Николаизм
![]() | Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . ( январь 2019 г. ) |
![]() |
Николаизм (также называемый николаизмом , николаитством , николационизмом или николаитанством ) — раннехристианская секта, дважды упомянутая в Книге Откровения Нового Завета . Приверженцев называли николаитами, николаитами или николаитами. считала их еретиками Основная раннехристианская церковь . Согласно Откровению 2:6 и 15, [ 1 ] они были известны в городах Эфесе и Пергаме . В этой главе церковь в Ефесе одобряется за то, что она «[ненавидит] дела Николаитов, которые и Я ненавижу»; и церковь в Пергаме упрекают: «Так есть и у тебя [поклоняющиеся] держащиеся учения Николаитов». В оригинальном греческом они называются Νικολαϊτῶν ( Николайтон ). [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые из ранних отцов церкви упоминали эту группу, в том числе Ириней , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ипполит , [ 4 ] Епифания и Феодорита , утверждающих, что Николай Диакон , один из семи диаконов автором ереси и секты был .
Библейские отрывки
[ редактировать ]В Новом Завете Николаиты упоминаются во второй главе Книги Откровения .
Но это к вашей чести [Ефесской церкви]: вы ненавидите дела Николаитов, которые и я [Иисус] ненавижу.
— Откровение 2:6
Но имею немного против тебя [пергамской церкви]: есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн народ Израилев, чтобы они ели идоложертвенную пищу и заниматься блудом. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов. Покайтесь тогда. Если нет, то скоро я приду к тебе и сразусь с ними мечом уст моих.
- Откровение 2: 14–16
Исидор Севильский
[ редактировать ]Последним отцом Западной церкви был Исидор Севильский , который завершил « Этимологии » в 636 году нашей эры. В книге VIII, озаглавленной «Церковь и секты (De ecclesia et secta)», он писал: «Николаиты (Nicolaita) названы так по имени Николая, дьякон Иерусалимской церкви, который вместе со Стефаном и другими был рукоположен Петром. Он оставил свою жену из-за ее красоты, чтобы всякий желающий мог наслаждаться. ее практика превратилась в распутство, с обменом партнерами, Иисус осуждает их в книге Откровения, говоря (2:6): «Но ты имеешь то, что ненавидишь дела Николаитов». [ 5 ]
Взгляд на историю Церкви
[ редактировать ]Джон Генри Блант отмечает, что Библия (если принимать ее за чистую монету) осуждает ложные учения, а использование имени для описания группы «показывает, что существовала отдельная еретическая партия, придерживавшаяся этого учения». Письма, которые Иисус диктует церквям во 2-й главе Откровения, «показывают, что эти еретики формально не отделились от церкви и не были отлучены от церкви». [ 6 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Антиномическая интерпретация Джона Генри Бланта
[ редактировать ]Распространено мнение, что николаиты придерживались антиномической ереси из 1 Коринфянам 6 . [ 7 ] Один ученый, поддерживающий эту интерпретацию, Джон Генри Блант , утверждает, что сравнение между николаитами и Валаамом «доказывает, что блуд, о котором идет речь, - это не то преступление при обычных обстоятельствах, а блуд, связанный с религиозными обрядами». [ 6 ] Блант указывает, что евреи имели долгую историю проповедования против культовых проституток или их альтернативного использования (Бытие 38:21–22; Второзаконие 23:17–8; 3 Царств 14:24, 15:12, 22:46; 4 Царств 23). :7; Иезекииль 16:16; Осия 4:14); Он также указывает, что ранние христиане жили в языческой культуре, где поклонение Афродите включало в себя иеродоулов , занимавшихся ритуальной проституцией в ее святилищах и храмах, и что в Дионисийских мистериях использовались одурманивающие вещества и другие методы, вызывающие транс, для устранения запретов и социальных ограничений. верующих (независимо от класса или пола) войти в животное состояние ума.
Блант считает, что николаиты либо считали, что повеление против ритуального секса было частью Моисеева закона (от которого они были освобождены Иисусом Христом) и было для них законным, либо что они зашли слишком далеко во время христианских « пиров любви ». . Блант видит отголоски этого поведения в увещеваниях, которые Павел дает коринфянам, хотя и не называет их таковыми. Блант также считает, что подобные отголоски можно найти в увещеваниях Иуды 4–16 (в которых упоминаются как «заблуждение Валаама», так и «пиреи любви») и 2 Петра 2:2–21 (в котором повторяется большая часть утверждений Иуды, включая упоминание Валаама). ). [ 6 ]
На раннем этапе христианства возникла тенденция применять термин «николаиты» для описания других антиномических групп, не привязанных к историческим николаитам. Тертуллиан в своем «Рецепте против еретиков» , 33, является таким примером: «Однако Иоанну в Апокалипсисе поручено наказывать тех, кто «ест идоложертвенное» и «совершает сексуальную безнравственность». Есть и теперь другой род Николаитов, называемый Гайской ересью ».
Полемика Иринея о Керинфе
[ редактировать ]Ириней в Adversus Haereses III. xi. 1; Я. XXVI. 3 утверждает, что Евангелие от Иоанна было написано, чтобы противостоять учению Керинфа , которое, по его мнению, находилось под влиянием николаитов. Позднее Августин Гиппопотам приписал им церинтианские учения о сотворении мира (в своем De haeresibus ad Quodvultdeum , v).
Викторин из Петтау: пища для идолов
[ редактировать ]Викторин Петтавский считал, что ошибка николаитов заключалась в том, что они считали необходимым изгонять идоложертвенное перед едой и что по прошествии семи дней не было греха блуда.
«Но дела николаитов в то время были лживыми и беспокойными людьми, которые, будучи служителями под именем Николая, сделали себе ересь, чтобы все, что было предложено идолам, могло быть изгнано и съедено, и чтобы всякий, совершивший блуд, получил мир в восьмой день». [ 8 ]
Полигамия
[ редактировать ]Беда утверждает, что Николас позволял другим мужчинам жениться на его жене. [ 9 ] Фома Аквинский считал, что Николас поддерживал либо многоженство, либо совместное владение женами. [ 10 ] Евсевий утверждал, что секта просуществовала недолго. [ 11 ]
Происхождение имени
[ редактировать ]Николай Антиохийский
[ редактировать ]Некоторые отцы Церкви получили термин «николаиты» от Николая (Νικόλαος), уроженца Антиохии и одного из первых семи диаконов, упомянутых в Деяниях 6:5 . Характер связи между Николаем и николаитами был сомнительным.
Некоторые учёные полагают [ 12 ] [ 13 ] что отступником стал другой Николай, а не сам Николай Диакон.
Ириней и Ипполит
[ редактировать ]Ириней придерживался мнения, что их основателем был Николай.
Николаиты являются последователями того Николая, который был одним из семи первых, рукоположенных в диаконат апостолами. Они ведут жизнь, полную безудержных потворств. Характер этих людей очень ясно указан в Апокалипсисе Иоанна, [когда они представлены] как учение о том, что совершенно безразлично прелюбодействовать и есть идоложертвенное.
Ипполит Римский разделял мнение, что Николай стал ересиархом (в «Опровержении всех ересей», VII, 24). [ 6 ]
В других писаниях ранней церкви эта связь оспаривается, и николаиты называются «ложно так называемыми» (ψευδώνυμοι). [ 15 ] Климент Александрийский выдвинул защиту Николая (в Строматах, II, 20, III, 4), которую Евсевий принимает и повторяет (в Historia Ecclesiastica , III, 29). [ 6 ]
Описание Николая как человека, соблюдающего целомудрие, использовалось протестантскими апологетами 16 века, чтобы выступить против практики обязательного церковного безбрачия, предполагая, что оно зародилось сначала в николаизме, а затем распространилось в христианство. [ 16 ]
Епифаний
[ редактировать ]Епифаний сообщает некоторые подробности жизни Николая Диакона и описывает его как постепенно погружающегося в величайшую нечистоту и становящегося основателем николаитов и других распутных гностических сект:
У [Никола] была привлекательная жена, и он воздерживался от половых связей, как будто подражая тем, кого он считал преданными Богу. Некоторое время он терпел это, но в конце концов не смог совладать со своим невоздержанием... Но поскольку он стыдился своего поражения и подозревал, что его разоблачили, он осмелился сказать: «Если человек не совокупляется каждый день, он не может иметь вечной жизни». [ 17 ]
— Епифаний, Панарий , XXV. 1
Ипполит согласился с Епифанием в его неблагоприятном взгляде на Николая. [ 18 ]
Джером
[ редактировать ]Иероним верит рассказу о том, что Николас стал жертвой ереси, по крайней мере, в некоторой степени. [ 19 ] Такого же мнения придерживался и неизвестный христианский автор (писавший около 435 г.) Предестината (в I, 4), [ 6 ] а также другие писатели IV в.
Климент Александрийский
[ редактировать ]Этот взгляд на Николая несовместим с традиционным описанием его характера, данным Климентом Александрийским: [ 20 ] более ранний писатель, чем Епифаний. Он утверждает, что Николай вел целомудренную жизнь и воспитывал своих детей в чистоте. Он описывает некий случай, когда апостолы резко упрекали Николая как ревнивого мужа, и он отверг это обвинение, предложив позволить своей жене стать женой любого другого человека. Климент также пишет, что Николай имел обыкновение повторять изречение, приписываемое апостолу Матфию , о том, что наш долг — бороться с плотью и злоупотреблять (παραχρῆσθαι) ею . Николаиты превратно истолковали его слова как авторитет своих безнравственных поступков. [ 21 ] Феодорит повторяет вышеизложенное заявление Климента в своем описании секты и обвиняет николаитов в ложном заимствовании имени диакона. [ 22 ]
Климент (в Строматах 3, 2) осуждает еретиков, чьи взгляды на секс он считает распущенными, но не связывает их с Николаем:
- Но последователи Карпократа и Епифана считают, что жены должны быть общей собственностью. Через них распространилась худшая клевета против христианского имени. ... он [Епифан] говорит [в своей книге «О праведности », что идея «Моего и Твоего» возникла благодаря [Моезаимским] законам, так что земля и деньги больше не использовались в общем пользовании. То же самое и с браком. «Ибо Бог создал виноградные лозы для общего пользования всех, поскольку они не защищены от воробьев и вора; а также кукуруза и другие фрукты. Но отмена, вопреки божественному закону, общности пользования и равенства породила воровство домашних животных и фруктов. Он соединил самку с самцом и таким же образом объединил всех животных. Таким образом, он показал, что праведность — это всеобщая справедливость и равенство. Но те, кто родился таким образом, отрицают универсальность, которая является следствием их рождения, и говорят: «Пусть тот, кто взял одну женщину, сохранит ее», тогда как все одинаково могут владеть ею, как и другие животные». После этого, цитируемого слово в слово, он снова продолжает в том же духе следующее: «В целях постоянства рода он привил мужчинам сильное и пылкое желание, которое не может быть ни законом, ни обычаем, ни каким-либо другим ограничением. способен уничтожить. Ибо это Божий указ. ...Следовательно, поговорку «Не пожелай» надо понимать как шутку законодателя, к которой он добавил еще более комические слова «добро ближнего твоего». Ибо сам тот, кто дал желание поддерживать род, приказывает подавлять его, хотя и не отстраняет его ни от каких других животных. А словами «жена ближнего твоего» он говорит нечто еще более нелепое, поскольку заставляет обращаться с тем, что должно быть общей собственностью, как с частной собственностью».
Клемент спрашивает:
- И как можно еще причислить этого человека к нашему числу, когда он этими словами открыто упраздняет и закон, и Евангелие... Карпократ борется с Богом, и Епифан также. ...Эти, как они говорят, и некоторые другие энтузиасты того же беззакония собираются вместе на пиры (я бы не назвал их собрание Агапе ), мужчины и женщины вместе. После того, как они насытили свои аппетиты («при насыщении входит Киприда , богиня любви», как сказано), затем они опрокидывают светильники и так гасят свет, что стыд их прелюбодейной «праведности» скрывается, и они вступают в половую связь, где хотят и с кем хотят. После того, как они практиковали коллективное использование на этом пиру любви, они при свете дня требуют от всех женщин, которых они пожелают, подчиняться закону Карпократа - было бы неправильно говорить о законе Божием. ...Об этих и других подобных сектах Иуда, я думаю, пророчески говорил в своем письме - «Так и эти мечтатели» [Иуды 1:8] (ибо они не стремятся найти истину при свете дня) ) что касается слов «и уста их говорят высокомерно». [Иуды 1:16]
Евсевий Кесарийский
[ редактировать ]Евсевий Кесарийский прямо говорит о николаитах и Николаах (в «Церковной истории», III, 29), говоря: «В это время появилась так называемая секта николаитов и просуществовала очень короткое время. О ней упоминается в Апокалипсис Иоанна Они хвалились, что основателем их секты был Николай, один из диаконов, которые вместе со Стефаном были назначены апостолами для служения. бедным».
Евсевий повторяет историю Климента о Николае и его жене и утверждает, что те, кого он осуждает как еретиков, называют его имя своей сектой, потому что они неправильно понимают контекст его представления своей жены апостолам и «слепо и глупо подражают тому, что было сделано и сказал: [чтобы] без стыда совершить блуд. Но я понимаю, что Николаус не имел дела ни с какой другой женщиной, кроме той, на которой он был женат, и то, что касается его детей. Если это так, то, когда он привел свою жену, которую ревностно любил, в среду апостолов, он, очевидно, отрекся от своей страсти. и когда он использовал выражение «насиловать плоть», он прививал себе самообладание перед теми удовольствиями, к которым охотно стремится, ибо я предполагаю, что в соответствии с повелением Спасителя он сделал это. не желает служить двум господам, удовольствиям и Господу [Мф. 6:24; Луки 16:13]. ...Так много о тех, кто тогда пытался извратить истину, но за меньшее время, чем потребовалось, чтобы рассказать, она полностью вымерла».
Евсевий (в своей «Церковной истории» , IV, 7) утверждал, что, поскольку сатана был лишен возможности преследовать христиан, «он разрабатывал всевозможные планы и использовал другие методы в своем конфликте с церковью, используя подлых и лживых людей в качестве инструментов для гибель душ и, будучи служителями разрушения, подстрекаемые им самозванцы и обманщики, присвоившие имя нашей религии, довели до глубины гибели тех верующих, которых они могли привлечь на свою сторону, и при этом. в то же время делами, которые они совершали, отвратили от пути, ведущего к слову спасения, тех, кто не знал веры». Он прослеживает ересь от библейского образа Симона Волхва (Деяния 8:9-29) через Менандра до Сатурния Антиохийского и Василида Александрийского. Вслед за Иринеем Евсевий говорит: «Василид под предлогом неизреченных тайн выдумал чудовищные басни и вывел вымыслы своей нечестивой ереси весьма за пределы». Он сообщает, что христианский писатель Агриппа Кастор «Раскрывая свои тайны, он говорит, что Василид написал двадцать четыре книги по Евангелию и что он придумал себе пророков по имени Варкава и Баркоф, а также других, которых не существовало, и что он дал им варварские имена, чтобы поразить тех, кто удивляйся таким вещам; что он также учил, что употребление идоложертвенного мяса и неосторожное отречение от веры во времена гонений были делом безразличным и что он; предписал своим последователям, как Пифагор, молчание на пять лет ... Таким образом, злобный демон, воспользовавшись этими министрами, с одной стороны, поработил тех, кого они так прискорбно сбили с пути. разрушение, а с другой стороны, он предоставил неверующим язычникам обильные возможности для клеветы на божественное слово, поскольку репутация этих людей навлекла в этом позор на весь род христиан. Таким образом, случилось так, что среди неверующих того времени в отношении нас распространилось позорное и самое абсурдное подозрение, что мы вели незаконную торговлю с матерями и сестрами и наслаждались нечестивыми пирами». Здесь выдвигается учение о безразличии к употреблению в пищу идоложертвенного мяса, а также учение о распутном сексе, но не упоминается ни о николаитах, ни о вине Николая.
В современной критике
[ редактировать ]Среди более поздних критиков Котелериус , кажется, склоняется к положительному мнению о персонаже Николаса в заметке о Констите. Апост . VI. 8, после прочтения различных авторитетов. Эдвард Бертон [ 23 ] придерживался мнения, что происхождение термина «николаиты» неясно и что «хотя диакон Николай упоминается как их основатель, доказательства крайне незначительны, которые могли бы уличить самого этого человека в каких-либо безнравственных действиях».
Тиллемон [ 24 ] возможно, повлиял тот факт, что ни одна ветвь церкви не чтит память Николая. Он придает больший вес показаниям против него и категорически отвергает заявление Кассиана (на что Неандер [ 25 ] придерживается), что основателем секты был какой-то другой Николай. Тиллемон заключает, что если он и не был фактическим основателем, то он был настолько неудачлив, что своими нескромными речами дал повод для образования секты. Точка зрения Гроция изложена в примечании к Откровению 2:6. [ 26 ] и по существу такой же, как у Тиллемона.
Валаам
[ редактировать ]Другие ученые считают, что название группы было основано не на имени человека, а на сложном описательном слове. Нико- по-гречески означает «победа», а лаос означает «народ» или, точнее, «миряне». Следовательно, они считают, что это слово означает «завоеватели-миряне» или «победители мирян».
Имя Валаам , возможно, можно интерпретировать как еврейский эквивалент греческого Николая. Некоторые комментаторы [ 27 ] подумайте, что Иоанн намекает на это в Откровении 2:14; [ 28 ] и К. Витринга [ 29 ] приводит убедительные аргументы в поддержку этого мнения. Однако Альберт Барнс отмечает:
Витринга предполагает, что это слово происходит от νικος, победа, и λαος, народ, и что, таким образом, оно соответствует имени Валаам, означающему либо господин народа , либо он уничтожил народ ; и что, поскольку их учения произвели тот же эффект, что и учения Валаама, и привели людей к блудодеянию и участию в идолопоклонническом поклонении, их можно было назвать валаамитянами или николаитами, то есть развратителями народа. Но на это можно ответить:
(а) что оно надумано и принимается только для устранения затруднения;
(б) что есть все основания предполагать, что использованное здесь слово относится к классу людей, носивших это имя и хорошо известных в двух указанных церквях;
(в) что в Откр. 2:15 они явно отличаются от тех, кто придерживался учения Валаама, Откр. 2:14: «Так и у тебя (και) есть держащиеся учения Николаитов».
- Альберт Барнс, Примечания к Новому Завету. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Откровение 2 .
- ^ «Откровение 2:6 – Церкви в Ефесе» . Библейский хаб .
- ^ «Откровение 2:15 – Церкви в Пергаме» . Библейский хаб .
- ^ Philosophumena , vii. 26.
- ^ Стивен А. Барни, У. Дж. Льюис, Дж. А. Бич и Оливер Бергхоф (ред.) Этимологии Исидора Севильского , Cambridge University Press, 2006, стр. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Генри Блант, Массачусетс, FSA, изд. (1874). Словарь сект, ересей, церковных партий и школ религиозной мысли . Лондон: Ривингтонс.
- ^ Хили, Патрик Джозеф (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Сент-Луис, Миссури Викторин Петтавский, Толкование на Апокалипсис .
- ^ Беда, Объяснение Апокалипсиса , 2.16.
- ^ СКГ III. 124.
- ^ Х.Э. iii. 29.
- ^ Дэниел Денисон Уидон «Популярный комментарий к Новому Завету» Нью-Йорк: Phillips & Hunt (1880) Vol.V Titus-Revelation, стр. 342: «Позже, и поэтому менее заслуживающие доверия, власти оправдывают Николаса либо под тем предлогом, что он был неправильно поняты его последователями, или что они ложно заявили о своей власти, или что их настоящим основателем был другой Николай, епископ Самарии».
- ^ Джеймс Гастингс «Энциклопедия религии и этики» Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера (1917) Том. Страница 9, стр. 364: «Следовательно следует искать другого Николая, кроме диакона, как основателя безнравственной партии в Пергаме. Имя не было редкостью, и точная идентификация в настоящее время невозможна. Согласно псевдо-Доротею, существовал Николай , епископ Самарии, впавший в ересь и злые пути под влиянием Симона Волхва».
- ^ Против ересей , т.е. 26, §3; iii. 11, §1.
- ^
Игнат . рекламный Тралл . хи . (более длинная версия): «Бегайте также нечистых Николаитов, так называемых ложно , которые любят удовольствия и склонны к клеветническим речам». См.
объявление Фила . ви . (более длинная версия): «Если кто... утверждает, что незаконные союзы есть благое дело, и ставит высшее счастье в наслаждении, как это делает человек, ложно называющийся Николаитином , то этот человек не может ни быть боголюбивым, и не любящий Христа, но развратитель собственной плоти, а потому лишенный Святого Духа и чужой Христу».
Конст. Апост. vi .: «...некоторые дерзки в нечистоте, как, например, те, которые ложно называются Николаитами ».
- ^ Например, см. « Экзамен Мартина Хемница » , тома III-IV : Том III, в котором этот аргумент начинается со страницы 13 латинского издания книг Google.
- ^ Уильямс, Фрэнк (1987). Панарий Епифания Саламинского . Том. Книга I (разделы 1–46). Лейден; Нью-Йорк; Копенгаген; Кёльн: Э.Дж. Брилл. п. 77.
- ^ Стивен Гобар, Фотий Библиот . §232, с. 291, изд. 1824 г.; Философы , кн. VII. §36.
- ^ Эп. 147, наконечник 1082, изд. Валларс. и т. д.
- ^ «Таковы и те (которые говорят, что следуют Николаю, цитируя поговорку человека, которую они извращают, «что плотью следует злоупотреблять». Но достойный человек показал, что необходимо сдерживать удовольствия и похоти, и таким обучением растрачивать порывы и склонности плоти, но они, предавшись удовольствиям, как козлы, как бы оскорбляя тело, ведут жизнь потакания своим слабостям, не зная, что тело; расточительны, будучи по природе подвержены распаду, тогда как душа их погребена в тине порока, следуя учению самого удовольствия, а не апостольского человека» (Климент Александрийский, Строматы , II, 20).
- ^ "Но когда мы говорили о высказывании Николая, мы упустили это сказать. У Николая, говорят, была прекрасная жена. Когда после вознесения Спасителя он был обвинен перед апостолами в ревности, он привел в собрание свою жену и позволил всякий, кто пожелал на ней жениться. Ибо, говорят, это действие соответствовало поговорке: «Надо злоупотреблять плотью». ... Однако мне сообщили, что Николай никогда не имел отношений ни с какой женщиной, кроме жены, на которой он женился, и что из его детей его дочери остались девственницами до старости, а его сын остался неиспорченным. акт подавления страсти, когда он привел к апостолам жену, из-за которой он ревновал. Он учил, что значит «злоупотреблять плотью», сдерживая отвлекающие страсти, ибо, как повелел Господь, он не желал. служить двум господа, наслаждение и Бог. Говорят, что Матфий также учил, что следует бороться с плотью и злоупотреблять ею, никогда не позволяя ей уступить место распущенным удовольствиям, чтобы душа могла возрастать верой и познанием» (Климент Александрийский, Строматы , iii. 4, §§25–26; и апуд Евсевий. ОН . iii. 29 ; см. также сноску 31 в главе 25 NPNF ).
- ^ Это прилипает. Потрясающе. iii. 1.
- ^ Лекции по церковной истории , Lect. xii. п. 364, изд. 1833.
- ^ ОН ii. 47.
- ^ Насаждение церкви , кн. вп 390, изд. Бонн.
- ^ Откровение 2:6 .
- ^ Кокцей ( Cogitat. в Откровении 2, 6) имеет честь быть первым, кто предположил такое отождествление николаитов с последователями Валаама. За ним последовали старший Витринга ( Dissertatatio de Argumentum Epistola Petri posterior Хазе в Тезаурусе , II. 987), Хенгстенберг ( в лок .), Штир ( Слова Воскресшего Господа , стр. 125 англ. пер.) и другие. . Лайтфут ( гор. евр. , в Деян. Апост. VI, 5) предполагает другую, более поразительную парономазию . Слово, по его мнению, было выбрано как идентичное по звучанию слову ניכולה, Николах , «давайте есть», и как подчеркивающее таким образом особую характеристику секты.
- ^ Откровение 2:14 .
- ^ Обс. Священный. iv. 9.
- ^ «Информация о работе: Заметки Барнса по Новому Завету - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Николаиты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Буллок, Уильям Томас (1863). «Николас» . Смит , Уильям (ред.). Библейский словарь . Том. II. Бостон: Литтл, Браун и компания. стр. 536–537.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Николаиты ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древние и средневековые ссылки на николаитов Обширный список ссылок 25 древних и средневековых писателей на николаитов.