Jump to content

Fokker D.XXI

(Перенаправлено из Fokker dxxi )
D.xxi
Общая информация
Тип Истребитель
Национальное происхождение Нидерланды
Производитель Фоккер
Дизайнер
Эрих Шацки
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Финские воздушные силы
Номер построен 148
История
Первый полет 27 марта 1936 года
Ушедший на пенсию 1948

Fokker D.XXI Fighter был разработан в 1935 году голландским производителем самолетов Фоккером в ответ на требования, изложенные Королевскими Нидерландскими ВВС Армии Ост-Индии ( военная авиация Королевской голландской армии , ML-Knil). [ 1 ]

D.XXI был разработан как недорогой, прочный и компактный истребитель, который будет обладать респектабельной производительностью для своей эпохи. Вступив в эксплуатационное использование в первые годы Второй мировой войны , оно предоставило йоменскую службу как для Лухтваартафделинг (авиационная группа голландской армии), так и для Финских ВВС . было построено несколько примеров, Кроме того, на фабрике Эль -Кармоли прежде чем он попал в повстанческие руки во время гражданской войны в Испании . После вторжения и оккупации Нидерландов в мае 1940 года несколько захваченных голландских D.XXIS были впоследствии помещены в службу с люфтваффе .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

14 ноября 1934 года Фоккер предложил предложения по проектированию нового истребительного самолета в Luchtvaartafdeling (голландская армейская авиационная группа). [ 2 ] Команда дизайнеров Fokker, возглавляемая Эрихом Шацки и базирующейся на недавно завершенном заводе фирмы в южном округе Амстердам , стремилась включить и объединить различные новые концепции и последние функции от успешных истребительных самолетов, включая предыдущие CX и D.XVII самолеты Полем Предлагаемый самолет представлял собой моноплан с низким крылом , который принял полностью закрытую кабину ; Первоначальные дизайнерские работы были проведены в сотрудничестве с британским производителем двигателей Rolls-Royce , и первоначально предполагалось, что этот тип будет оснащен Rolls-Royce Kestrel IV . [ 2 ] Прогнозы производительности самолета включали максимальную скорость 420 км/ч на высоте 4350 метров, диапазон 888 км и высокого потолка 10 000 метров. Запланированное вооружение включало в себя винтовочные пулеметы , которые должны были быть или 20 -миллиметровые пушки встроены в крылья и фюзеляж. [ 2 ]

Прототип Fokker D.XXI

В начале 1935 года Luchtvaartafdeling подписал контракт на один прототип предложенного борца, который будет построен для оценки, которая будет выполнена Королевской Армией Ост -Индии Королевской Нидерланды . [ 2 ] Этот прототип, обозначенный FD-322 , который был оснащен одним Bristol Mercury VI-S, радиальным двигателем который управлял трехклеточным пропеллером с двумя шагами , выполнил свой первый рейс на аэродроме Welschap , Эйндховен , 27 марта 1936 года. [ 3 ] По словам автора авиации Г.Х. Кампхуиса, перспективы серии производства нового истребителя выглядели сомнительно, что вскоре после того, как первый полет был выполнен из -за изменения высокого уровня в голландской оборонной политике; Министр иностранных дел Хендрик Колидж сообщил Министерству войны, что в ответ на меняющую международную ситуацию будет установлена ​​более высокая приоритета для создания существенных возможностей бомбардировщика над новыми истребителями. [ 4 ] Изменения в политике, подчеркивающие бомбардировщики над бойцами, было несколько противоречивым, отчасти из -за порядка новых боевиков и разведывательных самолетов, которые оба рассматриваются в настоящее время, в то время как требование для нового учебного самолета также было выявлено. [ 4 ]

В дополнение к интересу Luchtvaartafdeling к самолету тренера, услуга также придавала большое значение концепции сильно вооруженного самолета «крейсер», способного выполнять несколько типов миссий. [ 4 ] Дальнейшие сомнения и путаница были добавлены путем появления конкурирующего самолета предложения в виде Koolhoven FK58 , которое также было разработано IR. Шацки. FK58 был несколько более продвинутым, чем D.XXI, обладающий выдвижным ходом и более высокой максимальной скоростью 520 кмч. [ 4 ] Было решено, что D.XXI и FK58 должны участвовать в серии сравнительных тестов друг с другом, что приведет к тому, что прототип D.XXI был отправлен на авиабазу Соэстерберга , Утрехт , в ноябре 1936 года. Однако, наведите на голову тестирование Между двумя типами был отложен FK58, который не выполнял свой первый рейс до сентября 1938 года. [ 4 ]

В производство

[ редактировать ]

В течение 1937 года правительство Нидерландов дало финансирование и одобрение на ограниченное расширение армейской авиационной группы, что привело к тому, что приказ был размещен для 36 истребителей Fokker D.XXI, который будет работать на 830 л.с. Бристоль Меркурий VII или VIII. [ 4 ] Согласно Кампхуису, голландский интерес к D.XXI был возрожден, отчасти из -за проверки первого самолета со стороны оценки, который сам был проведен из -за интереса, выраженных Финскими ВВС , что само по себе приведет в экспортных продажах производится в Финляндию. [ 4 ] 20 июля 1938 года первый Luchtvaartafdeling D.XXI провел свой первый рейс, после чего он участвовал в испытательных рейсах до доставки в Соэстерберг. 8 сентября 1939 года был доставлен финальный самолет первой партии 36. [ 4 ]

Несмотря на то, что внутренний спрос на D.XXI подвергался сомнению, тип привлек внимание ряда иностранных правительств. [ 5 ] В 1937 году правительство Финляния решило разместить приказ на первоначальную партию из семи самолетов, дальнейшие переговоры также были проведены в отношении приобретения лицензии на производство, в соответствии с которой Финляндия также приступила к внутренней производительности. В период с 1939 по 1944 год Государственный авиационный завод (Valition Lentokonetehdas) в Тампер изготовил в общей сложности 93 самолета. [ 6 ]

В течение 1940 и 1941 гг. Финлярный государственный авиационный завод собирался восстановить самолет, который использовался в зимней войне для дальнейшего обслуживания; В 1941 году было заказано дополнительные 50 D.XXIS, которые работали от Pratt & Whitney R-1535-двойной осы, приобретенного через Швецию. [ 7 ] Они могут быть идентифицированы по их более длинному остеклению кабины, гладким капюшоном и большим вентральным воздухом под капюшоном. Два пулемета, установленных на фюзеляже на этих D.XXIS, были перемещены в крыльях, а вертикальная поверхность хвоста была увеличена в размере, чтобы компенсировать новый двигатель. Благодаря увеличению загруженного веса у D.XXI с R-1535 имел слегка сниженную производительность и не была такой маневренной, как версии с ртутью. [ 7 ] В 1944 году из запчастей были собраны пять дополнительных финских D.XXIS. [ 8 ]

Датское . правительство приказало пару истребителей D.XXI, а также договоренности о своей собственной производственной лицензии [ 6 ] Датские истребители D.XXI работали на 645 л.с. Bristol Mercury VI-S Radial и несли 20-мм пушку Madsen 20 мм под каждым крылом. Десять самолетов были завершены Авиационным заводом Королевской армии в Копенгагене до немецкого вторжения в Данию в апреле 1940 года. [ 6 ] Вторая испанская республика также приобрела производственную лицензию для D.XXI. По сообщениям, в испанской производственной линии было изготовлено в общей сложности 50 фюзеляжей; Тем не менее, испанский завод, на котором производился истребитель, был заполнен националистическими войсками до того, как был завершен какой-либо испанский самолет. Некоторые источники говорят, что один испанский D.XXI удалось избежать захвата после того, как производственное предприятие было захвачено. [ 6 ]

Сохраненный форвард фюзеляж разбитого Fokker D.xxi

Fokker D.XXI был самолетом моноплановых истребителей с низким крылом. [ 2 ] Следуя стандартной практике проектирования Fokker того периода, в нем была сварная стальная трубка фюзеляжа, которая была в значительной степени покрыта тканью , включая поверхности управления полетом ; Элемент вперед от затяжных краев крыльев был покрыт съемными алюминиевыми панелями. Крылья были из деревянной конструкции, состоящей из двух ящиков, прикрепленных к ребрам из фанеры . [ 2 ] Самолет был оснащен фиксированным шлюзом шасси с кантилевными ногами; Торможение было обеспечено независимыми педалями с использованием сжатого воздуха. [ 2 ]

Кабина D.XXI была полностью заключена в плексиглас с большими раздвижными секциями, и была полностью сброшена в чрезвычайной ситуации, чтобы пилоты выручились . [ 2 ] Пилоты были защищены от травм оборота с помощью пилона, встроенного в структуру самолета, установленного за сиденьем. Топливо находилось в 350-литровом (77 IMP GAL) резервуаре, расположенном в кормовой части двигателя, также можно было установить вспомогательные топливные баки. [ 2 ] Основное вооружение состояло из двух пар 7,92 мм M36 Fn-коричневых пулеметов , одна пара, размещенная в крыльях, несущая по 300 патронам боеприпасов, а другая пара в переднем фюзеляже и стрельба через лопатки пропеллера, несущая по 500 раундам каждый Полем [ 2 ]

После того, как он вступил в службу в 1938 году, D.XXI представлял собой значительный скачок вперед для авиационной группы голландской армии, чьи истребительные силы имели до этого времени из стареющих бипланов с открытыми кабинами. Новый Fokker быстро оказался чрезвычайно прочным самолетом, способным достичь скорости 700 км/ч в погружении.

Во время раннего производства D.XXI офис дизайна Фоккера рассмотрел ряд разработок в основном дизайне, включая переосмысление крыла. Был рассмотрен ряд альтернативных двигателей, в том числе такие электростанции, как 650 л.с. (480 кВт) Rolls-Royce Kestrel V и 750 л.с. (560 кВт) Пратт и Уитни-Твин-Оса младшего. В течение 1938 года были инициированы работа над тремя широко модифицированными версиями, известными как 150, 151 и 152. Эти самолеты должны были работать на 1 375 л.с. (1025 кВт) Бристоль Геркулес , 1050 л.с. (780 кВт) Rolls-Royce Merlin и 1090 л.с. (810 кВт) Daimler-Benz DB 600H . Выдвижной шасси был включен в эти редизайны.

Оперативная история

[ редактировать ]
Fokker D.XXI, август 1942 г.

Fokker D.XXI впервые использовался в бою финскими ВВС во время зимней войны 1939–1940 гг. Между Советским Союзом и Финляндией. [ 9 ] После вспышки войны в общей сложности 41 самолет был в финском обслуживании, все они работали с двигателем Mercury VIII. 1 декабря 1939 года D.XXI одержал свою первую победу с сбросом советского туаполева SB . [ 9 ] Fokker был равномерно сопоставлен с самолетами советских воздушных сил , а его прочная конструкция с радиальным двигателем и фиксированной шарикой сделала его хорошо подходящим для финских условий. Выступление финского D.XXI якобы [ кем? ] выиграл восхищение многих советских пилотов. [ 9 ]

Поскольку зимняя война продолжалась, и появились новые модели советских бойцов, Fokker D.XXI оказался все более недостаточной и слишком слегка вооруженной (с четырьмя 7,92 мм/.312 в пулеметах ), чтобы конкурировать; Планы вооружать фоккеров с 20 -мм пушками были сброшены, и только один боец ​​был вооружен двумя 20 -мм пушками и двумя 7,92 мм/.312 в пулеметах. [ Цитация необходима ] Другой боец ​​был оснащен выдвижным шасси, но из -за менее чем ожидаемого улучшения производительности не было продолжено в серии. Фиксированная шарика поддалась как без незначительного взлетно -посадочной полосы, так и для обращения в лыжи для зимнего использования, оба из которых были преимуществами в финском театре. [ Цитация необходима ] В общей сложности 12 самолетов D.xxi были потеряны во время конфликта, шесть были потеряны для несчастных случаев, а не против врага. [ 10 ]

Конфликт между Финляндией и Советским Союзом был возобновлен в продолжении войны (1941–1944), D.XXI снова стал ключевым элементом финских ВВС. [ 7 ] Во время первой воздушной битвы шесть D.XXIS с ртутью сбили пару советских бомбардировщиков Ilyushin DB-3 . Несколько финских пилотов ВВС стали истребителями с Fokker D.XXI. Лучший выигрыш Фоккер Айс, Джорма Сарванто , получил 12 5/6 побед с типом; Многие другие будущие тузы также одержали хотя бы одну победу с Фоккером. Самым высоким достоверным планером был FR-110, достигший 10 побед; Этот самолет пережил войну и выставлен в Центральном Финляндии -авиационном музее . Финляндия продолжала эксплуатировать свои D.XXIS до 1949 года и классифицировала их как избыточный по сравнению с требованиями в 1952 году. [ 8 ]

Пара финских ВВС Fokker D.XXI в полете
Финский D.xxi оснащен лыжными.

Хотя приказ ML-KILE был отменен, Luchtvaartafdeling (ВВС голландской армии до Второй мировой войны) разместил приказ 36 самолетов, которые были доставлены вовремя для участия в войне против немцев в мае 1940 года. [ 8 ] 10 мая 1940 года, в тот день, когда Германия начала свое вторжение в Нидерланды, 28 D.XXIS были исправны и готовы к операциям. В тот первый день шесть D.XXIS сопровождали формирование телевизионных бомбардировщиков Fokker, чтобы напасть на мосты Meuse, чтобы помешать немецкому продвижению; Они были перехвачены девятью немецкими Мессершмиттом BF 109S , и во время последовавшего собачьего боя один BF 109 был сбит и еще два повреждена для потери одного D.XXI и двух T.Vs. [ 8 ] В тот же день полет D.XXIS перехватил и сбил 37 из 55 входящих юнкеров JU 52 транспорта, которые пересекали границу в раннем утре. [ 11 ]

Поврежден D.XXI в 1943 году.

Из -за того, что многие самолеты стали невозможными в результате боевого повреждения после первого дня, было решено перегруппироваться в Buiksloot , к северу от Амстердама, 11 мая. В течение следующих четырех дней миссии из Buiksloot были выполнены D.XXIS, летящим как в одиночных, так и в небольших формациях, чтобы сопровождать дружественные подразделения, а также в поисковой роли. [ 8 ] 11 мая были записаны по крайней мере два BF 109, которые были сбиты истребителями D.XXI. [ 8 ] Вылечители против численных германских сил продолжались до середины 14 мая, и в этот момент новости о капитуляции голландцев достигли Buiksloot, на котором оставшиеся самолеты и взлетно -посадочная полоса были уничтожены, чтобы предотвратить их использование немцами. Из первоначальной силы 28 самолетов D.xxi восемь бойцов остались в воздухе. [ 11 ] D.XXI, хотя и гораздо медленнее и более легкий вооружен, чем BF 109, выступил на удивление хорошо в бою из -за ее маневренности. Это был также один из немногих самолетов, который мог следовать за бомбардировщиком Stuka в его погружение. Тем не менее, числовое превосходство люфтваффе привело к разрушению большинства истребителей Luchtvaartafdeling D.xxi во время кампании. Некоторые были захвачены во время и после 15 мая, но их более поздние судьбы неизвестны. [ 12 ]

LVA (ВВС Нидерландов) одержали в общей сложности 38 побед над люфтваффе во время их борьбы с немецким джаггернаут. 16 из них отправились в пилоты Fokker D.XXI.

Варианты

[ редактировать ]
D.xxi
Прототип сериал NO FD-322
D.xxi-1
Образец самолетов, поставляемый в Данию , три застроенные, работающие на 645 л.с. (481 кВт) Бристоль Меркурий Вис . Вооруженные с помощью 2x 8 мм (0,315 дюймов) пулеметов и 2x 20 мм (0,787 дюйма) Мэдсен Кэннон
D.xxi-1
Производственные самолеты, построенные на авиационном заводе Королевской армии , десять построенных двигателей на 830 л.с. (619 кВт) Бристоль Меркурий VIII .
D.xxi-2
53 построено, из которых 36 были доставлены в RNLAF .
D.XXI-3
Финская лицензия, построенная D.XXI-2S, оснащенные дополнительными 20 мм (0,787 дюйма) в 1940 году. Количество построено: 35
D.XXI-4
Модернизированный D.XXI-3, работающий на 825 л.с. (615 кВт) Pratt & Whitney R-1535-SB4C-G-двойной осы . Количество построено: 55
Проект 150
Предлагаемая версия, основанная на радиальном поршневом двигателе Bristol Hercules . Не построен.
Проект 151
Предлагаемая версия, оснащенная поршневым двигателем Rolls-Royce Merlin . Не построен.
Проект 152
Предлагаемая версия, оснащенная двигателем Daimler-Benz DB 600H . Не построен.

Операторы

[ редактировать ]
Fokker D.XXI (FR-110) в Музее Центральной Финляндии в авиации
Четыре Fokker D.xxis из ВВС Нидерландов
 Дания
 Финляндия
 Нацистская Германия
  • Luftwaffe - управлял неизвестным количеством захваченных голландских самолетов.
 Нидерланды
Испания Испанская Республика

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
Flasable Replicic или The Pockerter D.XXI в больницах Flyfield

Финский фин-писательный фин, Fokker D.XXI, FR-110, выставлен в Финском музее ВВС , Jyväskylä , Финляндия . Это самый высокий балл (10 побед) D.XXI. Это была гора лейтенанта Виктора Пхётсия во время зимней войны . [ 17 ]

В 2022 году в аэропорту Hoogeveen была завершена реплика, которая была завершена в аэропорту Hoogeveen , реставратором самолета Джека Ван Эгмонда. Был использован ряд оригинальных частей, и самолет был построен в соответствии с оригинальными спецификациями сборки Fokker, поскольку Джек Ван Эгмонд обладает 397 из 416 чертежей Fokker. [ 18 ] [ неудачная проверка ] Он совершил свой первый рейс 23 мая 2022 года. [ 19 ]

Спецификации (D.XXI - Финляндия - Меркурий)

[ редактировать ]

Данные от [ 16 ] [ 20 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
  • Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюймов)
  • Высота: 2,92 м (9 футов 7 дюймов)
  • Область крыла: 16,2 м 2 (174 кв. Фута)
  • Пустой вес: 1594 кг (3514 фунтов)
  • Валовой вес: 1 970 кг (4343 фунта)
  • Силовая установка: 1 × Бристоль Меркурий VIII 9-цил. Радиальный поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 620 кВт (830 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 460 км/ч (290 миль в час, 250 кН)
  • Скорость круиза: 429 км/ч (267 миль в час, 232 кН)
  • Никогда не превышайте скорость : 700 км/ч (430 миль в час, 380 кН)
  • Диапазон: 930 км (580 миль, 500 нми)
  • Потолок обслуживания: 11 350 м (37 240 футов) потолок обслуживания
  • Время до высоты: 6000 м (19 685 футов 0 дюймов) за 7 мин 30 с.
  • Мощность/масса : 0,309 кВт/кг (0,188 л.с./фунт)

Вооружение

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ "D.XX1." Архивированный 2007-12-15 на машине Wayback Zap16.com . Получено: 20 июня 2010 года.
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Kamphuis 1966, p. 3
  3. ^ Kamphuis 1966, стр. 3–4.
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Kamphuis 1966, p. 4
  5. ^ Kamphuis 1966, стр. 4, 6.
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Kamphuis 1966, p. 6
  7. ^ Jump up to: а беременный в Kamphuis 1966, p. 9
  8. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Kamphuis 1966, p. 10
  9. ^ Jump up to: а беременный в Kamphuis 1966, p. 8
  10. ^ Kamphuis 1966, стр. 8–9.
  11. ^ Jump up to: а беременный Kamphuis 1966, p. 12
  12. ^ Bonné, Frans. "Fokker D.XXI." Архивированный 2007-12-13 на Wayback Machine WW2 Warbirds . Получено; 20 июня 2010 г.
  13. ^ Salamander Books, Ltd. 1974. ISBN   0 690 00606 3 .
  14. ^ Лондон, Соединенное Королевство: Саламандре книги, Ltd., 1988. ISBN   0-86288-672-4 .
  15. ^ Schrøder, Hans (1991). «Королевская датская воздушная сила». Клятва. Кей С. Нильсен. Tøjhusmuseet, 1991, с. 1–64. ISBN   87-89022-24-6 .
  16. ^ Jump up to: а беременный Heinonen, Timo (1992). От Тулина до Хорнета: 75 лет самолетов ВВС . Тиккакоски: Музей Центрального Финляндии. ISBN  951-95688-2-4 .
  17. ^ https://airforcemuseum.fi/museum%2520objects/fokker-d-xxi-fr-110/ [ только URL ]
  18. ^ «Восстановление» . Fokker D.21 229 . Получено 19 марта 2024 года .
  19. ^ «Fokker D.XXI первый рейс» . Карабкаться . 24 мая 2022 года . Получено 19 марта 2024 года .
  20. ^ Raunio, Jukka (1993). Пилотная перспектива II . FOSSA: Jukka Raunio. ISBN  951-96866-0-6 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Йонг, Питер. Fokker D.21 (профили сбора 9) (на французском языке). Autreau, Франция: Editions Lela Presse, 2005. ISBN   2-914017-26-X .
  • Эберспахер, Уоррен. Fokker D-XXI, том 1: голландские и датские самолеты (Международная монография эскадрильи № 1) . Сент -Пол, Миннесота: Phalanx Publishing Co. Ltd., 1994. ISBN   1-883809-05-3 .
  • Гердессен, Фрит. Голландская военная авиация VI: Fokker D-XXI (часть 2) (на голландском языке). Spijkenisse, Нидерланды: друзья Музея военной авиации/авиация, зная отделение KNVVL, 1991. Нет ISBN.
  • Гердессен, Фрит и Луук Бурман. Fokker D.XXI: История, камуфляж и маркировка - Операции LVA/ML Fokker D.XXI (голландский профиль 5) (двуязычный голландский/английский). Zwammerdam, Нидерланды: голландская декаль, 2007. Нет ISBN.
  • Грин, Уильям. «D-XXI: предок Альянса». RAF Flying Review Vol. XVII, № 12.
  • Грин, Уильям. «Четыре оружия и навес». RAF Flying Review , Vol. 19, № 2.
  • Грин, Уильям. "Фоккер" на полпути ". Энтузиаст воздуха , август 1971 года.
  • Грин, Уильям. «Последний из боевых Фокерс». RAF Flying Review .
  • Хайнонен, Тимо. От Тулин до Хорнета - 75 лет самолетов ВВС Финля (на финском языке). Тиккакоски, Центральная Финляндия, Финляндия: Музей Центральной Финляндии, 1992 г. ISBN   951-95688-2-4 .
  • Хофтман, Хьюго. Fokker D-XXI (голландская энциклопедия 5) (на голландском языке). Bennekom, Нидерланды: Publisher, 1978.
  • Kamphuis, GH Fokker D.XXI (самолет в профиле № 63) . Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Fokker D.XXI (История Финских ВВС 3) (на финском языке, с кратким изложением английского языка). Espoo, Финляндия: информация, 1974 (2 -е издание 1977). ISBN   951-9035-15-X .
    • 4 -е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
      • Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.xxi [Mercury] (История финских ВВС 3A) (на финском). Хельсинки, Финляндия: Хобби Кустаннус Ой, 2000. 952-5334-02-3   .
      • Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [WASP] (История ВВС финских сил 3B) (на финских). Хельсинки , Финляндия : Хобби Кустаннус Ой, 2000. 952-5334-03-1   .
  • Ледвох, Януш. Fokker D.XXI (военный издательство 5) (на польском языке). Варшава, Польша : Милитария, издательство, 1995. ISBN   83-86209-34-8 .
  • Раунио, Юкка. Перспектива пилота 2 (на финском). Forssa, Finland , 1993. ISBN   951-96866-0 .
  • Skulski, Przemyslaw. Fokker D.21 (серия «под увеличительным стеклом» 10) (в лаке, с английским резюме). Wroclaw, Польша: публикация Ace, 1999. ISBN   83-86153-79-2 .
  • Тейлор, Джон WR "Fokker D.XXI" Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Проезд, Карл. «Последний из боевых Фокерс». Airsower , январь 1982 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11bdc13b0580e097aa152b8eb1289951__1726019760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/51/11bdc13b0580e097aa152b8eb1289951.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fokker D.XXI - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)