История Лусона
История Филиппин |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
История Лусона охватывает события, произошедшие на самом большом острове Филиппинского архипелага Лусоне . Лусон побил рекорд по обнаружению самого старого человека, когда-либо обнаруженного на Филиппинах, после открытия в 2007 году человека Кальяо , который опередил человека Табон примерно на 20 000 лет. [ 1 ] Письменная история Лусона началась примерно в 900 году нашей эры с открытия Медной надписи Лагуны в 1989 году. После этого Лусон начал появляться в анналах японцев. Одним из примеров может служить , где Лусон появился в 22 записях. [ 2 ] Лусон был разделен между индуистско - буддийскими королевствами, мусульманскими княжествами и этнорелигиозными племенами, имевшими торговые связи с Борнео , Малайей , Явой , Индокитаем , Индией , Окинавой , Японией до того, как испанцы установили свое правление. В результате испано-американской войны Лусон стал американской территорией. Во время Второй мировой войны Лусон стал свидетелем одного из самых жестоких сражений во время японской оккупации . Лусон, помимо того, что был самым большим островом, был экономическим и политическим центром Филиппин с тех пор, как страна вошла в западный календарь, являясь домом для столицы страны Манилы страны крупнейшего мегаполиса и Метро Манила .
Предыстория Лусона
[ редактировать ]Часть серии о |
Доколониальная история Филиппин |
---|
![]() |
Смотрите также: История Филиппин |

По оценкам, первые свидетельства систематического использования технологий каменного века на Филиппинах датируются примерно 50 000 годом до нашей эры. [ 3 ] Считается, что эта фаза в развитии протофилиппинских обществ завершилась появлением металлических инструментов примерно в 500 г. до н. э., хотя каменные орудия продолжали использоваться и после этой даты. [ 4 ] Тем не менее, новые открытия на Лусоне, особенно в Ливане, Калинга , обнаружили каменные орудия, возраст которых с помощью калий-аргонового теста был датирован не более 920 000 лет и не менее 750 000 лет. [ 5 ]
Самые ранние человеческие останки, известные на Филиппинах, — это окаменелые останки, обнаруженные в 2007 году Арманом Сальвадором Михаресом в пещере Кальяо , Пеньябланка, Кагаян . Находка представляла собой останки возрастом 67 000 лет, которые предшествовали Табонскому Человеку , который был обнаружен в 1962 году Робертом Брэдфордом Фоксом . [ 6 ] В частности, находка представляла собой единственную плюсневую кость размером 61 миллиметр , возраст которой при датировке с помощью абляции серией урана оказался не менее 67 000 лет. [ 1 ] Если будет окончательно доказано, что это останки Homo sapiens , поскольку существовала уверенность в том, что человек Кальяо мог быть Homo floresiensis , он предшествовал бы 47 000-летним останкам человека Табона и стал бы самыми ранними человеческими останками, известными на Филиппинах, и один из старейших человеческих останков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [ 7 ] [ 8 ]
Основная теория, связанная с миграцией Кальяо Мана и его современников на Лусон из территории, которая, как полагают, является современной Индонезией, заключается в том, что они прибыли на плоту. Примечательно, что примерное время, когда это произошло, по мнению экспертов, произошло до того момента, когда люди считались способными совершать длительные путешествия по морю. Также было отмечено, что человек из Кальяо мог попасть на Филиппины по сухопутному мосту . Это потому, что в то время, когда жил человек Кальяо, это был период, известный как Ледниковый период , и уровень моря был ниже. мог существовать перешеек Из-за более низкого уровня моря между Филиппинами и остальной частью Юго-Восточной Азии . [ 9 ]
Культурные и технологические достижения
[ редактировать ]Добыча полезных ископаемых на Филиппинах началась около 1000 г. до н.э. Однако после открытия латунной иглы в пещере Мусанг Кагаян отодвинул дату на 2160 год до нашей эры, дату изготовления иглы. [ 10 ] Кузнецы по металлу той эпохи уже разработали грубую версию современных металлургических процессов, в частности, закалку мягкого железа посредством науглероживания . Однако, в отличие от типичного образца, до появления железных орудий не было перехода к медным или бронзовым орудиям, а был переход от камня к железу. [ 11 ]
История Лусона в классический период
[ редактировать ]Лусон на ранних картах мира
[ редактировать ]
Греки, возможно, достигли Висайских островов около 21 года нашей эры. [ 12 ] и некоторые ученые [ ВОЗ? ] объединить описания Золотого острова ( Суматра ) и Золотого Херсонеса ( Малайзия ) классических писателей, таких как Иосиф Флавий , Помпоний Мела и Птолемей , с местами на Филиппинах. [ нужна ссылка ] Золотые украшения филиппинского происхождения были найдены в Египте I века . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ сомнительно – обсудить ] [ нужна проверка ]
Медная надпись Лагуны
[ редактировать ]
Надпись на медной пластине Лагуны — самый ранний известный письменный документ, найденный на Филиппинах . Плита была найдена в 1989 году рабочим по песку недалеко от устья реки Лумбанг в Барангай- Вава, Лумбан , Лагуна . Надпись на плите впервые расшифровал голландский антрополог Антон Постма . [ 16 ] [ 17 ]
Надпись выполнена на тонкой медной пластине размером менее 20 × 30 см (8 × 12 дюймов) со словами, выгравированными непосредственно на пластине. Он отличается по изготовлению от других яванских свитков того периода, в которых слова были начертаны на нагретом, размягченном свитке из металла. [ 18 ]
На нем начертана дата сакской эры : 822 год сака, месяц Вайсака, четвертый день убывающей луны, что соответствует понедельнику, 21 апреля 900 года нашей эры по григорианскому календарю . [ 19 ] Используемая система письма — сценарий Кави , а язык — разновидность древнемалайского языка и содержит многочисленные заимствованные слова из санскрита и несколько немалайских словарных элементов, происхождение которых находится между старотагальским и старояванским языком . [ 20 ] В документе говорится, что он освобождает своих носителей, детей Намварана , от долга в золоте в размере 1 кати и 8 суварн (865 граммов). [ 18 ] [ 19 ] Оригинальный текст был написан с английским переводом ниже. ( Названия мест выделены жирным шрифтом. )
Транслитерация |
английский перевод |
Чатуртхи Кришнапакса Сомавара там, когда Госпожа Армии сражалась со своим родственником Букаком, анак да дан Хван Намваран в бари варадана ви шуддхапаттра улих памегат сенапати в Тундун барджа (ди) данг Хван Наяка, бог Пайла Джаядева. |
Четвертый день убывающей луны, понедельник. По этому случаю леди Ангкатан и ее родственник по имени Буках, дети достопочтенного Намварана, были награждены документом о полном помиловании от главнокомандующего Тундуна , которого представлял лорд-министр Пайлы Джаядева. |
В крама данг Хван Намваран с данг каястха шуддха ну в парлаппас долг да валенда Кати 1 Суварна 8 в присутствии данг Хуван Наяка, бог Пулиран Касумуран, данг Хван Наяка, бог Пайла барджади Ганангхакти. |
Это означает, что через достопочтенного писца достопочтенный Намваран полностью освобождается от своих долгов по зарплате в 1 Кати и 8 Суварна перед достопочтенным лордом-министром Пулирана Касумураном; властью Лорда-министра Пайлы , представленного Ганасакти. |
Данг Хван Наяка, бог Бинванган барджади бишрута татхапи садана кин капаварис улих памегат Девата [б]рджади памегат Мданг бхактинды дипархулун памегат. |
достопочтенный и широко известный лорд-министр Бинвагана , которого представлял Бисрута. И со всей своей семьей по приказу лорда-министра Деваты , представленного вождем Мданга , из-за его лояльности как подданного главнокомандующего. |
Да, именно поэтому дети и внуки Данг Хван Намварана шуддха да капавари принадлежат Данг Хван Намварану в памегате богов . |
Таким образом, живые потомки Достопочтенного Намварана освобождаются от всех долгов Достопочтенного Намварана перед Лордом-министром Деваты . |
Это геранг сьят сьяпанта ха пашкат дин Ари камудьян есть геранг уран баруджара велунг лаппас долг да данг хва. |
Во всяком случае, это тот, кто когда-нибудь в будущем заявит, что долг Достопочтенного еще не погашен... [ 21 ] |
Надпись на медной пластине Лагуны, среди других недавних находок, таких как Золотая Тара в Бутуане и керамика 14-го века и золотые украшения в Себу , имеет важное значение для пересмотра доколониальной истории Филиппин , которая до этого считалась некоторыми западными историками культурно изолированной от остальных. Азии, поскольку в то время не было найдено никаких очевидных доиспанских письменных источников. Известный филиппинский историк Уильям Генри Скотт развенчал эти теории в 1968 году в своих «Доиспанских источниках для изучения филиппинской истории», которые впоследствии были опубликованы в 1984 году. [ 22 ]
Правительство Барангая
[ редактировать ]
Правительство барангаев возникло примерно в 200 году нашей эры, получившее название от малайской лодки балангай . В более развитых барангаях Висайских островов (например, Себу , Бохол и Панай ), которые были первыми, которые были завоеваны Испанией посредством пактов, мирных договоров и взаимных союзов, [ 23 ] дату ( находился на вершине социального строя в сакопе или хаопе в других местах именуемом барангаем ). [ 24 ] На Лусоне социальная структура была менее стабильной и более сложной по сравнению с барангаями на Висайских островах. Тагалоги, основавшие доминирующие доколониальные барангаи на Лусоне, были описаны испанским монахом-августинцем: они вели более обширную торговлю, чем жители Висайских островов, имели влияние политических контактов с Борнея и зарабатывали на жизнь выращиванием влажного риса. Мартин де Рада больше торговец, чем воин. [ 25 ]
Более сложная социальная структура барангаев Лусона была менее стабильной, поскольку все еще находилась в процессе дифференциации. Священник-иезуит Франсиско Колен предпринял попытку дать приблизительное сравнение его с социальной структурой Висайцев середины 17 века. Термин datu или lakan , или apo относится к вождю, но благородный класс, к которому datu принадлежал , был известен как класс магиноо . Любой представитель мужского пола класса магиноо может стать дату благодаря личным достижениям. [ 26 ]
Император Юнлэ назначил на Лусоне китайского губернатора во время Чжэн Хэ и путешествий назначил на эту должность Ко Чалао в 1405 году. [ 27 ] [ чрезмерное цитирование ] У Китая также были вассалы среди лидеров архипелага. [ 28 ] [ 29 ] Китай достиг господства в торговле с этим регионом во время правления Юнлэ. [ 30 ]
Примерно в 1595 году испанцы создали рукопись, известную как Боксерский кодекс , которая содержала иллюстрации филиппинцев ранней испанской эпохи. Помимо описания и исторических аллюзий на Филиппины и ряд других стран Дальнего Востока, он также содержит семьдесят пять цветных рисунков жителей этих регионов и их характерных костюмов. По меньшей мере пятнадцать иллюстраций посвящены туземцам Филиппинского архипелага. [ 31 ]
В период с 7 по начало 15 века возникли многочисленные процветающие центры торговли, в том числе три города-государства, образовавшиеся на территории нынешнего метро Манилы . [ 32 ] Себу , Илоило , [ 33 ] Бутуан , королевство Луяг-на-Каболоан, расположенное в Пангасинане , королевства Забаг и Вак-Вак, расположенные в Пампанге и Апарри (которые специализировались на торговле с Японией и королевством Рюкю на Окинаве ).
Королевство Ма-и
[ редактировать ]
Ма-и (также пишется Маи , Май , Ма-йи или Майи ; китайский : 麻逸 ; Pe̍h-ōe-jī : má it ) — доиспанское филиппинское государство, существование которого было записано в китайских императорских анналах Чжу Фан Чжи и История песни . [ 34 ] [ 35 ] Оно также записано в королевских записях Султаната Бруней как нация Майдх . [ 36 ] Говорят, что это государство было сосредоточено на острове Миндоро . [ 34 ] [ 37 ]
По Чжао Ругуа словам , Чжу Фань Чжи , Лю-синь (刘罪) был одним из островов в стране, известной как Ма-и . Предполагается, что это Лусон (吕宋). [ 38 ]
Торговцы из Ма-и (麻逸, современный Мейт на севере Миндоро ) прибыли в Кантон еще в 971 году во времена династии Северная Сун (960–1127). Их деятельность привлекла внимание чиновников Китайского бюро морской торговли. Торговцы пришли снова в 982 году. Во времена династии Южная Сун чиновники Китайского бюро морской торговли в провинции Фуцзянь сообщили о прибытии новых торговцев с различных филиппинских островов: Ма-и, Байпуэр 白蒲邇 (современные острова Бабуян), и Сандао三嶋, который также был известен как Санью 三嶼, термин, который использовался коллективно для обозначения следующих трех островов: Джамаян加麻延 (современный Каламиан), Балаойо巴姥酉 (современный Палаван ) и Пулихуан蒲裏喚 (возможно, река Тулиахан, недалеко от современной Манилы ). Их торговая деятельность, особенно купцов из Саньюя, продолжалась и во времена династии Юань (1271–1368 гг.). [ 39 ]
Страна Май находится к северу от Борнео . Туземцы набедренной живут в больших деревнях на противоположных берегах ручья и прикрываются тканью наподобие простыни или прикрывают тело повязкой . В запутанных дебрях разбросаны металлические изображения (будд) неизвестного происхождения. Лишь немногие пираты достигают этих берегов. Когда торговые корабли заходят в гавань, они останавливаются перед официальной площадью , поскольку официальная площадь является местом бартера и торговли в этой стране, и как только судно зарегистрировано, они свободно общаются. Поскольку у местных чиновников есть привычка использовать белые зонтики, торговцам приходится преподносить их в качестве подарков.
— [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Морелла, Сесил. (3 августа 2010 г.). «Человек Кальяо» может перекроить филиппинскую историю . Агентство Франс-Пресс. Получено 21 октября 2010 г. из Discovery News.
- ^ Уэйд, Джефф. «Юго-восток — ресурс открытого доступа, поиск Лусона» . Азиатский научно-исследовательский институт и Сингапурская электронная пресса Национального университета Сингапура. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Джокано 2001 , с. 108
- ^ Джокано 2001 , с. 120
- ^ Окампо, Амбет (2012). Оглядываясь назад 6: Доисторические Филиппины . Мандалуйонг, Филиппины: ISBN Anvil Publishing, Inc. 978-971-27-2767-2 .
- ^ Скотт 1984 , стр. 14–15.
- ↑ Северино, Хоуи Г. (1 августа 2010 г.). Исследователи обнаружили окаменелость человека старше Табонского человека . Архивировано 4 августа 2010 г. в Wayback Machine . Новости ГМА . Проверено 21 октября 2010 г.
- ^ « Археологи раскопали на Филиппинах человеческую кость возрастом 67 000 лет ». «Дейли телеграф» .
- ^ « Человек из Кальяо. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine ». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Тан, Сэмюэл (1987). История Филиппин . Кесон-Сити: Университет Филиппин.
- ^ Дизон 1983 , с. 28
- ↑ Себу, портовый город в доисторические и современные времена. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 сентября 2008 г., со ссылкой на Regalado & Franco 1973 , p. 78
- ^ Легеза, Ласло. «Тантрические элементы в доиспанском золотом искусстве Филиппин», «Искусство Азии», июль – август. 1988, стр. 129–136.
- ^ Перальта, Дж. Т. «Доисторические золотые украшения из Центрального банка Филиппин», Arts of Asia 1981, № 4, стр. 54.
- ^ Вильегас, Рамон Н. Гинто: История, высеченная в золоте , Манила: Центральный банк Филиппин,
- ^ (07.05.2010). «Надпись на медной пластине Лагуны» . Все Филиппины. Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ Тионгсон, Хайме Ф. (8 августа 2010 г.). «Надпись на медной пластине Лагуны: новая интерпретация с использованием ранних тагальских словарей». Архивировано 29 сентября 2012 г. в Wayback Machine . Баян Пинагпала. Проверено 18 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морроу, Пол (14 июля 2006 г.). «Надпись на медной пластине Лагуны». Архивировано 5 февраля 2008 г. в Wayback Machine . Сарисари и др.
- ^ Перейти обратно: а б «Надпись на медной пластине Лагуны. Архивировано 21 ноября 2014 г. в Wayback Machine . По состоянию на 4 сентября 2008 г.
- ^ Постма, Антон. (1992). Надпись на медной пластине Лагуны: текст и комментарий. Филиппинские исследования, том. 40, нет. 2: 183–203
- ^ Окампо, Амбет (2012). Оглядываясь назад 6: Доисторические Филиппины . Мандалуйонг, Филиппины: Anvil Publishing, Inc. стр. 51–56. ISBN 978-971-27-2767-2 .
- ^ Уильям Генри Скотт (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Издательство «Новый день». ISBN 971-10-0226-4 .
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, с. 4. Также см. Антонио Морга, События на Филиппинских островах, 2-е изд., Париж: 1890, с. xxxiii.
- ^ Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 102 и 112.
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 124–125.
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе, Кесон-Сити: 1998, с. 125.
- ^
- Хо 2009 , с. 33.
- Карнов 2010 ,
- Антонио, Далло, Империал, Самсон и Сориано, 2007 , с. 113.
- Люкман 2000 , с. 234.
- Филиппины (Республика). Управление по делам культуры 1965 , с. 14.
- Алип 1954 , с. 278.
- Зайде 1957 , стр. 39.
- «Журнал восточноазиатских исследований Университета Манилы, том 7», 1959 г. , стр. 59.
- Агонсильо и Воин 1975 , с. 27.
- Бишоп 1942 , с. 29.
- Бишоп 1942 , с. 29.
- Кригер 1942 , с. 28.
- Филиппинско-китайская историческая ассоциация, 1975 , с. 157.
- Севилья и Балагтас 1997 , с. 294.
- «Юнитас», том 30, выпуски 1-2» 1957 , с. 135.
- Зайде 1979 , стр. 91.
- Ляо 1964 , стр. 7.
- Мануэль 1948 , с. xiv.
- «Филиппины: информационный справочник», 1955 г. , стр. 10.
- Агонсильо 1962 , с. 10.
- Дель Кастильо и Туазон 1988 , с. 97.
- Кирино 1963 , с. 3.
- Спенсер 1951 , с. 14.
- Рэйвенхольт 1962 , с. 34.
- Ежегодник 1965 года , с. 74.
- Конференция IAHA 1962 г. , с. 125.
- «Исследователь, том 2, выпуск 2», 1970 , стр. 135 и 149.
- «Обзор социальных и гуманитарных наук Филиппин, тома 24–25», 1959 г. , стр. 123.
- Угроза и угроза 1965 , с. 14.
- Угроза и угроза 1962 , с. 14.
- «Филиппинские обзоры социальных и гуманитарных наук, том 24, выпуски 1-2», 1959 г. , стр. 123.
- «Материалы второй конференции, проводимой раз в два года, проходившей в Тайваньском провинциальном музее, Тайбэй, Тайвань. Китайская Республика, 6-9 октября 1962 г.», 1963 г. , стр. 478.
- Деметриус 1981 , с. 297.
- Фарвелл 1967 , с. 31.
- «Исследования по государственному управлению, выпуск 4» 1957 г. , с. 1.
- Остелиус 1963 , с. 24
- Корпус 1957 , с. 1.
- Тан 1972 , с. 17.
- Фицджеральд 1966 , с. 262.
- Международный институт различных цивилизаций, 1961 , с. 432.
- ^ Yust 1949 , p. 75.
- ^ Yust 1954 , p. 75.
- ^ «Филиппинский альманах и справочник фактов» 1977 , стр. 59.
- ^ Росес 1977 , с. 1003.
- ^ Уэрта, Феликс де (1865). Географическое, топографическое, эстадистическое, историко-религиозное государство Святой и Апостольской провинции Сан-Грегорио-Маньо . Бинондо: Отпечаток М. Санчеса и Компаньи.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Остатки древних барангаев во многих частях Илоило свидетельствуют о древности и богатстве этих доколониальных поселений. Доиспанские захоронения находятся во многих городах Илоило. На этих могильниках находились старинные фарфоровые погребальные кувшины и гробы из твердых пород дерева, в которых хоронили умерших с обилием золота, хрустальных бус, китайской керамики и золотых масок. Эти национальные сокровища Филиппин хранятся в Музее Илоило и в коллекциях многих старых семей Илоннго. Ранние испанские колонизаторы обратили внимание на древние цивилизации Илоило и их организованную социальную структуру, управляемую знатью. В конце XVI века фрай Гаспар де Сан-Агустин в своих хрониках о древних поселениях Панай говорит: «Отец фрай Мартин де Рада также основал монастырь в Арауте, который теперь называется монастырем Думангаса, по настоянию нашего отца. Святой Августин...Эта деревня основана почти на берегу реки Халаур, которая родился в высоких горах в центре этого острова (Панай) ... Это деревня очень красивая, приятная и очень полная кокосовых пальм. Раньше это был торговый центр и двор самой люциды. дворянство всего этого острова». Гаспар де Сан-Агустин, OSA, Завоевания Филиппинских островов (1565-1615) , Мануэль Мерино, OSA, изд., Consejo Superior de Ciencias Cientificas: Мадрид, 1975, стр. 374–375.
- ^ Перейти обратно: а б Патанн, EP (1996). Филиппины в VI-XVI веках. Сент-Джонс: LSA Press. ISBN 971-91666-0-6 .
- ^ Ван Чжэньпин (2008). «Чтение записей Сон-Минг по доколониальной истории Филиппин» (PDF) . Журнал исследований культурного взаимодействия Восточной Азии . 1 : 249–260. ISSN 1882-7756 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2013 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Роберт Николл, «Открытый заново Бруней», Журнал музея Брунея , Том 4 (1980)
- ^ Скотт, Уильям Генри. (1984). «Общества на доиспанских Филиппинах». Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 70. ИСБН 971-10-0226-4 .
- ^ «Чау Цзюй-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу-фанчи, стр. 172» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
- ^ Чжэньпин, Ван. «Чтение записей Сон-Мин по доколониальной истории Филиппин» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2013 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ «Доиспанские исходные материалы: для изучения филиппинской истории» (опубликовано New Day Publishers, авторские права 1984 г.), автор Уильям Генри Скотт, стр. 68.
Источники
[ редактировать ]- Агонсильо, Теодор А.; Воин, Чудеса (1975). История филиппинского народа (4-е изд.). РП Гарсия. ISBN 9712345386 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Агонсильо, Теодор А. (1962). Филиппинская история Издательство «Родной язык». ISBN 9712345386 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Алип, Эуфронио Мело (1954). Политическая и культурная история Филиппин . Том. 1–2 (переработанная ред.). Алип и сыновья . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Энтони, Элеонора Д.; Далло, Эванджелин М.; Империал, Комфорт М.; Самсон, Мэри Кармелита Б.; Сориано, Селия Д. (2007). Поворотные моменты I', 2007 г. (полное издание). Книжный магазин Рекс, Inc. ISBN 978-9712345388 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Епископ, Карл Уайтинг (1942). Исследования предыстории войны . Автор Смитсоновский институт. Смитсоновский институт . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Епископ, Карл Уайтинг (1942). Происхождение дальневосточных цивилизаций: Краткий справочник . Автор Смитсоновский институт. Смитсоновский институт . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Корпус, Онофре Д. (1957). Бюрократия на Филиппинах . Институт государственного управления Филиппинского университета . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Деметрио, Франциско Р. (1981). Мифы и символы: Филиппины (2-е изд.). Национальный книжный магазин . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Дель Касл и Туазон, Антонио (1988). Принцесса Урдуджа, королева восточных морей: до и после ее пребывания на политической орбите Морской империи Шри-ви-джа-я и Маджапахит: доиспанская история Филиппин . А. из. Замок и Туазон Получено 24 апреля.
- Дизон, Эусебио (1983), Век металла на Филиппинах: археологическое исследование , Манила: Национальный музей филиппинского народа.
- Фарвелл, Джордж (1967). Маска Азии: Филиппины сегодня . Прегер . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Фицджеральд, Чарльз Патрик (1966). Краткая история Восточной Азии . Прегер . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Хо, Кай Леонг, изд. (2009). Соединение и дистанцирование: Юго-Восточная Азия и Китай (иллюстрированное издание). Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-9812308566 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Хокано, Ф. Ланда (2001), Предыстория Филиппин: новое открытие доколониального наследия , Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc., ISBN 971-622-006-5
- Карноу, Стэнли (2010). По нашему образу: Американская империя на Филиппинах (полное издание). ООО "Рэндом Хаус". ISBN 978-0307775436 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Кригер, Герберт Уильям (1942). Народы Филиппин . Том. 3694 публикации (Смитсоновский институт). Смитсоновский институт. ISBN 9780598408662 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Лукман, Нородин Алонто (2000). Архивы Моро: История вооруженных конфликтов на Минданао и в Восточной Азии . ФЛК Пресс . Получено 24 апреля.
- Ляо, Шуберт С.К., изд. (1964). Участие Китая в филиппинской культуре и экономике . Книжник. Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Мануэль, Эсперидион Арсенио (1948). Китайские элементы в тагальском языке: с некоторыми признаками китайского влияния на другие филиппинские языки и культуры, а также экскурс в австронезийскую лингвистику . Автор Генри Отли Бейер. Филиппинские публикации . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Остелиус, Ганс Арвид (1963). Острова удовольствий: Путеводитель по Филиппинам . Дж. Аллен и Анвин . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Панганибан, Хосе Вилья; Панганибан, Башни Комфорта (1965). Литература Филиппин: обзор (5-е изд.). новости Филиппинские Получено 24 апреля.
- Панганибан, Хосе Вилья; Панганибан, Башни Комфорт- (1962). Обзор литературы Филиппин (4-е изд.). новости Филиппинские Получено 24 апреля.
- Кирино, Карлос (1963). Филиппинская картография, 1320–1899 (2-е изд.). Н. Израиль . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Рэйвенхольт, Альберт (1962). Филиппины: молодая республика в движении . Ван Ностранд . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Регаладо, Феликс Б.; Франко, Квинтин Б. (1973). История Панай . Центральный Филиппинский университет.
- Росес, Альфредо Р., изд. (1977), «Кодекс боксера», Филиппинское наследие: создание нации , том. IV, Филиппины: Lahing Pilipino Publishing, Inc.
- Севилья, Фред; Балагтас, Франциско (1997). Франсиско Балагтас и корни филиппинского национализма: жизнь и времена великого филиппинского поэта и его наследие литературного мастерства и политической активности . Торговая марка Паб. Корп. ISBN 9789719185802 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Скотт, Уильям Генри (1984), Доиспанские исходные материалы для изучения истории Филиппин , New Day Publishers, ISBN 971-10-0226-4 , получено 5 августа 2008 г.
- Спенсер, Корнелия (1951). Семь тысяч островов: история Филиппин . Книги Аладдина . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Тан, Антонио С. (1972). Китайцы на Филиппинах, 1898-1935: исследование их национального пробуждения . Издательская компания RP Garcia . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Юст, Уолтер, изд. (1949). Британская энциклопедия: Новый обзор универсальных знаний, Том 9 . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Уолтер Юст, изд. (1954). Британская энциклопедия . Том. 9 Британской энциклопедии: новый обзор универсальных знаний. Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Зайде, Грегорио Ф. (1957). Филиппины со времен доиспанских времен . Том. 1 Политической и культурной истории Филиппин (переработанная редакция). Филиппинская образовательная компания . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Зайде, Грегорио Ф. (1979). Театрализованное представление филиппинской истории: политическое, экономическое и социокультурное . Том. 1. Филиппинская образовательная компания . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Филиппины (Республика). Управление по делам культуры (1965). Филиппины: Информационный справочник . Участник Национального экономического совета (Филиппины) (переработанная ред.). Республика Филиппины, Министерство иностранных дел . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Филиппинско-китайская историческая ассоциация (1975). Анналы Филиппинско-Китайской исторической ассоциации . Том. 5–8 (переработанная ред.) . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Конференция IAHA (1962 г.). Материалы конференции, проводимой раз в два года, выпуск 1 . Филиппинская историческая ассоциация . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Филиппины: Информационный справочник . 1955 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Журнал восточноазиатских исследований Университета Манилы . Том. 7 (переработанная ред.). Университет Манилы. 1959 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Юнитас, выпуски 1-2 . Том. 30. Университет Санто-Томас. 1957 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Исследователь, выпуск 2 . Том. 2. Колледжи Дагупан, Университет Пангасинан. 1970 год . Получено 24 апреля.
- Филиппинский обзор социальных и гуманитарных наук . Том. 24–25. Университет Филиппин. Колледж свободных искусств. 1959 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Филиппинские обзоры социальных и гуманитарных наук . Том. 24. Колледж свободных искусств Филиппинского университета. 1959 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Исследования в области государственного управления, выпуск 4 . Институт государственного управления Филиппинского университета. 1957 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Материалы второй конференции, проводимой раз в два года, проходившей в Тайваньском провинциальном музее, Тайбэй, Тайвань. Китайская Республика, 6-9 октября 1962 года . Тай-пей. 1963 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Ежегодник . 1965 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Филиппинский альманах и справочник фактов . 1977 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Международный институт различных цивилизаций (1961). Полное свидание . Сотрудник Международного колониального института. Институт . Проверено 24 апреля 2014 г.