Нортумбрия
Королевство Нортумбрия | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
651–954 | |||||||||||
![]() Нортумбрия в наибольшем расцвете около 700 г. н.э. | |||||||||||
Статус | Единое Английское королевство (651–867) Север: Независимая территория, управляемая англичанами (после 867 г.) Юг: Йорк, управляемый викингами (867–927; 939–944; 947–954) | ||||||||||
Общие языки | Старый английский Камбрик латинский Древнескандинавский (в скандинавском Йорке) | ||||||||||
Религия | Язычество (до 7 века) Христианство (после 7 века) | ||||||||||
Демон(ы) | Нортумбрийский | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король Нортумбрии | |||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 651 | ||||||||||
• Дейра завоевана викингами [ 1 ] | 867 | ||||||||||
• Берниция принимает правление короля Этельстана [ 1 ] | 927 | ||||||||||
954 | |||||||||||
Валюта | блин , копейки | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть |
Нортумбрия ( / n ɔːr ˈ θ ʌ m b r i ə / ; древнеанглийский : Norþanhymbra rīċe [ˈnorˠðɑnˌhymbrɑ ˈriːt͡ʃe] ; латынь : Regnum Northanhymbrorum ) [ 2 ] было раннесредневековым английским королевством на территории нынешней Северной Англии и Южной Шотландии.
Название происходит от древнеанглийского Norþanhymbre, что означает «народ или провинция к северу от Хамбера». [ 3 ] в отличие от людей к югу от устья Хамбера . То, что должно было стать Нортумбрией, начиналось как два королевства: Дейра на юге и Бернисия на севере. Конфликт в первой половине седьмого века закончился убийством последнего короля Дейры в 651 году, и после этого Нортумбрия была объединена под властью бернских королей. На пике своего развития королевство простиралось от Хамбера , Пик-Дистрикта и реки Мерси на юге до Ферт-оф-Форт на севере. Нортумбрия перестала быть независимым королевством в середине десятого века, когда Дейра была завоевана датчанами и образовала Королевство Йорк . Оставшееся графство Бамбург какое-то время сохраняло контроль над Бернисией; однако территория к северу от Твида в конечном итоге была поглощена средневековым Королевством Шотландия , а часть к югу от Твида была включена в состав Королевства Англии как графство Нортумберленд и Палатинское графство Дарем .
Королевство (651–954)
[ редактировать ]Сообщества и подразделения
[ редактировать ]Возможное кельтско-британское происхождение
[ редактировать ]Английское реки королевство Нортумбрия изначально представляло собой два королевства, разделенных примерно вокруг Тис : Бернисия находилась к северу от реки, а Дейра - к югу. [ 4 ] Не исключено, что оба региона возникли как исконные кельтские британские королевства, которые позже завоевали германские поселенцы , хотя сведений об инфраструктуре и культуре самих британских королевств очень мало. [ 5 ] Большая часть доказательств их существования исходит из региональных названий, имеющих британское, а не английское происхождение. Например, имена Дейра и Бернисия, вероятно, имеют британское происхождение, что указывает на то, что некоторые британские топонимы сохранили актуальность после миграции англов в Нортумбрию. [ а ] Есть также некоторые археологические свидетельства, подтверждающие британское происхождение государств Бернисии и Дейры. На территории, которая могла бы быть южной Бернисией, на холмах Чевиот , городище Йиверинг Белл содержит свидетельства того, что это был важный центр сначала для британцев, а затем для англов. Форт изначально был доримским , датируемым железным веком, примерно в первом веке. Помимо признаков римской оккупации, на этом месте есть свидетельства деревянных построек, построенных до германского поселения в этом районе, которые, вероятно, являются признаками британского поселения. Более того, Брайан Хоуп-Тейлор проследил происхождение названия Йиверинг, которое обманчиво выглядит английским, от британского гафр из упоминания Беде о городке под названием Гефрин в том же районе. [ 9 ] [ 10 ] Йиверинг продолжал оставаться важным политическим центром после того, как нортумбрийцы начали селиться на севере, поскольку у короля Эдвина был королевский дворец в Йиверинге. [ 11 ]
В целом топонимы Энглов доминируют в ландшафте Нортумбрии, что свидетельствует о преобладании английской элитной культуры к тому времени, когда Беда - самый выдающийся историк Нортумбрии - писал в восьмом веке. [ 12 ] [ 13 ] По словам Беды, англы были преобладающими германскими иммигрантами, которые поселились к северу от Хамбера и приобрели политическую известность в этот период. [ 14 ] Хотя коренные жители Великобритании, возможно, частично ассимилировались с политической структурой Нортумбрии, относительно современные текстовые источники, такие как «Церковная история английского народа» Беды, изображают отношения между нортумбрийцами и британцами как напряженные. [ 15 ]
Объединение Берникии и Дейры
[ редактировать ]Угловые штаты Бернисия и Дейра часто находились в конфликте до их окончательного полупостоянного объединения в 651 году. Политическая власть в Дейре была сосредоточена в Восточном Райдинге Йоркшира , который включал Йорк , Северо-Йоркские мавры и Долину Йорка. [ 16 ] Политическим центром Бернисии были районы вокруг Бамбурга и Линдисфарна , Монквермута и Джарроу , а также в Камбрии , к западу от Пеннин , в районе Карлайла . [ 17 ] Название, под которым эти два государства в конечном итоге объединились, — Нортумбрия, возможно, было придумано Бедой и стало популярным благодаря его «Церковной истории народа англов» . [ 18 ]
Информация о ранних королевских генеалогиях Берникии и Дейры взята из «Церковной истории английского народа» Беды и «Historia Brittonum » Ненния . По мнению Ненния, царская линия Берницианов начинается с Иды , сына Эоппы . [ 19 ] Ида правила двенадцать лет (начиная с 547 г.) и смогла присоединить Бамбург к Берникии. [ 20 ] В генеалогии Дейры Ненния король по имени Соэмил был первым, кто отделил Бернисию и Дейру, что могло означать, что он вырвал королевство Дейра у коренных британцев. [ 21 ] Дата этого предполагаемого разделения неизвестна. Первым дейранским королем, появившимся в «Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum» Беды, является Элла , отец первого христианского короля Нортумбрии Эдвина . [ 22 ]
Король Берникии, внук Иды Этельфрит , был первым правителем, объединившим два государства под своей властью. Он сослал дейранского Эдвина ко двору короля Восточной Англии Редвальда , чтобы претендовать на оба королевства, но Эдвин вернулся примерно в 616 году, чтобы завоевать Нортумбрию с помощью Редвальда. [ 23 ] [ 24 ] Эдвин, правивший примерно с 616 по 633 год, был одним из последних королей линии Дейран, правивших всей Нортумбрией. Брат Освальда Освиу в конечном итоге унаследовал его на троне Нортумбрии, несмотря на первоначальные попытки Дейры снова уйти. [ 24 ] Последним независимым королем Дейры был Освин . Он был убит Освиу в 651 году, и после этого Нортумбрия была объединена под властью Берниции. [ 25 ]
Хотя жестокие конфликты между Бернисией и Дейрой сыграли значительную роль в определении того, какая линия в конечном итоге получила господство в Нортумбрии, брачные союзы также помогли связать эти две территории вместе. Этельфрит женился на сестре Эдвина Аче , хотя этот брак мало что сделал для предотвращения будущих ссор между зятьями и их потомками. Второй смешанный брак был более успешным: Освиу женился на дочери Эдвина и своем кузене Энфледе, чтобы произвести на свет Экгфрита , начало нортумбрийской линии. Однако у Освиу были еще одни отношения с ирландкой по имени Фина, из-за которых появился проблемный Олдфрит. [ 24 ] В своей книге «Жизнь и чудеса святого Катберта » Беда заявляет, что Олдфрит, известный среди ирландцев как Фланд, был незаконнорожденным и, следовательно, непригодным для правления. [ 26 ]
Нортумбрия и норвежское поселение
[ редактировать ]
в Вторжения викингов девятом веке и создание Данелау еще раз разделили Нортумбрию. записаны в основном в южных провинциях Англии , Хотя англосаксонские хроники (особенно редакции D и E) они содержат некоторую информацию о конфликтах Нортумбрии с викингами в конце восьмого и начале девятого веков. Согласно этим хроникам, набеги викингов начали охватывать Нортумбрию, когда банда напала на Линдисфарн в 793 году. [ 27 ] После этого первоначального катастрофического удара набеги викингов на Нортумбрию либо носили спорадический характер на протяжении большей части начала девятого века, либо свидетельства о них были утеряны. [ 28 ] Однако в 865 году так называемая Великая языческая армия высадилась в Восточной Англии и начала продолжительную завоевательную кампанию. [ 29 ] [ 30 ] Великая армия сражалась в Нортумбрии в 866–867 годах, нанеся удар по Йорку дважды менее чем за год . После первой атаки норвежцы ушли на север, оставив королям Элле и Осберту отвоевывать город. Версия E «Англо-саксонских хроник» предполагает, что Нортумбрия была особенно уязвима в это время, потому что нортумбрийцы снова воевали между собой, свергнув Осберта в пользу Элле. [ 31 ] Во втором набеге викинги убили королей Элле и Осберта, отбивая город. [ 29 ]
После того, как король Альфред восстановил свой контроль над южной Англией, норвежские захватчики поселились в так называемых Данелау в Мидлендсе , Восточной Англии и южной части Нортумбрии. [ 29 ] В Нортумбрии норвежцы основали Королевство Йорк , границы которого примерно совпадали с реками Тис и Хамбер, что придало ему примерно те же размеры, что и Дейра. [ 32 ] Хотя это королевство пало под властью хиберно-норвежских колонизаторов в 920-х годах и находилось в постоянном конфликте с западносаксонскими экспансионистами с юга, оно просуществовало до 954 года, когда последний скандинавский король Эрик, которого обычно называют Эриком Кровавым Секиром , был изгнан и в итоге убил. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Напротив, Великая армия не добилась таких успехов в завоевании территории к северу от реки Тис. Были набеги, которые распространялись на эту территорию, но ни один источник не упоминает о длительной норвежской оккупации, и существует очень мало скандинавских топонимов, указывающих на значительные норвежские поселения в северных регионах Нортумбрии. [ 36 ] Политический ландшафт территории к северу от Тиса во время завоевания Нортумбрии викингами состоял из Сообщества Святого Катберта и остатков нортумбрийской элиты. [ 37 ] В то время как религиозная община Святого Катберта «бродила» в течение ста лет после того, как Хальвдан Рагнарссон напал на их первоначальный дом Линдисфарн в 875 году, « История Святого Катберта» указывает, что они временно поселились на Честер-ле-Стрит между 875–883 годами. на земле, подаренной им королем викингов Йорка Гутредом . [ 38 ] [ 39 ] Согласно отчету Historia Regum , написанному в двенадцатом веке , Гутред подарил им эту землю в обмен на то, что он станет королем. Земля простиралась от Тиса до Тайна, и любой, кто бежал туда с севера или юга, получал убежище на тридцать семь дней, что указывает на то, что община Святого Катберта имела некоторую юридическую автономию. Судя по их расположению и праву на убежище, это сообщество, вероятно, действовало как буфер между норвежцами на юге Нортумбрии и англами-нортумбрианцами, которые продолжали удерживать север. [ 40 ] [ 41 ]
К северу от Тайна нортумбрийцы сохраняли частичный политический контроль в Бамбурге. Правление королей в этой области продолжалось: Экгберт I исполнял обязанности регента около 867 года, а короли Риксиге и Экгберт II сразу же следовали за ним. [ 42 ] По словам историка двенадцатого века Симеона Даремского , Экгберт I был королем-клиентом норвежцев. Нортумбрийцы восстали против него в 872 году, свергнув его в пользу Риксиге. [ 43 ] Хотя в редакциях A и E « Англосаксонских хроник» сообщается, что Хальвдан смог взять под свой контроль Дейру и совершить набег к северу от реки Тайн, чтобы навязать свою власть Бернисии в 874 году, после смерти Хальвдана ( ок. 877 ) Норвежцам было трудно удержать территорию в северной Бернисии. [ 44 ] [ 45 ] Риксиге и его преемник Экгберт смогли сохранить английское присутствие в Нортумбрии. После правления Экгберта II Эдвульф , «король северных саксов» (годы правления 890–912), сменил его и получил контроль над Бамбургом, но после смерти Эдвульфа управление этой территорией перешло к графам, которые были возможными родственниками или прямыми потомками королевский дом Нортумбрии. [ 46 ]
Короли
[ редактировать ]Этельфрит (годы правления 593–616)
[ редактировать ]Этельфрит был первым лидером англов, занявшим троны Дейры и Бернисии . [ 47 ] и поэтому он правил всем народом к северу от Хамбера . Его правление было примечательно многочисленными победами над бриттами и гэлами . [ 48 ]
Эдвин (годы правления 616–633)
[ редактировать ]Эдвин , как и Этельфрит, был королем Дейры и Бернисии и правил ими с 616 по 633 год. Во время его правления остров Мэн и земли Гвинед в Северном Уэльсе были включены в состав Нортумбрии. Эдвин женился на Этельбурге , христианской принцессе из Кента, в 625 году. Он обратился в христианство два года спустя после периода тяжелых размышлений и консультаций с многочисленными советниками. [ 49 ] Эдвин пал в битве в 633 году против Кадваллона Гвинедского и язычника Пенды из Мерсии . [ 50 ] После смерти его почитали как святого и мученика. [ 51 ]
Освальд (годы правления 634–642)
[ редактировать ]Освальд был королем Берникии, который вернул себе королевство Дейра после победы над Кадваллоном в 634 году. Затем Освальд правил Нортумбрией до своей смерти в 642 году. Набожный христианин, Освальд неустанно работал над распространением веры в своих традиционно языческих землях. Именно во время его правления был создан монастырь в Линдисфарне . Освальд пал в битве при Мазерфилде против Пенды Мерсийской в 642 году, но его влияние сохранилось, потому что, как и Эдвин, Освальда после его смерти почитали как святого. [ 52 ]
Освиу (годы правления 642–670)
[ редактировать ]Освиу был братом Освальда и сменил его после поражения последнего в Мазерфилде . Освиу преуспел там, где Эдвин и Освальд потерпели неудачу: в 655 году он убил Пенду во время битвы при Винваэде , что сделало его первым королем Нортумбрии, который также контролировал королевство Мерсия . [ 53 ] Во время своего правления он председательствовал на Синоде Уитби , предпринявшем попытку примирить религиозные различия между римским и кельтским христианством, на котором он в конечном итоге поддержал Рим. [ 54 ] Освиу умер от болезни в 670 году и разделил Дейру и Бернисию между двумя своими сыновьями. [ 55 ] Его сын Олдфрит Нортумбрийский занял трон после его смерти.
Эдберт (годы правления 738–758)
[ редактировать ]Эдберт Нортумбрийский , брат Экгберта , архиепископа Йоркского , рассматривается некоторыми историками как возвращение к имперским амбициям Нортумбрии седьмого века, и его правление может представлять собой период экономического процветания. Он столкнулся с внутренней оппозицией со стороны соперничающих династий, и по крайней мере два реальных или потенциальных соперника были убиты во время его правления. В 758 году он отрекся от престола в пользу своего сына Освульфа и стал монахом в Йорке. Освульф был убит в следующем году, и Этельвальд Молл из Нортумбрии захватил трон, который занимал семь лет, пока не был свергнут Альредом . Этельред I Нортумбрийский , сын Этельвальда, правил 10 лет с перерывами до 796 года.
Хальвдан Рагнарссон (годы правления 876–877)
[ редактировать ]Хальвдан Рагнарссон был викингом, предводителем Великой языческой армии, вторгшейся в Англию в 865 году. [ 56 ] Он якобы хотел отомстить Нортумбрии за смерть своего отца, который предположительно был убит Эллой Нортумбрийской . [ 57 ] Хотя сам он непосредственно правил Нортумбрией всего около года в 876 году, он посадил Экгберта в качестве короля-клиента, который правил с 867 по 872 год. на трон [ 58 ] Хальфдан был убит в Ирландии в 877 году при попытке восстановить контроль над Дифлином (Дублин) , землей, которой он правил с 875 года. В Нортумбрии больше не было королей викингов, пока Гутфрит не вступил во владение в 883 году. [ 59 ]
Этельстан Уэссекский (годы правления 927–939)
[ редактировать ]Этельстан правил как самопровозглашенный король англосаксов с 924 по 927 год и самопровозглашенный король Англии с 927 по 939 год. В 927 году Этельстан завоевал англо-скандинавское королевство Йорк. Его правление было довольно процветающим и ознаменовало большие успехи во многих областях, таких как право и экономика, но также характеризовалось частыми столкновениями с шотландцами и викингами и, конечно же, с местными нортумбрийцами. Он был непопулярной фигурой, поскольку его правление над нортумбрийцами было правлением иностранного оккупанта из Уэссекса. [ 60 ] Этельстан умер в 939 году, что привело к отвоеванию Йорка викингами. [ 61 ]
Эрик Йоркский (годы правления 947–948, 952–954)
[ редактировать ]В начале двадцатого века историки отождествляли Эрика Йоркского с норвежским королем Эриком Кровавым Топором, хотя более поздние исследования поставили под сомнение эту связь. [ нужна ссылка ] Он провел два коротких срока на посту короля Нортумбрии: с 947 по 948 год и с 952 по 954 год. [ б ] Историческая документация о его правлении скудна, но кажется, что Эрик вытеснил совместных англо-викингских правителей Нортумбрии в 947 году. [ 62 ] который затем вернул себе землю в 948 или 949 году. Эрик вернулся на трон в 952 году, но был снова свергнут в 954 году. [ 63 ] Эрик был последним королем викингов Нортумбрии, и его власть распространялась только на южное королевство Йорк . В 954 году он был убит, предположительно, при попустительстве Освульфа , англосаксонского правителя северной нортумбрийской территории Бамбург. [ 64 ]
Эадред Уэссекский (годы правления 946–954)
[ редактировать ]Король Эадред был сводным братом Этельстана и родным братом Эдмунда , все из которых были сыновьями короля Эдуарда Старшего . Эадред унаследовал власть в Нортумбрии, но, как и Эдмунд, вскоре потерял ее. Когда Эадред наконец восстановил контроль в 954 году, он назначил Освульфа графом всей Нортумбрии. [ 65 ]
Политика и война
[ редактировать ]Между 737 и 806 годами нашей эры в Нортумбрии было десять королей. [ 66 ] все они были убиты, свергнуты, сосланы или стали монахами. Между Освиу , первым королем Нортумбрии в 651 году, и Эриком Кровавым Топором , последним королем Нортумбрии в 954 году, было сорок пять королей, а это означает, что средняя продолжительность правления за всю историю Нортумбрии составляет всего шесть с половиной лет. . Из двадцати пяти королей до датского правления Нортумбрией только четверо умерли естественной смертью. Из тех, кто не отрекся от престола ради святой жизни, остальные были либо низложены, сосланы, либо убиты. Короли во время датского правления Нортумбрией (см. Данелау ) часто были либо королями более крупной Северного моря или Датской империи, либо были назначенными правителями. [ 67 ]
Наследование в Нортумбрии было наследственным. [ 68 ] в результате чего принцы, чьи отцы умерли, не успев достичь совершеннолетия, были особенно уязвимы для убийств и узурпации. Примечательным примером этого явления является Осред, чей отец Олдфрит умер в 705 году, оставив править мальчика. В начале своего правления он пережил одно покушение, но стал жертвой другого убийцы в возрасте девятнадцати лет. Во время его правления он был усыновлен Уилфридом, могущественным епископом. [ 69 ] Церковное влияние при королевском дворе не было необычным явлением в Нортумбрии и обычно было наиболее заметно во время правления молодого или неопытного короля. Точно так же у элдормена или королевских советников были периоды увеличения или уменьшения власти в Нортумбрии, в зависимости от того, кто правил в то время. [ 70 ]
Война в Нортумбрии до датского периода в основном состояла из соперничества с пиктами на севере. Нортумбрийцы добились успеха в борьбе с пиктами до битвы при Дун-Нехтайне в 685 году, которая остановила их экспансию на север и установила границу между двумя королевствами. [ 71 ] В войне датского периода преобладали войны между нортумбрийцами и другими английскими королевствами.
Элдормены и графства Нортумбрии
[ редактировать ]После того, как саксы из Уэссекса поглотили контролируемые датчанами территории к югу от Тиса, вторжения шотландцев превратили оставшуюся часть Нортумбрии в графство, простирающееся от Тайна до Твида. Выжившее графство Нортумбрия, наряду с халиверфолками между Тайном и Тисом, затем было предметом спора между возникающими королевствами Англии и Шотландии , при этом графство было разделено примерно пополам вдоль реки Твид .
Религия
[ редактировать ]Римская и постримская Британия
[ редактировать ]Под римским правлением некоторые британцы к северу от Хамбера исповедовали христианство. В Йорке был епископ еще в четвертом веке. [ 72 ] После того как римляне покинули Британию в начале пятого века, христианство не исчезло. [ 73 ] но оно существовало наряду с кельтским язычеством, [ 74 ] и, возможно, многие другие культы. [ 75 ] Когда они поселились здесь, англы принесли с собой свои собственные германские языческие верования и обычаи. В Йиверинге , в Бернисии , раскопки обнаружили свидетельства существования языческого святилища, жертвоприношений животных и ритуальных захоронений. [ 76 ]
Обращение Англов в христианство
[ редактировать ]Первым королем Нортумбрии, принявшим христианство, был король Эдвин . Он был крещен Паулином в 627 году. [ 77 ] Вскоре после этого многие из его людей последовали за его обращением в новую религию только для того, чтобы вернуться в язычество, когда Эдвин был убит в 633 году. Паулин был епископом Йорка , но только в течение года. [ 78 ]
Прочное обращение Нортумбрии произошло под руководством ирландского священнослужителя Эйдана . Он обратил короля Нортумбрии Освальда в 635 году, а затем работал над обращением жителей Нортумбрии. [ 79 ] Король Освальд перенес епископство из Йорка в Линдисфарн . [ 78 ]
Монастыри и выдающиеся личности
[ редактировать ]Монастырь в Линдисфарне был основан Эйданом в 635 году на основе практики Колумбанского монастыря в Ионе, Дал Риата . [ 80 ] Местонахождение епископства переместилось в Линдисфарн, и оно стало религиозным центром Нортумбрии. Епископство не покидало Линдисфарн и не возвращалось на свое первоначальное место в Йорке до 664 года. [ 78 ] На протяжении восьмого века Линдисфарн был связан с важными фигурами. Эйдан, основатель, Уилфрид , студент, и Катберт , член ордена и отшельник, все стали епископами, а затем Святыми. Эйдан помог Хейу основать двойной монастырь в Хартлпуле . [ 81 ] Ее тоже стали почитать как святую. [ 82 ]
Христианская культура Нортумбрии находилась под влиянием континента, а также Ирландии . В частности, Уилфрид отправился в Рим и отказался от традиций кельтской церкви в пользу римских обычаев. Вернувшись в Англию , он стал аббатом нового монастыря в Рипоне в 660 году. Уилфрид выступал за признание власти Рима на Синоде Уитби . Две половины двойного монастыря Монквермут-Джарроу были основаны дворянином Бенедиктом Бископом в 673 и 681 годах. Бископ стал первым настоятелем монастыря и шесть раз ездил в Рим, чтобы купить книги для библиотеки. [ 83 ] Его преемник, аббат Кеолфрит , продолжал пополнять библиотеку, пока, по некоторым оценкам, в библиотеке Монквермута-Джарроу не было более двухсот томов. [ 83 ] Одним из тех, кто получил пользу от этой библиотеки, был Беде. [ 84 ]
В начале седьмого века в Йорке Паулин основал школу и монастырь, но не монастырь. Школа Йоркского собора – одна из старейших в Англии. [ 85 ] К концу восьмого века в школе была примечательная библиотека, насчитывавшая сто томов. [ 86 ] Алкуин был студентом и учителем в Йорке, прежде чем отправиться ко двору Карла Великого в 782 году. [ 87 ]
Синод Уитби
[ редактировать ]В 664 году король Освиу созвал Синод Уитби, чтобы решить, следует ли следовать римским или ирландским обычаям. Поскольку Нортумбрия была обращена в христианство кельтским духовенством, кельтская традиция определения даты Пасхи и ирландского пострига поддерживалась многими, особенно аббатством Линдисфарн . Римское христианство было также представлено в Нортумбрии Уилфридом , аббатом Рипона . К 620 году обе стороны связывали празднование Пасхи друг друга с Пелагианской Ересью. [ 88 ] В Уитби король решил, что римская практика будет принята по всей Нортумбрии, тем самым приведя Нортумбрию в соответствие с Южной Англией и Западной Европой. [ 89 ] Члены духовенства, которые отказались подчиниться, в том числе кельтский епископ Линдисфарнский Колман, вернулись на Иону. [ 89 ] Епископская резиденция Нортумбрии была перенесена из Линдисфарна в Йорк, который позже в 735 году стал архиепископством . [ 90 ]
Влияние скандинавских набегов, поселений и культуры
[ редактировать ]Нападение викингов на Линдисфарн в 793 году было первым из многих набегов на монастыри Нортумбрии. Линдисфарнские Евангелия сохранились, но в начале девятого века монашеская культура в Нортумбрии пережила период упадка. Неоднократные нападения викингов на религиозные центры были одной из причин снижения производства рукописей и общинной монашеской культуры. [ 91 ]
После 867 г. Нортумбрия перешла под контроль скандинавских войск, и произошел приток скандинавских иммигрантов. [ 92 ] Их религия была языческой и имела богатую мифологию. В Королевстве Йорк после того, как набеги и война закончились, нет никаких свидетельств того, что присутствие скандинавских поселенцев нарушало христианскую практику. Похоже, что они постепенно приняли христианство и смешали свою скандинавскую культуру со своей новой религией. Это можно увидеть в резных каменных памятниках и кольцеобразных крестах, таких как Крест Госфорта . [ 93 ] В течение девятого и десятого веков наблюдалось увеличение числа приходских церквей , часто включающих каменные скульптуры в скандинавском стиле. [ 90 ]
Культура
[ редактировать ]


Золотой век Нортумбрии
[ редактировать ]Христианская культура Нортумбрии, подпитываемая влиянием континента и Ирландии, способствовала созданию широкого спектра литературных и художественных произведений.
Островное искусство
[ редактировать ]Ирландские монахи, обратившие Нортумбрию в христианство и основавшие монастыри, такие как Линдисфарн , привнесли свой стиль художественного и литературного творчества. [ 94 ] Эдфрит из Линдисфарна написал Линдисфарнские Евангелия в островном стиле. [ 95 ]
Ирландские монахи принесли с собой древнюю кельтскую декоративную традицию криволинейных форм спиралей, завитков и двойных кривых. Этот стиль был интегрирован с абстрактным орнаментом исконной языческой традиции металлообработки Углов, характеризующейся яркой окраской и зооморфными переплетенными узорами. [ 96 ]
Островное искусство, богатое символизмом и смыслом, характеризуется заботой о геометрическом дизайне, а не натуралистическим изображением, любовью к плоским областям цвета и использованием сложных переплетенных узоров. [ 97 ] Все эти элементы появляются в Линдисфарнском Евангелии (начало восьмого века). Островной стиль со временем был импортирован на европейский континент, оказав большое влияние на искусство Каролингской империи . [ 98 ]

Использование островного стиля не ограничивалось изготовлением рукописей и работой по металлу. Его можно увидеть и в скульптурах, таких как Крест Рутвелла и Крест Бьюкасла . Разрушительный набег викингов на Линдисфарн в 793 году ознаменовал начало века вторжений викингов, которые серьезно ограничили производство и выживание материальной культуры Нортумбрии. [ 99 ] Это ознаменовало конец положения Нортумбрии как центра влияния, хотя в последующие годы визуально богатые произведения, такие как Крест Исби, все еще производились.
Литература
[ редактировать ]Достопочтенный Беда (673–735) — самый известный писатель англосаксонского периода , уроженец Нортумбрии. Его Historia ecclesiastica gentis Anglorum ( «Церковная история английского народа» , завершенная в 731 году) стала как образцом для более поздних историков, так и самостоятельным важным историческим отчетом. [ 100 ] и большая часть его сосредоточена на Нортумбрии. [ 101 ] [ 102 ] Он также известен своими богословскими трудами, а также стихами и прозой, рассказывающими о святых житиях. [ 103 ] После Синода Уитби роль европейского континента приобрела важное значение в культуре Нортумбрии. В конце восьмого века скрипторий в Монквермуте-Джарроу производил рукописи его произведений, пользующиеся большим спросом на континенте. [ 104 ]
Нортумбрия также была домом для нескольких англосаксонских христианских поэтов . Кэдмон жил в двойном монастыре Стреонашалх ( аббатство Уитби ) во время аббатства (657–680) святой Хильды (614–680). По словам Беды, он «имел обыкновение сочинять религиозные стихи, так что все, что ему истолковывали из Священных Писаний , он вскоре после этого выражал это в поэтических выражениях, исполненных сладости и смирения, на английском языке , который был его родным языком. умы многих часто были склонны презирать мир и стремиться к небесам». [ 105 ] Его единственная сохранившаяся работа — «Гимн Кэдмона» . Киневульф , плодовитый автор «Судьб апостолов» , «Юлианы» , «Елены» и «Христа II» , как полагают, был либо нортумбрийцем, либо мерсийцем . [ 106 ] [ 107 ]

Скандинавы и датчане
[ редактировать ]Примерно с 800 г. на побережье Британских островов прокатывались волны датских набегов. [ 30 ] Эти набеги терроризировали население, но знакомство с датским обществом открыло новые возможности для обогащения и торговли. [ 108 ] В 865 году, вместо набега, датчане высадили большую армию в Восточной Англии и к 867 году завоевали территорию, известную как Данелау , включая Нортумбрию. [ 30 ] [ 109 ] Поначалу скандинавское меньшинство, хотя и было политически влиятельным, в культурном отношении оставалось отличным от английского населения. Например, лишь несколько скандинавских слов, в основном военных и технических, вошли в состав древнеанглийского языка . Однако к началу 900-х годов названия людей и мест в скандинавском стиле становились все более популярными, как и скандинавские орнаменты на произведениях искусства, отражающие аспекты скандинавской мифологии, а также фигуры животных и воинов. Тем не менее, спорадические упоминания «датчан» в уставах, хрониках и законах указывают на то, что при жизни Королевства Нортумбрия большинство жителей северо-восточной Англии не считали себя датчанами и не воспринимались как таковые другими англосаксами. [ 110 ]
Синтез английских нортумбрийских и скандинавских, христианских и языческих визуальных мотивов в Данелау можно проиллюстрировать изучением каменной скульптуры. Однако традиция смешивания языческих и христианских мотивов не уникальна для Данелау, и примеры такого синтеза можно увидеть в предыдущих примерах, таких как Шкатулка Франкса. Шкатулка франков , предположительно изготовленная в Нортумбрии, включает в себя изображения германских легенд и историй об основателях Рима и Римской церкви и датируется началом восьмого века. [ 111 ] Крест Госфорта, датируемый началом десятого века, имеет высоту 14 футов (4,4 м) и богато украшен резными изображениями мифических зверей, скандинавских богов и христианской символики. [ 112 ] Каменная скульптура не была практикой местной скандинавской культуры, и распространение каменных памятников в Данелау показывает влияние, которое англичане оказали на поселенцев-викингов. На одной стороне Госфортского креста находится изображение Распятия; а с другой - сцены из Рагнарёк. Слияние этих самобытных религиозных культур можно также увидеть в изображении Марии Магдалины в образе валькирии в ниспадающем платье и с длинной косой. [ 113 ] Хотя иконографию можно рассматривать как триумф христианства над язычеством, возможно, что в процессе постепенного обращения викинги могли изначально принять христианского бога как дополнение к широкому пантеону языческих богов. [ 114 ] Включение языческих традиций в визуальную культуру отражает создание самобытной англо-скандинавской культуры. Следовательно, это указывает на то, что обращение не только потребовало изменения веры, но также потребовало ее ассимиляции, интеграции и модификации в существующие культурные структуры. [ 115 ]
Экономика
[ редактировать ]
Экономика Нортумбрии была сосредоточена на сельском хозяйстве, при этом домашний скот и земля были популярными единицами стоимости в местной торговле. [ 116 ] К середине 800-х годов система открытого поля, вероятно, была преобладающим способом ведения сельского хозяйства. Как и большая часть восточной Англии, Нортумбрия экспортировала зерно, серебро, шкуры и рабов. [ 117 ] Импорт из Франкии включал нефть, предметы роскоши и канцелярские товары в 700-х годах. [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ] Набеги, дары и торговля со скандинавами, особенно после 793 года, привели к установлению прочных экономических связей по всему Северному морю .

Когда в конце 600-х годов чеканка монет (в отличие от бартера) вновь обрела популярность, на монетах Нортумбрии были изображены имена королей, что указывало на королевский контроль над валютой. Королевская валюта долгое время была уникальной в Британии. Король Олдфрит (685–705) чеканил самые ранние серебряные монеты Нортумбрии, вероятно, в Йорке. Более поздние королевские монеты носят имя короля Эдберта (738–758), а также его брата, архиепископа Экгберта Йоркского . [ 121 ] Эти монеты представляли собой в основном небольшие серебряные скеаты , более подходящие для небольших повседневных операций, чем более крупные золотые франкские или римские монеты. [ 122 ] Во время правления короля Эанреда содержание серебра в монетах снизилось, пока они не стали производиться из медного сплава. Эти монеты широко известны как стики , но этот термин является антикварным изобретением. [ 123 ] Стикас использовался по всему королевству, по крайней мере, до 860-х годов, а возможно, и позже. [ 124 ] Слитки большей стоимости можно увидеть в серебряных слитках, найденных в кладе Бедейла , а также в аксессуарах для меча и ожерельях из золота и серебра. [ 125 ]
Язык
[ редактировать ]Во времена Беды в Британии было пять языков: английский , британский , ирландский , пиктский и латинский . [ с ] [ 126 ] Нортумбрийский язык был одним из четырех отдельных диалектов или языков, которые мы теперь относим к древнеанглийскому , наряду с мерсийским , западносаксонским и кентским . [ 127 ] Анализ письменных текстов, брошей, рун и других доступных источников показывает, что нортумбрийское произношение гласных отличалось от западносаксонского. [ 128 ] Хотя заимствования из кельтских языков , таких как общий бриттонский язык бриттов и древнеирландский ирландских миссионеров , в древнеанглийский язык были немногочисленны, некоторые топонимы, такие как Дейра и Бернисия, получили свои названия от кельтского племенного происхождения. [ 129 ] В дополнение к пяти языкам, существовавшим во времена Беды, древнескандинавский в девятом веке был добавлен . Это произошло из-за поселений скандинавов на севере и востоке Англии, территории, которая стала Данелау . [ 130 ] Этот язык оказал сильное влияние на язык Нортумбрии. [ 131 ] Эти поселенцы дали региону множество топонимов на своем языке, а также внесли свой вклад в словарный запас, синтаксис и грамматику древнеанглийского языка. Сходство в базовой лексике между «древнеанглийским» и древнескандинавским языком, возможно, привело к исключению их различных флективных окончаний. [ 132 ] составляет около девятисот, По консервативным оценкам, количество заимствованных слов в стандартном английском но в некоторых диалектах оно достигает тысяч. [ 133 ]
См. также
[ редактировать ]- Английский Нортумбрии
- Слова на диалекте Джорди
- Старый Север
- История Нортумберленда
- Нортумбрийская музыка
- Нортумбрийские трубки
- Нортумбрийский тартан
Сноски
[ редактировать ]- ^ Помимо Бернисии и Дейры, для важных мест Нортумбрии записаны и некоторые другие британские топонимы. Нортумбрийский ученый Беда ( ок. 731 г. ) и валлийский летописец девятого века Ненний дали британские топонимы центрам силы. Ненний, например, называет королевский город Бамбург Дин-Гуайром. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 5 ]
- ↑ Хотя в исландских сагах нортумбрийского короля Эрика отождествляли с королём Норвегии Эриком Кровавым Топором, Клэр Даунэм и другие недавно утверждали, что это были разные люди. Обсуждение этого сдвига в идентификации см. в Downham, Clare 2004 «Eric Bloodaxe – Axed? The Mystery of the Last Scandian King of York», Medieval Scandia , vol. 14, стр. 51–77.
- ^ «В настоящее время в Британии существует пять языков, так же как божественный закон записан в пяти книгах, все посвящены поиску и изложению одного и того же вида мудрости, а именно познания возвышенной истины и истинного возвышенность — это английский, британский, ирландский, пиктский, а также латинские языки».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Холдсворт 2014 , с. 341.
- ↑ Беда, 1898 г. , Книга I, глава 34.
- ^ Босворт 1898 , с. 725
- ^ Ролласон 2003 , с. 44
- ^ Jump up to: а б Ролласон 2003 , с. 81
- ↑ Беда, 1969 г., Книга IV, Глава 19.
- ^ Ненниус 2005, пункт 62.
- ^ Хайэм 1993 , с. 81
- ^ Хоуп-Тейлор 1983 , стр. 15–16.
- ^ Ролласон 2003 , стр. 83–84
- ↑ Беда, 2008 г., Книга II, Глава 14.
- ^ Беде 2008 , с. 93
- ^ Ролласон 2003 , стр. 57–64
- ↑ Беда, 2008 г., Книга I, Глава 15.
- ^ Ролласон 2003 , с. 100
- ^ Ролласон 2003 , стр. 45–48
- ^ Ролласон 2003 , стр. 48–52
- ^ Йорк 1990 , с. 74
- ^ Ненниус 2005, пункт 57, 59.
- ^ Ненниус 2005, пункт 59.
- ^ Йорк 1990 , с. 79
- ^ Беда, 2008 г., Книга II, Глава 1.
- ↑ Беда, 2008 г., Книга II, Глава 12.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 2003 , с. 7
- ^ Холдсворт 2014 , с. 340.
- ^ Беда. «Жизнь и чудеса святого Катберта, епископа Линдисфарнского» . Справочник по истории Интернета . Университет Фордхэма: Иезуитский университет Нью-Йорка. Глава XXIV. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Суонтон 1996 793
- ^ Ролласон 2003 , с. 211
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 2003 , стр. 212.
- ^ Jump up to: а б с Суонтон 1996 865
- ^ Суонтон, 1996, 866–867.
- ^ Ролласон 2003 , стр. 212–213
- ^ Флеминг 2010 , с. 270
- ^ Ролласон 2003 , с. 213
- ↑ Даунхэм 2004 пересматривает нортумбрийского короля викингов, известного как Эрик, и его, возможно, незначительную связь с Эриком Кровавым Топором из саг.
- ^ Ролласон 2003 , стр. 213, 244
- ^ Ролласон 2003 , с. 244
- ^ Ролласон 2003 , стр. 246–257
- ^ Флеминг 2010 , с. 319
- ^ Арнольд 1885 г.
- ^ Хайэм 1993 , с. 183
- ^ Ролласон 2003 , с. 249
- ^ Арнольд 1885 867, 872
- ^ Суонтон, 1996, 874.
- ^ Хайэм 1993 , с. 181
- ^ Ролласон 2003 , с. 249 Эпитет см. также в « Анналах Ольстера» .
- ^ Кирби 1991 , стр. 60–61.
- ↑ Беда, 2008 г., Книга I, глава 34.
- ^ Беде 2008 II.9–14
- ^ Хайэм 1993 , с. 124
- ^ Беда 2008 II.20, III.24
- ^ Беде 2008 III.1–13
- ^ Йорк 1990 , стр. 78–9.
- ^ Йорк 1990
- ^ Беде 2008 IV.5
- ^ Веннинг 2014 , с. 132
- ^ Мунк и Олсен 1926 , стр. 245–251.
- ^ Стивенсон 1885 , с. 489
- ^ Лапидж и др. 2013 , с. 526
- ^ Фут 2011 , с. 40
- ^ Стурлусон 1964 , стр. 42–43
- ^ Суонтон 1996 MS D 940
- ^ Суонтон 1996 MS D&E 954
- ^ Ролласон 2003 , стр. 265–266.
- ^ Ролласон 2003 , стр. 266–267.
- ^ Petts & Turner 2011 , стр. 14–27.
- ^ Даунхэм 2007 , стр. 40.
- ^ Петтс и Тернер 2011 , с. 27
- ^ Хайэм 1993 , стр. 81–90.
- ^ Fairless 1994 , стр. 10–16.
- ^ Парсонс, Джули (4 мая 2002 г.). Первая битва за независимость Шотландии: битва при Даннихене, 685 г. н. э. (магистерская диссертация). Государственный университет Восточного Теннесси.
- ^ Клаттон-Брок 1899 , с. 6
- ^ Корнинг 2006 , с. 65
- ^ Маклин 1997 , стр. 88–89.
- ^ Флеминг 2010 , стр. 132–133.
- ^ Флеминг 2010 , с. 102
- ^ Беде 2008 , с. 96
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 2003 , с. 207
- ^ Беде 2008 , III. 5
- ^ Флеминг 2010 , с. 156
- ^ Флеминг 2010 , с. 171
- ↑ Батлер, 1866 г., том IX, 6 сентября.
- ^ Jump up to: а б Лапидж 2006 , с. 35
- ^ Беде 2008 , с. viii–ix
- ^ Лич 1915 , стр. 41.
- ^ Лапидж 2006 , с. 41
- ^ Лапидж 2006 , с. 40
- ^ Корнинг 2006 , с. 114
- ^ Jump up to: а б Беда, 2008 г., Книга III, главы 25–26.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 2003 , стр. 239
- ^ Флеминг 2010 , с. 318
- ^ Хайэм 1993 , с. 178
- ^ Ролласон 2003 , стр. 237–239
- ^ Нойман де Вегвар 1990
- ^ Ролласон 2003 , стр. 140
- ^ «Англосаксонское искусство» . Британская онлайн-энциклопедия . 2016.
- ^ «Ирландско-саксонский стиль» . Британская энциклопедия онлайн Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ Пяхт 1986 , стр. 72–73
- ^ Оуэн-Крокер 1986 , с. 28
- ^ Вормальд 1999 , с. 29
- ^ Гоффарт 2005 , с. 238
- ^ Беда 1969
- ^ Гоффарт 1988 , стр. 245–246.
- ^ Лапидж 2006 , с. 44
- ↑ Беда, 1969, Книга 4, Глава 24.
- ^ Градон 1958 , стр. 9–14
- ^ Вульф 1955 , стр. 2–6.
- ^ Флеминг 2010 , стр. 213–240.
- ^ Роджер Вендоверский 1842 , стр. 298–299.
- ^ Хэдли 2002
- ^ Karkov 2011 , pp. 149–152
- ^ Берг 1958 , стр. 27–30
- ^ Ричардс 1991 , стр. 121.
- ^ Ричардс 1991 , стр. 123.
- ^ Карвер 2005 , стр. 36.
- ^ Сойер 2013 , стр. 1–4.
- ^ Сойер 2013 , с. 33
- ^ Сойер 2013 , стр. 64–67.
- ^ Аллот 1974 г.
- ^ Алкуин 2006 г.
- ^ Вуд 2008 , с. 28
- ^ Сойер 2013 , с. 34
- ^ Пири, EJE (1982). «КЛАД РИПОНА, 1695 ГОДА: СОВРЕМЕННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЕС» (PDF) . Британский нумизматический журнал . 52 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Уильямс, Гарет (2020). Место на берегу реки недалеко от Йорка: возможный лагерь викингов? . Гарет Уильямс. Лондон. п. 79. ИСБН 978-0-86159-224-1 . OCLC 1047651834 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Агер, 2012 г.
- ^ Беде 1990 , стр. 152
- ^ Боуг 2002 , стр. 71.
- ^ Куэста, Ледесма и Сильва 2008 , стр. 140
- ^ Боуг 2002 , стр. 68–69.
- ^ Боуг 2002 , стр. 85.
- ^ Боуг 2002 , стр. 93.
- ^ Боуг 2002 , стр. 94.
- ^ Боуг 2002 , стр. 95.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Агер, Б.М. (2012). «Идентификатор записи: YORYM-CEE620 – Клад раннего средневековья» . Схема переносного антиквариата . Проверено 13 мая 2016 г.
- Аллот, Стивен (1974). Алкуин Йоркский: его жизнь и письма . Уильям Сешнс Лимитед. ISBN 978-0900657214 .
- Алкуин, Флаккус Альбинус (2006). «Отрывки из Migne Patrologia Latina: Латынь - латынь - латынь» . документы Все католические Общество Сотрудников Истины . Проверено 3 апреля 2016 г.
- Беде (1969). Колгрейв, Бертрам ; Майнорс, РАБ (ред.). Беда «Церковная история английского народа» . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-822202-6 . (Параллельный латинский текст и английский перевод с английскими примечаниями.)
- Беде (2008). Колгрейв, Бертрам ; МакКлюр; Коллинз (ред.). Беда «Церковная история английского народа» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199537235 .
- Беда (1898 г.). Миллер, Томас (ред.). Староанглийская версия «Церковной истории английского народа» Беды . Общество ранних английских текстов. Оригинальный сериал, нет. 95–96, 110–111. Лондон: опубликовано для Общества ранних английских текстов издательством Oxford University Press. hdl : 2027/yale.39002053190329 .
- Беде (1990). Лэтэм, Р.Э. (ред.). Беда «Церковная история английского народа» . Перевод Лео Шерли-Прайса . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780140445657 .
- Беда; Стефан, Эддий ; Фермер, Дэвид Хью (1983). Эпоха Беды . Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин. ISBN 9780140444377 .
- Арнольд, Томас, изд. (1885). История королей (англичан и даков) . Полное собрание сочинений Симеона Преподобного. Том. 2. Перевод Стивенсона Дж. Лондона. стр. 1–283.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Роджер Вендоверский (1842 г.). Кокс, Генри (ред.). Цветы истории Расходы компании.
- Ненниус (2005). Historia Brittonum (История бриттов) . Перевод Роули, Ричард. Крибин: Llanerch Press. ISBN 9781861431394 .
- Стивенсон, Джозеф, изд. (1885). Исторические труды Симеона Даремского . Церковные историки Англии. Том. 3. Лондон: Лондон] Силис. стр. 425–617.
- Стурлусон, Снорри (1964). Холландер, Ли М. (ред.). Хеймскрингла; История королей Норвегии . Остин: опубликовано для Американо-скандинавского фонда издательством Техасского университета. ISBN 9780292732629 .
- Суонтон, Майкл, изд. (1996). Англосаксонская хроника . Лондон: Дент. ISBN 9780460877374 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- «Англосаксонское искусство» . Британская онлайн-энциклопедия . 2016.
- Адамс, Макс (2014). Король Севера: жизнь и времена Освальда Нортумбрии . Лондон: Глава Зевса. ISBN 9781781854204 .
- Карвер, Мартин (2005). Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе, 300-1300 гг . н.э. Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-125-9 .
- Градон, P.O.E., изд. (1958). Элена Киневульфа . Лондон: Метуэн. ISBN 9781800857230 .
- Хайэм, Нью-Джерси (1993). Королевство Нортумбрия: 350–1100 гг. н.э. Дувр, Нью-Хэмпшир: А. Саттон. ISBN 9780862997304 .
- Босворт, Джозеф (1898). Англосаксонский словарь: на основе собрания рукописей покойного Джозефа Босворта . Кларендон Пресс.
- Батлер, Альбан (1866). «Святая Бега, или Пчелы Ирландии, Девственница» . Жития отцов, мучеников и других главных святых . Дублин: Джеймс Даффи.
- Боуг, Альберт К. (2002). История английского языка (5-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780415280990 .
- Берг, Кнут (1958). «Крест Госфорта». Журнал институтов Варбурга и Курто . 21 (21 (1/2)): 27–30. дои : 10.2307/750485 . JSTOR 750485 . S2CID 195032909 .
- Клаттон-Брок, Артур (1899). Соборная церковь Йорка, описание ее конструкции и краткая история архиепископского престола . Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Корнинг, Кейтлин (2006). Кельтские и римские традиции: конфликт и консенсус в раннесредневековой церкви . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781403972996 .
- Куэста, Хулия Фернандес; Ледесма, Ньевес Родригес; Сильва, Инмакулада Сенра (2008). «К истории северного английского языка: ранний и поздний Нортумбрийский период». Неофилологическое исследование . 80 (2): 132–159. дои : 10.1080/00393270802493217 . ISSN 0039-3274 . S2CID 161587451 .
- Даунхэм, Клэр (2004). «Эрик Кровавый Топор - Топор? Тайна последнего скандинавского короля Йорка». Средневековая Скандинавия . 14 : 51–77.
- Даунхэм, Клэр (2007). Короли-викинги Британии и Ирландии: от династии Иварра до 1014 года нашей эры . Данидин Академик Пресс. ISBN 978-1-903765-89-0 .
- Флеминг, Робин (2010). Британия после Рима: падение и подъем с 400 по 1070 год . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780140148237 .
- Fairless, Питер Дж. (1994). Золотой век Нортумбрии: Королевство Нортумбрия, 547–735 гг . Йорк, Англия: В. Сешнс. ISBN 9781850721383 .
- Фут, Сара (12 июля 2011 г.). Этельстан: Первый король Англии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12535-1 .
- Гоффарт, Уолтер А. (1988). Рассказчики истории варваров (550–800 гг. н. э.): Иордан, Григорий Турский, Беда и Павел Диакон . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05514-5 .
- Хэдли, Дон (2002), «Викинг и туземец: переосмысление идентичности в Данелау», Early Medieval Europe , 11 (1): 45–70, doi : 10.1111/1468-0254.00100 , S2CID 154018306
- «Ирландско-саксонский стиль» . Британская энциклопедия онлайн Проверено 13 мая 2016 г.
- Холдсворт, Филип (2014). «Нортумбрия». В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер, Западный Суссекс: Уайли Блэквелл. стр. 340–341. ISBN 978-0-470-65632-7 .
- Хоуп-Тейлор, Брайан (1983). Йиверинг: англо-британский центр ранней Нортумбрии . Отдел экологических археологических отчетов. Лондон: Издательство Лестерского университета.
- Карьков, Екатерина Евгеньевна (2011). Искусство англосаксонской Англии . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-628-5 .
- Кирби, Д.П. (январь 1991 г.). Первые английские короли . Анвин Хайман. ISBN 978-0-04-445692-6 .
- Лапидж, Майкл (26 января 2006 г.). Англосаксонская библиотека . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-153301-3 .
- Лапидж, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (2 октября 2013 г.). Энциклопедия Уайли Блэквелла англосаксонской Англии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-31609-2 .
- Лич, Артур Фрэнсис (1915). Школы средневековой Англии . Макмиллан. ISBN 9780722229033 .
- Маклин, Дуглас (1997). «Деревянный крест короля Освальда на Небесном поле в контексте» . У Екатерины Евгеньевны Карьковой; Майкл Райан; Роберт Т. Фаррелл (ред.). Островная традиция: Справочное руководство . СУНИ Пресс. стр. 79–98. ISBN 978-0-7914-3455-0 .
- Мунк, Питер Андреас; Олсен, Магнус Бернхард (1926). Скандинавская мифология: легенды о богах и героях . Американо-скандинавский фонд. ISBN 9780404045388 .
- Нойман де Вегвар , Кэрол Л. (1990). Золотой век Нортумбрии: параметры Возрождения . Университетские микрофильмы.
- Норденфальк, Карл (1976). Кельтская и англосаксонская живопись: иллюминация книг на Британских островах 600–800 гг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. ISBN 978-0-8076-0825-8 .
- Оуэн-Крокер, Гейл Р. (1986). Платье в англосаксонской Англии . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета.
- Пяхт, Отто (1986). Книжное иллюминирование в средние века: Введение . Паб Х. Миллер. ISBN 978-0-19-921060-2 .
- Петтс, Дэвид, доктор; Тернер, Сэм, доктор (2011). Раннесредневековая Нортумбрия: королевства и сообщества, 450–1100 гг. н.э. Исд. ISBN 978-2-503-52822-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Ролласон, Дэвид (25 сентября 2003 г.). Нортумбрия, 500–1100: Создание и разрушение королевства . Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81335-8 .
- Ричардс, Джей Ди (1 января 1991 г.). Книга Англии эпохи викингов . Б. Т. Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-6519-8 .
- Шапиро, Мейер (1980). Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннекатолическое и средневековое искусство . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 978-0-7011-2514-1 .
- Сойер, Питер (2013). Богатство англосаксонской Англии . Оксфорд: Оксфордская стипендия онлайн. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199253937.001.0001 . ISBN 9780199253937 .
- Stenton, Frank M. (7 June 2001). Anglo-Saxon England . OUP Oxford. ISBN 978-0-19-280139-5 .
- Гоффарт, Уолтер (2005). Рассказчики варварской истории (550–800 гг. н. э.): Иордан, Григорий Турский, Беда и Павел Диакон . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268029678 .
- Веннинг, Тимоти (30 января 2014 г.). Короли и королевы англосаксонской Англии . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4456-2459-4 .
- Уильямс, Энн; Смит, Альфред П.; Кирби, Д.П. (1991). «Ательстан, король Уэссекса 924–39» . Биографический словарь Британии темных веков: Англия, Шотландия и Уэльс, ок. 500–ок. 1050 . Психология Пресс. ISBN 978-1-85264-047-7 .
- Вудман, Д.А. (март 2015 г.). «Хартии, Нортумбрия и объединение Англии в десятом и одиннадцатом веках». Северная история . ЛИИ (1). OCLC 60626360 .
- Вуд, Ян (2008). «Тримас, Скеттас и культ Креста». Два десятилетия открытий . Исследования монетной чеканки раннего средневековья. Том. 1. Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. стр. 23–30. ISBN 978-1-84383-371-0 .
- Вульф, Розмари (1955). Джулиана . Лондон: Метуэн.
- Вормальд, Патрик (1999). Создание английского права: король Альфред в двенадцатом веке . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-13496-1 .
- Йорк, Барбара (1 января 1990 г.). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Сиби. ISBN 978-1-85264-027-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдмондс, Фиона (2019). Гэльское влияние в Нортумбрийском королевстве: золотой век и эпоха викингов . Вудбридж, Великобритания: Бойделл. ISBN 9781783273362 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Lowlands-L, список рассылки по электронной почте для тех, кто интересуется языками и культурами Лоулендса.
- Lowlands-L в Нотумбрии
- Нортумбрийское языковое общество
- Энциклопедия малых трубок Нортумбрии
- Нортумбрийская традиционная музыка
- Посетите Нортумберленд - официальный сайт для посетителей Нортумберленда