Математическая ошибка
В математике некоторые виды ошибочных доказательств часто выставляются, а иногда и собираются в качестве иллюстраций концепции, называемой математической ошибкой . Существует различие между простой ошибкой и математической ошибкой в доказательстве, заключающееся в том, что ошибка в доказательстве приводит к недействительному доказательству, в то время как в наиболее известных примерах математических ошибок присутствует некоторый элемент сокрытия или обмана в представлении доказательства. доказательство.
Например, причина недействительности может быть связана с делением на ноль , скрытым алгебраическими обозначениями. Существует определенное качество математической ошибки: в ее обычном представлении она приводит не только к абсурдному результату, но и делает это хитрым или хитрым способом. [1] Поэтому эти заблуждения по педагогическим соображениям обычно принимают форму ложных доказательств очевидных противоречий . Хотя доказательства ошибочны, ошибки, обычно преднамеренные, сравнительно незаметны или предназначены для того, чтобы показать, что определенные шаги являются условными и неприменимы в случаях, которые являются исключениями из правил.
Традиционный способ представления математической ошибки состоит в том, чтобы смешать неверный шаг дедукции с действительными шагами, так что значение ошибки здесь немного отличается от логической ошибки . Последнее обычно применяется к форме аргументации, которая не соответствует действующим правилам логики, тогда как проблемный математический шаг обычно представляет собой правильное правило, примененное с молчаливым неверным предположением. Помимо педагогики, разрешение ошибки может привести к более глубокому пониманию предмета (например, введение аксиомы Паша евклидовой геометрии , [2] теорема о пяти цветах теории графов ). Псевдарию приписывают Евклиду , древнюю утерянную книгу ложных доказательств . [3]
Математические заблуждения существуют во многих областях математики. В элементарной алгебре типичные примеры могут включать этап, на котором деление на ноль выполняется корень , неправильно извлекается различные значения многозначной функции или, в более общем смысле, приравниваются . Хорошо известные заблуждения существуют также в элементарной евклидовой геометрии и исчислении . [4] [5]
Ревуны [ править ]
Существуют примеры математически правильных результатов, полученных в результате неправильных рассуждений. Такой аргумент, каким бы верным ни казался вывод, математически неверен и широко известен как « ревун» . Ниже приведен пример ревуна, включающего аномальную отмену :
Здесь, хотя вывод 16 / 64 = 1/4 удаление . верно, на среднем шаге происходит ошибочное, недействительное [примечание 1] Другой классический пример ревуна - доказательство теоремы Кэли-Гамильтона путем простой замены скалярных переменных характеристического многочлена матрицей.
Фальшивые доказательства, расчеты или выводы, построенные для получения правильного результата, несмотря на неправильную логику или операции, были названы Эдвином Максвеллом «ревунами» . [2] За пределами математики термин «ревун» имеет различные значения, как правило, менее конкретные.
Деление на ноль [ править ]
Заблуждение деления на ноль имеет множество вариантов. В следующем примере используется замаскированное деление на ноль, чтобы «доказать», что 2 = 1, но его можно изменить, чтобы доказать, что любое число равно любому другому числу.
- Пусть a и b равны, ненулевые величины
- Умножить на
- Вычесть б 2
- Учитывайте обе стороны: левая факторизуется как разность квадратов , правая факторизуется путем извлечения b из обоих членов.
- Разделить ( a − b )
- Используйте тот факт, что a = b
- Объедините подобные члены слева
- Разделить на ненулевое b
Ошибка находится в строке 5: переход от строки 4 к строке 5 включает деление на a − b , которое равно нулю, поскольку a = b . Поскольку деление на ноль не определено, аргумент недействителен.
Анализ [ править ]
Математический анализ как математическое исследование изменений и пределов свойства интегралов и дифференциалов может привести к математическим ошибкам, если игнорируются . Например, наивное использование интегрирования по частям может быть использовано для получения ложного доказательства того, что 0 = 1. [7] Полагая u = 1 / log x и dv = dx / x , мы можем написать:
после чего первообразные можно отменить, получив 0 = 1. Проблема в том, что первообразные определяются только до константы , и допускается их сдвиг на 1 или вообще на любое число. Ошибка действительно проявляется, когда мы вводим произвольные пределы интегрирования a и b .
Поскольку разница между двумя значениями постоянной функции исчезает, в обеих частях уравнения появляется один и тот же определенный интеграл.
Многозначные функции [ править ]
Многие функции не имеют единственного обратного . Например, хотя возведение числа в квадрат дает уникальное значение, существует два возможных квадратных корня из положительного числа. Квадратный корень многозначен . Одно значение может быть выбрано по соглашению в качестве основного значения ; в случае квадратного корня неотрицательное значение является главным значением, но нет гарантии, что квадратный корень, заданный как главное значение квадрата числа, будет равен исходному числу (например, главный квадратный корень квадрата −2 равно 2). Это остается верным для корней n-й степени .
Положительные и отрицательные корни [ править ]
Необходимо соблюдать осторожность при извлечении квадратного корня из обеих частей равенства . Невыполнение этого требования приводит к «доказательству» [8] 5 = 4.
Доказательство:
- Начать с
- Напишите это как
- Перепишите как
- Добавлять 81/4 с : обеих сторон
- Это идеальные квадраты:
- Возьмите квадратный корень из обеих частей:
- Добавлять 9/2 с : обеих сторон
- КЭД
Ошибка заключается в предпоследней строке, где извлекается квадратный корень из обеих частей : 2 = б 2 подразумевает a = b только в том случае, если a и b имеют одинаковый знак, что в данном случае не так. В данном случае это означает, что a = – b , поэтому уравнение должно выглядеть следующим образом:
который, добавив 9/2 . 5 с обеих сторон правильно сокращается до 5=
Другой пример, иллюстрирующий опасность извлечения квадратного корня из обеих частей уравнения, включает следующее фундаментальное тождество. [9]
что справедливо как следствие теоремы Пифагора . Затем, извлекая квадратный корень,
Оценивая это при x = π , мы получаем, что
или
что неверно.
Ошибка каждого из этих примеров принципиально заключается в том, что любое уравнение вида
где , имеет два решения:
и важно проверить, какое из этих решений имеет отношение к рассматриваемой проблеме. [10] В приведенном выше заблуждении квадратный корень, который позволил вывести второе уравнение из первого, действителен только тогда, когда cos x положителен. В частности, когда x установлено в π , второе уравнение становится недействительным.
Квадратные корни отрицательных чисел [ править ]
Неверные доказательства с использованием степеней и корней часто бывают следующего вида:
Заблуждение состоит в том, что правило обычно действителен только в том случае, если хотя бы один из и неотрицательно (при работе с действительными числами), что в данном случае не так. [11]
Альтернативно, мнимые корни запутываются следующим образом:
Ошибка здесь заключается в неправильном использовании многозначных функций. имеет два значения и без предварительного выбора филиала, при этом обозначает только основную стоимость . [12] Сходным образом, имеет четыре разных значения , , , и , из них только равно левой части первого равенства.
Комплексные показатели [ править ]
Когда число возводится в комплексную степень, результат не определяется однозначно (см. Возведение в степень § Неисправность степени и логарифмического тождества ). Если это свойство не распознается, могут возникнуть следующие ошибки:
Ошибка здесь в том, что правило умножения показателей степени, как при переходе к третьей строке, не применяется в неизмененном виде с комплексными показателями, даже если при возведении обеих частей в степень i выбирается только главное значение. Когда их рассматривают как многозначные функции , обе стороны создают один и тот же набор значений.
Геометрия [ править ]
Многие математические ошибки в геометрии возникают из-за использования аддитивного равенства, включающего ориентированные величины (например, добавление векторов вдоль заданной линии или добавление ориентированных углов в плоскости) к действительному тождеству, но которое фиксирует только абсолютное значение (одной из) этих величин. . Затем эта величина включается в уравнение с неправильной ориентацией, что приводит к абсурдному выводу. Эта неправильная ориентация обычно подразумевается неявно путем предоставления неточной диаграммы ситуации, где относительные положения точек или линий выбираются способом, который фактически невозможен в соответствии с гипотезами аргумента, но это неочевидно.
В общем, такое заблуждение легко выявить, нарисовав точную картину ситуации, в которой некоторые относительные положения будут отличаться от представленных на схеме. Чтобы избежать таких ошибок, правильный геометрический аргумент, использующий сложение или вычитание расстояний или углов, всегда должен доказывать, что величины включаются с их правильной ориентацией.
Заблуждение о равнобедренном треугольнике [ править ]
Ошибка равнобедренного треугольника из ( Максвелл 1959 , глава II, § 1) претендует на то, чтобы показать, что каждый треугольник является равнобедренным , а это означает, что две стороны треугольника конгруэнтны . Это заблуждение было известно Льюису Кэрроллу и, возможно, было им обнаружено. Оно было опубликовано в 1899 году. [13] [14]
Дан треугольник △ABC. Докажите, что AB = AC:
- Проведите линию, разделяющую ∠A пополам.
- Проведите серединный перпендикуляр к отрезку BC, который делит BC пополам в точке D.
- Пусть эти две прямые пересекаются в точке О.
- Проведите линию OR перпендикулярно AB, линию OQ перпендикулярно AC.
- Нарисуйте линии OB и OC.
- По AAS △RAO ≅ △QAO (∠ORA = ∠OQA = 90°; ∠RAO = ∠QAO; AO = AO (общая сторона)).
- По РХС , [примечание 2] △ROB ≅ △QOC (∠BRO = ∠CQO = 90°; BO = OC (гипотенуза); RO = OQ (катет)).
- Таким образом, AR = AQ, RB = QC и AB = AR + RB = AQ + QC = AC.
КЭД
Как следствие, можно показать, что все треугольники равносторонние, показав таким же образом, что AB = BC и AC = BC.
Ошибка доказательства заключается в предположении на схеме, что точка О находится внутри треугольника. Фактически, O всегда лежит на описанной окружности △ABC (за исключением равнобедренных и равносторонних треугольников, где AO и OD совпадают). Более того, можно показать, что если AB длиннее AC, то R будет лежать внутри AB, а Q будет лежать вне AC, и наоборот (фактически, любая диаграмма, построенная с помощью достаточно точных инструментов, подтвердит два вышеупомянутых факта. ). Из-за этого AB по-прежнему представляет собой AR + RB, но AC на самом деле представляет собой AQ − QC; и, следовательно, длины не обязательно одинаковы.
Доказательство по индукции [ править ]
Существует несколько ошибочных доказательств по индукции , в которых один из компонентов, базисный случай или индуктивный шаг, неверен. Интуитивно, индукционные доказательства основаны на утверждении, что если утверждение истинно в одном случае, оно истинно и в следующем случае, и, следовательно, многократно применяя это, можно доказать, что оно истинно для всех случаев. Следующее «доказательство» показывает, что все лошади одного цвета . [15] [примечание 3]
- Предположим, что любая группа из N лошадей одного цвета.
- Если мы удалим лошадь из группы, у нас будет группа из N − 1 лошадей одной масти. Если мы добавим еще одну лошадь, у нас будет еще одна группа из N лошадей. По нашему предыдущему предположению, в этой новой группе все лошади одного цвета, поскольку это группа из N лошадей.
- Таким образом, мы построили две группы из N лошадей одного цвета, у которых N - 1 лошадей общего цвета. Поскольку у этих двух групп есть некоторые общие лошади, обе группы должны быть одного цвета друг с другом.
- Таким образом, объединив всех использованных лошадей, мы получим группу из N + 1 лошадей одной масти.
- Таким образом, если все N лошадей одного цвета, то все N + 1 лошадей будут одного цвета.
- Это, очевидно, верно для N = 1 (т. е. одна лошадь — это группа, в которой все лошади одного цвета). Таким образом, по индукции N лошадей имеют один и тот же цвет для любого положительного целого числа N , и поэтому все лошади имеют один и тот же цвет.
Ошибка в этом доказательстве возникает в строке 3. Для N = 1 две группы лошадей имеют N − 1 = 0 общих лошадей и, следовательно, не обязательно имеют один и тот же цвет, поэтому группа из N + 1 = Две лошади не обязательно должны быть одной масти. Импликация «каждые N лошадей одного цвета, тогда N + 1 лошадей одного цвета» работает для любого N > 1, но неверна, когда N = 1. Базисный случай верен, но шаг индукции имеет фундаментальный недостаток.
См. также [ править ]
- Аномальная отмена — своего рода арифметическая ошибка.
- Деление на ноль - Класс математического выражения
- Список неполных доказательств
- Математическое совпадение - Совпадение в математике
- Парадокс – утверждение, которое явно противоречит само себе.
- Доказательство путем запугивания – Маркировка аргумента как очевидного или тривиального.
Примечания [ править ]
- ^ То же заблуждение применимо и к следующему:
- ^ Конгруэнтность гипотенузы и катета
- ↑ Джорджа Полиа Первоначальное «доказательство» заключалось в том, что у всех n девочек глаза одинакового цвета.
Ссылки [ править ]
- ^ Максвелл 1959 , с. 9
- ^ Jump up to: а б Максвелл 1959 г.
- ^ Хит и Хейберг 1908 , Глава II, §I
- ^ Барбо, Эд (1991). «Заблуждения, недостатки и обман» (PDF) . Математический журнал колледжа . 22 (5). ISSN 0746-8342 .
- ^ «Мягкий вопрос – Лучшие фальшивые доказательства? (Сборник ко Дню дурака M.SE)» . Математический обмен стеками . Проверено 24 октября 2019 г.
- ^ Хойзер, Харро (1989), Учебник анализа - Часть 1 (6-е изд.), Тойбнер, с. 51, ISBN 978-3-8351-0131-9
- ^ Барбо, Эд (1990), «Заблуждения, недостатки и обман № 19: Теорема Долта», The College Mathematics Journal , 21 (3): 216–218, doi : 10.1080/07468342.1990.11973308
- ^ Фролихштейн, Джек (1967). Математические развлечения, игры и головоломки (иллюстрированное изд.). Курьерская корпорация. п. 207. ИСБН 0-486-20789-7 . Выдержка со страницы 207
- ^ Максвелл 1959 , Глава VI, §I.1
- ^ Максвелл 1959 , Глава VI, §II
- ^ Нахин, Пол Дж. (2010). Воображаемая сказка: История « i » . Издательство Принстонского университета. п. 12. ISBN 978-1-4008-3029-9 . Выдержка со страницы 12
- ^ Сафф, Е.Б.; Снайдер, Артур Дэвид (18 июля 2013 г.). Основы комплексного анализа. Инженерия, естествознание и математика . Харлоу, Эссекс, Англия: Пирсон. ISBN 978-1-292-02375-5 .
- ^ С.Д. Коллингвуд, изд. (1899), Книга с картинками Льюиса Кэрролла , Коллинз, стр. 190–191.
- ^ Робин Уилсон (2008), Льюис Кэрролл в Numberland , Penguin Books, стр. 169–170, ISBN 978-0-14-101610-8
- ^ Полиа, Джордж (1954). Индукция и аналогия в математике . Математика и правдоподобные рассуждения. Том. 1. Принстон. п. 120.
- Барбо, Эдвард Дж. (2000), Математические заблуждения, недостатки и обман , MAA Spectrum, Математическая ассоциация Америки , ISBN 978-0-88385-529-4 , МР 1725831 .
- Банч, Брайан (1997), Математические заблуждения и парадоксы , Нью-Йорк: Dover Publications , ISBN 978-0-486-29664-7 , МР 1461270 .
- Хит, сэр Томас Литтл; Хейберг, Йохан Людвиг (1908), Тринадцать книг «Элементов Евклида», Том 1 , The University Press .
- Максвелл, Э.А. (1959), Заблуждения в математике , Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-05700-0 , МР 0099907 .
Внешние ссылки [ править ]
- Недействительные доказательства в Cut-the-knot (включая ссылки на литературу)
- Классические заблуждения с некоторым обсуждением
- Еще больше недействительных доказательств от AhaJokes.com
- Математические шутки, включая недействительное доказательство