Fokker D.XXI
D.xxi | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Истребитель |
Национальное происхождение | Нидерланды |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Эрих Шацки |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Финские воздушные силы |
Номер построен | 148 |
История | |
Первый полет | 27 марта 1936 года |
Ушедший на пенсию | 1948 |
Fokker D.XXI Fighter был разработан в 1935 году голландским производителем самолетов Фоккером в ответ на требования, изложенные Королевскими Нидерландскими ВВС Армии Ост-Индии ( военная авиация Королевской голландской армии , ML-Knil). [ 1 ]
D.XXI был разработан как недорогой, прочный и компактный истребитель, который будет обладать респектабельной производительностью для своей эпохи. Вступив в эксплуатационное использование в первые годы Второй мировой войны , оно предоставило йоменскую службу как для Лухтваартафделинг (авиационная группа голландской армии), так и для Финских ВВС . было построено несколько примеров, Кроме того, на фабрике Эль -Кармоли прежде чем он попал в повстанческие руки во время гражданской войны в Испании . После вторжения и оккупации Нидерландов в мае 1940 года несколько захваченных голландских D.XXIS были впоследствии помещены в службу с люфтваффе .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]14 ноября 1934 года Фоккер предложил предложения по проектированию нового истребительного самолета в Luchtvaartafdeling (голландская армейская авиационная группа). [ 2 ] Команда дизайнеров Fokker, возглавляемая Эрихом Шацки и базирующейся на недавно завершенном заводе фирмы в южном округе Амстердам , стремилась включить и объединить различные новые концепции и последние функции от успешных истребительных самолетов, включая предыдущие CX и D.XVII самолеты Полем Предлагаемый самолет представлял собой моноплан с низким крылом , который принял полностью закрытую кабину ; Первоначальные дизайнерские работы были проведены в сотрудничестве с британским производителем двигателей Rolls-Royce , и первоначально предполагалось, что этот тип будет оснащен Rolls-Royce Kestrel IV . [ 2 ] Прогнозы производительности самолета включали максимальную скорость 420 км/ч на высоте 4350 метров, диапазон 888 км и высокого потолка 10 000 метров. Запланированное вооружение включало в себя винтовочные пулеметы , которые должны были быть или 20 -миллиметровые пушки встроены в крылья и фюзеляж. [ 2 ]

В начале 1935 года Luchtvaartafdeling подписал контракт на один прототип предложенного борца, который будет построен для оценки, которая будет выполнена Королевской Армией Ост -Индии Королевской Нидерланды . [ 2 ] Этот прототип, обозначенный FD-322 , который был оснащен одним Bristol Mercury VI-S, радиальным двигателем который управлял трехклеточным пропеллером с двумя шагами , выполнил свой первый рейс на аэродроме Welschap , Эйндховен , 27 марта 1936 года. [ 3 ] По словам автора авиации Г.Х. Кампхуиса, перспективы серии производства нового истребителя выглядели сомнительно, что вскоре после того, как первый полет был выполнен из -за изменения высокого уровня в голландской оборонной политике; Министр иностранных дел Хендрик Колидж сообщил Министерству войны, что в ответ на меняющую международную ситуацию будет установлена более высокая приоритета для создания существенных возможностей бомбардировщика над новыми истребителями. [ 4 ] Изменения в политике, подчеркивающие бомбардировщики над бойцами, было несколько противоречивым, отчасти из -за порядка новых боевиков и разведывательных самолетов, которые оба рассматриваются в настоящее время, в то время как требование для нового учебного самолета также было выявлено. [ 4 ]
В дополнение к интересу Luchtvaartafdeling к самолету тренера, услуга также придавала большое значение концепции сильно вооруженного самолета «крейсер», способного выполнять несколько типов миссий. [ 4 ] Дальнейшие сомнения и путаница были добавлены путем появления конкурирующего самолета предложения в виде Koolhoven FK58 , которое также было разработано IR. Шацки. FK58 был несколько более продвинутым, чем D.XXI, обладающий выдвижным ходом и более высокой максимальной скоростью 520 кмч. [ 4 ] Было решено, что D.XXI и FK58 должны участвовать в серии сравнительных тестов друг с другом, что приведет к тому, что прототип D.XXI был отправлен на авиабазу Соэстерберга , Утрехт , в ноябре 1936 года. Однако, наведите на голову тестирование Между двумя типами был отложен FK58, который не выполнял свой первый рейс до сентября 1938 года. [ 4 ]
В производство
[ редактировать ]В течение 1937 года правительство Нидерландов дало финансирование и одобрение на ограниченное расширение армейской авиационной группы, что привело к тому, что приказ был размещен для 36 истребителей Fokker D.XXI, который будет работать на 830 л.с. Бристоль Меркурий VII или VIII. [ 4 ] Согласно Кампхуису, голландский интерес к D.XXI был возрожден, отчасти из -за проверки первого самолета со стороны оценки, который сам был проведен из -за интереса, выраженных Финскими ВВС , что само по себе приведет в экспортных продажах производится в Финляндию. [ 4 ] 20 июля 1938 года первый Luchtvaartafdeling D.XXI провел свой первый рейс, после чего он участвовал в испытательных рейсах до доставки в Соэстерберг. 8 сентября 1939 года был доставлен финальный самолет первой партии 36. [ 4 ]
Несмотря на то, что внутренний спрос на D.XXI подвергался сомнению, тип привлек внимание ряда иностранных правительств. [ 5 ] В 1937 году правительство Финляния решило разместить приказ на первоначальную партию из семи самолетов, дальнейшие переговоры также были проведены в отношении приобретения лицензии на производство, в соответствии с которой Финляндия также приступила к внутренней производительности. В период с 1939 по 1944 год Государственный авиационный завод (Valition Lentokonetehdas) в Тампер изготовил в общей сложности 93 самолета. [ 6 ]
В течение 1940 и 1941 гг. Финлярный государственный авиационный завод собирался восстановить самолет, который использовался в зимней войне для дальнейшего обслуживания; В 1941 году было заказано дополнительные 50 D.XXIS, которые работали от Pratt & Whitney R-1535-двойной осы, приобретенного через Швецию. [ 7 ] Они могут быть идентифицированы по их более длинному остеклению кабины, гладким капюшоном и большим вентральным воздухом под капюшоном. Два пулемета, установленных на фюзеляже на этих D.XXIS, были перемещены в крыльях, а вертикальная поверхность хвоста была увеличена в размере, чтобы компенсировать новый двигатель. Благодаря увеличению загруженного веса у D.XXI с R-1535 имел слегка сниженную производительность и не была такой маневренной, как версии с ртутью. [ 7 ] В 1944 году из запчастей были собраны пять дополнительных финских D.XXIS. [ 8 ]
Датское . правительство приказало пару истребителей D.XXI, а также договоренности о своей собственной производственной лицензии [ 6 ] Датские истребители D.XXI работали на 645 л.с. Bristol Mercury VI-S Radial и несли 20-мм пушку Madsen 20 мм под каждым крылом. Десять самолетов были завершены Авиационным заводом Королевской армии в Копенгагене до немецкого вторжения в Данию в апреле 1940 года. [ 6 ] Вторая испанская республика также приобрела производственную лицензию для D.XXI. По сообщениям, в испанской производственной линии было изготовлено в общей сложности 50 фюзеляжей; Тем не менее, испанский завод, на котором производился истребитель, был заполнен националистическими войсками до того, как был завершен какой-либо испанский самолет. Некоторые источники говорят, что один испанский D.XXI удалось избежать захвата после того, как производственное предприятие было захвачено. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Fokker D.XXI был самолетом моноплановых истребителей с низким крылом. [ 2 ] Следуя стандартной практике проектирования Fokker того периода, в нем была сварная стальная трубка фюзеляжа, которая была в значительной степени покрыта тканью , включая поверхности управления полетом ; Элемент вперед от затяжных краев крыльев был покрыт съемными алюминиевыми панелями. Крылья были из деревянной конструкции, состоящей из двух ящиков, прикрепленных к ребрам из фанеры . [ 2 ] Самолет был оснащен фиксированным шлюзом шасси с кантилевными ногами; Торможение было обеспечено независимыми педалями с использованием сжатого воздуха. [ 2 ]
Кабина D.XXI была полностью заключена в плексиглас с большими раздвижными секциями, и была полностью сброшена в чрезвычайной ситуации, чтобы пилоты выручились . [ 2 ] Пилоты были защищены от травм оборота с помощью пилона, встроенного в структуру самолета, установленного за сиденьем. Топливо находилось в 350-литровом (77 IMP GAL) резервуаре, расположенном в кормовой части двигателя, также можно было установить вспомогательные топливные баки. [ 2 ] Основное вооружение состояло из двух пар 7,92 мм M36 Fn-коричневых пулеметов , одна пара, размещенная в крыльях, несущая по 300 патронам боеприпасов, а другая пара в переднем фюзеляже и стрельба через лопатки пропеллера, несущая по 500 раундам каждый Полем [ 2 ]
После того, как он вступил в службу в 1938 году, D.XXI представлял собой значительный скачок вперед для авиационной группы голландской армии, чьи истребительные силы имели до этого времени из стареющих бипланов с открытыми кабинами. Новый Fokker быстро оказался чрезвычайно прочным самолетом, способным достичь скорости 700 км/ч в погружении.
Во время раннего производства D.XXI офис дизайна Фоккера рассмотрел ряд разработок в основном дизайне, включая переосмысление крыла. Был рассмотрен ряд альтернативных двигателей, в том числе такие электростанции, как 650 л.с. (480 кВт) Rolls-Royce Kestrel V и 750 л.с. (560 кВт) Пратт и Уитни-Твин-Оса младшего. В течение 1938 года были инициированы работа над тремя широко модифицированными версиями, известными как 150, 151 и 152. Эти самолеты должны были работать на 1 375 л.с. (1025 кВт) Бристоль Геркулес , 1050 л.с. (780 кВт) Rolls-Royce Merlin и 1090 л.с. (810 кВт) Daimler-Benz DB 600H . Выдвижной шасси был включен в эти редизайны.
Оперативная история
[ редактировать ]
Fokker D.XXI впервые использовался в бою финскими ВВС во время зимней войны 1939–1940 гг. Между Советским Союзом и Финляндией. [ 9 ] После вспышки войны в общей сложности 41 самолет был в финском обслуживании, все они работали с двигателем Mercury VIII. 1 декабря 1939 года D.XXI одержал свою первую победу с сбросом советского туаполева SB . [ 9 ] Fokker был равномерно сопоставлен с самолетами советских воздушных сил , а его прочная конструкция с радиальным двигателем и фиксированной шарикой сделала его хорошо подходящим для финских условий. Выступление финского D.XXI якобы [ кем? ] выиграл восхищение многих советских пилотов. [ 9 ]
Поскольку зимняя война продолжалась, и появились новые модели советских бойцов, Fokker D.XXI оказался все более недостаточной и слишком слегка вооруженной (с четырьмя 7,92 мм/.312 в пулеметах ), чтобы конкурировать; Планы вооружать фоккеров с 20 -мм пушками были сброшены, и только один боец был вооружен двумя 20 -мм пушками и двумя 7,92 мм/.312 в пулеметах. [ Цитация необходима ] Другой боец был оснащен выдвижным шасси, но из -за менее чем ожидаемого улучшения производительности не было продолжено в серии. Фиксированная шарика поддалась как без незначительного взлетно -посадочной полосы, так и для обращения в лыжи для зимнего использования, оба из которых были преимуществами в финском театре. [ Цитация необходима ] В общей сложности 12 самолетов D.xxi были потеряны во время конфликта, шесть были потеряны для несчастных случаев, а не против врага. [ 10 ]
Конфликт между Финляндией и Советским Союзом был возобновлен в продолжении войны (1941–1944), D.XXI снова стал ключевым элементом финских ВВС. [ 7 ] Во время первой воздушной битвы шесть D.XXIS с ртутью сбили пару советских бомбардировщиков Ilyushin DB-3 . Несколько финских пилотов ВВС стали истребителями с Fokker D.XXI. Лучший выигрыш Фоккер Айс, Джорма Сарванто , получил 12 5/6 побед с типом; Многие другие будущие тузы также одержали хотя бы одну победу с Фоккером. Самым высоким достоверным планером был FR-110, достигший 10 побед; Этот самолет пережил войну и выставлен в Центральном Финляндии -авиационном музее . Финляндия продолжала эксплуатировать свои D.XXIS до 1949 года и классифицировала их как избыточный по сравнению с требованиями в 1952 году. [ 8 ]


Хотя приказ ML-KILE был отменен, Luchtvaartafdeling (ВВС голландской армии до Второй мировой войны) разместил приказ 36 самолетов, которые были доставлены вовремя для участия в войне против немцев в мае 1940 года. [ 8 ] 10 мая 1940 года, в тот день, когда Германия начала свое вторжение в Нидерланды, 28 D.XXIS были исправны и готовы к операциям. В тот первый день шесть D.XXIS сопровождали формирование телевизионных бомбардировщиков Fokker, чтобы напасть на мосты Meuse, чтобы помешать немецкому продвижению; Они были перехвачены девятью немецкими Мессершмиттом BF 109S , и во время последовавшего собачьего боя один BF 109 был сбит и еще два повреждена для потери одного D.XXI и двух T.Vs. [ 8 ] В тот же день полет D.XXIS перехватил и сбил 37 из 55 входящих юнкеров JU 52 транспорта, которые пересекали границу в раннем утре. [ 11 ]

Из -за того, что многие самолеты стали невозможными в результате боевого повреждения после первого дня, было решено перегруппироваться в Buiksloot , к северу от Амстердама, 11 мая. В течение следующих четырех дней миссии из Buiksloot были выполнены D.XXIS, летящим как в одиночных, так и в небольших формациях, чтобы сопровождать дружественные подразделения, а также в поисковой роли. [ 8 ] 11 мая были записаны по крайней мере два BF 109, которые были сбиты истребителями D.XXI. [ 8 ] Вылечители против численных германских сил продолжались до середины 14 мая, и в этот момент новости о капитуляции голландцев достигли Buiksloot, на котором оставшиеся самолеты и взлетно -посадочная полоса были уничтожены, чтобы предотвратить их использование немцами. Из первоначальной силы 28 самолетов D.xxi восемь бойцов остались в воздухе. [ 11 ] D.XXI, хотя и гораздо медленнее и более легкий вооружен, чем BF 109, выступил на удивление хорошо в бою из -за ее маневренности. Это был также один из немногих самолетов, который мог следовать за бомбардировщиком Stuka в его погружение. Тем не менее, числовое превосходство люфтваффе привело к разрушению большинства истребителей Luchtvaartafdeling D.xxi во время кампании. Некоторые были захвачены во время и после 15 мая, но их более поздние судьбы неизвестны. [ 12 ]
LVA (ВВС Нидерландов) одержали в общей сложности 38 побед над люфтваффе во время их борьбы с немецким джаггернаут. 16 из них отправились в пилоты Fokker D.XXI.
Варианты
[ редактировать ]- D.xxi
- Прототип сериал NO FD-322
- D.xxi-1
- Образец самолетов, поставляемый в Данию , три застроенные, работающие на 645 л.с. (481 кВт) Бристоль Меркурий Вис . Вооруженные с помощью 2x 8 мм (0,315 дюймов) пулеметов и 2x 20 мм (0,787 дюйма) Мэдсен Кэннон
- D.xxi-1
- Производственные самолеты, построенные на авиационном заводе Королевской армии , десять построенных двигателей на 830 л.с. (619 кВт) Бристоль Меркурий VIII .
- D.xxi-2
- 53 построено, из которых 36 были доставлены в RNLAF .
- D.XXI-3
- Финская лицензия, построенная D.XXI-2S, оснащенные дополнительными 20 мм (0,787 дюйма) в 1940 году. Количество построено: 35
- D.XXI-4
- Модернизированный D.XXI-3, работающий на 825 л.с. (615 кВт) Pratt & Whitney R-1535-SB4C-G-двойной осы . Количество построено: 55
- Проект 150
- Предлагаемая версия, основанная на радиальном поршневом двигателе Bristol Hercules . Не построен.
- Проект 151
- Предлагаемая версия, оснащенная поршневым двигателем Rolls-Royce Merlin . Не построен.
- Проект 152
- Предлагаемая версия, оснащенная двигателем Daimler-Benz DB 600H . Не построен.
Операторы
[ редактировать ]

- Hærens Flyvertropper (авиационные войска датской армии) - получил три самолета и построил десять на лицензии. Локально обозначен как «IIIJ» («Третий истребитель»). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Отдел Jydske Flyver - два. Эскадрилья
- Финские ВВС - получили семь самолетов и построили 90 на лицензии. [ 16 ]
- Luftwaffe - управлял неизвестным количеством захваченных голландских самолетов.
- Авиационная группа голландской армии - получила 36 самолетов.
- Испанские республиканские ВВС - Возможно, завершили один самолет.
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]
Финский фин-писательный фин, Fokker D.XXI, FR-110, выставлен в Финском музее ВВС , Jyväskylä , Финляндия . Это самый высокий балл (10 побед) D.XXI. Это была гора лейтенанта Виктора Пхётсия во время зимней войны . [ 17 ]
В 2022 году в аэропорту Hoogeveen была завершена реплика, которая была завершена в аэропорту Hoogeveen , реставратором самолета Джека Ван Эгмонда. Был использован ряд оригинальных частей, и самолет был построен в соответствии с оригинальными спецификациями сборки Fokker, поскольку Джек Ван Эгмонд обладает 397 из 416 чертежей Fokker. [ 18 ] [ неудачная проверка ] Он совершил свой первый рейс 23 мая 2022 года. [ 19 ]
Спецификации (D.XXI - Финляндия - Меркурий)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюймов)
- Высота: 2,92 м (9 футов 7 дюймов)
- Область крыла: 16,2 м 2 (174 кв. Фута)
- Пустой вес: 1594 кг (3514 фунтов)
- Валовой вес: 1 970 кг (4343 фунта)
- Силовая установка: 1 × Бристоль Меркурий VIII 9-цил. Радиальный поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 620 кВт (830 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 460 км/ч (290 миль в час, 250 кН)
- Скорость круиза: 429 км/ч (267 миль в час, 232 кН)
- Никогда не превышайте скорость : 700 км/ч (430 миль в час, 380 кН)
- Диапазон: 930 км (580 миль, 500 нми)
- Потолок обслуживания: 11 350 м (37 240 футов) потолок обслуживания
- Время до высоты: 6000 м (19 685 футов 0 дюймов) за 7 мин 30 с.
- Мощность/масса : 0,309 кВт/кг (0,188 л.с./фунт)
Вооружение
- 4 × 7,7 мм (0,303 дюйма) Пулеметы Vickers
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов истребителей
- Список самолетов испанских республиканских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "D.XX1." Архивированный 2007-12-15 на машине Wayback Zap16.com . Получено: 20 июня 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Kamphuis 1966, p. 3
- ^ Kamphuis 1966, стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Kamphuis 1966, p. 4
- ^ Kamphuis 1966, стр. 4, 6.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Kamphuis 1966, p. 6
- ^ Jump up to: а беременный в Kamphuis 1966, p. 9
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Kamphuis 1966, p. 10
- ^ Jump up to: а беременный в Kamphuis 1966, p. 8
- ^ Kamphuis 1966, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а беременный Kamphuis 1966, p. 12
- ^ Bonné, Frans. "Fokker D.XXI." Архивированный 2007-12-13 на Wayback Machine WW2 Warbirds . Получено; 20 июня 2010 г.
- ^ Salamander Books, Ltd. 1974. ISBN 0 690 00606 3 .
- ^ Лондон, Соединенное Королевство: Саламандре книги, Ltd., 1988. ISBN 0-86288-672-4 .
- ^ Schrøder, Hans (1991). «Королевская датская воздушная сила». Клятва. Кей С. Нильсен. Tøjhusmuseet, 1991, с. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Jump up to: а беременный Heinonen, Timo (1992). От Тулина до Хорнета: 75 лет самолетов ВВС . Тиккакоски: Музей Центрального Финляндии. ISBN 951-95688-2-4 .
- ^ https://airforcemuseum.fi/museum%2520objects/fokker-d-xxi-fr-110/ [ только URL ]
- ^ «Восстановление» . Fokker D.21 229 . Получено 19 марта 2024 года .
- ^ «Fokker D.XXI первый рейс» . Карабкаться . 24 мая 2022 года . Получено 19 марта 2024 года .
- ^ Raunio, Jukka (1993). Пилотная перспектива II . FOSSA: Jukka Raunio. ISBN 951-96866-0-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Де Йонг, Питер. Fokker D.21 (профили сбора 9) (на французском языке). Autreau, Франция: Editions Lela Presse, 2005. ISBN 2-914017-26-X .
- Эберспахер, Уоррен. Fokker D-XXI, том 1: голландские и датские самолеты (Международная монография эскадрильи № 1) . Сент -Пол, Миннесота: Phalanx Publishing Co. Ltd., 1994. ISBN 1-883809-05-3 .
- Гердессен, Фрит. Голландская военная авиация VI: Fokker D-XXI (часть 2) (на голландском языке). Spijkenisse, Нидерланды: друзья Музея военной авиации/авиация, зная отделение KNVVL, 1991. Нет ISBN.
- Гердессен, Фрит и Луук Бурман. Fokker D.XXI: История, камуфляж и маркировка - Операции LVA/ML Fokker D.XXI (голландский профиль 5) (двуязычный голландский/английский). Zwammerdam, Нидерланды: голландская декаль, 2007. Нет ISBN.
- Грин, Уильям. «D-XXI: предок Альянса». RAF Flying Review Vol. XVII, № 12.
- Грин, Уильям. «Четыре оружия и навес». RAF Flying Review , Vol. 19, № 2.
- Грин, Уильям. "Фоккер" на полпути ". Энтузиаст воздуха , август 1971 года.
- Грин, Уильям. «Последний из боевых Фокерс». RAF Flying Review .
- Хайнонен, Тимо. От Тулин до Хорнета - 75 лет самолетов ВВС Финля (на финском языке). Тиккакоски, Центральная Финляндия, Финляндия: Музей Центральной Финляндии, 1992 г. ISBN 951-95688-2-4 .
- Хофтман, Хьюго. Fokker D-XXI (голландская энциклопедия 5) (на голландском языке). Bennekom, Нидерланды: Publisher, 1978.
- Kamphuis, GH Fokker D.XXI (самолет в профиле № 63) . Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
- Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Fokker D.XXI (История Финских ВВС 3) (на финском языке, с кратким изложением английского языка). Espoo, Финляндия: информация, 1974 (2 -е издание 1977). ISBN 951-9035-15-X .
- 4 -е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
- Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.xxi [Mercury] (История финских ВВС 3A) (на финском). Хельсинки, Финляндия: Хобби Кустаннус Ой, 2000. 952-5334-02-3 .
- Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [WASP] (История ВВС финских сил 3B) (на финских). Хельсинки , Финляндия : Хобби Кустаннус Ой, 2000. 952-5334-03-1 .
- 4 -е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
- Ледвох, Януш. Fokker D.XXI (военный издательство 5) (на польском языке). Варшава, Польша : Милитария, издательство, 1995. ISBN 83-86209-34-8 .
- Раунио, Юкка. Перспектива пилота 2 (на финском). Forssa, Finland , 1993. ISBN 951-96866-0 .
- Skulski, Przemyslaw. Fokker D.21 (серия «под увеличительным стеклом» 10) (в лаке, с английским резюме). Wroclaw, Польша: публикация Ace, 1999. ISBN 83-86153-79-2 .
- Тейлор, Джон WR "Fokker D.XXI" Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Проезд, Карл. «Последний из боевых Фокерс». Airsower , январь 1982 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]