Jump to content

Математическая ошибка

В математике некоторые виды ошибочных доказательств часто выставляются, а иногда и собираются в качестве иллюстраций концепции, называемой математической ошибкой . Существует различие между простой ошибкой и математической ошибкой в ​​доказательстве, заключающееся в том, что ошибка в доказательстве приводит к недействительному доказательству, в то время как в наиболее известных примерах математических ошибок присутствует некоторый элемент сокрытия или обмана в представлении доказательства. доказательство.

Например, причина недействительности может быть связана с делением на ноль , скрытым алгебраическими обозначениями. Существует определенное качество математической ошибки: в ее обычном представлении она приводит не только к абсурдному результату, но и делает это хитрым или хитрым способом. [1] Поэтому эти заблуждения по педагогическим соображениям обычно принимают форму ложных доказательств очевидных противоречий . Хотя доказательства ошибочны, ошибки, обычно преднамеренные, сравнительно незаметны или предназначены для того, чтобы показать, что определенные шаги являются условными и неприменимы в случаях, которые являются исключениями из правил.

Традиционный способ представления математической ошибки состоит в том, чтобы смешать неверный шаг дедукции с действительными шагами, так что значение ошибки здесь немного отличается от логической ошибки . Последнее обычно применяется к форме аргументации, которая не соответствует действующим правилам логики, тогда как проблемный математический шаг обычно представляет собой правильное правило, примененное с молчаливым неверным предположением. Помимо педагогики, разрешение ошибки может привести к более глубокому пониманию предмета (например, введение аксиомы Паша евклидовой геометрии , [2] теорема о пяти цветах теории графов ). Псевдарию приписывают Евклиду , древнюю утерянную книгу ложных доказательств . [3]

Математические заблуждения существуют во многих областях математики. В элементарной алгебре типичные примеры могут включать этап, на котором деление на ноль выполняется корень , неправильно извлекается различные значения многозначной функции или, в более общем смысле, приравниваются . Хорошо известные заблуждения существуют также в элементарной евклидовой геометрии и исчислении . [4] [5]

Ревуны [ править ]

Аномальное сокращение в исчислении

Существуют примеры математически правильных результатов, полученных в результате неправильных рассуждений. Такой аргумент, каким бы верным ни казался вывод, математически неверен и широко известен как « ревун» . Ниже приведен пример ревуна, включающего аномальную отмену :

Здесь, хотя вывод 16 / 64 = 1/4 удаление . верно, на среднем шаге происходит ошибочное, недействительное [примечание 1] Другой классический пример ревуна - доказательство теоремы Кэли-Гамильтона путем простой замены скалярных переменных характеристического многочлена матрицей.

Фальшивые доказательства, расчеты или выводы, построенные для получения правильного результата, несмотря на неправильную логику или операции, были названы Эдвином Максвеллом «ревунами» . [2] За пределами математики термин «ревун» имеет различные значения, как правило, менее конкретные.

Деление на ноль [ править ]

Заблуждение деления на ноль имеет множество вариантов. В следующем примере используется замаскированное деление на ноль, чтобы «доказать», что 2 = 1, но его можно изменить, чтобы доказать, что любое число равно любому другому числу.

  1. Пусть a и b равны, ненулевые величины
  2. Умножить на
  3. Вычесть б 2
  4. Учитывайте обе стороны: левая факторизуется как разность квадратов , правая факторизуется путем извлечения b из обоих членов.
  5. Разделить ( a b )
  6. Используйте тот факт, что a = b
  7. Объедините подобные члены слева
  8. Разделить на ненулевое b
КЭД [6]

Ошибка находится в строке 5: переход от строки 4 к строке 5 включает деление на a b , которое равно нулю, поскольку a = b . Поскольку деление на ноль не определено, аргумент недействителен.

Анализ [ править ]

Математический анализ как математическое исследование изменений и пределов свойства интегралов и дифференциалов может привести к математическим ошибкам, если игнорируются . Например, наивное использование интегрирования по частям может быть использовано для получения ложного доказательства того, что 0 = 1. [7] Полагая u = 1 / log x и dv = dx / x , мы можем написать:

после чего первообразные можно отменить, получив 0 = 1. Проблема в том, что первообразные определяются только до константы , и допускается их сдвиг на 1 или вообще на любое число. Ошибка действительно проявляется, когда мы вводим произвольные пределы интегрирования a и b .

Поскольку разница между двумя значениями постоянной функции исчезает, в обеих частях уравнения появляется один и тот же определенный интеграл.

Многозначные функции [ править ]

Многие функции не имеют единственного обратного . Например, хотя возведение числа в квадрат дает уникальное значение, существует два возможных квадратных корня из положительного числа. Квадратный корень многозначен . Одно значение может быть выбрано по соглашению в качестве основного значения ; в случае квадратного корня неотрицательное значение является главным значением, но нет гарантии, что квадратный корень, заданный как главное значение квадрата числа, будет равен исходному числу (например, главный квадратный корень квадрата −2 равно 2). Это остается верным для корней n-й степени .

Положительные и отрицательные корни [ править ]

Необходимо соблюдать осторожность при извлечении квадратного корня из обеих частей равенства . Невыполнение этого требования приводит к «доказательству» [8] 5 = 4.

Доказательство:

Начать с
Напишите это как
Перепишите как
Добавлять 81/4 с : обеих сторон
Это идеальные квадраты:
Возьмите квадратный корень из обеих частей:
Добавлять 9/2 с : обеих сторон
КЭД

Ошибка заключается в предпоследней строке, где извлекается квадратный корень из обеих частей : 2 = б 2 подразумевает a = b только в том случае, если a и b имеют одинаковый знак, что в данном случае не так. В данном случае это означает, что a = – b , поэтому уравнение должно выглядеть следующим образом:

который, добавив 9/2 . 5 с обеих сторон правильно сокращается до 5=

Другой пример, иллюстрирующий опасность извлечения квадратного корня из обеих частей уравнения, включает следующее фундаментальное тождество. [9]

что справедливо как следствие теоремы Пифагора . Затем, извлекая квадратный корень,

Оценивая это при x = π , мы получаем, что

или

что неверно.

Ошибка каждого из этих примеров принципиально заключается в том, что любое уравнение вида

где , имеет два решения:

и важно проверить, какое из этих решений имеет отношение к рассматриваемой проблеме. [10] В приведенном выше заблуждении квадратный корень, который позволил вывести второе уравнение из первого, действителен только тогда, когда cos x положителен. В частности, когда x установлено в π , второе уравнение становится недействительным.

Квадратные корни отрицательных чисел [ править ]

Неверные доказательства с использованием степеней и корней часто бывают следующего вида:

Заблуждение состоит в том, что правило обычно действителен только в том случае, если хотя бы один из и неотрицательно (при работе с действительными числами), что в данном случае не так. [11]

Альтернативно, мнимые корни запутываются следующим образом:

Ошибка здесь заключается в неправильном использовании многозначных функций. имеет два значения и без предварительного выбора филиала, при этом обозначает только основную стоимость . [12] Сходным образом, имеет четыре разных значения , , , и , из них только равно левой части первого равенства.

Комплексные показатели [ править ]

Когда число возводится в комплексную степень, результат не определяется однозначно (см. Возведение в степень § Неисправность степени и логарифмического тождества ). Если это свойство не распознается, могут возникнуть следующие ошибки:

Ошибка здесь в том, что правило умножения показателей степени, как при переходе к третьей строке, не применяется в неизмененном виде с комплексными показателями, даже если при возведении обеих частей в степень i выбирается только главное значение. Когда их рассматривают как многозначные функции , обе стороны создают один и тот же набор значений.

Геометрия [ править ]

Многие математические ошибки в геометрии возникают из-за использования аддитивного равенства, включающего ориентированные величины (например, добавление векторов вдоль заданной линии или добавление ориентированных углов в плоскости) к действительному тождеству, но которое фиксирует только абсолютное значение (одной из) этих величин. . Затем эта величина включается в уравнение с неправильной ориентацией, что приводит к абсурдному выводу. Эта неправильная ориентация обычно подразумевается неявно путем предоставления неточной диаграммы ситуации, где относительные положения точек или линий выбираются способом, который фактически невозможен в соответствии с гипотезами аргумента, но это неочевидно.

В общем, такое заблуждение легко выявить, нарисовав точную картину ситуации, в которой некоторые относительные положения будут отличаться от представленных на схеме. Чтобы избежать таких ошибок, правильный геометрический аргумент, использующий сложение или вычитание расстояний или углов, всегда должен доказывать, что величины включаются с их правильной ориентацией.

Заблуждение о равнобедренном треугольнике [ править ]

Ошибка равнобедренного треугольника из ( Максвелл 1959 , глава II, § 1) претендует на то, чтобы показать, что каждый треугольник является равнобедренным , а это означает, что две стороны треугольника конгруэнтны . Это заблуждение было известно Льюису Кэрроллу и, возможно, было им обнаружено. Оно было опубликовано в 1899 году. [13] [14]

Дан треугольник △ABC. Докажите, что AB = AC:

  1. Проведите линию, разделяющую ∠A пополам.
  2. Проведите серединный перпендикуляр к отрезку BC, который делит BC пополам в точке D.
  3. Пусть эти две прямые пересекаются в точке О.
  4. Проведите линию OR перпендикулярно AB, линию OQ перпендикулярно AC.
  5. Нарисуйте линии OB и OC.
  6. По AAS △RAO ≅ △QAO (∠ORA = ∠OQA = 90°; ∠RAO = ∠QAO; AO = AO (общая сторона)).
  7. По РХС , [примечание 2] △ROB ≅ △QOC (∠BRO = ∠CQO = 90°; BO = OC (гипотенуза); RO = OQ (катет)).
  8. Таким образом, AR = AQ, RB = QC и AB = AR + RB = AQ + QC = AC.

КЭД

Как следствие, можно показать, что все треугольники равносторонние, показав таким же образом, что AB = BC и AC = BC.

Ошибка доказательства заключается в предположении на схеме, что точка О находится внутри треугольника. Фактически, O всегда лежит на описанной окружности △ABC (за исключением равнобедренных и равносторонних треугольников, где AO и OD совпадают). Более того, можно показать, что если AB длиннее AC, то R будет лежать внутри AB, а Q будет лежать вне AC, и наоборот (фактически, любая диаграмма, построенная с помощью достаточно точных инструментов, подтвердит два вышеупомянутых факта. ). Из-за этого AB по-прежнему представляет собой AR + RB, но AC на самом деле представляет собой AQ − QC; и, следовательно, длины не обязательно одинаковы.

Доказательство по индукции [ править ]

Существует несколько ошибочных доказательств по индукции , в которых один из компонентов, базисный случай или индуктивный шаг, неверен. Интуитивно, индукционные доказательства основаны на утверждении, что если утверждение истинно в одном случае, оно истинно и в следующем случае, и, следовательно, многократно применяя это, можно доказать, что оно истинно для всех случаев. Следующее «доказательство» показывает, что все лошади одного цвета . [15] [примечание 3]

  1. Предположим, что любая группа из N лошадей одного цвета.
  2. Если мы удалим лошадь из группы, у нас будет группа из N − 1 лошадей одной масти. Если мы добавим еще одну лошадь, у нас будет еще одна группа из N лошадей. По нашему предыдущему предположению, в этой новой группе все лошади одного цвета, поскольку это группа из N лошадей.
  3. Таким образом, мы построили две группы из N лошадей одного цвета, у которых N - 1 лошадей общего цвета. Поскольку у этих двух групп есть некоторые общие лошади, обе группы должны быть одного цвета друг с другом.
  4. Таким образом, объединив всех использованных лошадей, мы получим группу из N + 1 лошадей одной масти.
  5. Таким образом, если все N лошадей одного цвета, то все N + 1 лошадей будут одного цвета.
  6. Это, очевидно, верно для N = 1 (т. е. одна лошадь — это группа, в которой все лошади одного цвета). Таким образом, по индукции N лошадей имеют один и тот же цвет для любого положительного целого числа N , и поэтому все лошади имеют один и тот же цвет.

Ошибка в этом доказательстве возникает в строке 3. Для N = 1 две группы лошадей имеют N − 1 = 0 общих лошадей и, следовательно, не обязательно имеют один и тот же цвет, поэтому группа из N + 1 = Две лошади не обязательно должны быть одной масти. Импликация «каждые N лошадей одного цвета, тогда N + 1 лошадей одного цвета» работает для любого N > 1, но неверна, когда N = 1. Базисный случай верен, но шаг индукции имеет фундаментальный недостаток.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ То же заблуждение применимо и к следующему:
  2. ^ Конгруэнтность гипотенузы и катета
  3. Джорджа Полиа Первоначальное «доказательство» заключалось в том, что у всех n девочек глаза одинакового цвета.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Максвелл 1959 , с. 9
  2. ^ Jump up to: а б Максвелл 1959 г.
  3. ^ Хит и Хейберг 1908 , Глава II, §I
  4. ^ Барбо, Эд (1991). «Заблуждения, недостатки и обман» (PDF) . Математический журнал колледжа . 22 (5). ISSN   0746-8342 .
  5. ^ «Мягкий вопрос – Лучшие фальшивые доказательства? (Сборник ко Дню дурака M.SE)» . Математический обмен стеками . Проверено 24 октября 2019 г.
  6. ^ Хойзер, Харро (1989), Учебник анализа - Часть 1 (6-е изд.), Тойбнер, с. 51, ISBN  978-3-8351-0131-9
  7. ^ Барбо, Эд (1990), «Заблуждения, недостатки и обман № 19: Теорема Долта», The College Mathematics Journal , 21 (3): 216–218, doi : 10.1080/07468342.1990.11973308
  8. ^ Фролихштейн, Джек (1967). Математические развлечения, игры и головоломки (иллюстрированное изд.). Курьерская корпорация. п. 207. ИСБН  0-486-20789-7 . Выдержка со страницы 207
  9. ^ Максвелл 1959 , Глава VI, §I.1
  10. ^ Максвелл 1959 , Глава VI, §II
  11. ^ Нахин, Пол Дж. (2010). Воображаемая сказка: История « i » . Издательство Принстонского университета. п. 12. ISBN  978-1-4008-3029-9 . Выдержка со страницы 12
  12. ^ Сафф, Е.Б.; Снайдер, Артур Дэвид (18 июля 2013 г.). Основы комплексного анализа. Инженерия, естествознание и математика . Харлоу, Эссекс, Англия: Пирсон. ISBN  978-1-292-02375-5 .
  13. ^ С.Д. Коллингвуд, изд. (1899), Книга с картинками Льюиса Кэрролла , Коллинз, стр. 190–191.
  14. ^ Робин Уилсон (2008), Льюис Кэрролл в Numberland , Penguin Books, стр. 169–170, ISBN  978-0-14-101610-8
  15. ^ Полиа, Джордж (1954). Индукция и аналогия в математике . Математика и правдоподобные рассуждения. Том. 1. Принстон. п. 120.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e90ad57e3e5c09ef5f53fccf9b40e746__1715704020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/46/e90ad57e3e5c09ef5f53fccf9b40e746.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mathematical fallacy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)