Jump to content

Иуда Маккавей

(Перенаправлено с Иуды Маккавея )
Иуда Маккавей
Воображаемое изображение Иуды Маккавея из «Promptuarii Iconum Insigniorum » Гийома Руйе (1553 г.)
Лидер Маккавеев
Срок владения 167–160 гг. до н.э.
Предшественник Маттатиас
Преемник Джонатан Аппус
Умер Апрель 160 г. до н. э.
Эласа , Империя Селевкидов
Похороны
Династия Хасмонейский
Отец Маттатиас

Иуда Маккавей (или Иуда Маккавей / m æ k ə ˈ b ə s / , также пишется Маккавей ; иврит : יהודה המכבי , латинизировано : Йехуда Ха-Макаби) [1] ) был еврейским священником ( коэном ) и сыном священника Маттафии . Он возглавил восстание Маккавеев против империи Селевкидов (167–160 гг. До н.э.).

Еврейский праздник Ханука («Посвящение») отмечает восстановление еврейского богослужения во Втором Храме в Иерусалиме в 164 году до нашей эры, после того как Иуда Маккавей удалил все статуи, изображающие греческих богов и богинь, и очистил их.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Иуда был третьим сыном Маттафии Хасмонея , иудейского священника из селения Модиин . В 167 г. до н. э. Маттафий вместе со своими сыновьями Иудой, Елеазаром , Симоном , Иоанном и Ионафаном поднял восстание против селевкидского правителя Антиоха IV Эпифана , который с 169/8 г. до н. э. издал указы, запрещавшие иудейскую религиозную практику. [2] После смерти Маттафии в 166 г. до н.э. Иуда взял на себя руководство восстанием в соответствии с предсмертным расположением своего отца. Первая книга Маккавеев [3] восхваляет доблесть и военный талант Иуды, предполагая, что именно эти качества сделали Иуду естественным выбором на роль нового полководца.

Происхождение названия «Молот».

[ редактировать ]

В первые дни восстания Иуда получил фамилию Маккавей. Неизвестно, следует ли понимать эту фамилию по-гречески, по-еврейски или по-арамейски. Этой фамилии было предложено несколько объяснений. Одно из предположений состоит в том, что название происходит от арамейского maqqaba («макебет» на современном иврите ), «молот» или «кувалда» ( ср. прозвище Карла Мартелла , франкского лидера 8-го века), в знак признания его свирепости в бою. . Другие полагают, что это относится к его любимому оружию.

Согласно еврейскому фольклору , имя Маккавей является аббревиатурой стиха Микамоха , «Кто из богов подобен Тебе, о Адонай?» , баэлим войска . Адонай ( Й ХВХ ) боевого клича Маккавеев, призванного мотивировать . ( Исход 15:11). Некоторые ученые утверждают, что это имя является сокращенной формой еврейского слова маккаб-Яху (от накаб — «маркировать, обозначать»), что означает «тот, кого назначил Яхве». [4] Хотя первоначально фамилия Маккавей принадлежала только Иудее (у его братьев были разные фамилии), позднее она стала обозначать всех хасмонеев, сражавшихся во время восстания Маккавеев. [5]

Ранние победы

[ редактировать ]
Иуда из Библии в картинках

Помня о превосходстве сил Селевкидов в течение первых двух лет восстания, стратегия Иуды заключалась в том, чтобы избежать любого столкновения с их регулярной армией и прибегнуть к партизанской войне , чтобы дать им чувство незащищенности. Эта стратегия позволила Иуде одержать ряд побед. В битве при Нахаль эль-Харамии (вади Харамиа) он разгромил небольшой отряд Селевкидов под командованием Аполлония, наместника Самарии , который был убит. Иуда завладел мечом Аполлония и использовал его до своей смерти как символ мести. После Нахаль эль-Харамии новобранцы устремились на сторону евреев.

Вскоре после этого Иуда разбил более крупную армию Селевкидов под командованием Серона возле Беф-Орона , во многом благодаря удачному выбору поля боя. Затем в битве при Эммаусе Иуда разбил силы Селевкидов во главе с полководцами Никанором и Горгием . Эти силы были отправлены Лисием , которого Антиох оставил наместником после того, как отправился в поход против парфян . Форсированным ночным маршем Иуде удалось ускользнуть от Горгия, который намеревался атаковать и уничтожить еврейские войска в их лагере с помощью своей кавалерии. Пока Горгий искал его в горах, Иуда внезапно напал на лагерь Селевкидов и разбил селевкидов в битве при Эммаусе. Полководцу Селевкидов не оставалось ничего другого, как отойти к побережью.

Поражение при Эммаусе убедило Лисия в необходимости готовиться к серьезной и продолжительной войне. Соответственно, он собрал новую, более крупную армию и двинулся с ней на Иудею с юга через Идумею . После нескольких лет конфликта Иуда изгнал своих врагов из Иерусалима, за исключением гарнизона в цитадели Акры . Он очистил оскверненный Иерусалимский Храм и 25 Кислева (14 декабря 164 г. до н.э.) восстановил службу в Храме. Повторное освящение Храма стало постоянным еврейским праздником Ханука , который продолжался даже после разрушения Храма в 70 году нашей эры. Ханука до сих пор празднуется ежегодно. Освобождение Иерусалима было первым шагом на пути к окончательной независимости.

После Иерусалима

[ редактировать ]
Иудея под властью Иуды Маккавея

Услышав известие о том, что еврейские общины в Галааде , Трансиордании и Галилее подверглись нападению со стороны соседних греческих городов, Иуда немедленно отправился им на помощь. Иуда послал своего брата Симеона в Галилею во главе 3000 человек; Симеон добился успеха, одержав многочисленные победы. Он переселил значительную часть еврейских поселений, включая женщин и детей, в Иудею. Иуда лично возглавил кампанию в Трансиордании, взяв с собой своего брата Ионафана. После ожесточенных боев он разгромил трансиорданские племена и спас евреев, сосредоточенных в укрепленных городах Галаада. Еврейское население территорий, захваченных Маккавеями, было эвакуировано в Иудею. [6] По завершении боев в Трансиордании Иуда выступил против идумеев на юге, захватил и разрушил Хеврон и Марешу . [7] Затем он прошел по побережью Средиземного моря, разрушил алтари и статуи языческих богов в Ашдоде и вернулся в Иудею с большой добычей.

Затем Иуда осадил гарнизон Селевкидов в Акре , цитадели Селевкидов в Иерусалиме. Осажденные, среди которых были не только сирийско-греческие войска, но и евреи -эллинисты , обратились за помощью к Лисию, который фактически стал регентом молодого царя Антиоха V Евпатора после смерти Антиоха Эпифана в конце 164 г. до н. э. во время парфянской кампании. . Лисий вместе с Евпатором отправился в новый поход на Иудею. Лисий обогнул Иудею, как он это сделал в своей первой кампании, войдя в нее с юга, и осадил Бет-Цур . Иуда снял осаду Акры и пошел навстречу Лисию. В битве при Бетзахарии , к югу от Вифлеема , Селевкиды одержали свою первую крупную победу над Маккавеями, и Иуда был вынужден отступить в Иерусалим. Бет-Цур был вынужден сдаться, и Лисий достиг Иерусалима и осадил город. Защитники оказались в опасной ситуации, поскольку их продовольствие было исчерпано, поскольку это был год творческого отпуска, в течение которого поля оставались необработанными. Однако, как только капитуляция казалась неизбежной, Лисию и Евпатору пришлось отступить, когда главнокомандующий Антиоха Эпифана Филипп, которого покойный правитель перед своей смертью назначил регентом, восстал против Лисия и собирался вступить в бой. Антиохию и захватить власть. Лисий решил предложить мирное урегулирование, которое было заключено в конце 163 г. до н.э. Условия мира основывались на восстановлении религиозной свободы, разрешении евреям жить в соответствии со своими законами и официальном возвращении Храма евреям. Лисий победил Филиппа только для того, чтобы быть свергнутым Деметрием , сыном покойного Селевка IV Филопатора ; вернулся после многих лет пребывания в качестве заложника в Риме. Деметрий назначил первосвященником Алкима (Якима), еврея-эллиниста, и этот выбор могли принять хасиды (пиетисты), поскольку он имел священническое происхождение.

Внутренний конфликт

[ редактировать ]
Иуда Маккавей перед войском Никанора, картина Гюстав Доре

Когда война с внешним врагом подошла к концу, между партией, возглавляемой Иудой, и партией эллинистов разгорелась внутренняя борьба. Влияние эллинизаторов практически рухнуло после поражения Селевкидов. Эллинизированный первосвященник Менелай был отстранен от должности и казнен. Его преемником стал другой эллинизатор Алким . Когда Алким казнил шестьдесят священников, выступавших против него, он оказался в открытом конфликте с Маккавеями. Алким бежал из Иерусалима и отправился к царю Селевкидов с просьбой о помощи.

Тем временем в Сирию прибыл Деметрий I Сотер , сын Селевка IV Филопатора и племянник покойного Антиоха IV Эпифана, бежавший из Рима вопреки римскому сенату . Объявив себя законным царем, он захватил и убил Лисия и Антиоха Евпатора, заняв трон. Таким образом, именно Деметрию делегация во главе с Алкимом пожаловалась на преследование эллинистической партии в Иудее. Деметрий удовлетворил просьбу Алкима о назначении первосвященником под защиту царской армии и отправил в Иудею армию под предводительством Вакхида . Более слабая еврейская армия не смогла противостоять врагу и отошла из Иерусалима, поэтому Иуда вернулся, чтобы вести партизанскую войну. Вскоре после этого армии Селевкидов пришлось вернуться в Антиохию из-за неспокойной политической ситуации. Войска Иуды вернулись в Иерусалим, и Селевкиды отправили еще одну армию, снова возглавляемую Никанором. В битве при Адасе , 13 Адара 161 г. до н.э., армия Селевкидов была уничтожена, а Никанор убит. В ознаменование этой победы был учрежден ежегодный «День Никанора».

Соглашение с Римом и смерть

[ редактировать ]
Смерть Иуды Маккавея автора Хосе Теофило де Хесус

Римско -еврейский договор — соглашение, заключенное между Иудой Маккавеем и Римской республикой в ​​161 г. до н.э. согласно 1 Маккавеям 8:17–20 и Иосифу Флавию . Это был первый зарегистрированный договор между еврейским народом и римлянами .

Соглашение с Римом не оказало никакого влияния на политику Деметрия. Получив известие о поражении Никанора, он отправил новую армию, которой снова командовал Вакхид. На этот раз силы Селевкидов численностью в 20 000 человек были настолько численно превосходящими, что большая часть людей Иуды покинула поле битвы и посоветовала своему лидеру поступить так же и дождаться более благоприятной возможности. Однако Иуда решил настоять на своем.

В битве при Еласе Иуда и те, кто остался ему верен, были убиты. Его тело забрали братья с поля боя и похоронили в семейной усыпальнице в Модиине . Смерть Иуды Маккавея (ум. 160 г. до н.э.) побудила евреев к возобновлению сопротивления. После нескольких дополнительных лет войны под руководством двух других сыновей Маттафии (Ионафана и Симона) евреи наконец добились независимости и свободы свободно поклоняться.

В искусстве

[ редактировать ]

До 19 века

[ редактировать ]

Будучи героем-воином и освободителем народа, Иуда Маккавей вдохновил многих писателей, художников и композиторов. В « Божественной комедии » Данте видит свой дух на Марсовом небе вместе с другими «героями истинной веры». В Шекспира » «Бесплодных усилиях любви он изображен вместе с другими Девятью достойными , но его критикуют за то, что он разделяет имя с Иудой Искариотом . Наиболее значительные произведения, посвященные исключительно ему, датируются 17 веком. Уильяма Хоутона «Иуда Маккавей» , поставленный примерно в 1601 году, но ныне утерянный, считается первой драмой на эту тему; однако «Иуда Макабео» , ранняя комедия выдающегося испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барки , сохранилась. Фернандо Родригес-Гальего подробно описывает ее историю в своем критическом издании: пьеса была поставлена ​​в 1620-х годах в разных версиях и наконец опубликована как часть антологии Веры Тассис в 1637 году. За ней следует Эль Макабео ( Неаполь , 1638), Кастильский эпос португальского маррана Мигеля де Сильвейра . Две другие работы 17-го века — «Рыцарь Иуды Макабе » французского поэта Пьера Дю Риса , [8] и анонимный неолатинский труд «Иуда Махавей» (Рим, 1695 г.). Гендель написал «Иуда Маккавей» свою ораторию на эту тему (1746).

Видение Иуды Маккавея , гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, 1860 год.

Интерес к Иудее проявлялся в каждом столетии. Джуда Макабео, ossia la morte di Nicanore... (1839) — итальянское « azione Sacra », на основе которого Валличелла сочинил ораторию . Одним из самых известных литературных произведений на эту тему является «Иуда Маккавей» (1872), пятиактная стихотворная трагедия Генри Уодсворта Лонгфелло . Версия пьесы Лонгфелло на иврите была опубликована в 1900 году. Двумя более поздними интерпретациями этой истории в XIX веке являются «Иуда Маккабеус» , новелла немецкого писателя Йозефа Эдуарда Конрада Бишоффа , появившаяся в «Der Gefangene von Kuestrin» (1885), и «Молот » (1885). 1890), книга Альфреда Дж. Чёрча и Ричмонда Сили.

Несколько еврейских авторов 20-го века также написали работы, посвященные Иудее Маккавею и восстанию Маккавеев. Джейкоб Бенджамин Кацнельсон (1855–1930) написал стихотворение «Алилот Гиббор ха-Йехудим Йегуда ха-Маккаби ле-Вейт ха-Хашмонаим» (1922); идишский , писатель Моисей Шульштейн написал драматическую поэму «Йехуда ха-Маккаби» (в «A Layter tsu der Zun» 1954); «Иегуда ха-Маккаби» Джейкоба Фихмана — одна из героических сказок, включенных в «Сиппурим ле-Мофет» (1954). Исторический роман Амита Арада «Львы Иудеи. Чудесная история Маккавеев» (2014). На эту тему написано множество детских пьес различными еврейскими авторами.

Кроме того, американский писатель Говард Фаст написал исторический роман « Мои славные братья» , который был опубликован в 1948 году, во время палестинской войны 1947–1949 годов .

Во время Второй мировой войны швейцарско-немецкий писатель Карл Бокслер опубликовал свой роман «Иуда Маккавей»; ein Kleinvolk kaempft um Glaube und Heimat (1943), подзаголовок которого предполагает, что швейцарские демократы тогда провели параллель между своим национальным героем Вильгельмом Теллем и лидером восстания Маккавеев против иностранной тирании.

Современная пьеса в Дрейделя с Иудой Маккавеем» Игра Эдварда Эйнхорна « рассказывает о современном мальчике, который встречает историческую личность. [9]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Триумф Иуды Маккавея , Рубенс

В средневековом христианском искусстве Иуда Маккавей считался одним из героев Ветхого Завета . Он фигурирует в иллюстрированной рукописи X века Libri Maccabaeorum . Французский художник позднего средневековья Жан Фуке нарисовал иллюстрацию победы Иуды над своими врагами для своей знаменитой рукописи Иосифа Флавия. Рубенс изобразил Иуду Маккавея, молящегося за умерших; Картина иллюстрирует эпизод из 2 Маккавеев 12:39–48, в котором войска Иуды находят украденные идолопоклоннические обереги на трупах еврейских воинов, убитых на поле битвы. Поэтому он возносит молитвы и искупительную жертву за этих воинов, умерших в состоянии греха. Во время Контрреформации этот отрывок использовался католиками против протестантов , чтобы оправдать доктрину чистилища . Соответственно, Рубенс нарисовал сцену для Часовни мертвых в соборе Турне . В XIX веке Поль Гюстав Доре выполнил гравюру, изображающую Иуду Маккавея, победоносно преследующего разбитые войска сирийского врага.

В музыке почти все композиции, вдохновленные восстанием Хасмонеев, вращаются вокруг Иуды. В 1746 году композитор Георг Фридрих Гендель сочинил свою ораторию «Иуда Маккавей» , поместив библейскую историю в контекст якобитского восстания 1745 года . Это произведение на либретто Томаса Морелла было написано для празднования победы герцога Камберлендского над шотландскими повстанцами -якобитами в битве при Каллодене в 1746 году. Самый известный припев оратории: «Смотри, герой-победитель». приходит». Мелодия этого припева позже была принята как мелодия христианского пасхального гимна «Ты слава, воскресший сын-победитель» . Генделя Еврейский перевод « Иуды Маккавея» был подготовлен к Маккабианским играм 1932 года и теперь популярен в Израиле, поскольку мотив «героя-победителя» становится песней Хануки . Бетховен сочинил набор тем и вариаций на тему «Видишь, приходит герой-победитель» для виолончели и фортепиано, WoO 45.

Том Лерер обращается к Иуде Маккавею в своей песне «Ханука в Санта-Монике».

Мира ссылается на Иуду Маккавея в своей песне «Иерусалим».

В « The Goldbergs Mixtape» пародийная песня называется «Judah Macabee». [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Современное еврейское написание Маккавея следует за реконструкцией, основанной на древнегреческом имени Μακκαβαῖος (двойное «кк» отображается как еврейский символ kaph = כ), при этом игнорируется более древнее написание этого имени, найденное в арамейском свитке Антиоха. , и где имя переводится как מַקבֵּי.
  2. ^ 2 Маккавеи 5: 1–1.
  3. ^ Практически все, что известно об Иудее Маккавее, содержится в Книгах Маккавеев и в сочинениях Иосифа Флавия , во многом зависящих от этого источника.
  4. ^ Новая католическая энциклопедия , второе издание, том. 9, с. 9
  5. ^ "חשמונאים" . 27 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
  6. ^ Галилея, однако, похоже, не была эвакуирована со своим еврейским населением, поскольку два поколения спустя, когда Иоанн Гиркан завоевал ее, он обнаружил, что она в основном населена евреями.
  7. ^ Иосиф Флавий «Иудейские древности», книга 12, глава 8, абзац 6.
  8. ^ Смитс, Жан-Робер; Рис, Пьер дю; Бельперш, Готье де; Бельперш), Готье (из (1955). Рыцарство Иуды Макабе (на французском языке). Ван Горкум.
  9. ^ Сьерра, Габриель. «Театр 61 Press представляет игру Дрейдела с Иудой Маккавеем» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Иуда Маккавей
Родился: 190 г. до н.э.   Умер: 160 г. до н.э.
Еврейские титулы
Предшественник Лидер Маккавеев
167 г. до н.э. – 160 г. до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf435f4f1de196ac8fab89890ded1436__1715845020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/36/cf435f4f1de196ac8fab89890ded1436.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judas Maccabeus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)