Jump to content

Фотография в Судане

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из «Фотографии Судана »)

Суданские солдаты в англо-египетской армии (неизвестный фотограф, 1899 г.)

Фотография в Судане относится как к историческим , так и к современным фотографиям, сделанным в истории культуры сегодняшней Республики Судан . Сюда входит бывшая территория современного Южного Судана , а также то, что когда-то было англо-египетским Суданом , а также некоторые из старейших фотографий 1860-х годов, сделанных во время турецко-египетского правления (Туркия). Как и в других странах, растущая важность фотографии для средств массовой информации , таких как газеты, а также для фотографов-любителей привела к более широкому фотографическому документированию и использованию фотографий в Судане в 20 веке и в последующие годы. В 21 веке фотография в Судане претерпела важные изменения, в основном благодаря цифровой фотографии и ее распространению через социальные сети и Интернет. [1]

После самых ранних периодов конца 19-го и начала 20-го веков, когда только иностранным фотографам приписывались фотографии или фильмы о жизни в Судане , [2] местные фотографы, такие как Гадалла Губара [3] или Рашид Махди [4] добавили свои собственные видения в фотоальбом страны, начиная с 1950-х годов. [5] В 2017 году Архив исторических фотографий Судана в Хартуме начал создавать визуальную инвентаризацию повседневной жизни Судана с момента обретения Суданом независимости в 1956 году до начала 1980-х годов. [6] Как документально подтверждено обширной выставкой в ​​Художественном фонде Шарджи, посвященной «Становлению движения современного искусства в Судане», в этот период также входят Губара и Махди как художники-фотографы в стране в период плодотворного периода современного искусства . [5]

После окончания Второй мировой войны профессиональные фотографы, путешествующие по миру, такие как британский фотожурналист Джордж Роджер , немецкий кинорежиссер Лени Рифеншталь или фотограф Себастьян Сальгадо из Бразилии, создали фотографические истории сельских этнических групп на юге Судана, ставшие знаменитыми в истории фотографии. в Судане. [примечание 1] В последнее время развитие туризма , глобальный спрос на фотографии в средствах массовой информации и цифровые медиа 21 века позволили все большему числу суданских и иностранных фотографов внимательно наблюдать и записывать жизнь в Судане.

Колониальный период – от изображений «туземцев» до реальных людей

[ редактировать ]
Никола Леонтидес, греческий консул в Судане , фотография французского дипломата Луи Пьера Воссиона, 1882 год.

Ранние зарубежные фотографы

[ редактировать ]

Самые ранние существующие фотографии из Судана были сделаны с конца 1840-х годов французскими, британскими, австрийскими и другими иностранными фотографами и служили документами о жизни в Африке или колониальных предприятиях . Среди других архивов в цифровых коллекциях Публичной библиотеки Нью-Йорка есть ряд таких ранних фотографий, сделанных в Судане. [7] Архив из нескольких тысяч фотографий, в основном сделанных британскими чиновниками и посетителями в период с 1899 по 1950-е годы, хранится в Суданском архиве Даремского университета в Великобритании. [примечание 2] В том же университете также хранится несколько других архивов британских колониальных офицеров, в том числе фотографии из различных городов и регионов Судана, с онлайн-каталогом. [8]

После путешествий в Верхний Египет , Восточный Судан и Эфиопию в 1847–1848 годах французский фотограф и автор научных и этнографических публикаций Пьер Тремо [9] опубликовал второй том своего «Путешествия в Эфиопию», au Soudan Oriental et dans la Nigritie , посвященный Судану в 1862 году, включая отпечатки, сделанные с его фотографий жителей Дарфура , Сеннара или Нубийских гор . [10]

Эмир Махмуд в плену, картина Фрэнсиса Грегсона , 1898 г.

В 1880-х годах австрийский исследователь и фотограф Рихард Бухта опубликовал на немецком языке несколько книг о своих путешествиях по Нилу , в том числе большое количество фотографий этнических жителей южного Судана. [примечание 3] На рубеже 1884/85 годов итало-британский фотограф Феличе Беато задокументировал неудачную Нильскую экспедицию британской армии , пришедшую на помощь Чарльзу Джорджу Гордону в Хартуме, осажденном силами махдистов . [примечание 4] После недолгого существования государства махдистов англо -египетское завоевание Судана предоставило новые возможности для фотографий британских военных и гражданских чиновников. В то время ранние технологии фотографии были чрезвычайно сложны и дороги в использовании, поскольку большого формата камеры и стеклянные пластинки . использовались [примечание 5]

Сопровождая англо-египетское повторное завоевание Судана с 1896 по 1898 год, военный корреспондент Фрэнсис Грегсон задокументировал как наступление британских войск, так и победу лорда Китченера войск над силами махдистов в Хартуме в 1898 году , в своем альбоме из 232 серебряно-желатиновых отпечатков. фотографии. [11] входит фотография командующего битвой при Атбаре Среди других фотографий побежденных суданцев сюда Эмира Махмуда в качестве военнопленного . [12]

на тележке с воздушным змеем Аэрофотоаппарат , 1912/13, неизвестный фотограф.

В 1912–1913 годах новая фототехнология в Судане использовалась для аэрофотосъемки в археологии , когда британский предприниматель и археолог- любитель сэр Генри Велком применил свое автоматическое устройство аэрофотосъемки с воздушным змеем на тележке во время раскопок в Джебель-Мойя , что было задокументировано несколькими другими фотографиями на этом участке. археологическая кампания. [13] [примечание 6]

Осмотр Почетного караула СДС

Между 1926 и 1936 годами британский антрополог Э.Э. Эванс-Причард сделал тысячи фотографий во время своих антропологических полевых исследований в Южном Судане. Около 2500 его изображений, в основном показывающих жизнь народов азанде , моро , ингессана , нуэр и бонго, находятся в коллекции музея Питта Риверса , причем многие из них опубликованы в Интернете. [14]

Документируя военную деятельность англо-египетского кондоминиума , фотографии солдат и других военных сцен, таких как проверка Почетного караула Сил обороны Судана , были сделаны в 1925 и 1955 годах и позже собраны в архивах Соединенного Королевства . [15]

Суданская женщина со шрамами , неизвестный фотограф, между 1890 и 1923 годами.

Критическая оценка этих первых несуданских фотографов и их интереса к экзотическим изображениям Судана выражена в следующей цитате датского исследователя Эльзы Иванез: [16]

В Судане многие фотографии были сделаны британскими гражданами и размещены в Хартуме и других местах во время англо-египетского кондоминиума (1899–1956). Как и тысячи других европейцев, живших в колониальных империях, британцы направляли свои камеры на «типичные сцены» суданской жизни: открытые рынки, виды на Нил, сцены рыбалки, дикие и природные пейзажи и, прежде всего, суданцев. сами люди. Многие из этих фотографий затем были отредактированы как открытки (в частности, в магазине Gordon Stationary и Bookstores в Хартуме). Эти фотографии, распространяющиеся по колониям, Европе и Америке, образуют запоминающийся, экзотический и увлекательный портрет суданского народа.

- Эльза Иванез, Суданская одежда через современную призму

Этнографические фотографии и книга Хьюго Бернацика

[ редактировать ]

В 1927 году австрийский фотограф и писатель-путешественник Хьюго Бернацик отправился на лодке и собственном автомобиле в южный Судан. Он вернулся с 1400 фотографиями и 30 000 футов кинопленки. [17] и опубликовал свои впечатления и этнографические фотографии шиллуков , нуэров и нубийцев в 1930 году в популярном путеводителе , сначала на немецком , а затем на английском языке, под названием « Гари Гари: Зов африканской пустыни» (1936). Таким образом, экзотические образы и описания этнической жизни отдаленных районов южного Судана стали известны европейской аудитории, а позже последовали фоторепортажи Джорджа Роджера и Лени Рифеншталь. [18]

Фотографии нуба и латуки, сделанные Джорджем Роджером.

[ редактировать ]

Профессиональным фотожурналистом, интересующимся традиционным образом жизни в Африке, был Джордж Роджер , один из основателей Magnum Photos . [19] Его фотографии были сделаны в 1948 и 1949 годах коренных жителей Нубийских гор в суданской провинции Кордофан , а также латука и других народов южного Судана. Во введении к книге Нуба и Латука. Цветные фотографии были названы «одними из наиболее исторически важных и влиятельных изображений, сделанных в странах Африки к югу от Сахары в двадцатом веке». [20] Как писал несколько лет спустя Роджер: «Когда мы покинули Нубийские Джебельс (горы), мы взяли с собой только воспоминания о людях… гораздо более гостеприимных, рыцарских и милосердных, чем многие из нас, живущих в «Темном мире». Континенты за пределами Африки». [21] В 1951 году Роджер опубликовал свой фоторепортаж об этом путешествии в журнале National Geographic . [22] В 1960-х годах его фотографии побудили скандального немецкого фотографа и кинорежиссера Лени Рифеншталь отправиться в горы Нуба для создания собственных фоторепортажей о нубийцах . [23]

Первые суданские фотографы

[ редактировать ]
Мужской портрет Рашида Махди
Флаг Судана поднят на церемонии независимости 1 января 1956 года, фото Гадаллы Губары.

Насколько известно, одним из первых профессиональных суданских фотографов и кинооператоров был Гадалла Губара , пионер кино в Судане и Африке в целом. [24] [25] Во время и после Второй мировой войны он снимал и фотографировал множество текущих событий, одно из них — поднятие суданского флага в День независимости . [примечание 7] Еще одним ранним суданским фотографом был фотограф-самоучка Рашид Махди . [примечание 8] [26] Французский фотограф Клод Иверне [ fr ] , который также создавал свои собственные фотоистории в Судане, [27] [28] назвал Рашида Махди «безусловно самым искушенным и одним из крупнейших африканских фотографов XX века». На своей веб-странице, на которой утверждается, что представлена ​​коллекция из около 12 000 оцифрованных изображений с 1890 по 2015 год, [29] Иверне опубликовал множество фотографий Рашида Махди как в собственной коллекции Инверне, так и в Музее на набережной Бранли в Париже. [30]

Комментируя важное изменение изображения африканцев в городах в 1930-е годы, авторы статьи « Очерк истории фотографии в Африке до ок. В 1940 году Дэвид Киллингрей и Эндрю Робертс назвали это изменение «переходом к изображению людей, а не «туземцев » ». [31]

После обретения независимости (1956–2010 гг.)

[ редактировать ]
Фотография молодой суданской женщины 1970-х годов, сделанная Фуадом Хамзой Тибином.

Золотые годы фотографии (1950–1980-е гг.)

[ редактировать ]

Годы до обретения Суданом независимости в 1956 году и до 1980-х годов описывались как плодотворный период для культурной жизни в Судане, «включая литературу, музыку и театр, а также изобразительное и исполнительское искусство». [32] Краткие биографии и снимки многих суданских фотографов этой важной эпохи представлены на сайте французского фотоархива Elnour . [33] В число описанных фотографов входят Рашид Махди, Аббас Хабибалла, [34] Фуад Хамза Тибин, [35] Мохамед Яхья Исса [36] и другие. В интервью о своих исследованиях в Судане Клод Инверне рассказал об этой эпохе фотографии в Судане. [37] Фотографии Гадаллы Губары и Рашида Махди были включены в выставку в Фонде искусств Шарджи под названием «Создание движения современного искусства в Судане» в 2017 году. [5]

На 6-й Встрече африканских фотографов, состоявшейся в Бамако в 2005 году, Судан получил международное признание, когда его представили несколько фотографов, работавших с 1935 по 2002 год. [38] [39]

Фотокниги Рифеншталь о нубийцах.

[ редактировать ]
Обложка книги «Люди Кау» Лени Рифеншталь , 1974 год.

Рифеншталь путешествовала по Нубийским горам в 1960-х и 1970-х годах, когда ей было за 60. По возвращении она опубликовала свои цветные изображения нубийцев в традиционных условиях в двух книгах под названием «Die Nuba» ( «Последние из нуба» ) и «Die Nuba von Kau» (Die Nuba von Kau ). Народ Кау ). Для некоторых своих фотографий и сцен из фильмов она доверяла суданскому оператору Гадалле Губаре, который сопровождал ее в Нубийские горы. [40] Обе фотокниги стали международными бестселлерами и привлекли большое внимание к архаичному образу жизни этих этнических групп. [41]

Критическая реакция на фотографии нубийцев, сделанные Рифеншталь, исходила от американской писательницы Сьюзен Зонтаг . Основываясь на увлечении Рифеншталь сильными, здоровыми телами и ее пропагандистскими фильмами 1930-х годов для правительства нацистской Германии , Зонтаг тщательно исследовала «фашистскую эстетику» этих фотокниг в своем эссе «Захватывающий фашизм». В статье в «Нью-Йоркском обзоре книг» в 1975 году она заявила: «Фашистская драматургия сосредоточена на оргиастических сделках между могущественными силами и их марионетками». Этот вид критики взглядов иностранцев и интерпретации архаичного африканского образа жизни получил дальнейшее развитие в ее сборнике эссе « О фотографии» , где Зонтаг утверждает, что распространение фотографических изображений начало устанавливать «хроническое вуайеристское отношение» зрителей к объектам. изображен. [42] Далее немецкий медиа-критик Райнер Ротер писал: «Рифеншталь рассматривала [нубийцев] как потенциальные модели и сканировала мир перед своими глазами в поисках захватывающих изображений. Фотография стала чем-то навязчивым, формой охоты». [43]

Туристическая фотография и фотожурналистика

[ редактировать ]
Вид с воздуха на нубийские пирамиды в Мероэ , автор Б. Н. Шаньи, 2001 г.

С появлением цветной фотографии , журналов и журналов, специализирующихся на роскошных фоторепортажах и международном туризме , развивались различные стили документальной фотографии . В Судане это включает в себя фоторепортажи о его историческом наследии, например, о Нубийских пирамидах . [44] Растущая озабоченность социальными последствиями туристической фотографии касается как профессионалов, так и туристов и их частной любительской фотографии . [45] Культурно неприемлемое поведение туристов вызвало критику в отношении фотографирования в незападных странах и создания «экзотических представлений» об иностранных культурах. [46] Судан, являющийся одним из менее посещаемых, но более «экзотических» направлений, не является исключением. [47]

Задокументировав культуру народа динка в Южном Судане с 1970-х годов, американские фотографы Кэрол Беквит и Анджела Фишер заслужили известность своими эстетически обработанными изображениями древних способов разведения скота динка. Их фоторепортаж представлен онлайн на Google Arts & Culture . [48] Подобные изображения являются частью бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо, изображающих архаичный образ жизни в Восточной Африке. работ [49] В 2008 году австралийский фотограф Джек Пиконе опубликовал книгу фотографий о своем путешествии в Нубийские горы, текст которой предоставил антрополог Джон Райл . [50] [51]

УВКБ ООН помогает беженцам в Южном Судане, неизвестный фотограф, 2012 г.

Поскольку суданцы пострадали от принудительного перемещения , гражданской войны или торговли людьми , гуманитарные кризисы фотожурналисты также освещали . МООНВС, Миссия ООН по поддержанию мира в Судане, ВОЗ и ЮНИСЕФ обычно нанимают собственных профессиональных фотографов. Суданские фотографы-самоучки, такие как Сари Омер, также были наняты для этого вида документальной фотографии, используя свои культурные знания соответствующего населения. [52]

В 1993 году во всем мире была опубликована шокирующая фотография безжизненного ребенка, лежащего на земле и замеченного сидевшим неподалеку стервятником , как напоминание о человеческой катастрофе на юге Судана. Фотограф Кевин Картер , южноафриканский фотожурналист, стал известен благодаря картине «Стервятник и маленькая девочка» . Позже Картер сказал, что он был шокирован ситуацией, которую только что сфотографировал, и прогнал стервятника. [примечание 9] В следующем году Картер получил Пулитцеровскую премию в области художественной фотографии за этот снимок, что вызвало обеспокоенность по поводу этического поведения фотографа, который не пытался помочь ребенку. [53] [примечание 10]

2010-е годы и далее

[ редактировать ]
Суданская женщина со шрамами, автор суданский фотограф Окаша, 2013 г.

Цифровая фотография

[ редактировать ]

Несмотря на то, что в Судане нет учебных заведений по обучению фотографии, новые технические возможности цифровой фотографии , редактирования изображений и использования Интернета для обучения фотографированию позволили растущему числу суданцев обучаться фотографии. Распространение доступных мобильных телефонов и тарифов на Интернет привело к тому, что в основном молодые суданцы начали экспериментировать с цифровыми фотоаппаратами или мобильной фотографией и делиться своими фотографиями и видео в социальных сетях . [1]

В 2009 году неформальная группа начинающих фотографов создала группу суданских фотографов на Facebook . [1] Идея создания этой группы заключалась в том, чтобы создать легкодоступное виртуальное место, где все заинтересованные фотографы могли бы встречаться и делиться идеями. В 2012 году они решили более серьезно заняться искусством фотографии и нашли партнера для проведения мастер-классов в немецком культурном центре в Хартуме. Эти семинары проводились профессиональными фотографами, приглашенными из Германии, Южной Африки или Нигерии, и повторялись с 2012 по 2017 год, с заданиями и встречами фотографов между семинарами. несколько фотовыставок под названием Mugran Foto Week . В результате этого тренинга было организовано [54] Некоторые фотографы были приглашены на международные выставки, такие как «Встречи африканской фотографии» в Бамако, или получили гранты на обучение за границей. Суданские фотографы, такие как Ала Хейр, также сотрудничают с Центрами обучения фотографии в Африке (CLPA) , независимой сетью, целью которой является содействие обмену между фотографами вопросами разработки учебных программ и методов обучения. [55]

Коммерческие проблемы и политическое выражение

[ редактировать ]
«Кандаке суданской революции» Ланы Х. Харун стал вирусным изображением как символ суданской революции 2018–2019 годов .

Ограничивающим фактором для профессиональных фотографов в Судане является низкий спрос на коммерческую фотографию . Компании, использующие профессиональные фотографии суданской обстановки, — это DAL Group . [56] который продвигает суданские продукты питания и местные традиции, [57] а также провайдеры интернет-услуг, такие как MTN [58] или Зейн . [59] Несмотря на такие ограничения, суданские фотографы- фрилансеры экспериментируют с уличной фотографией и фотографией изобразительного искусства . [60]

После суданской революции 2018/19 года новые возможности для художественного самовыражения, общественных действий и участия граждан в жизни общества. открылись [примечание 11] Примером фотографии, используемой для иллюстрации политического участия в Судане, было изображение на смартфоне Кандаке Суданской революции , студентки Алаа Салаха, сделанное фотографом-любителем Ланой Харун во время протестов 2019 года. [61] Еще одним известным изображением этих протестов является фотография японского фотографа Ясуёси Тиба из Agence France-Presse , на которой молодой человек в Хартуме читает стихи протеста, в то время как демонстранты скандируют лозунги, призывающие к гражданскому правлению. Эта фотография была выбрана в качестве фотографии World Press Photo 2020 год . [62] [63] В 2022 году фотография суданской фотографа Фаиза Абубакра Мохамеда, на которой изображена протестующая женщина, швыряющая баллончик со слезоточивым газом в полицию во время демократических протестов в Судане в 2021 году, была удостоена первой премии World Press в категории одиночных игр для Африки. Фотоконкурс. [64] В 2022 году Аммар Абдалла Осман занял первое место на церемонии вручения наград East African Photography Awards в категории «Одиночные люди» за свой портрет « Мужчина с никем». [65]

Современные фотографы

[ редактировать ]

В число современных суданских фотографов 2010-х годов и последующих лет входят профессиональные фотожурналисты Мохамед Нурелдин Абдаллах , который освещал Судан для агентства Reuters более 15 лет и также известен своими творческими фотографиями в области изобразительного искусства. [66] и Ашраф Шазли, [67] который работает на AFP/ Getty Images в Хартуме.

Другие фотографы, в основном занимающиеся некоммерческой фотожурналистикой, например, уличной фотографией или документированием культурной жизни через моду или другой образ жизни, — это женщины-фотографы Сальма Альнур, [68] Ола Альшейх , [69] Суха Баракат, Эйтар Губара , [70] Метче Джаафар, Духа Мохаммед [71] или Сулейма Осман, а также их коллеги-мужчины Ахмад Абушакима, [72] Мохамед Альтум , [73] Салих Башир , Наги Эльхуссейн, Хишам Карури, Ала Хейр, [74] Шараф Махзуб, Сари Омер, Атиф Саад, Мухаммад Салах, [75] или Ваэль Аль Санози, он же Веллис. [примечание 12] Большинство из них являются членами Суданской группы фотографов и относятся к новому поколению суданских фотографов с 2010-х годов. [76]

В 2021 году французская книга «Судан 2019, Année Zéro» представила подробную историческую и социологическую документацию и анализ недель суданской революции , предшествовавших смертоносному штурму и разрушению места, занятого протестующими перед штабом вооруженных сил. в центре Хартума. Частью документации о резне в Хартуме являются многочисленные фотографии суданских фотографов, которые до этого момента документировали восстание. [77] С июля по сентябрь 2021 года международный фотофестиваль Rencontres de la Photography в Арле на юге Франции анонсировал выставку, посвященную суданской революции, под названием «Саура!» Давай, революция!» . На нем были представлены изображения некоторых суданских фотографов, которые внесли свой вклад в книгу «Судан 2019, год ноль» . [78] Во время этого фестиваля Эйтар Губара получила премию фотографии ( Prix de la photo Madame Figaro — Arles ) за свой фоторепортаж «Ничто не может остановить Кандаков » (титул королев в древней Нубии), спонсируемый французским женским журналом Madame Figaro . [79] Этой наградой стала модная фоторепортаж редакционная Губары, опубликованная в июльском номере журнала 2022 года. [80]

В качестве литературного размышления о документальной фотографии политических событий южносуданская писательница Стелла Гайтано описала намерения вымышленного фотографа, фотографировавшего во время суданской революции: [81]

Он просто делал то, что умел делать хорошо, на благо революции: фотографировал из разных мест, фотографии, внушающие энтузиазм, как фотография той революционной женщины, которая взяла гранату со слезоточивым газом и положила ее обратно. его пусковая установка. Фотографии, которые вызвали гнев, например, фотография нескольких агентов в масках, избивающих ребенка. Фотографии, которые вызвали и боль, и гнев, например, фотография падающего мученика, залитого кровью. Фотографии, которые вызвали отвращение, например, фотография сотрудников службы безопасности, совершающих обыски в домах – совершенно не уважая святыни людей – в поисках революционеров. Фотографии, вызывающие улыбку, как фотография маленькой девочки на чьих-то плечах, кричащей «Долой режим убийц!»

- Стелла Гайтано, Митинг шестого апреля.
Фотография в 21 веке
Фотография в 21 веке
Футбольная команда Challenge , автор Метче Джаафар
Современные школы в Судане , Ола Альшейх
Рыбалка на реке Нил , автор Эйтар Губара
Человек современного мира М. Нурелдин Абдаллах

Открытки 2023 года из Хартума

[ редактировать ]

После вооруженного конфликта в Судане 2023 года Ала Хейр, Ола Альшейх и другие суданские фотографы запустили онлайн-проект « Открытки из Хартума» . В условиях разрушенных городов, тысяч людей, бегущих от боевых действий, нехватки еды, воды и электричества они публикуют свои фотографии и краткие комментарии как «понимание того, что происходит в их жизни с 16 апреля 2023 года». " [82]

Коллекции и онлайн-архивы

[ редактировать ]

Начиная с 2018 года проект онлайн- архива и культурного наследия Sudan Memory занимается сохранением и продвижением суданского культурного наследия как физически в самой стране, так и с апреля 2022 года через Интернет. Среди многих других документов веб-страница проекта предлагает доступ к многочисленным фотографиям, документирующим политическую и культурную историю Судана, а также его природное и демографическое разнообразие с начала 1900-х годов до наших дней. [83] В крупнейшем фотоархиве страны, Рашида Махди фотостудии в Атбаре, представлены сотни фотографий, документирующих частную, общественную и экономическую историю региона с 1940-х по 1990-е годы. Гадалла Губара (1920–2008), самый известный в мире фотограф и режиссер Судана, работает в своей студии, а уличное искусство представлено суданской революции 2019 года в более чем 60 изображениях. [84]

Исторические фотографии Судана также доступны в Интернете из ряда международных коллекций, таких как Даремский университет (фотографии и документы), [85] Музей Питта Риверса , Оксфорд, (подробный каталог этнографических фотографий южного Судана), [86] оба из них также вносят свой вклад в «Память Судана». Кроме того, Музей этнологии в Вене представляет исторические фотографии Рихарда Бухты, австрийского исследователя и раннего фотографа.

В своем эссе «Взгляд суданца: визуальная память в Судане после обретения независимости» американская писательница суданского происхождения Далия Эльхассан обсудила сложные взаимоотношения, которые исторические фотографии и фильмы из Судана играют в построении знаний об этой восточноафриканской стране. Соответственно, как для таких, как она, живущих в суданской диаспоре, так и для суданцев дома и разных поколений, эти образы, «запечатленные суданской линзой, суданским взглядом», напрямую связаны с вопросами культурной идентичности, черноты, история и их восприятие в суданской литературе , изобразительном искусстве и средствах массовой информации. [87]

Хотя сами фотографы не могут жить дальше, именно истории, визуальные воспоминания, сохраненные в их фотографиях, остаются живыми: время в Судане, которое, несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы стереть его из национального сознания, может стать более отчетливым с первого взгляда. любой фотографии, запечатленной взглядом суданца.

- Далия Эльхассан, Суданский взгляд: визуальная память в Судане после обретения независимости.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сравните, например, следующую цитату: «Действительно, вероятно, самые известные книги с фотографиями Судана — это «Нубийцы», «Последние из нубийцев » Лени Рифеншталь и «Люди Као …» (стр. 59-60). в Дейли, Мартин В.; Хоган, Джейн Р. (2005). Образы империи: фотографические источники для британцев в Судане . Брилл. ISBN  978-90-04-14627-3 . и глава борцов-нуба Джорджа Роджерса Коронга из Кордофана, Южный Судан, 1949 г. (стр. 18-19) в Маккейб, Имонн (2005). Создание великолепных фотографий: подходы и приемы мастеров . Дэвид и Чарльз. ISBN  978-0-7153-2220-8 .
  2. В своей книге «Судан: фотографии из Суданского архива » авторы опубликовали 240 фотографий, представляющих «события исторического или военного значения, инженерные подвиги, а также повседневную жизнь и отдых суданцев и их временных правителей». Дейли, Миссури; Форбс, Луизиана; Архив, Библиотека Даремского университета в Судане (1994). Судан: фотографии из Суданского архива, библиотека Даремского университета . Издательство Гранат. ISBN  978-1-873938-94-2 .
  3. Список его публикаций см. в статье о Ричарде Бухте , а некоторые из его фотографий можно найти на Wikimedia Commons под его именем.
  4. В книге «Феличе Беато: фотограф на Восточной дороге» авторы дают следующий краткий отчет: 1885 — Беато едет в Судан, чтобы сфотографировать события восстания махдистов против британцев, но прибывает через три месяца после основных событий. 30 апреля он встречает лорда [барона] Дж. Дж. Уолсли на борту корабля, следовавшего из Суэца в Суаким . ( так в оригинале ) Он документирует экспедицию Уолсли в Суаким, чтобы контролировать вывод войск. Лакост, Энн; Беато, Феличе; Музей Дж. Пола Гетти (2010). Феличе Беато: фотограф на Восточной дороге . Публикации Гетти. п. 186. ИСБН  978-1-60606-035-3 .
  5. В своей статье «Запечатлевая свет Нила» о самых ранних фотографиях, сделанных в Египте, Джефф Келер делает следующие замечания о фототехнологиях конца XIX века: «Технология продолжала совершенствоваться и разнообразиться, а бумажные негативы были вскоре были заменены стеклянными в процессе мокрого коллодия , который сочетал в себе четкость дагерротипов с воспроизводимостью калотипов ». См. Koehler 2015, в разделе «Дальнейшая литература».
  6. ^ Книга Джона Уорда 1905 года « Наш Судан - его пирамиды и прогресс» . Дж. Мюррей, 1905 г. представляет информацию и фотографии археологических памятников Судана на рубеже веков и раньше.
  7. Омар Заки написал в своей статье «Судан: Гадалла Губара — забытая легенда кинопроизводства» : «Губара и его коллега-сценарист Камаль Ибрагим были единственными операторами, заснявшими независимость Судана 1 января 1956 года. Он запечатлел символические моменты, когда демократически избранный премьер-министр Исмаил Аль - Ажари прошел из парламента в президентский дворец и заменил британский и египетский флаги сине-золотым и зеленым флагом Судана». - Видеть Заки, Омар (14 сентября 2012 г.). «Судан: Гадалла Губара – забытая легенда кинопроизводства» . Вся Африка . Проверено 13 декабря 2019 г.
  8. ^ В статье о выставке «Хартумская школа: становление движения современного искусства в Судане (1945 – настоящее время)» в Шардже, ОАЭ, 2017 г., автор пишет о фотографии в Судане: «На выставке освещаются работы двух мастера-фотографы-пионеры Рашид Махди и Гадалла Губара, а также другие студийные фотографы, например, Аббас Хабиб Алла, Мохамед Яхья Исса, Фуад Хамза Тибин, Осман Хамид Халифа, Омар Аддоу, Ричард Локиден Вани и Джоуа, в контексте исторические связи между фотографией, деколонизацией и самопрезентацией». Источник: «Хартумская школа: становление движения современного искусства в Судане (1945 – настоящее время)» . Фонд искусств Шарджи . Проверено 24 мая 2020 г.
  9. Прежде чем сесть в самолет, Картер сказал Сильве: «Вы не поверите, что я только что снял!… Я снимал этого ребенка, стоящего на коленях, а затем изменил ракурс, и вдруг прямо за ней появился стервятник!… А я просто продолжал снимать – снял много пленки!»Тогда Картер сказал ему, что прогнал стервятника. Он сказал Сильве, что был шокирован ситуацией, которую он только что сфотографировал, сказав: «Я вижу все это, и все, о чем я могу думать, - это Меган», его маленькая дочь. Через несколько минут они покинули Айод и направились в Конгор . - В 2011 году отец ребенка рассказал, что на самом деле это был мальчик по имени Конг Ньонг, и о нем позаботилась станция продовольственной помощи ООН. Источник: Рохас, Альберто (21 февраля 2011 г.). «Конг Ньонг, el niño que sobrevivió al buitre = Конг Ньонг, Мальчик, переживший стервятника» . Эль Мундо (на испанском языке). Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года.
  10. Заявляя об ответственном этическом поведении фотографов, издателей и зрителей таких фотографий шокирующих сцен, писательница-культуролог Сьюзан Зонтаг написала в своем эссе «О боли других » (2003): «Глядя на близкое, есть стыд и шок. настоящий ужас. Возможно, единственные люди, имеющие право смотреть на изображения страданий такого крайнего порядка, — это те, кто мог бы что-то сделать, чтобы облегчить их… или те, кто мог бы извлечь из этого уроки. Остальные из нас — вуайеристы, так или иначе. не мы хотим быть». Источник: Сьюзен Зонтаг, О боли других. Нью-Йорк: Пикадор/Фаррар, Штраус и Жиру, 2003 г.
  11. Ала Хейр, один из основателей Суданской группы фотографов, так описывает тяжелую ситуацию для фотографов перед суданской революцией: «Я думаю, в начале 1990-х годов многие фотожурналисты фотографировали то, что происходило в стране. Правительство отреагировало на те изображения, которые они не хотели показывать в средствах массовой информации. Так начался этот страх, особенно после Арабской весны, когда режим увидел то, что произошло в других странах. отправляйтесь в путешествие, чтобы сфотографироваться, нас часто арестовывают и отвозят в полицейский участок. Это не опасно, но вы теряете время, вас допрашивают, поэтому они следят за тем, чтобы у вас не было мотивации идти. выйти и сфотографироваться». [1]
  12. ^ Этот список ни в коем случае не является полным, но мы хотим назвать некоторых из наиболее активных и известных сегодня суданских фотографов. Фотографии большинства из них можно найти в Instagram.
  1. ^ Jump up to: а б с д Диалло, Айша (29 октября 2016 г.). «Там, где встречаются Белый и Голубой Нил» . Современный и . Проверено 21 марта 2021 г.
  2. ^ Шарки, Хизер Дж. (18 марта 2003 г.). Жизнь с колониализмом: национализм и культура в англо-египетском Судане . Издательство Калифорнийского университета. стр. 56–57. ISBN  978-0-520-23559-5 .
  3. ^ Иверне, Клод (2015). «Гадалла Губара» . elnour.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  4. ^ Иверне, Клод (2015). «О Рашиде Махди» . elnour.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Фонд искусств Шарджи (2017). «Хартумская школа. Становление движения современного искусства в Судане» . Фонд искусств Шарджи . Проверено 24 мая 2020 г.
  6. ^ Британская библиотека (17 октября 2017 г.). «Создание архива исторических фотографий на историческом факультете Хартумского университета» . Британская библиотека. Программа «Исчезающие архивы» . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  7. ^ Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. " "Суданские фотографии" " . digitalcollections.nypl.org . Проверено 3 июня 2020 г.
  8. ^ Даремский университет. «Специальные коллекции: Суданский архив в Дареме» . Библиотека Даремского университета . Проверено 25 мая 2020 г.
  9. ^ Нью-Йоркская публичная библиотека. «Пьер Тремо. Каталог удостоверений фотографов» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 11 марта 2021 г.
  10. ^ Тремо, Пьер. Путешествие по Эфиопии, Восточному Судану и Нигритии, Том. 2: Судан, тексты из Атласа, Париж, Hachette 1862. - Обсуждение его фотографий см. Аддлман-Франкель, Кейт (2018). «Опыт других мест: фотография в рассказах о путешествиях Пьера Тремо». Фотографии . 11 (1): 31–56. дои : 10.1080/17540763.2017.1399287 . S2CID   192293462 .
  11. ^ «Хартум 1898 ок.1899» . Королевский фонд коллекций . Проверено 20 марта 2021 г.
  12. ^ «Генерал Китченер и англо-египетская кампания по Нилу, 1898 год» . Имперские военные музеи . Проверено 12 марта 2021 г.
  13. ^ Библиотека Фонда Велком. «Джебель Мойя» . Добро пожаловать в библиотеку . Проверено 24 мая 2020 г.
  14. ^ «Биографическая информация Причарда из проекта Южного Судана» . Southernsudan.prm.ox.ac.uk . Проверено 16 апреля 2022 г.
  15. ^ Ахмед А. Сиканга (1983). «Силы обороны Судана, происхождение и роль, 1925-55». Периодическая статья университета . Института исследований Африки и Азии Хартумского
  16. ^ Иванез, Эльза (21 мая 2018 г.). « Суданская одежда сквозь призму современности » . Проект ТексМероэ . Проверено 11 декабря 2019 г.
  17. ^ «Африкана». Журнал ТАЙМ . 28 (18): 70–71. 2 ноября 1936 г.
  18. ^ В., Р. (1936). «Рецензия на Гари Гари: Зов африканской пустыни» . Географический журнал . 88 (6): 561–562. дои : 10.2307/1787093 . ISSN   0016-7398 . JSTOR   1787093 .
  19. ^ «Нуба: Ранние цветные работы. Джордж Роджер» . Магнум Фото . 5 марта 2017 года . Проверено 23 мая 2020 г.
  20. ^ «Джордж Роджер. Нуба и Латука. Цветные фотографии» . Фотографии Магнума . 2017 . Проверено 23 мая 2020 г.
  21. ^ Шуман, Аарон (5 июня 2017 г.). « Опубликованы «потерянные» ранние цветные фотографии суданских племен» . CNN . Проверено 23 мая 2020 г.
  22. ^ National Geographic (28 ноября 2014 г.). «Борьба сохраняет «идентичность нуба» в лагерях суданских беженцев» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
  23. ^ Группа по изучению Холокоста и архивным исследованиям (2010 г.). «Лени Рифеншталь» . Проект исследования Холокоста . Проверено 11 декабря 2019 г.
  24. ^ «Гадалла Губара. Биография» . Архив студии Гад . 2017 . Проверено 13 декабря 2019 г.
  25. ^ Коринт, Надя. «Человек-омега: Гадалла Губара и период полураспада суданского кино» . Бидун . Проверено 23 мая 2020 г.
  26. ^ Кришна Кумар, НП (4 января 2017 г.). «Изучение современного художественного движения Судана» . Корнелльский университет. Африканский исследовательский центр . Проверено 24 мая 2020 г.
  27. ^ Фонд Aperture Foundation, Нью-Йорк. «Клод Иверне: Билад эс Судан» . Фонд Aperture Foundation, Нью-Йорк . Проверено 12 декабря 2019 г.
  28. ^ Инверне, Клод (2015). «Клод Иверне» . Эльнур . Проверено 11 декабря 2019 г.
  29. ^ Инверне, Клод (2015). «Об Эльнуре» . Эльнур . Проверено 16 мая 2020 г.
  30. ^ Инверне, Клод (2015). «Рашид Махди» . Эльнур . Проверено 11 декабря 2019 г.
  31. ^ Киллинрей, Дэвид; Робертс, Эндрю (1989). «Очерк истории фотографии в Африке примерно до 1940 года». История в Африке . 16 : 197–208. дои : 10.2307/3171784 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3171784 . S2CID   161286756 .
  32. ^ Фонд искусств Шарджи (31 марта 2015 г.). «Современность и формирование идентичности в Судане: вспоминая шестидесятые и семидесятые годы» . электронный поток . Проверено 20 марта 2021 г.
  33. ^ Инверне, Клод (2015). «Фотографы» . Эльнур . Проверено 11 декабря 2019 г.
  34. ^ Инверне, Клод (2015). «Аббас Хабиб Алла Абдельлатиф Абдалла» (на английском и французском языках) . Проверено 5 апреля 2021 г.
  35. ^ Инверне, Клод (2015). «ФХТ-29б» . Эльнур . Проверено 23 декабря 2019 г.
  36. ^ Инверне, Клод (2015). «Фуад Хамза Тибин / Мохамед Яхья Исса» . Эльнур . Проверено 11 декабря 2019 г.
  37. ^ Бернар, Софи (1 марта 2021 г.). «Открытие суданской фотографии» . Слепой журнал . Проверено 1 апреля 2021 г.
  38. ^ Нджами, Саймон (2005). VIes African Photography Meetings - Bamako 2005 un autre monde/other world (на французском и английском языках). Париж: Издания Эрик Келер. стр. 140–155. ISBN  2-7107-0725-Х .
  39. ^ де Фаис, Дидье (2005). «Шестая встреча африканской фотографии: Другой мир» . Бидун . Проверено 7 июня 2020 г.
  40. ^ Инверне, Клод (2015). «Гадалла Губара. Эльнур» . Проверено 11 декабря 2019 г.
  41. ^ Райл, Джон (30 сентября 1982 г.). «Нашествие похитителей тел» . Джон Райл. Репортаж и критика . Проверено 3 июня 2020 г.
  42. ^ Зонтаг, Сьюзен (1977). О фотографии . Лондон: Книги Пингвинов. п. 11. ISBN  978-0-7139-1128-2 .
  43. ^ Ротер, Райнер (1 июля 2003 г.). Лени Рифеншталь: Соблазнение гения . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН  978-1-4411-5901-4 .
  44. ^ Фуркой, Сорин (5 апреля 2015 г.). «Фотографии забытых нубийских пирамид Судана» . Альджазира . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  45. ^ Пратт, Сьюзи (1 февраля 2015 г.). «Что отличает любителя от профессионального фотографа?» . Школа цифровой фотографии . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  46. ^ Бонд, Саймон (28 апреля 2018 г.). «Этика туристической фотографии: когда не следует делать эту фотографию» . Экспертная фотография . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  47. ^ «Путешествие по Судану» . Одинокая планета . Проверено 5 апреля 2021 г.
  48. ^ « Динка: Легендарные скотоводы Судана». Африканские церемонии» . Google Искусство и культура . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  49. ^ «Группа динка в Пагарау, Южный Судан. Себастьян Сальгадо» . Артпространство . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  50. ^ Джек Пиконе и Джон Райл (22 декабря 2008 г.). «Нуба» . Гранта . Публикации Гранты . Проверено 17 декабря 2016 г.
  51. ^ «Судан | Нуба» . Джек Пиконе, фотограф-документалист . Проверено 5 апреля 2021 г.
  52. ^ ЮНИСЕФ (апрель 2018 г.). «Информационный бюллетень ЮНИСЕФ о здоровье и питании в Судане» . ЮНИСЕФ . Проверено 27 ноября 2019 г. .
  53. ^ Хаджиалич, доктор Сабахудин (26 октября 2019 г.). «Этика СМИ в профессиональной журналистике: случай Кевина Картера» . Евразийское обозрение . Проверено 5 апреля 2021 г.
  54. ^ «Мугранская фотонеделя 2016: «Новые времена» » . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Проверено 20 марта 2021 г.
  55. ^ «Запуск первого этапа «Обзора инициатив по обучению и обучению фотографии на африканском континенте» » . Современный и . Проверено 10 декабря 2019 г.
  56. ^ Манн, Лаура (2013). « Мы вносим свой вклад в свое пространство»: DAL Group и развитие странной суданской анклавной экономики» . Журнал современных африканских исследований . 51 (2): 279–303. дои : 10.1017/S0022278X13000207 . ISSN   0022-278X . JSTOR   43303986 . S2CID   154513426 .
  57. ^ Аль-Шафи, Рогиа (28 ноября 2017 г.). «Фестиваль традиционных блюд Судана: разнообразная и богатая культура питания» . Суданов журнал . Проверено 7 июня 2020 г.
  58. ^ "Дом" . МТН Судан . Проверено 7 июня 2020 г.
  59. ^ «Фотогалерея» . Зейн Судан . Проверено 7 июня 2020 г.
  60. ^ См. видео Goethe-Institut Sudan (14 ноября 2015 г.), особенно с 1:00 до 2:00 и с 3:30 до 5:00. Фотовстреча с Муграном, 2015 г., презентация творческой фотографии в Хартуме, Судан , дата обращения 11 декабря 2019 г.
  61. ^ Ахмед, Камиль (14 апреля 2019 г.). «Испугано, обеспокоено и с надеждой: взгляд суданского фотографа на восстание» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 27 мая 2020 г.
  62. ^ «Ясуёси Тиба» . Мировая Пресс-Фото . 19 июня 2019 года . Проверено 22 апреля 2020 г.
  63. ^ «World Press Photo 2020: победа восстания в Судане» . Новости Би-би-си . 16 апреля 2020 г. Проверено 23 декабря 2022 г.
  64. ^ «Победитель World Press Photo Africa: «Это победа всех суданцев » . Радио Дабанга . 28 марта 2022 г. Проверено 3 апреля 2022 г.
  65. ^ Гилберт, Сара (21 октября 2022 г.). «Лучшее из восточноафриканской фотографии 2022 года – в фотографиях» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 22 октября 2022 г.
  66. ^ «Мохамед Нурелдин Абдаллах» . Reuters Более широкий взгляд . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  67. ^ «Два человека убиты на митинге в Судане из-за убийств в знак протеста в 2019 году» . www.aljazeera.com . Проверено 30 мая 2021 г.
  68. ^ «Сальма Альнур» . Сальма Альнур . 13 октября 2015 г. Проверено 26 ноября 2019 г. .
  69. ^ « Я женщина с фотоаппаратом – это удивляет людей » . BBC News Африка . 22 августа 2018 г. Проверено 26 ноября 2019 г. .
  70. ^ «Неделя Африки в фотографиях: 19-25 июля 2019 года» . Новости Би-би-си . 26 июля 2019 года . Проверено 6 июля 2021 г.
  71. ^ Арльские встречи. «Духа Мохаммед» . www.rencontres-arles.com . Проверено 4 июня 2021 г.
  72. ^ Опалува, Лади (8 июля 2016 г.). «Фотография: тысяча лиц современного Судана» . Это Африка . Проверено 10 декабря 2019 г.
  73. ^ Джеймс, Эстрин (18 марта 2019 г.). «Попытки фотографа раскрыть свое нубийское происхождение» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  74. ^ Хейр, Ала. «Ала Хейр — обо мне» . Ала Хейр . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  75. ^ «Я хочу быть видимым» . Программа арабской документальной фотографии . Проверено 26 ноября 2019 г. .
  76. ^ «Мугранская фотонеделя 2016 – фотовыставка Современные времена» . Гёте-Институт Судана . 2016. Архивировано из оригинала 24 ноября 2017 года . Проверено 27 ноября 2019 г. .
  77. ^ Бах, Жан-Николя, Фабрис Монжиа и др. 2021. Судан 2019: нулевой год. Париж: Солеб и Блю вокруг издателей, 244 стр. с многочисленными фотографиями. ISBN   978-2-918157-44-1 , ISBN   978-2-918157-47-2 (на французском языке)
  78. ^ Les Rencontres d'Arles (2021). «ТАВРА! ГОТОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!» . www.rencontres-arles.com . Проверено 6 июля 2021 г.
  79. ^ Меффре, Анн-Клер (3 июля 2021 г.). «Премия мадам Фигаро Арля 2021: увеличьте изображение 8 номинированных фотографов» . Мадам Фигаро (на французском языке) . Проверено 11 июля 2021 г.
  80. ^ «Самб Фату от Эйтара Губара для Madame Figaro 1 июля 2022 года — fashionotography» . 23 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2022 года . Проверено 23 декабря 2022 г.
  81. ^ Гайтано, Стелла (28 октября 2019 г.). «Митинг шестого апреля» . Музей современного искусства . Проверено 21 ноября 2021 г.
  82. ^ «Открытки из Хартума» . Андре Лютцен . Проверено 19 июня 2023 г.
  83. ^ «Темы — Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 19 апреля 2022 г.
  84. ^ «Стрит-арт Хартума – Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 19 апреля 2022 г.
  85. ^ Готово, Фрэнсис. «Путеводители: Архивы и специальные коллекции: Суданский архив: Главная» . libguides.durham.ac.uk . Проверено 2 апреля 2022 г.
  86. ^ «Коллекции фотографий и предметов Южного Судана в музее Питта Риверса» . Southernsudan.prm.ox.ac.uk . Проверено 19 апреля 2022 г.
  87. ^ Эльхассан, Далия (май 2020 г.). «Суданский взгляд: визуальная память в Судане после обретения независимости» . ЖУРНАЛ СУНУ . Проверено 12 мая 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7aa56e40144d018ba4abc4e5a5a16049__1716788580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/49/7aa56e40144d018ba4abc4e5a5a16049.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Photography in Sudan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)