Иуда Маккавей
Иуда Маккавей | |
---|---|
Лидер Маккавеев | |
Срок владения | 167–160 гг. до н.э. |
Предшественник | Маттатиас |
Преемник | Джонатан Аппус |
Умер | Апрель 160 г. до н. э. Эласа , Империя Селевкидов |
Похороны | |
Династия | Хасмонейский |
Отец | Маттатиас |
Иуда Маккавей (или Иуда Маккавей / m æ k ə ˈ b iː ə s / , также пишется Маккавей ; иврит : יהודה המכבי , латинизировано : Йехуда Ха-Макаби) [1] ) был еврейским священником ( коэном ) и сыном священника Маттафии . Он возглавил восстание Маккавеев против империи Селевкидов (167–160 гг. До н.э.).
Еврейский праздник Ханука («Посвящение») отмечает восстановление еврейского богослужения во Втором Храме в Иерусалиме в 164 году до нашей эры, после того как Иуда Маккавей удалил все статуи, изображающие греческих богов и богинь, и очистил их.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Иуда был третьим сыном Маттафии Хасмонея , иудейского священника из селения Модиин . В 167 г. до н. э. Маттафий вместе со своими сыновьями Иудой, Елеазаром , Симоном , Иоанном и Ионафаном поднял восстание против селевкидского правителя Антиоха IV Эпифана , который с 169/8 г. до н. э. издал указы, запрещавшие иудейскую религиозную практику. [2] После смерти Маттафии в 166 г. до н.э. Иуда взял на себя руководство восстанием в соответствии с предсмертным расположением своего отца. Первая книга Маккавеев [3] восхваляет доблесть и военный талант Иуды, предполагая, что именно эти качества сделали Иуду естественным выбором на роль нового полководца.
Происхождение названия «Молот».
[ редактировать ]В первые дни восстания Иуда получил фамилию Маккавей. Неизвестно, следует ли понимать эту фамилию по-гречески, по-еврейски или по-арамейски. Этой фамилии было предложено несколько объяснений. Одно из предположений состоит в том, что название происходит от арамейского maqqaba («макебет» на современном иврите ), «молот» или «кувалда» ( ср. прозвище Карла Мартелла , франкского лидера 8-го века), в знак признания его свирепости в бою. . Другие полагают, что это относится к его любимому оружию.
Согласно еврейскому фольклору , имя Маккавей является аббревиатурой стиха Микамоха , «Кто из богов подобен Тебе, о Адонай?» , баэлим войска . Адонай ( Й ХВХ ) боевого клича Маккавеев, призванного мотивировать . ( Исход 15:11). Некоторые ученые утверждают, что это имя является сокращенной формой еврейского слова маккаб-Яху (от накаб — «маркировать, обозначать»), что означает «тот, кого назначил Яхве». [4] Хотя первоначально фамилия Маккавей принадлежала только Иудее (у его братьев были разные фамилии), позднее она стала обозначать всех хасмонеев, сражавшихся во время восстания Маккавеев. [5]
Ранние победы
[ редактировать ]Помня о превосходстве сил Селевкидов в течение первых двух лет восстания, стратегия Иуды заключалась в том, чтобы избежать любого столкновения с их регулярной армией и прибегнуть к партизанской войне , чтобы дать им чувство незащищенности. Эта стратегия позволила Иуде одержать ряд побед. В битве при Нахаль эль-Харамии (вади Харамиа) он разгромил небольшой отряд Селевкидов под командованием Аполлония, наместника Самарии , который был убит. Иуда завладел мечом Аполлония и использовал его до своей смерти как символ мести. После Нахаль эль-Харамии новобранцы устремились на сторону евреев.
Вскоре после этого Иуда разбил более крупную армию Селевкидов под командованием Серона возле Беф-Орона , во многом благодаря удачному выбору поля боя. Затем в битве при Эммаусе Иуда разбил силы Селевкидов во главе с полководцами Никанором и Горгием . Эти силы были отправлены Лисием , которого Антиох оставил наместником после того, как отправился в поход против парфян . Форсированным ночным маршем Иуде удалось ускользнуть от Горгия, который намеревался атаковать и уничтожить еврейские войска в их лагере с помощью своей кавалерии. Пока Горгий искал его в горах, Иуда внезапно напал на лагерь Селевкидов и разбил селевкидов в битве при Эммаусе. Полководцу Селевкидов не оставалось ничего другого, как отойти к побережью.
Поражение при Эммаусе убедило Лисия в необходимости готовиться к серьезной и продолжительной войне. Соответственно, он собрал новую, более крупную армию и двинулся с ней на Иудею с юга через Идумею . После нескольких лет конфликта Иуда изгнал своих врагов из Иерусалима, за исключением гарнизона в цитадели Акры . Он очистил оскверненный Иерусалимский Храм и 25 Кислева (14 декабря 164 г. до н.э.) восстановил службу в Храме. Повторное освящение Храма стало постоянным еврейским праздником Ханука , который продолжался даже после разрушения Храма в 70 году нашей эры. Ханука до сих пор празднуется ежегодно. Освобождение Иерусалима было первым шагом на пути к окончательной независимости.
После Иерусалима
[ редактировать ]Услышав известие о том, что еврейские общины в Галааде , Трансиордании и Галилее подверглись нападению со стороны соседних греческих городов, Иуда немедленно отправился им на помощь. Иуда послал своего брата Симеона в Галилею во главе 3000 человек; Симеон добился успеха, одержав многочисленные победы. Он переселил значительную часть еврейских поселений, включая женщин и детей, в Иудею. Иуда лично возглавил кампанию в Трансиордании, взяв с собой своего брата Ионафана. После ожесточенных боев он разгромил трансиорданские племена и спас евреев, сосредоточенных в укрепленных городах Галаада. Еврейское население территорий, захваченных Маккавеями, было эвакуировано в Иудею. [6] По завершении боев в Трансиордании Иуда выступил против идумеев на юге, захватил и разрушил Хеврон и Марешу . [7] Затем он прошел по побережью Средиземного моря, разрушил алтари и статуи языческих богов в Ашдоде и вернулся в Иудею с большой добычей.
Затем Иуда осадил гарнизон Селевкидов в Акре , цитадели Селевкидов в Иерусалиме. Осажденные, среди которых были не только сирийско-греческие войска, но и евреи -эллинисты , обратились за помощью к Лисию, который фактически стал регентом молодого царя Антиоха V Евпатора после смерти Антиоха Эпифана в конце 164 г. до н. э. во время парфянской кампании. . Лисий вместе с Евпатором отправился в новый поход на Иудею. Лисий обогнул Иудею, как он это сделал в своей первой кампании, войдя в нее с юга, и осадил Бет-Цур . Иуда снял осаду Акры и пошел навстречу Лисию. В битве при Бетзахарии , к югу от Вифлеема , Селевкиды одержали свою первую крупную победу над Маккавеями, и Иуда был вынужден отступить в Иерусалим. Бет-Цур был вынужден сдаться, и Лисий достиг Иерусалима и осадил город. Защитники оказались в опасной ситуации, поскольку их продовольствие было исчерпано, поскольку это был год творческого отпуска, в течение которого поля оставались необработанными. Однако, как только капитуляция казалась неизбежной, Лисию и Евпатору пришлось отступить, когда главнокомандующий Антиоха Эпифана Филипп, которого покойный правитель перед своей смертью назначил регентом, восстал против Лисия и собирался вступить в бой. Антиохию и захватить власть. Лисий решил предложить мирное урегулирование, которое было заключено в конце 163 г. до н.э. Условия мира основывались на восстановлении религиозной свободы, разрешении евреям жить в соответствии со своими законами и официальном возвращении Храма евреям. Лисий победил Филиппа только для того, чтобы быть свергнутым Деметрием , сыном покойного Селевка IV Филопатора ; вернулся после многих лет пребывания в качестве заложника в Риме. Деметрий назначил первосвященником Алкима (Якима), еврея-эллиниста, и этот выбор могли принять хасиды (пиетисты), поскольку он имел священническое происхождение.
Внутренний конфликт
[ редактировать ]Когда война с внешним врагом подошла к концу, между партией, возглавляемой Иудой, и партией эллинистов разгорелась внутренняя борьба. Влияние эллинизаторов практически рухнуло после поражения Селевкидов. Эллинизированный первосвященник Менелай был отстранен от должности и казнен. Его преемником стал другой эллинизатор Алким . Когда Алким казнил шестьдесят священников, выступавших против него, он оказался в открытом конфликте с Маккавеями. Алким бежал из Иерусалима и отправился к царю Селевкидов с просьбой о помощи.
Тем временем в Сирию прибыл Деметрий I Сотер , сын Селевка IV Филопатора и племянник покойного Антиоха IV Эпифана, бежавший из Рима вопреки римскому сенату . Объявив себя законным царем, он захватил и убил Лисия и Антиоха Евпатора, заняв трон. Таким образом, именно Деметрию делегация во главе с Алкимом пожаловалась на преследование эллинистической партии в Иудее. Деметрий удовлетворил просьбу Алкима о назначении первосвященником под защиту царской армии и отправил в Иудею армию под предводительством Вакхида . Более слабая еврейская армия не смогла противостоять врагу и отошла из Иерусалима, поэтому Иуда вернулся, чтобы вести партизанскую войну. Вскоре после этого армии Селевкидов пришлось вернуться в Антиохию из-за неспокойной политической ситуации. Войска Иуды вернулись в Иерусалим, и Селевкиды отправили еще одну армию, снова возглавляемую Никанором. В битве при Адасе , 13 Адара 161 г. до н.э., армия Селевкидов была уничтожена, а Никанор убит. В ознаменование этой победы был учрежден ежегодный «День Никанора».
Соглашение с Римом и смерть
[ редактировать ]Римско -еврейский договор — соглашение, заключенное между Иудой Маккавеем и Римской республикой в 161 г. до н.э. согласно 1 Маккавеям 8:17–20 и Иосифу Флавию . Это был первый зарегистрированный договор между еврейским народом и римлянами .
Соглашение с Римом не оказало никакого влияния на политику Деметрия. Получив известие о поражении Никанора, он отправил новую армию, которой снова командовал Вакхид. На этот раз силы Селевкидов численностью в 20 000 человек были настолько численно превосходящими, что большая часть людей Иуды покинула поле битвы и посоветовала своему лидеру поступить так же и дождаться более благоприятной возможности. Однако Иуда решил настоять на своем.
В битве при Еласе Иуда и те, кто остался ему верен, были убиты. Его тело забрали братья с поля боя и похоронили в семейной усыпальнице в Модиине . Смерть Иуды Маккавея (ум. 160 г. до н.э.) побудила евреев к возобновлению сопротивления. После нескольких дополнительных лет войны под руководством двух других сыновей Маттафии (Ионафана и Симона) евреи наконец добились независимости и свободы свободно поклоняться.
В искусстве
[ редактировать ]До 19 века
[ редактировать ]Будучи героем-воином и освободителем народа, Иуда Маккавей вдохновил многих писателей, художников и композиторов. В « Божественной комедии » Данте видит свой дух на Марсовом небе вместе с другими «героями истинной веры». В Шекспира » «Бесплодных усилиях любви он изображен вместе с другими Девятью достойными , но его критикуют за то, что он разделяет имя с Иудой Искариотом . Наиболее значительные произведения, посвященные исключительно ему, датируются 17 веком. Уильяма Хоутона «Иуда Маккавей» , поставленный примерно в 1601 году, но ныне утерянный, считается первой драмой на эту тему; однако «Иуда Макабео» , ранняя комедия выдающегося испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барки , сохранилась. Фернандо Родригес-Гальего подробно описывает ее историю в своем критическом издании: пьеса была поставлена в 1620-х годах в разных версиях и наконец опубликована как часть антологии Веры Тассис в 1637 году. За ней следует Эль Макабео ( Неаполь , 1638), Кастильский эпос португальского маррана Мигеля де Сильвейра . Две другие работы 17-го века — «Рыцарь Иуды Макабе » французского поэта Пьера Дю Риса , [8] и анонимный неолатинский труд «Иуда Махавей» (Рим, 1695 г.). Гендель написал «Иуда Маккавей» свою ораторию на эту тему (1746).
19 век
[ редактировать ]Интерес к Иудее проявлялся в каждом столетии. Джуда Макабео, ossia la morte di Nicanore... (1839) — итальянское « azione Sacra », на основе которого Валличелла сочинил ораторию . Одним из самых известных литературных произведений на эту тему является «Иуда Маккавей» (1872), пятиактная стихотворная трагедия Генри Уодсворта Лонгфелло . Версия пьесы Лонгфелло на иврите была опубликована в 1900 году. Двумя более поздними интерпретациями этой истории в XIX веке являются «Иуда Маккабеус» , новелла немецкого писателя Йозефа Эдуарда Конрада Бишоффа , появившаяся в «Der Gefangene von Kuestrin» (1885), и «Молот » (1885). 1890), книга Альфреда Дж. Чёрча и Ричмонда Сили.
20 век
[ редактировать ]Несколько еврейских авторов 20-го века также написали работы, посвященные Иудее Маккавею и восстанию Маккавеев. Джейкоб Бенджамин Кацнельсон (1855–1930) написал стихотворение «Алилот Гиббор ха-Йехудим Йегуда ха-Маккаби ле-Вейт ха-Хашмонаим» (1922); идишский , писатель Моисей Шульштейн написал драматическую поэму «Йехуда ха-Маккаби» (в «A Layter tsu der Zun» 1954); «Иегуда ха-Маккаби» Джейкоба Фихмана — одна из героических сказок, включенных в «Сиппурим ле-Мофет» (1954). Исторический роман Амита Арада «Львы Иудеи. Чудесная история Маккавеев» (2014). На эту тему написано множество детских пьес различными еврейскими авторами.
Кроме того, американский писатель Говард Фаст написал исторический роман « Мои славные братья» , который был опубликован в 1948 году, во время палестинской войны 1947–1949 годов .
Во время Второй мировой войны швейцарско-немецкий писатель Карл Бокслер опубликовал свой роман «Иуда Маккавей»; ein Kleinvolk kaempft um Glaube und Heimat (1943), подзаголовок которого предполагает, что швейцарские демократы тогда провели параллель между своим национальным героем Вильгельмом Теллем и лидером восстания Маккавеев против иностранной тирании.
Современная пьеса в Дрейделя с Иудой Маккавеем» Игра Эдварда Эйнхорна « рассказывает о современном мальчике, который встречает историческую личность. [9]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]В средневековом христианском искусстве Иуда Маккавей считался одним из героев Ветхого Завета . Он фигурирует в иллюстрированной рукописи X века Libri Maccabaeorum . Французский художник позднего средневековья Жан Фуке нарисовал иллюстрацию победы Иуды над своими врагами для своей знаменитой рукописи Иосифа Флавия. Рубенс изобразил Иуду Маккавея, молящегося за умерших; Картина иллюстрирует эпизод из 2 Маккавеев 12:39–48, в котором войска Иуды находят украденные идолопоклоннические обереги на трупах еврейских воинов, убитых на поле битвы. Поэтому он возносит молитвы и искупительную жертву за этих воинов, умерших в состоянии греха. Во время Контрреформации этот отрывок использовался католиками против протестантов , чтобы оправдать доктрину чистилища . Соответственно, Рубенс нарисовал сцену для Часовни мертвых в соборе Турне . В XIX веке Поль Гюстав Доре выполнил гравюру, изображающую Иуду Маккавея, победоносно преследующего разбитые войска сирийского врага.
Музыка
[ редактировать ]В музыке почти все композиции, вдохновленные восстанием Хасмонеев, вращаются вокруг Иуды. В 1746 году композитор Георг Фридрих Гендель сочинил свою ораторию «Иуда Маккавей» , поместив библейскую историю в контекст якобитского восстания 1745 года . Это произведение на либретто Томаса Морелла было написано для празднования победы герцога Камберлендского над шотландскими повстанцами -якобитами в битве при Каллодене в 1746 году. Самый известный припев оратории: «Смотри, герой-победитель». приходит». Мелодия этого припева позже была принята как мелодия христианского пасхального гимна «Ты слава, воскресший сын-победитель» . Генделя Еврейский перевод « Иуды Маккавея» был подготовлен к Маккабианским играм 1932 года и теперь популярен в Израиле, поскольку мотив «героя-победителя» становится песней Хануки . Бетховен сочинил набор тем и вариаций на тему «Видишь, приходит герой-победитель» для виолончели и фортепиано, WoO 45.
Том Лерер обращается к Иуде Маккавею в своей песне «Ханука в Санта-Монике».
Мира ссылается на Иуду Маккавея в своей песне «Иерусалим».
В « The Goldbergs Mixtape» пародийная песня называется «Judah Macabee». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Современное еврейское написание Маккавея следует за реконструкцией, основанной на древнегреческом имени Μακκαβαῖος (двойное «кк» отображается как еврейский символ kaph = כ), при этом игнорируется более древнее написание этого имени, найденное в арамейском свитке Антиоха. , и где имя переводится как מַקבֵּי.
- ^ 2 Маккавеи 5: 1–1.
- ^ Практически все, что известно об Иудее Маккавее, содержится в Книгах Маккавеев и в сочинениях Иосифа Флавия , во многом зависящих от этого источника.
- ^ Новая католическая энциклопедия , второе издание, том. 9, с. 9
- ^ "חשמונאים" . 27 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Галилея, однако, похоже, не была эвакуирована со своим еврейским населением, поскольку два поколения спустя, когда Иоанн Гиркан завоевал ее, он обнаружил, что она в основном населена евреями.
- ^ Иосиф Флавий «Иудейские древности», книга 12, глава 8, абзац 6.
- ^ Смитс, Жан-Робер; Рис, Пьер дю; Бельперш, Готье де; Бельперш), Готье (из (1955). Рыцарство Иуды Макабе (на французском языке). Ван Горкум.
- ^ Сьерра, Габриель. «Театр 61 Press представляет игру Дрейдела с Иудой Маккавеем» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шалит, Авраам (1997). «Иуда Маккавей». Энциклопедия иудаики (издание на компакт-диске, версия 1.0). Эд. Сесил Рот . Издательство Кетер. ISBN 965-07-0665-8
- Шефер, Питер (2003). История евреев в греко-римском мире . Рутледж. ISBN 0-415-30585-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хасмонеи в сети
- Иуда Маккавей в сети (изображения и каталог)
- Еврейская энциклопедия
- Католическая энциклопедия
- Иуда Маккавей
- «Под влиянием: эллинизм в древней еврейской жизни». Архивировано 29 февраля 2012 г. в Wayback Machine. Обществе библейской археологии
- Кем был Иуда Маккавей? от доктора Генри Абрамсон
- Львы Иудеи , серия романов Амита Арада