют в разговорном языке.

История записи

[ редактировать ]

Истоки письменности в целом относят к началу гончарной фазы неолита , когда глиняные жетоны использовались для записи определенного количества скота или товаров. Эти жетоны первоначально отпечатывались на поверхности круглых глиняных конвертов , а затем хранились в них. Затем жетоны постепенно были заменены плоскими табличками, на которых знаки записывались стилусом. Настоящее письмо впервые зафиксировано в Уруке (современный Ирак) в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, а вскоре после этого и в различных частях Ближнего Востока. [4]

В древней шумерской поэме рассказывается первая известная история изобретения письменности:

Поскольку рот посланника был тяжелым и он не мог повторить (послание), Господь Кулабы похлопал по глине и положил на нее слова, как на табличку. До этого слова на глине не писали.

За возникновением письменности в данной местности обычно следует несколько столетий фрагментарных надписей . Историки отмечают «историчность» культуры по наличию связных текстов, написанных этой культурой. [7] Ученые разошлись во мнениях относительно того, когда предыстория становится историей и когда протописьмо стало настоящим письмом. [8]

Изобретение

[ редактировать ]
Шумерская табличка Киш ( ок. 3500 г. до н. э. ), на которой, возможно, находится самая ранняя известная надпись – Музей Ашмола.

До 20-го века большинство научных теорий относительно того, как была изобретена письменность, продвигали формы « моногенеза ». [9] предполагая, что письменность зародилась только в одном месте, а именно, благодаря клинописи в древнем Шумере , откуда она распространилась по миру посредством культурной диффузии . [9] Согласно этим теориям, письмо было настолько специфической технологией, что воздействие через такие виды деятельности, как торговля, было гораздо более вероятным средством приобретения, чем независимое переизобретение. В частности, многие теории зависели от буквального изложения Книги Бытия , включая акцент, который она делала на Месопотамии . [10] Со временем более глубокое понимание систем доколумбовой Мезоамерики окончательно установило, что письменность изобреталась независимо несколько раз. Общепризнаны как минимум четыре независимых изобретения: Месопотамия ( ок. 3400–3100 до н. э. ), Египет (ок. 3250 до н. э.), Египет ( ок. 3250 до н. э. ), [11] [12] [9] Китай ( ок. 1200 г. до н.э. ), [13] и Мезоамерика (до 500 г. до н.э.). [14]

Шумерская клинопись и египетские иероглифы обычно считаются самыми ранними примерами настоящей письменности. Оба постепенно развились из протописьма между 3400 и 3100 годами до нашей эры. протоэламское письмо . Считается, что в этот период также использовалось [15] Что касается египетских иероглифов, [11] [16] [17] ученые указывают на очень ранние различия с шумерской клинописью «по структуре и стилю» и объясняют, почему эти две системы «[должны были] развиваться независимо», и если какое-либо «стимуловое распространение» письменности действительно имело место, то оно служило только для передачи голого» идея» письма между культурами. [11] [18] Из-за отсутствия прямых доказательств передачи письменности «не было сделано окончательного определения происхождения иероглифов в Древнем Египте». [19]

С 1990-х годов открытия глифов в Абидосе , датированные между 3400 и 3200 годами до нашей эры, поставили под сомнение классическое представление о том, что месопотамская система символов предшествует египетской. Однако египетская письменность появилась в то время внезапно, в то время как Месопотамия имела долгую эволюционную историю использования знаков в жетонах для сельского хозяйства и бухгалтерского учета, начиная с 8000 г. до н.э. Однако дата ок. 3400 г. до н.э. для самых ранних глифов Абидоса бросает вызов гипотезе распространения из Месопотамии в Египет. [20]

Поскольку нет никаких свидетельств контакта между китайской династией Шан ( ок. 1600 – ок. 1050 до н.э. ) и грамотными цивилизациями Ближнего Востока, [21] а методы логографического и фонетического представления китайских иероглифов отличаются от методов, используемых в клинописи и иероглифах, письменность китайского языка считается независимым развитием. [22] [ нужен лучший источник ]

Протописьмо

[ редактировать ]
Глиняная булла и жетоны – Сузы (4000–3100 гг. до н. э.)
Цифровая табличка Хафаджа , Урук V (3500–3350 гг. до н.э.)
Доклинописные бирки с изображением козла или овцы рядом с цифрой, вероятно, «10» - Аль-Хасака (3300–3100 гг. До н.э.) [23] [24]
Пластрон черепахи из Цзяху с надписью в виде символа в виде глаза ( ок. 6000 г. до н.э. )

Первые системы письма раннего бронзового века произошли от систем протописьма , которые использовали идеографические и мнемонические символы для передачи информации, но не представляли непосредственно человеческий язык. Протописьменность возникла еще в 7-м тысячелетии до нашей эры, и ее хорошо известные примеры включают:

  • Символы Цзяху , вырезанные на панцирях черепах, найденные в 24 неолитических могилах, раскопанных в Цзяху на севере Китая, с радиоуглеродной датировкой 7-го тысячелетия до нашей эры. [25] [ нужен лучший источник ] Большинство обнаруженных знаков были начертаны индивидуально или небольшими группами на разных раковинах. [26] [27] Большинство археологов считают, что они не связаны напрямую с самыми ранними настоящими письменами. [28]
  • Символы Винча встречаются на артефактах культуры Винча в Центральной и Юго-Восточной Европе, датируемых VI–V тысячелетиями до нашей эры. [29]
  • Индское письмо использовалось для очень коротких надписей между 3500 и 1900 годами до нашей эры.

После неолита в других культурах также возникла протописьменность. век н.э. ) . Одной из таких систем, возможно, было кипу, использовавшееся в Империи инков (15 До создания югтунского письма для написания юпика Центральной Аляски ( около 1900 г. ) народ Уякук также использовал систему пиктограмм.

Бронзовый век

[ редактировать ]

В эпоху бронзы письменность возникла в виде шумерской клинописи, египетских иероглифов, критских иероглифов , китайских иероглифов, письменности Инда и иероглифов ольмеков . Считается, что клинопись, египетские иероглифы, китайские иероглифы и мезоамериканские системы письма (включая ольмекскую и письменность майя ) были изобретены независимо друг от друга.

Первые настоящие алфавиты были разработаны рабочими на Синайском полуострове для написания семитских языков примерно в 2000 году до нашей эры. Этот сценарий работал, придавая египетским иератическим буквам семитские звуковые значения. Сценарий геэз, родной для Эфиопии и Эритреи, происходит от древнего южноаравийского письма , которое первоначально использовалось для написания ранних текстов геэза . [30]

Большинство других алфавитов в современном мире либо произошли от этого нововведения, многие из которых произошли от финикийского алфавита , либо были непосредственно вдохновлены его дизайном. В Италии ранние старокурсивные письменности от Плавта ( ок. 750–250 до н.э. ) отделяло около 500 лет, а в случае германских народов соответствующий временной интервал снова аналогичен: от первых надписей Старшего Футарка до ранних текстов, таких как Аброганы ( ) ок. 200–750 гг. н.э. .

клинопись

[ редактировать ]
Табличка с протоклинописными пиктограммами – Урук III (конец IV тысячелетия до н. э.)

Первоначальная шумерская система письменности произошла от системы глиняных жетонов, используемых для обозначения товаров. К концу 4-го тысячелетия до нашей эры это превратилось в метод ведения счетов с использованием стилуса круглой формы, вдавленного в мягкую глину под разными углами для записи чисел. Постепенно это было дополнено пиктографическим письмом с использованием острого стилуса для обозначения того, что считалось. К 29 веку до нашей эры письмо с использованием клиновидного стилуса включало в себя фонетические элементы и начало постепенно заменять письмо круглым и острым стилусом между 2700 и 2500 годами до нашей эры. Клинопись стала обозначать слоги шумерского языка . Наконец, клинопись стала системой письма общего назначения для логограмм, слогов и чисел. С 26 века до нашей эры это письмо было адаптировано к аккадскому языку , а оттуда к другим, таким как хурритский и хеттский . Сценарии, внешне похожие на эту систему письма, включают угаритский и древнеперсидский языки .

Египетские иероглифы

[ редактировать ]

Письмо имело политическое значение для Египетской империи, а грамотность была сосредоточена среди образованной элиты писцов. [ нужна ссылка ] Только людям определенного происхождения разрешалось обучаться писцам на службе храмовых, королевских и военных властей.

Джеффри Сэмпсон заявил, что египетские иероглифы «появились немного позже шумерского письма и, вероятно, [были] изобретены под влиянием последнего». [31] и что «вероятно, что общая идея выражения слов языка в письменной форме была принесена в Египет из шумерской Месопотамии». [32] [33] [34] Однако более поздние ученые считали, что «доказательства такого прямого влияния остаются неубедительными» и что «можно также привести очень убедительный аргумент в пользу независимого развития письменности в Египте...». глифов в Абидосе , датированных между 3400 и 3200 годами до нашей эры, поставили под сомнение классическое представление о том, что месопотамская система символов предшествует египетской. Дата ок. 3400 г. до н.э. для самых ранних глифов Абидоса бросает вызов гипотезе распространения из Месопотамии в Египет, указывая на независимое развитие письменности в Египте. [20]

Эскизы на жетонах из Абидоса, Египет , датированные ок. 3400 – ок. 3200 г. до н.э. [35] [20] Они имеют сходство с современными глиняными бирками из Урука . [36]

В это время внезапно появляется египетское письмо, а использование знаков на месопотамских жетонах засвидетельствовано ок. 8000 г. до н.э. [20] [6] [37] Эти глифы, найденные в гробнице UJ в Абидосе, написаны на слоновой кости и, вероятно, являются этикетками для других товаров, найденных в могиле. [38]

Фрэнк Юрко утверждает, что изображения иконографии фараонов, такие как царские короны, соколы Гора и сцены победы, были сконцентрированы в культуре Верхнего Египта Накада и группы А. Нубии Далее он уточняет, что «египетская письменность возникла в Накадане, Верхнем Египте и Нубии группы А, а не в культурах Дельты, где был установлен прямой контакт с Западной Азией, [что] еще больше опровергает аргумент о месопотамском влиянии». [39]

Египетский ученый Гамаль Мохтар утверждает, что список иероглифических символов, полученный из «фауны и флоры, используемых в знаках, [которые] по существу являются африканскими», а что касается письменности, мы увидели, что чисто нилотское, а значит, африканское происхождение не только не исключено, но, вероятно, отражает реальность», хотя он признает, что географическое положение Египта сделало его вместилищем многих влияний. [40]

Ранние семитские алфавиты

[ редактировать ]

Первые абджады , которые сопоставляют символы с отдельными фонемами, но не обязательно каждую фонему с символом, появились c. в Египте , как представление языка, разработанного семитскими рабочими в Египте, но к тому времени алфавитные принципы имели небольшую возможность быть внедренными в египетские иероглифы на протяжении более тысячелетия. [ нужны разъяснения ] Эти ранние абджады имели второстепенное значение в течение нескольких столетий, и только к концу бронзового века протосинайское письмо разделилось на протоханаанский алфавит ( ок. 1400 г. до н.э. ), слоговое письмо Библоса и южноаравийский алфавит ( ок. . 1200 г. до н. э. ). Протоханаанский язык, вероятно, каким-то образом находился под влиянием нерасшифрованного слогового письма Библоса и, в свою очередь, вдохновил угаритский алфавит ( ок. 1300 г. до н.э. ).

Анатолийские иероглифы

[ редактировать ]

Анатолийские иероглифы — это местное иероглифическое письмо, родное для западной Анатолии , используемое для записи иероглифического лувийского языка. Впервые он появился на лувийских королевских печатях XIV века до нашей эры.

Китайские иероглифы

[ редактировать ]

Самые ранние засвидетельствованные китайские письмена включают в себя совокупность надписей на костях оракула и бронзовых сосудах, относящихся к периоду позднего Шан ( ок. 1200 – ок. 1050 до н.э. ), причем самые ранние из них датируются примерно ок. 1250 год до нашей эры . [41] [42]

Критские иероглифы

[ редактировать ]

Критские иероглифы встречаются на артефактах Крита (2-е тысячелетие до н.э., от MM I до MM III, самое раннее перекрывающееся с линейным письмом A из MM IIA). Линейное письмо B, письменность микенских греков , было расшифровано, а линейное письмо A еще предстоит расшифровать. Последовательность и географическое распространение трех пересекающихся, но различных систем письма можно резюмировать следующим образом: [43]

Система Промежуток времени Область
Критские иероглифы в. 2100–1700 гг. до н. э.
Линейное письмо А в. 1800–1450 гг. до н. э.
Линейное письмо Б в. 1450–1200 гг. до н. э.

Мезоамерика

[ редактировать ]

Из нескольких доколумбовых письменностей в Мезоамерике наиболее развитой и полностью расшифрованной является письменность майя . Самые ранние надписи, которые явно принадлежат майя, датируются III веком до нашей эры, а письменность постоянно использовалась вскоре после прибытия испанских конкистадоров в XVI веке нашей эры. В письменности майя использовались логограммы, дополненные набором слоговых символов.

Железный век

[ редактировать ]
Скульптура изображает сцену, где трое прорицателей истолковывают царю Суддходане сон царицы Майи , матери Гаутамы Будды . Под ними сидит писец, записывающий толкование. Из Нагарджунаконды , II век н. э.

Финикийский алфавит является продолжением протоханаанского алфавита железного века , который, в свою очередь, дал начало арамейскому и греческому алфавитам . Это, в свою очередь, привело к появлению систем письма, используемых во всех регионах, от Западной Азии до Африки и Европы. Со своей стороны, греческий алфавит впервые ввел явные символы для гласных звуков. [44] Греческий и латинский алфавиты в первые несколько столетий нашей эры дали начало нескольким европейским письменностям, таким как рунический , готический и кириллический алфавиты, в то время как арамейский алфавит развился в еврейский , арабский и сирийский абджады, из которых последний распространился настолько далеко, насколько это возможно. как монгольский сценарий . Южноаравийский алфавит породил геэз абугида . Некоторые ученые полагают, что брахмическая семья Индии также произошла от арамейского алфавита. [45]

Греческие алфавиты

[ редактировать ]
Ранний греческий алфавит на керамике в Национальном археологическом музее, Афины.

История греческого алфавита началась, по крайней мере, в начале 8 века до нашей эры, когда греки адаптировали финикийский алфавит для использования в своем собственном языке. [46] Буквы греческого алфавита более или менее такие же, как буквы финикийского алфавита, и в наше время оба алфавита расположены в одном и том же порядке. [46] Те, кто адаптировал финикийскую систему, добавили в конец ряда три буквы, называемые «дополнительными». Разработано несколько разновидностей греческого алфавита. Один, известный как алфавит Кумы , использовался к западу от Афин и на юге Италии . Другой вариант, известный как восточно-греческий, использовался в современной Турции и афинянами, и в конечном итоге весь остальной мир, говоривший по-гречески, принял этот вариант. Сначала греки, как и финикийцы, писали справа налево, но со временем решили писать слева направо. Однако иногда писатель начинал следующую строку там, где заканчивалась предыдущая, так что строки читались попеременно слева направо, затем справа налево и так далее. Это письмо было известно как «бустрофедон», имитирующее путь плуга, запряженного волом, и использовалось до шестого века. [47]

Курсив и латиница

[ редактировать ]
Cippus Perusinus , этрусское письмо недалеко от Перуджи , Италия, предшественник латинского алфавита.

Греческий язык, в свою очередь, является источником всех современных письменностей Европы. Самым распространенным потомком греческого языка является латиница , названная в честь латинян , народа центральной Италии, который стал доминировать в Европе с возвышением Рима. Римляне научились письменности примерно в V веке до нашей эры у этрусской цивилизации , которая использовала одно из множества курсивных шрифтов, заимствованных у западных греков. Из-за культурного доминирования Римского государства другие старые курсивные письменности не сохранились в большом количестве, а этрусский язык по большей части утерян.

Средневековая эпоха и современность

[ редактировать ]

С падением римской власти в Западной Европе развитие грамотности [ нужны разъяснения ] стала в основном ограничиваться Византийской империей и империей Сасанидов . Латынь, никогда не входившая в число основных литературных языков , быстро потеряла свое значение (за исключением Римско-католической церкви ). Основными литературными языками были греческий и персидский , хотя важное значение имели и другие языки, такие как сирийский и коптский .

Кризис ислама в VII веке привел к быстрому росту арабского языка как основного литературного языка в регионе. Арабский и персидский язык быстро начали затмевать роль греческого языка как научного языка. Арабское письмо было принято в качестве основного письма персидского языка и древнетюркского языка . Это письмо также сильно повлияло на развитие скорописи греческого , славянских языков , латыни и других языков. [ нужна ссылка ] Арабский язык также способствовал распространению индуистско-арабской системы счисления по всей Европе. [ нужна ссылка ] К началу второго тысячелетия город Кордова в современной Испании стал одним из ведущих интеллектуальных центров мира и располагал крупнейшей в мире библиотекой того времени. [48] Его положение как перекрестка между исламским и западно-христианским мирами способствовало интеллектуальному развитию и письменному общению между обеими культурами.

К 14 веку эпоха Возрождения в Европе привела к временному возрождению важности греческого языка и медленному возрождению латыни как важного литературного языка. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] . Аналогичное, хотя и меньшее по размеру явление, произошло в Восточной Европе, особенно в России. значение арабского и персидского языков начало медленно снижаться В то же время после окончания Золотого века ислама . Возрождение развития грамотности в Западной Европе привело ко многим нововведениям в латинском алфавите и диверсификации алфавита для кодификации фонологий различных языков.

Природа письма постоянно менялась, особенно благодаря развитию новых технологий на протяжении веков. Ручка, печатный станок , компьютер и мобильный телефон — все это технологические разработки, которые изменили то, что написано, и среду, с помощью которой создается письменное слово. В частности, с появлением цифровых технологий, а именно компьютеров и мобильных телефонов, персонажей можно создавать нажатием кнопки, а не физическим движением руки.

Письменные материалы

[ редактировать ]

Не существует четкого указания на материал, который чаще всего использовался для письма в начале развития ранних систем письменности. [49] Во все времена было принято гравировать на камне, металле или другом прочном материале с целью обеспечения долговечности записи. Металлы, например чеканные монеты, упоминаются как материал для письма; к ним относятся свинец, латунь и золото. Есть также упоминания о гравировке драгоценных камней, например, печатями или печатками. [49] [ нужен лучший источник ]

Обычными материалами для письма были табличка и свиток, первый, вероятно, имел халдейское происхождение, второй — египетский. Халдейские таблички представляют собой небольшие кусочки глины, несколько грубой формы, напоминающие подушку, и густо исписанные клинописными буквами. Аналогичное использование наблюдалось в полых цилиндрах или призмах с шестью или восемью сторонами, сделанных из тонкой терракоты , иногда покрытой глазурью, на которых символы наносились небольшим стилусом, в некоторых экземплярах настолько детально, что требовалась помощь увеличительного стекла. стекло. [49] [ нужен лучший источник ]

В Египте основной письменный материал был совершенно иного рода. На памятниках изображены деревянные таблички; но материалом, который широко использовался даже с очень древних времен, был папирус , использовавшийся еще в 3000 году до нашей эры. [50] Этот тростник, встречавшийся главным образом в Нижнем Египте , имел различные экономические возможности для письма. Сердцевину вынули и разделили заостренным инструментом на тонкие кусочки, из которых она состояла; затем его расплющивали под давлением и полоски склеивали вместе, а другие полоски располагали под прямым углом к ​​ним, так что можно было изготовить рулон любой длины. Письменность, по-видимому, получила более широкое распространение с изобретением папируса в Египте. О том, что этот материал использовался в Египте с самого раннего периода, свидетельствуют сохранившиеся до сих пор папирусы самых ранних фиванских династий. [51] [ нужен лучший источник ]

Поскольку папирус, пользовавшийся большим спросом и экспортируемый во все части света, становился очень дорогим, вместо него часто использовались другие материалы, среди которых упоминается кожа, несколько кожевенных фабрик раннего периода были обнаружены в гробницы. [49] [ нужен лучший источник ] Пергамент , в котором для изготовления ткани использовались овчины, оставшиеся после удаления шерсти, иногда был дешевле папируса, который приходилось импортировать за пределы Египта. С изобретением бумаги из древесной массы стоимость писчих материалов начала неуклонно снижаться. Бумага из древесной массы используется до сих пор, и в последнее время были предприняты усилия по улучшению прочности сцепления волокон. Двумя основными областями исследований в этом отношении были «прочность бумаги в сухом состоянии» и «прочность влажного полотна». [52] [ нужен лучший источник ] Первый предполагает исследование физических свойств самой бумаги, а второй предполагает использование добавок для повышения прочности.

Использование и последствия

[ редактировать ]

Экономический

[ редактировать ]

По мнению Денизы Шмандт-Бессера, письменность зародилась в подсчете и каталогизации сельскохозяйственной продукции, а затем в экономических операциях, связанных с этой продукцией. [53] После этого последовали государственные налоговые ведомости. Письменные документы стали необходимы для накопления и учета богатства отдельных лиц, государства и религиозных организаций, а также для торговых операций, займов, наследования и оформления прав собственности. [54] Благодаря такой документации и учету стало более возможным более крупное накопление богатства, а также власть, которая сопровождала богатство, прежде всего на благо королевской семьи, государства и религий. Контракты и кредиты способствовали росту международной торговли на дальние расстояния с сопутствующими сетями импорта и экспорта, способствуя росту капитализма. [55] Бумажные деньги (первоначально появившиеся в Китае в 11 веке) [56] и другие финансовые инструменты полагались на письменность, первоначально в форме писем, а затем превратившуюся в специализированные жанры , для объяснения транзакций и гарантий (от частных лиц, банков или правительств) стоимости, присущей документам. [57] С ростом экономической активности в Европе позднего Средневековья и эпохи Возрождения появились сложные методы учета и расчета стоимости, при этом такие расчеты выполнялись в письменной форме и объяснялись в руководствах. [58] Создание корпораций привело к увеличению числа документов, касающихся организации, управления, распределения акций и ведения учета . [59]

Сама экономическая теория начала развиваться только во второй половине восемнадцатого века благодаря трудам таких теоретиков, как Франсуа Кенэ и Адам Смит . Даже понятия экономики и национальной экономики были созданы через их тексты и тексты их коллег. [60] С тех пор экономика развивалась как область, где многие авторы публикуют тексты в профессиональной литературе, а правительства собирают данные, определяют политику и создают институты для управления и развития своей экономики. Дидре Макклоски исследовал риторические стратегии и дискурсивное построение современной экономической теории. [61] [62] [63] Грэм Смарт подробно изучил, как Банк Канады использует письменность для совместной разработки политики, основанной на экономических данных, а затем для стратегического общения с соответствующей общественностью. [64]

Идентификация священных религиозных текстов кодифицировала различные системы верований, связанные с конкретными божественными текстами, и стала основой современной концепции религии. [2] Воспроизведение и распространение этих текстов стало связано с этими библейскими религиями и их распространением и, таким образом, сыграло центральную роль в прозелитизме. [2] Эти священные книги обязывали верующих читать или следовать учениям священников, которым было поручено читать, интерпретировать и применять эти тексты. Хорошо известными примерами таких писаний являются Тора, Библия, Коран, Веды, Бхагавад-гита и Сутры, но в истории различных религий существует гораздо больше религиозных текстов, многие из которых до сих пор используются. Эти тексты из-за своего распространения имели тенденцию способствовать созданию обобщенных руководств по моральному и этическому поведению, по крайней мере, для всех членов религиозного сообщества, но часто эти руководящие принципы считались применимыми ко всем людям, как, например, в Десяти заповедях .

Частноправовые документы о продаже земли появились в Месопотамии в начале третьего тысячелетия до нашей эры, вскоре после появления клинописи. [65] Вскоре после этого последовали первые письменные правовые кодексы c. 2100 г. до н.э., наиболее известным из которых является Кодекс Хаммурапи, начертанный на каменных стелах по всему Вавилону ок. 1750 год до нашей эры . [66] Хотя в Древнем Египте не было кодифицированных законов, правовые указы и частные контракты все же появились в Старом царстве ок. 2150 год до нашей эры . Тора, состоящая из первых пяти книг еврейской Библии, кодифицировала законы Древнего Израиля. Многие другие кодексы должны были следовать в Греции и Риме, при этом римское право служило моделью церковного канонического права и светского права на большей части Европы в более поздние периоды. [67] [68]

В Китае самыми ранними свидетельствами письменных кодификаций законов или книг наказаний являются надписи на бронзовых сосудах 536 г. до н.э. [69] Самый ранний дошедший до нас полный свод законов восходит к династиям Цинь и Хань , которые установили полную систему социального контроля и управления с уголовными процедурами и ответственностью как для государственных чиновников, так и для граждан. Эти законы требовали сложных процедур отчетности и документирования для облегчения иерархического надзора от деревни до имперского центра. [70]

В то время как общее право развивалось в Англии в основном в устной форме после римского периода, с возвращением церкви и нормандским завоеванием , обычное право начало закрепляться, как и судебные прецеденты; однако многие элементы оставались устными: в документах увековечивались только публичные присяги, завещания, передача земли, судебные решения и церемонии. Однако в период позднего средневековья документы приобрели силу соглашений, сделок и законов. [71]

Правительство, бюрократия и журналистика

[ редактировать ]

Письменность сыграла центральную роль в расширении многих основных функций управления посредством законодательства, регулирования, налогообложения и документального наблюдения за гражданами; все зависит от роста бюрократии, которая разрабатывает и применяет правила и политику, а также ведет учет. Эти события, основанные на письменности, увеличивают мощь и масштабы государств. [2] В то же время письменность расширила возможности граждан получать информацию о деятельности государства, становиться более организованными в выражении потребностей и проблем, идентифицировать себя с регионами и штатами и формировать группы с особыми взглядами и интересами; история журналистики тесно связана с информацией для граждан, региональной и национальной идентичностью и выражением интересов. Эти изменения сильно повлияли на природу государств, повысив видимость людей и их взглядов, независимо от формы правления.

На древнем Ближнем Востоке возникла обширная бюрократия. [2] и Китай [72] [73] которая опиралась на грамотный класс писцов и бюрократов. На Древнем Ближнем Востоке это осуществлялось посредством образования школ писцов. [74] в то время как в Китае это привело к серии письменных имперских экзаменов, основанных на классических текстах, которые фактически регулировали образование на протяжении тысячелетий. [75] Грамотность по-прежнему ассоциировалась с ростом правительственной бюрократии, и печатное дело по мере его появления жестко контролировалось правительством, а народные тексты появлялись только позже, а затем их распространение было ограничено вплоть до начала двадцатого века и падения династии Цин. [76] В Древней Греции и Риме классовые различия между гражданами и рабами, богатыми и бедными ограничивали образование и участие. В средневековой Европе и раннем Новом времени доминирование церкви в сфере образования как до, так и в течение некоторого времени после реформации отражало важность религии в контроле над государством и государственной бюрократией. [77]

В Европе и ее колониях в Америке появление печатного станка и снижение стоимости бумаги и печати позволили обычным гражданам получить более широкий доступ к информации о правительстве и условиях в других регионах в пределах юрисдикции. [78] Реформация с упором на индивидуальное чтение священных текстов в конечном итоге увеличила распространение грамотности за пределы правящих классов и открыла двери для более широких знаний и критики действий правительства. Раскол в английском обществе в шестнадцатом веке, гражданская война в Англии семнадцатого века и последовавшая за этим возросшая роль парламента, а также раскол политического религиозного контроля. [79] сопровождались памфлетными войнами .

Газеты и журналистика , возникшие в сфере коммерческой информации, вскоре стали предлагать политическую информацию и сыграли важную роль в формировании публичной сферы. [80] [81] Газеты сыграли важную роль в обмене информацией, стимулировании дискуссий и формировании политической идентичности во время американской революции , а затем и новой нации. Тираж газет также создавал городскую, региональную и государственную идентификацию во второй половине девятнадцатого века и позже. Сосредоточение внимания на национальных новостях, последовавшее за телеграфией, и появление газет с общенациональным тиражом наряду со сценариями национальных радио- и телевизионных новостных передач также создали горизонты внимания на протяжении всего двадцатого века, что повлекло за собой как выгоды, так и издержки. [82]

Одним из самых ранних известных примеров письменного имени человека является Кушим из периода Урука . [83]

Многое из того, что мы считаем знанием, записано в письменном тексте и является результатом коллективных процессов производства, совместного использования и оценки среди социальных групп и институтов, объединенных целью создания и распространения текстов, несущих знания; современный мир идентифицирует такие социальные группы как дисциплины, а их продукты — как дисциплинарную литературу. Изобретение письменности облегчило обмен, сравнение, критику и оценку текстов, в результате чего знания стали более общей собственностью в более широких географических и временных областях. Религиозные тексты сформировали общее знание библейских религий, и знание этих священных писаний стало в центре внимания институтов религиозных верований, толкований и школьного образования, как обсуждается в разделе о письменности и религии в этой статье. Другие разделы этой статьи посвящены знаниям, специфичным для экономики, права и управления. Этот раздел посвящен развитию светских знаний и связанных с ними социальных организаций, институтов и образовательных практик в других областях.

Месопотамия, Египет, Индия и Мезоамерика.

[ редактировать ]

В Месопотамии и Египте писцы стали играть важную роль, выходящую за рамки первоначальных ролей в экономике, управлении и праве. Они стали создателями и хранителями астрономии и календарей, гаданий и литературной культуры. Школы развивались в планшетных домах, которые также хранили в себе хранилища знаний. [74] В древней Индии каста брахманов стала распорядителем текстов, которые объединяли и систематизировали устные знания. [84] Эти тексты затем стали авторитетной основой продолжающейся традиции устного образования. В качестве примера можно привести работу лингвиста Панини , который проанализировал и систематизировал знания санскритского синтаксиса, просодии и грамматики. Математика, астрономия и медицина также были предметами классического индийского образования и были систематизированы в классических текстах. [85] Меньше известно о майя, ацтеках и других мезоамериканских учениях из-за уничтожения текстов конкистадорами , но известно, что писцов почитали, элитные дети посещали школы, а также изучали астрономию, составление карт, исторические хроники и генеалогию. процветал. [86] [87]

В Китае, после того как династия Цинь попыталась уничтожить все следы конфуцианской традиции , династия Хань сделала филологические знания обязательным условием для государственной бюрократии, чтобы восстановить знания, которым грозило исчезновение. Имперская система экзаменов на государственную службу действовала на протяжении двух тысячелетий и состояла из письменного экзамена, основанного на знании классических текстов. Чтобы поддержать студентов, получающих государственные должности посредством письменного экзамена, школы сосредоточили внимание на тех же текстах и ​​связанных с ними филологических знаниях. [75] Эти тексты охватывали философские, религиозные, юридические, астрономические, гидрологические, математические, военные и медицинские знания. [88] Печать в том виде, в котором она возникла, в основном удовлетворяла потребности в знаниях бюрократии и монастыря, при этом значительная народная печать появилась только примерно в 15 веке. [76]

Древняя Греция и Рим

[ редактировать ]

Хотя Сократ считал письмо низшим средством передачи знаний (о чем рассказывается в « Федре »), мы знаем о его произведениях из письменных отчетов Платона о его диалогах. Хэвлок также связывает философские работы Платона, Сократа и Аристотеля с грамотностью, поскольку они способствовали развитию критического мышления посредством анализа постоянных текстов, написанных как автором, так и его сверстниками. [89] [90] [91] Аристотель писал трактаты и лекции, которые составляли основу образования в Лицее , а также множество томов, собранных в библиотеке Лицея. и В тот же период в Афинах писали и преподавали стоики эпикурейцы , хотя сейчас мы имеем лишь фрагменты их произведений.

Греческие писатели были основоположниками многих других областей знаний. Геродот и Фукидид, писавшие в Афинах в V веке до нашей эры, считаются основателями истории, превратившими генеалогию и мифические описания в систематические исследования событий. Фукидид разработал более критическую и нейтральную историю посредством изучения документов, транскрипции речей и интервью. Гиппократ в тот же период написал несколько крупных медицинских работ, систематизировавших и расширивших знания в этой области. Во II веке нашей эры греческий врач Гален отправился в Рим, где написал множество работ, которые доминировали в европейской медицине в эпоху Возрождения. Эллинизированные писатели Египта также создавали сборники знаний, используя ресурсы великой библиотеки в Александрии , такие как «Начала» Евклида , которые остаются стандартным справочным изданием по геометрии. , » Птолемея «Альмагест астрономический трактат, использовался на протяжении всего средневековья.

Практику написания сборников знаний продолжали римские учёные, в том числе Варрон , Плиний Старший и Страбон . Хотя большая часть достижений римлян была связана с материальной культурой строительства, Витрувий задокументировал большую часть современной практики, которая до сих пор влияет на дизайн. Сельское хозяйство также стало важной областью для руководств, таких как Палладиуса сборник . Также появились многочисленные руководства по риторике и риторическому образованию, которые должны были повлиять на будущие поколения, такие как анонимная Rhetorica ad Herennium , Цицерона Oratore De и Квинтилиана Oratoria Institutio .

Исламский мир

[ редактировать ]

С падением Рима Ближний Восток стал перекрестком обучения: несущие знания тексты с Запада и Востока встретились в Константинополе, Дамаске , а затем в Багдаде. Был основан Дом Мудрости ) с большой библиотекой, где переводились на арабский язык греческие труды по медицине, философии, математике и астрономии, а также индийские труды по математике и терапии. [92] такие философы, как Аль-Кинди и Авиценна , и астрономы, такие как Аль-Фаргани В эти тексты внесли новый вклад . Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми написал первую работу по алгебре, опираясь как на греческие, так и на индийские ресурсы. Центральное место Корана в исламе также привело к росту арабской лингвистики . [93] Из Багдада знания и тексты должны были течь обратно в Южную Азию и дальше через Африку, где располагалась большая коллекция книг и образовательный центр вокруг мечети Санкхор в Тимбукту , резиденции империи Сонгай . В этот период свергнутый халифат Аббасидов перенес свою резиденцию власти и обучения в Кордову , ныне находящуюся в Испании, где они основали крупную библиотеку, которая вернула в Европу многие классические тексты вместе с текстами арабского обучения.

Первые университеты Европы

[ редактировать ]

Возвращение классических текстов в Европу через библиотеку и межкультурную интеллектуальную культуру в Кордове, включая произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея и Галена, а также арабские тексты, такие как Авиценна и Аль-Харазами, создало потребность в интерпретации, лекциях, и стипендии, чтобы сделать эти работы более доступными для ученых в монастырях и городских центрах. В двенадцатом веке из этих групп ученых в Италии, в Болонье , возникли университеты ; в Испании в Саламанке , во Франции в Париже и в Англии в Оксфорде . [94] К 1500 году по всей Европе существовало не менее шестидесяти университетов. [95] охватив не менее трех четвертей миллиона студентов. [96] Каждый из четырех факультетов — гуманитарных наук, теологии, права и медицины — был ориентирован на передачу классических текстов, а не на производство свежих знаний, помимо лекций и комментариев. Эта форма схоластического образования продолжалась и в 17 веке в некоторых местах и ​​дисциплинах. [95] [97] [98] [99] [100]

Печать в Европе

[ редактировать ]

Внедрение Иоганнесом Гутенбергом в Европе печатного станка с подвижным шрифтом c. 1450 год создал новые возможности для производства и широкого распространения книг, способствуя появлению большого количества новых произведений, что имело особые последствия для развития знаний, как задокументировано Элизабет Эйзенштейн . [101] Производство и распространение знаний больше не было привязано к монастырям или университетам с их библиотеками и коллекциями писцов. В последующие столетия в политически и все более религиозно разделенной Европе ни одна власть не могла подвергать цензуре или контролировать производство книг. В то время как университеты продолжали заниматься распространением традиционных текстов, издательства стали новыми центрами производства знаний, а издательства в разных юрисдикциях привели к тому, что разнообразие идей стало доступным, поскольку книги перемещались через границы, а ученые начали видеть себя гражданами Республики Письма .

Сравнение нескольких изданий традиционных текстов привело к улучшению текстологии. [102] Возможность обмениваться и сравнивать результаты из многих регионов и привлекать больше людей к производству науки вскоре привела к развитию ранней современной науки. [101] Книги по медицине начали включать наблюдения современной хирургии и вскрытий, в том числе печатные пластины с графическими изображениями, чтобы улучшить знания анатомии. [103] С появлением множества экземпляров традиционных книг и новых книг возникли споры о ценности каждой из них в так называемой «битве книг». [104] Карты и открытия исследований и колонизации также были записаны в книгах и правительственных отчетах. [105] часто с целью экономической эксплуатации, как в Генеральном архиве Индии в Севилье, но также и для удовлетворения любопытства по поводу мира. [106]

Печать также сделала возможным изобретение и развитие научных журналов: « Журнал де скаванов» в 1665 году во Франции появился , а в Англии — «Философские труды Королевского общества» . С годами эти журналы размножались и стали основой дисциплин и дисциплинарной литературы. . [107] Жанры, сообщающие об экспериментах и ​​других научных наблюдениях и теориях, развивались в последующие столетия, чтобы создать современную практику дисциплинарных публикаций с обширными интертекстами , которые представляют собой коллективные поиски дисциплинарных знаний. Наличие научных и дисциплинарных книг и журналов также способствовало развитию современной практики научных ссылок и цитирования . Эти изменения, связанные с влиянием книгопечатания на рост знаний, способствовали научной революции , науке в эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения .

В странах Африки к югу от Сахары , до современного колониализма, история обычно записывалась посредством устной традиции , в результате чего их называли устными цивилизациями в отличие от письменных цивилизаций . [108]

Современная академия

[ редактировать ]

В 18 веке диссидентские шотландские и английские диссидентские университеты начали предлагать практическое обучение риторике и письму, чтобы дать возможность неэлитным студентам влиять на современные события. [109] [110] Однако только в XIX веке университеты в некоторых странах начали создавать места для записи новых знаний, превратив их в последующие годы из преимущественного распространения знаний посредством чтения классических текстов в учреждения, занимающиеся как чтением, так и письмом. Создание исследовательских семинаров и связанных с ними семинарских работ по истории и филологии в немецких университетах стало важной отправной точкой для реформы университета. [111] Профессорские должности в области филологии, истории, экономики, теологии, психологии, социологии, математики и естественных наук должны были появиться в течение столетия, а немецкая модель дисциплинарного исследовательского университета должна была повлиять на организацию университетов в Англии и Соединенных Штатах, используя другую модель. развивается во Франции. Оба подчеркнули производство новых знаний преподавателями и их приобретение студентами. В элитных британских университетах обучение письму поддерживалось системой обучения, при которой студенты еженедельно писали своим преподавателям, в то время как в регулярные курсы письма Соединенных Штатах , начиная с конца 19 века, часто требовались , и письмо в учебной программе становилось все более актуальным. , особенно в конце 20 века.

Военные знания о стратегиях и устройствах восходят к древним мирам Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, где имеются как исторические отчеты, так и руководства по ведению войны. После того, как на Западе появилась печать, руководства по строительству укреплений и боевые стратегии стали широко воспроизводиться, поскольку страны часто находились в конфликтах. Однако с развитием химии и других наук знания о новом оружии часто ограничивались секретными документами. Другие документы, также имеющие ограниченное распространение, касались политики, производства и распространения нового вооружения. [112] К началу Первой мировой войны как союзные державы, так и державы Оси применили новые технологии, основанные на научных достижениях, для использования в военных целях, в частности, химического оружия , при этом более 5000 ученых занимались разработкой и производством оружия, пытаясь при этом ограничить доступ к информации в секретных документах. [113] [114] Стремление к секретным знаниям, включая новые исследования, а не просто применение предшествующих знаний, стало особенно интенсивным во время гонки за разработкой ядерного оружия во время Второй мировой войны, как в случае американского Манхэттенского проекта . Авиация, ракетная техника, радар, шифрование и вычислительная техника также были предметом секретных документов . Эта система классификации знаний продолжалась и после окончания Второй мировой войны, когда последовала холодная война . Напряжение между потребностями в военной тайне, открытыми научными исследованиями и гражданским обсуждением военной политики привело в Соединенных Штатах к принятию Закона об атомной энергии 1946 года , который установил гражданский контроль, но посредством продолжающегося режима секретных знаний. [115] [116]

Литература

[ редактировать ]

Ученые разошлись во мнениях относительно того, когда письменный учет стал больше похож на литературу, но самые старые из сохранившихся литературных текстов датируются целым тысячелетием после изобретения письменности. Самый ранний литературный автор, известный по имени, — Энхедуанна , который считается автором ряда произведений шумерской литературы, в том числе «Возвышения Инанны» , на шумерском языке в 24 веке до нашей эры. [117] [118] Следующим ранним названным автором является Птаххотеп , которому приписывают авторство «Максим Птахотепа» , учебной книги для юношей на египетском языке, написанной в 23 веке до нашей эры. [119] «Эпос о Гильгамеше» — раннее известное стихотворение, но его также можно рассматривать как политическое прославление исторического царя Шумера Гильгамеша , чьи естественные и сверхъестественные достижения описаны.

Психологические последствия

[ редактировать ]

Уолтер Онг , Джек Гуди и Эрик Хэвлок были одними из первых, кто систематически приводил доводы в пользу психологических и интеллектуальных последствий грамотности. Онг утверждал, что появление письменности изменило форму человеческого сознания: от ощущения непосредственности произнесенного слова к критической дистанции и систематизации слов, которые можно было графически отобразить и упорядочить. [120] [121] например, в работах Питера Рамуса . [122] Хэвлок объяснил появление греческой философской мысли использованием письменного слова, которое позволило сравнивать верования и системы убеждений, а также критически рассматривать концепции. [89] [91] Джек Гуди утверждал, что письменный язык способствует таким практикам, как категоризация , составление списков, следование формулам, разработка рецептов и предписаний и, в конечном итоге, проведение и запись экспериментов. Эти практики изменили интеллектуальную и психологическую ориентацию тех, кто ими занимался. [123] [124]

Признавая возможности всех этих психологических и интеллектуальных изменений, которые сопровождали эти практики грамотности, Сильвия Скрибнер и Майкл Коул утверждали, что эти изменения не происходили повсеместно или автоматически вместе с грамотностью, а скорее зависели от социального использования грамотности в их местных контекстах. . [125] Они провели полевые наблюдения и эксперименты среди народа вай в Западной Африке, для которого психологическое воздействие грамотности варьируется в зависимости от трех различных контекстов, в которых местные жители учатся читать и писать на языке вай , английском и арабском языках: практические навыки, светские навыки и светские навыки. образование и религиозное образование соответственно. Европейская грамотность была связана с обучением в европейском стиле и способствовала, среди прочего, силлогистическому рассуждению и логическому решению проблем. Арабская грамотность была связана с религиозным обучением в медресе и способствовала, среди прочего, усилению механической памяти. Грамотность в письменных формах Вая связана с повседневной практикой подачи запросов и объяснения задач, повышенным предвосхищением знаний и потребностей аудитории наряду с решением ребусов (поскольку в письменной речи используются значки, похожие на ребусы).

Следуя другому направлению исследования, Джеймс Пеннебейкер и его коллеги провели множество экспериментов, установив, что написание статей о травмах может облегчить тревогу, улучшить психическое благополучие, а также улучшить показатели и результаты физического здоровья. [126] [127]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дэниэлс 1996 , с. 3.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Гуди 1986 .
  3. ^ Фишер 2018 .
  4. ^ «Начиная с керамической фазы неолита, глиняные жетоны широко засвидетельствованы как система подсчета и определения конкретного количества определенного скота или товаров. Жетоны, заключенные в глиняные конверты после отпечатка на их закругленной поверхности, постепенно заменялись путем отпечатков на плоских или плоско-выпуклых табличках, а они, в свою очередь, в виде более или менее условных изображений жетонов, вырезанных на глине тростниковым стилусом. Этот последний шаг завершил переход к полноценному письму, а вместе с ним и вытекающую из него способность записывать. современные события для потомков». Привет, В.; Симпсон, В. (1971). Древний Ближний Восток . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Йованович. п. 25.
  5. ^ Дэниэлс 1996 , с. 45.
  6. ^ Перейти обратно: а б Будро 2004 , с. 71.
  7. ^ Шотвелл, Джеймс Томсон (1922). Введение в историю истории: записи цивилизации, источники и исследования . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  8. ^ Смаил, Дэниел Лорд (2008). О глубокой истории и мозге: Книга Фонда Ахмансона по гуманитарным наукам . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Олсон и Торранс 2009 , с. 59.
  10. ^ Дэниэлс 1996 , с. 24.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Обычный 2016 год .
  12. ^ Венгроу 2011 , стр. 99–103.
  13. ^ Больц 1994 , с. 31.
  14. ^ Фаган и др. 1996 , с. 762.
  15. ^ Уокер 1989 , стр. 7–9.
  16. ^ Бэйнс 2004 .
  17. ^ Дрейер, Г. (1998). Умм эль-Кааб I. Додинастическая царская гробница Удж и ее ранние письменные свидетельства [ Умм эль-Кааб I. Додинастическая царская гробница Удж и ее ранние письменные свидетельства ] (на немецком языке). Майнц: Филип фон Заберн.
  18. ^ Вудс 2010 , стр. 15–25.
  19. ^ Кребс, Роберт Э.; Кребс, Кэролайн А. (2003). Революционные научные эксперименты, изобретения и открытия древнего мира . Гринвуд. п. 91. ИСБН  978-0-313-31342-4 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Митчелл, Ларкин. «Древние египетские глифы» . Археология . Археологический институт Америки. Отпечатки печатей из различных гробниц датируются еще более ранним периодом, 3400 г. до н.э. Эти даты бросают вызов общепринятому мнению о том, что ранние логограммы, пиктографические символы, обозначающие определенное место, объект или количество, впервые превратились в более сложные фонетические символы в Месопотамии.
  21. ^ Кейтли, Дэвид Н.; Барнард, Ноэль (1983). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета. стр. 415–416. ISBN  978-0-520-04229-2 – через Google Книги.
  22. ^ Лейк, Гвендолин (1994). Секс и эротика в месопотамской литературе . Лондон: Рутледж. п. 3. ISBN  978-0-203-46275-1 .
  23. ^ бросать; планшет . Британский музей . С.206.
  24. ^ Уокер, CBF (1987). Клинопись . Издательство Калифорнийского университета. п. 9. ISBN  978-0-520-06115-6 – через Google Книги.
  25. ^ «Археологи переписывают историю» . Китайская газета . 12 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2018 г. Проверено 21 августа 2006 г.
  26. ^ Пилчер, Хелен Р. (30 апреля 2003 г.). «Найден самый ранний почерк? Китайские реликвии намекают на ритуалы неолита». Природа . дои : 10.1038/news030428-7 . Символы, вырезанные на панцирях черепах более 8000 лет назад... обнаружены на месте массового захоронения в Цзяху в провинции Хэнань на западе Китая.
  27. ^ Ли, Х.; Харботтл, Г.; Чжан, Дж.; Ван, К. (2003). «Самая ранняя письменность? Знаки использовались в седьмом тысячелетии до нашей эры в Цзяху, провинция Хэнань, Китай». Античность . 77 (295): 31–44. дои : 10.1017/S0003598X00061329 . S2CID   162602307 .
  28. ^ Хьюстон 2004 , стр. 245–246.
  29. ^ Хаарманн 2002 , гл. 10: 5300–3200 до н.э.
  30. ^ Фаттович, Родольфо (2003). Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро (ред.). Эфиопская энциклопедия: A – C. Висбаден: Харрасовиц. п. 169. ИСБН  978-3-447-04746-3 .
  31. ^ Сэмпсон 1990 , с. 78.
  32. ^ Бромили, Джеффри В. (1995). "Письмо" . Международная стандартная библейская энциклопедия . Уильям Б. Эрдманс. п. 1150. ИСБН  978-0-8028-3784-4 – через Google Книги.
  33. ^ Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен (1970). Кембриджская древняя история (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 43–44.
  34. ^ Кребс, Роберт Э.; Кребс, Кэролайн А. (2003). Революционные научные эксперименты, изобретения и открытия древнего мира . Гринвуд. п. 91. ИСБН  978-0-313-31342-4 – через Google Книги.
  35. ^ Скарр, Крис; Фэган, Брайан М. (2016). Древние цивилизации . Рутледж. п. 106. ИСБН  978-1-317-29608-9 – через Google Книги.
  36. ^ Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. 1996. стр. 24–25. ISBN  978-0-931464-96-6 – через Google Книги.
  37. ^ Аллен, Джеймс П. (2010). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN  978-1-139-48635-4 – через Google Книги. Хотя когда-то считалось, что идея письменности пришла в Египет из Месопотамии, недавние открытия показывают, что письменность возникла сначала в Египте.
  38. ^ Бэйнс 2007 , с. 118.
  39. ^ Юрко, Фрэнк Дж. (1996). «Происхождение и развитие письменности древней долины Нила». В Целенко, Теодор (ред.). Египет в Африке . Художественный музей Индианаполиса. стр. 34–35. ISBN  0-936-26064-5 .
  40. ^ Мохтар, Г., изд. (1990). Древние цивилизации Африки . Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том. 2 (Сокращенное изд.). Лондон: ЮНЕСКО. стр. 11–12. ISBN  0-85255-092-8 .
  41. ^ Бэгли 2004 , с. 190.
  42. ^ Больц, Уильям Г. (1999). «Язык и письмо» . В Loewe, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 108. ИСБН  978-0-521-47030-8 – через Google Книги.
  43. ^ Оливье 1986 , с. 377.
  44. ^ Миллард 1986 , с. 396.
  45. ^ Саломон 1996 , Брахми и Харости.
  46. ^ Перейти обратно: а б МакКартер 1974 , с. 62.
  47. ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: живая история . Лос-Анджелес: Гетти. п. 24. ISBN  978-1-60606-083-4 .
  48. ^ Бери, Дж. Б. Кембриджская средневековая история . Том. 1–5. Издательство Кембриджского университета. п. 1215 – через Google Книги.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д МакКлинток, Дж.; Стронг, Дж. (1885). Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы: Приложение . Нью-Йорк: Харпер. стр. 990–997 - через Google Книги.
  50. ^ Гаскольн, Артур Бамбер. «История письменных принадлежностей» . Архивировано из оригинала 19 октября 2018 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
  51. ^ Марк, Джошуа Дж. «Египетский папирус» . Энциклопедия всемирной истории .
  52. ^ Линдстрем, Том (2005). «О природе прочности соединений бумаги. Обзор смол, повышающих прочность в сухом и влажном состоянии, используемых в производстве бумаги» . 13-й симпозиум по фундаментальным исследованиям . 1 : 457–562 – через Researchgate.
  53. ^ Шмандт-Бессера, Д. (1992). Прежде чем писать (2 тома). Издательство Техасского университета.
  54. ^ ван де Миеруп, М. (2005). Изобретение процента: шумерские кредиты. В. Гетцманн и Г. Рувенхорст (ред.), «Истоки стоимости: финансовые инновации, создавшие современные рынки капитала» (стр. 17–30). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  55. ^ Гуди 2004 .
  56. ^ фон Глан, Р. (2005). «Происхождение бумажных денег в Китае». В. Гетцманн и Г. Рувенхорст (ред.), «Истоки стоимости: финансовые инновации, создавшие современные рынки капитала» (стр. 65–89). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  57. ^ Пеццоло, Л. (2005). «Облигации и государственный долг в итальянских городах-государствах, 1250–1650». В. Гетцманн и Г. Рувенхорст (ред.), «Истоки стоимости: финансовые инновации, создавшие современные рынки капитала» (стр. 145–163). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  58. ^ Гетцманн, В. (2005). «Фибоначчи и финансовая революция». В. Гетцманн и Г. Рувенхорст (ред.), «Истоки стоимости: финансовые инновации, создавшие современные рынки капитала» (стр. 123–143). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  59. ^ Йейтс, Дж. (1989). Контроль через общение: рост системы в американском менеджменте . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  60. ^ Смарт, Грэм (2008). Письменность и общественная формация экономики. Справочник по исследованию письма: история, общество, школа, личность, текст, Нью-Йорк: Lawrence Erlbaum Assoc, 99–108.
  61. ^ Макклоски, Д. (1985). Риторика экономики . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина.
  62. ^ Макклоски, Д. (1987). Написание экономики . Лондон: Макмиллан. ISBN  978-0-02-379520-6 .
  63. ^ Макклоски, Д. (1990). Если ты такой умный: история экономической экспертизы. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  64. ^ Смарт, Г. (2006). Написание экономики: Деятельность, жанр и технологии в мире банковского дела. Лондон: Равноденствие.
  65. ^ Элликсон Р. и Торланд К. (1995). Древнее земельное право: Месопотамия, Египет, Израиль. Обзор права Чикаго-Кент , 71, 321–411.
  66. ^ ВерСтиг, Р. (2000). Раннее месопотамское право . Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс.
  67. ^ Тиерсма, П. (2008). Письмо, текст и закон. Справочник по исследованию письма: история, общество, школа, личность, текст, Нью-Йорк: Лоуренс Эрлбаум, доцент. стр. 125-137.
  68. ^ Мейер 2004 .
  69. ^ Бодд, Д., и Моррис, К. (1973). Право в императорском Китае. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  70. ^ Барбьери-Лоу, А. и Йейтс, Р. (2015). Закон, государство и общество в раннем императорском Китае: исследование и перевод юридических текстов из гробницы Чжанцзяшань № 1. 247. Лейден: Брилл.
  71. ^ Тиерсма, П. (1999). Юридический язык. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  72. ^ Коннери 1998 .
  73. ^ Льюис 1999 .
  74. ^ Перейти обратно: а б Раднер и Робсон, 2011 .
  75. ^ Перейти обратно: а б Ли, THC (2000). Образование в традиционном Китае: история . Справочник востоковедения. Том. 13. Лейден: Брилл.
  76. ^ Перейти обратно: а б Луо, С. (1998). Иллюстрированная история печати в Древнем Китае . Гонконг: Издательство Городского университета.
  77. ^ Акции 1987 года .
  78. ^ Чартье, Р. (1994). Порядок книг: читатели, авторы и библиотеки в Европе между четырнадцатым и восемнадцатым веками . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  79. ^ Хилл, К. (1972). Мир перевернулся с ног на голову: радикальные идеи во время английской революции . Викинг.
  80. ^ Хабермас, Дж. (1989). Структурная трансформация публичной сферы: исследование категории буржуазного общества (Т. Бургер и Ф. Лоуренс, Пер.). Кембридж: Массачусетс: MIT Press.
  81. ^ Андерсон, Б. (1991). Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма. Лондон: Версо.
  82. ^ Старр 2004 .
  83. ^ Харари, Юваль Ной (2014). «Подпись, Кушим» . Sapiens: Краткая история человечества (изд. В мягкой обложке). Случайный дом пингвинов. п. 123. ИСБН  978-0-7710-8351-8 .
  84. ^ Перретт, RW (1999). «История, время и знания в Древней Индии». История и теория . 38 (3): 307–321. дои : 10.1111/0018-2656.00094 .
  85. ^ Мукерджи, КР (1969). Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Лондон: Макмиллан.
  86. ^ Бун, Э. (2000). Истории в красном и черном . Остин: Издательство Техасского университета.
  87. ^ Бердан, Ф. (2005). Ацтеки Центральной Мексики: Имперское общество . Бельмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  88. ^ Бодд, Д. (1991). Китайская мысль, общество и наука: интеллектуальные и социальные основы науки и технологий в досовременном Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press.
  89. ^ Перейти обратно: а б Хэвлок, Э.А. (1963). Предисловие к Платону . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  90. ^ Хэвлок, Э. (1978). Греческая концепция справедливости: от ее тени у Гомера к ее сути у Платона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  91. ^ Перейти обратно: а б Хэвлок, Э.А. (1981). Грамотная революция в Греции и ее культурные последствия . Издательство Принстонского университета.
  92. ^ Макдиси 1981 .
  93. ^ Избыточная поворачиваемость 1995 .
  94. ^ Риддер-Симоенс 1991a .
  95. ^ Перейти обратно: а б Фруктовый сад 1991 года .
  96. ^ Швингес 1991 .
  97. ^ Лефф 1991 .
  98. ^ Север 1991 .
  99. ^ Гарсия 1991 .
  100. ^ Сираиси 1991 .
  101. ^ Перейти обратно: а б Эйзенштейн 1979 .
  102. ^ Графтон 1991 .
  103. ^ Педерсен 1996 .
  104. ^ Джонс 1965 .
  105. ^ Рюгг 1996 , стр. 3–4.
  106. ^ Импи, О.; МакГрегор А., ред. (1985). Происхождение музеев: Кунсткамера в Европе шестнадцатого и семнадцатого веков . Издательство Оксфордского университета.
  107. ^ Кроник 1976 .
  108. ^ Вансина, Ян (1971). «Однажды: устные традиции как история Африки». Дедал . 100 (2). Массачусетский технологический институт Пресс: 442–468. JSTOR   20024011 .
  109. ^ Смит, А. ([1762] 1985). Лекции по риторике и изящной словесности [1762]. том. IV издания произведений и переписки Адама Смита в Глазго (Индианаполис: Фонд Свободы, 1984).
  110. ^ Дж. Пристли. Курс лекций по ораторскому искусству и критике . Лондон, 1777 г. Изд. В.М. Бевилаква и Р. Мерфи. Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1965.
  111. ^ Крузе 2006 .
  112. ^ Гиллиспи, CC (1992). «Наука и разработка секретного оружия в революционной Франции, 1792–1804». Исторические исследования в области физических и биологических наук . 23 : 35–152. дои : 10.2307/27757692 . JSTOR   27757692 .
  113. ^ Хабер, Л.Ф. (1986). Ядовитое облако: химическая война в Первой мировой войне . Оксфорд: Кларендон.
  114. ^ Хьюз, Т.П. (1989). Американский генезис: век изобретений и технологического энтузиазма . Нью-Йорк: Викинг.
  115. ^ Смит, АК (1965). Опасность и надежда: движение ученых в Америке, 1945–1947 гг . Издательство Чикагского университета.
  116. ^ Хогертон, Дж. Ф. (1963). Настольная тетрадь по атомной энергии . Нью-Йорк: Рейнхольд.
  117. ^ Липсон и Бинкли, 2012 .
  118. ^ Салями, Минна (2020). «Об освобождении». Чувственное знание: черный феминистский подход для всех . Амистад. ISBN  978-0-06-287706-2 .
  119. ^ Птаххотеп (2016). Учение Птахотепа: старейшая книга в мире . Мартино Файн. ISBN  978-1-614-27930-3 .
  120. ^ Онг, WJ (1977). Интерфейсы Word . Итака: Издательство Корнельского университета.
  121. ^ Онг, WJ (1982). Устность и грамотность: технологизация слова . Метеун.
  122. ^ Онг. В.Дж. (1958). Рамус, Метод и упадок диалога: от искусства дискурса к искусству разума . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  123. ^ Гуди, Дж. Эд. (ред.) (1968). Грамотность в традиционных обществах . Издательство Кембриджского университета.
  124. ^ Гуди, Дж. Эд. (1977). Приручение дикого разума , Издательство Кембриджского университета
  125. ^ Скрибнер, С. и Коул, М. (1981). Психология грамотности. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  126. ^ Пеннебейкер, Дж.В. и Чанг, К.К. (2007). Экспрессивное письмо, эмоциональные потрясения и здоровье. В Х. Фридмане и Р. Сильвере (ред.), Справочнике по психологии здоровья (стр. 263–284). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  127. ^ Сингер, Джессика и Джордж Х.С. Сингер (2008). «Письмо как физическое и эмоциональное исцеление: результаты клинических исследований». Справочник по исследованиям письма: история, общество, школа, человек, текст, Нью-Йорк: Lawrence Erlbaum Assoc, 485–498.

Источники

[ редактировать ]
  • Бейнс, Дж. (2007). Визуальная и письменная культура Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН  978-0-19-815250-7 .
  • Бэгли, Роберт (2004). «Аньянская письменность и происхождение китайской письменности» . В Хьюстоне, Стивен (ред.). Первое письмо: изобретение сценария как история и процесс . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83861-0 – через Google Книги.
  • Больц, Уильям Г. (1994). Происхождение и раннее развитие китайской письменности . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN  978-0-940490-78-9 .
  • Будро, Винсент, изд. (2004). Первое письмо: изобретение сценария как история и процесс . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83861-0 – через Google Книги.
  • Коннери, Кристофер Ли (1998). Империя текста: письменность и авторитет в раннем императорском Китае . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8476-8738-1 .
  • Дэниэлс, Питер Т. (1996). Дэниелс, Питер Т.; Брайт, Уильям (ред.). Мировые системы письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-507993-7 .
  • Эйзенштейн, Э. (1979). Печатный станок как проводник перемен . Издательство Кембриджского университета.
  • Фэган, Брайан М.; Бек, Шарлотта; Майклс, Джордж; Скарр, Крис; Зильберман, Нил Ашер, ред. (1996). «Письмо: Введение». Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195076189.001.0001 . ISBN  978-0-19-507618-9 .
  • Фишер, Стивен Р. (2018). История чтения . Реакция. ISBN  978-1-789-14068-2 .
  • Гуди, Дж. (1986). Логика письма и организация общества . Издательство Кембриджского университета.
  • ——— (2004). Капитализм и современность: Великие дебаты (Переизданная ред.). Кембридж: Политика. ISBN  978-0-7456-3191-2 .
  • Графтон, А. (1991). Защитники текста: традиции науки в эпоху науки, 1450–1800 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Хаарманн, Харальд (2002). История ( письменности на немецком языке). Ч. Бек. ISBN  3-406-47998-7 .
  • Хьюстон, Стивен Д. (2004). Первое письмо: изобретение сценария как история и процесс . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83861-0 .
  • Джонс, РФ (1965). Древние и современники: исследование предыстории книжной битвы (2-е изд.). Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Кроник, Д.А. (1976). История научно-технической периодики: Возникновение и развитие научно-технической печати, 1665–1790 гг . Метучен, Нью-Джерси: Пугало.
  • Крузе, Отто (2006). «Истоки письменности в дисциплинах: традиции семинарского письма и гумбольдтовский идеал исследовательского университета». Письменное общение . 23 (3): 331–352. дои : 10.1177/0741088306289259 . ISSN   0741-0883 .
  • Льюис, Марк Эдвард (1999). Письменность и авторитет в раннем Китае . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-4113-8 .
  • Липсон, Кэрол С.; Бинкли, Роберта А. (2012). Риторика до и после греков . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-791-48503-3 .
  • Макдиси, Г. (1981). Рост колледжей: учебные заведения в исламе и на Западе . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-852-24375-6 .
  • Маккартер, П. Кайл (1974). «Раннее распространение алфавита». Библейский археолог . 37 (3): 54–68. дои : 10.2307/3210965 . JSTOR   3210965 . S2CID   126182369 .
  • Мейер, Элизабет А. (2004). Легитимность и закон в римском мире: Таблицы в римских верованиях и практике . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511482861 . ISBN  978-0-521-49701-5 .
  • Миллард, Арканзас (1986). «Младенчество алфавита». Мировая археология . 17 (3): 390–398. дои : 10.1080/00438243.1986.9979978 .
  • Оливье, Ж.-П. (1986). «Критская письменность во втором тысячелетии до нашей эры». Мировая археология . 17 (3): 377–389. дои : 10.1080/00438243.1986.9979977 .
  • Олсон, Дэвид Р.; Торранс, Нэнси (2009). Кембриджский справочник по грамотности . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-86220-2 – через Google Книги.
  • Избыточная поворачиваемость, К. (1995). Арабская лингвистическая традиция . Вехи лингвистической мысли. Том. 3. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-15757-5 .
  • Раднер, К.; Робсон, Э., ред. (2011). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Издательство Оксфордского университета.
  • Регульский, Илона (2016). «Происхождение и раннее развитие письменности в Египте». Только онлайн -- Археология . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199935413.013.61 . ISBN  978-0-19-993541-3 – через Оксфордские онлайн-руководства.
  • Риддер-Симоенс, Хильда, изд. (1991). Университеты в средние века . История университета в Европе. Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
  • ———, изд. (1996). Университеты в Европе раннего Нового времени . История университета в Европе. Том. 2. Издательство Кембриджского университета.
  • Саломон, Ричард (1996). «Брахми и Харошти». Мировые системы письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-507993-7 .
  • Сэмпсон, Джеффри (1990). Системы письменности: лингвистическое введение . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-1756-4 – через Google Книги.
  • Старр, Пол (2004). Создание средств массовой информации: политические истоки современных коммуникаций . Нью-Йорк: Базовый. ISBN  978-0-465-08193-6 .
  • Сток, Брайан (1987). Последствия грамотности: письменная речь и модели интерпретации в одиннадцатом и двенадцатом веках (переиздание). Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-10227-6 .
  • Венгроу, Дэвид (2011). «Изобретение письменности в Египте». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: происхождение египетской цивилизации . Восточный институт Чикагского университета.
  • Уокер, CBF (1989). Клинопись: чтение прошлого . Британский музей.
  • Вудс, Кристофер (2010). «Видимый язык: самые ранние системы письменности». Видимый язык: изобретения письменности на Древнем Ближнем Востоке и за его пределами . Чикагский университет. стр. 15–25.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61927cc87ba208f9f0365bb26c4fceef__1722778740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/ef/61927cc87ba208f9f0365bb26c4fceef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of writing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)