Нострадамус
Мишель де Ностредам | |
---|---|
Рожденный | 14 или | 21 декабря 1503 г.
Умер | 1 или 2 июля 1566 г. Салон-де-Прованс , Прованс, Королевство Франция | ( 62 года
Занятия |
|
Известный | Пророчество , лечение чумы |
Заметная работа | Пророчества |
Подпись | |
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Мишель де Ностредам (декабрь 1503 г. - июль 1566 г.) [1] ), обычно латинизированный как Нострадамус , [а] был французским астрологом , аптекарем , врачом и известным провидцем , который наиболее известен своей книгой «Les Prophéties» (опубликованной в 1555 году), сборником из 942 книг. [б] поэтические четверостишия, якобы предсказывающие будущие события.
Семья отца Нострадамуса изначально была еврейской, но обратилась в католическое христианство за поколение до рождения Нострадамуса. Он учился в Авиньонском университете , но был вынужден покинуть его спустя чуть больше года, когда университет закрылся из-за вспышки чумы . работал аптекарем, прежде Он несколько лет чем поступить в Университет Монпелье , надеясь получить докторскую степень, но был почти сразу же отчислен после того, как была обнаружена его работа аптекарем (ручное ремесло, запрещенное университетскими уставами). Впервые он женился в 1531 году, но его жена и двое детей умерли в 1534 году во время очередной вспышки чумы. Он работал против чумы вместе с другими врачами, прежде чем снова жениться на Анне Понсард, от которой у него было шестеро детей. Он написал альманах за 1550 год и, благодаря его успеху, продолжил писать его в последующие годы, начав работать астрологом у различных богатых покровителей. Екатерина Медичи стала одной из его главных сторонниц. Его «Пророчества» , опубликованный в 1555 году, во многом опирался на исторический и литературный прецедент и поначалу получил неоднозначную оценку. он страдал от тяжелой подагры К концу жизни , которая со временем переросла в отеки . Он умер 1 или 2 июля 1566 года. Многие популярные авторы пересказывали апокрифические легенды о его жизни.
За годы, прошедшие после публикации его «Пророчеств» , Нострадамус привлек множество сторонников, которые, наряду с некоторыми представителями популярной прессы, приписывают ему точное предсказание многих крупных мировых событий. [7] [8] Академические источники отвергают представление о том, что Нострадамус обладал какими-либо подлинными сверхъестественными пророческими способностями, и утверждают, что ассоциации, возникающие между мировыми событиями и катренами Нострадамуса, являются результатом (иногда преднамеренных) неверных интерпретаций или неправильных переводов. [9] Эти ученые также утверждают, что предсказания Нострадамуса обычно расплывчаты, то есть их можно применить практически к чему угодно, и они бесполезны для определения того, обладал ли их автор какими-либо реальными пророческими способностями.
Жизнь
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Нострадамус родился 14 или 21 декабря 1503 года в Сен-Реми-де-Прованс , Прованс , Франция. [10] где его заявленное место рождения все еще существует, и крестил Мишеля. [10] Он был одним из как минимум девяти детей нотариуса Жоме (или Жака) де Ностредама и Рейньера, внучки Пьера де Сен-Реми, который работал врачом в Сен-Реми. [10] Семья Жауме изначально была еврейской , но его отец, Крескас, торговец зерном и деньгами из Авиньона , принял католицизм около 1459–1460 годов, взяв христианское имя «Пьер» и фамилию «Ностредам» (Богоматерь), святой, в день которого было торжественно совершено его обращение. [10] Самым ранним предком, которого можно идентифицировать по отцовской линии, является Аструге из Каркассона , который умер около 1420 года. Среди известных братьев и сестер Мишеля были Дельфина, Жан (ок. 1507–1577), Пьер, Гектор, Луи, Бертран, Жан II (род. 1522). и Антуан (род. 1523). [11] [12] [13] О его детстве мало что известно, хотя существует устойчивая традиция, согласно которой его воспитывал прадед по материнской линии Жан де Сен-Реми. [14] — традиция, которая несколько подрывается тем фактом, что последняя исчезает из исторических записей после 1504 года, когда ребенку был всего один год. [15]
Студенческие годы
[ редактировать ]В возрасте 14 лет, [7] Нострадамус поступил в Авиньонский университет , чтобы получить степень бакалавра . более года (когда он должен был изучать обычный тривиум грамматики ) , риторики и логики, а не более поздний квадривиум геометрии Спустя немногим , арифметики , музыки и астрономии / астрологии , он был вынужден покинуть Авиньон, когда университет закрылся. двери во время вспышки чумы. Покинув Авиньон, Нострадамус, по его собственным словам, в течение восьми лет, начиная с 1521 года, путешествовал по сельской местности, исследуя лечебные травы. В 1529 году, проработав несколько лет аптекарем , он поступил в университет Монпелье , чтобы получить степень доктора медицины. Вскоре после этого он был исключен студенческим прокурором , Гийомом Ронделе когда выяснилось, что он работал аптекарем, «ручным ремеслом», прямо запрещенным университетским уставом, и клеветал на врачей. [16] Документ об исключении, BIU Montpellier, Register S 2 folio 87 , до сих пор хранится в библиотеке факультета. [17] Некоторые из его издателей и корреспондентов позже назовут его «Доктором». После изгнания Нострадамус продолжал работать, предположительно все еще аптекарем, и прославился созданием «розовой таблетки», которая якобы защищала от чумы. [18]
Брак и целительная работа
[ редактировать ]В 1531 году Нострадамус был приглашен Жюлем-Сезаром Скалигером , ведущим учёным эпохи Возрождения , приехать в Ажен . [19] Там он женился на женщине с неопределенным именем (возможно, Генриетте д'Анкосс), от которой у него было двое детей. [20] В 1534 году его жена и дети умерли, предположительно от чумы. После их смерти он продолжил путешествовать, проезжая через Францию и, возможно, Италию. [21]
По возвращении в 1545 году он помогал выдающемуся врачу Луи Серру в его борьбе с крупной вспышкой чумы в Марселе , а затем самостоятельно боролся с дальнейшими вспышками болезней в Салоне-де-Провансе и в столице региона Экс-ан-Ан- Прованс . Наконец, в 1547 году он поселился в Салон-де-Прованс в существующем сегодня доме, где женился на богатой вдове по имени Анн Понсард, от которой у него было шестеро детей — три дочери и три сына. [22] Между 1556 и 1567 годами он и его жена приобрели одну тринадцатую долю в огромном проекте канала, организованном Адамом де Крапонн , с целью создания канала Крапонн для орошения практически безводного Салона-де-Прованса и близлежащей пустыни де ла Кро из река Дюранс . [23]
Оккультизм
[ редактировать ]После очередного визита в Италию Нострадамус начал отходить от медицины в сторону «оккультизма». Следуя популярным тенденциям, он написал альманах за 1550 год, впервые в печати латинизировав свое имя Нострадамуса. Он был настолько воодушевлен успехом альманаха, что решил писать один или несколько ежегодно. Известно, что вместе взятые они содержат по меньшей мере 6338 пророчеств. [24] [25] а также по крайней мере одиннадцать годовых календарей, все из которых начинаются 1 января, а не, как иногда полагают, в марте. Именно в ответ на альманахи дворянство и другие видные люди издалека вскоре начали просить у него гороскопов и «экстрасенсорных» советов, хотя он обычно ожидал, что его клиенты предоставят карты рождения, на которых они будут основаны, а не чем вычислил бы их сам, как это сделал бы профессиональный астролог. Когда ему пришлось попытаться сделать это самому на основе опубликованных таблиц того времени, он часто допускал ошибки и не мог привести цифры в соответствие с местом или временем рождения своих клиентов. [26] [27] [с] [28]
Затем он начал свой проект по написанию книги, состоящей из тысячи преимущественно французских четверостиший, которые представляют собой практически недатированные пророчества, которыми он сегодня наиболее известен. Чувствуя себя уязвимым перед оппозицией по религиозному признаку, [29] он разработал метод сокрытия своего значения, используя « виргилианизированный » синтаксис, словесные игры и смесь других языков, таких как греческий , итальянский, латынь и провансальский . [30] По техническим причинам, связанным с их публикацией в трех частях (издатель третьего и последнего выпуска, похоже, не пожелал начинать его в середине «Века», или книги из 100 стихов), последние пятьдесят восемь четверостиший Седьмой «Век» не сохранился ни в одном из дошедших до нас изданий.
Катрены, опубликованные в книге под названием Les Prophéties («Пророчества»), после публикации вызвали неоднозначную реакцию. Некоторые люди думали, что Нострадамус был слугой зла, фальшивкой или безумцем, в то время как многие представители элиты, очевидно, думали иначе. Екатерина Медичи , жена короля Франции Генриха II , была одной из величайших поклонниц Нострадамуса. Прочитав его альманахи за 1555 год, в которых намекали на неназванные угрозы королевской семье, она вызвала его в Париж, чтобы объяснить их и составить гороскопы для своих детей. В то время он боялся, что его обезглавят. [31] но ко времени его смерти в 1566 году королева Екатерина назначила его советником и ординарным врачом своего сына, молодого короля Франции Карла IX .
В некоторых рассказах о жизни Нострадамуса говорится, что он боялся преследования со ересь за стороны инквизиции , но ни пророчества , ни астрология не подпадали под эту категорию, и он был бы в опасности, только если бы практиковал магию для их поддержки. В 1538 году он вступил в конфликт с церковью в Ажене после того, как инквизитор посетил этот район в поисках антикатолических взглядов. [32] Его краткое заключение в Мариньяне в конце 1561 года произошло исключительно потому, что он нарушил недавний королевский указ, опубликовав свой альманах 1562 года без предварительного разрешения епископа. [33]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Нострадамуса К 1566 году подагра , мучительно мучившая его в течение многих лет и сильно затруднявшая движения, превратилась в отек . В конце июня он вызвал своего адвоката, чтобы составить подробное завещание, завещавшее его имущество плюс 3444 крон (около 300 000 долларов США сегодня), за вычетом нескольких долгов, жене до ее повторного брака, в доверительное управление ее сыновьям в ожидании двадцатипятилетия и ее дочери в ожидании замужества. За этим последовало гораздо более короткое дополнение . [34] Вечером 1 июля он якобы сказал своему секретарю Жану де Шавиньи: «На рассвете вы не найдете меня живым». На следующее утро его, как сообщается, нашли мертвым, лежащим на полу рядом со своей кроватью и скамейкой (Предсказание 141 [первоначально 152] за ноябрь 1567 года , посмертно отредактированное Шавиньи, чтобы соответствовать произошедшему). [35] [25] Он был похоронен в местной францисканской часовне в Салоне (часть ее теперь включена в состав ресторана La Brocherie перезахоронен ), но во время Французской революции в Коллегиале Сен-Лоран, где его могила остается по сей день. [36]
Работает
[ редактировать ]В «Пророчествах» Нострадамус собрал свою коллекцию важнейших долгосрочных предсказаний. Первая часть была опубликована в 1555 году и содержала 353 четверостишия . Третье издание, содержащее триста новых четверостиший, как сообщается, было напечатано в 1558 году, но сейчас сохранилось лишь как часть сборника, опубликованного после его смерти в 1568 году. Эта версия содержит одно нерифмованное и 941 рифмованное четверостишие, сгруппированных в девять наборов 100 и один из 42, названный «Веками».
Учитывая практику печати того времени (которая включала набор текста под диктовку), не было двух одинаковых изданий, и относительно редко можно найти даже две абсолютно одинаковые копии. Конечно, нет никаких оснований предполагать — как склонны делать потенциальные «взломщики кодов», — что орфография или пунктуация любого издания являются оригиналами Нострадамуса. [6]
«Альманахи » , безусловно, самые популярные из его произведений. [37] публиковались ежегодно с 1550 года до его смерти. Он часто публиковал две или три книги в год, озаглавленные либо «Альманахи» (подробные предсказания), «Прогностики» или «Предсказания» (более общие предсказания).
Нострадамус был не только прорицателем , но и профессиональным целителем. Известно, что он написал как минимум две книги по медицинской науке. Одним из них был чрезвычайно вольный перевод (вернее, парафраз) «Протрептика Галена » ( Paraphrase de C. GALIEN, sus l'Exhortation de Menodote aux estudes des bonnes Artz, mesmement Medicine ), и в его так называемом Traité des Fardemens (Traité des Fardemens ) ( по сути, медицинская кулинарная книга, содержащая, опять же, материалы, заимствованные в основном у других), он включил описание методов, которые он использовал для лечения чумы, включая кровопускание, ни один из которых, очевидно, не работал. [38] В этой же книге описывается и приготовление косметики.
Рукопись, обычно известная как « Орус Аполлона», также существует в муниципальной библиотеке Лиона , где под эгидой Мишеля Шомара хранится более 2000 оригинальных документов, касающихся Нострадамуса. Это предполагаемый перевод древнегреческого труда о египетских иероглифах , основанный на более поздних латинских версиях, но все они, к сожалению, не знают истинных значений древнеегипетского письма, которое не было правильно расшифровано до Шампольона в 19 веке. [39]
После его смерти только Пророчества продолжали пользоваться популярностью, но в данном случае они были чрезвычайно популярны. За это время их вышло более двухсот изданий и свыше 2000 комментариев. Их настойчивость в массовой культуре, по-видимому, отчасти объясняется тем, что их неопределенность и отсутствие датировки позволяют легко цитировать их выборочно после каждого крупного драматического события и ретроспективно объявлять их «хитами». [40]
Истоки пророчеств
[ редактировать ]Нострадамус утверждал, что основывает свои опубликованные предсказания на судебной астрологии — астрологическом «суждении» или оценке «качества» (и, следовательно, потенциала) таких событий, как рождения, свадьбы, коронации и т. д., — но подвергся резкой критике со стороны профессиональных астрологов. день, такой как Лоренс Видель [42] за некомпетентность и за предположение, что «сравнительная гороскопия» (сравнение будущих планетарных конфигураций с теми, которые сопровождают известные события прошлого) действительно может предсказать, что произойдет в будущем. [43]
Исследования показывают, что большая часть его пророческой работы перефразирует сборники древних пророчеств о конце света (в основном основанных на Библии), дополненных ссылками на исторические события и антологиями сообщений о предзнаменованиях , а затем проецирует их в будущее, частично с помощью помощью сравнительной гороскопии. Отсюда многочисленные предсказания с участием древних фигур, таких как Сулла , Гай Марий , Нерон и другие, а также его описания «битв в облаках» и «лягушек, падающих с неба». [44] Сама астрология упоминается лишь дважды в предисловии Нострадамуса и 41 раз в самих «Центуриях» , но чаще в его посвященном письме королю Генриху II . В последнем катрене своего шестого века он конкретно нападает на астрологов.
Его исторические источники включают легко идентифицируемые отрывки из Ливия , Светония » « Двенадцати Цезарей , Плутарха и других классических историков, а также из средневековых летописцев, таких как Жоффруа Виллардуэн и Жан Фруассар . Многие из его астрологических ссылок почти слово в слово взяты из книги Ришара Русса « Livre de l'estat etmutations des temps» 1549–1550 годов.
Одним из его главных пророческих источников, очевидно, была Mirabilis Liber 1522 года, которая содержала ряд пророчеств Псевдо-Мефодия , Тибуртинской Сивиллы , Иоахима Фиорского , Савонаролы и других (его предисловие содержит 24 библейские цитаты, все, кроме двух, в порядке используется Савонаролой). Эта книга пользовалась значительным успехом в 1520-х годах, когда она выдержала полдюжины изданий, но не сохранила своего влияния, возможно, из-за преимущественно латинского текста (смешанного с древнегреческим, современным французским и провансальским). [45] Готическое письмо и множество сложных сокращений. Нострадамус был одним из первых, кто перефразировал эти пророчества на французском языке, что может объяснить, почему они приписываются ему. Современные взгляды на плагиат не применялись в 16 веке; авторы часто копировали и перефразировали отрывки без подтверждения, особенно из классики. Последние исследования показывают, что он, возможно, на самом деле использовал для этого библиомантию — случайно выбирая книгу истории или пророчества и ориентируясь на ту страницу, на которой она случайно открылась. [7]
Дальнейший материал был почерпнут из «О честности дисциплины» 1504 года Петра Кринитуса . [46] который включал выдержки из Михаила Пселла » «De daemonibus и «De Mysteriis Aegyptiorum» ( «О тайнах Египта» ), книги о халдейской и ассирийской магии Ямвлиха 4-го века , неоплатоника . Латинские версии обоих были недавно опубликованы в Лионе , и выдержки из обоих перефразированы (во втором случае почти буквально) в его первых двух стихах, первый из которых приложен к этой статье. Хотя это правда, что Нострадамус утверждал в 1555 году, что сжег все оккультные труды в своей библиотеке, никто не может точно сказать, какие книги были уничтожены в этом пожаре.
Лишь в 17 веке люди начали замечать его опору на более ранние, в основном классические источники. [д]
Опора Нострадамуса на исторический прецедент отражена в том факте, что он несколько раз явно отвергал ярлык «пророк» (то есть человек, обладающий собственными пророческими способностями): [47]
Хотя, сын мой, я употребил слово «пророк» , я бы не приписал себе столь высокого титула.
— Предисловие к «Цезарю» , 1555 г. [48]
Не то чтобы я приписал себе ни имя, ни роль пророка.
— Предисловие к «Цезарю» , 1555 г. [48]
[Некоторые] из [пророков] предсказывали грядущие великие и чудесные события: [хотя] я никоим образом не приписываю себе здесь такого звания.
- Письмо королю Генриху II , 1558 г. [49]
Не то чтобы я настолько глуп, чтобы претендовать на звание пророка.
- Открытое письмо тайному советнику (впоследствии канцлеру) Бирагу, 15 июня 1566 г. [47]
Учитывая такую опору на литературные источники, маловероятно, что Нострадамус использовал какие-либо особые методы входа в состояние транса , кроме созерцания , медитации и инкубации . [50] Его единственное описание этого процесса содержится в «письме 41» его собрания латинской переписки. [51] Популярная легенда о том, что он пытался использовать древние методы созерцания пламени, созерцания воды или того и другого одновременно, основана на наивном прочтении его первых двух стихов, которые просто сравнивают его усилия с усилиями Дельфийского и Бранхидского оракулов . Первый из них воспроизведен внизу этой статьи, а второй можно увидеть, посетив соответствующий сайт факсимильных сообщений (см. Внешние ссылки). В своем посвящении королю Генриху II Нострадамус описывает «освобождение моей души, разума и сердца от всех забот, беспокойств и беспокойств посредством душевного спокойствия и спокойствия», но его частым ссылкам на «бронзовый треножник» Дельфийского обряда обычно предшествуют слова слова «как бы» (сравните еще раз «Внешние ссылки» с оригинальными текстами).
Интерпретации
[ редактировать ]Содержание четверостиший
[ редактировать ]Большинство катренов посвящены бедствиям, таким как чума, землетрясения, войны, наводнения, вторжения, убийства, засухи и сражения – все они не датированы и основаны на предзнаменованиях Mirabilis Liber . Некоторые катрены охватывают эти бедствия в целом; другие касаются одного человека или небольшой группы людей. Некоторые охватывают один город, другие — несколько городов в нескольких странах. [52] Основной, основной темой является надвигающееся вторжение в Европу мусульманских сил с дальнего востока и юга во главе с ожидаемым Антихристом , что напрямую отражает нынешние на тот момент османские вторжения и более ранние сарацинские эквиваленты, а также предшествующие ожидания Mirabilis Liber . [53] Все это представлено в контексте якобы скорого конца света, хотя на самом деле об этом не говорится. [54] — убеждение, которое в то время послужило причиной создания многочисленных сборников пророчеств о последнем времени , включая неопубликованный сборник Христофора Колумба . [55] [56] Взгляды на Нострадамуса на протяжении всей истории сильно различались. [57] Нострадамуса Академические взгляды, такие как взгляды Жака Хальбронна, рассматривают Пророчества как устаревшие подделки, написанные более поздними авторами по политическим причинам. [57]
Популярные утверждения
[ редактировать ]Многие сторонники Нострадамуса верят в искренность его пророчеств. [57] Из-за субъективного характера этих интерпретаций ни одна из них не полностью согласна с тем, что предсказал Нострадамус, будь то в прошлом или в будущем. [57] Многие сторонники, например, согласны с тем, что он предсказал Великий лондонский пожар , Французскую революцию, приход к власти Наполеона и Адольфа Гитлера . [58] [и] обе войны и ядерное разрушение Хиросимы Нагасаки и мировые . [57] [28] Популярные авторы часто заявляют, что он предсказал любое важное событие, которое только что произошло во время публикации каждой из их книг, например, высадку Аполлона на Луну в 1969 году, космического корабля «Челленджер» катастрофу в 1986 году, смерть Дианы, принцессы Уэльской в 1986 году. 1997 года и нападения 11 сентября на Всемирный торговый центр в 2001 году. [28] [59] Этот аспект «передвижного пиршества», по-видимому, характерен для этого жанра. [57]
Возможно, первой из этих книг, ставшей популярной на английском языке, была книга Генри К. Робертса « Полные пророчества Нострадамуса» 1947 года, переизданная по крайней мере семь раз в течение следующих сорока лет, которая содержала как транскрипции, так и переводы с краткими комментариями. За этим последовала в 1961 году (переизданная в 1982 году) книга Эдгара Леони «Нострадамус и его пророчества» . После этого появились Эрики Читэм » «Пророчества Нострадамуса , включающие переиздание посмертного издания 1568 года, которое, начиная с 1973 года, несколько раз переиздавалось, исправлялось и переиздавалось, в последний раз под названием « Последние пророчества Нострадамуса» . Это послужило основой для документального фильма « Человек, который видел завтра» , и в обоих действительно упоминались возможные общие будущие нападения на Нью-Йорк (с использованием ядерного оружия ), хотя и не конкретно на Всемирный торговый центр или какую-либо конкретную дату. [60]
Двухчастный перевод книги Жана-Шарля де Фонбрюна «Нострадамус: история и пророк» был опубликован в 1980 году, а Джон Хог опубликовал ряд книг о Нострадамусе примерно с 1987 года, в том числе «Нострадамус и тысячелетие: предсказания будущего» , «Нострадамус: Полные пророчества (1999) и Нострадамус: Жизнь и миф (2003). В 1992 году один комментатор, который утверждал, что может связаться с Нострадамусом под гипнозом, даже заставил его «интерпретировать» его собственный стих X.6 (предсказание, конкретно о наводнениях на юге Франции вокруг города Ним и людях, укрывающихся в его коллоссе , или Колизее). , римский амфитеатр, ныне известный как Арены ) как предсказание недатированного нападения на Пентагон , несмотря на четкое заявление исторического провидца в его посвященном письме королю Генриху II о том, что его пророчества касались Европы, Северной Африки и части Малой Азии. [61]
За исключением Робертса, эти книги и их многочисленные популярные подражатели были почти единодушны не только в отношении пророческих способностей Нострадамуса, но и в изобретении интригующих аспектов его предполагаемой биографии: что он был потомком израильского колена Иссахара ; были врачами при дворе доброго короля Рене Прованского он получил образование у своих дедов, которые оба ; он учился в Университете Монпелье в 1525 году, чтобы получить свою первую степень; вернувшись туда в 1529 году, он успешно защитил докторскую степень; он продолжал читать там лекции на медицинском факультете, пока его взгляды не стали слишком непопулярными; он поддерживал гелиоцентрическую точку зрения на Вселенную; он побывал в Габсбургских Нидерландах, где сочинял пророчества в аббатстве Орвал; Во время своих путешествий он совершил множество чудес, в том числе опознал будущего Папу Сикста V , который тогда был всего лишь монахом семинарии. Ему приписывают успешное излечение Чума в Экс-ан-Провансе и других местах; он занимался гаданием , используя либо волшебное зеркало, либо чашу с водой; на Пасху 1554 года к нему присоединился его секретарь Шавиньи; опубликовав первую часть своих «Пророчеств» , он был вызван королевой Екатериной Медичи в Париж в 1556 году, чтобы обсудить с ней свое пророчество в катрене I.35 о том, что ее муж король Генрих II будет убит на дуэли; он осматривал королевских детей в Блуа ; он завещал своему сыну «потерянную книгу» своих пророческих картин; [ф] его похоронили стоя; и при раскопках во время Французской революции на нем был найден медальон с точной датой его раскопок. [62] Впервые это было зафиксировано Сэмюэлем Пеписом еще в 1667 году, задолго до Французской революции. Пипс записывает в своем знаменитом дневнике легенду о том, что перед смертью Нострадамус заставил горожан поклясться, что его могилу никогда не потревожат; но 60 лет спустя его тело было эксгумировано, после чего на его груди была найдена медная табличка, правильно указав дату и время открытия его могилы и проклиная эксгуматоров. [63]
В 2000 году Ли Хунчжи заявил, что пророчество 1999 года в X.72 было предсказанием преследования Фалуньгун в Китае , которое началось в июле 1999 года, что привело к возросшему интересу к Нострадамусу среди членов Фалуньгун . [64]
Научное опровержение
[ редактировать ]С 1980-х годов началась академическая реакция, особенно во Франции. Публикация в 1983 году частной переписки Нострадамуса. [65] и, в последующие годы, оригинальных изданий 1555 и 1557 годов, обнаруженных Чомаратом и Беназрой, а также раскопок большого количества оригинальных архивных материалов. [36] [66] выяснилось, что многое из того, что утверждалось о Нострадамусе, не соответствовало документально подтвержденным фактам. Ученые [36] [62] [66] [67] выяснилось, что ни одно из только что перечисленных утверждений не было подкреплено какими-либо известными современными документальными свидетельствами. Большинство из них, очевидно, было основано на необоснованных слухах, переданных как факт гораздо более поздними комментаторами, такими как Жобер (1656 г.), Гино (1693 г.) и Барест (1840 г.); о современных непониманиях французских текстов XVI века; или на чистом изобретении. Даже часто выдвигаемое предположение о том, что катрен I.35 успешно предсказал смерть короля Генриха II, впервые появилось в печати только в 1614 году, через 55 лет после этого события. [68] [69]
Скептики, такие как Джеймс Рэнди, предполагают, что его репутация пророка во многом создана современными сторонниками, которые сопоставляют его слова с событиями, которые либо уже произошли, либо настолько неизбежны, что являются неизбежными - процесс, иногда известный как «обратное ясновидение» (обратное ясновидение). постдикция ). Известно, что ни один катрен Нострадамуса не был истолкован как предсказание конкретного события до того, как оно произошло, за исключением расплывчатых, общих терминов, которые могли бы в равной степени применяться к любому количеству других событий. [70] Это относится даже к катренам, содержащим конкретные даты, таким как III.77, который предсказывает, что «в 1727 году, в октябре, царь Персии [будет] захвачен египетскими» – пророчество, которое, как всегда, интерпретировалось ретроспективно в свете более поздних событий, в данном случае как будто это предвещало известный мирный договор между Османской империей и Персией того же года; [71] Египет также был важной территорией Османской империи . В то время [72] Точно так же пресловутое пророчество Нострадамуса «1999 год» в X.72 (см. Нострадамус в популярной культуре ) не описывает ни одного события, которое комментаторам удалось идентифицировать ни до, ни после, кроме как путем искажения слов, чтобы они соответствовали любому из многих противоречивых событий, которые они называют «хиты». [73] Более того, ни один катрен не предполагает, как это часто утверждается в книгах и фильмах о предполагаемом Пророчестве Майя , что конец света наступит в декабре 2012 года. [74] В предисловии к «Пророчествам » сам Нострадамус заявил, что его пророчества простираются «отныне до 3797 года». [75] — необычная дата, которая, учитывая, что предисловие было написано в 1555 году, может иметь немалое отношение к тому, что 2242 год (3797–1555 гг.) недавно был предложен его главным астрологическим источником Ришаром Русса в качестве возможной даты конца мир. [76] [77]
Кроме того, ученые отмечают, что почти все английские переводы четверостиший Нострадамуса крайне низкого качества: они, кажется, демонстрируют мало или вообще не знание французского языка 16-го века, тенденциозны и иногда намеренно изменяются, чтобы соответствовать каким-либо событиям. на которые, по мнению переводчика, они должны были ссылаться (или наоборот). [78] [67] [79] Ни одно из них не основывалось на оригинальных изданиях: Робертс основывал свои сочинения на сочинениях 1672 года, Читам и Хог — на посмертном издании 1568 года. Даже Леони признал на странице 115, что он никогда не видел оригинального издания, а на более ранних страницах: он указал, что большая часть его биографического материала не имеет источников. [80]
Ни одно из этих исследований и критики изначально не было известно большинству англоязычных комментаторов, несмотря на даты, когда они писали, и, в некоторой степени, язык, на котором они были написаны. [81] Хог мог этим воспользоваться, но только в 2003 году он признал, что некоторые из его более ранних биографических материалов на самом деле были апокрифами. Между тем, некоторые из более поздних перечисленных источников (Лемесурье, Грубер, Уилсон) особенно резко критиковали более поздние попытки некоторых менее известных авторов и интернет-энтузиастов извлечь предполагаемые скрытые значения из текстов, будь то с помощью анаграмм или числовых кодов. , графики или что-то еще. [57]
Дополнительное обвинение содержится в связи с нацистской пропагандой. Сообщается, что Геббельс назвал некоторые работы Нострадамуса отсылками к Третьему Рейху. Якобы это было сделано для того, чтобы создать впечатление, будто ожидаемое при нацизме 1000-летнее триумфальное правление немецкого народа было предсказано Нострадамусом. В частности, строка о «том народе, который стоит под знаком кривого креста» была добавлена как намек на немецкий народ, стоящий под нацистским флагом со свастикой. Сообщается, что Геббельс вставил эту строку в оригинальные тома произведений Нострадамуса в кожаном переплете, тома, которые затем были разбросаны по библиотекам по всей оккупированной нацистами Европе, чтобы эта строка выглядела правдоподобной. [82]
В популярной культуре
[ редактировать ]Пророчества, пересказанные и расширенные Нострадамусом, широко фигурировали в популярной культуре 20-го и 21-го веков. Помимо сотен книг (как художественных, так и научно-популярных), жизнь Нострадамуса была изображена в нескольких фильмах и видеороликах, а его жизнь и произведения продолжают оставаться предметом интереса средств массовой информации.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˌ n ɒ st r ə ˈ - d ɑː m ə s , - ˈ d eɪ m -/ NOS -trə- DAH -məs, DAY - , также США : / ˌ n oʊ s -/ NOHS - [2] [3] [4] [5]
- ↑ Нострадамуса Первоначальное издание «Пророчеств» 1555 года содержало всего 353 четверостишия. Позже были добавлены новые, в общей сложности 942, в сводном издании, опубликованном после его смерти, разбитом на десять «Центурий», каждая из которых содержит сто катренов, за исключением Века VII, который по неизвестным причинам содержит только сорок два; остальные пятьдесят восемь могли быть утеряны из-за проблемы во время публикации. [6] См. раздел «Работы» ниже.
- ^ Обратитесь к анализу этих карт, проведенному Brind'Amour, 1993, и сравните исчерпывающую критику Грубера гороскопа Нострадамуса для наследного принца Рудольфа Максимилиана.
- ↑ Анонимные письма в Mercure de France в августе и ноябре 1724 года привлекли особое внимание общественности к факту (анонимного) Критического письма о личности и произведениях Мишеля Нострадамуса , Mercure de France, август и ноябрь 1724 года.
- ↑ В нескольких катренах он упоминает имя Хистер , хотя это классическое название Нижнего Дуная, как он сам объясняет в своем «Предсказании» за 1554 год. Точно так же выражение Pau, Nay, Loron — часто интерпретируемое как анаграмма «Napaulon Roy «—имеется в виду три города на юго-западе Франции недалеко от его бывшего дома.
- ↑ XIII–XIV веков На самом деле Vaticinia de Summis Pontificibus в ошибочно описанной версии, иногда называемой Vaticinia Nostradami.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «С днем рождения, Нострадамус: он знал, что мы так скажем» . Чикаго Трибьюн . 9 января 2004 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Мерриам-Вебстер
- ↑ Словарь английского языка Коллинза : «Нострадамус». Архивировано 8 июля 2015 года в Wayback Machine .
- ^ Оксфордский словарь английского языка .
- ↑ Полный словарь Random House Webster : «Нострадамус» . Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Бринд'Амур 1993 , стр. 14, 435.
- ^ Перейти обратно: а б с Лемесюрье 2010 .
- ^ Беназра 1990 .
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 150–152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лерой 1993 , с. 24.
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 143–146.
- ^ Лерой 1993 , стр. 32–51.
- ^ Лемесюрье 1999 , стр. 24–25.
- ^ Де Шавиньи, JA: Первая сторона Януса Франсуа (Лион, 1594 г.)
- ^ Бринд'Амур 1993 , с. 545.
- ^ Лемесюрье 2010 , стр. 48–49.
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 2.
- ^ Нострадамус, Мишель, Трактат о фардеменсах и джемах , 1555, 1556, 1557 гг.
- ^ Лерой 1993 , стр. 60–91.
- ^ Лерой 1993 , с. 61.
- ^ Лерой 1993 , стр. 62–71.
- ^ Лерой 1993 , стр. 110–133.
- ^ Бринд'Амур 1993 , стр. 130, 132, 369.
- ^ Лемесюрье 2010 , стр. 23–25.
- ^ Перейти обратно: а б Шевиньяр, 1999 год .
- ^ Лемесюрье 2010 , стр. 59–64.
- ^ Бринд'Амур 1993 , стр. 326–399.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грубер 2003 .
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 125.
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 99–100.
- ^ Лерой 1993 , с. 83.
- ^ Уилсон, Ян (1 апреля 2014 г.). Нострадамус: Человек, стоящий за пророчествами . Пресса Святого Мартина. стр. 62 и далее. ISBN 978-1-4668-6737-6 .
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 124.
- ^ Лерой 1993 , стр. 102–106.
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с Лерой 1993 .
- ^ Бринд'Амур 1993 , стр. 22–33.
- ^ Нострадамус (1555–57), с. 11.
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 183.
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 144–145.
- ^ Чемберс, Роберт (1832). Книга дней: сборник популярных древностей, связанных с календарем, включая анекдоты, биографии и историю, литературные курьезы и странности человеческой жизни и характера, том 2 . Лондон: W. & R. Chambers Limited. Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 236.
- ^ Бринд'Амур 1993 , стр. 70–76.
- ^ Лемесюрье 2003b , проход .
- ^ Моррисон Р., Безумный, плохой и такой ужасный поэт, The Times T2, 12 декабря 2003 г., стр. 4–5.
- ^ Бринд'Амур 1993 , стр. 100, 233–235.
- ^ Перейти обратно: а б Лемесюрье 2003 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б «Предисловие к Сезару» . Нострадамус-репозиторий.org. 24 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Письмо Генриху II» . Nostradamus-repository.org . 24 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 98.
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 41, 225–229.
- ^ «Места, определенные пророчествами Нострадамуса» . Тайное хранилище — места, указанные в пророчествах Нострадамуса . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. xii–xviii.
- ^ Нострадамус, М., Les Propheties , сводное издание 1568 года.
- ^ Уоттс 1985 , стр. 73–102.
- ^ «Нострадамус» . Интернет-архив священных текстов . 2010. Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лемесюрье 2003 , стр. 144–148.
- ^ Лемесюрье 2010 , с. 36.
- ^ «КИ, Q81» . Маар.us. Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ См., например, Читам, Эрика, Последние пророчества Нострадамуса , Футура, 1990, с. 373
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Лемесюрье, 2010 , стр. 26–45.
- ^ «Воскресенье, 3 февраля 1666/67 г.» . Дневник Сэмюэля Пеписа . 3 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 г. . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Мандерсон, Ленор; Смит, Венди; Томлинсон, Мэтт (2012). Потоки веры: религиозный охват и сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Springer Science & Business Media. п. 44. ИСБН 978-9400729322 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ После 1983 года .
- ^ Перейти обратно: а б Бринд'Амур 1993 .
- ^ Перейти обратно: а б Рэнди 1990 .
- ^ Лемесюрье 2003 , стр. 28–30.
- ^ Бринд'Амур 1993 , с. 267.
- ^ Лемесюрье 2010 , с. 23.
- ^ См., например, Читам, Эрика, Последние пророчества Нострадамуса , Футура, 1990, стр. 208–209.
- ^ Шарма, АК (2001). Нострадамус и пророчества следующего тысячелетия . Карманные книги с бриллиантами (P). ISBN 978-8171820146 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Лемесюрье 2010 , стр. 21–22.
- ^ Лемесюрье 2010 , с. 41.
- ^ Нострадамус (1555), Предисловие
- ^ Русса, Р., Книга государства и перемен во времени , Лион, 1550, с. 95; Бринетт, Б., Ришар Русса: Книга о состоянии и переменах времен, введение и переводы, 1550 г. (файл без даты)
- ^ Лемесюрье 2003 , с. 53.
- ^ Лемесюрье 2010 , с. 144.
- ^ Уилсон 2003 .
- ^ Леони 1961 , с. 115.
- ^ Лемесюрье 2010 , стр. 144–148.
- ^ Мейснер 1980 , с. 27.
Источники
[ редактировать ]- Нострадамус, Мишель:: Орус Аполлон , 1545 (?), неопубликованная рукопись; Альманахи , предзнаменования и предсказания , 1550–1567; Ein Erschrecklich und Wunderbarlich Zeychen... , Нюрнберг , 1554 г.; «Пророчества» , Лион, 1555, 1557, 1568 гг.; Трактат о фардеменах и джемах , 1555, 1556, 1557; Парафраз К. Галена на увещание Менодота , 1557; Письмо мэстра Мишеля Нострадамуса из Салона Кро в Провансе, матери короля , 1566 г.
- Шанталь Лиаруцос, «Пророчества Нострадамуса: следуйте руководству», в книге «Réforme, Humanisme et Renaissance» , 23 (1986), Лион, полностью доступно на Persée . Архивировано 24 ноября 2022 года в Wayback Machine . (Выявлено, что топонимические анфилады в « Пророчествах» , и в частности в знаменитом Вареннском катрене, наверняка были заимствованы из « Путеводителя по Франции » Шарля Этьена .)
- Беназра, Роберт (1990). Нострадамический хронологический справочник: 1545–1989 (на французском языке). Эд. Великое Соединение. ISBN 978-2-85707-418-2 .
- Бринд'Амур, Пьер (1993). Астрофилы Нострадамуса: звезды и астрология в жизни и творчестве Нострадамуса (на французском языке). Университет Оттавы Press. ISBN 978-2-252-02896-4 . (В этой книге раскрыты заимствования Нострадамуса из « О честности дисциплины » Петра Кринитуса .)
- Бринд'Амур, Пьер (1996). Первые века, или Пророчества: (издание Macé Bonhomme, 1555 г.) (на французском языке). Книжный магазин Дроз. ISBN 978-2-600-00138-0 .
- Шевиньяр, Бернар (1999). Приметы Нострадамуса . Порог. ISBN 978-2-02-035960-3 .
- Шомарат, Мишель; Ларош, Жан-Поль (1989). Библиография Нострадамуса: 16-17-18 вв . Кернер. ISBN 978-3-87320-123-1 .
- Клебер, Жан-Поль (2003). Пророчества Нострадамуса: века: полный текст (1550–1568) (на французском языке). Твердый переплет. ISBN 978-2-914916-35-6 .
- Дюпеб, Жан (1983). Неопубликованные письма (на французском языке). Книжный магазин Дроз. ISBN 978-2-600-03107-3 .
- Грубер, Эльмар Р. (2003). Нострадамус: Его жизнь, его работа и истинный смысл его пророчеств (на немецком языке). Шерц Верлаг ГмбХ. ISBN 978-3-502-15280-4 .
- Лемесюрье, Питер (1999). Энциклопедия Нострадамуса: Полное справочное руководство по работе и миру Нострадамуса . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-19994-4 .
- Лемесюрье, Питер (2003). Неизвестный Нострадамус: основная биография к его 500-летию . Издательство Джона Ханта. ISBN 978-1-903816-48-6 .
- Лемесюрье, Питер (2003b). Нострадамус: Иллюстрированные пророчества . Издательство Джона Ханта. ISBN 978-1-903816-48-6 .
- Лемесюрье, Питер (2010). Нострадамус, Библиомант: Человек, Миф, Истина . Карьера PressInc. ISBN 978-1-60163-132-9 .
- Леони, Эдгар (1961). Нострадамус и его пророчества . Дуврские публикации.
- Лерой, Эдгар (1993) [1972]. Нострадамус: Его происхождение, его жизнь, его творчество (на французском языке). Жанна Лаффит. ISBN 978-2-86276-231-9 .
- Мейснер, Ханс-Отто (1980). Магда Геббельс: Биография . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0283986352 .
- Прево, Роджер (1999). Нострадамус, миф и реальность: историк в эпоху астрологов . Большая книга месяца. ISBN 978-2-7028-3581-4 .
- Рэнди, Джеймс (1990). Маска Нострадамуса . Скрибнер. ISBN 978-0-684-19056-3 .
- Ролле, Пьер (1993). Толкование иероглифов Гораполлона (на французском языке). Господин Пети.
- Уоттс, премьер-министр (1985). Пророчество и открытие: о духовном происхождении «Индийского предприятия» Христофора Колумба . Американский исторический обзор .
- Уилсон, Ян (2003). Нострадамус: Доказательства . Орион Букс Лимитед. ISBN 978-0-7528-4279-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жерсон, Стефан (2012). Нострадамус: Как малоизвестный астролог эпохи Возрождения стал современным пророком гибели . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-31261368-6 . OCLC 823711679 .
- Юшон, Мирей (2021). Нострадамус (французское издание). Галлимар. ISBN 978-2-07013801-2 .
- Лейвер, Джеймс (1942). Нострадамус, или Предсказанное будущее . Коллинз.
- Макманн, Ли (2018). Нострадамус, Человек, который видел сквозь время . Издательство А&Д. ISBN 978-1-51543771-0 . OCLC 103357083 .
- Смоли, Ричард (2010). Важнейший Нострадамус: дословный перевод, исторический комментарий и биография . Нью-Йорк: Тарчер/Пингвин. ISBN 978-1-58542794-9 . OCLC 441177954 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полное собрание сочинений Нострадамуса (Holybooks.com, электронная книга в формате PDF)
- Даннинг, Брайан (18 сентября 2007 г.). «Скептоид №66: Величайшая тайна Нострдамуса» . Скептоид .
- Nostradamus.org (архив 2021 г.)
- Работы Нострадамуса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Нострадамус
- 1503 рождения
- 1566 смертей
- Оккультисты XVI века
- Алхимики 16 века
- Апокалиптики XVI века
- Французские врачи XVI века.
- Французские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Католики XVI века
- Смерти от отеков
- Гадание
- Французские алхимики
- Французские писатели-мужчины
- Французские писатели-оккультисты
- Французские евреи XVI века
- Французские католики
- Люди из Сен-Реми-де-Прованс
- Пророки
- окситанцы
- Выпускники Университета Монпелье
- Придворные врачи