Жорж Мельес
Жорж Мельес | |
---|---|
![]() Жорж Мельес, ок. 1890 г. | |
Рожденный | Мари-Жорж-Жан Мельес 8 декабря 1861 г. |
Умер | 21 января 1938 г. Париж, Франция | (76 лет)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез |
Род занятий | Кинорежиссер , актер , сценограф , иллюзионист , мастер игрушек , художник по костюмам. |
Годы активности | 1888–1923 |
Супруги | |
Дети | 2 |
Подпись | |
![]() |
Мари-Жорж-Жан ( / meɪ ˈ l j ɛ s ; / Мельес [ 1 ] Французский: [meljɛs] ; 8 декабря 1861 — 21 января 1938) — французский фокусник , актёр и кинорежиссёр . Он возглавлял множество технических и повествовательных разработок на заре кинематографа , в первую очередь в жанрах фэнтези и научной фантастики . Мельес приобрел известность, создавая « трюковые фильмы », и стал хорошо известен своим новаторским использованием спецэффектов , популяризацией таких техник, как сращивание с заменой , множественная экспозиция , покадровая фотография , растворение и ручная роспись цвета . Он также был одним из первых режиссеров, использовавших раскадровки в своей работе. [ 2 ] Его наиболее важные фильмы включают «Путешествие на Луну» (1902) и «Невозможное путешествие» (1904).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Мари-Жорж-Жан Мельес родился 8 декабря 1861 года в Париже в семье Жана-Луи Мельеса и его голландской жены Йоханны-Катрины Шуринг. [ 3 ] Его отец переехал в Париж в 1843 году в качестве сапожника и начал работать на обувной фабрике, где познакомился с матерью Мельеса. Отец Йоханны-Кэтрин был официальным сапожником при голландском дворе до того, как пожар разрушил его бизнес. В конце концов они поженились, основали фабрику высококачественной обуви на бульваре Сен-Мартен и родили сыновей Анри и Гастона ; к тому времени, когда у них родился третий сын Жорж, семья стала богатой. [ 3 ]
Жорж Мельес посещал лицей Мишле с семи лет, пока он не подвергся бомбардировке во время франко-прусской войны ; затем его отправили в престижный лицей Луи-ле-Гран . В своих мемуарах Мельес подчеркивал свое формальное классическое образование, в отличие от обвинений в начале своей карьеры в том, что большинство режиссеров были «неграмотными и неспособными создавать что-либо художественное». [ 3 ] Однако он признавал, что его творческие инстинкты обычно перевешивали интеллектуальные: «Художественная страсть была для него слишком сильна, и пока он обдумывал французское сочинение или латинский стих, его перо механически рисовало портреты или карикатуры своих профессоров или однокурсников, а то и некоторых дворец фантазий или оригинальный пейзаж, уже похожий на театральную декорацию». [ 3 ] Юный Жорж, которого учителя часто наказывали за то, что он покрывал свои тетради и учебники рисунками, начал строить картонные кукольные театры создавал сложные марионетки в возрасте 10 лет, а в подростковом возрасте . Мельес окончил лицей со степенью бакалавра в 1880 году. [ 4 ]
Сценическая карьера
[ редактировать ]После завершения образования Мельес присоединился к своим братьям в семейном обувном бизнесе, где научился шить. После трёх лет обязательной военной службы [ нужна ссылка ] отец отправил его в Лондон работать клерком у друга семьи и улучшить свой английский. Находясь в Лондоне, он начал посещать Египетский зал , которым руководил лондонский иллюзионист Джон Невил Маскелайн , и на всю жизнь у него развилась страсть к сценическому волшебству . [ 4 ] Мельес вернулся в Париж в 1885 году с новым желанием: изучать живопись в Школе изящных искусств . Его отец, однако, отказался поддерживать его финансово как художника, поэтому Жорж согласился руководить оборудованием на семейной фабрике. В том же году он избежал желания своей семьи жениться на невестке своего брата и вместо этого женился на Эжени Женен, дочери друга семьи, опекуны которой оставили ей значительное приданое. У них было двое детей: Жоржетта, [ 5 ] 1888 года рождения и Андре 1901 года рождения. [ нужна ссылка ]

Работая на семейной фабрике, Мельес продолжал развивать свой интерес к сценическому волшебству, посещая спектакли в Театре Робер-Удена , основанном фокусником Жаном Эженом Робер-Уденом . Он также начал брать уроки магии у Эмиля Вуазена, который дал ему возможность провести свои первые публичные выставки в Фантастическом кабинете Музея восковых фигур Гревен , а затем в Галерее Вивьен . [ 4 ]
В 1888 году отец Мельеса вышел на пенсию, и Жорж Мельес продал свою долю в семейном обувном бизнесе двум своим братьям. На деньги от продажи и приданое жены он купил Театр Робер-Уден. Хотя театр был «превосходным» и оборудован освещением , рычагами, люками и несколькими автоматами , многие из доступных иллюзий и трюков устарели, и посещаемость театра была низкой даже после первоначального ремонта Мельеса. [ нужна ссылка ]
В течение следующих девяти лет Мельес лично создал более 30 новых иллюзий, которые привнесли в спектакли больше комедии и мелодраматического зрелища, во многом похожие на те, которые Мельес видел в Лондоне, а посещаемость значительно улучшилась. Одной из его самых известных иллюзий был « Непокорный обезглавленный человек» , в котором профессору отрубают голову посреди речи и он продолжает говорить, пока не вернется в его тело. Когда он купил Театр Робер-Уден, Мельес также унаследовал его главного механика Эжена Кальмеля и таких артистов, как Жанна Д'Альси , которая стала его любовницей, а затем его второй женой. Управляя театром, Мельес также работал политическим карикатуристом в либеральной газете La Griffe , которую редактировал его двоюродный брат Адольф Мельес. [ 4 ]
Ранняя кинокарьера
[ редактировать ]
28 декабря 1895 года Мельес присутствовал на специальной частной демонстрации Люмьер братьев кинематографа , устроенной для владельцев парижских театров. [ 6 ] [ а ] Мельес немедленно предложил Люмьерам 10 000 франков за одну из их машин; Люмьеры отказались, стремясь сохранить строгий контроль над своим изобретением и подчеркнуть научную природу устройства. (По тем же причинам они отклонили предложение Музея Гревена на 20 000 франков и предложение Фоли Бержер на 50 000 франков.) в ту же ночь [ 6 ] Мельес, намереваясь найти кинопроектор для театра Робер-Уден, обратился в другое место; Многие другие изобретатели в Европе и Америке экспериментировали с машинами, подобными изобретению Люмьера, хотя и на менее технически сложном уровне. Возможно, действуя по наводке Жанны д'Альси, которая, возможно, видела Роберта Поля кинопроектор аниматографа во время турне по Англии, Мельес отправился в Лондон. Он купил у Пола аниматограф, а также несколько короткометражных фильмов, проданных Полом и Edison Manufacturing Company . К апрелю 1896 года Театр Робер-Уден показывал фильмы в рамках своих ежедневных представлений. [ 7 ]
Мельес, изучив конструкцию аниматографа, модифицировал машину так, чтобы она служила пленочной камерой. [ 8 ] Поскольку в Париже еще не было лабораторий по обработке сырой пленки и пленок, Мельес купил неперфорированную пленку в Лондоне и лично проявил и напечатал свои пленки методом проб и ошибок. [ 7 ]
В сентябре 1896 года Мельес, Люсьен Корстен и Люсьен Реулос запатентовали кинетограф Робер-Уден, чугунную камеру-проектор, которую Мельес называл своей «кофемолкой» и «пулеметом» из-за производимого им шума. К 1897 году технологии стали развиваться, и в Париже в продажу поступили более качественные камеры, что побудило Мельеса отказаться от своей собственной камеры и купить несколько лучших камер, произведенных Gaumont , Lumières и Pathé . [ 7 ]
С 1896 по 1913 год Мельес снял более 500 фильмов продолжительностью от 1 до 40 минут. По тематике эти фильмы часто похожи на представления волшебного театра, которые ставил Мельес, содержащие « трюки » и невозможные события, такие как исчезновение или изменение размера объектов. Эти ранние фильмы со спецэффектами были практически лишены сюжета. Спецэффекты использовались только для того, чтобы показать, что было возможно, а не для улучшения общего повествования. Ранние фильмы Мельеса в основном состояли из отдельных эффектов камеры, которые использовались на протяжении всего фильма. Например, после экспериментов с мультиэкспозицией Мельес создал свой фильм «Оркестр из одного человека» , в котором он сыграл одновременно семь разных персонажей. [ 9 ]

Мельес начал снимать свои первые фильмы в мае 1896 года, а к августу показать их в Театре Робер-Уден. В конце 1896 года он и Реулос основали кинокомпанию Star Film , где Корстен был его основным оператором. Многие из его ранних фильмов были копиями и ремейками фильмов братьев Люмьер , созданными для того, чтобы конкурировать с 2000 ежедневными посетителями Гранд Кафе. [ 7 ] Сюда входит его первый фильм «Игральные карты» , похожий на ранний фильм Люмьера. Однако многие другие его ранние фильмы отражали талант Мельеса к театральности и зрелищности, например, « Ужасная ночь », в которой на гостя отеля нападает гигантский клоп . [ 10 ] Но что еще более важно, братья Люмьер отправили операторов по всему миру, чтобы задокументировать это явление как этнографических документалистов, намереваясь сделать свое изобретение очень важным в научных и исторических исследованиях. С другой стороны, кинокомпания Мельеса Star Film была больше ориентирована на «ярмарочную клиентуру», которая хотела его особого бренда волшебства и иллюзий: искусства. [ 7 ]
В этих первых фильмах Мельес начал экспериментировать со спецэффектами (и часто изобретать их), уникальными для кинопроизводства. Согласно мемуарам Мельеса, это началось случайно, когда его камера застряла в середине кадра, и «автобус Мадлен-Бастилия превратился в катафалк, а женщины превратились в мужчин. Был обнаружен трюк замены, названный трюком с остановкой». ." [ 10 ] Этот же эффект стоп-трюка уже использовался Томасом Эдисоном при изображении обезглавливания в «Казни Марии Стюарт» ; однако киноэффекты и уникальный стиль киноволшебства Мельеса были его собственными. Впервые он использовал эти эффекты в «Исчезающей леди» , в которой уже ставший к тому времени клише магический трюк с исчезновением человека со сцены через люк усиливается за счет того, что человек превращается в скелет, пока, наконец, снова не появляется на сцене. [ 10 ]
В сентябре 1896 года Мельес начал строить киностудию на своем участке в Монтрей , недалеко от Парижа. Здание главной сцены было полностью построено из стеклянных стен и потолков, чтобы обеспечить доступ солнечного света для экспонирования фильма, а его размеры были идентичны Театру Робер-Удена. В состав собственности также входили сарай для гримерных и ангар для постройки декораций. Поскольку на черно-белой пленке цвета часто фотографируются самым неожиданным образом, все декорации, костюмы и грим актеров были окрашены в разные оттенки серого. Мельес описал студию как «объединение фотомастерской (в ее гигантских размерах) и театральной сцены». [ 10 ] Актеры выступали перед расписной декорацией, вдохновленной условностями магического и музыкального театра. Оставшуюся часть своей кинокарьеры он делил свое время между Монтрёем и Театром Робер-Уден, где он «приходил в студию в семь утра, чтобы по 10 часов в день строить декорации и реквизит. В пять он менял оделся и отправился в Париж, чтобы к шести быть в офисе театра и принять звонящих. После быстрого ужина он вернулся в театр на восьмичасовое представление, во время которого набросал эскизы декораций, а затем. вернулся в Монтрей, чтобы поспать. По пятницам и субботам он снимал сцены, подготовленные в течение недели, а по воскресеньям и праздникам устраивался театральный утренник, три кинопоказа и вечерняя презентация, продолжавшаяся до одиннадцати тридцати». [ 10 ]

Всего Мельес снял 78 фильмов в 1896 году и 52 в 1897 году. К этому времени он снял все жанры фильмов, которые продолжал снимать до конца своей карьеры. К ним относятся документальные фильмы в стиле Люмьера, комедии, исторические реконструкции, драмы, фокусы и феи (сказки), которые стали его самым известным жанром. поручил Мельесу В 1897 году популярный певец Паулюс снять фильмы о его выступлениях. [ 11 ] Поскольку Паулюс отказался выступать на открытом воздухе, около тридцати дуговых и ртутных ламп , что стало одним из первых случаев, когда искусственное освещение было использовано для кинематографии. в студии Мельеса пришлось использовать [ 12 ] Фильмы демонстрировались под именем Паулюса Шантана в Ба-Та-Клане . Там Паулюс сидел за экраном кинотеатра и пел песни, создавая таким образом иллюзию кино со звуком. [ нужна ссылка ]
В том же году Жорж Брюнель писал, что «Мельес и Реуло, прежде всего, сделали специализацией фантастические или художественные сцены, репродукции театральных сцен и т. д., чтобы создать особый жанр, совершенно отличный от обычного кинематографического. виды, состоящие из уличных сцен или жанровых сюжетов». [ 13 ] Как и братья Люмьер и Пате , Star Films также снимала « мальчишеские фильмы », такие как «Подглядывающий Том на берегу моря» , «Гипнотизер за работой» и «После бала », единственный из этих фильмов, который сохранился, и в главной роли Жанна д'Альси. раздевается до купальника телесного цвета и принимает ванну со своей горничной. С 1896 по 1900 год Мельес сделал 10 рекламных объявлений таких продуктов, как виски, шоколад и детские хлопья. [ 13 ] В сентябре 1897 года Мельес попытался превратить Театр Робер-Удена в кинотеатр с меньшим количеством магических шоу и кинопоказов каждую ночь. Но к концу декабря 1897 года показы фильмов ограничились только воскресными вечерами. [ 14 ]

В 1898 году Мельес снял всего 27 фильмов, но его работы становились все более амбициозными и сложными. Его фильмы включали историческую реконструкцию затопления авианосца « Мэн» под названием «Дайверы за работой на месте крушения корабля «Мэн» , фильм о фокусах «Знаменитый трюк с коробкой» и феерию «Мечта астронома» . В этом фильме Мельес играет астронома, у которого Луна заставляет трансформироваться его лабораторию, а демоны и ангелы посещают его. Он также создал одну из своих первых религиозных сатир « Искушение святого Антония» , в которой статуя Иисуса Христа на кресте превращается в соблазнительную женщину. [ нужна ссылка ]
Он продолжал экспериментировать со своими встроенными в камеру спецэффектами, такими как обратный кадр в фильме «Ужин в трудных условиях» , где он вручную прокручивал полосу пленки назад через камеру, чтобы добиться эффекта. Он также экспериментировал с наложением , где снимал актеров на черном фоне, затем перематывал пленку через камеру и снова экспонировал отснятый материал, чтобы создать двойную экспозицию. В число этих фильмов вошли «Пещера демонов» , в которой прозрачные призраки бродят по пещере, и «Четыре беспокойных головы» , в которых Мельес трижды отрывает собственную голову и создает музыкальный припев. Достижение таких эффектов было чрезвычайно трудным и требовало немалого мастерства. В статье 1907 года Мельес отмечал: «Каждую секунду актер, играющий десять раз разные сцены, должен помнить, пока идет фильм, что именно он делал в тот же момент в предыдущих сценах и точное место, где он находился на сцене. ." [ 14 ]
В 1899 году Мельес снял 48 фильмов, продолжая экспериментировать со спецэффектами, например, в раннем фильме ужасов « Ограбление гробницы Клеопатры» . Фильм не является исторической реконструкцией египетской царицы Клеопатры , а изображает ее мумию в , воскресающую современную эпоху . Фильм «Ограбление гробницы Клеопатры» считался утерянным, пока его копия не была обнаружена в 2005 году в Париже. [ 15 ] В том же году Мельес снял два своих самых амбициозных и известных фильма. Летом он сделал историческую реконструкцию «Дело Дрейфуса» — фильм, основанный на продолжавшемся тогда противоречивом политическом скандале , в котором еврейский капитан французской армии Альфред Дрейфус был ложно обвинен и обвинен в государственной измене своими командирами. Мельес был сторонником Дрейфуса, и в фильме Дрейфус сочувственно изображен как ложно обвиненный и несправедливо заключенный в тюрьму на Острове Дьявола . На показах фильма вспыхнули драки между людьми, стоявшими по разные стороны дебатов, и полиция в конечном итоге запретила финальную часть фильма, где Дрейфус возвращается в тюрьму. [ 16 ]

Позже в том же году Мельес создал феерическую «Золушку » по мотивам Шарля Перро сказки . Фильм длился шесть минут, в нем приняли участие более 35 человек, включая Блюетт Бернон в главной роли. Это также был первый фильм Мельеса с несколькими сценами, известными как «таблицы» . Фильм имел большой успех в Европе и США, его показывали в основном на ярмарочных площадках и в мюзик-холлах. Американские кинопрокатчики, такие как Зигмунд Любин, особенно нуждались в новом материале, как для привлечения аудитории новыми фильмами, так и для противодействия растущей монополии Эдисона . Фильмы Мельеса пользовались особой популярностью, а «Золушку» часто показывали как аттракцион даже спустя годы после ее выхода в прокат в США в декабре 1899 года. [ 17 ] Такие американские кинематографисты, как Томас Эдисон, были возмущены конкуренцией со стороны иностранных компаний и после успеха «Золушки » попытались помешать Мельесу показывать большинство фильмов в США; но вскоре они открыли для себя процесс создания дубликатов пленок (дубликатов негативов). Затем Мельес и другие основали в 1900 году профсоюз Chambre Syndicale des Editeurs Cinématographiques. [ 18 ] [ 19 ] как способ защитить себя на внешних рынках. Мельес стал первым президентом союза и проработал до 1912 года, а штаб-квартирой группы был Театр Робер-Уден. [ нужна ссылка ]
Примерно в то же время Мельес использовал финансовый успех своих фильмов для расширения студии в Монтрёе, что позволило ему создавать еще более сложные декорации и дополнительные места для хранения своего растущего архива реквизита, костюмов и других памятных вещей. [ нужна ссылка ]
Международный успех
[ редактировать ]
В 1900 году Мельес снял множество фильмов, в том числе 13-минутную «Жанна д'Арк» . Он также создал «Оркестр из одного человека» , в котором Мельес продолжал оттачивать свои спецэффекты, умножая себя на камеру, чтобы играть на семи инструментах одновременно. Еще одним известным фильмом стал «Рождественский сон» , в котором кинематографические эффекты объединились с традиционными рождественскими сценами-пантомимами. [ 20 ]
В 1901 году Мельес продолжил снимать успешные фильмы и находился на пике своей популярности. Среди его фильмов того года были «Брамин и бабочка» , в которых Мельес изображает брамина , который превращает гусеницу в красивую женщину с крыльями, но сам превращается в гусеницу. Он также создал волшебные сказки «Красная Шапочка» и «Синяя Борода» , основанные на рассказах Шарля Перро . В «Синей бороде » Мельес играет одноименного женоубийцу и снимается вместе с Жанной д'Альси и Блюетт Бернон . Этот фильм является ранним примером параллельного сквозного и совмещенного монтажа персонажей, перемещающихся из одной комнаты в другую. Фильм компании Edison 1902 года «Джек и бобовый стебель» , снятый Эдвином С. Портером , считался менее успешной американской версией нескольких фильмов Мельеса, особенно «Синей бороды» . [ 21 ] В том же году Мельес также снялся в «Психиатрической больнице Блумингдейла» — с черным лицом бурлеске , в котором четыре белых пассажира автобуса превращаются в одного большого чернокожего пассажира, которого затем застреливает водитель автобуса. [ 20 ]
В 1902 году Мельес начал экспериментировать с движением камеры, чтобы создать иллюзию изменения размера персонажа . Он добился этого эффекта, «продвинув камеру вперед» на системе кресел с шкивами, которая была усовершенствована, чтобы позволить оператору камеры точно регулировать фокус, а актеру - при необходимости регулировать свое положение в кадре. [ 20 ] Этот эффект начался с «Дьявола и статуи» , в котором Мельес играет Сатану и вырастает до размеров гиганта , терроризируя Шекспира Уильяма Джульетту , но затем сжимается, когда Дева Мария приходит на помощь попавшей в беду девушке . Этот эффект был снова использован в «Человеке с резиновой головой» , где Мельес играет ученого, который увеличивает свою голову до огромных размеров. Этот эксперимент, наряду с другими, которые он усовершенствовал на протяжении многих лет, позже в том же году был использован в его самом известном и любимом фильме. [ 20 ]

В мае 1902 года Мельес снял фильм « Путешествие на Луну» , основанный на романе Жюля Верна 1865 года « С Земли на Луну» , его продолжении 1870 года «Вокруг Луны » и Герберта Уэллса романе 1901 года «Первые люди на Луне». . В фильме Мельес играет профессора Барбенфуйлиса, персонажа, похожего на астронома, которого он сыграл в «Сне астронома» 1898 года. [ 22 ] Профессор Барбенфуллис, президент Клуба астрономов, предлагает экспедицию на Луну. в В его лаборатории создается космический корабль форме большого артиллерийского снаряда, и он использует его для запуска шести человек (включая себя) в путешествие на Луну. Транспортное средство вылетает из большой пушки в космос и попадает Человеку на Луне в глаз. Группа исследует поверхность Луны перед сном. Во сне за ними наблюдает богиня Луны Фиби , которую играет Блёэтт Бернон , которая вызывает снег. Позже, находясь под землей, они подвергаются нападению и захвату группой лунных пришельцев , которых играют акробаты из Фоли-Бержер . Оказавшись перед инопланетным королем, им удается сбежать, и их преследуют обратно на свой космический корабль . Затем с помощью веревки, прикрепленной к космическому кораблю, люди вместе с инопланетянином падают с Луны обратно на Землю, приземляясь в океане (где наложенный на него аквариум создает иллюзию глубокого океана). В конце концов космический корабль буксируют на берег, и горожане празднуют вернувшихся искателей приключений. [ 23 ] На тот момент это был самый длинный фильм Мельеса продолжительностью 14 минут, производство которого обошлось в 10 000 франков. [ нужна ссылка ]
Фильм имел огромный успех во Франции и во всем мире, и Мельес продал экспонентам как черно-белую, так и раскрашенную вручную версию. Фильм прославил Мельеса в Соединенных Штатах, где такие продюсеры, как Томас Эдисон , Зигмунд Любин и Уильям Селиг, производили нелегальные копии и заработали на них большие суммы денег. [ 24 ] Это нарушение авторских прав заставило Мельеса открыть офис Star Films в Нью-Йорке, которым его брат Гастон Мельес руководил . Гастон не добился успеха в обувном бизнесе и согласился присоединиться к своему более успешному брату в киноиндустрии. Он поехал в Нью-Йорк в ноябре 1902 года и обнаружил масштабы нарушений в США, например, компания Biograph выплатила гонорары за фильм Мельеса кинопромоутеру Чарльзу Урбану . [ 25 ] Когда Гастон открыл филиал в Нью-Йорке, он включал в себя устав, который частично гласил: «Открывая фабрику и офис в Нью-Йорке, мы готовы и полны решимости энергично преследовать всех фальшивомонетчиков и пиратов. Мы не будем говорить дважды, мы будем действовать! " [ 23 ] В США Гастону помогал Люсьен Реулос, муж невестки Гастона, Луизы де Мирмон. [ 26 ]
Большой успех Мельеса в 1902 году продолжился тремя другими его крупными постановками того же года. В «Коронации Эдуарда VII» Мельес воспроизводит реальную коронацию Эдуарда VII . Фильм был снят до самого события (поскольку ему было отказано в доступе на коронацию) по заказу Чарльза Урбана, главы Warwick Trading Company и представителя Star Films в Лондоне. Фильм был готов к выпуску в день коронации; однако мероприятие было отложено на шесть недель по состоянию здоровья Эдварда. Это позволило Мельесу добавить в фильм реальные кадры процессии карет. Фильм имел финансовый успех, и , как говорят, самому Эдуарду VII он понравился. Затем Мельес создал феи « Путешествие Гулливера среди лилипутов и великанов » по роману и Джонатана Свифта « Робинзон Крузо » по роману Даниэля Дефо . [ 23 ]
В 1903 году Мельес снял «Королевство фей », которое кинокритик Жан Митри назвал «несомненно лучшим фильмом Мельеса и, во всяком случае, самым поэтичным». [ 27 ] Газета Los Angeles Times назвала фильм «интересной демонстрацией пределов, до которых может быть доведено создание движущихся изображений в руках экспертов, у которых есть время и деньги для использования своих устройств». [ 28 ] Отпечатки фильма сохранились в киноархивах Британского института кино и Библиотеки Конгресса США . [ 29 ]
Мельес продолжил год, усовершенствовав многие из своих эффектов камеры, такие как более быстрые трансформации в «Десяти дамах в одном зонтике» и семь наложений, которые он использовал в «Меломане» . Он закончил год «Осуждением Фауста» , основанным на легенде о Фаусте . Фильм основан на опере Гектора Берлиоза , но в нем меньше внимания уделяется сюжету, а больше спецэффектам, представляющим путешествие в ад . К ним относятся подземные сады, стены огня и стены воды. [ 27 ] В 1904 году он снял продолжение «Фауста и Маргариты» . На этот раз фильм был основан на опере Шарля Гуно . Мельес также создал объединенную версию двух фильмов, соответствующую основным ариям опер. Позже в 1904 году он продолжил снимать фильмы « высокого искусства », такие как «Севильский цирюльник» . На момент выхода эти фильмы пользовались популярностью как у зрителей, так и у критиков и помогли Мельесу завоевать больший престиж. [ 27 ]

Его главной постановкой 1904 года было «Невозможное путешествие» , фильм, похожий на «Путешествие на Луну», об экспедиции вокруг света, в океаны и даже к Солнцу . В фильме Мельес играет инженера Мабулова из Института бессвязной географии, похожего на предыдущего профессора Барбенфуйлиса. Мабулофф возглавляет группу в путешествии на многочисленных автобулоффах, транспортных средствах, которые они используют в своих путешествиях. Пока люди поднимаются на самые высокие вершины Альп , их машина продолжает двигаться вверх и неожиданно доставляет их к Солнцу, лицо которого очень похоже на лицо человека на Луне, и оно проглатывает машину. В конце концов мужчины используют подводную лодку , чтобы вернуться на планету Земля и в океан. На родине их встречают обожающие поклонники. Фильм длился 24 минуты и имел успех. Кинокритик Льюис Джейкобс сказал, что «в фильме отражены все таланты Мельеса… Сложность его трюков, его находчивость в использовании механических устройств, изобретательность декораций и роскошные картины сделали фильм шедевром своего времени». [ 27 ]
Позже, в 1904 году, «Фоли-Бержер» режиссер Виктор де Коттен пригласил Мельеса создать фильм со спецэффектами, который будет включен в ревю его театра. Результатом стала «Приключенческая автомобильная поездка» , сатира на Леопольда II Бельгийского . Фильм был показан в «Фоли Бержер» до того, как Мельес начал продавать его как продукцию Star Films. [ 27 ] В конце 1904 года Томас Эдисон подал в суд на американскую продюсерскую компанию Paley & Steiner за нарушение авторских прав на фильмы, сюжеты, персонажи и даже декорации которых были точно такими же, как фильмы, снятые Эдисоном. Эдисон также включил в этот иск Pathé Frères , Eberhard Schneider и Star Films по неустановленным причинам. Пейли и Штайнер заключили соглашение с Эдисоном во внесудебном порядке (и позже были выкуплены Эдисоном), и дело так и не было передано в суд. [ 30 ]
В 1905 году Виктор де Коттен попросил Мельеса сотрудничать с ним в «Веселые дела сатаны» театральном ревю для Театра дю Шатле . Мельес подготовил два короткометражных фильма для спектаклей: «Путешествие в космос » («Космическое путешествие») и «Циклон» («Циклон»), а также вместе с де Коттонсом написал сценарий для всего ревю. В 1905 году исполнилось 100 лет со дня рождения Жана Эжена Робер-Удена , и Театр Робер-Удена создал специальный праздничный спектакль, в том числе первый за несколько лет новый сценический трюк Мельеса « Феномены спиритизма» . В то же время он снова реконструировал и расширял свою студию в Монтрей, устанавливая электрическое освещение, добавляя вторую сцену и покупая костюмы из других источников. [ 27 ] Фильмы Мельеса 1905 года включают приключенческий фильм « Дворец одной и одной ночи» и феерию « Сон Рипа» , основанную на легенде о Рипе Ван Винкле , и оперу Роберта Планкета . В 1906 году его работа включала обновленную комедийную адаптацию легенды « Фауста Веселые шалости Сатаны и Ведьмы» . Феерический стиль, который был наиболее известен Мельесу , начал терять популярность, и он начал снимать фильмы в других жанрах, таких как криминальные фильмы и семейные фильмы . В США Гастону Мельесу пришлось снизить продажные цены на три ранее популярные феи Мельеса : «Золушка» , «Синяя Борода» и «Робинзон Крузо» . К концу 1905 года Гастон снизил цены на все фильмы в каталоге Star Films на 20%, что действительно улучшило продажи. [ 31 ]
Позже кинокарьера и упадок
[ редактировать ]
В 1907 году Мельес создал три новых сценических иллюзии и исполнил их в Театре Робер-Уден, одновременно продолжая продюсировать постоянный поток фильмов, в том числе « Под морями » и короткометражную версию шекспировского «Гамлета» . Тем не менее, такие кинокритики, как Жан Митри , Жорж Садуль и другие, заявляли, что творчество Мельеса начало приходить в упадок, а киновед Мириам Розен писала, что работы начали «сходить к повторению старых формул, с одной стороны, и к непростой имитации кино». новые тенденции с другой». [ 31 ]
В 1908 году Томас Эдисон создал компанию Motion Picture Patents Company , чтобы контролировать киноиндустрию в США и Европе. К конгломерату присоединились компании Edison , Biograph , Vitagraph , Essanay , Selig , Lubin , Kalem , American Pathé и Méliès' Star Film Company , причем Эдисон выступал в качестве президента коллектива. Star Films была обязана поставлять MPPC тысячу футов пленки в неделю, а Мельес в том году снял 58 фильмов во исполнение этого обязательства. Гастон Мельес собственную студию основал в Чикаго «Méliès Manufacturing Company», которая помогла его брату выполнить обязательства перед Эдисоном, хотя в 1908 году Гастон не продюсировал фильмов. [ 31 ] В том же году Мельес снял амбициозный фильм « Человечество сквозь века» . Этот пессимистический фильм пересказывает историю человечества от Каина и Авеля до Гаагской мирной конференции 1907 года. Фильм не имел успеха, однако Мельес гордился им на протяжении всей своей жизни. [ 32 ]
В начале 1909 года Мельес председательствовал на «Международном конгрессе кинорежиссеров» в Париже. Под председательством Мельеса со 2 по 4 февраля 1909 года состоялся Европейский конгресс. В мемуарах его [ 33 ] Мельес говорит, что этот съезд был вторым после съезда 1908 года. [ 34 ] В 1909 году конгресс принял важные решения относительно аренды пленки и принятия единого типа перфорации пленки, чтобы помешать Эдисону и MPPC. [ 35 ] Как и другие, Мельес был недоволен монополией, созданной Эдисоном, и хотел дать отпор. Члены конгресса согласились больше не продавать пленки, а сдавать их в аренду на четырехмесячный срок только членам своей организации и принять стандартизированный счетчик перфорации пленки для всех пленок. Мельес был недоволен вторым из трех условий, поскольку его основными клиентами были владельцы ярмарочных площадей и мюзик-холлов. Журнал ярмарочной торговли процитировал слова Мельеса: «Я не корпорация; я независимый производитель». [ 36 ]
Мельес возобновил кинопроизводство осенью 1909 года и снял девять фильмов. [ 37 ] в том числе «Причудливые иллюзии» , в которых он оказывает на сцене волшебный эффект. В то же время Гастон Мельес перенес производственную компанию Méliès в Форт-Ли , штат Нью-Джерси. В 1910 году Гастон основал Star Film Ranch, студию в Сан-Антонио, штат Техас , где начал снимать вестерны . К 1911 году Гастон переименовал свой филиал Star Films в American Wildwest Productions и открыл студию в Южной Калифорнии . С 1910 по 1912 год он продюсировал более 130 фильмов и был основным источником выполнения обязательств Star Films перед компанией Томаса Эдисона. С 1910 по 1912 год Жорж Мельес снял очень мало фильмов. [ 36 ]
В 1910 году Мельес временно прекратил сниматься в кино, поскольку предпочитал создать большое магическое шоу « Les Fantômes du Nil» , и отправился в обширное турне по Европе и Северной Африке . [ 38 ] [ 39 ] Позже в том же году Star Films подписала соглашение с кинокомпанией Gaumont Film о распространении всех своих фильмов. Осенью 1910 года Мельес заключил сделку с Шарлем Пате , разрушившую его карьеру в кино. Мельес принял большую сумму денег за производство фильмов, а в обмен Pathé Frères распространяла и сохраняла за собой право редактировать эти фильмы. В рамках сделки Пате также владел документами на дом Мельеса и его студию в Монтрей. Мельес немедленно приступил к производству более сложных фильмов, и в 1911 году он продюсировал два фильма: « Сон барона Мюнхгаузена» и «Дьявольское церковное окно» . Несмотря на экстравагантность этих фейри , которые были чрезвычайно популярны всего десять лет назад, оба фильма потерпели финансовую неудачу. [ 36 ]

В 1912 году Мельес продолжил снимать амбициозные фильмы, в первую очередь феерию « Покорение полюса» . Хотя фильм вдохновлен такими современными событиями, как Роберта Пири экспедиция на Северный полюс в 1909 году и Роальда Амундсена экспедиция на Южный полюс в 1911 году, он также включает в себя такие фантастические элементы, как аэробус с головой грифона и снежный гигант, управляется 12 рабочими сцены, а также элементы, напоминающие Жюля Верна и некоторые из тех же тем «фантастического путешествия», что и «Путешествие на Луну» и «Невозможное путешествие» . К сожалению, «Покорение полюса» не принесло прибыли, и Пате решил с этого момента воспользоваться своим правом редактировать фильмы Мельеса. [ нужна ссылка ]
Мельеса Одной из более поздних сказок была «Золушка, или хрустальная туфелька» , 54-минутный пересказ легенды о Золушке, снятый с помощью новых глубокофокусных объективов на открытом воздухе, а не на театральных декорациях. Пате нанял давнего соперника Мельеса Фердинанда Зекку, чтобы сократить продолжительность фильма до 33 минут, и это тоже оказалось убыточно. После аналогичных событий с «Рыцарем снегов» и «Путешествием семьи Бурришон» в конце 1912 года Мельес разорвал контракт с Пате. [ 36 ]

отвез свою семью и съемочную группу из более чем двадцати человек на Таити. Тем временем Гастон Мельес летом 1912 года Оставшуюся часть того года и большую часть 1913 года он путешествовал по южной части Тихого океана и Азии и отправлял отснятый материал обратно на Таити. его сын в Нью-Йорке. Отснятый материал часто был поврежден или непригоден для использования по другим причинам, и Гастон больше не мог выполнять обязательства Star Films перед компанией Томаса Эдисона. К концу своего путешествия Гастон Мельес потерял 50 000 долларов и был вынужден продать американское отделение Star Films компании Vitagraph Studios . В конце концов Гастон вернулся в Европу и умер в 1915 году. После его возвращения в Европу он и Жорж Мельес не разговаривали. [ 36 ]
Когда Мельес разорвал контракт с «Пате» в 1913 году, у него не было ничего, чем можно было бы покрыть свой долг перед этой компанией. Хотя мораторий, объявленный в начале Первой мировой войны, не позволил Пате завладеть его домом и студией в Монтрей, Мельес обанкротился и не смог продолжать снимать фильмы. В своих мемуарах он описывает то, что Мириам Розен описывает как «его собственную неспособность адаптироваться к системе аренды» с Пате и другими компаниями, неверные финансовые решения его брата Гастона и ужасы Первой мировой войны как основные причины, по которым он перестал делать фильмы. Последним кризисом стала смерть первой жены Мельеса, Эжени Женен, в мае 1913 года, в результате чего он остался один воспитывать их двенадцатилетнего сына Андре. Война закрыла Театр Робер-Удена на год, и Мельес уехал из Парижа с двумя детьми на несколько лет. [ 40 ]
В 1917 году французская армия превратила главное здание студии в его поместье в Монтрёе в госпиталь для раненых солдат. Затем Мельес и его семья превратили вторую площадку студии в театральную сцену и до 1923 года представили там более 24 ревю. Во время войны французская армия конфисковала более четырехсот оригинальных репродукций Star Films и переплавила их, чтобы получить серебро и целлулоид . из последнего в армии делали каблуки для обуви. [ 41 ] В 1923 году Театр Робер-Уден был снесен, чтобы восстановить бульвар Осман . В том же году Пате наконец смог взять на себя управление Star Films и студией Монтрей. В ярости Мельес сжег все свои негативы, хранившиеся на студии Монтрей, а также большую часть декораций и костюмов. В результате многие из его фильмов сегодня не существуют. Тем не менее, с декабря 2011 года сохранилось чуть более двухсот фильмов Мельеса, которые доступны на DVD. [ нужна ссылка ]
Повторное открытие и последние годы
[ редактировать ]Мельес был практически забыт и финансово разорен к декабрю 1925 года, когда он женился на своей давней любовнице, актрисе Жанне д'Альси . Пара зарабатывала на жизнь, работая в небольшом киоске с конфетами и игрушками, принадлежавшем Д'Альси, в главном зале вокзала Монпарнас . [ 42 ]
Примерно в то же время началось постепенное возобновление карьеры Мельеса. В 1924 году журналисту Жоржу-Мишелю Куассаку удалось выследить его и взять у него интервью для книги по истории кино. Куассак, который надеялся подчеркнуть важность французских пионеров раннего кино, был первым историком кино, продемонстрировавшим важность Мельеса для индустрии. В 1926 году, вдохновленный книгой Куассака, журнал Ciné-Journal нашел Мельеса, который сейчас работал на вокзале Монпарнас, и заказал ему мемуары. [ 42 ] К концу 1920-х годов несколько журналистов начали исследовать Мельеса и дело его жизни, что вызвало к нему новый интерес. прошла гала-ретроспектива его работ Поскольку его престиж начал расти в мире кино, он получил большее признание, и в декабре 1929 года в зале Плейель . В своих мемуарах Мельес сказал, что на этом мероприятии он «пережил один из самых блестящих моментов в своей жизни». [ 40 ]
В конце концов Жорж Мельес был удостоен звания кавалера Почетного легиона , медаль которого ему вручил в октябре 1931 года Луи Люмьер . [ 43 ] Сам Люмьер говорил, что Мельес был «создателем кинематографического зрелища». [ 40 ] Однако огромная похвала, которую он получал, не помогла ему зарабатывать на жизнь и не уменьшила его бедность. В письме, написанном французскому кинорежиссеру Эжену Лосту , Мельес написал, что «к счастью, я силен и здоров. летом». [ 40 ]
В 1932 году Общество кино организовало место для Мельеса, его внучки Мадлен и Жанны д'Альси в La Maison de Retraite du Cinéma, доме престарелых киноиндустрии в Орли. Мельес испытал большое облегчение, когда его приняли в дом, и написал американскому журналисту: «Мое самое большое удовлетворение — это быть уверенным, что ни дня не останусь без хлеба и дома !» [ 40 ] В Орли Мельес работал с несколькими молодыми режиссерами над сценариями фильмов, которые так и не были сняты. В их число входила новая версия « Барона Мюнхгаузена» с Гансом Рихтером и фильм под названием Призрак « метро » с Анри Ланглуа , Жоржем Франжю , Марселем Карне и Жаком Превером . [ 44 ] В последние годы своей жизни он также снялся в нескольких рекламных объявлениях с Превером. [ нужна ссылка ]
Ланглуа и Франжю познакомились с Мельесом в 1935 году с Рене Клером . [ 45 ] а в 1936 году они арендовали заброшенное здание на территории дома престарелых Орли, чтобы хранить свою коллекцию кинопленок. Затем они доверили ключ от здания Мельесу, и он стал первым реставратором того, что впоследствии стало Французской синематекой . Хотя ему так и не удалось снять еще один фильм после 1912 года или поставить еще одно театральное представление после 1923 года, он до конца своей жизни продолжал рисовать, писать и давать советы молодым поклонникам кино и театра. [ 40 ]
К концу 1937 года Мельес серьезно заболел, и Ланглуа организовал его госпитализацию в больницу Леопольда Беллана в Париже. Ланглуа сблизился с ним, и они с Франжу посетили его незадолго до его смерти. Когда они приехали, Мельес показал им один из своих последних рисунков бутылки шампанского с выскочившей пробкой и пузырящейся крышкой. Затем он сказал им: «Смейтесь, друзья мои. Смейтесь со мной, смейтесь за меня, потому что я мечтаю о вас». [ 46 ] Жорж Мельес умер от рака 21 января 1938 года в возрасте 76 лет — всего через несколько часов после кончины Эмиля Коля , еще одного великого французского пионера кино — и был похоронен на кладбище Пер-Лашез . [ 47 ] [ 48 ]
Дань уважения
[ редактировать ]Уолт Дисней , получивший в 1936 году орден Почетного легиона , выразил благодарность Мельесу и его товарищу-пионеру Эмилю Колю , заявив, что они «открыли способы сделать поэзию доступной для обычного человека». [ 49 ]
Музыкальные клипы на сингл Queen 1995 года « Heaven for Everything », сингл The Smashing Pumpkins 1996 года « Tonight, Tonight » и сингл Карли Рэй Джепсен 2022 года «The Loneliest Time» были во многом вдохновлены фильмами Жоржа Мельеса « Путешествие в мир». Луна (1902 г.) и «Невозможное путешествие» (1904 г.). [ 50 ]
Терри Гиллиам назвал Мельеса «первым великим киноволшебником», добавив: «Его радостное чувство веселья и способность поражать оказали большое влияние как на мои ранние мультфильмы, так и на мои игровые фильмы… Творческая власть надо мной». [ 51 ]
Мельес был занесен в Зал славы научной фантастики и фэнтези в 2015 году. [ 52 ] [ 53 ] В 2017 году он был введен в Зал славы Общества визуальных эффектов. [ 54 ] 3 мая 2018 года Google удостоил Мельеса своим первым дудлом в виртуальной реальности , который содержит темы из его многочисленных фильмов. [ 55 ]
Фотография Мельеса была сделана на борту корабля «Артемида-1», который вращался вокруг Луны в 2022 году. [ 56 ]
Изобретение Гюго Кабре
[ редактировать ]Роман Брайана Селзника «Изобретение Хьюго Кабре» 2007 года посвящен дальнейшей жизни Мельеса. Он был адаптирован в фильме Хьюго» « Мартина Скорсезе 2011 года , где Мельеса играет сэр Бен Кингсли . [ 57 ] Киноверсия включает реконструкции некоторых фантастических декораций, которые появлялись в ранних фильмах Мельеса. [ 57 ]
Производство
[ редактировать ]По разным причинам сегодня сохранилось лишь около 200 из более чем 500 фильмов Мельеса. Эти факторы включают уничтожение Мельесом его оригинальных негативов, конфискацию его репродукций французской армией и типичное ухудшение качества большинства фильмов, снятых в эпоху немого кино. Иногда обнаруживают утерянный фильм Мельеса, но большая часть сохранившихся фильмов поступает из Библиотеки Конгресса США , поскольку Гастон Мельес предоставил бумажные распечатки каждого кадра всех новых фильмов Star Films, чтобы сохранить авторские права, когда он открывал американский филиал. Star Films в 1902 году. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ знаменитая первая публичная демонстрация в Salon Indien du Grand Café На следующий день состоялась . Некоторые источники ошибочно утверждают, что Мельес присутствовал на этом публичном показе. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Мельес" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Гресс, Джон (2015). Визуальные эффекты и композитинг . Сан-Франциско: Новые гонщики. п. 23. ISBN 9780133807240 . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Розен 1987 , с. 747.
- ^ Перейти обратно: а б с д Розен 1987 , с. 748.
- ^ «Жоржетта Мельес – проект женщин-пионеров кино» . wfpp.cdrs.columbia.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с Синематека Мельеса 2013 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розен 1987 , с. 749.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , стр. 301–02.
- ^ Фрай и Фурзон, Сага о спецэффектах , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розен 1987 , с. 750.
- ^ Абель, Энциклопедия раннего кино, стр.460.
- ^ Энтони, Барри и Боттомор, Стивен. Паулюс (Жан-Полен Хабанс) , «Кто есть кто в викторианском кино» . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розен 1987 , с. 751.
- ^ Перейти обратно: а б Розен 1987 , с. 752.
- ^ «Обнаружен потерянный фильм 106-летней давности» . КиноВеб. 22 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 г. . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Розен 1987 , с. 753.
- ^ Мюссер, Чарльз. История американского кино: Том 1, Возникновение кино. Сыновья Чарльза Скрибнера, Inc. 1990. с. 277.
- ^ Бесси и Ло Дука, Мельес Маг, приложение «Мои мемуары», изд. Ж. Ж. Повер, Париж, 1961 г., с. 175
- ^ Мальтет-Мельес 2011 , с. 258.
- ^ Перейти обратно: а б с д Розен 1987 , с. 754.
- ^ Мюссер. п. 325.
- ^ Маккензи, Скотт; Стенпорт, Анна Вестершталь (2019), «Фильм мечты Мельеса и пьеса мечты Стриндберга: сжатие времени и пространства», Август Стриндберг и визуальная культура: появление оптической современности в изображении, тексте и театре , Bloomsbury, стр. 95–112, doi : 10.5040/9781501338038.ch-001 , ISBN 9781501338007 , S2CID 192588848
- ^ Перейти обратно: а б с Розен 1987 , с. 755.
- ^ Соломон, Мэтью, «Введение» (PDF) , «Фантастические путешествия кинематографического воображения» , SUNY Press, стр. 2, заархивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2020 года , получено 2 января 2017 года .
Как отмечает Чарльз Мюссер, «в каталогах Любина, Селига и Эдисона 1903–04 годов перечислено множество обманов… и особое внимание уделяется фильмам Мельеса, таким как… Путешествие на Луну ». Следовательно, Мельес получил лишь небольшую часть значительной прибыли, полученной от фильма, за счет продажи репродукций и билетов в театр.
- ^ Мюссер. п. 364.
- ^ Люсьен Реулос . Cinematographes.free.fr. Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Розен 1987 , с. 756.
- ^ Массер, с. 299.
- ^ «Эра безмолвия: Страна фей: Королевство фей» . сайлентера . Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 20 июля 2008 г.
- ^ Мюссер. п. 402.
- ^ Перейти обратно: а б с Розен 1987 , с. 757.
- ^ Розен 1987 , с. 757–8.
- ^ Мельес Маг «Мои воспоминания» с. 175
- ^ Исак Торнсен, Nordisk Films Kompagni, 1906-1924, том. 5, КИНтоп/5-Исследования раннего кино, 2017, с.71, ISBN 978-0-86196-731-5 . Торсен объясняет, что первый так называемый конгресс состоялся в Париже 9 марта 1908 года и не имел никакого значения.
- ^ Мальтет-Мельес 2011 , с. 357-359.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розен 1987 , с. 758.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 355.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 10.
- ^ Жак Мальтет и Лоран Маннони (реж.) Мельес, магия и кино, Парижский музей/Фонд EDF, 277 стр., стр. 31, ISBN 2-87900-598-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Розен 1987 , с. 759.
- ^ Эзра, Элизабет (2000). Жорж Мельес . Издательство Манчестерского университета. стр. 19. ISBN 9780719053962 .
- ^ Перейти обратно: а б Косандей 1991 , с. 59.
- ^ Элизабет Эзра. Жорж Мельес: рождение автора (Манчестер: Manchester University Press, 2000): 20.
- ^ Мирент, Гленн и Ланглуа, Жорж П. Анри Ланглуа: первый гражданин кино. Издательство Туэйн. 1986. с. 40.
- ^ Мирент и Ланглуа. п. 28.
- ^ Мирент и Ланглуа. стр. 40–41.
- ^ «Умер пионер французского кино» . Звездная Трибьюн . Миннеаполис, Миннесота. 23 января 1938 г. с. 9 . Проверено 6 ноября 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Жорж Мельес. Французский кинопродюсер, пионер индустрии» . Нью-Йорк Таймс . 23 января 1938 года . Проверено 9 мая 2008 г.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 154.
- ^ Первис, Георг (2007). Королева: Полное собрание сочинений . Рейнольдс и Хирн. п. 165.
- ^ Вемер, Северин; Дюваль, Жиль (2011), Вновь открытые цвета «Путешествия в Луне» , Фонд кино Groupama Gan и Фонд кинонаследия Technicolor, стр. 174 , получено 3 февраля 2014 г.
- ^ "Призывники Зала славы SF&F 2015 и сбор средств на Джеймса Ганна" . 12 июня 2015 г. Публикации Locus. Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Жорж Мельес: один из первых режиссеров, воплотивших в жизнь видения других миров». Архивировано 9 марта 2016 года в Wayback Machine . Зал славы научной фантастики и фэнтези . Музей ЭМИ (empmuseum.org). Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Зал славы ВЭС» . www.visualeffectssociety.com . 19 сентября 2017 г.
- ^ «Первый VR-дудл от Google в честь французского режиссера Жоржа Мельеса» . Время . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Жюльен (3 апреля 2023 г.). «Отправляемся на лунное сафари» . Европейское космическое агентство . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тодд Маккарти (17 ноября 2011 г.). « Хьюго Рецензия на фильм » . Голливудский репортер . Проверено 9 июня 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Абель, Ричард (редактор) (2005). Энциклопедия раннего кино , Лондон/Нью-Йорк: Routledge ISBN 0-415-23440-9
- Мальтет-Мельес, Мадлен (2011), Жорж Мельес Чародей , Конде-сюр-Нуаро: Зеленая башня, ISBN 978-2917819128
- Cinémathèque Méliès (июнь 2013 г.), «Досье: исторический вечер в Grand Café, на котором присутствовал Жорж Мельес... накануне!» , Cinémathèque Méliès: Newsletter (37): 7, заархивировано из оригинала 15 апреля 2015 г. , получено 18 мая 2015 г.
- Косандей, Роланд (1991), «Жорж Мельес в роли L'Inescamotable Escamoteur : исследование признания», в Черчи Усаи, Паоло (редактор), « Путешествие в кино: Жорж Мельес, кинорежиссер и фокусник (1861–1938) = Зачарованный экран: Жорж Мельес (1861–1938) , [Рочестер]: Международный музей фотографии в Доме Джорджа Истмана, стр. 57–111
- Фрейзер, Джон (1979), Искусственно организованные сцены: фильмы Жоржа Мельеса , Бостон: GK Hall & Co., ISBN 0816183686
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, ISBN 978-2732437323
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2002), Мельес, магия и кино , Париж: Парижский музей/Fondation EDF, ISBN 2879005981
- Розен, Мириам (1987), «Мельес, Жорж», в Уэйкмане, Джоне (редактор), World Film Directors: Volume I, 1890–1945 , Нью-Йорк: The HW Wilson Company, стр. 747–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Жоржа Мельеса или о нем в Internet Archive
- Официальный сайт Жоржа Мельеса
- Коллекция музея Мельеса и кино, новые произведения искусства каждую неделю, частная коллекция на испанском языке.
- Жорж Мельес в Find a Grave
- Жорж Мельес в Who's Who of Victorian Cinema
- Жорж Мельес на IMDb
- Указатель фильмов с Жоржем Мельесом
- Синематека Мельеса (Друзья Жоржа Мельеса)
- Ежедневные подробные обзоры Жоржа Мельеса на отдельные фильмы Мельеса
- Мельес: вдохновение и иллюзии
- Жорж Мельес из Библиотеки Конгресса , 21 запись в библиотечном каталоге.
- Жорж Мельес
- 1861 рождений
- 1938 смертей
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Французские мемуаристы XX века.
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Критики спиритуализма
- Смертность от рака во Франции
- Режиссеры фэнтези-фильмов
- Режиссеры из Парижа
- Французские режиссеры анимационных фильмов
- Французские аниматоры
- Пионеры французского кино
- Французские фокусники
- Французские актеры немого кино мужского пола
- Французы голландского происхождения
- Французские художники-раскадровщики
- Рыцари Почетного легиона
- Режиссеры научно-фантастических фильмов
- Призывники Зала славы научной фантастики
- Французские режиссеры немого кино
- Люди со спецэффектами
- Профсоюзные активисты из Парижа
- Основатели французской кинопроизводственной компании