Jump to content

Айсберг, потопивший Титаник

«Айсберг» в Музее Титаника в Брэнсоне , штат Миссури, здание которого создано по образцу знаменитого корабля.

Пассажирский пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике . Из примерно 2200 человек, находившихся на борту, более 1500 не выжили. После катастрофы к самому айсбергу проявился интерес, чтобы объяснить обстоятельства столкновения и вызванные этим повреждения якобы непотопляемого корабля. В результате «Титаника» катастрофы был основан Международный ледовый патруль , задачей которого было уменьшить опасность льда для судоходства.

Наиболее важными источниками информации об айсберге являются сообщения выживших членов экипажа « Титаника» и пассажиров « Титаника» . Существуют также исторические данные о погоде и течениях в Северной Атлантике, которые могут помочь пролить свет на катастрофу. Корабли фотографировали айсберги недалеко от того места, где Титаника» были найдены спасательные шлюпки « . Айсберг якобы виден на одной из этих фотографий.

Айсберг стал метафорой культурного восприятия катастрофы. Айсберг — аналог роскошного корабля, олицетворяющий холодную и безмолвную силу природы , унесшую жизни стольких людей. Айсберг стал метафорой в различных политических и религиозных контекстах, появлялся как в поэзии, так и в поп-культуре.

Происхождение и судьба

[ редактировать ]
Гренландия с ледником Якобсхавн (белая продолговатая область внизу снимка)

Можно только предполагать, где и когда Титаника айсберг откололся от ледника . Олсон, Дошер и Синнотт подозревают, что роковой айсберг возник на леднике Якобсхавн недалеко от залива Диско на . западном побережье Гренландии Возможно, оно образовалось в 1910 или 1911 году и могло дрейфовать на север вместе с Западно-Гренландским течением в Баффинов залив , откуда оно снова дрейфовало бы на юг благодаря Лабрадорскому течению . Айсберг может, например, быть выброшен на берег или сесть на мель. Там он тает или снова выходит на свободу и продолжает свой путь на юг. [1]

Авторы также задаются вопросом о том, могло ли определенное созвездие Солнца, Земли и Луны оказать влияние. 4 января 1912 года произошел весенний прилив в то время, когда Луна оказалась ближе к Земле, чем обычно. Это могло повлиять на откалывание айсбергов. Однако вряд ли такой айсберг достиг бы места катастрофы «Титаника» в апреле того же года. Но весенний прилив, возможно, сыграл свою роль в поднятии с мели застрявшего айсберга. [1]

Бигг и Уилтон сомневаются, что рассматриваемое солнечное расположение Луны, Земли и Солнца имело важное значение. Несколько дней около 4 января не оказали бы большого влияния на отел; к тому же зимой многие фьорды были заблокированы морским льдом. В другие годы также наблюдалось увеличение образования айсбергов. Когда дело доходит до отела, они склонны думать о таких факторах, как температура поверхности воды в Лабрадорском море . [2]

Титаника с Маршрут через Северную Атлантику указанием места крушения.

Со своей стороны, Бигг и Уилтон попытались показать возможный путь рокового айсберга с помощью компьютерного моделирования . Для этого они предположили, что айсберги в то время зародились преимущественно на юге или юго-западе Гренландии, тогда как сегодня они зарождаются больше с северо-запада острова. В 1912 году было замечено больше айсбергов, чем в среднем за ХХ век, но это не был год с экстремальными айсбергами.

Теплый и влажный 1908 год создал условия для путешествия огромного айсберга ранней осенью 1911 года вблизи юго-западной Гренландии. Он должен был отправиться на запад, в сторону Канады , и быть перенесенным на юг Лабрадорским течением – вдоль канадского побережья, включая Ньюфаундленд, так называемую Аллею Айсбергов . Из-за систематических наблюдений за айсбергами в то время (еще до того, как был создан Ледовый патруль), по мнению Бигга и Уилтона, весьма вероятно, что при этом был замечен более поздний фатальный айсберг. [3]

« Титаник» покидает ирландский порт Квинстаун 11 апреля 1912 года. Это была последняя остановка перед путешествием в Северную Атлантику.

царила область высокого давления С 10 по 15 апреля над большей частью Северной Атлантики . Он оставался там в течение первых трех дней путешествия «Титаника» , обеспечивая спокойное море и ясное небо. 13 апреля депрессия над Гренландией с холодным полярным воздухом и северо-западными ветрами оттеснила айсберги на юг, к судоходным путям. Из-за спокойного моря айсберги почти не образовывали волноломов, поэтому их было трудно увидеть ночью. [4]

На пути в Атлантику, а также после столкновения айсберг растаял из-за температуры воды. Айсберг существует около двух-трех лет. Соответственно, если роковой айсберг откололся в 1910 или 1911 году, он не мог исчезнуть до конца 1912 года или даже в течение 1913 года. [5] Однако, учитывая, что на момент столкновения айсбергу могло быть три года, после аварии в апреле 1912 года он, вероятно, просуществовал всего неделю или две, поскольку вскоре мог достичь более теплых вод Гольфстрима . [6]

Ледовые предупреждения в апреле 1912 г.

[ редактировать ]

Капитан Эдвард Смит и его офицеры еще до того, как покинули Саутгемптон, знали , что поле дрейфующего льда стало больше по протяженности и южнее, чем в предыдущие годы. Кроме того, во время путешествия от других кораблей было получено несколько радиосообщений («маркониграмм»), предупреждающих «Титаник» о дрейфующих ледяных полях и айсбергах.

Маркониграмма «Америки » , доставленная в Гидрографическое управление в Вашингтоне через «Титаник» и «Кейп-Рейс» . Сообщается, что два айсберга . 14 апреля корабль видел в определенном месте

Первое сообщение поступило 12 апреля в 17:46 с французского корабля La Touraine , в котором говорилось, что он сам видел толстый ледяной покров, а также что были ледовые предупреждения с корабля «Париж» , который видел ледяной покров и два айсберга. 13 апреля «Титаник» столкнулся с Фернесс-Уити пароходом «Раппаханнок» , который направлялся на восток. Вопрос о том, действительно ли пароход сообщил « Титанику» о ледяном поле с помощью лампы Морзе (как утверждают некоторые авторы), остается спорным. Позже в газете сообщалось, что « Раппаханнок» был поврежден в ледяном поле, но старший офицер «Раппаханнок » не упомянул, что сообщил об этом « Титанику» . [7]

В день катастрофы, 14 апреля, первые сведения о льду поступили с « Каронии» . Сначала в 09:12 ( время посадки «Титаника» ) «Карония» передала « Титанику» по рации , что пароходы, идущие на запад, сообщили об айсбергах, гроулерах (меньших кусках льда) и ледяных полях вдоль 42-й параллели. Смит с «Титаника» получил ответ на присланную ему маркониграмму с благодарностью. [8]

Во-вторых, голландский корабль «Нурдам» передал по радио сообщение «Титанику» через « Каронию» в 11:47. Ноордам . сообщил о районе к северу от 42-й параллели: «сообщено о большом количестве льда» Смит также поблагодарил ее за это сообщение менее чем через час через Caronia . Капитан Смит показал эту маркониграмму второму офицеру Чарльзу Лайтоллеру , и тот повесил ее в штурманской рубке (где она осталась единственной). [8]

Позже, в 13:49, появилось сообщение с немецкого парохода «Америка» . Он миновал два больших айсберга. Это сообщение было отправлено в Гидрографическое управление в Вашингтоне . из-за своего слабого радиооборудования Сама «Америка» не могла дойти до радиостанции на мысе Рейс , Ньюфаундленд . Однако радиокабина « Титаника » получила сообщение и переправила его на мыс Рейс (в 21:32). Оттуда Кейп-Рейс телеграфировал об этом. Неизвестно, был ли проинформирован об этом сообщении мост. [9]

Титаник : ледовое предупреждение 14 апреля 1912 года. Капитану Смиту была известна лишь часть информации.

Около 13:54 «Титаник» получил маркониграмму с Балтики . Оно было адресовано капитану Смиту и сообщало:

  • с На самой Балтике момента отплытия стояла прекрасная погода с умеренным и переменным ветром.
  • Греческий пароход «Афинай» в течение дня заметил айсберги и обширные дрейфующие ледяные поля. (В заданной позиции на маршруте Титаника . )
  • Немецкий нефтяной танкер Deutschland не может маневрировать из-за нехватки угля.

Смит поблагодарил Балтику в 14:57. Выживший Дж. Брюс Исмей позже показал, что Смит передал ему эту маркониграмму без комментариев. Лишь пять часов спустя Исмей вернул записку Смиту по его просьбе. [10]

Остается неясным, видели ли маркониграмму другие офицеры. Исмей был директором компании White Star Line , которой принадлежал « Титаник» . Инцидент с балтийской маркониграммой усилил подозрения, что Исмей оказывал неправомерное влияние на капитана, чтобы «Титаник» не замедлился, несмотря на ледовые предупреждения. Таким образом, в ходе расследований после катастрофы люди задавались вопросом, почему капитан Смит вообще показал Исмэю маркониграмму или почему Исмей утверждал, что он и Смит не сказали ни слова, когда маркониграмма была передана им. Исмей изобразил себя простым пассажиром, который путешествовал на « Титанике» только из любопытства. [11]

Вечером, около 18:30, калифорнийец заметил три крупных айсберга в пяти милях к югу от себя. Об этом она сообщила, изложив собственную позицию. На « Титанике » об этом сначала не узнали, так как аппарат был выключен. Лишь в 19:37 «Титаник» получил это сообщение, адресованное «Антиллиану » . [12] Брайд подтвердила сообщение и передала его на мостик.

В 21:40 пришло сообщение из Месабы . Он определил область между точками 42°0’ с.ш., 49°0’ з.д. и 41°15’ с.ш., 50°18’ з.д. В этой воображаемой прямоугольной области он увидел: «много тяжелого пакового льда и большое количество крупных айсбергов, а также полевой лед». Есть подтверждение того, что «Титаник» получил сообщение, но нет никаких указаний на то, что сообщение дошло до капитана Смита. [12]

Радист Джек Филлипс на «Титанике» был очень занят: у него было всего два часа, чтобы добраться до мыса Рейс. Филлипс хотел быстро передавать личные сообщения от пассажиров. Поскольку другие ледовые предупреждения уже были получены, сообщение с « Месабы», возможно, уже не казалось ему настолько важным, чтобы его можно было пройти на мостик.

Сирил Эванс, радист « Калифорнийца » , был последним, передавшим сообщение на «Титаник» по радио в 22:55. По просьбе капитана Стэнли Лорда Эванс хотел сообщить «Титанику» , что «Калифорнийец» окружен льдом. Она остановилась. Однако в сообщении отсутствовала аббревиатура MSG, и Эванс неофициально обратился к своему коллеге как старик. Филлипс прервал контакт прямым тоном радистов: «Держитесь подальше; заткнись, я работаю в Кейп-Рейсе. («Не лезьте в это; заткнитесь, я работаю в Кейп-Рейсе».) Он продолжал передавать сообщения в Кейп-Рейс. Эванс на « Калифорнийце» еще какое-то время слушал, а затем пошел спать.

Таким образом, на «Титанике» не было системы сбора и оценки ледовых предупреждений или других сообщений, связанных с навигацией . Радисты не были знакомы с навигацией и не могли оценить значимость сообщения по содержанию. Им было важно, было ли сообщение явно адресовано капитану, и тогда один из радистов разыскал капитана. В противном случае они могут послать гонца на мост. Вероятно, не было процедуры передачи сообщений, подобной той, что была из Америки в Гидрографическое управление. [13]

Всех ледовых предупреждений никто из командования корабля не видел. Из оставшихся в живых офицеров никто впоследствии не вспомнил о предупреждениях « Нордама », « Америки» , «Балтики» , « Калифорнии» или « Месабы» . Капитан Смит, например, знал только сообщения с « Каронии» , «Нордама» и « Балтики» . Вот почему мужчины считали, что лед находится севернее их маршрута. Никто не предполагал, что на их пути может оказаться айсберг. [13]

Видимость айсберга

[ редактировать ]
Возможная видимость при приближении Титаника к айсбергу (вид корабля спереди)

В ночь катастрофы капитан Смит предполагал, что айсберг будет вовремя обнаружен и его еще можно будет избежать. Решающим фактором для него было то, что ночь, о которой идет речь, была ясной и безоблачной. В то время считалось, что в ясные, хотя и темные ночи можно увидеть айсберг на расстоянии одной-трех морских миль. [а] По словам выжившего второго офицера Чарльза Лайтоллера , он и Смит полагали, что айсберг был виден на расстоянии трех-четырех морских миль. Смит сказал, что при малейших признаках дымки корабль должен двигаться очень медленно. Наблюдателям было приказано обратить особое внимание на лед. [14]

В 1925 году Фред Зойслер из береговой охраны США возглавлял Международный ледовый патруль . Согласно его исследованиям, айсберг среднего размера можно было увидеть за морскую милю в безлунную, темную, но ясную ночь. По словам Халперна, в ночь катастрофы «Титаника» в 1912 году море было спокойным и гладким. Поэтому айсберг не был виден из разлома волн. Единственный свет, который мог исходить от айсберга, был бы отраженным светом звезд. Видимость была бы еще хуже в низкой дымке, которая якобы существовала в ночь затопления корабля, но показания выживших противоречат друг другу относительно того, была ли она; другие корабли сообщили об отсутствии дымки. Возможные объяснения могли заключаться в том, что свидетели понимали под «дымкой» разные вещи, или что вместо дымки на самом деле было видно ледяное поле, к которому « Титаник» направлялся и из-за которого « Калифорниец» уже остановился. [15]

Прицеливание и столкновение

[ редактировать ]

В воскресенье 14 апреля в 23:40 по бортовому времени «Титаник» столкнулся с айсбергом. Об этом неоднократно свидетельствовали выжившие члены экипажа и пассажиры. Некоторые выжившие видели айсберг своими глазами, другие увидели темную тень. Есть также утверждения о кусках льда, упавших с айсберга на корабль. Кроме того, есть утверждения о том, как был слышен или ощущался контакт с айсбергом.

После того, как двое мужчин в » «Титаника» « вороньем гнезде увидели айсберг, один из них, Фредерик Флит , трижды ударил в колокол, чтобы дать понять, что он видел объект прямо перед кораблем. Однако айсберг мог быть замечен на мосту сразу же или даже одновременно. По словам коллеги Флита Реджинальда Ли , айсберг находился всего в полумиле (около 900 метров), когда его заметили. По данным британского расследования после аварии, на момент обнаружения айсберг находился на расстоянии 1500 футов (около четверти морской мили или 457 метров). Соответственно, для корабля, движущегося со скоростью 22,5 узла (41,7 километра в час), айсберг был бы замечен за 40 секунд до столкновения. [16]

Как мог выглядеть маневр уклонения: «Титаник» , идущий с востока (справа на снимке), сначала уходит влево, а затем вправо, чтобы откидывающаяся корма не задела айсберг. (Носовая часть синего цвета, корма красного цвета.)

« Титаник » все еще мог слегка повернуть влево (влево) перед столкновением. Тем не менее, она царапала айсберг, что продолжалось несколько секунд. Как выяснилось позже, айсберг при этом вызвал несколько протечек в носовой части правого борта. Из-за большой скорости «Титаника » , которую не удалось так быстро остановить, часть айсберга прижалась к корпусу ниже ватерлинии. Из-за этого давления заклепки расшатались, а во внешней обшивке образовались узкие удлиненные протечки. Через два часа сорок минут после удара корабль затонул.

Писатель Уолтер Лорд задается вопросом, не был ли поврежден сам айсберг. При ударе под водой о носовой борт корабля лед уже мог соскоблить с айсберга до такой степени, что айсберг уже не вызывал протечек на кормовом правом борту. [13] Fitch, Layton и Wormstedt, с другой стороны, придерживаются тезиса о том, что кормовая часть корабля не была повреждена по другой причине. Первоначально рулевому действительно было приказано повернуть налево, но вскоре после этого ему было приказано дать кораблю повернуть направо. Этот маневр, выполненный по приказу первого помощника капитана Уильяма М. Мердока , вероятно, помешал «Титанику» оторваться кормой и снова коснуться айсберга. [17]

Показания свидетелей на самом айсберге

[ редактировать ]
В Музее Титаника в Брэнсоне: модель одного из айсбергов, запечатленная на фотографии недалеко от места катастрофы.

Авария произошла за двадцать минут до полуночи , когда на палубах почти никого не было, из-за чего сравнительно мало людей видели айсберг своими глазами. Среди свидетелей были, прежде всего, дозорные Фредерик Флит и Реджинальд Ли , которые оба выжили.

Ли был первым из двоих, кто дал интервью в рамках британского расследования. По его словам, айсберг представлял собой темную массу, проступающую сквозь дымку. Когда айсберг прошел, он увидел наверху белую кайму, и только там. Если смотреть с кормы, один борт казался белым, а другой черным. Он был выше носовой части палубы (которая находилась на высоте 55 футов (17 м) над ватерлинией). Генеральный прокурор заподозрил, что к этому времени корабль пролил некоторый свет на айсберг; Ли согласился. [18]

Флит не смог вспомнить, кто первым увидел айсберг. Он увидел черный объект высоко над водой, чуть выше носовой палубы. В отличие от Ли, Флит не помнил никакой дымки. [19]

У других выживших членов экипажа были свои рассказы об айсберге:

  • Интендант Альфред Олливер вышел на открытый мостик из порта и увидел, как мимо корабля проносилась верхушка айсберга. [20] По словам Оливера, айсберг был примерно на уровне шлюпочной палубы или чуть выше. Он видел только верхушку айсберга, поэтому не мог оценить его ширину. Неожиданно айсберг оказался не белым, а каким-то темно-синим. [21]
  • Квартирмейстер Джордж Роу стоял под мостиком на корме и поспешил к правому борту, почувствовав вибрацию. Он видел, как высокий айсберг соскользнул менее чем на 10 футов (3,0 м) от корабля. Он боялся, что айсберг ударится о край причала. Айсберг имел высоту около 100 футов (30 м). [22] [23]

Вскоре после столкновения капитан Смит и несколько офицеров бросились на мостик. Смит, Мердок и четвертый офицер Джозеф Боксхолл направились к правому борту мостика, чтобы найти айсберг. Боксхолл (единственный выживший среди них) не был уверен, узнал ли он форму айсберга, потому что его глаза все еще приспосабливались к темноте. [24]

Из Le Petit Journal , Париж , 28 апреля 1912 года: самые ранние изображения катастрофы представляют собой фантастические рисунки, в которых не известны размеры айсберга или природа столкновения.

Пассажиры либо заметили айсберг как темную тень или белую массу, проходившую мимо корабля, либо увидели айсберг позже с палубы:

  • Эдит Розенбаум Вскоре после тряски выглянула из своей каюты первого класса на закрытую прогулочную палубу . Она увидела, как мимо прошла «призрачная белая стена». Джордж Реймс, Фредерик и Джейн Хойт наблюдали нечто подобное. [22] Затем Розенбаум вышел на палубу, где было всего пять пассажиров, включая Уильяма Т. Стеда . Они увидели куски льда на палубе и узнали от Фрэнсиса Милле: «Айсберг.   [...] Мы все с новым интересом обратились к огромной парящей белой горе. бархатная тьма». [25]
  • Эмма Бакнелл и ее горничная Альбина Баззани видели, как айсберг пролетел мимо окна их каюты на палубе D. Из-за этого, а также из-за льда на коридорах, она опровергла слухи, доносившиеся на борту, о том, что айсберг находится под водой. Другая женщина сказала, что это выше палубы D, что показалось Бакнеллу правдоподобным. [26]
  • Элеонора Кассебир была встревожена суматохой и пошла на прогулочную палубу А. Вместе с Гарри Андерсоном она направилась к носовой части. Вероятно, с перил прогулочной палубы они увидели лежащие небольшие льдинки. Отсюда они увидели айсберг, возвышающийся над морем на высоту от 75 до 100 футов (от 23 до 30 м). Там они встретили конструктора корабля Томаса Эндрюса , каюта которого находилась неподалеку. Можно предположить, что если они и увидели айсберг, то и Эндрюс, скорее всего, тоже. [27]
  • Альберт и Вера Дик проснулись от шока и вышли на палубу. Вера вспомнила, как видела айсберг. [27]
  • Уильям Слоупер и стюарды выбежали на палубу и все еще могли бегло рассмотреть айсберг. [28]

Показания очевидцев о столкновении и гололеде на судне

[ редактировать ]
17-летним выжившим Джеком Тэйером Рисунок, сделанный 15 апреля 1912 года, основан на описании затопления , сделанном Л.П. Скидмором на спасательном корабле «Карпатия» .

Некоторые пассажиры позже описали ощущения от столкновения как «легкий шок» или «сотрясение». Например, Кэрри Чаффи описала звук, как будто кто-то тянул цепь к борту корабля. Шарлотта Коллайер восприняла столкновение как «длинный рывок назад, за которым последовал более короткий рывок вперед». Другие не были разбужены ударом или только вскоре после этого остановились двигатели, как, например, 12-летняя Рут Беккер. Некоторые снова заснули; другие были крайне обеспокоены. [29]

Айсберг и Титаник на картине Гарри Дж. Янсена 1913 года.

Части айсберга также задели надстройку Титаника по правому борту. При прохождении носовой гофрированной палубы большие куски льда откололись и упали на палубу корабля. [20] Однако лед от айсберга можно было найти не только на палубе:

  • Пассажир первого класса Эдвин Кимбалл сообщил, что лед проник в его каюту через иллюминатор . [22]
  • Маргарет Свифт и Элис Лидер посетил мужчина, державший в руках лед. Он сказал, что это было по всему коридору, под иллюминаторами. [30]
  • В коридоре Эмма Бакнелл увидела, что лед через разбитый иллюминатор упал на пол. [31] Она оделась тепло. Вернувшись в коридор, она увидела двух разговаривающих молодых женщин, одна из которых не могла поверить, что корабль столкнулся с айсбергом. Бакнелл дошел до конца коридора, взял куски льда и показал их женщинам в качестве доказательства. [30]
  • Эдит Розенбаум увидела это на палубе: «Кто-то предложил устроить снежный бой, но для этого было слишком холодно». [27]
  • Стюард салона Александр Литтлджон увидел 2 фута (0,61 м) льда в шпигатах (сливах для дождевой или морской воды) на правом борту носовой палубы колодца. [31]
  • Глэдис Черри и ее двоюродный брат Ноэль Лесли, графиня Ротс , Альфред Нурни и третий помощник Питман увидели лед на палубе колодца. [32]
  • Юный Джек Тайер и его родители не видели айсберга, хотя его отцу показалось, что он видел куски льда, плавающие в море. [33]
Сравнение айсберга и корабля, согласно оценке айсберга Бигга и Уилтона. Внешний вид айсберга остается спекулятивным.

Бигг и Уилтон описывают айсберг Титаника , основываясь на показаниях свидетелей, как высоту от 50 до 100 футов (от 15 до 30 м) и длину 400 футов (120 м). Они предполагают, что только 16,7% выветрившегося айсберга находится над поверхностью воды. Следовательно, роковой айсберг имел глубину от 90 до 185 метров (от 295 до 607 футов) и длину примерно 125 метров (410 футов). [34]

Айсберги обычно тают по бокам. Когда центр тяжести оказывается слишком высоко, айсберг опрокидывается. Если бы роковой айсберг действительно имел длину около 125 м (410 футов), общая высота составила бы до 100 м (330 футов). Таким образом, над поверхностью воды его высота должна была составлять от 15 до 17 м (от 49 до 56 футов), что соответствовало показаниям свидетелей о высоте (над поверхностью воды). Масса могла бы составить 2 мегатонны. [34] По словам очевидцев, у айсберга была одна или две заметные вершины, что исключает столовый айсберг. [35]

Для сравнения размеров: «Титаник» , самый большой корабль в мире того времени, имел общую длину 882 фута 9 дюймов (около 269 метров). Ее ширина достигала 92 футов и 6 дюймов (около 28 метров). Ее осадка (от ватерлинии до киля) составляла 34 фута 6 дюймов (около 10 метров) в носовой части. [36] Топы мачт, когда корабль был полностью загружен, находились на высоте около 205 футов (62,5 метра) над водой. [37]

Фотографии айсберга

[ редактировать ]
Айсберг, сфотографированный утром 15 апреля главным стюардом «Принца Адальберта», который, еще не узнав о столкновении, заметил красное пятно вдоль основания айсберга.
Айсберг, сфотографированный из Бирмы.

В районе аварии или на месте, где были обнаружены спасательные шлюпки, находились различные корабли. Члены экипажа или пассажиры таких кораблей фотографировали айсберги. Некоторые из них, как говорили, были айсбергом, потопившим Титаник . Экипаж SS Birma также сфотографировал то, что, по их мнению, было айсбергом, потопившим Титаник .

Были предприняты попытки сопоставить форму рассматриваемых айсбергов с описаниями, и в некоторых случаях, как сообщается, была замечена линия красной краски (от корпуса корабля). Однако следует иметь в виду, что дрейф постоянно гнал айсберги на юг. Более того, в том же апреле 1912 года почти 400 айсбергов пересекли 48-ю параллель на юг (у Ньюфаундленда , где они были подсчитаны). Определенная часть из них достигла района катастрофы «Титаника» . [38]

Тем не менее фотографии могут представлять непреходящий интерес. Например, в октябре 2015 года CNN сообщил об аукционе, на котором должна была быть продана одна из фотографий айсберга. Это была фотография, сделанная на борту парохода «Принц Адальберт» утром 15 апреля. В заметке об этом фотограф, стюард корабля, сообщил, что на айсберге видна красная краска. Фотография десятилетиями висела на стенах юридической фирмы, которая представляла интересы White Star Line. Она купила его вскоре после аварии у другого клиента, Hamburg-Amerika-Linie . Этот клиент слышал, что юридическая фирма будет представлять владельцев «Титаника » в вопросах ответственности. Когда фирма закрылась в 2002 году, четверо партнеров выставили фотографию с пометкой красной краски на аукцион. Аукционный дом Генри Олдридж и сын в Девайзесе (Англия) оценил ее в 10 000–15 000 фунтов стерлингов. [39]

В репортаже CNN исследователь льда Стив Брюно объясняет, что лед айсберга во время столкновения вел себя как скала. Вполне возможно, говорит он, что краска была соскоблена с корабля и вдавлена ​​в лед. Пока он не погружался под воду и оставался прохладным, краска могла быть видна на айсберге в течение дня или больше. [39]

Капитан У. Ф. Вуд с корабля «Итониан» сфотографировал айсберг 12 апреля, за два дня до того, как он столкнулся с « Титаником».

В 2020 году тот же аукционный дом объявил еще один аукцион. Эта фотография айсберга была сделана капитаном Вудом с корабля « Итониан » еще в 16:00 12 апреля. Вуд назвал свое местоположение на тот момент (41°30′0″ северной широты, 49°30′0″ з.д.), и оказалось, что оно оказалось почти именно там, где « Титаник» столкнулся с айсбергом 40 часов спустя. В письме 1913 года Вуд описал фотографию. Генри Олдридж и сын оценили ее стоимость в 12 000 фунтов стерлингов. [40] (Однако упомянутая позиция находится в 47 километрах к юго-востоку от места крушения).

Еще одну фотографию айсберга, упомянутую в литературе, сделала Хоуп Чапин. Она была в медовом месяце на борту «Карпатии» и сделала фотографию на рассвете. [41] Бигг и Уилтон видят предполагаемые пропорции айсберга, отраженные на сфотографированном капитаном де Картере. Он командовал « Минией» , которая искала тела на (предполагаемом) месте катастрофы. По словам Бигга и Уилтона, на фотографии видна красная полоса. [34]

Культурный прием

[ редактировать ]

Вокруг исторической катастрофы пассажирского лайнера «Титаник» сложилась история , с которой неразрывно связаны некоторые элементы, говорят Браун, МакДонах и Шульц. К ним относятся не только масштабы катастрофы и высокомерные заявления о непотопляемости корабля, но и «заклятый враг Матери-Природы ». айсберга [42]

написано множество научно-популярных книг и романов О Титанике . Но для столкновения нужны двое, говорит Филип Моррисон в рецензии на книгу морского биолога Ричарда Брауна. В «Путешествии айсберга » Браун описывает катастрофу с точки зрения айсберга и, более того, возможное путешествие айсберга вдоль природы и людей на крайнем севере. [43]

Аналогом в поэзии является стихотворение «Айсберг» канадца Чарльза Г.Д. Робертса . От первого лица айсберг, «альп на плаву», рассказывает о своем жизненном пути от формирования на леднике до растворения в океане. При столкновении борт «Титаника» заползает под айсберг, который пронзает и разрывает корпус погруженным рогом. Воронки разбиваются о скалистый склон, и огромная масса айсберга падает на корабль, уничтожая его.

Метафорическое использование

[ редактировать ]
Аллегорическое изображение нескольких недель после катастрофы (Удо Дж. Кепплер, 1912).

Не только Титаник , олицетворяющий роскошь, но и айсберг вдохновили многих авторов и художников. Айсберг было принято изображать в виде монстра в карикатурах . [44] Религиозные авторы осуждали неуважение к Богу и силам природы , в том числе и к айсбергу. проигнорировал, Ледовые предупреждения, которые Титаник выглядели как « надписи на стене ». Между тем, в левых публикациях айсберг иногда сравнивали с пролетариатом : он стал причиной капитализма Титаника »). гибели [45] [46]

Будучи продуктом верфи в Белфасте , « Титаник» также можно было рассматривать как символ протестантской гордости, которой грозила опасность быть потопленной прохладной «динамикой айсберга» ирландского национализма . Строительство и затопление « Титаника» произошло одновременно с дебатами об ирландском самоуправлении . [47] В радиоспектакле «Айсберг» (1975) Стюарт Паркер , североирландский драматург , позволяет призракам двух рабочих верфи, погибших при строительстве « Титаника» , рассказать о конфликте в Северной Ирландии . [48]

Писатель Стивен Керн видит аналогию между катастрофой «Титаника» и убийством в Сараево , которое помогло спровоцировать Первую мировую войну : айсберги на маршруте парохода представляют собой аналогию с восемью убийцами, ожидавшими экипажа Франца Фердинанда . [49] В 2012 году, например, Шецова сравнила Россию при Путине с Титаником в поисках своего айсберга. [50]

Новые метафоры и точки зрения помещают, например, роковой айсберг в контекст изменения климата . Морской лед отступает, а таяние ледников Гренландии первоначально приведет к появлению новых айсбергов. Однако из-за глобального потепления вероятность того, что крупные айсберги достигнут 45-й параллели и создадут там угрозу судоходству, снижается. [35] Иногда айсберги рассматриваются уже не как угроза, а как источник пресной воды будущего. [51]

Томас Харди

[ редактировать ]
Бар в Айя-Напе на Кипре.

Еще в 1912 году британский поэт Томас Харди поэтически обработал взаимоотношения корабля и айсберга: [52] весьма необычным способом, который бросает вызов всем ожиданиям. [53] В часто цитируемом стихотворении «Сближение двоих» нет ни страдания, ни смерти; вместо этого действует слепая, бессмысленная воля, которая, в смысле Шопенгауэра , заменила личного Бога Библии как божество. [54]

В «Сближении двоих» Харди впервые представляет себе роскошный корабль на дне океана. Пока люди строили Титаник , в природе рос айсберг. Затем, в ночь катастрофы, судьба свела корабль и айсберг.

В научной литературе, объясняет Эмерсон Браун-младший, стало обычным явлением то, что язык Харди указывает на человеческую сексуальность . И разговоры об объединении двух потрясенных полушарий не относятся просто к двум полушариям мира. Скорее, оно восходит к греческому комедийному писателю Аристофану : боги в качестве наказания разделили изначально сферическое человеческое существо на две части, и отсюда возникает его побуждение соединиться в половом акте. [55]

Айсберг на мемориальном рельефе музыкантам Титаника , Саутгемптон ( Англия)

Кроме того, стихотворение намекает на брак , как он обсуждается в Евангелии от Матфея между фарисеями и Иисусом . Мужчина и женщина, например, предстают в нем уже не как двое , а как одна плоть , и к этому же относится и существо с рассекающим крылом (в переводе короля Иакова). В стихотворении Харди есть и другие эротические и христианские отсылки. [56]

Таким образом, Харди отправляет 1500 душ в глубины с помощью «непристойного каламбура», как Мередит Бергманн выразилась . «Совершенство приходит» описывает сексуальный союз корабля, задуманного как женский, с айсбергом. Но в этой 33-й строке отражены и последние слова 33-летнего Иисуса Христа: consummatum est (Совершилось). [54]

Эмерсон Браун-младший говорит, что в стихотворении нет сострадания к людям, погибшим в результате катастрофы. Мертвые дети третьего класса или слуги на « Титанике» вообще не появляются, а к богачам первого класса обращаются максимум с тем богатством, которое ныне лежит на дне морском. Харди, кажется, аплодирует айсбергу, «зловещему товарищу». В мифологизации Харди, по мнению Брауна, айсберг обеспечивает возмездие, давая кораблю и тем, кто погиб, то, что они заслуживают. [57]

Харди, в остальном симпатичный писатель, потерявший на « Титанике» двух друзей , [58] не писал стихотворение на большом расстоянии от катастрофы, ибо первая рукопись датирована 24 апреля 1912 года (девять дней после затопления). в Лондоне состоялся утренник 14 мая в Ковент-Гардене с целью сбора денег для скорбящих, и Харди написал «Сближение Твенов» по этому случаю . Эмерсон Браун-младший задается вопросом, смогут ли скорбящие, только что потерявшие своих близких, оценить остроумные намеки Харди – его безжалостное артистизм. [59]

Народная и поп-культура

[ редактировать ]

В американской народной культуре есть множество отсылок к Титанику и его айсбергу. В песне братьев Диксон (1938), группы рабочих хлопчатобумажной фабрики из Южной Каролины , айсберг не только рассекает борт корабля, но и отсекает Титаника . гордость [60] Более свежий пример — песня группы Mrs. Ackroyd Band (1999), в которой грустный белый медведь спрашивает новости об айсберге, на котором жила его семья. [61]

В конце концов, айсберг появляется с «Титаником» или без него во многих популярных представлениях и контекстах, например, как набор кубиков льда в тематически подходящей форме. [62] В американском комедийном формате « Субботним вечером в прямом эфире появился » в 2021 году Боуэн Янг в роли «Айсберга, потопившего Титаник ». В скетче рассказывается о неадекватной реакции знаменитостей на скандалы. «Айсберг» считает себя атакованным, винит в этом корабль, океан и судоходную компанию, сокращает число жертв до 20–30 и продвигает свой новый музыкальный альбом. [63] [64]

Музей и прочее

[ редактировать ]
Титаник . Белфаст в столице Северной Ирландии

Местом памяти Титаника является бывшая верфь Harland & Wolff, построившая его. Помимо прочего, открылся «Титаник Белфаст» — конференц-центр и музей на реконструированной площадке в юбилейном 2012 году . Местный редактор Тони Канаван сожалеет, что вид «Титаника Белфаста» напоминает ему внешний вид айсберга. [65] (На самом деле здание призвано отразить столкновение айсберга и корабля). [66]

Два скальных образования в парке Ред Рокс недалеко от Денвера названы в честь Титаника и айсберга.

Мемориала айсбергу в строгом смысле слова не существует; он редко появляется на памятных досках. В парке Ред-Рокс (недалеко от Денвера , штат Колорадо) есть две скалы, называемые Тонущий Титаник и Айсберг . [67]

Большие макеты айсбергов можно увидеть в музее Титаника в Брэнсоне, штат Миссури , и в музее Пиджен-Фордж, штат Теннесси . Они расположены снаружи на зданиях, каждое из которых выполнено по внешнему виду « Титаника» .

В музее в Пиджен-Фордж есть большая ледяная инсталляция, которую можно осязать (4,6 на 8,5 метра), призванная сделать холод айсберга осязаемым. В августе 2021 года ледяная стена обрушилась на троих посетителей, в результате чего они были госпитализированы. [68] [69] [70]

Компания Northland Discovery Boat Tours предлагает лодочные туры у побережья Ньюфаундленда . Когда его лодка приближается к айсбергу, лодочник Пол Алкок играет музыкальную тему из фильма «Титаник» 1997 года . Некоторые туристы смеются над этим, другие растроганы. По его словам, айсберги — самая важная причина для того, чтобы отправиться в турне. Лоррейн МакГрат из совета по развитию туризма города Сент-Джонс в Ньюфаундленде рассказывает об очаровании, которое айсберги оказывают на тех, кто видит их впервые. Туристы часто спрашивают ее: «Это тот айсберг, который потопил Титаник ?» Она отвечает добродушно: «Нет, дорогой. Это другое дело. [71]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Три морских мили равны 5,6 километра (3,5 мили).
  1. ^ Jump up to: а б Олсон, Дональд В.; Дошер, Рассел Л.; Синнотт, Роджер В. (апрель 2012 г.). «Луна потопила Титаник?» (PDF) . Небо и телескоп. стр. 34–39. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2024 г. Проверено 20 февраля 2024 г.
  2. ^ Грант Р. Бигг, Дэвид Дж. Уилтон: Риск айсберга в Титанике в 1912 году: был ли он исключительным? В: Погода – апрель 2014 г., Том. 69, № 4, с. 100–104, см. с. 103.
  3. ^ Надя Подбрегар (11 апреля 2014 г.). «Вести об айсберге Титаника» . Образ науки (на немецком языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
  4. ^ Меган Э. Линкин: Впереди айсберги!: Как погода обрекла Титаник. В: Weatherwise , том 60, вып. 5, с. 20–25, см. с. 24/25. DOI:10.3200/WEWI.60.5.20-25
  5. ^ Аласдер Уилкинс (15 апреля 2012 г.). «Что случилось с айсбергом, потопившим «Титаник»?» . штуковина . Проверено 1 сентября 2023 г.
  6. ^ Дэниел Стоун (16 августа 2022 г.). «Невероятная история айсберга, потопившего Титаник» . Смитсоновский журнал . Проверено 6 сентября 2023 г.
  7. ^ Fitch et al 2015, стр. 389, сн. 250.
  8. ^ Jump up to: а б Халперн 2016, с. 81.
  9. ^ Халперн 2016, с. 81/82.
  10. ^ Фрэнсис Уилсон: Как выжить на Титанике или затоплении Дж. Брюса Исмей. Harper Perennial, Нью-Йорк, 2012 г., глава 7.
  11. ^ Фрэнсис Уилсон: Как выжить на Титанике или затоплении Дж. Брюса Исмэя. Harper Perennial, Нью-Йорк, 2012 г., кап. 7.
  12. ^ Jump up to: а б Халперн 2016, с. 82.
  13. ^ Jump up to: а б с Уолтер Лорд: Ночь продолжается: нерассказанные истории и тайны затопления «непотопляемого» корабля «Титаник» . Морроу, 1986, кап. 6.
  14. ^ Халперн 2016, с. 84/85, 88.
  15. ^ Халперн 2016, с. 85.
  16. ^ Халперн 2016, с. 90.
  17. ^ Fitch et al 2015, стр. 293.
  18. ^ Заявления 2439–2443, Британское расследование , последний раз видели 1 сентября 2023 года.
  19. ^ Эд Дарак: Мираж Титаника: новый взгляд на одну из величайших загадок истории. В: Weatherwise , 66:2, стр. 24-31, DOI:10.1080/00431672.2013.762839 , см. стр. 30.
  20. ^ Jump up to: а б Fitch и др. 2015, стр. 143.
  21. ^ День 7, американское расследование , последний раз видели 1 сентября 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Fitch и др. 2015, стр. 144.
  23. ^ Американское расследование
  24. ^ Fitch et al 2015, стр. 149.
  25. ^ Fitch et al 2015, стр. 144, 151.
  26. ^ Fitch et al 2015, стр. 157, 168.
  27. ^ Jump up to: а б с Fitch и др. 2015, стр. 151.
  28. ^ Fitch et al 2015, стр. 153.
  29. ^ Fitch et al 2015, стр. 146/147.
  30. ^ Jump up to: а б Fitch и др. 2015, стр. 166.
  31. ^ Jump up to: а б Fitch и др. 2015, стр. 157.
  32. ^ Fitch et al 2015, стр. 161, 166.
  33. ^ Fitch et al 2015, стр. 160.
  34. ^ Jump up to: а б с Грант Р. Бигг, Дэвид Дж. Уилтон: Риск айсберга во время крушения Титаника в 1912 году: был ли он исключительным? В: Погода – апрель 2014 г., Том. 69, № 4, с. 100–104, см. с. 102.
  35. ^ Jump up to: а б Дэвид Брессан (12 апреля 2017 г.). «Климатология, стоящая за гибелью Титаника» . Форбс . Проверено 29 августа 2023 г.
  36. ^ Fitch et al 2015, стр. 283.
  37. ^ Чарльз Уикс, Сэмюэл Халперн: Описание повреждений корабля. В: Сэмюэл Халперн (Hrsg.): Отчет о гибели СС «Титаник: столетняя переоценка» . The History Press, Страуд 2016 (2012), с. 100–130, см. с. 45.
  38. ^ Грант Р. Бигг, Дэвид Дж. Уилтон: Риск айсберга в Титанике в 1912 году: был ли он исключительным? В: Погода – апрель 2014 г., Том. 69, № 4, с. 100–104.
  39. ^ Jump up to: а б Мелисса Грей (17 октября 2015 г.). «Считается, что фотография изображает «Титаник Айсберг», выставленный на аукцион» . CNN . Проверено 26 августа 2023 г.
  40. ^ Мэтт Мазерс (15 июня 2020 г.). «Более 100 лет спустя появилась редкая фотография айсберга, который, скорее всего, стал причиной затопления Титаника» . Независимый . Проверено 26 августа 2023 г.
  41. ^ Стивен Бил: Долой старое каноэ. Культурная история катастрофы Титаника. WW Norton & Company, Нью-Йорк/Лондон, 1996, с. 143.
  42. ^ Стивен Браун, Пьер МакДона, Клиффорд Дж. Шульц: Титаник: поглощение мифов и значений неоднозначного бренда. В: Журнал потребительских исследований 40 (4), 2013, с. 595–614, см. с. 599.
  43. ^ Ричард Браун: Путешествие айсберга: История айсберга, потопившего Титаник , 1983. Резензиерт фон Филип Моррисон, в: Scientific American , том 250, вып. 4 (апрель 1984 г.), с. 32/33.
  44. ^ Стивен Бил: Долой старое каноэ. Культурная история катастрофы Титаника. WW Norton & Company, Нью-Йорк/Лондон, 1996, с. 69.
  45. ^ Стивен Бил: Долой старое каноэ. Культурная история катастрофы Титаника. WW Norton & Company, Нью-Йорк/Лондон, 1996, с. 129.
  46. ^ Питер Кремер: Женщины прежде всего: «Титаник» (1997), приключенческие фильмы и женская аудитория Голливуда . В: Исторический журнал кино, радио и телевидения , том 18, № 4, стр. 599–618.
  47. ^ Стивен Браун, Пьер МакДона, Клиффорд Дж. Шульц: Титаник: поглощение мифов и значений неоднозначного бренда. В: Журнал потребительских исследований 40 (4), 2013, с. 595–614, см. с. 606.
  48. ^ Ричард Рэнкин Рассел: Изгнание призраков конфликта в Северной Ирландии: Стюарт Паркер «Айсберг и Пятидесятница». В: Ирландия-Ирландия , том 41, вып. 3/4 осень/зима 2006 г., с. 42–58, см. с. 43/44.
  49. ^ Фрэн Бриртон: Танцы до смерти: восприятие Соммы, Титаника и ольстерского протестантизма . В: The Irish Review (Корк) , Зима-Весна, 1997, вып. 20, с. 89–103, см. с. 99.
  50. ^ Лилия Шевцова: Россия при Путине: Титаник ищет свой айсберг? В: Коммунистические и посткоммунистические исследования 45 (2012), с. 209–216.
  51. ^ Мэтью Х. Биркхолд: Поглощение айсбергов в антропоцене . В: История и общество , октябрь-декабрь 2020 г., том 46, выпуск 4 [Написание истории в антропоцене], стр. 662–681, см. с. 675.
  52. ^ Томас Харди. «Сближение двойки» . сайт поэтического фонда . Проверено 29 августа 2023 г.
  53. ^ «Сближение близнецов (Строки о гибели «Титаника»)» (PDF) . Общество Томаса Харди . Проверено 18 сентября 2023 г.
  54. ^ Jump up to: а б Мередит Бергманн (26 октября 2012 г.). « «Сближение двойки». Томас Харди и народные настроения» . Современное литературное обозрение . Проверено 18 сентября 2023 г.
  55. ^ Эмерсон Браун-младший: Безжалостное артистизм Харди «Конвергенция двойки» . В: The Sewanee Review , Frühling, 1994, том 102, вып. 2 (весна 1994 г.), с. 233–243, см. с. 233/234.
  56. ^ Эмерсон Браун младший: Безжалостное артистизм Харди «Конвергенция двойки». В: The Sewanee Review , Frühling, 1994, том 102, вып. 2 (весна 1994 г.), с. 233–243, см. с. 234–236.
  57. ^ Эмерсон Браун младший: Безжалостное артистизм Харди «Конвергенция двойки». В: The Sewanee Review , Frühling, 1994, том 102, вып. 2 (весна 1994 г.), с. 233–243, см. с. 237.
  58. ^ Трейси Хейс. «Харди и Титаник» . Общество Томаса Харди . Проверено 18 сентября 2023 г.
  59. ^ Эмерсон Браун младший: Безжалостное артистизм Харди «Конвергенция двойки». В: The Sewanee Review , Frühling, 1994, том 102, вып. 2 (весна 1994 г.), с. 233–243, см. с. 239/240.
  60. ^ Стивен Бил: Долой старое каноэ. Культурная история катастрофы Титаника. WW Norton & Company, Нью-Йорк/Лондон, 1996, с. 98–100.
  61. ^ Джозеф Скэнлон, Эллисон Вандервалк, Маттеа Чедвик-Шубат: Вызов Господу: Народные песни о «непотопляемом» Титанике . В: Канадская народная музыка . том 45, нет. 3, с. 3–10, см. с. 1/2.
  62. ^ «FOOD FUN: Титаник как кубик льда» . Клев . 17 марта 2019 г. Проверено 4 сентября 2023 г.
  63. ^ Лорен Эдмондс (23 мая 2021 г.). «Боуэн Янг рассказывает, как его вирусный скетч на канале SNL «Айсберг, который потопил Титаник» вышел в эфир» . businessinsider.nl . Проверено 2 сентября 2023 г.
  64. ^ Алиша Граузо (11 апреля 2021 г.). «Эскиз айсберга Титаника SNL высмеивает реакцию знаменитостей на отмену культуры» . Экранная ругань . Проверено 2 сентября 2023 г.
  65. ^ Тони Канаван: Титаник: тонет в море шумихи? В: История Ирландии . Май/июнь 2012 г., том 20, вып. 3, с. 10/11.
  66. ^ Линда Стюарт (25 июля 2012 г.). «Действительно ли здание «Титаника» представляет собой карбункул на горизонте?» . Белфастский телеграф . Проверено 6 сентября 2023 г.
  67. ^ Эндрю Войтаник (30 декабря 2017 г.). «Тропа Торгового поста (Парк Ред-Рокс, Колорадо)» . Живи и давай путешествовать . Проверено 18 сентября 2023 г.
  68. ^ Мартин Белам (04 августа 2021 г.). «Посетители американского музея Титаника, пострадавшие от точной копии айсберга» . Хранитель . Проверено 15 сентября 2023 г.
  69. ^ Трэвис Дорман. «Стена айсберга музея Титаника обрушилась в Пиджен-Фордж, штат Теннесси, в результате чего трое посетителей получили ранения» . США сегодня . Проверено 15 сентября 2023 г.
  70. ^ Дэвид Уильямс (3 августа 2021 г.). «Стена айсберга музея Титаника обрушилась, ранив троих посетителей» . CNN . Проверено 15 сентября 2023 г.
  71. ^ Ян Сталкер: Титаник Бизнес . В: Америка . Апрель 2008 г., том 60, вып. 2, с. 2/3.
Источники
  • Фитч, Тэд и Дж. Кент Лейтон, Билл Вормстедт: На стеклянном море. Жизнь и гибель RMS Титаника . Эмберли, Страуд, 2015 г.
  • Халперн, Сэмюэл. Отчет о путешествии корабля через Атлантику. В: Сэмюэл Халперн (Hrsg.): Отчет о гибели СС «Титаник: столетняя переоценка» . The History Press, Stroud 2016 (2012), стр. 71–89, см.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f01b3b495df13f15b4f7bcdc3638f643__1721146680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/43/f01b3b495df13f15b4f7bcdc3638f643.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iceberg that sank the Titanic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)