Jump to content

Николаизм

(Перенаправлено с Николая Диакона )

Николаизм (также называемый николаизмом , николаитством , николационизмом или николаитанством ) — раннехристианская секта, дважды упомянутая в Книге Откровения Нового Завета . Приверженцев называли николаитами, николаитами или николаитами. считала их еретиками Основная раннехристианская церковь . Согласно Откровению 2:6 и 15, [ 1 ] они были известны в городах Эфесе и Пергаме . В этой главе церковь в Ефесе одобряется за то, что она «[ненавидит] дела Николаитов, которые и Я ненавижу»; и церковь в Пергаме упрекают: «Так есть и у тебя [поклоняющиеся] держащиеся учения Николаитов». В оригинальном греческом они называются Νικολαϊτῶν ( Николайтон ). [ 2 ] [ 3 ]

Некоторые из ранних отцов церкви упоминали эту группу, в том числе Ириней , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ипполит , [ 4 ] Епифания и Феодорита , утверждающих, что Николай Диакон , один из семи диаконов автором ереси и секты был .

Библейские отрывки

[ редактировать ]

В Новом Завете Николаиты упоминаются во второй главе Книги Откровения .

Но это к вашей чести [Ефесской церкви]: вы ненавидите дела Николаитов, которые и я [Иисус] ненавижу.

Откровение 2:6

Но имею немного против тебя [пергамской церкви]: есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн народ Израилев, чтобы они ели идоложертвенную пищу и заниматься блудом. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов. Покайтесь тогда. Если нет, то скоро я приду к тебе и сразусь с ними мечом уст моих.

- Откровение 2: 14–16

Исидор Севильский

[ редактировать ]

Последним отцом Западной церкви был Исидор Севильский , который завершил « Этимологии » в 636 году нашей эры. В книге VIII, озаглавленной «Церковь и секты (De ecclesia et secta)», он писал: «Николаиты (Nicolaita) названы так по имени Николая, дьякон Иерусалимской церкви, который вместе со Стефаном и другими был рукоположен Петром. Он оставил свою жену из-за ее красоты, чтобы всякий желающий мог наслаждаться. ее практика превратилась в распутство, с обменом партнерами, Иисус осуждает их в книге Откровения, говоря (2:6): «Но ты имеешь то, что ненавидишь дела Николаитов». [ 5 ]

Взгляд на историю Церкви

[ редактировать ]

Джон Генри Блант отмечает, что Библия (если принимать ее за чистую монету) осуждает ложные учения, а использование имени для описания группы «показывает, что существовала отдельная еретическая партия, придерживавшаяся этого учения». Письма, которые Иисус диктует церквям во 2-й главе Откровения, «показывают, что эти еретики формально не отделились от церкви и не были отлучены от церкви». [ 6 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Антиномическая интерпретация Джона Генри Бланта

[ редактировать ]

Распространено мнение, что николаиты придерживались антиномической ереси из 1 Коринфянам 6 . [ 7 ] Один ученый, поддерживающий эту интерпретацию, Джон Генри Блант , утверждает, что сравнение между николаитами и Валаамом «доказывает, что блуд, о котором идет речь, - это не то преступление при обычных обстоятельствах, а блуд, связанный с религиозными обрядами». [ 6 ] Блант указывает, что евреи имели долгую историю проповедования против культовых проституток или их альтернативного использования (Бытие 38:21–22; Второзаконие 23:17–8; 3 Царств 14:24, 15:12, 22:46; 4 Царств 23). :7; Иезекииль 16:16; Осия 4:14); Он также указывает, что ранние христиане жили в языческой культуре, где поклонение Афродите включало в себя иеродоулов , занимавшихся ритуальной проституцией в ее святилищах и храмах, и что в Дионисийских мистериях использовались одурманивающие вещества и другие методы, вызывающие транс, для устранения запретов и социальных ограничений. верующих (независимо от класса или пола) войти в животное состояние ума.

Блант считает, что николаиты либо считали, что повеление против ритуального секса было частью Моисеева закона (от которого они были освобождены Иисусом Христом) и было для них законным, либо что они зашли слишком далеко во время христианских « пиров любви ». . Блант видит отголоски этого поведения в увещеваниях, которые Павел дает коринфянам, хотя и не называет их таковыми. Блант также считает, что подобные отголоски можно найти в увещеваниях Иуды 4–16 (в которых упоминаются как «заблуждение Валаама», так и «пиреи любви») и 2 Петра 2:2–21 (в котором повторяется большая часть утверждений Иуды, включая упоминание Валаама). ). [ 6 ]

На раннем этапе христианства возникла тенденция применять термин «николаиты» для описания других антиномических групп, не привязанных к историческим николаитам. Тертуллиан в своем «Рецепте против еретиков» , 33, является таким примером: «Однако Иоанну в Апокалипсисе поручено наказывать тех, кто «ест идоложертвенное» и «совершает сексуальную безнравственность». Есть и теперь другой род Николаитов, называемый Гайской ересью ».

Полемика Иринея о Керинфе

[ редактировать ]

Ириней в Adversus Haereses III. xi. 1; Я. XXVI. 3 утверждает, что Евангелие от Иоанна было написано, чтобы противостоять учению Керинфа , которое, по его мнению, находилось под влиянием николаитов. Позднее Августин Гиппопотам приписал им церинтианские учения о сотворении мира (в своем De haeresibus ad Quodvultdeum , v).

Викторин из Петтау: пища для идолов

[ редактировать ]

Викторин Петтавский считал, что ошибка николаитов заключалась в том, что они считали необходимым изгонять идоложертвенное перед едой и что по прошествии семи дней не было греха блуда.

«Но дела николаитов в то время были лживыми и беспокойными людьми, которые, будучи служителями под именем Николая, сделали себе ересь, чтобы все, что было предложено идолам, могло быть изгнано и съедено, и чтобы всякий, совершивший блуд, получил мир в восьмой день». [ 8 ]

Полигамия

[ редактировать ]

Беда утверждает, что Николас позволял другим мужчинам жениться на его жене. [ 9 ] Фома Аквинский считал, что Николас поддерживал либо многоженство, либо совместное владение женами. [ 10 ] Евсевий утверждал, что секта просуществовала недолго. [ 11 ]

Происхождение имени

[ редактировать ]

Николай Антиохийский

[ редактировать ]

Некоторые отцы Церкви получили термин «николаиты» от Николая (Νικόλαος), уроженца Антиохии и одного из первых семи диаконов, упомянутых в Деяниях 6:5 . Характер связи между Николаем и николаитами был сомнительным.

Некоторые учёные полагают [ 12 ] [ 13 ] что отступником стал другой Николай, а не сам Николай Диакон.

Ириней и Ипполит

[ редактировать ]

Ириней придерживался мнения, что их основателем был Николай.

Николаиты являются последователями того Николая, который был одним из семи первых, рукоположенных в диаконат апостолами. Они ведут жизнь, полную безудержных потворств. Характер этих людей очень ясно указан в Апокалипсисе Иоанна, [когда они представлены] как учение о том, что совершенно безразлично прелюбодействовать и есть идоложертвенное.

Ипполит Римский разделял мнение, что Николай стал ересиархом (в «Опровержении всех ересей», VII, 24). [ 6 ]

В других писаниях ранней церкви эта связь оспаривается, и николаиты называются «ложно так называемыми» (ψευδώνυμοι). [ 15 ] Климент Александрийский выдвинул защиту Николая (в Строматах, II, 20, III, 4), которую Евсевий принимает и повторяет (в Historia Ecclesiastica , III, 29). [ 6 ]

Описание Николая как человека, соблюдающего целомудрие, использовалось протестантскими апологетами 16 века, чтобы выступить против практики обязательного церковного безбрачия, предполагая, что оно зародилось сначала в николаизме, а затем распространилось в христианство. [ 16 ]

Епифаний

[ редактировать ]

Епифаний сообщает некоторые подробности жизни Николая Диакона и описывает его как постепенно погружающегося в величайшую нечистоту и становящегося основателем николаитов и других распутных гностических сект:

У [Никола] была привлекательная жена, и он воздерживался от половых связей, как будто подражая тем, кого он считал преданными Богу. Некоторое время он терпел это, но в конце концов не смог совладать со своим невоздержанием... Но поскольку он стыдился своего поражения и подозревал, что его разоблачили, он осмелился сказать: «Если человек не совокупляется каждый день, он не может иметь вечной жизни». [ 17 ]

Епифаний, Панарий , XXV. 1

Ипполит согласился с Епифанием в его неблагоприятном взгляде на Николая. [ 18 ]

Иероним верит рассказу о том, что Николас стал жертвой ереси, по крайней мере, в некоторой степени. [ 19 ] Такого же мнения придерживался и неизвестный христианский автор (писавший около 435 г.) Предестината (в I, 4), [ 6 ] а также другие писатели IV в.

Климент Александрийский

[ редактировать ]

Этот взгляд на Николая несовместим с традиционным описанием его характера, данным Климентом Александрийским: [ 20 ] более ранний писатель, чем Епифаний. Он утверждает, что Николай вел целомудренную жизнь и воспитывал своих детей в чистоте. Он описывает некий случай, когда апостолы резко упрекали Николая как ревнивого мужа, и он отверг это обвинение, предложив позволить своей жене стать женой любого другого человека. Климент также пишет, что Николай имел обыкновение повторять изречение, приписываемое апостолу Матфию , о том, что наш долг — бороться с плотью и злоупотреблять (παραχρῆσθαι) ею . Николаиты превратно истолковали его слова как авторитет своих безнравственных поступков. [ 21 ] Феодорит повторяет вышеизложенное заявление Климента в своем описании секты и обвиняет николаитов в ложном заимствовании имени диакона. [ 22 ]

Климент (в Строматах 3, 2) осуждает еретиков, чьи взгляды на секс он считает распущенными, но не связывает их с Николаем:

Но последователи Карпократа и Епифана считают, что жены должны быть общей собственностью. Через них распространилась худшая клевета против христианского имени. ... он [Епифан] говорит [в своей книге «О праведности », что идея «Моего и Твоего» возникла благодаря [Моезаимским] законам, так что земля и деньги больше не использовались в общем пользовании. То же самое и с браком. «Ибо Бог создал виноградные лозы для общего пользования всех, поскольку они не защищены от воробьев и вора; а также кукуруза и другие фрукты. Но отмена, вопреки божественному закону, общности пользования и равенства породила воровство домашних животных и фруктов. Он соединил самку с самцом и таким же образом объединил всех животных. Таким образом, он показал, что праведность — это всеобщая справедливость и равенство. Но те, кто родился таким образом, отрицают универсальность, которая является следствием их рождения, и говорят: «Пусть тот, кто взял одну женщину, сохранит ее», тогда как все одинаково могут владеть ею, как и другие животные». После этого, цитируемого слово в слово, он снова продолжает в том же духе следующее: «В целях постоянства рода он привил мужчинам сильное и пылкое желание, которое не может быть ни законом, ни обычаем, ни каким-либо другим ограничением. способен уничтожить. Ибо это Божий указ. ...Следовательно, поговорку «Не пожелай» надо понимать как шутку законодателя, к которой он добавил еще более комические слова «добро ближнего твоего». Ибо сам тот, кто дал желание поддерживать род, приказывает подавлять его, хотя и не отстраняет его ни от каких других животных. А словами «жена ближнего твоего» он говорит нечто еще более нелепое, поскольку заставляет обращаться с тем, что должно быть общей собственностью, как с частной собственностью».

Клемент спрашивает:

И как можно еще причислить этого человека к нашему числу, когда он этими словами открыто упраздняет и закон, и Евангелие... Карпократ борется с Богом, и Епифан также. ...Эти, как они говорят, и некоторые другие энтузиасты того же беззакония собираются вместе на пиры (я бы не назвал их собрание Агапе ), мужчины и женщины вместе. После того, как они насытили свои аппетиты («при ​​насыщении входит Киприда , богиня любви», как сказано), затем они опрокидывают светильники и так гасят свет, что стыд их прелюбодейной «праведности» скрывается, и они вступают в половую связь, где хотят и с кем хотят. После того, как они практиковали коллективное использование на этом пиру любви, они при свете дня требуют от всех женщин, которых они пожелают, подчиняться закону Карпократа - было бы неправильно говорить о законе Божием. ...Об этих и других подобных сектах Иуда, я думаю, пророчески говорил в своем письме - «Так и эти мечтатели» [Иуды 1:8] (ибо они не стремятся найти истину при свете дня) ) что касается слов «и уста их говорят высокомерно». [Иуды 1:16]

Евсевий Кесарийский

[ редактировать ]

Евсевий Кесарийский прямо говорит о николаитах и ​​Николаах (в «Церковной истории», III, 29), говоря: «В это время появилась так называемая секта николаитов и просуществовала очень короткое время. О ней упоминается в Апокалипсис Иоанна Они хвалились, что основателем их секты был Николай, один из диаконов, которые вместе со Стефаном были назначены апостолами для служения. бедным».

Евсевий повторяет историю Климента о Николае и его жене и утверждает, что те, кого он осуждает как еретиков, называют его имя своей сектой, потому что они неправильно понимают контекст его представления своей жены апостолам и «слепо и глупо подражают тому, что было сделано и сказал: [чтобы] без стыда совершить блуд. Но я понимаю, что Николаус не имел дела ни с какой другой женщиной, кроме той, на которой он был женат, и то, что касается его детей. Если это так, то, когда он привел свою жену, которую ревностно любил, в среду апостолов, он, очевидно, отрекся от своей страсти. и когда он использовал выражение «насиловать плоть», он прививал себе самообладание перед теми удовольствиями, к которым охотно стремится, ибо я предполагаю, что в соответствии с повелением Спасителя он сделал это. не желает служить двум господам, удовольствиям и Господу [Мф. 6:24; Луки 16:13]. ...Так много о тех, кто тогда пытался извратить истину, но за меньшее время, чем потребовалось, чтобы рассказать, она полностью вымерла».

Евсевий (в своей «Церковной истории» , IV, 7) утверждал, что, поскольку сатана был лишен возможности преследовать христиан, «он разрабатывал всевозможные планы и использовал другие методы в своем конфликте с церковью, используя подлых и лживых людей в качестве инструментов для гибель душ и, будучи служителями разрушения, подстрекаемые им самозванцы и обманщики, присвоившие имя нашей религии, довели до глубины гибели тех верующих, которых они могли привлечь на свою сторону, и при этом. в то же время делами, которые они совершали, отвратили от пути, ведущего к слову спасения, тех, кто не знал веры». Он прослеживает ересь от библейского образа Симона Волхва (Деяния 8:9-29) через Менандра до Сатурния Антиохийского и Василида Александрийского. Вслед за Иринеем Евсевий говорит: «Василид под предлогом неизреченных тайн выдумал чудовищные басни и вывел вымыслы своей нечестивой ереси весьма за пределы». Он сообщает, что христианский писатель Агриппа Кастор «Раскрывая свои тайны, он говорит, что Василид написал двадцать четыре книги по Евангелию и что он придумал себе пророков по имени Варкава и Баркоф, а также других, которых не существовало, и что он дал им варварские имена, чтобы поразить тех, кто удивляйся таким вещам; что он также учил, что употребление идоложертвенного мяса и неосторожное отречение от веры во времена гонений были делом безразличным и что он; предписал своим последователям, как Пифагор, молчание на пять лет ... Таким образом, злобный демон, воспользовавшись этими министрами, с одной стороны, поработил тех, кого они так прискорбно сбили с пути. разрушение, а с другой стороны, он предоставил неверующим язычникам обильные возможности для клеветы на божественное слово, поскольку репутация этих людей навлекла в этом позор на весь род христиан. Таким образом, случилось так, что среди неверующих того времени в отношении нас распространилось позорное и самое абсурдное подозрение, что мы вели незаконную торговлю с матерями и сестрами и наслаждались нечестивыми пирами». Здесь выдвигается учение о безразличии к употреблению в пищу идоложертвенного мяса, а также учение о распутном сексе, но не упоминается ни о николаитах, ни о вине Николая.

В современной критике

[ редактировать ]

Среди более поздних критиков Котелериус , кажется, склоняется к положительному мнению о персонаже Николаса в заметке о Констите. Апост . VI. 8, после прочтения различных авторитетов. Эдвард Бертон [ 23 ] придерживался мнения, что происхождение термина «николаиты» неясно и что «хотя диакон Николай упоминается как их основатель, доказательства крайне незначительны, которые могли бы уличить самого этого человека в каких-либо безнравственных действиях».

Тиллемон [ 24 ] возможно, повлиял тот факт, что ни одна ветвь церкви не чтит память Николая. Он придает больший вес показаниям против него и категорически отвергает заявление Кассиана (на что Неандер [ 25 ] придерживается), что основателем секты был какой-то другой Николай. Тиллемон заключает, что если он и не был фактическим основателем, то он был настолько неудачлив, что своими нескромными речами дал повод для образования секты. Точка зрения Гроция изложена в примечании к Откровению 2:6. [ 26 ] и по существу такой же, как у Тиллемона.

Другие ученые считают, что название группы было основано не на имени человека, а на сложном описательном слове. Нико- по-гречески означает «победа», а лаос означает «народ» или, точнее, «миряне». Следовательно, они считают, что это слово означает «завоеватели-миряне» или «победители мирян».

Имя Валаам , возможно, можно интерпретировать как еврейский эквивалент греческого Николая. Некоторые комментаторы [ 27 ] подумайте, что Иоанн намекает на это в Откровении 2:14; [ 28 ] и К. Витринга [ 29 ] приводит убедительные аргументы в поддержку этого мнения. Однако Альберт Барнс отмечает:

Витринга предполагает, что это слово происходит от νικος, победа, и λαος, народ, и что, таким образом, оно соответствует имени Валаам, означающему либо господин народа , либо он уничтожил народ ; и что, поскольку их учения произвели тот же эффект, что и учения Валаама, и привели людей к блудодеянию и участию в идолопоклонническом поклонении, их можно было назвать валаамитянами или николаитами, то есть развратителями народа. Но на это можно ответить:

(а) что оно надумано и принимается только для устранения затруднения;

(б) что есть все основания предполагать, что использованное здесь слово относится к классу людей, носивших это имя и хорошо известных в двух указанных церквях;

(в) что в Откр. 2:15 они явно отличаются от тех, кто придерживался учения Валаама, Откр. 2:14: «Так и у тебя (και) есть держащиеся учения Николаитов».

- Альберт Барнс, Примечания к Новому Завету. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Откровение 2 .
  2. ^ «Откровение 2:6 – Церкви в Ефесе» . Библейский хаб .
  3. ^ «Откровение 2:15 – Церкви в Пергаме» . Библейский хаб .
  4. ^ Philosophumena , vii. 26.
  5. ^ Стивен А. Барни, У. Дж. Льюис, Дж. А. Бич и Оливер Бергхоф (ред.) Этимологии Исидора Севильского , Cambridge University Press, 2006, стр. 175.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Генри Блант, Массачусетс, FSA, изд. (1874). Словарь сект, ересей, церковных партий и школ религиозной мысли . Лондон: Ривингтонс.
  7. ^ Хили, Патрик Джозеф (1913). «Николаиты» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  8. ^ Сент-Луис, Миссури Викторин Петтавский, Толкование на Апокалипсис .
  9. ^ Беда, Объяснение Апокалипсиса , 2.16.
  10. ^ СКГ III. 124.
  11. ^ Х.Э. ​iii. 29.
  12. ^ Дэниел Денисон Уидон «Популярный комментарий к Новому Завету» Нью-Йорк: Phillips & Hunt (1880) Vol.V Titus-Revelation, стр. 342: «Позже, и поэтому менее заслуживающие доверия, власти оправдывают Николаса либо под тем предлогом, что он был неправильно поняты его последователями, или что они ложно заявили о своей власти, или что их настоящим основателем был другой Николай, епископ Самарии».
  13. ^ Джеймс Гастингс «Энциклопедия религии и этики» Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера (1917) Том. Страница 9, стр. 364: «Следовательно следует искать другого Николая, кроме диакона, как основателя безнравственной партии в Пергаме. Имя не было редкостью, и точная идентификация в настоящее время невозможна. Согласно псевдо-Доротею, существовал Николай , епископ Самарии, впавший в ересь и злые пути под влиянием Симона Волхва».
  14. ^ Против ересей , т.е. 26, §3; iii. 11, §1.
  15. ^ Игнат . рекламный Тралл . хи . (более длинная версия): «Бегайте также нечистых Николаитов, так называемых ложно , которые любят удовольствия и склонны к клеветническим речам». См. объявление Фила . ви . (более длинная версия): «Если кто... утверждает, что незаконные союзы есть благое дело, и ставит высшее счастье в наслаждении, как это делает человек, ложно называющийся Николаитином , то этот человек не может ни быть боголюбивым, и не любящий Христа, но развратитель собственной плоти, а потому лишенный Святого Духа и чужой Христу». Конст. Апост. vi .: «...некоторые дерзки в нечистоте, как, например, те, которые ложно называются Николаитами ».
  16. ^ Например, см. « Экзамен Мартина Хемница » , тома III-IV : Том III, в котором этот аргумент начинается со страницы 13 латинского издания книг Google.
  17. ^ Уильямс, Фрэнк (1987). Панарий Епифания Саламинского . Том. Книга I (разделы 1–46). Лейден; Нью-Йорк; Копенгаген; Кёльн: Э.Дж. Брилл. п. 77.
  18. ^ Стивен Гобар, Фотий Библиот . §232, с. 291, изд. 1824 г.; Философы , кн. VII. §36.
  19. ^ Эп. 147, наконечник 1082, изд. Валларс. и т. д.
  20. ^ «Таковы и те (которые говорят, что следуют Николаю, цитируя поговорку человека, которую они извращают, «что плотью следует злоупотреблять». Но достойный человек показал, что необходимо сдерживать удовольствия и похоти, и таким обучением растрачивать порывы и склонности плоти, но они, предавшись удовольствиям, как козлы, как бы оскорбляя тело, ведут жизнь потакания своим слабостям, не зная, что тело; расточительны, будучи по природе подвержены распаду, тогда как душа их погребена в тине порока, следуя учению самого удовольствия, а не апостольского человека» (Климент Александрийский, Строматы , II, 20).
  21. ^ "Но когда мы говорили о высказывании Николая, мы упустили это сказать. У Николая, говорят, была прекрасная жена. Когда после вознесения Спасителя он был обвинен перед апостолами в ревности, он привел в собрание свою жену и позволил всякий, кто пожелал на ней жениться. Ибо, говорят, это действие соответствовало поговорке: «Надо злоупотреблять плотью». ... Однако мне сообщили, что Николай никогда не имел отношений ни с какой женщиной, кроме жены, на которой он женился, и что из его детей его дочери остались девственницами до старости, а его сын остался неиспорченным. акт подавления страсти, когда он привел к апостолам жену, из-за которой он ревновал. Он учил, что значит «злоупотреблять плотью», сдерживая отвлекающие страсти, ибо, как повелел Господь, он не желал. служить двум господа, наслаждение и Бог. Говорят, что Матфий также учил, что следует бороться с плотью и злоупотреблять ею, никогда не позволяя ей уступить место распущенным удовольствиям, чтобы душа могла возрастать верой и познанием» (Климент Александрийский, Строматы , iii. 4, §§25–26; и апуд Евсевий. ОН . iii. 29 ; см. также сноску 31 в главе 25 NPNF ).
  22. ^ Это прилипает. Потрясающе. iii. 1.
  23. ^ Лекции по церковной истории , Lect. xii. п. 364, изд. 1833.
  24. ^ ОН ii. 47.
  25. ^ Насаждение церкви , кн. вп 390, изд. Бонн.
  26. ^ Откровение 2:6 .
  27. ^ Кокцей ( Cogitat. в Откровении 2, 6) имеет честь быть первым, кто предположил такое отождествление николаитов с последователями Валаама. За ним последовали старший Витринга ( Dissertatatio de Argumentum Epistola Petri posterior Хазе в Тезаурусе , II. 987), Хенгстенберг ( в лок .), Штир ( Слова Воскресшего Господа , стр. 125 англ. пер.) и другие. . Лайтфут ( гор. евр. , в Деян. Апост. VI, 5) предполагает другую, более поразительную парономазию . Слово, по его мнению, было выбрано как идентичное по звучанию слову ניכולה, Николах , «давайте есть», и как подчеркивающее таким образом особую характеристику секты.
  28. ^ Откровение 2:14 .
  29. ^ Обс. Священный. iv. 9.
  30. ^ «Информация о работе: Заметки Барнса по Новому Завету - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70cfdfbc0d41e538ae01375479a4bfac__1722539580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/ac/70cfdfbc0d41e538ae01375479a4bfac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nicolaism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)