референдум
Бюллетени для референдума по конституции в Кот-д’Ивуаре 2016 года ; Флаер референдума в Сиэтле 1971 года ; Референдум 1946 года в Италии принял решение о республике или монархии.
Из серии «Политика». |
Прямая демократия |
---|
![]() |
![]() |
Из серии «Политика». |
Выборы |
---|
![]() |
![]() |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
![]() |
Референдум или ( мн.: референдумы референдумы реже предложению ) — это по прямое голосование , избирателей закону или политическому вопросу. Это отличается от вопроса, по которому голосует представитель . Это может привести к принятию новой политики или конкретного закона , либо референдум может носить лишь рекомендательный характер. В некоторых странах это слово является синонимом плебисцита , голосования , всенародного опроса , вопроса для голосования , меры голосования или предложения .
Некоторые определения «плебисцита» предполагают, что это тип голосования по изменению конституции или правительства страны. [1] Слово «референдум» часто является обобщающим и используется как для законодательных обращений , так и для инициатив .
Этимология
[ редактировать ]«Референдум» — это герундив от латинского глагола Referre , буквально «нести назад» (от глагола Ferre «нести, приносить, нести» плюс неотделимая приставка re- , означающая здесь «обратно»). [2] ). Поскольку герундий является прилагательным , [3] не существительное , [4] его нельзя использовать отдельно на латыни, и он должен содержаться в контексте, прикрепленном к такому существительному, как Propositum quod Referendum est populo , «Предложение, которое должно быть донесено до народа». Добавление глагола sum (3-е лицо единственного числа, est ) к герундию обозначает идею необходимости или принуждения, то, что «должно» быть сделано, а не то, что «пригодно» для выполнения. Его использование в качестве существительного в английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее является недавно придуманным английским существительным, которое следует английскому грамматическому использованию, а не латинскому грамматическому использованию. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая согласно английской грамматике должна означать «референдумы». Использование слова «референдум» во множественном числе в английском языке (трактуя его как латинское слово и пытаясь применить к нему правила латинской грамматики) недопустимо согласно правилам как латинской, так и английской грамматики. Использование слова «референда» во множественном числе гипотетически предполагается либо герундием, либо герундием. Оксфордский словарь английского языка , который исключает такое использование в обоих случаях следующим образом: [5]
Референдумы логически предпочтительнее в форме множественного числа, означающей «голосование по одному вопросу» (как латинский герундий, [6] «референдум» не имеет множественного числа). Латинское герундив множественного числа «referenda», означающее «вещи, подлежащие передаче», обязательно означает множество вопросов. [7]
Это тесно связано с повесткой дня , «теми вопросами, которые необходимо продвигать вперед», из прошлого , чтобы побудить или продвинуть вперед; и memorandum — «то, что необходимо помнить», от memoro — напоминать, исправление , от rego — править, исправлять, то, что должно быть исправлено (исправлено) и т. д.
Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании и происходит от латинского plebiscita , что первоначально означало декрет Concilium Plebis (Плебейский совет), народного собрания Римской республики . Сегодня референдум также часто можно назвать плебисцитом, но в некоторых странах эти два термина используются по-разному для обозначения голосов с разными типами юридических последствий. [8]
В Австралии «референдумом» часто называют голосование за изменение федеральной конституции, а «плебисцитом» — голосование, не затрагивающее федеральную конституцию. [8] Однако это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы проводились по конституционным вопросам (например, референдум о призыве в армию в Австралии в 1916 году ), а голоса штатов, которые также не затрагивают ни федеральную конституцию, ни конституцию штата, часто называются референдумами (например, референдум 2009 года) . Референдум о переходе на летнее время в Западной Австралии ). Исторически сложилось так, что австралийцы используют их как синонимы, а плебисцит считался еще одним названием референдума. [9] [10] [11]
В Ирландии «плебисцитом» называется голосование за принятие конституции, но последующее голосование по внесению поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос избирателей по неконституционному законопроекту.
История
[ редактировать ]Считается, что название и использование термина «референдум» возникли в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке. [12] [13]
После сокращения количества референдумов в середине двадцатого века популярность референдума как политического инструмента растет с 1970-х годов. Этот рост объясняется сближением общественности с политическими партиями, поскольку конкретные политические вопросы стали для общественности более важными, чем партийные идентификаторы. [14]
Типы
[ редактировать ]Классификация
[ редактировать ]Термин «референдум» охватывает множество различных значений, и терминология различается в зависимости от того, кто их придерживается. Референдум может носить обязательный или рекомендательный характер. [15] В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать и по тому, кто их инициирует. [16]
Дэвид Альтман предлагает четыре измерения, по которым можно классифицировать референдумы: [17]
- Обязательный (требуется по закону) и необязательный (специальный)
- Обязательный против консультативного
- Инициируется гражданином (снизу вверх) и инициируется властями (сверху вниз)
- Проактивный (предлагающий изменения) и реактивный (предотвращающий изменения)
Обязательные референдумы
[ редактировать ]Обязательный референдум — это класс референдумов, по которому необходимо проголосовать, если соблюдены определенные условия или предприняты определенные действия правительства. Они не требуют никаких подписей от общественности. В регионах, где используются референдумы, обязательный референдум обычно используется как юридически необходимый шаг для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также определенных видов государственных расходов. [18]
Типичные типы обязательных референдумов включают:
- Конституционные изменения: некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые конституционные поправки путем обязательного референдума. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственное исключение — Делавэр ).
- Финансовый референдум : во многих населенных пунктах референдум требуется для того, чтобы правительство выпустило определенные облигации, повысило налоги сверх определенной суммы или взяло на себя определенные суммы долга. в Калифорнии Например, правительство штата не может занимать более 300 000 долларов США без публичного голосования по предложению об облигациях штата . [19]
- Международные отношения. В Швейцарии проводятся обязательные референдумы по принятию международных договоров , касающихся коллективной безопасности и присоединения к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии вступить в Организацию Объединенных Наций в 1986 году . [20]
- Военный референдум : гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануилом Кантом , представляет собой референдум для одобрения объявления войны на военном референдуме . Она никогда не была принята ни одной страной, но обсуждалась в Соединенных Штатах в 1930-х годах как Поправка Ладлоу .
Факультативный референдум
[ редактировать ]Факультативный референдум — это класс референдумов, который ставится на голосование по требованию. Это может исходить от исполнительной власти, законодательной власти или по запросу народа (часто после выполнения требования о подписи).
Типы факультативных референдумов включают:
- Плебисцит органов власти : также известный как передача законодательных органов, инициируется законодательным органом или правительством. Это могут быть консультативные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.
- Народная инициатива или Инициативный референдум: процесс предложения и голосования по новым законам под руководством граждан.
- Народный референдум : процесс, возглавляемый гражданами, направленный против существующих законов и их отмене.
- Напомним, референдум : процедура отстранения избранных должностных лиц до истечения срока их полномочий . В зависимости от региона и должности отзыв может касаться конкретного человека, например отдельного законодателя, или более общего характера, например всего законодательного органа.
Обоснование
[ редактировать ]С политико-философской точки зрения референдумы являются выражением прямой демократии , но сегодня большинство референдумов необходимо понимать в контексте представительной демократии . Они, как правило, используются весьма избирательно, охватывая такие вопросы, как изменения в системах голосования, когда избранные в настоящее время должностные лица могут не иметь легитимности или желания осуществлять такие изменения.
По стране
[ редактировать ]С конца XVIII века в мире были организованы сотни национальных референдумов; [21] было проведено почти 600 национальных голосований в Швейцарии с момента ее провозглашения статуса современного государства в 1848 году . [22] Италия занимает второе место с 78 национальными референдумами : 72 народными референдумами (51 из которых был предложен Радикальной партией ), 4 конституционными референдумами, одним институциональным референдумом и одним консультативным референдумом . [23]
По выпуску
[ редактировать ]Референдум о гражданских правах
[ редактировать ]Финансовый референдум
[ редактировать ]Референдум по горнодобывающей промышленности
[ редактировать ]Референдум о независимости
[ редактировать ]Референдумы, связанные с Европейским Союзом
[ редактировать ]Дизайн и процедура
[ редактировать ]Референдумы с множественным выбором
[ редактировать ]Референдум обычно предлагает избирателям прямой выбор между принятием или отклонением предложения. Однако некоторые референдумы предоставляют избирателям несколько вариантов выбора, а некоторые используют передаваемое голосование. Это также называется преферендумом , когда предоставленный выбор позволяет избирателям взвесить свою поддержку той или иной политики. [29]
В Швейцарии , например, широко распространены референдумы с несколькими вариантами ответов. в 1957 и 1980 годах были проведены два референдума с несколькими вариантами выбора В Швеции , на которых избирателям было предложено три варианта. прошел референдум В 1977 году в Австралии по определению нового государственного гимна , на котором у избирателей было четыре варианта выбора. В 1992 году Новая Зеландия провела референдум по пяти вариантам своей избирательной системы. В 1982 году на Гуаме прошел референдум, в котором использовалось шесть вариантов с дополнительным пустым вариантом для желающих (проводить кампанию и) голосовать за свой седьмой вариант.
Референдум с множественным выбором ставит вопрос о том, как определить результат. Они могут быть устроены таким образом, что, если ни один вариант не получит поддержки абсолютного большинства (более половины) голосов, можно будет прибегнуть к двухтуровой системе или мгновенному второму голосованию , которое также называется IRV и PV. .
Ирландии В 2018 году Ассамблея граждан рассмотрела вопрос о проведении будущих референдумов в Ирландии : 76 членов высказались за разрешение более двух вариантов, а 52% высказались за преференциальное голосование в таких случаях. [30] Другие считают немажоритарную методологию, такую как модифицированный подсчет Борда (MBC), более всеобъемлющей и точной.
Швейцарские референдумы предлагают отдельное голосование по каждому из множества вариантов, а также дополнительное решение о том, какой из множества вариантов следует отдать предпочтение. В случае со Швецией на обоих референдумах «победный» вариант был выбран по системе одномандатного большинства («первый прошедший пост»). Другими словами, победившим считался вариант, поддержанный большинством , а не абсолютным большинством избирателей. На австралийском референдуме 1977 года победитель был выбран с помощью системы преференциального мгновенного второго тура голосования (IRV). Например, опросы в Ньюфаундленде (1949 г.) и Гуаме (1982 г.) подсчитывались по двухтуровой системе , а в опросе в Новой Зеландии 1992 г. использовалась необычная форма TRS.
Хотя в Калифорнии не проводились референдумы с несколькими вариантами ответов в швейцарском или шведском смысле (когда только одно из нескольких контрпредложений может быть победоносным, а проигравшие предложения полностью недействительны), в ней действительно так много ответов «да» или «нет». референдумы в каждый день выборов, когда возникают конфликты. Конституция штата предусматривает метод разрешения конфликтов, когда в один и тот же день принимаются два или более противоречивых предложения. Это де-факто форма голосования за одобрение , т.е. предложение, набравшее наибольшее количество голосов «за», преобладает над остальными в пределах любого конфликта.
Другими системами голосования, которые можно использовать на референдуме с множественным выбором, являются метод Кондорсе и квадратичное голосование (включая квадратичное финансирование ).
Электронный референдум
[ редактировать ]Кворум
[ редактировать ]
Кворумы обычно создаются для предотвращения искажения результатов референдума из-за низкой явки или решения мотивированного меньшинства избирателей.
Кворум участия
[ редактировать ]Референдумы могут требовать порога явки (также называемого кворумом участия), чтобы референдум считался юридически действительным. При кворуме участия большинство голосующих должно одобрить референдум, и для утверждения результатов должен проголосовать определенный процент населения.
Использование кворума участия в референдумах является спорным, поскольку было показано, что более высокие требования приводят к снижению явки и участия избирателей. [ нужна ссылка ] При высоком кворуме участия оппозиция референдума заинтересована в том, чтобы воздержаться от голосования вместо участия, чтобы признать результаты референдума недействительными из-за низкой явки. Это форма парадокса неявки . Все остальные, кто не голосует по другим причинам, в том числе те, кто не имеет своего мнения, фактически также голосуют против референдума.
На референдуме по законам о рождаемости в Италии в 2005 году противники предложенного смягчения законов об исследованиях эмбрионов и разрешении экстракорпорального оплодотворения выступали за то, чтобы люди воздерживались от голосования, чтобы снизить явку. Хотя большинство людей проголосовали за изменения в законе, результаты были признаны недействительными, поскольку участие было низким. [7]
Споры
[ редактировать ]Важные референдумы часто оспариваются в судах. В спорах перед референдумом истцы часто пытались помешать проведению референдума. В качестве одного из таких вызовов в 2017 году Конституционный суд Испании приостановил Каталонии независимости референдум о . [33] В спорах после референдума они оспаривают результат. Британские суды отклонили оспаривание результатов референдума по Брекситу после референдума. [34]
Международные трибуналы традиционно не вмешивались в споры, возникающие на референдуме. В 2021 году Европейский суд по правам человека расширил свою юрисдикцию на референдумы в своем решении Топлак и Мрак против Словении , инициированном двумя с ограниченными возможностями избирателями к избирательным участкам по поводу доступа . [35]
Критика
[ редактировать ]Критика популистского аспекта
[ редактировать ]
В книге «Политическое управление» говорится, что избиратели на референдуме, скорее всего, будут руководствоваться преходящими прихотями, а не тщательным обдумыванием, или что они недостаточно информированы, чтобы принимать решения по сложным или техническим вопросам. [36] Кроме того, на избирателей могут повлиять пропаганда , сильные личности, запугивание и дорогостоящие рекламные кампании. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия — это « тирания большинства ».
Некоторая оппозиция референдуму возникла из-за его использования такими диктаторами, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые, как утверждается, [37] использовали плебисцит, чтобы замаскировать репрессивную политику под популизм . Диктаторы также могут использовать референдумы, а также показательные выборы для дальнейшей легитимации своей власти, как, например, Антониу де Оливейра Саласар в 1933 году ; Бенито Муссолини в 1934 году ; Адольф Гитлер в 1934 , 1936 годах ; Франсиско Франко в 1947 году ; Пак Чон Хи в 1972 году ; и Фердинанд Маркос в 1973 году . Утверждается использование Гитлером плебисцитов [ кем? ] как причина того, что после Второй мировой войны не было предусмотрено в Германии проведение референдумов на федеральном уровне.
В последние годы референдумы стратегически использовались правительствами нескольких европейских стран, пытавшимися добиться политических и избирательных целей. [38]
В 1995 году Джон Брутон считал, что
All governments are unpopular. Given the chance, people would vote against them in a referendum. Therefore avoid referendums. Therefore don't raise questions which require them, such as the big versus the little states.[39]
Closed questions and the separability problem
[edit]Some critics of the referendum attack the use of closed questions. A difficulty called the separability problem can plague a referendum on two or more issues. If one issue is in fact, or in perception, related to another on the ballot, the imposed simultaneous voting of first preference on each issue can result in an outcome which is displeasing to most.
Undue limitations on regular government power
[edit]Several commentators have noted that the use of citizens' initiatives to amend constitutions has so tied the government to a jumble of popular demands as to render the government unworkable. A 2009 article in The Economist argued that this had restricted the ability of the California state government to tax the people and pass the budget, and called for an entirely new Californian constitution.[40]
A similar problem also arises when elected governments accumulate excessive debts. That can severely reduce the effective margin for later governments.
Both these problems can be moderated by a combination of other measures as
- strict rules for correct accounting on budget plans and effective public expenditure;
- mandatory assessment by an independent public institution of all budgetary implications of all legislative proposals, before they can be approved;
- mandatory prior assessment of the constitutional coherence of any proposal;
- interdiction of extra-budget expenditure (tax payers anyway have to fund them, sooner or later).
Sources
[edit]- The Federal Authorities of the Swiss Confederation, statistics (German). Statistik Schweiz - Stimmbeteiligung
- Turcoane, Ovidiu (2015). "A proposed contextual evaluation of referendum quorum using fuzzy logics" (PDF). Journal of Applied Quantitative Methods. 10 (2): 83–93.
See also
[edit]References
[edit]- ^ "Definition of Plebiscite". Oxford Dictionaries. Archived from the original on July 12, 2012. Retrieved 2016-08-23.
- ^ Marchant & Charles, Cassell's Latin Dictionary, 1928, p. 469.
- ^ A gerundive is a verbal adjective (Kennedy's Shorter Latin Primer, 1962 edition, p. 91.)
- ^ A gerund is a verbal noun (Kennedy's Shorter Latin Primer, 1962 edition, p. 91.) but has no nominative case, for which an infinitive (referre) serves the purpose
- ^ Oxford English Dictionary Referendum
- ^ a gerund is a verbal noun (Kennedy's Shorter Latin Primer, 1962 edition, p. 91.) but has no nominative case, for which an infinitive (referre) serves the purpose. It has only accusative, genitive, dative and ablative cases (Kennedy's Shorter Latin Primer, 1962 edition, pp. 91-2.)
- ^ Jump up to: a b i.e. Proposita quae referenda sunt popolo, "Proposals which must be carried back to the people"
- ^ Jump up to: a b Green, Antony (12 August 2015). "Plebiscite or Referendum - What's the Difference". ABC. Archived from the original on 13 August 2015. Retrieved 23 August 2015.
- ^ "THE REFERENDUM". Evening News. No. 9452. New South Wales, Australia. 21 September 1897. p. 4. Retrieved 26 August 2020 – via National Library of Australia.
- ^ "Government by Plebiscite". The Sydney Mail and New South Wales Advertiser. Vol. LXV, no. 1960. New South Wales, Australia. 29 January 1898. p. 217. Retrieved 26 August 2020 – via National Library of Australia.
- ^ "The Plebiscite or Referendum". The Bendigo Independent. No. 12, 464. Victoria, Australia. 3 December 1910. p. 4. Retrieved 26 August 2020 – via National Library of Australia.
- ^ Barber, Benjamin R.. The Death of Communal Liberty: A History of Freedom in a Swiss Mountain Canton. Princeton University Press, 1974, p. 179.
- ^ Vincent, J.M.. State and Federal Government in Switzerland, Johns Hopkins University Press, 2009, p. 122
- ^ Silagadze, Nanuli; Gherghina, Sergiu (January 2020). "Referendum Policies across Political Systems". The Political Quarterly. 91 (1): 182–191. doi:10.1111/1467-923x.12790. ISSN 0032-3179. S2CID 213618720.
- ^ de Vreese, Claes H. (2007). "Context, Elites, Media and Public Opinion in Referendums: When Campaigns Really Matter". The Dynamics of Referendum Campaigns: An International Perspective. Palgrave Macmillan. pp. 2–3. ISBN 9780230591189.
- ^ Serdült, Uwe; Welp, Yanina (2012). "Direct Democracy Upside Down" (PDF). Taiwan Journal of Democracy. 8 (1): 69–92. doi:10.5167/uzh-98412. Archived (PDF) from the original on 2015-04-02. Retrieved 2015-03-24.
- ^ "Direct Democracy Worldwide". ResearchGate. Retrieved 2021-08-29.
- ^ "Design and Political issues of Referendums —". aceproject.org. Archived from the original on 2020-05-02. Retrieved 2020-06-11.
- ^ "Statewide bond propositions (California)". Ballotpedia. Archived from the original on 2020-12-22. Retrieved 2020-06-11.
- ^ Goetschel, Laurent; Bernath, Magdalena; Schwarz, Daniel (2004). Swiss Foreign Policy: Foundations and Possibilities. Psychology Press. ISBN 978-0-415-34812-6.
- ^ (in French) Bruno S. Frey et Claudia Frey Marti, Le bonheur. L'approche économique, Presses polytechniques et universitaires romandes, 2013 (ISBN 978-2-88915-010-6).
- ^ Duc-Quang Nguyen (17 June 2015). "How direct democracy has grown over the decades". Berne, Switzerland: swissinfo.ch - a branch of the Swiss Broadcasting Corporation SRG SSR. Archived from the original on 2016-08-06. Retrieved 2016-01-28.
- ^ "Dipartimento per gli Affari Interni e Territoriali". Archived from the original on 2017-10-26. Retrieved 2017-10-13.
- ^ Jump up to: a b c Wagner, Lucrecia (2019). "Propuestas de inversiones chinas en territorio mapuche: resistencias a la minería metalífera en Loncopué" [Proposal of chinese investments in mapuche territory: resistances to metallic mining in Loncopué]. Estudios Atacameños (in Spanish). 63. doi:10.22199/issn.0718-1043-2019-0028.
- ^ Urdinez, María Victoria (2007). Mecanismos de participación y control ciudadano: 'El plebiscito en Esquel. IV Jornadas de Jóvenes Investigadores. Instituto de Investigaciones Gino Germani, Facultad de Ciencias Sociales, Universidad de Buenos Aires, Buenos Aires
- ^ Jump up to: a b "Votantes respaldan prohibición a la minería en ciudad ecuatoriana de Cuenca: alcalde". Reuters (in Spanish). 2021-02-08. Retrieved 2023-01-28.
- ^ Castro, Mayuri (October 27, 2020). "Court allows referendum on mining in the Ecuadoran Andes to go forward". Mongabay. Retrieved December 12, 2020.
- ^ "En Cuenca, el 80,9% apoya cese de actividad minera, según el CNE". Primicias (in Spanish). 8 February 2021. Archived from the original on 11 February 2021. Retrieved 17 February 2021.
- ^ Reybrouck, David Van (2023-03-16). "Democracy's Missing Link: The "preferendum" — a method for citizens to rate and rank policy ideas — would turn citizen concerns into government action". Noema. Archived from the original on 2023-11-06. Retrieved 2023-11-06.
- ^ "Manner in which referenda are held". Citizens' Assembly. Archived from the original on 23 March 2018. Retrieved 22 March 2018.
- ^ Musiał-Karg, Magdalena (2012). "Is Electronic Voting a Panacea for Low Election Turnout?: Examples of Estonian e-Elections and Swiss e-Referendums" (PDF). Polish Political Science. 41.
- ^ "Electronic Referendum Platform". Far Rainbow. Retrieved 2021-02-16.
- ^ "Spain Catalonia: Court blocks independence referendum". BBC News. 2017-09-08. Archived from the original on 2020-11-12. Retrieved 2021-11-21.
- ^ "High Court rejects challenge to have Brexit referendum result declared void". The Independent. 2018-12-10. Archived from the original on 2021-11-21. Retrieved 2021-11-21.
- ^ "ECHR ruling 'has Europe-wide implications' on disability". www.lawsociety.ie. Archived from the original on 2021-11-09. Retrieved 2021-11-21.
- ^ Political Governance: Political theory. Gyan Publishing House. 2005. ISBN 9788182053175. Archived from the original on 2023-11-06. Retrieved 2023-03-19.
- ^ Qvortrup, Matt (2013). Direct Democracy: A Comparative Study of the Theory and Practice of Government by the People. Manchester: Manchester University Press. ISBN 978-0-7190-8206-1.
- ^ Sottilotta, Cecilia Emma (2017). "The Strategic Use of Government-Sponsored Referendums in Contemporary Europe: Issues and Implications". Journal of Contemporary European Research. 13 (4): 1361–1376. doi:10.30950/jcer.v13i4.836. S2CID 158825358. Archived from the original on 2017-12-17. Retrieved 2017-12-16.
- ^ Bowcott, Owen; Davies, Caroline (2019-12-31). "Referendums are a bad idea, Irish leader told EU in 1995". The Guardian. Archived from the original on 2019-12-31. Retrieved 2019-12-31.
- ^ "California: The ungovernable state". The Economist. London. 16–22 May 2009. pp. 33–36. Archived from the original on 4 September 2009. Retrieved 8 September 2009.
Further reading
[edit]
- Смит, Джули (ред.). 2021. Справочник Пэлгрейва по европейским референдумам . Пэлгрейв.
- Квортруп, Мэтт; О'Лири, Брендан; Уинтроб, Рональд (2018). «Объяснение парадокса плебисцитов». Правительство и оппозиция . 55 (2): 1–18. дои : 10.1017/gov.2018.16 . S2CID 149756080 .
- Топалов, Любомир (2017). «Элитная стратегия или популистское оружие?» . Журнал демократии . 28 (3): 127–140. дои : 10.1353/jod.2017.0051 . S2CID 157760485 .
- Квортруп, Мэтт (2017). «Демистификация прямой демократии» . Журнал демократии . 28 (3): 141–152. дои : 10.1353/jod.2017.0052 . S2CID 157819009 .
- Морель, Л. (2011). «Референдум». В: Б. Бади, Д. Берг-Шлоссер и Л. Морлино (редакторы), Международная энциклопедия политической науки. Таузенд-Оукс: SAGE: 2226–2230.