R-5 Pobeda
Р-5 | |
---|---|
Тип | Баллистическая ракета театра военных действий Баллистическая ракета средней дальности |
Место происхождения | СССР |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1956 – 1967 |
История производства | |
Производитель | Южмаш |
Технические характеристики | |
Масса | 29 100 кг |
Длина | 20,75 м |
Диаметр | 1,65 м |
Боеголовка | мощностью 80 кт, 1 Мт Термоядерная боеголовка |
Двигатель | РД-103М, 8Д52 [ 1 ] |
Порох | Жидкость (92% этанол /водный раствор и LOX ) |
Оперативный диапазон | 1200 км (750 миль) |
Руководство система | инерциальное наведение плюс радиокомандное наведение |
Точность | 1,5 км |
The R-5 Pobeda [ 2 ] (Побе́да, «Победа») — баллистическая ракета средней дальности, разработанная Советским Союзом во время Холодной войны . Модернизированная версия Р-5М , первая советская ракета, способная нести ядерное оружие, получила отчетное наименование НАТО SS-3 Shyster и носила ГРАУ индекс 8К51 .
Р-5 разрабатывалась ОКБ-1 как одноступенчатая ракета с отделяемой головной частью. Р-5М представляла собой ракету с ядерным вооружением большей полезной нагрузки и веса, поступившую на вооружение в марте 1956 года, развернутую вдоль западных и восточных границ России, а в 1959 году была установлена в Восточной Германии , первой советской ракетно-ядерной базе за пределами СССР. Ракета была снята с вооружения в 1967 году и заменена Р-12 .
В 1958 году ракеты Р-5А использовались для запуска пар собак на высоту более 450 км (280 миль).
Описание
[ редактировать ]Р-5 представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету средней дальности (БРСД) с дальностью полета 1200 км (750 миль). Используя 92% этанол в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя , ракета имела сухую массу 4030 кг (8880 фунтов) (заправленная топливом 28900 кг (63700 фунтов)) и несла отделяемую возвращаемую часть грузоподъемностью 1000 кг ( 2200 фунтов). Эта ракета, быстро модернизированная до Р-5М, способная нести ядерное оружие, имела длину чуть менее 21 м (69 футов), диаметр 1,652 м (5 футов 5,0 дюйма), сухой вес 4390 кг (9680 фунтов) (с топливом, 29 100 фунтов). кг (64 200 фунтов)) и нес полезную нагрузку 1350 кг (2980 фунтов). Р-5 имела точность 1,5 км (0,93 мили) по дальности и 1,25 км (0,78 мили) по поперечной дальности от точки прицеливания, что значительно выше, чем у ракет Р-1 и Р-2 . При своей дальности (в пять раз больше Р-1, более чем в два раза больше Р-2) [ 3 ] : 48–49 ), точность и атомное вооружение, Р-5М была первой настоящей стратегической ракетой Советского Союза, [ 1 ] несущий ядерную боеголовку мощностью не менее 80 килотонн (кт). Позже Р-5М получила термоядерную боеголовку мощностью 1 мегатонну (МТ). [ 3 ] : 285
Разработка
[ редактировать ]Р-1 и Р-2, разработанные НИИ-88 под руководством главного конструктора Сергея Королева, были по сути прямыми потомками немецкой ракеты Фау-2, разработанной во время Второй мировой войны . Следующий проект Королева, Р-3 длиной 27 м (89 футов) и дальностью полета 3000 км (1900 миль), стал смелым шагом вперед в выполнении запроса Иосифа Сталина 1947 года о «трансатлантической» межконтинентальной баллистической ракете (МБР). ). На сегодняшний день это, безусловно, самая крупная и дорогостоящая программа баллистических ракет в СССР. Ее нововведения заключались в том, чтобы включать баки с топливом и окислителем, которые были неотъемлемой частью (а не отдельными) корпуса ракеты. Кроме того, пришлось отказаться от больших и тяжелых графитовых стабилизирующих ребер, как у его предшественников. Вместо использования этанола в качестве топлива R-3 будет использовать более эффективный керосин .
Ни Валентин Глушко из ОКБ-486, ни Александр Полярный из НИИ-1 не смогли изготовить современные двигатели, необходимые для конструкции. В результате весной 1951 года Королев пересмотрел свои планы и вместо этого сосредоточился на более легком шаге к созданию межконтинентальной баллистической ракеты. Его команде уже удалось создать Р-3А, экспериментальную ракету с дальностью полета 900 км (560 миль). Использование двигателя РД-103, являющегося развитием двигателя РД-101, используемого в ракете Р-2, а также за счет снижения веса ракеты за счет использования встроенного бака (при одновременном увеличении загрузки пороха на 60% по сравнению с двигателем Р-2). -2), дальность полета Р-5 составит 1200 км (750 миль). Военные были гораздо больше уверены в этой поэтапной разработке, чем в радикальном скачке вперед, которым стал R-3, и работа продвигалась быстрыми темпами. Другие нововведения по сравнению с R-1/R-2 включали небольшие аэродинамические рули направления, приводимые в движение серводвигателями, которые заменили большие плавники R-1/R-2, а также интеграторы продольного ускорения для повышения точности отключения двигателя и, следовательно, точности. [ 4 ] : 69–76, 97–101 На ракете Р-5 использовалось комбинированное автономное инерциальное управление с боковой радиокоррекцией наведения и управления. [ 1 ]
Тестирование
[ редактировать ]Р-5 провела свою первую серию из восьми испытательных пусков с 15 марта по 23 мая 1953 года. После двух неудач третья ракета, запущенная 2 апреля, ознаменовала начало полосы успеха. Еще семь ракет были запущены в период с 30 октября по декабрь, и все они достигли своих целей. Последняя серия пусков, предназначенная для проверки модификаций, внесенных в ответ на проблемы с первой серией, была запланирована на середину 1954 года. [ 4 ] : 100–101 Они начались 12 августа 1954 года и продолжались до 7 февраля 1955 года. Эти испытания подтвердили надежность конструкции и открыли путь для ядерных и зондирующих вариантов ракеты. [ 4 ] : 120, 138 Одной из проблем, которая выявилась в этом последнем раунде испытаний, была возрастающая вибрация килей управления во время полета, вызванная изгибом длинной ракеты во время полета. Эта проблема не была известна на более коротких ракетах Р-1 и Р-2 и представляла потенциальную угрозу структурной целостности ракеты. Вибрации корпуса и топлива также мешали работе системы наведения. Опыт, полученный при решении этих задач, был применен не только к Р-5, но и ко всем последующим ракетам, включая Р-7 «Семёрка» . [ 3 ] : 188–189
После завершения проектирования Р-5 начались работы над ракетой Р-5М, способной нести ядерное оружие, с аналогичной стартовой массой и дальностью полета, но предназначенной для несущей ядерной боеголовки. [ 3 ] : 242–243 Эта ракета, которая должна была стать первой в мире ядерной ракетой, была временным оружием до разработки межконтинентальной баллистической ракеты, о разработке обеих из которых было постановление Совета Министров СССР в конце 1953 года. [ 3 ] : 275 Испытательные полеты этой новой ракеты проводились с января 1955 года по февраль 1956 года. В испытаниях 2 февраля 1956 года участвовала боевая ядерная нагрузка. [ 5 ] мощностью менее 3 килотонн. Этот полет принес Королеву и его заместителю Василию Мишину звание Героя Социалистического Труда . 20 инженеров НИИ-88 награждены орденами Ленина . [ 3 ] : 285
Военная служба
[ редактировать ]Р-5 поступил на вооружение в 1955 году. [ 3 ] : 242 Р-5М поступила на вооружение в марте 1956 года. [ 3 ] : 285 с обозначением «8К51». [ 3 ] : 245 2 июня 1956 года Р-5М была введена в состав Ракетных войск стратегического назначения . В течение следующих двух лет было развернуто 48 ракет, в основном на объектах вблизи западных границ СССР. Впервые они были приведены в боевую готовность в 1959 году. Транспортабельные ракеты можно было устанавливать вертикально для запуска по любой грунтостабилизированной или забетонированной площадке. На подготовку ракеты к стрельбе уходило около пяти часов, при этом она могла оставаться наготове (при времени реакции около 15 минут) до одного часа. [ 1 ]
Первоначально развернутые с ядерными боеголовками мощностью 80 килотонн и более, термоядерные боеголовки мощностью в одну мегатонну позже были установлены на ракетах, дежуривших в странах Балтии , Крыму и на Дальнем Востоке России. [ 3 ] : 285 В 1959 году Р-5М была установлена на Фогельзанге, Цеденике и Фюрстенберге/Гавеле в Восточной Германии , первых советских ракетно-ядерных базах за пределами СССР. [ 6 ] Известный в Министерстве обороны США как SS-3 и в НАТО как «Шистер». [ 3 ] : 242 (сн) Р-5М покинула вооружение в 1967 году, ее заменил более эффективный Р-12 . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]Научная версия Р-5, Р-5А, была закончена в 1958 году. [ 7 ] : 22 Ее первый полет состоялся 21 февраля 1958 года, а в последующих трех полетах ракета доставила пары космических собак на высоту более 400 км (250 миль). [ 5 ] предлагая девять минут невесомости. [ 7 ] : 22–23 Другие варианты Р-5, включая Р-5Б, Р-5В и «Вертикаль», вплоть до 1970-х годов использовались для испытаний оборудования и научных исследований. [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Р-5/СС-3 ШИСТЕР» . Федерация ученых-атомщиков. 29 июля 2000 г.
- ^ «Обозначения советских/российских ракет» . Архив Джонстона.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Борис Черток (июнь 2006 г.). Ракеты и люди, Том II: Создание ракетной промышленности . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. OCLC 946818748 .
- ^ Jump up to: а б с Асиф А. Сиддики. Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. OCLC 1001823253 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2008 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Асиф Сиддики (2021). «Запуски Р-5 1953–1959» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Стивен Эванс (25 октября 2012 г.). «Советская ракетная база в Германии, которую никогда не видели самолеты-разведчики» . Новости Би-би-си .
- ^ Jump up to: а б Брайан Харви; Ольга Закутняя (2011). Российские космические зонды: научные открытия и будущие миссии . Чичестер, Великобритания: Книги Springer Praxis. OCLC 1316077842 .
- ^ Марк Уэйд. «Р-5» . Астронавтикс . Проверено 28 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ракета Р-5» . РКК "Энергия" им. С.П. Королева. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
- Глобальная безопасность: R-5 / SS-3 ШИСТЕР
- Р-5
- страница из ФАС
- Энциклопедия астронавтики: Р-5