Гермес (космический корабль)
![]() Впечатление художника о Гермесе | |||
Дизайнер | Национальный центр космических исследований | ||
---|---|---|---|
Страна происхождения | Франция | ||
Технические характеристики | |||
Тип космического корабля | Космический самолет | ||
Стартовая масса | 21000 кг (46000 фунтов) | ||
Грузоподъемность | 3000 кг (6600 фунтов) | ||
Вместимость экипажа | Три | ||
Дизайн жизни | от 30 до 90 дней | ||
Производство | |||
Статус | Отменено | ||
|
«Гермес» — предложенный космический самолет, разработанный Французским национальным центром космических исследований (CNES) в 1975 году, а затем Европейским космическим агентством (ЕКА). Внешне он был похож на американский Boeing X-20 Dyna-Soar и более крупный космический челнок .
В январе 1985 года CNES предложил продолжить разработку «Гермеса» под эгидой ЕКА. [ 1 ] [ 2 ] «Гермес» должен был руководить программой пилотируемого космического полета, запущенной «Ариан-5» ракетой-носителем . В ноябре 1987 года проект был одобрен для предварительной разработки с 1988 по 1990 год, после чего потребовалось разрешение на полную разработку. Однако реализация проекта столкнулась с многочисленными задержками и проблемами с финансированием.
В 1992 году проект «Гермес» был отменен из-за высокой стоимости и недостижимых характеристик, а также из-за партнерства с Российским авиационно-космическим агентством (РКА), которое уменьшило потребность в независимом космическом самолете. В результате шаттлы «Гермес» так и не были построены. В 2010-х годах было предложено возродить корабль «Гермес» как частично многоразовую воздушного базирования космических самолетов систему запуска , известную как SOAR .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1960-х и 1970-х годах европейские страны все больше осознавали, что для крупных космических проектов потребуется более активное международное сотрудничество. [ 3 ] В 1973 году Европейская организация космических исследований (ESRO) — предшественник Европейского космического агентства (ESA) — начала разработку тяжелой одноразовой системы запуска, позже названной « Ариан» . Французское космическое агентство Centre National D'études Spatiales (CNES) стремилось к большей автономии, чтобы избежать чрезмерной зависимости от НАСА , и предполагало построить европейский космический аппарат, способный управлять человеком, который будет работать вместе с другими объектами ЕКА, такими как Ariane. [ 3 ]
В 1976 году CNES начал исследования пилотируемой версии Ariane. [ 4 ] Две разные концепции включали капсулу и планер. В 1983 году CNES решила сосредоточиться на создании космического самолета, который обеспечит большее удобство, комфорт и экономическую эффективность. [ 4 ] Космический самолет упростил бы восстановление, обладая необходимой маневренностью в поперечном диапазоне, чтобы достичь заданной точки на Земле в течение одного дня, обеспечивая при этом менее сложные условия входа в атмосферу для экипажа и полезной нагрузки. Возможность повторного использования также снизит стоимость последовательных миссий. [ 4 ] В число критически важных технологий вошли тепловая защита , контроль окружающей среды , системы жизнеобеспечения , аэродинамика и энергетика. [ 5 ]
В середине 1980-х годов, помимо пилотируемого свободного летательного аппарата «Колумбус» (независимой европейской космической станции ) и тяжелой ракеты-носителя «Ариан-5» , [ 6 ] CNES выступал за разработку и производство космического корабля "Шаттл" как европейскую инициативу, аналогичную программам многоразовых космических кораблей советского " Бурана" и американского космического корабля "Шаттл" . [ 3 ]
Выбор
[ редактировать ]
18 октября 1985 года CNES назначила французскую аэрокосмическую компанию Aérospatiale основным подрядчиком Hermes - названия, которое было присвоено космическому кораблю. французскую авиастроительную компанию Dassault-Breguet . Ответственность за аэродинамические и аэротермические аспекты конструкции была возложена на [ 3 ] Arianespace отвечала за ракету-носитель Ariane 5 и была сильным кандидатом на управление эксплуатацией инфраструктуры Hermes . [ 3 ]
25 октября 1985 года предложение по «Гермесу» было представлено странам-партнерам ЕКА. [ 3 ] Крайний срок «европеизации» программы был установлен в марте 1987 года, в соответствии с которым часть работ была поручена Гермесу. [ 7 ] Доля работы приходилась на Западную Германию 13% 15%, Италию , Бельгию 7% , Нидерланды 5% , по 4% Великобританию , Испанию и Швецию , и 2% или меньше Швейцарии , Австрии , Дания и Ирландия . потенциальное участие Норвегии и Канады . Обсуждалось [ 3 ] Франция взяла на себя 50-процентную долю работы, хотя КНЕС был открыт для дальнейшего перераспределения работы в зависимости от того, как отдельные партнеры увеличат свою долю в программе. Вначале существовал оптимизм по поводу того, что получить финансирование от членов ЕКА для продолжения работы не составит труда. [ 3 ]
В ноябре 1987 года ЕКА выдало свое одобрение. Как предполагалось, к 1995 году «Гермес» позволит ЕКА обслуживать запланированный пилотируемый свободный летательный аппарат «Колумбус» (MTFF). [ 8 ] (MTFF был реструктурирован и в конечном итоге изготовлен как модуль «Колумбус» Международной космической станции ). [ 3 ] Развитие Гермеса должно было идти в два этапа: [ 3 ]
Этап 1: Исследование и предварительная разработка.
[ редактировать ]Фаза 1 должна была завершиться в 1990 году. Ее планы предусматривали возможность поднять 6 астронавтов и 4550 кг (10 030 фунтов) груза, но после катастрофы «Челленджера» была добавлена возможность катапультирования, чтобы дать астронавтам хотя бы небольшой шанс на выживание. в случае катастрофы. Соответственно, шесть сидений были сокращены до трех обычных катапультных сидений , которые были выбраны вместо катапультируемой капсулы экипажа , которая обеспечивала бы возможность эвакуации на высоте более 28 км (17 миль). Грузоподъемность была уменьшена до 3000 кг (6600 фунтов). «Гермес» не сможет выводить объекты на орбиту , поскольку его грузовой отсек нельзя было открыть. От этого варианта отказались из-за проблем с весом.
Хотя изначально «Гермес» рассматривался как полностью многоразовый (до 30 входов в атмосферу перед основной эксплуатацией), ограниченная мощность ракеты-носителя «Ариан-5» вынудила ее оставить ресурсный модуль на орбите. будет присоединен новый ресурсный модуль К «Гермесу» , и вся конструкция будет запущена заново.
Фаза 1 не была завершена до конца 1991 года, и к тому времени политический климат значительно изменился. Железный занавес был поднят, и холодная война закончилась. В результате ЕКА начало годичный период «размышлений», чтобы определить, имеет ли смысл для Европы строить свой собственный космический челнок и космическую станцию или можно найти новых партнеров для разделения затрат и разработки. Официально первый этап завершился в конце 1992 года.
Этап 2: Окончательная разработка, производство и начальная эксплуатация.
[ редактировать ]Фаза 2 так и не началась после того, как ЕКА и Российское авиационно-космическое агентство (РКА) договорились о сотрудничестве в отношении будущих пусковых установок и космической станции, заменяющей «Мир» . Экономические проблемы не позволили RKA участвовать в будущей программе запуска, но на этом этапе потребности ЕКА в транспортировке экипажа были переориентированы на капсульную систему (в отличие от планерной системы Hermes ), предусмотренную совместными российско-европейскими проектами.
Когда и Россия, и ЕКА объединились с НАСА для строительства Международной космической станции , необходимость в европейской системе транспортировки экипажей отпала, поскольку потребности России и Америки уже были удовлетворены. Соответственно, ЕКА отказалось от проекта «Гермес» .
Дизайн
[ редактировать ]«Гермес» задумывался как многоразовая стартовая система для транспортировки астронавтов и грузов среднего размера на низкую околоземную орбиту (НОО) и обратно. [ 3 ] «Гермес» имеет сходство с другими многоразовыми ракетами-носителями, такими как « Спейс шаттл» . Однако, в отличие от космического корабля «Шаттл», «Гермес» не мог перевозить тяжелые грузы, поскольку эту роль должен был выполнять беспилотный «Ариан-5» . [ 9 ] Предполагалось, что «Гермес» сможет перевозить максимум трех астронавтов. [ 10 ] вместе с полезной нагрузкой под давлением 3000 кг (6600 фунтов). Стартовая масса составит до 21 000 кг (46 000 фунтов), что является практическим верхним пределом расширенной ракеты-носителя Ariane 5.
«Гермес» должен был быть запущен как верхняя ступень «Ариана-5». До модернизации 1986 года «Гермес» представлял собой одиночный космический самолет, содержащий (спереди назад) отсек экипажа на шесть человек, шлюзовой шлюз, негерметичный грузовой отсек, аналогичный отсекам «Бурана» и «Шаттла». и сервисный модуль. [ 11 ] После аварии «Челленджера» в 1986 году его конструкция была существенно переработана. [ 12 ] Кабина экипажа сжалась, чтобы вместить трех астронавтов, а грузовой отсек находился под давлением и не мог перевозить или извлекать спутники. «Гермес» теперь состоял из двух отдельных секций: самого корабля и конусообразного ресурсного модуля, имеющего стыковочный механизм, прикрепленный к задней части корабля, который отделялся и выбрасывался перед повторным входом в атмосферу . Только транспортное средство с экипажем вернется в атмосферу Земли и будет использовано повторно. Ресурсный модуль и пусковая установка будут израсходованы. [ 9 ] При запуске «Гермеса» верхняя ступень «Ариана-5» должна была быть заменена космическим самолетом и адаптером для соединения корабля с основной криогенной ступенью. Аппаратурный отсек ракеты-носителя также будет удален, и космический самолет будет выполнять все функции наведения и управления. [ 4 ] На разработку Ariane 5 сильно повлияли требования Hermes , такие как дополнительные аэродинамические нагрузки наряду с повышенным коэффициентом надежности 0,9999, при сохранении минимального влияния на коммерческую конкурентоспособность ракеты-носителя в миссиях, не связанных с Hermes . [ 4 ]
По сравнению с космическим шаттлом «Гермес» был значительно меньше. [ 4 ] Он не разделял оживальную форму в плане «Шаттла», вместо этого он выбрал большой стреловидности треугольное крыло с законцовками крыла , подобное предлагаемому космическому кораблю Boeing X-20 Dyna-Soar . Как и у «Шаттла», герметизированная кабина могла вместить более пяти человек, двое из которых будут пилотами, а негерметичный кормовой грузовой отсек должен был быть оснащен большими дверями, охватывающими всю длину отсека вдоль фюзеляжа. [ 13 ] Транспортное средство должно было быть оснащено парой жидкостных ракетных двигателей тягой 2000 Н , идентичных тем, которые используются на низкоэнергетической верхней ступени L4 корабля Ariane 5. [ 4 ]
Аэродинамическое управление должно было обеспечиваться в общей сложности семью поверхностями управления полетом , рулями направления законцовки крыла , задними элевонами / воздушными тормозами , установленным на корпусе и закрылком ; Эти поверхности должны были управляться с помощью цифровых средств управления полетом с квадруплексным резервированием и приводиться в действие с помощью гидравлики с тройным резервированием. [ 4 ] Управление миссией должно было осуществляться с помощью трех компьютеров общего назначения, компьютера мониторинга и трех цифровых шин данных . Электрическую энергию должен был обеспечивать двигатель , в котором использовался бы жидкий кислород - жидкий водород, американского производства а также десять топливных элементов . [ 5 ] Системы экологического контроля и жизнеобеспечения обеспечивают давление в кабине, а также воздух, воду и тепло, чтобы поддерживать экипаж в течение максимум 40 дней, хотя потенциально их можно расширить, чтобы обеспечить возможность выполнения 90-дневных миссий. «Гермес» мог бы работать автономно до одного месяца и оставаться на стыковке с орбитальной космической станцией максимум 90 дней. [ 5 ]
По данным CNES, «Гермес» подвергался бы более экстремальным условиям входа в атмосферу, чем «Спейс шаттл», из-за его меньшего размера, подвергающего аппарат воздействию более высокого аэротермического давления. [ 14 ] Базовая тепловая защита, [ 15 ] должен был выдерживать температуру 1400–1600 °C в течение как минимум 20 минут и был изучен Dassault и SEP, он должен был состоять из углеродных элементов с антиоксидантным покрытием , нанесенным на части носовой части и передних кромок крыльев, а термические плитка должна была покрыть нижнюю часть крыла и фюзеляжа. [ 14 ] В этих плитках использовались тонкие армированные изоляционные слои из керамики и углерода, композитные разделенные тонкими листами металлического сплава для отражения тепла; В альтернативной концепции плитки вместо керамики использовались бы более высокие металлические части. Верхние поверхности автомобиля должны были подвергаться меньшему нагреву, чем нижние, и в них использовались гибкие, похожие на одеяло, слои стекловолокна и керамики низкой плотности. [ 14 ]
Форма Гермеса была фактически заморожена к ноябрю 1985 года. [ 14 ] Он был усовершенствован в ходе испытаний в дозвуковой аэродинамической трубе на самолете «Онера», ограниченных требованиями дозвукового полета. Чтобы собрать ценные данные в условиях отсутствия опыта в Европе, Dassault предложила проверить аэродинамические свойства транспортного средства, создав 1,4- тонный аэротермический демонстратор масштаба 1, названный Maia , который будет запущен с помощью Ariane 4 для повторного запуска. вступительные исследования. [ 16 ]
Профили миссий и инфраструктура
[ редактировать ]были запланированы четыре типичные миссии Для «Гермеса» :
- Проведение бортовых экспериментов на экваториальной орбите высотой 800 км (500 миль).
- НАСА Полеты на космическую станцию «Свобода» на орбите с наклонением 28,5°.
- ЕКА Полеты на космическую станцию «Колумбус» на орбите 60°.
- ЕКА дистанционного зондирования Полеты к беспилотной полярной платформе на орбите 98 ° 500 км (310 миль)
После каждой миссии «Гермес» будет ремонтироваться на специализированном предприятии в Европе. [ 17 ] Примерно за 40 дней до даты запуска аппарат будет доставлен на специально модифицированном авиалайнере Airbus A300 на стартовую площадку в Куру , Французская Гвиана , где он будет интегрирован со своей полезной нагрузкой и установлен на ракете Ariane 5 перед запуском. переведен на стартовую площадку. Центр управления полетом должен был базироваться в Тулузе , Франция. [ 17 ] Во время типичной миссии связь и отслеживание осуществлялись бы запланированной европейской сетью спутников ретрансляции данных с покрытием 75% миссии Гермес на орбите 28,5 ° на высоте 400 км (250 миль).
После выполнения миссии «Гермес» приземлился на авиабазе Истр-Ле-Тюбе недалеко от Истра . [ 17 ] Обсуждались и другие потенциальные места посадки, в том числе Гвианский космический центр , международный аэропорт Мартиники Эме Сезер на острове Фор-де-Франс и неуказанные взлетно-посадочные полосы на Бермудских островах . В случае прерванного запуска в течение первых 84 секунд «Гермес» сможет вернуться на Куру. Более поздняя отмена, скорее всего, потребует приземления на воду в Атлантическом океане , после чего транспортное средство должно будет быть возвращено спасательным судном. В зависимости от особенностей каждой миссии должны были быть обозначены другие аварийные взлетно-посадочные полосы. [ 17 ]
Мокапы и модели
[ редактировать ]

Полномасштабный макет был построен в 1986 году. [ 18 ] и был показан в 1987 году в Ле-Бурже в мае, затем в Мадриде в сентябре и в Тулузе в октябре-ноябре. В следующем году (1988) макет был показан в Страсбурге в апреле, Ганновере в мае и Бордо в декабре. После завершения проекта в 1993 году этот макет был передан ENSICA ( Национальная школа инженеров авиационного строительства ) в 1996 году. В 2005 году его привезли в Ле-Бурже в ожидании возможной реставрации. [ 18 ]
Модель в масштабе 1/7, построенная EADS, с 2002 года демонстрируется в аэропорту Бордо-Мериньяк . [ 18 ]
В СМИ
[ редактировать ]- 1994 года Эпизод «Симпсонов» под названием «Глубокий космос Гомер» представляет собой дизайн шаттла, вдохновленный Гермесом. [ 19 ]
- В фильме 2015 года «Марсианин» показан корабль «Гермес» , хотя его конструкция радикально отличается от конструкции шаттла в реальной жизни и предназначена для межпланетных путешествий.
- В новеллизации фильма «Валериан и город тысячи планет упоминается » 2017 года «Гермес» как шаттл, использовавшийся ЕКА во время его первой экспедиции на Международную космическую станцию (идентифицированную как «Альфа»).
См. также
[ редактировать ]- Хоппер - европейское предложение 1990-х годов по созданию роботизированного космического самолета.
- Промежуточный экспериментальный аппарат - прототип возвращаемого аппарата, созданный ЕКА для разработки промежуточного экспериментального аппарата.
- SOAR - концепция швейцарского космического самолета 2015 г., основанная на конструкции Hermes.
- Dream Chaser - американский многоразовый автоматизированный грузовой космический самолет с подъемным корпусом
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мартин Байер, Гермес: Учимся на наших ошибках , Космическая политика, Том 11, номер 3, август 1995 г., стр. 171-180 (10)
- ^ Хауэлл, Элизабет (9 февраля 2015 г.). «Европейский экспериментальный мини-космический челнок запустится в среду» . Space.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, стр. 25–26.
- ^ «Европа и Азия в космосе» . Лаборатория Филлипса ВВС США. 15 октября 1991 г. - через Google Книги.
- ^ «Неделя в Германии» . Немецкий информационный центр. 15 октября 1986 г. - через Google Книги.
- ^ «Системы космических станций: Дополнение» . Отдел научно-технической информации Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. 15 октября 1986 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, стр. 24–25.
- ^ Блан, Ален; Монье, Ален (1 сентября 1990 г.). «Авионика Гермес» . AIAA и НАСА, 2-й международный симпозиум по космическим информационным системам . Бибкод : 1990sis..symp.....B – через НАСА ADS.
- ^ «Гермес, французский космический самолет, 1985 год» .
- ^ «Гермес — французский космический самолет 1986–1987» .
- ^ Моксон, Уорвик и Седбон 1985, стр. 25, 27.
- ^ Jump up to: а б с д Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, с. 26.
- ^ Бакос, член парламента; Парлье, М. (1 декабря 1988 г.). «Явления, с которыми столкнулись материалы теплозащиты при входе Гермеса в атмосферу» . Технический отчет NASA STI/Recon A. 1988–122: 29274. Бибкод : 1988STIA...8929274B - через НАСА ADS.
- ^ Моксон, Уорвик и Седбон 1985, стр. 26-27.
- ^ Jump up to: а б с д Моксон, Уорвик и Седбон, 1985, с. 27.
- ^ Jump up to: а б с «Гермес — французский космический самолет 1991–1993 годов» . www.capcomespace.net .
- ^ «Тайна космического корабля в эпизоде Симпсонов, где Гомер отправился в космос» . Ялопник . 27 июля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ван ден Абилен, Люк. «Космический самолет ГЕРМЕС – мечта Европы о независимом пилотируемом космическом полете». .
- Моксон, Джулиан, Грэм Уорвик и Гилберт Седбон. «Гермес: Франция ускоряет темп». Flight International , 30 ноября 1985 г., стр. 24–27.