Сакральная архитектура
![]() | Примеры и перспектива в этой статье могут не представлять собой мировой взгляд на эту тему . ( Сентябрь 2019 ) |

Сакральная архитектура (также известная как священная архитектура или религиозная архитектура ) - это религиозная архитектурная практика, связанная с дизайном и построением мест поклонения или священного или преднамеренного пространства, такой как церкви , мечети , ступы , синагоги и храмы . Многие культуры посвятили значительные ресурсы их священной архитектуре и местам поклонения. Религиозные и священные пространства являются одними из самых впечатляющих и постоянных монолитных зданий, созданных человечеством. И наоборот, священная архитектура как локаль для мета-интенсивности также может быть немонолитической, эфемерной и интенсивно частной, личной и непубличной.

Священные, религиозные и святые структуры часто развивались на протяжении веков и были крупнейшими зданиями в мире до современного небоскреба. [ Цитация необходима ] В то время как различные стили, используемые в священной архитектуре, иногда отражают тенденции в других структурах, эти стили также оставались уникальными из -за современной архитектуры, используемой в других структурах. С ростом христианства и ислама религиозные здания все чаще стали центрами поклонения , молитвы и медитации . [ Цитация необходима ]

Западная научная дисциплина истории самой архитектуры внимательно следит за истории религиозной архитектуры с древних времен до периода барокко , по крайней мере. Священная геометрия , иконография и использование сложной семиотики, такой как знаки, символы и религиозные мотивы, являются эндемичными для священной архитектуры.
Духовные аспекты религиозной архитектуры
[ редактировать ]Священная или религиозная архитектура иногда называют священным пространством.
Архитектор Норман Л. Кунс предположил, что цель священной архитектуры состоит в том, чтобы сделать «прозрачной границей между материей и разумом, плотью и духом». [ Цитация необходима ] Обсуждая священную архитектуру, протестантский министр Роберт Шуллер предположил, что «быть психологически здоровым, люди должны испытать свои естественные условия - обстановку, для которой мы были разработаны, который является садом». [ Цитация необходима ] Между тем, Ричард Кикхер предполагает, что вступление в религиозное здание - это метафора для вступления в духовные отношения. Кикхер предполагает, что священное пространство может быть проанализировано тремя факторами, влияющими на духовный процесс: продольное пространство подчеркивает процессию и возвращение сакраментальных актов, пространство аудитория наводит на мысль о провозглашении и реакции, а новые формы коммунального пространства, предназначенные для сбора и возврата, зависят от большого степень по минимизированной масштабе для повышения близости и участия в поклонении. [ Цитация необходима ] Ученый религиозных исследований Флорин Джордж Кэлиан подтверждает, что «священное пространство - это место, где трансцендент становится имманентным, и где преданный может получить доступ к Богу». [ 1 ]
Древняя архитектура
[ редактировать ]
Священная архитектура охватывает ряд древних архитектурных стилей, включая неолитическую архитектуру , древнюю египетскую архитектуру и шумерскую архитектуру . Древние религиозные здания, особенно храмы, часто рассматривались как жилище, темно, и использовались в качестве места различных видов жертв. Древние гробницы и погребальные структуры также являются примерами архитектурных структур, отражающих религиозные убеждения их различных обществ. Храм Карнака в Фивах, Египет, был построен в течение 1300 лет, и его многочисленные храмы составляют то, что может быть самой большой религиозной структурой, когда -либо построенной. [ Цитация необходима ] Древняя египетская религиозная архитектура очаровала археологов и запечатлела общественное воображение на протяжении тысячелетий.
Классическая архитектура
[ редактировать ]
Около 600 г. до н.э. деревянные колонны храма Геры в Олимпии были заменены каменными колоннами. С распространением этого процесса на другие сооружения святилища несколько каменных зданий пережили века. Поскольку храмы являются единственными зданиями, которые выживают в числах, большая часть нашей концепции классической архитектуры основана на религиозных структурах. [ Цитация необходима ] Парфенон , который служил казначейским зданием , а также местом почитания божества, широко считается величайшим примером классической архитектуры. [ мнение ]
Индийские религии
[ редактировать ]Индийская архитектура связана с историей и религиями периодов времени, а также с географией и геологией индийского субконтинента. Индия была пересечена торговыми маршрутами торговцев из Сирафа и Китая, а также авазии иностранцев, приводящих к многочисленным влияниям иностранных элементов на родные стили. Разнообразие индийской культуры представлено в ее архитектуре. Индийская архитектура включает в себя смесь древних и разнообразных местных традиций, с типами зданий, форм и технологий из Западной , Центральной Азии и Европы .
буддизм
[ редактировать ]
Буддийская архитектура , развитая в Южной Азии, начиная с третьего века до нашей эры. [ Цитация необходима ] Два типа структур связаны с ранним буддизмом : Viharas и Stupas . Первоначально вихары были временными укрытиями, используемыми блуждающими монахами в течение сезона дождей, но эти структуры позже развивались для размещения растущего и все более формализованного буддийского монашюка . [ Цитация необходима ] Существующий пример приведен в Наланде ( Бихар ).
Первоначальной функцией ступы стало почитание и безопасное обеспечение реликвий Будды . Самый ранний существующий пример ступы - в Санчи ( Мадхья -Прадеш ). В соответствии с изменениями в религиозной практике, ступы постепенно были включены в Chaitya -Grihas (Ступа залы). Они достигли своей высокой точки в первом веке до н.э., примером которых является пещерные комплексы Аджанты и Эллора ( Махараштра ). [ Цитация необходима ]
Пагода ступы является эволюцией индийской [ Цитация необходима ] Это отмечено многоуровневой башней с множественными картамишными картами в Китае, Японии, Корее, Непале и других частях Азии. Буддийские храмы были разработаны довольно позднее и за пределами Южной Азии, где буддизм постепенно снизился с первых веков СР, хотя ранним примером является храм Махабодхи в Бодх Гая в Бихаре . Архитектурная структура ступы распространилась по всей Азии, принимая множество разнообразных форм в качестве деталей, специфичных для различных регионов, была включена в общий дизайн. Он был распространен в Китае и Азиатском регионе Аранико , непальским архитектором в начале 13 -го века для Кублай -хана .
индуизм
[ редактировать ]
Архитектура индуистского храма основана на Sthapatya Veda и многих других древних религиозных текстах, таких как Брихат Самхита , Васту Шастра и Шилпа Шастрас в соответствии с принципами дизайна и руководящими принципами, которые, как считается, были проложены божественным архитектором Вишвакармой . Он развивался в течение более 2000 лет. Индуистская архитектура соответствует строгим религиозным моделям, которые включают элементы астрономии и священной геометрии . [ Цитация необходима ] В индуистской убеждении храм представляет макрокосм вселенной, а также микрокосм внутреннего пространства. В то время как основная форма архитектуры индуистского храма следует за строгими традициями, значительные различия возникают с часто интенсивными декоративными украшениями и орнаментом.
Христианская архитектура
[ редактировать ]Византийская архитектура
[ редактировать ]
Византийская архитектура развивалась из римской архитектуры. В конце концов появился стиль, включающий в себя воздействие ближнего Востока и греческий перекрестный план для церковного дизайна. Кроме того, кирпич заменил камень, классический порядок наблюдался менее строго, мозаика заменила резное украшение, и сложные купола были возведены .
Один из великих прорывов в истории западной архитектуры произошел, когда архитекторы Джастиниана I изобрели сложную систему, обеспечивающую плавный переход от квадратного плана церкви к кругово куполу (или куполам) посредством сквоинчи или подвесных . Основным примером ранней византийской религиозной архитектуры является Хагия София в Стамбуле. [ Цитация необходима ]
Европейская средневековая архитектура
[ редактировать ]
Религиозная архитектура христианских церквей в средневековьях представляла латинский перекрестный план, который принимает римскую базилику в качестве основной модели с последующими событиями. Он состоит из нефа , трансептов , а алтарь стоит на восточной части (см. Диаграмму собора ). Кроме того, соборы под влиянием или по заказу Джастиниана я использовал византийский стиль купола и греческий крест (напоминающий знак плюс), ценя внимание на алтаре в центре церкви. Церковь ходатайства о НЕРЛ является отличным примером русской православной архитектуры в средние века. Церковь Урнеса ( Урнес Ставкаркье ) в Норвегии является превосходным примером средневековой церкви Став .
Готическая архитектура
[ редактировать ]
Готическая архитектура была особенно связана с соборами и другими церквями, которые процветали в Европе в течение высокого и позднего средневекового периода. Создавая в 12 -м веке во Франции, в этот период она была известна как Opus francigenum («французская работа»). Стиль возник в церкви Аббатства Сен-Дени в Сен-Дени , недалеко от Парижа . [ 2 ] Другие известные готические религиозные структуры включают Нотр-Дам де Париж , собор Богоматери Амьен и собор Чартр .
Ренессанс архитектура
[ редактировать ]
Возрождение . принесло возвращение классического влияния и новый акцент на рациональной ясности Ренессансная архитектура представляет собой сознательное возрождение римской архитектуры с ее симметрией, математическими пропорциями и геометрическим порядком. План Филиппо Брунеллески о куполе Флоренции собора в 1418 году был одним из первых важных религиозных архитектурных дизайнов итальянской архитектуры эпохи Возрождения .
Барокко архитектура
[ редактировать ]
Эволюция от ренессанса до барокко была наиболее заметной в религиозном искусстве и архитектуре. Большинство архитектурных историков рассматривают Микеланджело дизайн базилики Святого Петра в Риме как предшественником стиля барокко; [ Цитация необходима ] Это может быть распознано с помощью более широких внутренних пространств (замена длинных узких нави), более игривого внимания на свет и тень, обширные украшения, большие фрески, сосредоточение внимания на интерьере и часто драматической центральной внешней проекции. Самым важным ранним примером архитектуры барокко был Санта -Сюзанна Карло Мадерно . [ мнение ] Собор Святого Павла в Лондоне Кристофером Реном считается ярким примером довольно позднего влияния стиля барокко в Англии. [ Цитация необходима ]
Мормонские храмы
[ редактировать ]
Храмы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, поскольку он изменился от простой церкви, такой как структура храма Киртланда, построенной в 1830-х годах, до готических которые предлагают уникальный взгляд на дизайн , стилей ранних храмов Юты , к Десятки современных храмов построены сегодня. Ранние храмы и некоторые современные храмы имеют комнату для сборки священства с двумя наборами кафедры на каждом конце комнаты, со стульями или скамьями, которые могут быть изменены на лицо в любом случае. Большинство, но не все храмы имеют узнаваемую статую ангела Морони на вершине шпиля. Храм Наву и Храм Соленого озера украшены символической каменной кладкой, представляющей различные аспекты веры.
Современные и постмодернистские архитектуры
[ редактировать ]
Современная архитектура охватывает несколько стилей с аналогичными характеристиками, что приводит к упрощению формы и устранению орнамента. Наиболее влиятельными модернистскими архитекторами в начале до середины 20 -го века являются Домикус Бум , Рудольф Шварц и Огюст Перре . [ 3 ] В то время как светские структуры явно оказали большее влияние на развитие современной архитектуры, [ мнение ] Несколько отличных примеров современной архитектуры можно найти в религиозных зданиях 20 -го века. Например, «Храм Юнита» в Чикаго - это унитарное универсалистское собрание, разработанное Фрэнком Ллойдом Райтом . , Кадетная часовня ВВС США начатая в 1954 году и завершена в 1962 году, была спроектирована Уолтером Натшем и является отличным примером современной религиозной архитектуры. Он был описан как «фаланга бойцов», включенных на их хвосты и указывая на небеса. [ Цитация необходима ] В 1967 году архитектор Пьетро Беллуши спроектировал поразительно современный собор Святой Марии по предположению (Сан -Франциско), первого католического собора в Соединенных Штатах, предназначенном для соответствия Ватикану II . [ Цитация необходима ]
Постмодернистская архитектура может быть описана неапотетически разнообразной эстетикой, где стили сталкиваются, форма существует ради себя, и новые способы просмотра знакомых стилей и пространства изобилуют. Храм в Независимости, штат Миссури, был задуман японским архитектором Гё Обатой после концепции камеры Наутилуса. [ Цитация необходима ] Католический собор Богоматерь Ангелов (Лос-Анджелес) был разработан в 1998 году Хосе Рафаэлем Монео в постмодернистском стиле. Структура напоминает латиноамериканское наследие области посредством использования раскраски салата, объединяя Stark Modern Form с некоторыми традиционными элементами. Базилика Богоматерь Лишень , с другой стороны, является гораздо более традиционным зданием. Разработанный Барбарой Билекка и построенный в период с 1994 по 2004 год, ее форма включает в себя ссылки на ряд польских сооружений. [ Цитация необходима ] Колонны обладают стройностью и деликатесами, вдохновленными таковыми в суде Ренессанса Замка Вавель в Кракове , в то время как огромный 420-футовый шпиль, который будет возведен рядом с базиликой, не имеет случая случайного сходства с шпилем барокки, который украшает Джасну Гору. Монастырь Честохова , дом Черной Мадонны .
Шейкерские сообщества
[ редактировать ]Сообщества Shaker были семиотично архитектурированными [ жаргон ] На суске компаса поднялась . [ Цитация необходима ]
ислам
[ редактировать ]Ранняя исламская архитектура
[ редактировать ]
Византийская архитектура оказала большое влияние на раннюю исламскую архитектуру с характерными подковами арками , хранилищами и куполами. Многие формы мечети развивались в разных регионах исламского мира . Известные типы мечети включают ранние мечети Аббасидов , мечети Т-типа и мечети Центрального кулера Анатолии . Самые ранние стили в исламской архитектуре произвели «арабские планы» или гипостила мечети во время династии Омейяд . Эти мечети следуют квадратному или прямоугольному плану с закрытым двором и крытым молитвенным залом. У большинства ранних мечетипости были плоские молитвенные крыши, которые требовали многочисленных колонн и поддержки . [ 4 ] Мезкита . в Кордобе , Испания, была построена в виде мечети с гипостилом, поддерживаемой более чем 850 колоннами [ 5 ] Арабские мечети продолжились под династией Аббасида .
Османская архитектура
[ редактировать ]Османы ввели мечети «Центральный купол» в 15 -м веке , в которых большой купол центрировался над молитвенным залом. В дополнение к одному большому куполу в центре, часто существуют небольшие купола, которые существуют вне центра над молитвенным залом или по всей остальной части мечети, в областях, где молитва не выполняется. [ 6 ] Купол каменной мечети в Иерусалиме, пожалуй, самый известный пример центральной купольной мечети. [ мнение ]

Иранская сакральная архитектура
[ редактировать ]«Иванские мечети» наиболее примечательны для их купольных камер и iwans , которые являются сводчатыми пространствами, открытыми на одном конце. В мечетях Ивана один или несколько Iwans сталкиваются с центральным двором, который служит молитвенным залом. Стиль представляет собой заимствование из доисламской иранской архитектуры и использовался почти исключительно для мечетей в Иране . Многие мечети Ивана превращены в зороастрийские огненные храмы, где внутренний двор использовался для размещения священного огня. [ 4 ] Сегодня мечети Иван больше не построены. [ 6 ] Мечеть Шах в Ишфахане , Иран, является классическим примером мечети Иван.
Характерные особенности и стили
[ редактировать ]Общей особенностью в мечетях является минарет , высокая тонкая башня, которая обычно расположена в одном из углов структуры мечети. Верхняя часть минарета всегда является самой высокой точкой в мечети, которые имеют один, и часто самая высокая точка в непосредственной степени. У первых мечети не было минаретов, и даже в настоящее время самые консервативные исламские движения, такие как ваххабиты , избегают строительства минаретов, считая их показными и ненужными. Первый минарет был построен в 665 году в Басре во время правления Umayyad Caliph Muawiyah i . Муавия поощрял строительство минаретов, так как они должны были принести мечети наравне с христианскими церквями со своими колокольчиками . Следовательно, архитекторы мечети позаимствовали форму колокольной башни для своих минаретов, которые использовались, по сути, той же цели - призывая верных молитвой. [ 7 ]

Купола были отличительной чертой исламской архитектуры с 7 -го века. С течением времени размеры домов мечети росли, от занятия только небольшой части крыши возле Михраба до охвата всей крыши над молитвенным залом. Хотя купола обычно принимали форму полушария, моголы в Индии популяризировали лукообразные купола в Южной Азии и Персии . [ 8 ]
Молитвенный зал, также известный как Мусалла , не имеет мебели; Стулья и скамьи отсутствуют в молитвенном зале. [ 9 ] Молитвенные залы не содержат изображений людей, животных и духовных фигур, хотя они могут быть украшены арабской каллиграфией и стихами из Корана на стенах.
Обычно напротив входа в молитвенный зал находится стена Кибла , которая является визуально подчеркнутой областью в молитвенном зале. Стена Qibla обычно устанавливается перпендикулярной линии, ведущей к Мекке . [ 10 ] Поклоняемые молятся в рядах, параллельно стене Киблы и таким образом расположены, чтобы они встретились с Меккой. В стене Кибла, как правило, в центре, находится Михраб, ниша или депрессия, указывающая на стену Кибла. Обычно михраб тоже не занят мебелью. Иногда, особенно во время пятничных молитв , приподнятый минбар или кафедра расположены на стороне Михраба для хатиба или какого -либо другого оратора, чтобы предложить проповедь ( Хутба ). Михраб служит местом, где имам регулярно возглавляет пять ежедневных молитв. [ 11 ]
В мечети часто есть фонтаны или другие объекты для мытья в их приходах или дворах. Тем не менее, поклонникам в гораздо меньших мечети часто приходится использовать туалет для выполнения своих омаров. В традиционных мечетях эта функция часто разрабатывается в автономном здании в центре двора. [ 5 ] Современные мечети могут иметь множество удобств, доступных их прихожанам и сообществу, таким как медицинские клиники , библиотеки и гимназии .
Дома поклонения бахаи
[ редактировать ]Бахаи Дом поклонения или Масхрикил-Адхкара ( арабский : مشرق اﻻذكار «Восстановление воспоминания о Боге») иллюстрирует принципы веры Бахаи о единстве в разнообразии, единство Бога, единство. его пророков и религий , а также единства человечества. [ 12 ] Эти духовные принципы порождают новые формы архитектурного выражения, которые служат пространствами, в которых люди всех убеждений, культур и происхождения собираются вместе, медитируют, отражают и молятся, и вокруг которых будут построены социальные, гуманитарные, образовательные и научные учреждения. [ 13 ] Дизайн каждого пансионного дома Бахаи отражает объединяющие элементы их окружения, выходя из низового подхода к консультациям с коренными людьми, [ 14 ] Каждый имеет девять сторон и девять входов, число девять - символом единства. Восемь континентальных и двух местных домов поклонения бахаи были построены до сих пор. [ 15 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэлиан, Флорин Джордж (2021-08-01). «Редакция Res 2/2021» . Обзор экуменических исследований Sibiu . 13 (2): 139–144. doi : 10.2478/ress-2021-0017 . S2CID 238206022 .
- ^ Andrzej Piotrowski (2011), Архитектура мысли , U of Minnesota Press, p
- ^ Стивен Дж. Шлодер , Архитектура в Причастии: внедрение Второго Совета Ватикана через литургию и архитектуру. (Игнация Пресса: 1998): 23-24 и 234-38. ISBN 0-89870-631-9 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Хилленбранд Р. В PJB Bearman; Тур Бьянквиз; Се Босворт ; Э. Ван Донецель; WP Heinrichs (ред.). Ислам онлайн Brill Academic Publishers. ISSN 1573-3912 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Религиозная архитектура и исламские культуры» . Массачусетский технологический институт . Получено 2006-04-09 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Словарь исламской архитектуры» . Массачусетский технологический институт. Архивировано из оригинала 2005-11-24 . Получено 2006-04-09 .
- ^ Хилленбранд Р. "Манар, Манар" В PJB Bearman; Тур Бьянквиз; Се Босворт ; Э. Ван Донецель; WP Heinrichs (ред.). Ислам онлайн Brill Academic Publishers.
- ^ Ашер, Кэтрин Б. (1992-09-24). «Аурангзеб и исламизация стиля Моголов». Архитектура Моголов Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 256
- ^ "FAQ Mosque" . Университет Талсы. Архивировано из оригинала 30 декабря 2004 года . Получено 2006-04-09 .
- ^ Бирман, Ирен А. (1998-12-16). Написание знаков: Фатимид публичный текст . Калифорнийский университет. п. 150
- ^ «Термины 1: мечеть» . Университет Токийского института восточной культуры . Получено 2006-04-09 .
- ^ «Дома поклонения | мировой новостной службы Бахаи (BWNS)» . Bahá'í World News Service . Получено 2021-08-17 .
- ^ «Дома поклонения | мировой новостной службы Бахаи (BWNS)» . Bahá'í World News Service . Получено 2021-08-17 .
- ^ «Священная бахаи архитектура» . Bahai-library.com . Получено 2021-08-17 .
- ^ «Дома поклонения | мировой новостной службы Бахаи (BWNS)» . Bahá'í World News Service . Получено 2021-08-17 .
Ссылки
[ редактировать ]- Жанна Халгрен Килде, когда Церковь стала театром: трансформация евангельской церковной архитектуры и поклонение в Америке девятнадцатого века. (Издательство Оксфордского университета: 2002). ISBN
- Майкл Э. Десантис, Строительство из веры: продвижение, отступление и компромисс в переделке католической церковной архитектуры. Полем (Литургическая пресса: 2002). ISBN
- Ричард Кикхер, богословие в камне: церковная архитектура от Византии до Беркли. (Издательство Оксфордского университета, США: 2004). ISBN
- Энн С. Лавленд и Отис Б. Уилер, от дома встречи до Мегачерч: материальная и культурная история. (Университет Миссури Пресс: 2003). ISBN
- Майкл С. Роуз, уродливый как грех: почему они изменили наши церкви с священных мест на встречу с пространствами - и как мы можем снова их изменить. (Sophia Institute Press: 2001). ISBN
- Стивен Дж. Шлодер , Архитектура в Причастии: внедрение Второго Ватиканского совета через литургию и архитектуру. (Игнация Пресса: 1998). ISBN 0-89870-631-9 .
- Р. Кевин Сисолц, чувство священного: богословские основы христианской архитектуры и искусства. (Continuum International Publishing Group: 2005) ISBN
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейн, Джордж. Кельтское искусство: методы строительства . Довер, 1973. ISBN 0-486-22923-8 .
- Бэмфорд, Кристофер. Дань уважения Пифагору: заново открытие Священной Науки , Lindisfarne Press, 1994, ISBN 0-940262-63-0 .
- Калиан, Джордж. Священные пространства в движении , Res, 2021, ISSN 2359-8107 .
- Французский, Аарон и Уолднер, Катарина. Современность и строительство священного пространства , де Грюйтер Олденбург 2024.
- Critchlow, Keith (1970). Заказ в космосе: книга источника дизайна . Викинг. Полем
- Critchlow, Keith (1976). Исламские закономерности: аналитический и космологический подход . Шокен книги. ISBN 0-8052-3627-9 .
- Хилл, Марша (2007). Дары для богов: образы из египетских храмов . Нью -Йорк: Метрополитен -музей искусств. ISBN 9781588392312 . .
- Iamblichus ; Уотерфилд, Робин; Кричлоу, Кит; Перевод Робина Уотерфилда (1988). Богословие арифметики: о мистической, математической и космологической символике первых десяти чисел . Phanes Press. ISBN 0-933999-72-0 . .
- Джонсон, Энтони: Решение Стоунхенджа, новый ключ к древней загадке . Thames & Hudson 2008 ISBN 978-0-500-05155-9 .
- Лоулор, Роберт : Священная геометрия: философия и практика (искусство и воображение) . Thames & Hudson, 1989 (1 -е издание 1979, 1980, или 1982). ISBN 0-500-81030-3 .
- Медлен, Джордж (1957–1964). Готические соборы и священная геометрия . Лондон: А. Тиранти. Полем
- Липпард, Люси Р.: Наложение: современное искусство и искусство предыстории. Pantheon Books New York 1983 ISBN 0-394-51812-8 .
- Мишель, Джон . Город Откровения . Abacus, 1972. ISBN 0-349-12320-9 .
- Шлодер, Стивен Дж. , Архитектура в Причастии: внедрение Второго Ватиканского совета через литургию и архитектуру. (Игнация Пресса: 1998). ISBN 0-89870-631-9 .
- Штайнер, Рудольф ; Кэтрин Кригер (2001). Четвертое измерение: священная геометрия, алхимия и математика . Антропософская пресса. ISBN 0-88010-472-4 . .
- Шнайдер, Майкл С.: Руководство для начинающих построить вселенную: математические архетипы природы, искусства и науки . Харпер в мягкой обложке, 1995. ISBN 0-06-092671-6 .
- Муназа Шакиль: Священная архитектура Кашмира: синкретизм духовных философий в переосмыслении будущего, 2024.
- Пенник, Найджел: Священная геометрия: символика и цель в религиозных структурах .
- Запад, Джон Энтони, первые линии: Священная геометрия в Сент -Иоаннском Божественном журнале , журнал Parabola , v.8, n.1, весна 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Межконфессиональный форум по религии, искусству и архитектуре Американский институт архитекторов
- Архитектура, культура и духовность
- Священная архитектура онлайн журнал