Jump to content

Yakovlev Yak-141

(Перенаправлено с Як-141 )

Yak-141
Яковлев Як-141 на авиасалоне в Фарнборо 1992 г.
Общая информация
Тип вертикального взлета и посадки Истребитель
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Yakovlev
Статус Отменено в августе 1991 г.
Основной пользователь Советский ВМФ
Количество построенных 4 [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
История
Первый полет 9 марта 1987 г.

Як -141 ( русский : Яковлев Як-141 ; код НАТО « Фристайл »), также известный как Як-41 , — советский сверхзвуковой вертикального взлета и посадки (СВВП), истребитель разработанный Яковлевым . Задуманный как замена Як -38 , он был спроектирован как сверхзвуковой истребитель обороны флота, способный осуществлять вертикальную и вертикальную посадку с советских авианосцев. До отмены проекта было построено четыре прототипа. [ 9 ] [ нужна страница ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Яковлев всегда считал Як-38 промежуточным самолетом, разработанным для накопления опыта проектирования и разработки военных самолетов вертикального взлета и посадки. Еще до появления Як-38 советский ВМФ хотел иметь более совершенный самолет с большими возможностями, чем предлагал Як-38. Результатом стал контракт на проектирование, предложенный Яковлеву в 1975 году. Требовалось создать самолет только с одной задачей: противовоздушная оборона флота. В отличие от Як-38 этот самолет должен был поддерживать сверхзвуковую скорость. Ожидалось, что маневренность, радар и вооружение будут аналогичны характеристикам нынешних фронтовых истребителей, таких как Су-27 и МиГ-29 . Для советского ВМФ этот самолет должен был стать истребителем вертикального взлета и посадки следующего поколения. Для Яковлева самолет рассматривался как способ вернуться к проектированию советских истребителей. [ 9 ] [ нужна страница ]

Из-за важности и сложности проекта Александр Сергеевич Яковлев выделил большую часть своего ОКБ на разработку нового истребителя СВВП, при этом не менее десяти главных инженеров работали одновременно над так называемым «Изделием 48» (у военных было обозначил его Як-41 ). Было изучено более пятидесяти проектов. Одной из ключевых проблем была разработка самолета с векторной тягой и форсажной камерой, которая была необходима для поддержания сверхзвуковых скоростей. Рассматривалась двухмоторная конструкция, но от нее отказались, поскольку выход двигателя из строя при приземлении привел бы к немедленному крену в сторону. В конце концов было решено, что лучшим вариантом будет одно направляющее сопло, расположенное сразу за центром тяжести, а также специальные жиклеры вертикальной тяги, расположенные сразу за кабиной. Значительное количество времени было потрачено на разработку плоского прямоугольного сопла, подобного тому, которое позже использовалось на американском F-22 Raptor . Такое сопло оказалось хорошо подходящим для изменений конфигурации, необходимых как для управления вектором тяги, так и для сверхзвукового полета, и позволило создать тонкое и неглубокое хвостовое оперение. В конечном итоге было использовано круглое сопло, расположенное между сдвоенными балками, поддерживающими двухкилевое хвостовое оперение. [ 9 ] [ нужна страница ]

Детали, подвергающиеся чрезмерному нагреву от двигателей во время посадки, были изготовлены из титана , а не менее 26% всего самолета должно было быть изготовлено из графита или композитного материала . Из-за перегрева зависание было ограничено до не более 2 1 минуты . [ 9 ] [ нужна страница ]

Устройство силовой установки Як-141

Управление всеми тремя двигателями осуществлялось через взаимосвязанную цифровую систему, которая могла управлять как запуском двигателей, так и модулировать тягу всех трех двигателей во время приземления и полета в режиме зависания. Сдвоенные тандемные реактивные жиклеры управления реакцией располагались на законцовках крыла, а поворотный реактивный реактивный двигатель располагался под носом. [ 9 ] [ нужна страница ]

Кабина была герметизирована и оборудована кондиционером. Небольшой фонарь спереди был пуленепробиваемым. Он поворачивался вправо, но из-за длинного спинного шипа не имел обзора сзади. Катапультное кресло автоматически приводилось в действие, как только короб двигателя поворачивался более чем на 30 градусов при скорости полета менее 300 км/ч (162 узла / 186 миль в час). Приборное оборудование опытных образцов было простым и аналогичным тому, которое планировалось использовать на более раннем Як-36М. Серийная версия должна была быть оснащена обширным комплексом авионики и вооружения, включая доплеровский радар, лазерную телевизионную дальнометрию и прицеливание, а также многофункциональный проекционный дисплей (ИЛС), который работал в сочетании с нашлемной системой прицеливания ракет. как установлено на МиГ-29 . Эта система позволяет пилоту захватывать вражеский самолет, повернув голову вперед на 80 градусов. [ 9 ] [ нужна страница ]

Ходовая часть была трехопорной и оснащена новейшими многодисковыми противоюзовыми тормозами. Управляемое носовое колесо убиралось назад, а основная стойка убиралась вперед. [ 9 ] [ нужна страница ]

Illustration of Yakovlev Yak-141

Верхнее крыло было похоже на крыло Яковлева Як-36 , хотя внешняя панель была откинута назад и могла складываться для хранения на борту корабля. Главный двигатель обслуживался четырьмя боковыми воздуховодами, а также рядом больших жалюзи вдоль верхней поверхности, позволяющих воздуху поступать в двигатель во время висения на полной мощности. Этим двигателем был Р-79В-300, двухвальный турбовентиляторный двигатель с турбонаддувом и степенью двухконтурности 1. Максимальная тяга составляла 14 000 кг (30 864 фунта). Заднее сопло могло поворачиваться от 0 до 95 градусов для вертикальной посадки и зависания. Два подъемных двигателя были конструкции РД-41, простого одновального двигателя, сделанного в основном из титана. Каждый имел тягу 4100 кг (9040 фунтов). Двигатели были установлены за кабиной под углом 85 градусов. Как и на Як-38, воздух в двигатели поступал через восемь подпружиненных спинных створок, а выхлопные газы выходили через днище, прикрытое двумя подфюзеляжными створками. [ 9 ] [ нужна страница ]

Яковлев получил финансирование на четыре прототипа. Первый (48-0, без позывного) представлял собой голый планер для статических и усталостных испытаний. Второй (48-1, позывной «48») представлял собой испытательный стенд нелетающей силовой установки. Третий и четвёртый (48-2 и 48-3, позывные «75» и «77») предназначались для летных испытаний. В то время как 48-1 остался неокрашенным, 48-2 и 48-3 были окрашены в серый цвет, с черным обтекателем и антеннами на плавниках. [ 9 ] [ нужна страница ]

Операционная история

[ редактировать ]

Первый обычный полет на самолете 48–2 состоялся в Жуковском 9 марта 1987 года под управлением главного летчика-испытателя Синицына. Он совершил первый полет с зависанием 29 декабря 1989 года на самолете 48–3 и на том же самолете совершил первый полный переход от вертикального полета к высокоскоростному полету и вертикальной посадке 13 июня 1990 года. С апреля 1991 года начинаются различные виды перекатки. Посадки с разбегом и с разбегом выполнялись на обычных взлетно-посадочных полосах, а также на трамплинах подъемно-транспортного центра в Саках . В ходе испытаний самолет продемонстрировал отличные боевые маневры. [ 9 ] Главный летчик-испытатель Синицын установил двенадцать новых рекордов мирового класса, но, поскольку обозначение Як-41 было засекречено, рекорды были представлены под вымышленным названием «Як-141». [ 9 ] В результате ранее неизвестный самолет стал известен на западе как «Як-141». В 1992 году Яковлев перекрасил оба летающих самолета в оливково-серый камуфляж с российским трехцветным знаком и нарисовал на обоих самолетах белый номер «141» вместо прежних позывных «75» и «77». [ 9 ] [ нужна страница ]

СВВП Як-141 во время зависания на авиасалоне в Фарнборо, 1992 г.

26 сентября 1991 года Синицын совершил первую вертикальную посадку на авианосец «Адмирал Горшков» (бывший Баку ) в 48-2. Часом позже Владимир Якимов приземлился на той же палубе со счетом 48-3. Пилоты совершили с корабля восемь полетов, пока 5 октября Якимов не совершил жесткую посадку. В ходовой части произошел разрыв топливного бака, что привело к серьезному пожару. Спустя почти 30 секунд Якимов успешно катапультировался и был спасен из моря. Позже самолет был отремонтирован и выставлен на обозрение. [ 9 ] [ нужна страница ] В том же месяце ВМФ СССР объявил, что средств для продолжения программы больше нет. завод Смоленский предвидел это и не изготовил оснастку для производства. [ 9 ] [ нужна страница ]

Yak-41 или Yak-141

[ редактировать ]

Первоначально советские военные обозначили этот проект как Як-41М. Когда начались испытания и два прототипа начали устанавливать многочисленные рекорды мирового уровня, возникла необходимость придумать обозначение для использования на Западе, поскольку название Як-41М было засекречено. Было выбрано обозначение Як-141, и именно под этим названием самолет стал известен западным союзникам, хотя официально в советских вооруженных силах самолет оставался обозначением Як-41М. В 1991 году Lockheed-Martin заключила партнерство с Яковлевым для дальнейшей разработки самолета, который они всегда называли Як-141. Во многом благодаря этому соглашению к 1992 году Яковлев изменил обозначение самолета на Як-141 для двух летных прототипов. Серийное производство в России может в дальнейшем изменить обозначение. [ 9 ]

Як-141 на авиасалоне в Фарнборо 1992 г.

Сотрудничество с Локхид

[ редактировать ]

После заявления СНГ в сентябре 1991 года о том, что оно больше не может финансировать разработку Як-41М, Яковлев вступил в переговоры с несколькими иностранными партнерами, которые могли бы помочь в финансировании программы. Корпорация Lockheed , которая занималась разработкой Х-35 для американской программы Joint Strike Fighter , вышла вперед, и при их содействии самолет 48-2 был показан на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1992 года. Яковлев объявил, что они достигли соглашение с Lockheed о выделении средств в размере от 385 до 400 миллионов долларов на три новых прототипа и дополнительный самолет для статических испытаний для проверки улучшений конструкции и авионики. Планируемые модификации предлагаемого Як-41М включали увеличение массы взлета и посадки до 21 500 кг (47 400 фунтов). Одним из прототипов должен был стать учебно-тренировочный самолет с двойным управлением. И 48-2, и 48-3, хотя уже и не летали, были представлены на Московском авиасалоне 1993 года. Партнерство началось в конце 1991 года, хотя Яковлев публично не раскрывал его до 6 сентября 1992 года, а Lockheed не раскрывал его до июня 1994 года. [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]
Yak-41
Два летающих прототипа и изделие для наземных испытаний.
Yak-41M
Предлагаемый серийный самолет с большими LERX (передовыми корневыми расширениями) и другими улучшениями, особенно в комплексе авионики.
Yak-43 (Izdeliye 201)
Предлагаемое развитие Як-41М «Фрихенд» с двигателями Кузнецова НК-321 .
Yak-141
Обозначение первоначально применялось к одному Як-41 в целях дезинформации и пропаганды при регистрации записей в FAI ( Международная авиационная федерация ). [ 10 ] : 120–121  [ 11 ] а позже в рекламных целях Яковлева. [ 12 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Выживший самолет

[ редактировать ]
Подкрыльные магазины, установленные на Як-141 (мсн 48-3), выставлены в Техническом музее, Архангельское, Москва. Россия. 14.08.2012
A Yakovlev Yak-141 at the Russian Air Museum in Monino
  • Як-41М (серийный номер 48-2, позывной «75») экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино . Самолет представлен в ливрее 1992 года с оливково-серым камуфляжем.
  • Як-41М (серийный номер 48-3, позывной «77») экспонируется в музее ОКБ Яковлева. Самолет представлен в ливрее 1992 года с оливково-серым камуфляжем и цифрой «141», окрашенной в белый цвет вместо прежнего позывного. [ 9 ]

Технические характеристики (Як-141)

[ редактировать ]
Yakovlev Yak-141 armament scheme

Data from Yak-141 [ 12 ] Ганстон, [ 9 ] : 191–193  Винчестер, Як-141 «Фристайл», [ 13 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 14 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 18,36 м (60 футов 3 дюйма)
  • Размах крыла: 10,105 м (33 фута 2 дюйма)
  • Высота: 5 м (16 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 31,7 м 2 (341 кв. фут)
  • Вес пустого: 11 650 кг (25 684 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 19 500 кг (42 990 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Туманский Р-79В-300 [ ру ] с форсажным соплом, ТРДДД тяга 108 кН (24 000 фунтов силы) насухая, 152 кН (34 000 фунтов силы) с форсажной камерой
  • Силовая установка: 2 Рыбинск (РКБМ) РД-41 [ ru ] турбореактивных двигателя с тягой 41,7 кН (9400 фунтов силы), каждый с наклоном назад от вертикали.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1800 км/ч (1100 миль в час, 970 узлов)
  • Дальность: 2100 км (1300 миль, 1100 миль)
  • Перегоночная дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 миль)
  • Практический потолок: 15 500 м (50 900 футов)
  • Скорость набора высоты: 250 м/с (49 000 футов/мин)

Вооружение

  • Орудия: 1 × 30-мм ГШ-30-1 пушка с боезапасом 120 снарядов.
  • Узлы подвески: 4 подкрыльевых и 1 фюзеляжный узел подвески грузоподъемностью 2600 кг (5733 фунта) внешних подвесок. [ 10 ] : 131  , с условиями для перевозки комбинаций:

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ idea.lt. "Контактная информация" . tmuseum.ru . Archived from the original on 23 April 2018 . Retrieved 22 April 2018 .
  2. ^ "Як-141: критический момент биографии / АэроХобби 1992 02" . razlib.ru . Retrieved 22 April 2018 .
  3. ^ "А.С. Павлов. Длинная рука Адмирала Горшкова. Палубный самолет для "Четверки" " . navylib.su . Retrieved 22 April 2018 .
  4. ^ "Ахиллесова пята. Часть I – Армейский вестник" . army-news.ru . Retrieved 22 April 2018 .
  5. ^ "Морская авиация. Самолет Як-141" . navy.su . Retrieved 22 April 2018 .
  6. ^ АРГ. «Многоцелевой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141 — Military-Today.com» . Military-today.com . Проверено 22 апреля 2018 г.
  7. ^ "Yakovlev Yak-41 'Freestyle' – Aeroflight" . Aeroflight.co.uk. 26 June 2016 . Retrieved 2 May 2022 .
  8. ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Retrieved 22 April 2018 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ганстон, Уильям «Билл» ; Гордон, Ефим (1997). Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма. ISBN  978-1-55750-978-9 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Gordon, Yefim (2008). Yakovlev Yak-36, Yak-38, & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' . Dmitriy Komissarov (translator). Hinckley, England: Midland Publishing. ISBN  978-1-85780-287-0 .
  11. ^ «Класс H / Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой» . Международная авиационная федерация. 10 июля 1998 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2010 года . Проверено 17 февраля 2010 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Як-141» . ОКБ Яковлева . Проверено 20 мая 2009 г.
  13. ^ Винчестер, Джим. «Як-141 «Фристайл»». Концептуальный самолет (файл фактов об авиации). Лондон: Янтарные книги, 2005. ISBN   978-1-59223-480-6
  14. ^ Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Лондон: Аэрокосмические публикации. п. 145. ИСБН  978-1-875671-50-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 804fc61d2f74c0cf0f2d6d933d89c1a0__1725749340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/a0/804fc61d2f74c0cf0f2d6d933d89c1a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-141 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)