Агуна
Агуна агуна или агуна ( иврит : \ אגונא , אגונה , множественное число: עגונות \ עֲגוּנוֹת , агунот ; форма множественного числа: агунот ; буквально «заякоренная» или «прикованная») — еврейская женщина, застрявшая в своем религиозном браке , как это определено галахой (еврейским законом). Классический случай — человек, который отправился в путешествие и не вернулся, или ушел в бой и пропал без вести . Он используется как заимствованный термин для обозначения женщины, чей муж отказывается или не может дать ей развод ( для этого требуется документ, известный как get ).
Чтобы развод был эффективным, Галаха требует, чтобы мужчина предоставил жене право на получение имущества по собственному желанию . Без гета ни один новый брак не будет признан, и любой ребенок, которого она родит от другого мужчины, будет считаться мамзером ( незаконнорожденным ). Иногда женщина может получить специальное разрешение от посека ( галахического авторитета), называемого гетер агуна , на основании сложного решения, подкрепленного существенными доказательствами того, что ее муж считается умершим, но это не может быть применено, если муж явно умер. живой.
Из-за трудностей, с которыми сталкиваются женщины в таких ситуациях, перед каждым поколением галахических авторитетов стояла задача попытаться найти галахически приемлемые средства, позволяющие таким женщинам вступать в повторный брак. В прошлом из-за опасности путешествий и примитивных средств связи нередки случаи, когда о людях, покидающих дом, больше никогда не слышали; следовательно, раввинам часто приходилось сталкиваться с этим вопросом. За последние несколько столетий были написаны тысячи ответов на случаи агунота.
В прошлом большинство случаев агуны возникало из-за смерти мужа , не оставившего четких доказательств своей кончины , или из-за того, что он стал психически больным ( безумным ). В настоящее время многие случаи агуны возникают в результате того, что муж удерживает гет , возможно, стремясь к более благоприятному урегулированию развода, или из-за мстительности. [ 1 ] В ответ на это были организованы группы агуна , чтобы поддержать этих женщин и попытаться найти решение этой проблемы. Были предложены различные средства правовой защиты, но пока ни одно решение не получило всеобщего признания. Тем не менее, еврейский брачный договор является одним из средств правовой защиты, которое используется в современных ортодоксальных еврейских общинах по всему миру и принимается умеренными галахическими авторитетами. [ 2 ] [ 1 ]
еврейский закон
[ редактировать ]Причины
[ редактировать ]Обстоятельствами, приводящими к объявлению женщины агуной, являются :
- Исчезновение мужа без свидетелей, заявивших о его смерти;
- Муж страдает от физического или психического заболевания, из-за которого он впадает в кому или сходит с ума и не может активно подать на развод;
- Муж отказывается выдать жене гет ( еврейский документ о разводе), хотя она имеет на это право по еврейскому закону. Женщину, которой отказал в гете муж , технически называют мезоревет гет термин агуна . , хотя чаще используется
Женщина, которой отказано в разводе с мужем, не считается агуной до тех пор, пока ее муж не откажется от приказа бейт-дина (раввинского суда) дать ей гет .
То, что представляет собой законное требование о разводе, основано на галахических соображениях и конкретном случае пары. См. Месоревет ниже.
В наше время и в древние времена война была основной причиной того, что женщин объявляли агунот (множественное число от агуна ), поскольку (особенно в древние времена) солдат часто убивали без ведома. Было предпринято много усилий для решения этой проблемы в соответствии с галахическими принципами, включая выдачу временного разрешения , которое вступит в силу только в том случае, если муж не вернется к указанной дате. [ 3 ] Во время Второй мировой войны некоторые американские евреи и другие капелланы предоставили боевым солдатам «временное получение », которое вступает в силу только в том случае, если муж пропал без вести, оставив жене агуну . Эта практика основана на заявлении Талмуда о том, что царь Давид не прелюбодействовал, когда лежал с Вирсавией (см. 2 Царств 11 ), поскольку все его воины (включая мужа Вирсавии) давали «временный приезд » перед уходом в бой. своим женам [ 4 ] Эта практика может поднять галахические вопросы, особенно для коэнов (членов священнического класса). Поскольку им запрещено вступать в брак с разведенными, если бы они в конечном итоге благополучно вернулись после даты вступления в силу временного разрешения , они не смогли бы повторно вступить в брак со своими женами. [ 3 ]
Пути разрешения случая агуны
[ редактировать ]Из-за серьезного характера прелюбодеяния в еврейском законе агуне запрещено выходить замуж за другого мужчину, независимо от обстоятельств, случайных или злонамеренных, которые оставили ей агуну изначально , или количества времени, прошедшего с тех пор, как она сначала стал агуной . Ребенок, рожденный от другого мужчины от агуны, считается сафек мамзером ( незаконнорожденным ) и может жениться только на новообращенном.
Из-за тяжелого положения Агуны прилагаются все усилия, чтобы освободить ее от брака. Это можно сделать тремя способами:
- Найти мужа и убедить его отдать жене деньги ;
- Предоставление доказательств того, что муж умер;
- Обнаружение изъяна в первоначальной церемонии бракосочетания и тем самым аннулирование брака задним числом.
По мнению большинства раввинов , для доказательства смерти мужа достаточно разумных косвенных улик, и никаких прямых показаний не требуется. [ нужна ссылка ] Это основано, среди прочего, на талмудическом утверждении: «Раввины учили: «Если он упал в ров со львом , [приведите свидетелей] засвидетельствовать [что он мертв], если он упал в ров со змеями». и скорпионы — [нет] никакой [необходимости] свидетельствовать [что он мёртв] » . [ 5 ] Другими словами, если известно, что человек упал в ров со змеями и скорпионами и не выбрался оттуда, то можно предположить, что он мертв, и нет необходимости в дополнительных доказательствах (в отличие от падения в ров со львами, где еще есть небольшой шанс выжить). Если же позже выяснится, что муж жив, женщина окажется в особенно плохих обстоятельствах: ее дети от второго брака будут считаться мамзерим , и она будет вынуждена развестись как с первым, так и со вторым мужем. при условии соблюдения галахического постановления, согласно которому прелюбодейная женщина «запрещена своему мужу и мужчине, с которым она прелюбодействовала». Хотя такие ситуации при нормальных обстоятельствах чрезвычайно редки, они действительно имели место после Холокоста , а также часто возникали после погромов и других форм преследования.
Обнаружение дефекта в свадебной церемонии считается последним средством освобождения агуны . Он используется редко, поскольку в большинстве браков обычно трудно найти фактическую причину, достаточную для признания их недействительными задним числом. По еврейскому закону бракосочетание должно быть заключено в присутствии двух свидетелей. Чтобы освободить агуну , предпринимаются усилия по выявлению причин, по которым один из свидетелей не имел права участвовать в судебном разбирательстве. Обычно это недостижимо, поскольку во время бракосочетания прилагаются серьезные усилия для обеспечения действительности свидетелей и церемонии бракосочетания. Другая возможность – доказать, что женщина не дала согласия на брак явно и по своей воле, в результате чего церемония бракосочетания будет признана недействительной. Это также не является общепринятым среди галахических авторитетов, поскольку обычно не существует способа опровергнуть намерение. Считается, что цель этого усилия состоит исключительно или в первую очередь в том, чтобы задним числом делегитимизировать брак, который был заключен и принят часто много лет назад. Аннулирование брака не влияет на статус детей женщины. Однако, поскольку это не общепринятый механизм, он может сделать жену восприимчивой к Галахическое постановление, что она все еще замужем, и любые последующие отношения с другим мужчиной считаются прелюбодеянием. И это может привести к другим галахическим проблемам, поэтому власти, которые соглашаются на его использование, используют его только в качестве крайней меры.
Консервативный иудаизм
[ редактировать ]На Иерусалимской конференции агунот 1998 года Майер Рабиновиц, председатель Объединенного бет-дина консервативного движения , объяснил четыре подхода, применяемых лидерами консервативного иудаизма для поиска средств решения проблемы агуны . [ 6 ]
Первым, начиная с 1950-х годов, было включение пункта Либермана в ктубу (брачный договор). Названный в честь ученого-талмудиста и Еврейской теологической семинарии профессора (JTS) Саула Либермана , этот пункт требует, чтобы разрешение на развод было предоставлено в случае гражданского развода. Хотя большинство ортодоксальных раввинов отвергли пункт Либермана, лидеры консервативного движения заявляют, что первоначальным намерением было найти решение, которое могло бы быть использовано как ортодоксальными, так и консервативными раввинами, и что лидеры Американского раввинского совета ортодоксального иудаизма и уважаемые ортодоксальные раввины раввины, в том числе Джозеф Б. Соловейчик , предположительно признали этот пункт действительным. [ 6 ] Позже, поскольку некоторые гражданские суды сочли исполнение религиозного документа нарушением конституционного принципа разделения церкви и государства , консервативные раввины стали требовать от пар подписать отдельное письмо, заявляя, что этот пункт был им разъяснен как часть добрачного консультирования, и что обе стороны поняли и согласились с его условиями, признавая, что это письмо будет представлять собой отдельный гражданский документ, подлежащий исполнению в гражданском суде. [ 6 ] движения Однако у многих консервативных раввинов, в том числе некоторых из юридического комитета , возникли растущие опасения по поводу этого пункта по религиозным причинам.
Второй подход подпадал под категорию условных браков, т'най б'кидушин, и был частично основан на прошлых подходах, использовавшихся как французскими, так и турецкими раввинатами, но, по словам Рабиновица, имел улучшения, почерпнутые из уроков, извлеченных из прошлого. опыты. Ктуба . не менялась, но подписывался отдельный добрачный договор, и в присутствии раввинского суда его читал будущий жених, а будущая невеста заявляла, что согласна с ним Соглашение заключалось в том, что стороны понимали, что если когда-либо будет разрешен гражданский развод, то развод должен быть выдан в течение шести месяцев с этой даты. Отказ подчиниться этому соглашению не оставит суду иного выбора, кроме как рассмотреть первоначальный брак и первоначальное заявление жениха настолько ошибочными, что создастся впечатление, будто этого брака никогда не было. [ 7 ]
Третий подход, используя контакты как внутри иудаизма, так и за его пределами, заключался в том, чтобы принудить непокорного мужа предоставить гет. Одним из примеров, приведенных на конференции, был случай, когда гражданско-разведенный муж планировал повторно жениться, на этот раз на католичке по католической религиозной церемонии. Бет Дин из консервативного движения связалась с католической церковью, которая согласилась отказать в заключении брака до тех пор, пока предыдущий брак не будет расторгнут по религиозным причинам, что привело к почти немедленному предоставлению права собственности мужем. [ 6 ]
Наконец, в 1968 году единогласным голосованием юридического комитета был инициирован окончательный подход, когда было решено, что Объединенный бет-дин консервативного движения может аннулировать браки в качестве крайней меры, основываясь на талмудическом принципе хафкаат. кидушин . По словам Рабинович, одной лишь угрозы этой акции иногда было достаточно, чтобы заставить бывшего мужа предоставить гет. [ 6 ]
Изменения в православном подходе
[ редактировать ]Ортодоксальные раввины уже давно обеспокоены агуной, и на рассмотрение религиозных лидеров был выдвинут ряд предложений. [ 8 ] До сих пор не найдено решения, которое удовлетворило бы большинство ортодоксальных религиозных лидеров.
В ряде современных документов и конференций продолжают обсуждаться как проблемы, так и возможные решения, включая возможность современной такканы (религиозного законодательного акта), наделяющего Главного раввината Израиля правом вмешиваться и аннулировать браки задним числом, таким образом, чтобы это было возможно. некоторое время в средние века. [ 9 ] [ 10 ] Большинство ортодоксальных лидеров считают такие предложения слишком радикальными и недопустимыми с точки зрения закона (с точки зрения Галахи). [ 11 ] [ 12 ]
Однако по мере продолжения исследований и дискуссий в ряде современных работ и конференций упоминаются работы прошлых ортодоксальных раввинов, таких как Яаков Моше Толедано , который в 1930/31 году рекомендовал ставить каждый еврейский брак в зависимость от «постоянного соглашения». «местного раввинского суда, чтобы суд мог задним числом аннулировать брак в качестве средства решения проблемы агуны; [ 13 ] и Мнахем Рисикофф , который рекомендовал в 1937 году, чтобы такое рассмотрение было уделено не каждому местному суду, но, по крайней мере, иерусалимскому раввинскому суду, особо признавая этот авторитет в словах, произносимых под хупой (свадебным балдахином). Рисиков и др. [ 14 ] также предложил обсудить восстановление библейского статуса пилегеша , статуса отношений между мужчиной и женщиной, который не требует гета при расторжении брака, тем самым избегая категории агуна. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Другие подходы, которые обсуждались религиозными лидерами, в том числе ведущими ортодоксальными раввинами, включали возможность заключения брачного договора , не включенного в ктубу и не упомянутого в словах, произносимых женихом во время церемонии, посредством которых муж и жена соглашаются соблюдать по приказу назначенного Бет Дина относительно выдачи или принятия гета. Джехиэль Перр обсуждал такое предложение: [ 18 ] Сообщалось, что Моше Файнштейн отнесся к этой идее благосклонно, а австралийский раввин Хабада Моше Гутник решительно высказался в ее пользу. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Кроме того, в ходе дискуссий рассматривалась возможность применения различных форм принуждения к мужу с целью заставить его предоставить право на получение наследства . [ 10 ]
Ни одно предложение до сих пор не встретило широкого одобрения со стороны ортодоксального раввината, хотя были случаи, когда отдельные раввины предпринимали то, что рассматривалось как «индивидуальные» индивидуальные действия, включая созыв раввинских судов для аннулирования браков, используя Геоническая модель. Подобные действия вызвали широкое осуждение в ортодоксальном сообществе. [ 22 ]
В 2012 году Международное раввинское братство (IRF), организация, объединяющая (по состоянию на 2012 год) 150 современных ортодоксальных раввинов, приняло резолюцию, в которой говорилось, что «раввины IRF не могут выступать на свадьбе, если пара не подписала галахический брачный договор. Раввины IRF Кроме того, им рекомендуется участвовать в ритуалах только в свадьбах, на которых пара подписала галахический брачный договор. Ритуальное участие включает, помимо прочего, чтение кетубы , выступление в качестве свидетеля и совершение одного из шева-брахот ». [ 23 ] К 2019 году подавляющее большинство современных ортодоксальных раввинов придерживались того же подхода. [ 24 ]
Зика в Йиббуме
[ редактировать ]Похожий случай произошел с женщиной, муж которой умер бездетным: в такой ситуации еврейский закон требует от брата мужа вступить в йиббум (разновидность левиратного брака ) с вдовой, чтобы иметь от нее детей в семье. имя умершего. Брат может отказаться делать йибум и вместо этого провести церемонию, известную как хализа, чтобы освободить ее от связи с ним (в наше время хализа почти всегда проводится вместо йибума ). Если брат пропал или он еще ребенок, женщина должна дождаться, пока он найдется или достигнет подросткового возраста , чтобы он мог провести церемонию хализа . Были зафиксированы случаи, когда брат мужа пытался шантажировать вдову, откладывая церемонию хализы , фактически оставляя ее в качестве агуны . [ нужна ссылка ]
В Израиле
[ редактировать ]В 1947 году Давид Бен-Гурион согласился с тем, что власть в вопросах брака и развода будет передана в руки Главного раввината Израиля, и было подписано соглашение в признание этого решения (среди прочего). Это соглашение известно как «письмо о статус-кво». [ 25 ] В 1953 году Кнессет принял Закон о юрисдикции раввинских судов (брак и развод), 5713–1953. [ 26 ] Статья 1 Закона гласит: «Вопросы брака и развода евреев в Израиле, являющихся гражданами или резидентами государства, находятся в исключительной юрисдикции раввинских судов». [ 26 ] В материальном положении раздела 2 этого Закона далее говорится: «Брак и развод евреев совершаются в Израиле в соответствии с еврейским религиозным законом» (Дин Тора). [ 26 ]
В 2007 году Главный раввинат обнаружил, что в Израиле мужчинам и женщинам было отказано в разводе в равном количестве: 180 женщинам и 185 мужчинам в течение двухлетнего периода. Генеральный директор раввинских судов заявил, что это показывает, что "иски женских организаций тысяч женщин, чьи мужья отказываются дать им развод, не имеют под собой никаких оснований". [ 27 ] Тем не менее,
, будут считаться мамзерим «Женщина страдает больше в этой ситуации, поскольку в Библии ей запрещено снова выходить замуж; а дети, которых она может родить от другого мужчины, согласно Галахе . Мужчине аналогичным образом не разрешается жениться до развода, но запрет гораздо менее сурово (поскольку моногамия была установлена одной-единственной чрезмерной властью в Европе примерно в 1000 году нашей эры и была принята в Европе среди ( ашкенази ), тогда как сефарды и мизрахи (Восточные) еврейские общины формально не признавали моногамию только до недавнего времени, после алии в Израиль в 1950-х годах.) Учитывая это, будущие дети мужчины не будут считаться незаконнорожденными». [ 27 ]
В 2015 году «Цохар» (религиозная сионистская раввинская организация в Израиле) вместе с Израильской ассоциацией адвокатов представила брачный договор, призванный помочь гарантировать, что разводящиеся жены получат вознаграждение ; По соглашению муж обязуется ежедневно выплачивать большую сумму денег своей супруге в случае расставания. [ 28 ]
В 2018 году Кнессет принял закон, который будет действовать в течение трех лет, позволяя раввинским судам Израиля рассматривать определенные дела еврейских женщин, желающих развестись со своими мужьями-евреями, даже если ни жена, ни муж не являются гражданами Израиля. [ 29 ]
Mesorevet get ( Получить отказ)
[ редактировать ]Мезоревет гет - это еврейская женщина, ставшая жертвой «отказа от получения», известная как современная «агуна».
Согласно Галахе , гет действителен только в том случае, если он передан мужем жене по собственному желанию. [ 30 ] Однако при определенных обстоятельствах, таких как насилие со стороны интимного партнера или эмоциональное насилие, особенно если такое насилие и отказ предоставить гет или игнорирование постановления бейт -дина продолжаются в течение нескольких лет, определенные виды давления могут быть применены. обратился к мужу с просьбой заставить его дать развод жене. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Если женщина доказала одно или несколько конкретных оснований для развода из списка, бетдин (раввинский суд) может в таких ситуациях оказать давление на мужа. [ 34 ] Есть некоторые галахические авторитеты, которые будут действовать соответствующим образом в случаях жестокого обращения или пренебрежения. [ 35 ] Тем не менее, не при всех обстоятельствах жена имеет право требовать развода согласно Галахе . Если жена, не имеющая галахического права на развод, требует его, не может считать ее мезореветом раввинский суд . Однако не любая женщина, желающая выйти из нежеланного брака, но получившая отказ от мужа, не считается жертвой отказа . Существуют мнения, которые считают неприязнь женщины к мужу приемлемым галахическим основанием для принуждения. [ 36 ] «Говорят: в случаях предоставления права женщине мужчину принуждают до тех пор, пока он не скажет: «Я хочу это сделать » ». [ 37 ] Тем не менее, почти во всех случаях необходимо оставить мужчине право голоса в этом вопросе, чтобы это не считалось «принудительным разводом», что с галахической точки зрения недействительно. По правилу Рабейну Тама , [ 38 ] Давление, которое может быть оказано против этого человека, включает избегание , лишение его общественных льгот и почестей, а в крайних случаях даже тюремное заключение.
Начиная с середины 1980-х годов нью-йоркская банда по принуждению к разводу применяла жестокие методы, такие как похищения, избиения и пытки, чтобы вымогать деньги и деньги у мужей в проблемных браках. [ 39 ] Они были арестованы Федеральным бюро расследований в 2013 году и приговорены к тюремному заключению. [ 40 ] В 2016 году еще одна группа раввинов была арестована по подозрению в планировании заказного убийства мужа с целью освобождения его жены. [ 41 ]
В Израиле раввинским судам по закону разрешено принимать различные меры, чтобы убедить мужчину предоставить жене гет ( Закон о раввинских судах [Исполнение постановлений о разводе] 5755–1995). [ 42 ] Эти санкции представляют собой современную версию вышеупомянутых Харчакот Д'Рабейну Там, которые включают в себя: отзыв водительских прав, закрытие банковских счетов, отзыв профессиональных лицензий, таких как медицинские и юридические, аннулирование паспорта и тюремное заключение. Практически одним из самых эффективных из них оказалось лишение водительских прав непокорного мужа. Несмотря на это, ни законы, ни правоприменение израильских раввинских судов или их отсутствие не смогли устранить отказ в получении разрешения в Израиле. В диаспоре раввинские суды не имеют таких полномочий, и любые практические полномочия, которыми они могут обладать, будут результатом обязательного арбитражного соглашения (например, Брачного соглашения о предотвращении брака ), если оно было ранее подписано ссорящейся парой. . За последнее десятилетие обе ортодоксальные раввинские группы [ 43 ] и женские организации [ 44 ] осудили рост числа случаев отказа в получении , а также создание целевых групп для решения этой проблемы и помощи отдельным жертвам отказа . [ 45 ]
Активизм
[ редактировать ]Часть серии статей о |
Еврейский феминизм |
---|
Защитники |
Группы |
Ортодоксальный еврейский феминизм |
|
Проблемы |
|
Многие женские группы утверждают, что раввинские суды не используют все имеющиеся в их распоряжении меры, чтобы заставить мужчин предоставить своим женам гет , тем самым позволяя мстительному мужу годами шантажировать свою жену. Публичная критика судов, а также демонстрации пытались повлиять на особо громкие дела.
Было предложено несколько решений, чтобы помочь женщинам, которым отказано в получении пособия :
- Увеличение возможностей, доступных раввинским судам для того, чтобы заставить мужей предоставлять своим женам гет . В Израиле раввинские суды могут даже заключить в тюрьму мужа до тех пор, пока он не согласится и не предоставит право собственности своей жене. Однако это не вариант для раввинских судов в других местах, поскольку они не имеют поддержки государства. [ 46 ]
- Заставить пары подписать еврейский брачный договор , который требует от мужа выплачивать жене высокие супружеские алименты, если он отказывает ей в получении , чтобы дать паре стимул не откладывать развод. Галахические власти в Соединенных Штатах утвердили особые брачные соглашения для предотвращения отказа. [ 47 ]
- Пары должны подготовить «временное соглашение », которое вступит в силу только при определенных заранее определенных обстоятельствах.
- Если пары соглашаются на «условный брак», который включает в себя оговорку в церемонии бракосочетания, в которой говорится, что при определенных условиях (например, при раздельном проживании в течение длительного периода времени) сам брак будет аннулирован без необходимости получения согласия .
В 1995 году израильский парламент предоставил раввинскому суду расширенные юридические полномочия по наказанию мужчин, отказывающихся предоставить своим женам право на получение пособия , путем приостановления действия их водительских прав, ареста их банковских счетов, запрета на выезд за границу и даже заключения под стражу тех, кто не подчиняется приказу о предоставлении права на получение пособия. развод; однако женские группы утверждают, что закон 1995 года не очень эффективен, поскольку суд применяет санкции менее чем в 2% случаев. [ 48 ]
В 2004 году судья Менахем Ха-Коэн из Иерусалимского суда по семейным делам дал Агуноту новую надежду , постановив, что мужчина, отказывающий своей жене в получении пособия, должен выплатить ей 425 000 шекелей в качестве штрафных санкций, поскольку «[Отказ в предоставлении пособия является серьезным нарушением прав ». на ее способности вести разумную, нормальную жизнь, и это можно считать эмоциональным насилием, продолжающимся несколько лет». Он отметил, что «[T] это не очередная санкция против кого-то, отказывающегося предоставить гет , направленная на ускорение процесса предоставления гета , и этот суд не участвует в каких-либо будущих мероприятиях по предоставлению гета , но скорее, это прямой ответ на последствия, возникающие в результате непредоставления права на получение гет и права женщины на получение штрафных санкций». Это решение стало результатом проекта публичных судебных разбирательств, инициированного правозащитной организацией « Центр женской юстиции» в качестве одного из ряда успешных исков, поданных в израильские гражданские суды с требованием о возмещении финансового ущерба непокорным мужьям. [ 49 ]
В 2007 году Управление раввинских судов опубликовало отчет об агуноте в Израиле. В отчете уточняется, что существуют различные категории неразрешенных дел о разводе и что лишь небольшой процент дел считается получившим статус агуна. В отчете говорится, что в 2006-2007 годах было 942 нерешенных дела о разводе, из которых 69 получили статус агуны. В отчете выбрано 346 из них в качестве выборки для анализа. Что касается части общего числа случаев, в отчете указано, что в 180 случаях мужья отказывались от развода, а в 190 случаях - жена отказывалась от развода. [ 50 ]
За пределами Израиля агуна может получить гражданский развод и вступить в повторный брак посредством гражданского брака , поскольку неизраильские правовые системы обычно не признают статус агуны . Тем не менее, агуна обычно не стремится к второму браку, поскольку ее первый брак по-прежнему действителен, согласно Галахе, любые другие сексуальные отношения будут представлять собой прелюбодеяние со стороны ее первого мужа. Кроме того, согласно Галахе, любые дети, рожденные агуной, считаются мамзерим .
В 2014 году раввинат Уругвая ввел требование ко всем еврейским парам, вступающим в брак под его эгидой, подписать раввинский брачный договор. В договоре указано, что в случае гражданского развода супругов муж обязан немедленно передать жене гет. Инициативу инициировала Сара Винковски, директор Кехила, Комунидад Исраита дель Уругвай (Еврейская община Уругвая), которая также является вице-президентом Всемирного еврейского конгресса и давним активистом за права женщин в рамках еврейского закона. [ 51 ]
В знаковом деле 2020 года в Лондоне женщина получила гет после того, как возбудила частное уголовное преследование против своего мужа за «контроль и принуждение к поведению в интимных отношениях в семье» в нарушение статьи 76 Закона о тяжких преступлениях 2015 года. [ 52 ] Это было заявлено на том основании, что муж поддерживал с ней интимные отношения против ее воли. Уголовное преследование было прекращено, когда муж уступил и предоставил возможность получить, а не столкнуться с перспективой существенного тюремного заключения. [ 53 ]
Впоследствии, в 2022 году, было успешно рассмотрено еще одно дело, в результате которого манчестерский бизнесмен признал себя виновным в принуждении к отказу дать жене вознаграждение . Этот случай знаменует собой первое полное применение законодательных мер 2015 года по предотвращению ситуации агунота. [ 54 ]
День Агуны
[ редактировать ]День Агуны был учрежден ICAR — Международной коалицией за права агуны — в 1990 году с целью привлечь внимание общественности к тяжелому положению Агуны и активизировать действия по решению этой проблемы. Он отмечается в по еврейскому календарю день поста Эстер . [ 55 ]
Пост Эстер был выбран ИКАР в качестве Дня Агуны, чтобы символизировать отождествление с Агуной по двум противоположным причинам – из-за скорби и из-за спасения. [ 56 ] Подобно Есфири, агуна нынешней эпохи не желает состоять в браке, в котором она оказалась. Подобно Есфири, многие женщины, которым отказывают в получении денег, живут в страхе перед своими супругами и ведут двойную жизнь. Как и Эстер, агуна , ставшая жертвой отказа, обнаруживает, что ей не хватает контроля над собственной свободой. [ 57 ]
Мужской "агуним"
[ редактировать ]Тора разрешает мужчине иметь несколько жен, а ребенок, рожденный женатым мужчиной от одинокой женщины, не считается мамзером . Таким образом, в то время как женщина, вступающая в новые отношения, находясь в браке, страдает от серьезных галахических последствий, мужчина, делающий то же самое, страдает от гораздо более легких последствий. Однако в начале 11 века раббену Гершом издал указ, запрещающий еврейским мужчинам практиковать двоеженство (хотя это не было принято некоторыми отдаленными еврейскими общинами, такими как йеменские евреи ). Чтобы этот указ не привел к легкомысленным разводам, ранее ненужным, рабейну Гершом также постановил, что «женщина не может быть разведена против ее воли». Эти указы позволяли мужчинам становиться «агуним» так же, как женщины становятся «агунот», если его жена исчезнет или откажется принять гет.
Чтобы разрешить ситуацию такого человека, был установлен гетер меа раббаним (освобождение ста раввинов), позволяющий ему взять вторую жену (после внесения гета за первую жену). раввинам [ 58 ] Однако из-за сложностей, затрат и других причин многим мужьям не удается получить гетер меа раббаним , и поэтому они остаются прикованными к своим женам. [ нужна ссылка ] В Израиле больше случаев, когда женщины решают не принимать гет, когда муж хочет его дать, чем случаев, когда мужчина отказывается предоставить гет . [ 59 ]
Бывают также случаи, когда гет предлагается защитить жену. Например, если муж занимается опасной деятельностью или находится в заключении на длительный срок, он может захотеть полностью развестись, чтобы помочь своей жене и освободить ее. Часто от таких предложений отказываются. [ 60 ]
Караимский иудаизм
[ редактировать ]Караимский иудаизм , не признающий авторитета Талмуда , основывает свой закон о разводе полностью на Торе: «Мужчина берет жену и овладевает ею. Она не может угодить ему, потому что он находит в ней что-то отвратительное, и он пишет ей разводной документ, вручает ей его и отсылает из своего дома». (Второзаконие 24:1) [ 61 ]
Таким образом, по караимскому законодательству женщине трудно получить развод, если он не будет прямо написан и передан ее мужем (или назначенным агентом), тогда как в раввинистическом иудаизме существует несколько редких исключений и случаев, когда доступны альтернативы (аннулирование, аннулирование, принуждение мужа к участию)
В разделе 18 «Микдаш Меат» (английский перевод караимского галахического труда « Адерет Элияху» ) говорится: [ 62 ]
Приказ о разводе называется sefer keritut . получает женщина Независимо от того, инициирует ли развод мужчина или жена, сефер керитут . Цель « сефер керитут» — освободить женщину от мужа и подтвердить, что она может выйти замуж за другого мужчину. Предпочтительно, чтобы муж добровольно предоставил жене приказ о разводе. Однако мудрецы разошлись во мнениях относительно случаев, когда муж отказывается предоставить приказ. Некоторые мудрецы считали, что бейт-дин может дать женщине развод даже без sefer keritut [эквивалента раввинистического еврейского получения ] от ее (бывшего) мужа. Другие мудрецы, однако, утверждали, что бейт-дин должен заставить мужчину написать заявление о разводе. Это принуждение может осуществляться через родовые власти.
Этот текст явно относится к известным случаям, когда в sefer keritut было отказано, хотя это, очевидно, было редкостью:
Сегодня караимский батей-дин может разрешить женщине развод, даже если муж отказывается предоставить судебный приказ. Но это происходило очень редко. Как уже говорилось, рав Башьяци отмечает, что некоторые классические мудрецы также считали это допустимым. Одним из таких мудрецов является Рав Леви. Другой — мудрец XIX века Рав Ицхак Бен Шломо.
Учитывая отсутствие агунота , было сказано, что «караимская галаха ввела реальное усиление прав женщин в вопросах развода: развод по юридическому постановлению». [ 63 ]
В искусстве
[ редактировать ]- «Как найти своего мужчину » (1996) - пьеса, написанная и поставленная австралийским театральным режиссером Марджи Фишер для выступления членов еврейской общины по вопросам, связанным с еврейским религиозным разводом и отказом. [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Пункт Либермана (консервативный иудаизм)
- Организация по разрешению Агуно
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Получить отказ – проблема, и решение найдено» . Еврей в городе . 05.08.2020 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Израильский раввин, партнер юридической группы по брачному союзу, чтобы предотвратить агунот» . Еврейское телеграфное агентство . 03.03.2015 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шерешевский, Бен-Цион; Илон, Менахем. «Агуна» . Энциклопедия иудаики . 1 : 510–520 – через виртуальную справочную библиотеку Гейла.
- ^ Вавилонский Талмуд, Шаббат 56а.
- ^ Вавилонский Талмуд, Евамот 121а.
- ^ Jump up to: а б с д и Рабиновиц, Мейер Э. (1998). «Агунот (Брошенные жены), адаптированный из его комментариев на конференции Агунот 1998 года в Иерусалиме» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Элиезер Берковиц, Tenai be-nisuin uve-get , цитируется по Rabinowitz, op.cit.
- ^ А. Фрейманн, Седер Кидушин Венисуин , Мосад ха-Рав Кук, Иерусалим: 1964 (иврит). В эту книгу включена обширная история таких попыток за период более двух тысяч лет, стр. 385-397.
- ^ Ирвин Х. Хаут, Развод в еврейском законе и жизни, Sepher-Hermon Press, Нью-Йорк: 1983. На страницах 49–53 обсуждается прошлое, а на страницах 95–100 обсуждаются предложения на будущее.
- ^ Jump up to: а б формам Манчестерский анализ: проект итогового отчета исследовательского подразделения Агуны , Манчестерский университет, Англия, июль 2009 г. Помимо изучения идеи «заднего аннулирования», в этом отчете также рассматриваются различные предложения по «условным» бракам и принуждения, чтобы побудить мужа предоставить жене гет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 г. Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Вейдер, Джереми (2003). « Хафкаат Кидушин : Ответ» (PDF) . Традиция . 37 (1). Раввинский совет Америки : 61–78 . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Коэн, Шеар Яшув . «Кефияс ха-Гет Б'Зман Хазе» Принуждение к разводу в это время [Принуждение к получению в наше время]. Техумин ((удобная ссылка)) (на иврите). 11 : 195–202 . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Responsa Yam Hagadol, Каир, 1931, № 74, цитируется в The Manchester Analysis, op.cit. , сноска 1113, стр. 163.
- ↑ Одним из примеров является Элиша Анчеловиц, «Мужчина разводится — женщина разводится: объяснение галахи как помощь в решении проблемы брака для светского сектора», Ma'agilim 3 , 2000, 99–121, цитируется в The Manchester. Анализ, указ. соч. , 206. Анчеловиц считает, что шева брахот для такого союза можно читать (традиционное свадебное благословение). Другие авторитетные источники, цитируемые на этой странице, поднимают проблему, согласно которой, по мнению Маймонида , хотя его мнение было меньшинством, возможность присоединения к пилегешу была зарезервирована только для королей.
- ^ Manchester Analysis , op.cit., страницы 91, 155, 162, 163, 174, 180. Эта работа ссылается на книгу Рисикоффа Шаарей Шамаим (Нью-Йорк, 1937), которая включает оба его аргумента в пользу более широкого признания суда в целом. и опора на него – посредством творческого пересмотра традиционных слов, произносимых женихом во время еврейской свадебной церемонии – в частности, в случае Агуны.
- ^ Хаут, соч. идти. Это описание позиции Рисикоффа цитируется на основе более раннего вторичного источника: А. Фрейманн, Седер Кидушин В'Нисуин , Моссад ха-Рав Кук, Иерусалим: 1964 (иврит).
- ^ Между гражданским и религиозным правом: тяжелое положение Агуны в американском обществе , Ирвинг Брейтовиц, Greenwood Press, 1993. Рецензия на книгу Брейтовица была опубликована в журнале Jewish Action , Winter 1994, Vol. 55, № 2.
- ^ Еврейский обозреватель, октябрь 1982 г.
- ^ Haut, цит., 99.
- ^ Джозефс, Эллисон (18 марта 2015 г.). «Историческая поддержка галахического брачного договора со стороны раввинов-харедим | Еврей в городе» . www.jewinthecity.com . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Линия, Хабад Он (28 апреля 2015 г.). «Приживется ли галахический брачный договор» . коллайв . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Нуссбаум Коэн, Дебра (27 ноября 1998 г.). «Ортодоксальные группы критикуют двух раввинов, аннулирующих браки» . Jweekly.com . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ «Международное раввинское сообщество делает исторический шаг, чтобы предотвратить будущее Агунот |» . Internationalrabbinicfellowship.org. 24 мая 2012 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Подавляющее большинство современных ортодоксальных раввинов требуют заключения брачного договора для заключения брака.
- ^ «Раввины Израиля держат под контролем еврейские браки - Аль-Монитор: Пульс Ближнего Востока» . 26 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бет Дин и судьи» .
- ^ Jump up to: а б «Статистика раввината: 180 женщин, 185 мужчин, «скованных» супругами» . Израильские национальные новости. 23 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2007 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ «Израильский раввин, партнер юридической группы по брачному союзу в попытке предотвратить агунот | Еврейское телеграфное агентство» . Jta.org. 03.03.2015 . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ «Израиль предоставляет раввинским судам беспрецедентную юрисдикцию над евреями диаспоры — Новости Израиля» . Гаарец . Haaretz.com . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Yevamot 14:1
- ^ Махтингер, Яэль CB (2018). Социально-правовое расследование отказа евреев от развода в Нью-Йорке и Торонто: Агунот, разрывающий связывающие узы (доктор философии). Йоркский университет. hdl : 10315/34525 .
- ^ Элиас-Бахрах, Ари (16 сентября 2019 г.). «Отказ хоронить членов семьи отказника: драматический шаг, получивший давнюю галахическую поддержку» . Лерхаус . Лерхаус . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Грец, Наоми. «Домашнее насилие в еврейском законе» . Мое еврейское образование . 70/Faces Media . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кетубот 7:10; Ты ушел 9:8
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер, 154:3
- ^ Рамбам , Мишна Тора, Хилчот Ишут , 14:8
- ^ Вавилонский Талмуд , Арахин 21а; Рамбам, Мишна Тора, Хильхот Герушин, 2:2
- ^ Сефер ха-Яшар , Ответ 24; Рема, Эвен ХаЭзер 154:21
- ↑ Шаер, Мэтью (2 сентября 2014 г.) «Отряд ортодоксальных убийц Эпштейна» , GQ
- ^ (14 декабря 2015 г.) «Раввин приговорен за участие в принуждении к разводу» , The New York Times
- ↑ Гаджанан, Махита (7 сентября 2016 г.). «Раввин и ортодоксальный еврей планировали похитить и убить мужа, чтобы добиться развода с его женой, заявляют официальные лица» , Time
- ^ «Чок Батей Дин Раббаниим» . 1995. Архивировано из оригинала 6 марта 2009 года . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Бет Дин из Америки http://www.bethdin.org/
- ↑ Женские организации Еврейский ортодоксальный феминистский альянс. Архивировано 28 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Помогите Совету отдельных жертв молодых израильских раввинов. Архивировано 6 июля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ « Те, кто не даст развода, будут отмечены как Каин » . Национальные новости Израиля . 9 октября 2017 года . Проверено 06 мая 2018 г.
- ^ theprenup.org http://theprenup.org/rabbinic.html . Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine и Совете молодых израильских раввинов в Израиле. «Брачный договор» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Эдмунд Сандерс, Los Angeles Times (26 июля 2013 г.). «Израильский закон о разводе заманивает женщин в ловушку в браках, которые давно распались» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Вайс, Сьюзен. «Преступное правонарушение в случае отказа: почему правонарушение, а почему нет?» . Разговоры . Православие: проблемы семьи и гендера (5). Архивировано из оригинала 3 июля 2011 года . Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ Ниссан Рацлав-Кац. Статистика опровергает утверждения о «тысячах израильских агунотов» . Аруц Шева , 28 июня 2007 г.
- ^ «Монтевидео - Раввинский брачный договор института главного раввина Уругвая» . Vosizneias.com. 23 января 2014 года . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ «Закон о тяжких преступлениях 2015 года» . www.legislation.gov.uk . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Знаковое дело: женщина получила право на компенсацию после того, как возбудила частное обвинение против мужа за принудительный контроль» . www.thejc.com . 23 января 2020 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Рокер, Саймон (28 февраля 2022 г.). «Человек осужден за отказ от развода с евреем по знаковому делу в английском суде» . Еврейская хроника .
- ↑ Связь между Постом Эстер и Днем Агуны была представлена в качестве объяснения в законопроекте, представленном частным членом Кнессету Израиля в День Агуны в 2010 году. Законопроект, который не стал законом, был составлен ICAR в попытке добиться Кнессет официально объявил пост Эстер «Днем Агуны» https://www.knesset.gov.il/privatelaw/data/18/2268.rtf Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine Объяснение предложенного законопроекта было составлено доктором Рэйчел Левмор, адвокатом раввинского суда, координатором по вопросам иггуна и отказа Совета молодых израильских раввинов в Израиле и Еврейского агентства; член ИКАР. Перевод Шошаны Тесслер; под редакцией Робин Шеймс
- ^ «Таанит Эстер – Международный день Агуны» . Журнал Голоса. 16 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ «Таанит Эстер и Международный день Агуны» . Журнал Голоса. 28 февраля 2011 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ «Хетер Меа Рабоним – Обзор» . Мировые новости ешивы . 27 марта 2014 г. Проверено 06 мая 2018 г.
- ^ «Статистика раввинского суда: Раввинский суд: больше женщин, чем мужчин, отказываются» . Национальные новости Израиля . 14 февраля 2017 года . Проверено 06 мая 2018 г.
- ^ «Собрались в городе» . Нью-Йорк Таймс . 07.10.1896 . Проверено 23 апреля 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Второзаконие 24» . Сефария.орг . Сефария . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Мангуби, Томер. «Микдаш Меат (Раздел 18: Брак)» (PDF) . Караимы.org . Караимские евреи Америки . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Ольшови-Шлангер, Юдит. «Караимский брак» . Мое еврейское образование . 70/Faces Media . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Австралийские еврейские новости , пятница, 25 июля 1997 г.