Антиблокировочная тормозная система
Антиблокировочная тормозная система ( ABS ) — это безопасная противобуксовочная система , тормозная используемая в самолетах и наземных транспортных средствах , таких как автомобили , мотоциклы , грузовики и автобусы . [1] ABS работает, предотвращая колес блокировку во время торможения, тем самым поддерживая тяговый контакт с поверхностью дороги и позволяя водителю сохранять больший контроль над автомобилем.
ABS — это автоматизированная система, использующая принципы порогового торможения и торможения с частотой вращения педалей — методы, которые когда-то практиковались опытными водителями до того, как ABS получила широкое распространение. ABS работает гораздо быстрее и эффективнее, чем могло бы справиться большинство водителей. Хотя АБС обычно обеспечивает улучшенное управление автомобилем и уменьшает тормозной путь на сухих и некоторых скользких поверхностях, на рыхлых гравийных или заснеженных поверхностях АБС может значительно увеличить тормозной путь , одновременно улучшая управляемость. [2] [3] [4] С тех пор, как АБС была внедрена в серийные автомобили, такие системы стали более совершенными и эффективными. с передней на заднюю часть Современные версии могут не только предотвращать блокировку колес при торможении, но также могут изменять смещение тормозов . Эта последняя функция, в зависимости от ее конкретных возможностей и реализации, известна по-разному как электронное распределение тормозных усилий , система контроля тяги , система экстренного торможения или электронная система стабилизации (ESC).
История
[ редактировать ]Ранние системы
[ редактировать ]Концепция ABS возникла еще до появления современных систем, появившихся в 1950-х годах. Например, в 1908 году Дж. Э. Фрэнсис представил свой «Регулятор предотвращения пробуксовки для железнодорожных транспортных средств». [5]
В 1920 году французский пионер автомобилестроения и авиации Габриэль Вуазен экспериментировал с системами, которые модулировали гидравлическое тормозное давление в тормозах его самолета, чтобы снизить риск проскальзывания шин, поскольку пороговое торможение на самолете практически невозможно. В этих системах использовались маховик и клапан, прикрепленные к гидравлической линии, питающей тормозные цилиндры. Маховик прикреплен к барабану, который вращается с той же скоростью, что и колесо. При нормальном торможении барабан и маховик должны вращаться с одинаковой скоростью. Однако, когда колесо замедляется, барабан будет делать то же самое, заставляя маховик вращаться с большей скоростью. Это заставляет клапан открываться, позволяя небольшому количеству тормозной жидкости обходить главный цилиндр в местный резервуар, снижая давление в цилиндре и отпуская тормоза. Использование барабана и маховика означало, что клапан открывался только при вращении колеса. При тестировании было отмечено улучшение эффективности торможения на 30%, поскольку пилоты сразу же включали тормоза на полную мощность вместо того, чтобы медленно увеличивать давление, чтобы найти точку заноса. Дополнительным преимуществом стало исключение сгоревших или лопнувших шин. [6]
Первое должное признание системы ABS пришло позже благодаря немецкому инженеру Карлу Васселю, чья система регулирования мощности торможения была официально запатентована в 1928 году. Однако Вассель так и не разработал работающий продукт, как и Роберт Бош , который восемь лет назад разработал аналогичный патент. позже. [5]
Похожая тормозная система под названием Decelostat , в которой для измерения пробуксовки колес использовались генераторы постоянного тока, использовалась на железных дорогах в 1930-х годах. [7] К 1951 году в самолетах использовался децелостат на основе маховика для обеспечения противоскольжения при приземлении. Устройство проходило испытания сначала в США, а затем в Великобритании. [8] В 1954 году журнал Popular Science проводили предварительные испытания системы Decelostat для предотвращения закручивания автомобиля при резком торможении сообщил, что американские автопроизводители в Детройте . Однако публичной информации о результатах испытаний не было. [9]
К началу 1950-х годов противоюзовая система Dunlop Maxaret широко использовалась в авиации Великобритании, на таких самолетах, как Avro Vulcan и Handley Page Victor , Vickers Viscount , Vickers Valiant , English Electric Lightning , de Havilland Comet 2c , de Havilland. Sea Vixen , а также более поздние самолеты, такие как Vickers VC10 , Hawker Siddeley Trident , Hawker Siddeley 125 , Hawker Siddeley HS 748 и производные от British Aerospace ATP , а также BAC One-Eleven и голландский Fokker F27 Friendship (который необычно имел высокую производительность Dunlop). пневматическая система давления (200 бар) вместо гидравлики торможения, управления носовым колесом и уборки шасси), в стандартной комплектации оснащается системой Maxaret. [10] Maxaret, сокращая тормозной путь до 30% на обледенелой или мокрой дороге, также увеличивал срок службы шин и имел дополнительное преимущество, позволяя взлетать и приземляться в условиях, которые вообще исключали бы полеты на самолетах, не оборудованных Maxaret.
В 1958 году Royal Enfield Super Meteor мотоцикл использовался Лабораторией дорожных исследований для испытаний антиблокировочной тормозной системы Maxaret. [11] Эксперименты показали, что антиблокировочная система тормозов может иметь большое значение для мотоциклов, занос которых является причиной большого количества аварий. Тормозной путь был сокращен в большинстве испытаний по сравнению с торможением заблокированными колесами, особенно на скользких поверхностях, где улучшение могло достигать 30%. Однако тогдашний технический директор Enfield Тони Уилсон-Джонс не видел в этой системе большого будущего, и компания не запустила ее в производство. [11]
Полностью механическая система ограниченно использовалась в автомобилях в 1960-х годах в гоночном автомобиле Ferguson P99 , Jensen FF и экспериментальном полноприводном Ford Zodiac , но в дальнейшем не нашла применения; система оказалась дорогой и ненадежной.
Первая полностью электронная антиблокировочная система тормозов была разработана в конце 1960-х годов для самолета Конкорд .
Современная система ABS была изобретена в 1971 году Марио Палаццетти (известным как «Мистер ABS») в Исследовательском центре Fiat и теперь является стандартной почти в каждом автомобиле. Система получила название Antiskid, а патент был продан компании Bosch, которая назвала ее ABS. [12]
Современные системы
[ редактировать ]Chrysler совместно с корпорацией Bendix представила компьютеризированную трехканальную систему полного привода с четырьмя датчиками. [13] ABS назвала «Sure Brake» в честь своего автомобиля Imperial 1971 года выпуска . [14] После этого он был доступен в течение нескольких лет, функционировал как положено и доказал свою надежность. В 1969 году Ford представил антиблокировочную тормозную систему под названием «Sure-Track» для задних колес Lincoln Continental Mark III и Ford Thunderbird в качестве опции; [15] он стал стандартом в 1971 году. [16] Тормозная система Sure-Track была разработана при помощи Келси-Хейс. В 1971 году General Motors представила модель Trackmaster только с задним приводом. [17] ABS в качестве опции для заднеприводных Cadillac . моделей [18] [19] и назвал эту опцию тормозной системой True-Track на Oldsmobile Toronado . [20] В 1972 году эта опция стала доступна для всех Кадиллаков. В 1971 году компания Nissan предложила EAL (электрическую антиблокировочную систему), разработанную японской компанией Denso, в качестве опции для Nissan President , которая стала Японии . первой электронной АБС в [21]
1971: Империал [22] стал первым серийным автомобилем с антиблокировочной системой тормозов, управляемой компьютером. противобуксовочные тормоза с электронным управлением Toyota представила на Toyota Crown и обозначением ESC (Electronic Skid Control). [23]
1971: Первое применение на грузовике: система Antislittamento, разработанная Fiat Veicoli Industriali и установленная на грузовике Fiat модели 691N1. [24]
1972: полноприводный Triumph 2500 Estates в стандартной комплектации оснащался электронными системами Mullard . [ нужна ссылка ] Однако такие автомобили были очень редки, и очень немногие из них сохранились до наших дней.
1976: WABCO начала разработку антиблокировочной тормозной системы для коммерческих автомобилей, предотвращающей блокировку на скользких дорогах, а в 1986 году — электронной тормозной системы (EBS) для большегрузных автомобилей. [25]
1978: Mercedes-Benz W116 использовал электронную многоканальную антиблокировочную тормозную систему (ABS) для всех четырех колес от Bosch Одним из первых с 1978 года в качестве опции .
1982: Honda представила многоканальную систему ALB (антиблокировочная тормозная система) с электронным управлением в качестве опции для второго поколения Prelude, выпущенного во всем мире в 1982 году. Дополнительная информация: генеральный агент Honda в Норвегии потребовал, чтобы все модели Prelude, поставляемые на норвежский рынок, имели Система ALB входит в стандартную комплектацию, что делает Honda Prelude первым автомобилем, поставляемым в Европу, с ABS в стандартной комплектации. Норвежский генеральный агент также включил люк на крыше и другие опции в стандартное оборудование в Норвегии, что добавило марке Honda еще большей роскоши. Однако норвежская налоговая система сделала хорошо оборудованный автомобиль очень дорогим, и его продажи были высокими. С 1984 года система ALB, как и другие дополнительные функции Honda, больше не была стандартной функцией в Норвегии.
В 1985 году Ford Scorpio был представлен на европейском рынке с электронной системой Teves во всем модельном ряду в стандартной комплектации. За это модель была удостоена престижной награды «Европейский автомобиль года» в 1986 году, получив очень высокую оценку автомобильных журналистов. После этого успеха компания Ford начала исследования антиблокировочных систем для остальной части своего модельного ряда, что побудило других производителей последовать этому примеру.
С 1987 года ABS входит в стандартную комплектацию всех автомобилей Mercedes-Benz . [26] Линкольн последовал этому примеру в 1993 году. [27]
В 1988 году компания BMW представила первый мотоцикл с электрогидравлической ABS: BMW K100 . Yamaha представила модель FJ1200 с дополнительной ABS в 1991 году. Honda последовала этому примеру в 1992 году, выпустив свою первую мотоциклетную ABS на ST1100 Pan European. В 2007 году Suzuki выпустила модель GSF1200SA (Bandit) с АБС. В 2005 году Harley-Davidson начал предлагать опцию ABS на полицейских мотоциклах.
Операция
[ редактировать ]Контроллер антиблокировочной тормозной системы также известен как CAB (контроллер антиблокировочной тормозной системы). [28]
Обычно АБС включает в себя центральный электронный блок управления (ЭБУ), четыре датчика скорости колес и как минимум два гидравлических клапана в тормозной гидравлике . ЭБУ постоянно контролирует скорость вращения каждого колеса; если он обнаруживает, что колесо вращается значительно медленнее, чем скорость транспортного средства, что указывает на надвигающуюся блокировку колеса, он приводит в действие клапаны, чтобы уменьшить гидравлическое давление на тормоз на затронутом колесе, тем самым уменьшая тормозную силу на этом колесе; тогда колесо вращается быстрее. И наоборот, если ЭБУ обнаруживает, что колесо вращается значительно быстрее, чем другие, тормозное гидравлическое давление на колесо увеличивается, поэтому тормозное усилие применяется повторно, замедляя колесо. Этот процесс повторяется постоянно и может быть обнаружен водителем по пульсации педали тормоза. Некоторые антиблокировочные системы могут подавать или сбрасывать тормозное давление 15 раз в секунду. [29] [30] Из-за этого колеса автомобилей, оснащенных АБС, практически невозможно заблокировать даже при экстренном торможении в экстремальных условиях.
ЭБУ запрограммирован игнорировать разницу в скорости вращения колес ниже критического порога, поскольку при повороте автомобиля два колеса, приближающиеся к центру поворота, вращаются медленнее, чем два внешних. По этой же причине дифференциал используется практически во всех дорожных транспортных средствах.
Если в какой-либо части АБС возникает неисправность, на приборной панели автомобиля обычно загорается сигнальная лампа, и АБС отключается до тех пор, пока неисправность не будет устранена.
Современная ABS подает индивидуальное тормозное давление на все четыре колеса посредством системы управления датчиками, установленными на ступицах, и специальным микроконтроллером . ABS предлагается или входит в стандартную комплектацию большинства современных дорожных транспортных средств и является основой электронных систем контроля устойчивости, популярность которых быстро растет из-за значительного снижения цен на автомобильную электронику с годами. [31]
Современные системы электронного контроля устойчивости (ESC) являются развитием концепции ABS. Здесь для помощи в работе системы добавляются как минимум два дополнительных датчика: это датчик угла поворота рулевого колеса и гироскопический датчик. Теория работы проста: когда гироскопический датчик обнаруживает, что направление движения автомобиля не совпадает с тем, что сообщает датчик рулевого колеса, программное обеспечение ESC затормаживает необходимое отдельное колесо(а) (до трёх в самых сложных моделях). системы), чтобы автомобиль двигался по заданному водителем маршруту. Датчик рулевого колеса также помогает в работе системы управления торможением на поворотах (CBC), поскольку он сообщает ABS, что колеса на внутренней стороне поворота должны тормозить сильнее, чем колеса на внешней стороне, и насколько сильно.
Оборудование ABS также может использоваться для реализации системы контроля тяги (TCS) при ускорении автомобиля. Если при ускорении шина теряет сцепление с дорогой, контроллер ABS может обнаружить ситуацию и принять соответствующие меры для восстановления сцепления с дорогой. Более сложные версии этого устройства также могут одновременно управлять уровнем газа и тормозами.
Датчики скорости ABS иногда используются в системе косвенного контроля давления в шинах (TPMS), которая может обнаруживать недостаточное давление в шинах по разнице в скорости вращения колес.
Компоненты
[ редактировать ]Существует четыре основных компонента ABS: датчики скорости колес , клапаны , насос и контроллер .
- Датчики скорости (энкодеры)
- Датчик скорости используется для определения ускорения или замедления колеса. Эти датчики используют магнит и датчик Холла или зубчатое колесо и электромагнитную катушку для генерации сигнала. Вращение колеса или дифференциала создает магнитное поле вокруг датчика. Колебания этого магнитного поля генерируют напряжение в датчике. Поскольку напряжение, индуцируемое в датчике, является результатом вращения колеса, этот датчик может терять точность на малых скоростях. Более медленное вращение колеса может вызвать неточные колебания магнитного поля и, следовательно, привести к неточным показаниям контроллера.
- Клапаны
- В тормозной магистрали каждого тормоза, управляемого ABS, имеется клапан. В некоторых системах клапан имеет три положения:
- В первом положении клапан открыт; Давление из главного цилиндра передается прямо на тормоз.
- Во втором положении клапан блокирует магистраль, изолируя тормоз от главного цилиндра. Это предотвращает дальнейшее повышение давления, если водитель сильнее нажмет на педаль тормоза.
- В третьем положении клапан сбрасывает часть давления в тормозе.
Большинство проблем с клапанной системой возникает из-за засоренных клапанов. Когда клапан засорен, он не может открываться, закрываться или менять положение. Неработоспособный клапан не позволит системе модулировать клапаны и контролировать давление, подаваемое в тормоза.
- Насос
- Насос в АБС используется для восстановления давления в гидравлических тормозах после его отпускания клапанами. Сигнал от контроллера откроет клапан при обнаружении пробуксовки колес. После того, как клапан сбрасывает давление, подаваемое пользователем, насос используется для восстановления желаемого количества давления в тормозной системе. Контроллер будет модулировать состояние насоса, чтобы обеспечить желаемое давление и уменьшить проскальзывание.
- Контроллер
- Контроллер представляет собой блок электронного управления автомобилем, который получает информацию от каждого отдельного датчика скорости колеса. Если колесо теряет сцепление с дорогой, сигнал отправляется на контроллер. Затем контроллер ограничит тормозное усилие (EBD) и активирует модулятор ABS, который включает и выключает тормозные клапаны.
Использовать
[ редактировать ]Существует множество различных вариантов и алгоритмов управления ABS. Одна из простейших систем работает следующим образом: [30]
- Контроллер постоянно контролирует датчики скорости. Он ищет необычные замедления колеса. Непосредственно перед тем, как колесо заблокируется, оно будет испытывать быстрое замедление. Если его не остановить, колесо остановится гораздо быстрее, чем любой автомобиль. В идеальных условиях автомобилю может потребоваться от двух до четырех секунд, чтобы остановиться на скорости 60 миль в час (96,6 км/ч), но заблокированное колесо может перестать вращаться менее чем за секунду.
- Контроллер ABS знает, что такое быстрое замедление автомобиля невозможно (и на самом деле быстрое замедление означает, что колесо вот-вот буксует), поэтому он снижает давление на этот тормоз до тех пор, пока не увидит ускорение, а затем увеличивает давление до тех пор, пока не заметит ускорение. он снова видит замедление. Он может сделать это очень быстро, прежде чем колесо сможет существенно изменить скорость. В результате колесо замедляется с той же скоростью, что и автомобиль, а тормоза удерживают колеса очень близко к точке, в которой они начнут блокироваться. Это обеспечивает максимальную мощность торможения системы.
- Это заменяет необходимость вручную прокачивать тормоза во время движения по скользкой поверхности или поверхности с низким сцеплением, позволяя управлять автомобилем даже в большинстве случаев экстренного торможения.
- Когда работает АБС, водитель почувствует пульсацию педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. Этот пульсирующий сигнал также сообщает водителю, что сработала АБС.
Типы тормозов
[ редактировать ]В антиблокировочных тормозных системах используются разные схемы в зависимости от типа используемых тормозов. Их можно отличить по количеству каналов (то есть количеству клапанов, которые управляются индивидуально) и количеству датчиков скорости. [30]
- 1) Четырехканальная четырехдатчиковая АБС.
- На всех четырех колесах установлены датчики скорости и отдельный клапан на все четыре колеса. При такой настройке контроллер контролирует каждое колесо индивидуально, чтобы убедиться, что оно достигает максимальной тормозной силы.
- 2) Трехканальная четырехдатчиковая АБС.
- Датчик скорости имеется на всех четырех колесах и отдельный клапан для каждого из передних колес, но только один клапан для обоих задних колес. В старых автомобилях с четырехколесной АБС обычно используется этот тип.
- 3) Трехканальная трехдатчиковая АБС
- Эта схема, обычно встречающаяся на пикапах с четырехколесной АБС, имеет датчик скорости и клапан для каждого из передних колес, а также один клапан и один датчик для обоих задних колес. Датчик скорости задних колес расположен на задней оси. Эта система обеспечивает индивидуальное управление передними колесами, благодаря чему они оба могут достичь максимальной тормозной силы. Однако задние колеса контролируются вместе; они оба должны начать блокироваться, прежде чем сработает АБС сзади. При использовании этой системы возможно, что одно из задних колес заблокируется во время остановки, что снизит эффективность торможения. Эту систему легко идентифицировать, так как нет индивидуальных датчиков скорости для задних колес.
- 4) Двухканальная четырехдатчиковая АБС.
- Эта система, обычно встречавшаяся на легковых автомобилях с конца 80-х до середины 1990-х годов, использует датчик скорости на каждом колесе и по одному регулирующему клапану для передних и задних колес в паре. Если датчик скорости обнаруживает блокировку какого-либо отдельного колеса, модуль управления подает импульс на клапан обоих колес на этом конце автомобиля.
- 5) Одноканальная, однодатчиковая АБС.
- Эту систему обычно можно встретить на пикапах, внедорожниках и фургонах с ABS на задних колесах. Он имеет один клапан, который управляет обоими задними колесами, и односкоростной датчик, расположенный в задней оси. Эта система работает так же, как задняя часть трехканальной системы. Задние колеса контролируются одновременно, и они оба должны начать блокироваться, прежде чем сработает АБС. В этой системе также возможно, что одно из задних колес заблокируется, что снизит эффективность тормозов. Эту систему также легко идентифицировать, так как нет индивидуальных датчиков скорости ни для одного из колес.
Эффективность
[ редактировать ]Австралийское исследование 2004 года, проведенное Центром исследования несчастных случаев Университета Монаша, показало, что ABS: [2]
- Снижен риск множественных аварий транспортных средств на 18 процентов,
- Повышен риск аварий при выезде за пределы дороги на 35 процентов.
На поверхностях с высоким сцеплением, таких как битум или бетон , многие (хотя и не все) автомобили, оснащенные АБС, способны достигать тормозного пути лучше (то есть короче), чем те, которые были бы возможны без использования АБС. В реальных условиях даже внимательному и опытному водителю без АБС будет сложно сравнить или улучшить характеристики обычного водителя на современном автомобиле, оснащенном АБС. АБС снижает вероятность аварии и/или тяжесть удара. Рекомендуемая техника для неопытных водителей автомобилей, оснащенных АБС, в типичной аварийной ситуации, связанной с полным торможением, заключается в том, чтобы как можно сильнее нажать на педаль тормоза и, при необходимости, объехать препятствия. В таких ситуациях ABS существенно снизит вероятность заноса и последующей потери управления.
На гравии, песке и глубоком снегу АБС имеет тенденцию увеличивать тормозной путь. На таких поверхностях заблокированные колеса закапываются и быстрее останавливают автомобиль. АБС предотвращает это. Некоторые калибровки ABS решают эту проблему, замедляя время езды на велосипеде, что позволяет колесам неоднократно кратковременно блокироваться и разблокироваться. Некоторые производители автомобилей предусматривают кнопку «внедорожье» для отключения функции ABS. Основное преимущество ABS на таких поверхностях заключается в повышении способности водителя сохранять контроль над автомобилем, а не впадать в занос, хотя потеря контроля более вероятна на мягких поверхностях, таких как гравий, или на скользких поверхностях, таких как снег. или лед. На очень скользкой поверхности, такой как лед или гравий, можно заблокировать несколько колес одновременно, и это может вывести из строя систему ABS (которая основана на сравнении всех четырех колес и обнаружении пробуксовки отдельных колес). Наличие ABS избавляет большинство водителей от необходимости изучать пороговое торможение.
(NHTSA) , проведенное в июне 1999 года Исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения , показало, что ABS увеличивает тормозной путь на рыхлом гравии в среднем на 27,2 процента. [32]
По данным НАБДД,
«ABS работает с вашей обычной тормозной системой, автоматически подкачивая ее. В автомобилях, не оснащенных ABS, водителю приходится вручную прокачивать тормоза, чтобы предотвратить блокировку колес. В автомобилях, оснащенных ABS, ваша нога должна оставаться твердо на педали тормоза, в то время как ABS качает тормоза за вас, чтобы вы могли сконцентрироваться на безопасном рулевом управлении».
При активации некоторых более ранних систем ABS педаль тормоза заметно пульсировала. Поскольку большинство водителей редко или недостаточно сильно тормозят, чтобы вызвать блокировку тормозов, а водители обычно не читают руководство по эксплуатации автомобиля, это может быть незаметно до возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому некоторые производители внедрили систему помощи при торможении , которая определяет, что водитель пытается «панически остановиться» (определяя, что педаль тормоза была нажата очень быстро, в отличие от обычной остановки, при которой давление на педаль обычно постепенно увеличивается. Некоторые системы дополнительно следить за скоростью отпускания акселератора и/или временем между отпусканием акселератора и применением тормоза) [ нужна ссылка ] и система автоматически увеличивает тормозное усилие при недостаточном давлении. Резкое или паническое торможение на неровных поверхностях из-за неровностей, из-за которых скорость колеса(-ов) становится неустойчивой, также может привести к срабатыванию ABS, иногда приводя к переходу системы в ледовый режим, в котором система серьезно ограничивает максимально доступную тормозную мощность. Тем не менее, ABS значительно повышает безопасность и управляемость водителей в большинстве дорожных ситуаций.
Антиблокировочная система тормозов является предметом некоторых экспериментов, основанных на теории компенсации риска , которая утверждает, что водители адаптируются к преимуществам безопасности ABS, двигаясь более агрессивно. Согласно мюнхенскому исследованию, половина парка такси была оборудована антиблокировочной системой тормозов, а другая половина имела обычные тормозные системы. Частота аварий была практически одинаковой для обоих типов кабин, и Уайлд заключает, что это произошло из-за того, что водители кабин, оборудованных ABS, шли на больший риск, предполагая, что ABS позаботится о них, в то время как водители без ABS водили более осторожно, поскольку ABS не будет рядом, чтобы помочь в случае опасной ситуации. [33]
Страховой институт дорожной безопасности опубликовал в 2010 году исследование, которое показало, что мотоциклы с АБС на 37% реже попадают в аварии со смертельным исходом, чем модели без АБС. [34]
АБС на мотоциклах
[ редактировать ]На мотоцикле антиблокировочная тормозная система предотвращает колес мотоцикла блокировку во время торможения . На основании информации от датчиков скорости колес блок ABS регулирует давление тормозной жидкости, чтобы сохранить сцепление с дорогой во время замедления и избежать аварий. ABS мотоцикла помогает водителю сохранять устойчивость при торможении и сокращать тормозной путь. Обеспечивает сцепление даже на поверхностях с низким коэффициентом трения .
В то время как старые модели ABS созданы на базе автомобилей, последние версии ABS для мотоциклов являются результатом исследований, ориентированных на особенности мотоциклов с точки зрения размера, веса и функциональности. Национальные и международные организации оценили АБС для мотоциклов как важный фактор повышения безопасности и снижения количества и тяжести аварий и столкновений мотоциклов. В 2012 году Европейская комиссия приняла закон, согласно которому с 1 января 2016 года установка АБС на всех новых мотоциклах объемом более 125 куб.см должна быть обязательной. В 2016 году Consumer Reports сообщил, что «АБС обычно предлагается на больших и дорогих моделях, но она распространяется и на несколько спортивных мотоциклов начального уровня и мотоциклов среднего размера». [35]
История мотоциклетной АБС
[ редактировать ]В 1988 году BMW представила электронную/ гидравлическую ABS для мотоциклов, через десять лет после того, как Daimler Benz и Bosch выпустили первую четырехколесную автомобильную систему ABS для серийного производства. Мотоциклы серии BMW K100 опционально оснащались АБС, что прибавляло байку 11 кг. Он был разработан совместно с FAG Kugelfischer и регулировал давление в тормозных контурах с помощью плунжерного поршня . [36] [37] В 1992 году японские производители представили опцию ABS на Honda ST1100 и Yamaha FJ1200 . [38]
Continental представила свою первую мотоциклетную интегральную систему ABS (MIB) в 2006 году. Она была разработана в сотрудничестве с BMW и весила 2,3 кг. [39] В то время как первое поколение мотоциклетной ABS весило около 11 кг, нынешнее поколение (2011 г.), представленное Bosch в 2009 г., весит 0,7 кг (базовая ABS) и 1,6 кг (усиленная ABS) со встроенным торможением. [40] [41] [42]
Основной принцип
[ редактировать ]скорости вращения колес Датчики , установленные на переднем и заднем колесе, постоянно измеряют скорость вращения каждого колеса и передают эту информацию в электронный блок управления (ЭБУ). ЭБУ определяет две вещи: 1) превышает ли замедление одного колеса фиксированный порог и 2) поднимается ли проскальзывание тормозов, рассчитанное на основе информации обоих колес, выше определенного процента и входит ли в зону нестабильности. Это показатели высокой вероятности блокировки колеса. Чтобы устранить эти нарушения, ЭБУ подает гидравлическому блоку сигнал удерживать или сбрасывать давление. После того, как сигналы покажут возвращение в стабильную зону, давление снова повышается. В прошлых моделях для контроля давления жидкости использовался поршень . Большинство последних моделей регулируют давление путем быстрого открытия и закрытия электромагнитных клапанов . Хотя основной принцип и архитектура были заимствованы из АБС легковых автомобилей, в процессе разработки и применения необходимо учитывать типичные характеристики мотоциклов. Одной из характеристик является изменение динамической нагрузки на колесо при торможении. По сравнению с легковыми автомобилями изменения нагрузки на колеса более резкие, что может привести к подъему колеса и его падению. Усилить это можно за счет мягкой подвески. Некоторые системы оснащены функцией предотвращения отрыва задних колес. При обнаружении индикаторов возможного отрыва задней части автомобиля система снижает тормозное давление на переднее колесо, чтобы противодействовать такому поведению. [43] Еще одно отличие состоит в том, что в случае с мотоциклом переднее колесо гораздо важнее для устойчивости, чем заднее. Если переднее колесо блокируется в течение 0,2-0,7 с, оно теряет гиростатические силы и мотоцикл начинает раскачиваться из-за повышенного влияния боковых сил, действующих на линию контакта колес. Мотоцикл становится неустойчивым и падает.
Антиблокировочная тормозная система (АБС)
[ редактировать ]Поршневые системы : Сброс давления в этой системе осуществляется за счет движения подпружиненного поршня. Когда давление необходимо сбросить, линейный двигатель оттягивает поршень назад и открывает больше места для жидкости. Система использовалась, например, в ABS I (1988 г.) и ABS II (1993 г.) BMW. ABS II отличалась размерами, а фрикционная муфта на валу вместо плунжера устанавливалась с электронным управлением. Дополнительные датчики перемещения фиксируют расстояние перемещения поршня, что позволяет блоку управления осуществлять более точное регулирование. Honda также использует эту систему модуляции давления на больших спортивных и туристических мотоциклах . [44] [45]
Системы клапанов и насосов . Основными частями системы модуляции давления являются электромагнитные впускные и выпускные клапаны, насос, двигатель и аккумуляторы/резервуары. Количество клапанов различается от модели к модели из-за дополнительных функций и количества тормозных каналов. В зависимости от входных сигналов ЭБУ катушки управляют впускными и выпускными клапанами. Во время сброса давления тормозная жидкость накапливается в аккумуляторах. В этом подходе к открытой системе жидкость затем возвращается в тормозной контур с помощью насоса, приводимого в действие двигателем, пульсация которого ощущается на тормозном рычаге. [46]
Рекуперативная антиблокировочная система тормозов для двухколесных электромобилей (eABS)
[ редактировать ]Электромобили могут рекуперировать энергию при торможении задних колес. [47]
Комбинированная тормозная система (CBS)
[ редактировать ]В отличие от того, как колеса автомобилей и поездов совместно реагируют на торможение при срабатывании тормозов, на мотоциклах тормоз заднего и переднего колес управляется отдельно. Если водитель тормозит только одним колесом, это заторможенное колесо имеет тенденцию блокироваться быстрее, чем если бы были задействованы оба тормоза. Таким образом, комбинированная тормозная система распределяет тормозное усилие также на нетормозное колесо, чтобы снизить вероятность блокировки, увеличить замедление и уменьшить подвески шаг .
При использовании одной [задней] CBS тормозное давление, прилагаемое к заднему тормозу (педали), одновременно распределяется на переднее колесо. Клапан задержки снижает гидравлическое давление, чтобы гарантировать, что только при сильном торможении давление также создается на переднем колесе. Первым уличным мотоциклом Honda с комбинированной тормозной системой (тогда называвшейся Unified Braking) стал GL1100 1983 года выпуска . Эта система была заимствована из мотоцикла для гонок на выносливость RCB1000 1970-х годов . [48] [49]
В более крупных моделях с двумя передними дисками используется двойная система CBS. Впервые система была установлена компанией Moto Guzzi в 1975 году. [50] Здесь тормозное давление, приложенное спереди, также применяется к заднему колесу и наоборот. Если задействован передний рычаг, давление создается в 4 из 6 горшков 2 передних суппортов. Вторичный главный цилиндр на переднем колесе распределяет оставшееся давление на заднее колесо через пропорциональный регулирующий клапан и воздействует на 2 из 3 суппортов. Если на заднее колесо приложено сильное тормозное усилие, усилие также распределяется на 2 из 6 горшков переднего колеса. В более современных двойных CBS используются передние и задние суппорты (и все горшки) в соответствии с заданным соотношением нагрузки спереди и сзади. Первоначально пропорциональность контролировалась сложными полностью гидравлическими системами, связывающими переднюю и заднюю части, с фиксированной задержкой или путем определения изменений распределения веса. Еще в 2001 году компания BMW представила электрогидравлическую систему. [51]
ЦБС и АБС
[ редактировать ]CBS помогает снизить опасность блокировки колес и падения, но в определенных ситуациях CBS может стать причиной падения. Если тормозное давление распределяется от заднего колеса к переднему и трение поверхностей резко меняется (лужа, лед на улице), переднее колесо может заблокироваться, даже если был задействован только задний тормоз. Это приведет к потере устойчивости и падению вниз. Поэтому CBS комбинируется с ABS, чтобы избежать этого на мотоцикле. Для реализации этой комбинации возможны различные подходы: Без активного давления Наращивание Одинарная версия: третий дополнительный канал соединяет контур заднего колеса через клапан задержки с передним тормозом. Сильное тормозное давление на заднем колесе (или на обоих колесах) создает давление в обоих тормозных контурах, однако это давление регулируется в зависимости от скорости колеса и пробуксовки тормозов.
Двойная версия сочетает в себе Honda Dual CBS со вторичным главным цилиндром и пропорциональным регулирующим клапаном [с поршневой ABS]. Модулятор регулирует давление для каждого [52] С активным повышением давления В 2009 году Honda представила комбинированную ABS с электронным управлением для своих высокопроизводительных спортивных мотоциклов, в которых используется технология проводного торможения. Тормозное усилие водителя измеряется датчиками давления, и информация передается в ЭБУ. Вместе с информацией датчиков скорости колес ЭБУ рассчитывает оптимальное распределение давления для предотвращения блокировок и обеспечения наилучшего замедления. На основе этой мощности двигатель каждого колеса приводит в действие насос, который создает и регулирует тормозное давление на колесо. Эта система обеспечивает быстрое время реакции благодаря функции торможения по проводу.
MIB (встроенная тормозная система мотоцикла) от Continental Teves и eCBS (электронная CBS) в усовершенствованной мотоциклетной ABS от Bosch являются результатом другого подхода. Эти системы основаны на подходе «насос и клапан». Благодаря дополнительным клапанам, более мощным насосам и более мощному двигателю система может активно наращивать давление. Входное давление водителя измеряется датчиками давления на рычаге и педали. Затем насос создает дополнительное давление, адаптированное к условиям езды. Частичная интегральная система предназначена для работы только в одном направлении: перед→зад или зад→перед. Полностью интегрированная система работает в обоих направлениях.
Поскольку эти системы управляются электроникой и способны активно наращивать давление, они дают возможность регулировать поведение торможения мотоцикла в соответствии с потребностями водителя. Опытные водители могут отключить CBS и ABS, а также выбрать различные режимы регулирования с более высокими и низкими порогами, например, режим дождя или скольжения в BMW S1000RR.
Безопасность и законодательство
[ редактировать ]Безопасность
[ редактировать ]Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) провел исследование эффективности ABS для мотоциклов и пришел к выводу, что мотоциклы высотой более 250 см 3 без ABS на 37 процентов чаще попадают в аварии со смертельным исходом, а исследование Шведского дорожного управления пришло к выводу, что 48 процентов всех тяжелых и смертельных аварий с мотоциклами высотой более 125 см 3 можно было избежать благодаря мотоциклетной ABS. [53]
Эти исследования побудили комиссию ЕС инициировать в 2010 году законодательный процесс, который был принят в 2012 году и привел к внедрению ABS для мотоциклов ростом более 125 см. 3 станет обязательным с 2016 года. Такие организации, как Международная автомобильная федерация и Институт продвинутых автомобилистов (IAM), потребовали введения этого закона уже в 2015 году. [54] С другой стороны, некоторые мотоциклисты протестуют против обязательной установки ABS на всех мотоциклах, поскольку призывают к возможности отключения системы для езды по бездорожью или по другим причинам. [55] [56] [57] В 2011 году Организация Объединенных Наций (ООН) начала Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения . Основная цель — спасти 5 миллионов жизней до 2020 года посредством глобального сотрудничества. [58] Одной из частей их глобального плана является: Поощрение повсеместного внедрения технологий предотвращения столкновений с доказанной эффективностью, таких как электронный контроль устойчивости и антиблокировочные тормозные системы на мотоциклах.
Законы и постановления
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах NHTSA обязало использовать ABS в сочетании с электронным контролем устойчивости в соответствии с положениями FMVSS 126 с 1 сентября 2012 года. [59]
Европейские и другие международные рынки
[ редактировать ]АБС требуется на всех новых легковых автомобилях, продаваемых в ЕС с 2004 года. [ нужна ссылка ]
С 2016 года ЕС требует наличия ABS на всех новых скутерах, мотоциклах, трициклах и квадроциклах с объемом двигателя от 125 куб.см, иначе CBS (или ABS). [60]
Правила ООН № 78, касающиеся торможения транспортных средств категорий L1, L2, L3, L4 и L5 (мотоциклы), применяются Европейским Союзом, Россией, Японией, Турцией, Украиной, Австралией и Соединенным Королевством. [61]
Глобальный технический регламент № 3, касающийся тормозных систем мотоциклов, применяется Канадой, Европейским Союзом, Японией, Россией и США.
Индия
[ редактировать ]С 1 апреля 2019 года Индия требует как минимум одноканальную ABS на всех новых двухколесных транспортных средствах с объемом двигателя от 125 куб.см, иначе CBS (или ABS). [62] С того же дня АБС также стала обязательной для всех новых автомобилей и микроавтобусов. [63]
Рынки Южной Америки
[ редактировать ]С 1 января 2019 года Бразилия требует наличия ABS на всех новых мотоциклах с объемом двигателя от 300 куб.см. [64] АБС является обязательной для всех новых автомобилей с января 2014 года. [65]
С 1 января 2024 года в Аргентине будет требоваться наличие ABS на всех новых мотоциклах с объемом двигателя от 250 куб.см, а также CBS (или ABS на передних колесах) для дорожного движения с объемом двигателя от 50 до 250 куб.см. Или их электрические эквиваленты. [66] [67] АБС является обязательной для всех новых обычных автомобилей с января 2014 года. [68]
С февраля 2025 года в Чили потребуется ABS на всех новых мотоциклах с объемом двигателя от 150 куб.см или 11 кВт, в противном случае CBS (или ABS) с объемом двигателя 50 куб.см или 4 кВт с февраля 2026 года. [69] АБС является обязательной для всех новых автомобилей с октября 2020 года. [70]
С октября 2025 года в Колумбии будет требоваться наличие ABS на всех новых мотоциклах с объемом двигателя от 150 куб.см или 11 кВт, в противном случае CBS (или ABS) от 50 куб.см или 4 кВт. [71]
С марта 2027 года Колумбия будет требовать ABS на всех новых мотоциклах с объемом двигателя от 125 куб.см, ниже, чем с CBS (или ABS). [71]
См. также
[ редактировать ]- Технологический портал
- Торможение левой ногой
- Система экстренного торможения , или Система экстренного торможения (BAS)
- Электронный контроль устойчивости (ESP)
- Электроприводное торможение (EBS)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майерсон, Норман С. (август 1988 г.). Наконец-то антиблокировочная система тормозов . Популярная механика . Проверено 18 апреля 2013 г.
- Браун, Стюарт Ф. (май 1987 г.). Антиблокировочная система тормозов для мотоциклов . Популярная наука . Проверено 18 апреля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Toyota Prius c оснащена защитной противоюзовой тормозной системой (ABS)» . Тойота Мотор Корпорейшн Австралия. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 7 марта 2019 г.
Prius c оснащен противобуксовочной тормозной системой Toyota (ABS).
- ^ Jump up to: а б «Эффективность АБС и систем стабилизации автомобиля» (PDF) . Королевский автомобильный клуб Виктории. Апрель 2004 года . Проверено 7 декабря 2010 г.
- ^ Хейсинг, Бернд (2011), Справочник по шасси , Springer, ISBN 9783834897893 , получено 19 февраля 2013 г.
- ^ «Скорость со стилем» , Cycle World , июнь 1992 г., ISSN 0011-4286 , получено 19 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Лоуз (31 января 2014 г.). Автомобильные тормоза: Руководство по модернизации, ремонту и техническому обслуживанию . Кровуд. стр. 207–. ISBN 978-1-84797-675-8 .
- ^ «Нескользящее торможение» . Рейс Интернешнл . 30 октября 1953 г., стр. 587–588.
- ^ Годовой отчет . Компания Westinghouse Air Brake. 1936. с. 1 . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ «Оптимальное торможение» . Рейс Интернешнл . 59 (2194): 167–168. 8 февраля 1951 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ «Тормоза» . Популярная наука . 165 (2): 232. Август 1954 г. Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ «Просмотр архива исторической авиации Flight» . Flightglobal.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Джим (1990). Лучшие из британских велосипедов . Патрика Стивенса Лтд. ISBN 1-85260-033-0 .
- ^ Патенты Google: US3707313A — Противоскользящие тормозные системы — Патенты Google , дата доступа: 16 июля 2020 г.
- ^ «Указатель каталога: Chrysler_and_Imperial/1972 Chrysler/1972_Imperial_Press_Kit» . Oldcarbrochures.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Описание системы Chrysler Imperial Sure Brake» . ImperialClub.org . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
- ^ «Указатель каталога: Континентальная брошюра Линкольна/1970_Линкольна/1970» . Oldcarbrochures.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Указатель каталога: Lincoln/1971_Lincoln/1971_Lincoln_Continental_Brochure» . Oldcarbrochures.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Указатель каталога: Cadillac/1972_Cadillac/1972_Cadillac_Brochure_1» . Oldcarbrochures.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «История» . Welovecadillacs.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2004 г.
- ^ «1972 год, первая автомобильная антиблокировочная система тормозов (ABS)» . History.gmheritagecenter.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ «Указатель каталога: Oldsmobile/1971 Oldsmobile/album» . Oldcarbrochures.com . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Электроантиблокировочная система (устанавливается на Nissan President)» . 240 достопримечательностей японских автомобильных технологий . Общество автомобильных инженеров Японии, Inc. Архивировано из оригинала 20 июля 2010 г. Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ «Пресс-релиз Imperial Four Wheel Sure Brake 1971 года» . Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г.
- ^ «ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ TOYOTA MOTOR CORPORATION — 75 лет TOYOTA — Техническое развитие — Шасси» . toyota-global.com .
- ^ «Система противоскольжения, безопасность торможения - Исторический центр ФИАТ - Национальный архив корпоративного кино, 1971» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г.
- ^ «ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ WABCO – 150 лет WABCO» . Архивировано из оригинала 22 января 2017 г. Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Mercedes-Benz и изобретение антиблокировочной системы тормозов» . Даймлер . Мерседес-Бенц.
- ^ Энтони Сланда (15 июля 2007 г.). «Реклама безопасности Lincoln 1993 года» - через YouTube.
- ^ КИ4CY (13 февраля 2003 г.). «Рам Глоссарий сокращений и терминов» . Доджерам.орг . Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года . Проверено 7 декабря 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Джек Эрьявец (2000). Автомобильные технологии: системный подход . Cengage Обучение. стр. 1197–. ISBN 0-7668-0673-1 .
- ^ Jump up to: а б с Приятно, Карим. Как «работает антиблокировочная система тормозов» . как все работает . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по АБС» . Образовательный альянс ABS. 3 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2010 года . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ «Программа исследований антиблокировочной тормозной системы для легковых автомобилей, задача 4: исследование на испытательном полигоне эффективности ABS для легковых автомобилей в широком диапазоне поверхностей и маневров» (PDF) . Nhtsa.gov . Январь 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2022 г. . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Джеральд Дж. С. Уайльд (1994). «7. Технические средства?» . Psyc.queensu.ca . Архивировано из оригинала 21 сентября 2010 г. Проверено 7 декабря 2010 г.
- ^ «АБС для мотоциклов: развенчание скептицизма» . Абсолютный мотоциклетный спорт. 16 мая 2012 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ «Руководство по покупке мотоцикла» . официальный сайт . Отчеты потребителей. Апрель 2016 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2018 г. Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «DER SPIEGEL 26/1978 – Справочник по прессу» . Шпигель.де . 26 июня 1978 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Mercedes-Benz и изобретение антиблокировочной тормозной системы: ABS готова к серийному производству в 1978 году | Глобальный медиа-сайт Daimler > Классика > Daimler AG > Технологии > Безопасность» . Media.daimler.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Скорость со стилем: велосипеды GT, проселочная дорога и антиблокировочная система торможения» , Cycle World , Ньюпорт-Бич, Калифорния: Hachette Filipacchi Media US , стр. 48–55, июль 1992 г., ISSN 0011-4286 , получено 5 июня 2015 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Honda Worldwide | Технологии крупным планом» . World.honda.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2013 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «АБС Пресс, 1998» (PDF) . Bmbikes.co.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «Специальная АБС - Сюжет - Мотоциклы - MOTORRAD онлайн» . Motorradonline.de . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Самая ценная особенность мотоцикла: антиблокировочная система тормозов» . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ «Описание BMW ABS2» . Ларгиадер.com . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Honda Worldwide | Технологии крупным планом» . World.honda.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2013 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Матиас Беккер. «ABS/ASR-Системная ступенька» . Biat.uni-flensburg.de . Архивировано из оригинала 22 апреля 2013 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Робинсон Дж., Сингх Т. (2013), «eABS: рекуперативная антиблокировочная система тормозов для электрических мотоциклов» , Международный журнал легковых автомобилей SAE — механические системы , 6 (3), SAE International: 1484–1492, doi : 10.4271/2013-01-2064 , получено 27 июня 2022 г.
- ^ «Усовершенствованные тормоза, представленные компанией Honda для мотоциклов раньше других» . Хонда по всему миру . Honda Motor Co. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ «Комбинированная тормозная система (CBS)» . Хонда Пауэрспортс . American Honda Motor Co., 9 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2018 г .. Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Фоул, Тони (2006), Управление мотоциклом и дизайн шасси: искусство и наука (второе изд.), Тони Фоул, стр. 12–16, ISBN 8493328634
- ^ Браунспергер, М.; Бейлих, С.; Вагнер, HA (2001), «Новая встроенная ABS от BMW Motorrad», ATZ Worldwide , 103 (5): 5–8, doi : 10.1007/BF03226430
- ^ «Honda Worldwide | Технологии крупным планом» . World.honda.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2013 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «ЕС – Безопасность дорожного движения – Мотоциклы» . Ec.europa.eu . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «ABS «должна стать обязательной на новых мотоциклах к 2015 году» - Последние новости транспорта - Новости транспорта - TRL News Hub» . ТРЛ. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Демоверсия антивелосипедного законодательства. 25.09.11 - Новости мотоциклов: Общие новости» . Visordown.com . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Демонстрация силы (из газеты Basingstoke Gazette)» . Basingstokegazette.co.uk . 29 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Безумная фотография: 40 000 байкеров участвуют в протесте против ЕС» . Madnessphotography.eu . 01 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «ВОЗ | Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020: спасение миллионов жизней» . Кто.int . 06 февраля 2012 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Электронная система стабилизации (ESC)» . nhtsa.gov . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 г.
- ^ «Обновленные правила одобрения типа мотоциклов | Новости | Европейский парламент» . www.europarl.europa.eu . 20 ноября 2012 г.
- ^ «Соглашение о принятии гармонизированных технических правил Организации Объединенных Наций для колесных транспортных средств, оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и условий взаимного признания официальных утверждений, предоставленных на основе этих правил Организации Объединенных Наций» (PDF) ) . Unece.org . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Шахкар Абиди (29 октября 2021 г.). «Континентальная Индия разрабатывает ABS для двухколесных транспортных средств объемом 100 куб.см» . Автокар Профессионал .
- ^ «Антиблокировочная система тормозов должна с апреля 2019 года использоваться на всех легковых автомобилях и автобусах — ET Auto» . ETAuto.com .
- ^ «2019: Обязательная АБС для мотоциклов в Бразилии» . Motor1.com .
- ^ G1, делать; Паулу, Сан (1 января 2014 г.). «Начинают применяться обязательные подушки безопасности и АБС для новых автомобилей» . Авто Спорт .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «С 2024 года мотоциклы с нулевым километражем должны иметь более эффективные тормозные системы» . Кларин . 20 мая 2022 г.
- ^ Ромеро, Джонатан (24 мая 2022 г.). «Более безопасные мотоциклы: с 2024 года они обязательно должны иметь ABS и CBS» . 16 клапанов .
- ^ «Подушки безопасности и ABS, обязательные системы в Аргентине» . Столица .
- ^ «Тормоза с АБС будут обязательными на мотоциклах в Чили» . Автокосмос . 16 февраля 2022 г.
- ^ «Безопасность: ABS теперь является обязательным в Чили» . Автокосмос . 5 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Будьте осторожны: именно такие условия торможения должны быть у новых мотоциклов, прибывающих в страну, с каких пор они применяются?» . Semana.com Последние новости из Колумбии и мира . 15 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с антиблокировочной системой тормозов, на Викискладе?