Вестерн фильм
Часть серии о |
вестерны |
---|
Вестерн киножанр — это , определенный Американским институтом киноискусства как фильмы, «действие которых происходит на американском Западе и которые [олицетворяют] дух, борьбу и упадок новых границ ». [ 1 ] Обычно действие происходит на границе Америки между Калифорнийской золотой лихорадкой 1849 года и закрытием границы в 1890 году. [ 2 ] : 557 этот жанр также включает в себя множество примеров историй, происходящих в местах за пределами границы, включая Северную Мексику , северо-запад США , Аляску и Западную Канаду , а также истории, действие которых происходит до 1849 года и после 1890 года. Жанр вестерн , охватывающий литературу, музыку, телевидение и пластическое искусство.
Западные фильмы основаны на шоу о Диком Западе , которое началось в 1870-х годах. [ 3 ] : 48 Первоначально называвшиеся «драмами о Диком Западе», для описания этого жанра стал сокращенный термин «вестерн». [ 4 ] Хотя другие вестерны были сняты раньше, «Великое ограбление поезда» (1903) часто считается началом жанра. [ 2 ] [ 5 ] Вестерны были основным жанром в эпоху немого кино (1894–1929) и продолжали расти в популярности в эпоху звука (после 1929).
Этот жанр достиг своего апогея между 1945 и 1965 годами, когда на него приходилось примерно четверть студийной продукции. [ 6 ] Появление цвета и широкоформатного экрана в эту эпоху открыло режиссерам новые возможности для изображения необъятности американского ландшафта. [ 3 ] : 105 В эту эпоху также появились самые знаковые фигуры жанра, в том числе Джон Уэйн и Рэндольф Скотт , которые разработали образы, которые они сохраняли в большинстве своих фильмов. [ 7 ] Режиссера Джона Форда часто называют одним из величайших режиссеров этого жанра. [ 8 ]
С распространением телевидения в 1960-х годах телевизионные вестерны начали вытеснять по популярности киновестерны. [ 9 ] К концу десятилетия студии практически перестали делать вестерны. Несмотря на снижение популярности в течение этого десятилетия, 1960-е годы породили ревизионистский вестерн , несколько примеров которого стали жизненно важными записями в каноне. [ 10 ]
С 1960-х годов новые вестерны появлялись лишь эпизодически. Несмотря на снижение своей известности, западные фильмы остаются неотъемлемой частью американской культуры и национальной мифологии . [ 11 ] [ 12 ]
Характеристики
[ редактировать ]Американский институт кино определяет западные фильмы как фильмы, «действие которых происходит на американском Западе и которые [воплощают] дух, борьбу и упадок новых границ ». [ 1 ] Термин «вестерн», используемый для описания жанра повествовательного фильма, по-видимому, возник из статьи в июле 1912 года в журнале Motion Picture World . [ 13 ]
Большинство характеристик западных фильмов были частью популярной западной художественной литературы XIX века и прочно утвердились до того, как кино стало популярным видом искусства. [ 14 ] [ нужна страница ] Кинокритик Филип Френч сказал, что вестерн - это «коммерческая формула с такими же фиксированными и неизменными правилами, как театр Кабуки ». [ 15 ] : 12
В западных фильмах главными героями обычно являются шерифы, ковбои, стрелки и охотники за головами, которые часто изображаются полукочевыми странниками, которые носят стетсонские шляпы, банданы , шпоры и оленьи шкуры , используют револьверы или винтовки как повседневные орудия выживания и средства борьбы. разрешать споры, используя «пограничное правосудие». Главные герои разъезжают между пыльными городами и скотоводческими фермами на своих верных лошадях. [ 16 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Киновестерны происходят от шоу Дикого Запада , которые начались в 1870-х годах. [ 3 ] : 48 Эти шоу, включавшие в себя театральные постановки и выставки на открытом воздухе, завершились гастрольным представлением «Дикий Запад Буффало Билла» , проходившим с 1883 по 1913 год. Шоу Дикого Запада, предназначенные для городской публики, установили многие элементы, которые стали определять западные фильмы. , такие как смешение фактов и вымысла и романтизация границы. [ 17 ] Эти ранние фильмы изначально назывались «драмами о Диком Западе», термин «вестерн» стал обозначать этот жанр. Использование этого сокращенного термина, по-видимому, возникло в статье, опубликованной в июле 1912 года в журнале Motion Picture World . [ 4 ]
Первые фильмы, относящиеся к жанру вестерн, представляют собой серию коротких немых роликов, снятых в 1894 году студией Edison Studios на их Black Maria студии в Вест-Ориндже, штат Нью-Джерси . В них участвовали ветераны Дикого Запада Буффало Билла шоу , демонстрирующие навыки, приобретенные, живя на Диком Западе, - в их число входили Энни Окли (стрельба) и представители сиу ( танцы). [ 18 ]
Тихая эпоха
[ редактировать ]Вестерны пользовались огромной популярностью в эпоху немого кино (1894–1927). Самый ранний известный западный повествовательный фильм — британский короткометражный фильм «Похищение индейцами» , снятый Митчеллом и Кеньоном в Блэкберне , Англия, в 1899 году. [ 19 ] [ 20 ] «Великое ограбление поезда» (1903, основанный на более раннем британском фильме «Дерзкое ограбление при дневном свете »), Эдвина С. Портера фильм с Брончо Билли Андерсоном в главной роли , часто ошибочно называют первым вестерном, хотя Джордж Н. Фенин и Уильям К. Эверсон отметим, что «компания Эдисона играла с западным материалом в течение нескольких лет до Великого ограбления поезда ». Тем не менее, они сходятся во мнении, что фильм Портера «задал образец преступления, преследования и возмездия — для вестерна как жанра». [ 21 ] Популярность фильма открыла Андерсону возможность стать первой звездой вестерна на экране; он снял несколько сотен короткометражных вестернов. Жанр был настолько популярен, что вскоре он столкнулся с конкуренцией со стороны Тома Микса и Уильяма С. Харта . [ 22 ]
1930-е годы
[ редактировать ]С появлением звука в 1927–28 годах крупные голливудские студии быстро отказались от вестернов. [ 23 ] оставив жанр более мелким студиям и продюсерам. Эти небольшие организации выпустили бесчисленное количество малобюджетных полнометражных фильмов и сериалов в 1930-е годы. К концу 1930-х годов вестерн широко считался в Голливуде «криминальным» жанром, но его популярность резко возродилась в 1939 году благодаря таким крупным студийным постановкам, как « Додж-Сити» в главной роли с Эрролом Флинном , Джесси Джеймс с Тайроном Пауэром , « Юнион Пасифик» с Джоэлом. МакКри , «Дестри снова скачет» с участием Джеймса Стюарта и Марлен Дитрих , и особенно Джона Форда знаковый приключенческий вестерн в главной роли «Дилижанс» с Джоном Уэйном , который стал одним из самых больших хитов года. Выпущенный на лейбле United Artists, «Дилижанс» сделал Джона Уэйна звездой экрана после десятилетия, когда он был хедлайнером вестернов категории B. Уэйн был представлен на экране 10 лет назад как исполнитель главной роли в режиссера Рауля Уолша захватывающем широкоэкранном фильме «Большой путь» , который провалился в прокате, несмотря на то, что его снимали на территории американского Запада, включая фильм « Большой путь». Гранд-Каньон , Йосемити и гигантские секвойи , отчасти из-за неспособности экспонентов переключиться на широкоэкранный режим во время Великой депрессии .
"Золотой век"
[ редактировать ]После возобновления коммерческого успеха вестернов в конце 1930-х годов их популярность продолжала расти до 1950-х годов, когда количество выпущенных вестернов превысило количество всех других жанров вместе взятых. [ 24 ]
Период с 1940 по 1960 год называют «Золотым веком вестерна». [ 25 ] Это воплощено в работах нескольких выдающихся режиссеров, в том числе:
- Роберт Олдрич – Апач (1954), Вера Крус (1954)
- Бадд Беттичер - несколько фильмов с Рэндольфом Скоттом, включая «Высокий Т» (1957) и «Станция команчей» (1960).
- Делмер Дэйвс - Сломанная стрела (1950), Последний фургон (1956), 3:10 до Юмы (1957)
- Уолт Дисней - Frontierland (тематический парк), Дэви Крокетта сериал (1955), Elfego Baca сериал (1958), Техасского Джона Слотера сериал (1958)
- Аллан Дван - Серебряная жила (1954), Королева крупного рогатого скота Монтаны (1954)
- Джон Форд – Дилижанс (1939), Моя дорогая Клементина (1946), Искатели (1956), Человек, который стрелял в Либерти Вэлэнс (1962)
- Сэмюэл Фуллер – «Бег стрелы» (1957), «Сорок пистолетов» (1957)
- Джордж Рой Хилл – Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид (1969)
- Ховард Хоукс – Ред-Ривер (1948), Рио-Браво (1959), Эльдорадо (1966)
- Генри Кинг – Стрелок (1950), Бравада (1958)
- Серджио Леоне спагетти-вестерны» - трилогия «Долларовые с участием Клинта Иствуда : «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966); а также «Однажды на Западе» (1968).
- Энтони Манн – Винчестер '73 (1950), Человек из Ларами (1955), Оловянная звезда (1957)
- Сэм Пекинпа – Поездка по высокогорью (1962), Дикая банда (1969)
- Николас Рэй – Джонни Гитара (1954)
- Джордж Стивенс – Энни Окли (1935), Шейн (1953)
- Джон Стерджес – Перестрелка в OK Corral (1957), Великолепная семерка (1960)
- Жак Турнер – Проход Каньона (1946), Уичито (1955)
- Кинг Видор – Дуэль на солнце (1946), Человек без звезды (1955)
- Уильям А. Веллман – Инцидент в Окс-Боу (1943), Желтое небо (1948)
- Уильям Уайлер – Житель Запада (1940), Большая страна (1958)
- Фред Циннеманн – Ровно в полдень (1952)
возрождения
[ редактировать ]Было несколько случаев возрождения жанра вестерн. По мнению Netflix , популярность этого жанра обусловлена его гибкостью: «По мере того как развивалась Америка, развивались и вестерны». [ 26 ]
В 1960-х и 1970-х годах спагетти-вестерны из Италии стали популярны во всем мире; это произошло благодаря успеху метода повествования Серджио Леоне . [ 27 ] [ 28 ]
Несмотря на снижение популярности в 1980-е годы, успех таких фильмов, как «Танцы с волками» (1990) и «Непрощенный» (1992), вернул этот жанр в мейнстрим. [ 26 ] «Назад в будущее, часть III» (1990) представляла собой «полноценный вестерн», действие которого происходило в 1885 году; является наименее коммерчески успешной из трилогии и, по мнению некоторых, отличается от оригинала 1985 года (научная фантастика) и продолжения 1989 года (приключенческий боевик), Хотя Часть III другие считают ее подходящим завершением сериала. [ 29 ]
На рубеже XXI века вестерны снова стали свидетелями продолжающегося возрождения популярности. [ 30 ] [ 31 ] Во многом на это повлияло возрождение Америки мифологии , признание фольклора вакеро в мексиканской культуре и на юго-западе США , интерес к западного образа жизни , музыке и одежде а также популярные серии видеоигр, такие как Red Dead . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Темы и настройки
[ редактировать ]Сценарист и ученый Эрик Р. Уильямс называет вестерны одним из одиннадцати супержанров в таксономии своих сценаристов , утверждая, что все полнометражные повествовательные фильмы можно классифицировать по этим супержанрам. Остальные десять супержанров — это боевик , криминал , фэнтези , ужасы , мелодрама , научная фантастика , кусочек жизни , спорт , триллер и война . [ 36 ]
Западные фильмы часто изображают конфликты с коренными американцами . В то время как ранние европоцентристские вестерны часто изображают коренных американцев как бесчестных злодеев, [ 37 ] более поздние и более нейтральные в культурном отношении вестерны относились к коренным американцам более сочувственно. [ 38 ] Другие повторяющиеся темы вестернов включают походы (например, «Большая тропа» ). [ 39 ] или опасные путешествия (например, Дилижанс ) [ 40 ] или группы бандитов, терроризирующих маленькие города, как в «Великолепной семерке» . [ 41 ]
Вестерн выходит за рамки просто кинематографического жанра и распространяется на определение мифа о Западе в американской культуре. [ 15 ] : 21–22
Ранние вестерны в основном снимались в студии, как и другие ранние голливудские фильмы, но когда с 1930-х годов натурные съемки стали более распространенными, продюсеры вестернов использовали пустынные уголки Аризоны , Калифорнии , Колорадо , Канзаса , Монтаны , Невады , Нью-Мексико , Оклахомы. , Техас , Юта или Вайоминг . Эти декорации дали кинематографистам возможность изображать обширные равнины, нависающие горы и эпические каньоны. [ 42 ] Производство также было снято на натуре на киноранчо . [ 43 ]
Зачастую обширный пейзаж становится не просто ярким фоном; он становится персонажем фильма. [ 42 ] После начала 1950-х годов различные широкоэкранные форматы, такие как Cinemascope (1953) и VistaVision, использовали увеличенную ширину экрана для отображения захватывающих западных пейзажей. [ 44 ] [ 45 ] Использование Джоном Фордом Долины Монументов в качестве выразительного пейзажа в его фильмах «От Дилижанса до Шайеннской осени» (1965) «представляет нам мифическое видение равнин и пустынь американского Запада, наиболее запоминающимся образом воплощенное в Долине Монументов с ее холмами и холмами. горы, которые возвышаются над людьми на лошадях, будь то поселенцы, солдаты или коренные американцы». [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «10 величайших фильмов Америки в 10 классических жанрах» . Американский институт кино . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Рубин, Джоан Шелли; Каспер, Скотт Э., ред. (2013). Оксфордская энциклопедия американской культурной и интеллектуальной истории . Том. 2. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-976435-8 .
- ^ Jump up to: а б с Симмон, Скотт (30 июня 2003 г.). Изобретение вестерна: культурная история этого жанра первой половины века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55581-4 .
- ^ Jump up to: а б МакМахан, Элисон. Алиса Ги Блаше: потерянный провидец кино . Континуум. п. 122. ИСБН 978-1-5013-4023-9 .
- ^ Верховев, Нанна (1 января 2006 г.). Запад в раннем кино: после начала . Издательство Амстердамского университета. п. 123. ИСБН 978-90-5356-831-6 .
- ^ Арон, Стивен (2015). Американский Запад: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 978-0-19-985893-4 .
- ^ Манн, Майкл (01 марта 2005 г.). Джон Уэйн: Человек, стоящий за мифом . Пингвин. п. 50. ISBN 978-1-101-21026-0 .
- ^ Мэтисон, Сью (18 февраля 2016 г.). Вестерны и военные фильмы Джона Форда . Роуман и Литтлфилд. п. 20. ISBN 978-1-4422-6106-8 .
- ^ Макдональд, Дж. Фред (1987). Кто застрелил шерифа?: Взлет и падение телевизионного вестерна . Прегер. стр. xi. ISBN 978-0-275-92326-6 .
- ^ Вожделенный, Дэвид (2003). Вестерн . Пирсон/Лонгман. п. 78. ИСБН 978-0-582-43736-4 .
- ^ Паркс, Рита (1982). Западный герой в кино и на телевидении: мифология масс-медиа . UMI Research Press. п. 57. ИСБН 978-0-8357-1287-3 .
- ^ Дэй, Кирстен (31 мая 2016 г.). Ковбойская классика: корни американского вестерна в эпической традиции . Издательство Эдинбургского университета. п. 14. ISBN 978-1-4744-0247-7 .
- ^ МакМахан, Элисон (22 августа 2014 г.). Алиса Ги Блаше: потерянный провидец кино . Издательство Блумсбери США. п. 133. ИСБН 978-1-5013-0268-8 .
- ^ Смит, Генри Нэш (1978). Девственная земля: Американский Запад как символ и миф . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-93955-4 .
- ^ Jump up to: а б Френч, Филип (1973). Вестерны: аспекты жанра кино и новый взгляд на вестерны . Каркане. ISBN 978-1-85754-747-4 .
- ^ Индик, Уильям (21 ноября 2014 г.). Психология вестерна: как американская психика проявляется на экране . МакФарланд. стр. 8, 12. ISBN 978-0-7864-9211-4 .
[T]основной архетип жанра, герой вестерна, анализируется в контексте его различных личностей: рыцарского ковбоя, благородного маршала, одинокого крестоносца и мятежного преступника... Ему комфортнее жить в открыт фронтир, чем в городах, а главное, он не соответствует законам и обычаям цивилизованного общества. Он отвечает только своему собственному кодексу чести и обеспечивает соблюдение своей личной справедливости... [Писатели] сделали ковбоя-героя легендарной иконой Запада. Они одели его в штаны и десятигаллонную шляпу, посадили на лошадь, вооружили револьвером и выпустили на свободу на западных равнинах.
- ^ Сарф, Уэйн Майкл (1983). Да благословит вас Бог, Буффало Билл: Путеводитель по истории и западному кино для непрофессионалов . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. п. 237. ИСБН 978-0-8453-4732-4 .
- ^ «Танец призраков сиу» . Библиотека Конгресса. 1894 год . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ «Первый в мире вестерн, снятый в Блэкберне » . Новости Би-би-си . 31 октября 2019 г. Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «Похищение индейцами» . БФИ . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Фенин, Георгий Н.; Эверсон, Уильям К. (1962). Вестерн: от молчания до синерамы . Нью-Йорк: Bonanza Books. п. 47. ИСБН 978-1-163-70021-1 .
- ^ «Бронко Билли Андерсон умер в 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1971 года . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Журнал New York Times (10 ноября 2007 г.).
- ^ Индик, Уильям (10 сентября 2008 г.). Психология вестерна: как американская психика проявляется на экране . МакФарланд. п. 2. ISBN 978-0-7864-3460-2 .
- ^ Гиттел, Ной (17 июня 2014 г.). «Супергерои заменили ковбоев в кино. Но пора вернуться к ковбоям» . Атлантика . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Почему вестерны все еще популярны?» . Нетфликс Тудум . 27 декабря 2021 г. . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Батлер, Нэнси (27 января 2023 г.). «Изобретая Америку: спагетти-вестерны и Серджио Леоне» . Италия Сегрета . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Грей, Тим (4 января 2019 г.). «Спагетти-вестерны Серджио Леоне принесли пригоршню долларов, а Клинта Иствуда — звезду» . Разнообразие . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Гилмор, Брэд (2021). Назад из будущего: празднование величайшей истории путешествий во времени, когда-либо рассказанной . Корал Гейблс: Издательская группа Mango. стр. 36–37. ISBN 9781642507249 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Басби, Марк; Баскомб, Эдвард; Пирсон, Роберта Э. (1999). «Снова в седле: новые очерки вестерна». Западный исторический ежеквартальный журнал . 30 (4). Издательство Оксфордского университета (OUP): 520. doi : 10.2307/971437 . ISSN 0043-3810 . JSTOR 971437 .
- ^ Коллин, Сьюзен (1999). «Теоретизирование вестерна». Западноамериканская литература . 34 (2). Проект Муза: 238–250. дои : 10.1353/wal.1999.0081 . ISSN 1948-7142 . S2CID 166137254 .
- ^ Лейда, Джулия (2002). «Вестерны для черной аудитории и политика культурной идентификации в 1930-е годы» . Киножурнал . 42 (1). [Техасский университет прессы, Общество исследований кино и медиа]: 46–70. дои : 10.1353/cj.2002.0022 . ISSN 0009-7101 . JSTOR 1225542 . S2CID 143962868 . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Почему все вдруг снова полюбили вестерны» . Мужское здоровье . 15 декабря 2022 . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Пенни, Дэниел (23 июня 2021 г.). «Ковбойские сапоги в городе? Почему западный стиль в тренде» . ВСЖ . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Западная мода 2023: ботинки, платья и рубашки в стиле вестерн в магазине» . Харперс БАЗАР . 12 августа 2022 г. . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Уильямс, Эрик (05 сентября 2017 г.). Таксономия сценаристов: совместный подход к творческому рассказыванию историй . Тейлор и Фрэнсис. п. 21. ISBN 978-1-351-61066-7 .
- ^ Индик, Уильям (21 ноября 2014 г.). Психология вестерна: как американская психика проявляется на экране . МакФарланд. п. 17. ISBN 978-0-7864-9211-4 .
Сам западный герой олицетворяет архетип анимуса. Это персонаж целиком и полностью мужской... В свою очередь, коренной американец часто изображается как теневой архетип, представитель диких, диких эмоций и темный противник героя в его эдипальном соперничестве за материнский ландшафт. .
- ^ Ларсон, Стефани Греко (2006). СМИ и меньшинства: расовая политика в новостях и развлечениях . Роуман и Литтлфилд. п. 51. ИСБН 978-0-8476-9453-2 .
- ^ Ханфлинг, Барри (21 апреля 2016 г.). Вестерны и след традиций: история из года в год, 1929–1962 гг . МакФарланд. п. 14. ISBN 978-1-4766-0836-5 .
- ^ Грант, Барри Кейт (2003). Дилижанс Джона Форда . Издательство Кембриджского университета. п. 9. ISBN 978-0-521-79743-6 .
- ^ Феррелл, Уильям К. (28 февраля 2000 г.). Литература и кино как современная мифология . Издательство Блумсбери США. стр. 59–60. ISBN 978-0-313-00286-1 .
- ^ Jump up to: а б Индик, Уильям (21 ноября 2014 г.). Психология вестерна: как американская психика проявляется на экране . МакФарланд. стр. 16–17. ISBN 978-0-7864-9211-4 .
[T] Роль пейзажа обычно подчеркивается, поэтому декорации в вестерне в равной степени важны как для персонажа, так и для героя или злодея ... хороший вестерн должен иметь сильное ощущение пограничного пейзажа ... чтобы изобразить славу и величие приграничного пейзажа.
- ^ «Ранчо Paramount: старый киногород и место съемок мира Дикого Запада в Агура-Хиллз» . Калифорния глазами моего . 10 марта 2014 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Бэнди, Мэри Ли; Стер, Кевин Л. (октябрь 2012 г.). Поездка, смелая поездка: эволюция американского вестерна . Издательство Калифорнийского университета. п. 88. ИСБН 978-0-520-25866-2 .
- ^ Ленихан, Джон Х. (1980). Разборки, противостояние современной Америке в вестерне . Издательство Университета Иллинойса. п. 72. ИСБН 978-0-252-01254-9 .
- ^ Коуи, Питер (2004). Джон Форд и американский Запад . Нью-Йорк: Harry Abrams Inc., с. 12. ISBN 978-0-8109-4976-8 .