Компьютер данных о воздухе
Компьютер данных о воздухе ( ADC ) или центральный компьютер данных о воздухе ( CADC ) вычисляет высоту, вертикальную скорость, скорость воздуха и число Маха на основе входных данных о давлении и температуре. [1] Это важный компонент авионики современных самолетов. Этот компьютер, а не отдельные приборы , может определять калиброванную воздушную скорость , число Маха , высоту и данные о тенденции высоты из самолета Пито статической системы . [2] [3] В некоторых очень высокоскоростных самолетах, таких как космический челнок , рассчитывается эквивалентная воздушная скорость вместо калиброванной воздушной скорости .
Компьютеры данных о воздухе обычно также имеют входные данные об общей температуре воздуха . Это позволяет вычислять статическую температуру воздуха и истинную воздушную скорость .
В самолетах Airbus компьютер воздушных данных объединен с источниками ориентации, курса и навигации в одном блоке, известном как инерциальный эталонный блок воздушных данных (ADIRU), который теперь заменен глобальной инерциальной системой отсчета воздушных данных (GNADIRS).
В семействе Embraer Embraer E-Jet концепция была дополнительно усовершенствована за счет разделения сбора и измерения данных о воздухе, выполняемых комбинированными «интеллектуальными датчиками данных о воздухе» Пито/статическими со встроенными датчиками, и расчета параметров, выполняемых «приложениями по сбору данных о воздухе» ( ADA), выполняемый на невыделенных процессорах. Поскольку вся информация от датчиков передается электрически, можно избежать прокладки линий Пито и статического давления через самолет и связанных с этим задач по техническому обслуживанию. [4]
В более простых самолетах и вертолетах компьютеры воздушных данных, обычно два, меньшие, легкие и простые, чем ADIRU, могут называться блоками воздушных данных, хотя их внутренняя вычислительная мощность по-прежнему значительна. Обычно они имеют входы Пито и статического давления, а также температуру наружного воздуха, измеряемую платиновым термометром сопротивления , и могут контролировать нагрев трубки Пито и статического вентиляционного отверстия, чтобы предотвратить закупорку из-за льда. Как и на более простых самолетах, обычно нет системы дистанционного управления, выходные данные обычно подаются на высотомеры кабины или систему отображения, регистратор полетных данных и систему автопилота. Выходными интерфейсами обычно являются ARINC 429 , Gillham или даже IEEE 1394 (Firewire). Предоставляемые данные могут включать в себя истинную воздушную скорость, барометрическую высоту, высоту по плотности и температуру наружного воздуха (OAT), но без учета положения или курса самолета, поскольку внутренние гироскопы или акселерометры не установлены. Эти устройства обычно автономны и не требуют участия пилота, а просто отправляют постоянно обновляемые данные в системы-получатели, пока самолет включен. Некоторые, например, усовершенствованный программно-конфигурируемый блок воздушных данных (ESCADU). [5] Программное обеспечение может быть настроено для использования во многих различных приложениях самолета.
Помимо реализации коммерческих АЦП, существуют варианты реализации «сделай сам» и с открытым исходным кодом. [6]
История
[ редактировать ]Электромеханические компьютеры данных о воздухе были разработаны в начале 1950-х годов как центральный источник данных о воздушной скорости, высоте и других сигналах для авиационных систем, которым требовались эти данные. Центральный компьютер данных по воздуху позволяет избежать дублирования сенсорного оборудования и может быть более сложным и точным. [7] Первый компьютер воздушных данных был построен компанией Kollsman Instruments для бомбардировщика B-52 . [8] В 1956 году компания Bendix начала производство центрального компьютера с воздушными данными для использования на реактивных истребителях ВВС США. [9] Garrett AiResearch разработала первые компьютерные системы центрального кондиционирования, в которых были интегрированы пневматические, электрические и электронные компоненты. [10]
В конце 1960-х годов появились компьютеры с цифровыми данными о воздухе. В 1967 году компьютер ILAAS компании Garrett AiResearch стал первым полностью цифровым устройством. [11] В DC-10 использовалась цифровая система передачи данных Honeywell в 1969 году. [12] а в 1970 году F-14 использовал компьютер с воздушными данными на базе LSI .
С конца 1980-х годов большая часть парка самолетов ВВС США и ВМС США была модернизирована компанией GEC Avionics Rochester. стандартным центральным компьютером воздушных данных (SCADC), разработанным [13] [14] Установленные самолеты включали A-4 Skyhawk, A-6 Intrumer, A-7 Corsair, C-5A/B Galaxy, EA-6B Prowler, F-111 Aardvark, F-4 Phantom, S-3 Viking, C-141 Starlifter. , C-135 Stratolifter, C-2 Greyhound и E-2 Hawkeye, [15] за что компания получила премию Queens Award за технологические достижения. [16]
См. также
[ редактировать ]- Акронимы и сокращения в авионике
- Центральный компьютер воздушных данных F-14 , используемый на F-14.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Объединенный комитет начальников штабов США (1988 г.). Официальный словарь военных терминов . Ресурсный центр научной информации, Hemisphere Publishing. п. 63. ИСБН 0-89116-792-7 .
- ^ Ким Виолланд (январь 2015 г.). «Компьютер воздушных данных» (PDF) . Новости авионики .
- ^ «Что такое компьютер с воздушными данными?» . Wisegeek.com . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Руководство по эксплуатации самолета Embraer 195, том 2, глава 14.
- ^ «ЭСКАДУ» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Асгард: компьютер с воздушными данными с открытым исходным кодом , HACKADAY , Том Нарди, 2018-01
- ^ Класс, Филип (28 сентября 1953 г.). «Единый компьютер объединяет полетные данные» . Неделя авиации : 45–48.
- ^ «От первого до последнего». Журнал Air Force (ноябрь 1985 г.): 115.
- ^ Хэмлин, Фред; Миллер, Элеонора (1957). Ежегодник самолетов за 1956 год (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Линкольн Пресс. п. 171.
- ^ «Компьютерная система воздушных данных» . Неделя авиации : 5. 2 мая 1955 г.
- ^ «Полёт по цифрам» (PDF) . Электроника . 40 (21): 42. 16 октября 1967 г.
- ^ Кори, Фредерик (17 марта 1969 г.). «Система воздушных данных DC-10 отбрасывает длинную тень» (PDF) . Электроника . 42 (6): 125–130.
- ^ «Новая инициатива по стандартизации авионики — стандартный центральный компьютер воздушных данных (SCADC)» . Обратная связь . II (1). База ВВС Райт-Паттерсон: 3. 1979 г.
- ^ Стандартный центральный компьютер воздушных данных (PDF) . Компания GEC Авионика. 1985.
- ^ «Стандартный центральный компьютер воздушных данных [SCADC, 1987] :: Рочестерский архив авионики» .
- ^ «Церемония награждения ISD Queen's Award :: Рочестерский архив авионики» .