Древние высшие учебные заведения
Во многих культурах были созданы разнообразные древние высшие учебные заведения, обеспечивающие институциональную основу для научной деятельности. Эти древние центры спонсировались и контролировались судами; религиозными учреждениями, спонсировавшими соборные школы , монастырские школы и медресе ; научными учреждениями, такими как музеи, больницы и обсерватории; и соответствующими учеными. Их следует отличать от западного образца университетов , автономной организации ученых, зародившейся в средневековой Европе. [1] был принят в других регионах и в наше время (см. список старейших постоянно действующих университетов ). [2]
Африка
[ редактировать ]Северная Африка
[ редактировать ]Египет
[ редактировать ]Древние египтяне в 2000 году до нашей эры основали организацию высшего образования – Пер - анк , что означает «Дом жизни». [3] [4]
В третьем веке до нашей эры, во времена династии Птолемеев , Серапеум , Мусион и Александрийская библиотека служили высшими учебными заведениями в Александрии . [5] [4]
В Каире , Аль-Азхар основанный в 970 году нашей эры, служил организацией высшего образования. [6] [4]
Марокко
[ редактировать ]В Фесе основала медресе в 859 году нашей эры, которое в Фатима аль-Фихри конечном итоге стало организацией высшего образования, ныне называемой Университетом аль-Каравийин . [6] [4]
Тунис
[ редактировать ]Университет Эз-Зитуна , основанный в 732 году нашей эры как мечеть Аль-Зайтуна , служил организацией высшего образования. [4]
Западная Африка
[ редактировать ]У них было
[ редактировать ]В двенадцатом веке нашей эры университет Санкоре , который начинался как мечеть Санкоре, служил организацией высшего образования в Тимбукту . [6] [4] Мечеть Санкоре, мечеть Сиди Яхья и мечеть Джингеребер составляют так называемый Университет Тимбукту . [6] [4]
Восточная Африка
[ редактировать ]Эфиопия
[ редактировать ]В четвертом веке нашей эры, во время правления императора Эллы Амиды , аксумская императорская церковь служила организацией высшего образования. [3] [4]
Азия
[ редактировать ]Древняя Индия
[ редактировать ]Крупные буддийские монастыри ( махавихары ), особенно в Пушпагири , Наланде , Валабхи и Таксиле , включали школы, которые были одними из основных высших учебных заведений в древней Индии . Салай в Южной Индии, такой как Канталлур Салай и Партивапурам Салай, служил той же цели.
Наланда
[ редактировать ]Наланда была основана в пятом веке нашей эры в Бихаре , Индия . [7] и просуществовал примерно до 1200 г. н.э. Он был посвящен буддийским исследованиям, но также обучал студентов изящным искусствам, медицине, математике, астрономии, политике и военному искусству. [9]
Литературные данные свидетельствуют о том, что в 1193 году Наланда Махавихара был разграблен [10] Бахтияр Хильджи. [11] Персидский историк Минхадж-и-Сираж в своей хронике «Табакат-и-Насири» сообщил о нападении на буддийский монастырь, в котором были убиты все буддийские монахи. Возможно, это была Наланда, но другие полагают, что это был Одантапури . [12] современный университет Наланда был открыт В 2014 году в соседнем Раджгире .
Пушпагири
[ редактировать ]Школа в Пушпагири была основана в третьем веке нашей эры как нынешняя Одиша , Индия. По состоянию на 2007 год руины Махавихары еще не были полностью раскопаны. Следовательно, большая часть истории Махавихары остается неизвестной. Из трех кампусов Махавихары Лалитгири в районе Каттак является самым старым. Иконографический анализ показывает, что Лалитгири был основан уже в период Сюнга во втором веке до нашей эры, что делает его одним из старейших буддийских учреждений в мире. Китайский путешественник Сюаньцзан (Хиуэнь Цанг), посетивший его в 639 году н. э., как Пупхагири Махавихара , [13] [14] а также в средневековых тибетских текстах. Однако, в отличие от Такшилы и Наланды, руины Пушпагири не были обнаружены до 1995 года, когда преподаватель местного колледжа впервые наткнулся на это место. [15] [16] Задача по раскопкам руин Пушпагири, занимающих площадь более 58 гектаров (143 акра) земли, была выполнена Одишским институтом морских исследований и исследований Юго-Восточной Азии в период с 1996 по 2006 год. В настоящее время ее выполняет Археологическая служба Индии (ASI) . ). [17] Нагарджунаконды . Об этом учебном центре также упоминается в надписях [18] [19]
Таксила
[ редактировать ]Древняя Таксила или Такшашила в древней Гандхаре ( современный Пакистан ) была ранним буддийским центром обучения. Согласно разрозненным источникам, которые были зафиксированы лишь тысячелетие спустя, он мог быть датирован как минимум пятым веком до нашей эры. [20] Некоторые ученые относят существование Такшашилы к шестому веку до нашей эры. [21] Школа состояла из нескольких монастырей без больших общежитий и лекционных залов, где религиозное обучение, скорее всего, все еще осуществлялось на индивидуальной основе. [20]
Такшашила довольно подробно описана в более поздних сказках Джатаки , написанных в Шри-Ланке примерно в пятом веке нашей эры. [22]
Он стал известным центром обучения, по крайней мере, за несколько столетий до нашей эры и продолжал привлекать студентов до разрушения города в пятом веке нашей эры. Такшашила, пожалуй, наиболее известна благодаря своей связи с Чанакьей . Говорят, что знаменитый трактат «Артхашастра» ( » на санскрите знание «Экономическое ) Чанакьи был написан в самой Такшашиле. Чанакья (или Каутилья), [23] император Маурьев Чандрагупта [24] и аюрведический врач Чарака учился в Таксиле. [25]
Обычно в Такшашилу поступал студент в шестнадцать лет. Веды , и восемнадцать искусств, которые включали такие навыки, как стрельба из лука охота и знание слонов преподавали В дополнение к юридической школе , медицинской школе и школе военных наук . [25]
Викрамашила
[ редактировать ]Викрамашила был одним из двух наиболее важных центров обучения в Индии во времена Империи Пала , наряду с Наландой . Викрамашила был основан королем Дхармапалой (783–820 гг.) в ответ на предполагаемое снижение качества обучения в Наланде. Атиша , известный пандит , иногда упоминается как известный настоятель . Он был разрушен войсками Мухаммеда бин Бахтияра Хильджи около 1200 года. [26]
Викрамашила известна нам главным образом из тибетских источников, особенно из сочинений Таранатхи , тибетского монаха-историка шестнадцатого и семнадцатого веков. [27]
Викрамашила был одним из крупнейших буддийских университетов, в котором насчитывалось более ста преподавателей и около тысячи студентов. Он выпустил выдающихся ученых, которых часто приглашали из-за границы для распространения буддийского учения, культуры и религии. Самым выдающимся и выдающимся среди всех был Атиша Дипанкара, основатель традиции Сармы тибетского буддизма. такие предметы, как философия, грамматика, метафизика, индийская логика Здесь преподавали и т. д., но наиболее важной отраслью обучения был тантризм . [ нужна ссылка ]
Другой
[ редактировать ]Другие центры включают Одантапури в Бихаре (ок. 550–1040 гг.), Тельхару в Бихаре. [28] (вероятно, старше Наланды [29] ), Сомапура Махавихара и Джагаддала Махавихара в Бенгалии , Канчипурам , в Тамил Наду , Маньяхета , в Карнатаке , Нагарджунаконда , в Андхра-Прадеше , Шарада Пит , Сомапура Махавихара , в Бангладеш , Валабхи , в Гуджарате , Варанаси в Уттар-Прадеше , Викрамашила , в Бихаре Махавихара ( около 800–1040), , Абхаягири Вихара и Джетаванарамайя , в Шри-Ланке . [ нужна ссылка ]
Восточная Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В Китае древняя императорская академия, известная как Тайсюэ, была основана династией Хань . Оно периодически наследовалось последующими китайскими династиями вплоть до династии Цин, в некоторых из которых название было изменено на Гоосюэ или Гоцзицзянь . Пекинский университет (Императорский университет Пекина) и Нанкинский университет считаются заменой Тайсюэ. К 725 году нашей эры Шуюань или академии классического обучения были частными учебными заведениями, основанными во времена средневековой китайской династии Тан . Академия Юэлу (позже ставшая Университетом Хунани ), основанная в 976 году нашей эры, является одной из четырех древних знаменитых Шуюань (академий) во времена династии Сун . [30]
Япония
[ редактировать ]В Японии Асикага Дайгакурё был основан в 671 году, а Гакко — в девятом веке и восстановлен в 1432 году. [ нужна ссылка ]
Корея
[ редактировать ]В Корее Совоны Тэхак был основан в 372 году, а Кукхак — в 682 году. были частными учреждениями, основанными во времена династии Чосон и сочетавшими в себе функции конфуцианского храма и подготовительной школы. Сонгюнгван и его учеников был основан в 1398 году для вознесения молитв и поминовения Конфуция , а также для содействия изучению конфуцианского канона . Это был преемник Кукджагама из династии Корё (992 г.). В 1946 году он был вновь открыт как Университет Сунгюнкван , частный университет западного типа. [ нужна ссылка ]
Древняя Персия
[ редактировать ]Академия Гондишапура была основана в третьем веке нашей эры под властью сасанидских царей и продолжала свою научную деятельность в течение четырех столетий после того, как ислам пришел в Иран. Это был важный медицинский центр шестого и седьмого веков и яркий пример модели высшего образования в доисламском Иране. [31] Когда Платоновская Академия в Афинах была закрыта в 529 году, некоторые из ее языческих ученых отправились в Гундишахпур, хотя через год вернулись в Византию. [ нужна ссылка ]
Европа
[ редактировать ]Классическая Греция
[ редактировать ]Платоновская академия (иногда называемая Афинским университетом), [32] [33] основан ок. 387 г. до н. э. в Афинах , Греция , построенный философом Платоном , просуществовал до 86 г. до н. э., когда он был разрушен во время осады Суллы и разграбления Афин. [34] Примерно 400 лет спустя, в четвертом веке нашей эры, философ-платоник Плутарх из Афин основал школу, которая отождествляла себя с Академией Платона. Эта школа просуществовала до 529 года, когда она была закрыта по указу императора Юстиниана, запрещавшему преподавание язычникам. [35] В эпоху Возрождения Академии также подражала Флорентийская Платоновская Академия , члены которой считали себя следующими традициями Платона. [ нужна ссылка ]
Около 335 г. до н.э. преемник Платона Аристотель основал Перипатетическую школу , ученики которой собирались в гимназии Лицей в Афинах. Школа также прекратила свое существование в 86 г. до н.э. во время голода, осады и разграбления Афин Суллой . [36]
Репутация греческих учреждений была такова, что от них произошли по крайней мере четыре основных современных образовательных термина: академия , лицей , гимназия и музей . [ нужна ссылка ]
Христианская Европа
[ редактировать ], Константинопольский университет основанный как высшее учебное заведение в 425 году, готовил выпускников для занятия руководящих постов на императорской службе или в церкви. [37] Он был реорганизован в студенческую корпорацию в 849 году регентом Бардом императора Михаила III . Некоторые считают его самым ранним высшим учебным заведением с некоторыми характеристиками, которые мы сегодня связываем с университетом (исследования и преподавание, автоматическое управление). академическая независимость и так далее). Если университет определяется как «высшее учебное заведение», то ему предшествуют несколько других, включая Академию, с которой он был основан, чтобы конкурировать и в конечном итоге заменен. Если исходное значение этого слова считать «корпорацией студентов», то это может быть первым примером такого учреждения. Преславская литературная школа и Охридская литературная школа были двумя основными литературными школами Первой Болгарской империи . [ нужна ссылка ]
В Западной Европе в раннем средневековье , епископы спонсировали кафедральные школы а монастыри спонсировали монашеские школы , предназначенные главным образом для обучения духовенства . Самым ранним свидетельством европейской епископальной школы является школа, основанная в вестготской Испании на Втором Толедском соборе в 527 году. [38] Эти первые епископские школы, ориентированные на обучение религиозным знаниям под руководством ученого епископа, были обнаружены в Испании и примерно в двадцати городах Галлии в шестом и седьмом веках. [39]
Помимо этих епископских школ, существовали монашеские школы, в которых обучались монахи и монахини, а также будущие епископы, на более продвинутом уровне. [40] На рубеже двенадцатого и тринадцатого веков некоторые из них превратились в автономные университеты. Ярким примером является то, что Парижский университет вырос из школ, связанных с собором Нотр-Дам , монастырем Св. Женевьева и аббатство Святого Виктора . [41] [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ферли, Дэвид (2003a), «Странствующая школа», Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), Оксфордский классический словарь (3-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-860641-9
- Ирвин, Т. (2003), «Аристотель» , в Крейге, Эдварде (ред.), Энциклопедия философии Рутледжа , Рутледж
- Линч, Дж. (1997), «Лицей», Зейл, Дональд Дж.; Деверо, Даниэль; Мицис, Филипп (ред.), Энциклопедия классической философии , Greenwood Press, ISBN 0-313-28775-9
- Рише, Пьер. Образование и культура на варварском Западе: с шестого по восьмой век. Колумбия: Университет Южной Каролины Press, 1978. ISBN 0-87249-376-8 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стивен К. Ферруоло, Истоки университета: Парижские школы и их критики, 1100–1215 , (Стэнфорд, Stanford University Press, 1985), стр. 4–5. ISBN 0-8047-1266-2
- ^ Хильда де Риддер-Симоэнс (1994). История университета в Европе: Университеты в средние века / под ред. Хильда де Риддер-Симоэнс . ISBN 978-0-521-36105-7 .
- ^ Jump up to: а б Лулат, ЮГ-М. (2005). История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез . Издательская группа Гринвуд. п. 44. ИСБН 9780313320613 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алему, Синтайеху Кассайе. «Значение, идея и история университетского/высшего образования в Африке: краткий обзор литературы» (PDF) . Институт педагогических наук . FIRE: Форум международных исследований в области образования.
- ^ Каннингем, Джеффри Дж. «Роль учебных заведений в Александрии Птолемеев» . Коллекция аспирантуры WWU . Университет Западного Вашингтона.
- ^ Jump up to: а б с д Питерс, Майкл А. (2019). «Древние центры высшего образования: предвзятость в сравнительной истории университетов?» . Образовательная философия и теория . 51 (11): 1063–1072. дои : 10.1080/00131857.2018.1553490 . S2CID 149851763 .
- ^ Jump up to: а б Альтекар, Анант Садашив (1965). Образование в Древней Индии , Шестой, Варанаси: Нанд Кишор и братья.
- ^ « Действительно старая школа », Гартен, Джеффри Э. Нью-Йорк Таймс, 9 декабря 2006 г.
- ^ OpEd в New York Times: Университет Наланды
- ^ Аллен, Чарльз. Будда и сахибы .
- ^ Скотт, Дэвид (май 1995 г.). «Буддизм и ислам: встречи от прошлого к настоящему и межконфессиональные уроки». п. 141. Идентификатор цифрового объекта: 10.1163/1568527952598657.
- ^ Андре Винк (2002). Аль-Хинд: Короли-рабыни и исламское завоевание, 11–13 века. БРИЛЛ. стр. 146–148. ISBN 0-391-04174-6.
- ^ Бинаяк Мишра (1986). Индийская культура и культ Джаганнатхи . Пунти Пустак.
- ^ «Сокровища Ориссы» . Февраль 2005 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ ХК Мохапатра (декабрь 2004 г.). «Великое наследие Ориссы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2009 года.
- ^ «ASI надеется на наследие холмов: на территории Ориссы начнутся работы по сохранению» . Телеграф . Калькутта, Индия. 29 января 2007 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г.
- ^ «Археологическая служба Индии захватывает буддийский участок Ориссы» . 17 ноября 2006 г.
- ^ Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. п. 4. ISBN 978-81-7017-406-6 .
- ^ Пратападитья Пал; Публикации Марга (2001). Орисса снова посетила . Публикации Марга. ISBN 978-81-85026-51-0 .
- ^ Jump up to: а б Шарф, Хартмут; Бронкхорст, Йоханнес; Боббин, Бертольд; Альтенмюллер, Хартвиг (2002). Справочник востоковедения: Индия. Образование в древней Индии . п. 141. ИСБН 978-90-04-12556-8 .
- ^ «История образования», Британская энциклопедия , 2007.
- ^ Маршалл 1975:81
- ↑ Kautilya. Архивировано 10 января 2008 года в Wayback Machine . Британская энциклопедия.
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (1966). Чандрагупта Маурья и его времена . Паб Мотилал Банарсидас. п. 17. ISBN 978-81-208-0405-0 .
- ^ Jump up to: а б Мукерджи, Радхакумуд (1990). Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Паб Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 478–489. ISBN 978-81-208-0423-4 .
- ^ Сандерсон, Алексис. «Эпоха Шива: рост и господство шиваизма в период раннего средневековья». В: Генезис и развитие тантризма под редакцией Шинго Эйноо. Токио: Институт восточной культуры Токийского университета, 2009. Специальная серия Института восточной культуры, 23, стр. 89.
- ^ «Раскопанные останки в Наланде» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ «РАСКОПКИ ТЕЛХАРЫ (НАЛАНДА) Краткий отчет» (PDF) . yac.bih.nic.in. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2014 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ «Руины университета Тельхара старше Наланды, Викрамшила» . первый пост. 14 декабря 2014 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ «Введение в Университет Хунань» . Университет Хунань .
- ^ Салари, Х. «Университет в Иране» . бумага . Джазиреданеш. Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Эллвуд П. Кабберли (2004). История образования . Издательство Кессинджер. п. 50. ISBN 978-1-4191-6605-1 .
- ^ Говард Юджин Уилсон (1939). Гарвардский обзор образования . Гарвардский университет.
- ^ «Платон: Академия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ «Платон: Академия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ 336 г. до н.э.: Ферли 2003a , с. 1141; 335 г. до н.э.: Линч 1997 , с. 311; 334 г. до н.э.: Ирвин, 2003 г.
- ^ Константинидес, CN (2003). «Риторика в Византии: материалы тридцать пятого весеннего симпозиума по византийским исследованиям». В Джеффрисе, Элизабет (ред.). Преподаватели и ученики риторики в поздневизантийский период . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 39–53. ISBN 0-7546-3453-1 .
- ^ Рише, Образование и культура , стр. 126–7.
- ^ Рише, Образование и культура , стр. 282–90.
- ^ Рише, Образование и культура , стр. 290–8.
- ^ Педерсен, Олаф (1997). Первые университеты: Studium Generale и истоки университетского образования в Европе . Издательство Кембриджского университета. стр. 130–31. ISBN 978-0-521-59431-8 .
- ^ Возникновение университетов . Издательство Корнельского университета. 1957. стр. 12–16. ISBN 978-0-8014-9015-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древние буддийские монастыри в Бангладеш (архивировано 9 августа 2003 г.)