Логика в исламской философии
Раннее исламское право придавало большое значение формулированию стандартов аргументации, что привело к появлению «нового подхода к логике » ( араб . منطق manṭiq «речь, красноречие») в каламе (исламская схоластика). [1] Однако с появлением философов- мутазилитов , которые высоко ценили Аристотеля » «Органон , этот подход был вытеснен более старыми идеями эллинистической философии . [ нужна ссылка ] Работы аль-Фараби , Авиценны , аль-Газали и других мусульманских логиков, часто критиковавших и исправлявших аристотелевскую логику и вводивших свои собственные формы логики, также сыграли центральную роль в последующем развитии европейской логики в эпоху Возрождения . [2]
Согласно Философской энциклопедии Рутледжа :
«Для исламских философов логика включала не только изучение формальных моделей вывода и их обоснованности, но также элементы философии языка и даже эпистемологии и метафизики . Из-за территориальных споров с арабскими грамматиками исламские философы очень интересовались разрабатывая взаимосвязь между логикой и языком, они посвятили много дискуссий вопросу о предмете и целях логики в отношении рассуждения и речи. В области формального логического анализа они разработали теорию терминов , предложений и речи . силлогизмы , сформулированные в «Категориях», «О интерпретации» и «Предварительной аналитике» Аристотеля. В духе Аристотеля они считали силлогизм формой, к которой можно свести всю рациональную аргументацию, и считали теорию силлогизма центром логики. рассматривалось в некотором роде как силлогистическое искусство большинством основных исламских аристотелевцев».
Важные достижения мусульманских логиков включали развитие «авиценнианской логики» как замены аристотелевской логики. Авиценны Система логики была ответственна за введение гипотетического силлогизма , временной модальной логики и индуктивной логики . Другие важные события в ранней исламской философии включают развитие строгой науки цитирования , иснада или «поддержки». [3] [4] и развитие научного метода открытого исследования для опровержения утверждений, иджтихада , который обычно можно применять ко многим типам вопросов. [5] [6] [7] [8]
Исламское право и теология
[ редактировать ]Ранние формы рассуждения по аналогии , индуктивного рассуждения и категорического силлогизма были введены в фикхе (исламская юриспруденция), шариате (исламское право) и каламе (исламское богословие) с 7-го века в процессе кияса , до арабских переводов работ Аристотеля. Позже, во время Золотого века ислама , среди исламских философов, логиков и теологов велись логические дебаты о том, относится ли термин Кияс к рассуждениям по аналогии, индуктивным рассуждениям или категорическому силлогизму. Некоторые исламские ученые утверждали, что Кияс относится к индуктивному рассуждению, с чем не согласился Ибн Хазм (994–1064), утверждая, что Кийас не относится к индуктивному рассуждению, а относится к категорическому силлогизму в реальном смысле и к рассуждениям по аналогии в метафорическом смысле. С другой стороны, аль-Газали (1058–1111) и Ибн Кудама аль-Макдиси (1147–1223) утверждали, что Кийас относится к рассуждениям по аналогии в реальном смысле, а к категорическому силлогизму – в метафорическом смысле. Однако другие исламские ученые того времени утверждали, что этот термин Кияс в прямом смысле слова относится как к рассуждениям по аналогии, так и к категорическому силлогизму. [9]
Аристотелевская логика
[ редактировать ]Первые оригинальные арабские сочинения по логике были написаны аль-Кинди (Алкиндом) (805–873), который составил краткое изложение ранней логики своего времени. Первые сочинения по логике с неаристотелевскими элементами были написаны аль-Фараби (Альфараби) (873–950), который обсуждал темы будущих контингентов , числа и соотношения категорий , отношения между логикой и грамматикой и не -Аристотелевские формы умозаключения . [10] Ему также приписывают разделение логики на две отдельные группы: первая — «идея», а вторая — « доказательство ».
Аверроэс (1126–1198) был последним крупным логиком из Аль-Андалуса , написавшим наиболее подробные комментарии к аристотелевской логике. [11]
Авиценнианская логика
[ редактировать ]Авиценна (980–1037) разработал свою собственную систему логики, известную как «авиценнианская логика», как альтернативу аристотелевской логике. К XII веку логика Авиценны заменила логику Аристотеля как доминирующую систему логики в исламском мире. [12] [13]
Первые критические замечания в отношении аристотелевской логики были написаны Авиценной, который написал независимые трактаты по логике, а не комментарии. Он критиковал логическую школу Багдада за их преданность Аристотелю в то время. Он исследовал теорию определения и классификации , а также количественную оценку предикатов силлогизма категорических суждений и разработал оригинальную теорию « » временного модального . Его предпосылки включали такие модификаторы , как «всегда», «в большинстве случаев» и «в какое-то время».
Хотя Авиценна в философии часто полагался на дедуктивные рассуждения , в медицине он использовал другой подход. Авиценна внес изобретательный вклад в развитие индуктивной логики , которую он использовал, чтобы выдвинуть идею синдрома . В своих медицинских трудах Авиценна был первым, кто описал методы согласия, различия и сопутствующих вариаций , которые имеют решающее значение для индуктивной логики и научного метода . [14]
Ибн Хазм (994–1064) написал « Сферу логики» , в которой подчеркнул важность чувственного восприятия как источника знаний. [15] Аль-Газали (Алгазель) (1058–1111) оказал важное влияние на использование логики в богословии, применив авиценнианскую логику в Каламе .
Фахр ад-Дин ар-Рази » Аристотеля (р. 1149) раскритиковал « первую фигуру и разработал форму индуктивной логики , предвосхищающую систему индуктивной логики, разработанную Джоном Стюартом Миллем (1806–1873). Систематические опровержения греческой логики были написаны школой иллюминаторов , основанной Шахаб ад-Дином Сухраварди (1155–1191), разработавшим идею «решающей необходимости » — важное новшество в истории логических философских спекуляций. [15] [ не удалось пройти проверку ] Другое систематическое опровержение греческой логики было написано Ибн Таймийей (1263–1328), « Ар-Радд ала аль-Мантикийин» ( «Опровержение греческих логиков» ), где он приводил доводы против полезности, но не обоснованности силлогизмов . [16] и в пользу индуктивного рассуждения . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ • Трейгер, Александр (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - Истоки Калама» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 27–43. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.001 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .
• Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламские теологии в период формирования и раннего Среднего периода - Библейская и традиционалистская теология» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 264–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 . - ^ Музаффар Икбал , Наука и ислам , с. 120. Из серии «Путеводители Гринвуда по науке и религии». Вестпорт : Издательская группа Greenwood , 2007. ISBN 9780313335761
- ^ Аш-Шафии, ар-Рисала, Булак, 1321 г.; ред. Шейх Ахмад Мухаммад Шакир, Каир, 1940 (ред. Шакир), 55 лет.
- ^ Шахт, Йозеф (1959) [1950]. Истоки мусульманской юриспруденции . Издательство Оксфордского университета. стр. 37–8.
- ^ Мустафа, Ариянти; Назри, Мохаммед Ариф (январь 2022 г.). «Золотые и темные века исламской юриспруденции: анализ востоковедной мысли» . QALAM Международный журнал исламских и гуманитарных исследований . 2 (3): 9–17. ISSN 2773-6334 . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Эль-Бизри, Надер (сентябрь 2005 г.). «Философский взгляд на оптику Альхазена». Арабские науки и философия . 15 (2): 189–218. дои : 10.1017/S0957423905000172 . S2CID 123057532 .
- ^ Мутаххари, Муртада (2 марта 2013 г.). «Принципы иджтихада в исламе» . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Хак, Сайед Номанул (22 декабря 2009 г.). «Наука в исламе». Ислам и наука . 7 (2): 151–159. Гейл А217042312 .
- ^ Ваэль Б. Халлак (1993), Ибн Таймия против греческих логиков , с. 48. Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-824043-0 .
- ^ История логики: арабская логика , Британская энциклопедия .
- ^ Фахри, Маджид (30 июля 2001 г.). Аверроэс (Ибн Рушд) Его жизнь, творчество и влияние . Публикации Oneworld. ISBN 978-1851682690 . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ И. М. Боченский (1961), «К истории истории логики», История формальной логики , стр. 4–10. Перевод И. Томаса, Нотр-Дам, издательство Индианского университета . ( ср. Древнюю исламскую (арабскую и персидскую) логику и онтологию )
- ^ Стробино, Риккардо (15 августа 2018 г.). «Логика Ибн Сины» . Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2018 г.) . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Ленн Эван Гудман (2003), Исламский гуманизм , стр. 155, Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-513580-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Наука и мусульманские ученые. Архивировано 20 октября 2007 г. в Wayback Machine , Ислам Вестник.
- ^ См. стр. 253–254 из Стрит, Тони (2005), «Логика», Питер Адамсон; Ричард К. Тейлор (ред.), Кембриджский спутник арабской философии , Cambridge University Press, стр. 247–265, ISBN 978-0-521-52069-0
- ^ Икбал, Мухаммед (1930), «Дух мусульманской культуры» , Реконструкция религиозной мысли в исламе , получено 25 января 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Решер, Николас 1964. Исследования по истории арабской логики , Питтсбург: University of Pittsburgh Press.
- Решер, Николас (1966). Временные модальности в арабской логике . Дордрехт: Рейдель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Авиценна (Ибн Сина): Логика» . Интернет-энциклопедия философии .
- Энциклопедия философии Рутледжа : Логика в исламской философии , Рутледж, 1998
- «Логика в исламской философии», Дебора Л. Блэк (Muslimphilosophy.com):
- Древняя исламская (арабская и персидская) логика и онтология Рауля Корацсона в «Истории логики» .