Jump to content

Логика в исламской философии

(Перенаправлено из исламской логики )

Раннее исламское право придавало большое значение формулированию стандартов аргументации, что привело к появлению «нового подхода к логике » ( араб . منطق manṭiq «речь, красноречие») в каламе (исламская схоластика). [1] Однако с появлением философов- мутазилитов , которые высоко ценили Аристотеля » «Органон , этот подход был вытеснен более старыми идеями эллинистической философии . [ нужна ссылка ] Работы аль-Фараби , Авиценны , аль-Газали и других мусульманских логиков, часто критиковавших и исправлявших аристотелевскую логику и вводивших свои собственные формы логики, также сыграли центральную роль в последующем развитии европейской логики в эпоху Возрождения . [2]

Согласно Философской энциклопедии Рутледжа :

«Для исламских философов логика включала не только изучение формальных моделей вывода и их обоснованности, но также элементы философии языка и даже эпистемологии и метафизики . Из-за территориальных споров с арабскими грамматиками исламские философы очень интересовались разрабатывая взаимосвязь между логикой и языком, они посвятили много дискуссий вопросу о предмете и целях логики в отношении рассуждения и речи. В области формального логического анализа они разработали теорию терминов , предложений и речи . силлогизмы , сформулированные в «Категориях», «О интерпретации» и «Предварительной аналитике» Аристотеля. В духе Аристотеля они считали силлогизм формой, к которой можно свести всю рациональную аргументацию, и считали теорию силлогизма центром логики. рассматривалось в некотором роде как силлогистическое искусство большинством основных исламских аристотелевцев».

Важные достижения мусульманских логиков включали развитие «авиценнианской логики» как замены аристотелевской логики. Авиценны Система логики была ответственна за введение гипотетического силлогизма , временной модальной логики и индуктивной логики . Другие важные события в ранней исламской философии включают развитие строгой науки цитирования , иснада или «поддержки». [3] [4] и развитие научного метода открытого исследования для опровержения утверждений, иджтихада , который обычно можно применять ко многим типам вопросов. [5] [6] [7] [8]

Исламское право и теология

[ редактировать ]

Ранние формы рассуждения по аналогии , индуктивного рассуждения и категорического силлогизма были введены в фикхе (исламская юриспруденция), шариате (исламское право) и каламе (исламское богословие) с 7-го века в процессе кияса , до арабских переводов работ Аристотеля. Позже, во время Золотого века ислама , среди исламских философов, логиков и теологов велись логические дебаты о том, относится ли термин Кияс к рассуждениям по аналогии, индуктивным рассуждениям или категорическому силлогизму. Некоторые исламские ученые утверждали, что Кияс относится к индуктивному рассуждению, с чем не согласился Ибн Хазм (994–1064), утверждая, что Кийас не относится к индуктивному рассуждению, а относится к категорическому силлогизму в реальном смысле и к рассуждениям по аналогии в метафорическом смысле. С другой стороны, аль-Газали (1058–1111) и Ибн Кудама аль-Макдиси (1147–1223) утверждали, что Кийас относится к рассуждениям по аналогии в реальном смысле, а к категорическому силлогизму – в метафорическом смысле. Однако другие исламские ученые того времени утверждали, что этот термин Кияс в прямом смысле слова относится как к рассуждениям по аналогии, так и к категорическому силлогизму. [9]

Аристотелевская логика

[ редактировать ]

Первые оригинальные арабские сочинения по логике были написаны аль-Кинди (Алкиндом) (805–873), который составил краткое изложение ранней логики своего времени. Первые сочинения по логике с неаристотелевскими элементами были написаны аль-Фараби (Альфараби) (873–950), который обсуждал темы будущих контингентов , числа и соотношения категорий , отношения между логикой и грамматикой и не -Аристотелевские формы умозаключения . [10] Ему также приписывают разделение логики на две отдельные группы: первая — «идея», а вторая — « доказательство ».

Аверроэс (1126–1198) был последним крупным логиком из Аль-Андалуса , написавшим наиболее подробные комментарии к аристотелевской логике. [11]

Авиценнианская логика

[ редактировать ]
Рисунок Авиценны 1271 года.

Авиценна (980–1037) разработал свою собственную систему логики, известную как «авиценнианская логика», как альтернативу аристотелевской логике. К XII веку логика Авиценны заменила логику Аристотеля как доминирующую систему логики в исламском мире. [12] [13]

Первые критические замечания в отношении аристотелевской логики были написаны Авиценной, который написал независимые трактаты по логике, а не комментарии. Он критиковал логическую школу Багдада за их преданность Аристотелю в то время. Он исследовал теорию определения и классификации , а также количественную оценку предикатов силлогизма категорических суждений и разработал оригинальную теорию « » временного модального . Его предпосылки включали такие модификаторы , как «всегда», «в большинстве случаев» и «в какое-то время».

Хотя Авиценна в философии часто полагался на дедуктивные рассуждения , в медицине он использовал другой подход. Авиценна внес изобретательный вклад в развитие индуктивной логики , которую он использовал, чтобы выдвинуть идею синдрома . В своих медицинских трудах Авиценна был первым, кто описал методы согласия, различия и сопутствующих вариаций , которые имеют решающее значение для индуктивной логики и научного метода . [14]

Ибн Хазм (994–1064) написал « Сферу логики» , в которой подчеркнул важность чувственного восприятия как источника знаний. [15] Аль-Газали (Алгазель) (1058–1111) оказал важное влияние на использование логики в богословии, применив авиценнианскую логику в Каламе .

Фахр ад-Дин ар-Рази » Аристотеля (р. 1149) раскритиковал « первую фигуру и разработал форму индуктивной логики , предвосхищающую систему индуктивной логики, разработанную Джоном Стюартом Миллем (1806–1873). Систематические опровержения греческой логики были написаны школой иллюминаторов , основанной Шахаб ад-Дином Сухраварди (1155–1191), разработавшим идею «решающей необходимости » — важное новшество в истории логических философских спекуляций. [15] [ не удалось пройти проверку ] Другое систематическое опровержение греческой логики было написано Ибн Таймийей (1263–1328), « Ар-Радд ала аль-Мантикийин» ( «Опровержение греческих логиков» ), где он приводил доводы против полезности, но не обоснованности силлогизмов . [16] и в пользу индуктивного рассуждения . [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^  • Трейгер, Александр (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - Истоки Калама» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 27–43. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.001 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 .
     • Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламские теологии в период формирования и раннего Среднего периода - Библейская и традиционалистская теология» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 264–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 .
  2. ^ Музаффар Икбал , Наука и ислам , с. 120. Из серии «Путеводители Гринвуда по науке и религии». Вестпорт : Издательская группа Greenwood , 2007. ISBN   9780313335761
  3. ^ Аш-Шафии, ар-Рисала, Булак, 1321 г.; ред. Шейх Ахмад Мухаммад Шакир, Каир, 1940 (ред. Шакир), 55 лет.
  4. ^ Шахт, Йозеф (1959) [1950]. Истоки мусульманской юриспруденции . Издательство Оксфордского университета. стр. 37–8.
  5. ^ Мустафа, Ариянти; Назри, Мохаммед Ариф (январь 2022 г.). «Золотые и темные века исламской юриспруденции: анализ востоковедной мысли» . QALAM Международный журнал исламских и гуманитарных исследований . 2 (3): 9–17. ISSN   2773-6334 . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
  6. ^ Эль-Бизри, Надер (сентябрь 2005 г.). «Философский взгляд на оптику Альхазена». Арабские науки и философия . 15 (2): 189–218. дои : 10.1017/S0957423905000172 . S2CID   123057532 .
  7. ^ Мутаххари, Муртада (2 марта 2013 г.). «Принципы иджтихада в исламе» . Проверено 1 мая 2013 г.
  8. ^ Хак, Сайед Номанул (22 декабря 2009 г.). «Наука в исламе». Ислам и наука . 7 (2): 151–159. Гейл   А217042312 .
  9. ^ Ваэль Б. Халлак (1993), Ибн Таймия против греческих логиков , с. 48. Издательство Оксфордского университета, ISBN   0-19-824043-0 .
  10. ^ История логики: арабская логика , Британская энциклопедия .
  11. ^ Фахри, Маджид (30 июля 2001 г.). Аверроэс (Ибн Рушд) Его жизнь, творчество и влияние . Публикации Oneworld. ISBN  978-1851682690 . Проверено 28 сентября 2023 г.
  12. ^ И. М. Боченский (1961), «К истории истории логики», История формальной логики , стр. 4–10. Перевод И. Томаса, Нотр-Дам, издательство Индианского университета . ( ср. Древнюю исламскую (арабскую и персидскую) логику и онтологию )
  13. ^ Стробино, Риккардо (15 августа 2018 г.). «Логика Ибн Сины» . Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2018 г.) . Проверено 30 января 2024 г.
  14. ^ Ленн Эван Гудман (2003), Исламский гуманизм , стр. 155, Издательство Оксфордского университета, ISBN   0-19-513580-6 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Наука и мусульманские ученые. Архивировано 20 октября 2007 г. в Wayback Machine , Ислам Вестник.
  16. ^ См. стр. 253–254 из Стрит, Тони (2005), «Логика», Питер Адамсон; Ричард К. Тейлор (ред.), Кембриджский спутник арабской философии , Cambridge University Press, стр. 247–265, ISBN  978-0-521-52069-0
  17. ^ Икбал, Мухаммед (1930), «Дух мусульманской культуры» , Реконструкция религиозной мысли в исламе , получено 25 января 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a39832b19b755366a6ce8c0b3d9af08__1707694740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/08/9a39832b19b755366a6ce8c0b3d9af08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Logic in Islamic philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)