Jump to content

Мир

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с Мира (философия) )

Изображение физического мира, полученное космическим телескопом Хаббла.

Мир — это совокупность сущностей, вся реальность или всё, что существует . [1] В разных областях природа мира концептуализировалась по-разному. Некоторые концепции рассматривают мир как уникальный, в то время как другие говорят о «множественности миров». Некоторые рассматривают мир как один простой объект , в то время как другие анализируют мир как комплекс, состоящий из частей.

В научной космологии мир или вселенная обычно определяется как «совокупность всего пространства и времени; все, что есть, было и будет». Теории модальности говорят о возможных мирах как о полных и последовательных способах того, как все могло бы быть. Феноменология , начиная с горизонта сопутствующих объектов, присутствующих на периферии каждого опыта, определяет мир как самый большой горизонт или «горизонт всех горизонтов». В философии разума мир противопоставляется разуму как тому, что представлено разумом. Богословие концептуализирует мир по отношению к Богу, например, как творение Бога, как идентичное Богу или как оба взаимозависимых. В религиях существует тенденция принижать материальный или чувственный мир в пользу духовного мира, который следует искать посредством религиозной практики. Всестороннее представление о мире и нашем месте в нем, выраженное в религиях, известно как мировоззрение . Космогония – это область, изучающая происхождение или сотворение мира. Эсхатология относится к науке или учению о последних событиях или о конце света.

В различных контекстах термин «мир» принимает более узкое значение, связанное, например, с Землей и всей жизнью на ней, с человечеством в целом или с международным или межконтинентальным масштабом. В этом смысле мировая история относится к истории человечества в целом, а мировая политика — это дисциплина политической науки, изучающая проблемы, выходящие за рамки наций и континентов. Другие примеры включают такие термины, как « мировая религия », « мировой язык », « мировое правительство », « мировая война », « население мира », « мировая экономика » или « чемпионат мира ».

Этимология

Английское древнеанглийского слово world происходит weorold . от Древнеанглийский язык является отражением общегерманского * weraldiz , соединения weraz «человек» и aldiz «возраст», что буквально означает примерно «возраст человека»; [2] это слово привело к древнефризскому warld , древнесаксонскому werold , древнеголландскому werolt , древневерхненемецкому weralt и древнескандинавскому veröld . [3]

Соответствующее слово на латыни mundus , буквально «чистый, элегантный», что само по себе является заимствованным переводом греческого слова «космос» — «упорядоченное расположение». В то время как германское слово, таким образом, отражает мифологическое представление о «владении Человека» (ср. Мидгард ), предположительно в противоположность божественной сфере, с одной стороны, и хтонической сфере подземного мира, с другой, греко-латинский термин выражает понятие творения как акта установления порядка из хаоса . [4]

Концепции

В разных областях часто используются совершенно разные концепции существенных особенностей, связанных с термином «мир». [5] [6] Некоторые концепции рассматривают мир как уникальный: миров не может быть более одного. Другие говорят о «множественности миров». [4] Некоторые рассматривают миры как сложные вещи, состоящие из многих субстанций как своих частей, в то время как другие считают, что миры просты в том смысле, что существует только одна субстанция: мир в целом. [7] Некоторые характеризуют миры с точки зрения объективного пространства-времени, тогда как другие определяют их относительно горизонта, присутствующего в каждом опыте. Эти различные характеристики не всегда исключают друг друга: некоторые из них можно объединить, не приводя к противоречию. Большинство из них согласны с тем, что миры представляют собой единую целостность. [5] [6]

Монизм и плюрализм

Монизм — это тезис о единстве: в определенном смысле существует только одна вещь. Отрицание монизма — это плюрализм , тезис о том, что в определенном смысле существует более чем одна вещь. [7] Существует много форм монизма и плюрализма, но по отношению к миру в целом особый интерес представляют две: монизм существования/плюрализм и приоритетный монизм/плюрализм. Монизм существования утверждает, что мир — это единственный существующий конкретный объект. [7] [8] [9] Это означает, что все конкретные «объекты», с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, включая яблоки, автомобили и нас самих, на самом деле не являются объектами в строгом смысле слова. Вместо этого они являются просто зависимыми аспектами мирового объекта. [7] Такой мировой объект прост в том смысле, что у него нет подлинных частей. По этой причине его также называют «блоб-объектом», поскольку у него отсутствует внутренняя структура, такая как большой двоичный объект. [10] Приоритетный монизм допускает, что помимо мира существуют и другие конкретные объекты. [7] Но она утверждает, что эти объекты не имеют самой фундаментальной формы существования, что они каким-то образом зависят от существования мира. [9] [11] Соответствующие формы плюрализма утверждают, что мир сложен в том смысле, что он состоит из конкретных, независимых объектов. [7]

Научная космология

Научную космологию можно определить как науку о Вселенной в целом. В ней термины « вселенная » и « космос » обычно используются как синонимы термина «мир». [12] Одно из распространенных определений мира/вселенной, встречающееся в этой области, звучит так: «[t] совокупность всего пространства и времени; все, что есть, было и будет». [13] [5] [6] В некоторых определениях подчеркивается, что помимо пространства-времени есть еще два аспекта Вселенной: формы энергии или материи, такие как звезды и частицы, и законы природы. [14] Мировоззренческие концепции в этой области различаются как в отношении понятия пространства-времени, так и в отношении содержания пространства-времени. Теория относительности играет центральную роль в современной космологии и ее концепции пространства и времени. Отличие от своих предшественников состоит в том, что оно рассматривает пространство и время не как отдельные измерения, а как единое четырехмерное многообразие, называемое пространством-временем . [15] Это можно увидеть в специальной теории относительности по отношению к метрике Минковского , которая включает в определение расстояния как пространственные, так и временные компоненты. [16] Общая теория относительности идет еще дальше, интегрируя концепцию массы в концепцию пространства-времени как его кривизны. [16] Квантовая космология использует классическое понятие пространства-времени и рассматривает весь мир как одну большую волновую функцию, выражающую вероятность обнаружения частиц в данном месте. [17]

Теории модальности

Концепция мира играет роль во многих современных теориях модальности, иногда в форме возможных миров . [18] Возможный мир — это полный и последовательный способ того, как все могло бы быть. [19] Реальный мир — это возможный мир, поскольку все происходит так, как все могло бы быть. Есть много других вариантов развития событий, кроме того, что есть на самом деле. Например, Хиллари Клинтон не выиграла выборы в США в 2016 году, но могла бы их победить. Значит, существует возможный мир, в котором она это сделала. Существует огромное количество возможных миров, по одному на каждое такое различие, независимо от того, насколько оно маленькое или большое, пока таким образом не вводятся явные противоречия. [19]

Возможные миры часто представляются как абстрактные объекты, например, в терминах недостижимых положений дел или как максимально непротиворечивые наборы предложений. [20] [21] С такой точки зрения их можно даже рассматривать как принадлежащие реальному миру. [22] Другой способ представить возможные миры, прославленный Дэвидом Льюисом , — это конкретные сущности. [4] Согласно этой концепции, нет существенной разницы между действительным миром и возможными мирами: оба рассматриваются как конкретные, всеобъемлющие и пространственно-временные связанные. [19] Единственная разница состоит в том, что реальный мир — это мир, в котором мы живем, в то время как другие возможные миры населены не нами, а нашими аналогами . [23] Все в мире пространственно-временно связано со всем остальным, но разные миры не имеют общего пространства-времени: они пространственно-временно изолированы друг от друга. [19] Именно это делает их отдельными мирами. [23]

Было высказано предположение, что кроме возможных миров существуют еще и невозможные миры. Возможные миры – это такие, какими все могло бы быть , поэтому невозможные миры – это такие, какими все не могло быть . [24] [25] Такие миры содержат противоречия, как мир, в котором Хиллари Клинтон одновременно выиграла и проиграла выборы в США в 2016 году. И возможный, и невозможный миры объединяет идея о том, что они представляют собой совокупности своих составляющих. [24] [26]

Феноменология

В феноменологии миры определяются с точки зрения горизонтов опыта. [5] [6] Когда мы воспринимаем какой-либо объект, например дом, мы ощущаем не только этот объект в центре нашего внимания, но и различные другие окружающие его объекты, данные на периферии. [27] Термин «горизонт» относится к этим сопутствующим объектам, которые обычно воспринимаются лишь смутно, неопределенно. [28] [29] Восприятие дома включает в себя различные горизонты, соответствующие окрестностям, городу, стране, Земле и т. д. В этом контексте мир является самым большим горизонтом или «горизонтом всех горизонтов». [27] [5] [6] Среди феноменологов принято понимать мир не просто как пространственно-временную совокупность объектов, но как дополнительно включающую в себя различные другие отношения между этими объектами. Эти отношения включают, например, отношения-индикации, которые помогают нам предвидеть один объект с учетом появления другого объекта, а также отношения «средство-цель» или функциональные вовлечения, имеющие отношение к практическим проблемам. [27]

Философия разума

В философии разума термин «мир» обычно используется в отличие от термина «разум» как того, что представлено разумом. Иногда это выражается в утверждении, что существует разрыв между разумом и миром и что этот разрыв необходимо преодолеть, чтобы репрезентация была успешной. [30] [31] [32] Одна из проблем философии разума состоит в том, чтобы объяснить, как разум способен преодолеть этот разрыв и вступить в подлинные отношения разума и мира, например, в форме восприятия, знания или действия. [33] [34] Это необходимо для того, чтобы мир мог рационально ограничивать деятельность ума. [30] [35] Согласно реалистической позиции, мир — это нечто отличное и независимое от разума. [36] Идеалисты считают мир частично или полностью определяемым разумом. [36] [37] Иммануила Канта , Трансцендентальный идеализм например, утверждает, что пространственно-временная структура мира навязывается разумом реальности, но в противном случае ей не хватает независимого существования. [38] Более радикальную идеалистическую концепцию мира можно найти в субъективном идеализме Беркли , который утверждает, что мир в целом, включая все предметы повседневного обихода, такие как столы, кошки, деревья и мы сами, «состоит только из разума и идей». [39]

Теология

Различные богословские позиции придерживаются разных представлений о мире, основанных на его отношении к Богу. Классический теизм утверждает, что Бог полностью отличен от мира. Но существование мира зависит от Бога, как потому, что Бог создал мир, так и потому, что Он поддерживает или сохраняет его. [40] [41] [42] Иногда это понимают по аналогии с тем, как люди создают и сохраняют идеи в своем воображении, с той разницей, что божественный разум гораздо более могущественен. [40] С такой точки зрения Бог обладает абсолютной, предельной реальностью в отличие от низшего онтологического статуса, приписываемого миру. [42] Участие Бога в мире часто понимается как личный, доброжелательный Бог, который заботится о Своем творении и направляет его. [41] Деисты согласны с теистами в том, что Бог создал мир, но отрицают какое-либо последующее личное участие в нем. [43] Пантеисты отвергают разделение Бога и мира. Вместо этого они утверждают, что они идентичны. Это означает, что в мире нет ничего, что не принадлежало бы Богу, и что нет ничего для Бога, кроме того, что находится в мире. [42] [44] Панентеизм представляет собой золотую середину между теизмом и пантеизмом. В отличие от теизма, он утверждает, что Бог и мир взаимосвязаны и зависят друг от друга. Вопреки пантеизму, он утверждает, что между ними нет прямой идентичности. [42] [45]

История философии

В философии термин мир имеет несколько возможных значений. В некоторых контекстах это относится ко всему, что составляет реальность или физическую вселенную . В других случаях это может означать наличие определенного онтологического смысла (см. «Раскрытие мира» ). Хотя прояснение концепции мира, возможно, всегда было одной из основных задач западной философии , эта тема, по-видимому, была поднята явно только в начале двадцатого века. [46]

Платон

Платон хорошо известен своей теорией форм , которая постулирует существование двух разных миров: чувственного мира и умопостигаемого мира. Чувственный мир — это мир, в котором мы живем, наполненный меняющимися физическими вещами, которые мы можем видеть, трогать и с которыми взаимодействовать. Интеллигибельный мир — это мир невидимых, вечных, неизменных форм, таких как добро, красота, единство и тождество. [47] [48] [49] Платон приписывает чувственному миру, который лишь имитирует мир форм, низший онтологический статус. Это связано с тем, что физические вещи существуют лишь постольку, поскольку они участвуют в характеризующих их формах, а сами формы имеют самостоятельный способ существования. [47] [48] [49] В этом смысле чувственный мир представляет собой простое копирование совершенных образцов, найденных в мире форм: он никогда не соответствует оригиналу. В аллегории пещеры Платон сравнивает знакомые нам физические вещи с простыми тенями реальных вещей. Но не зная разницы, заключенные в пещере принимают тени за настоящие вещи. [50]

Витгенштейн

Однако два определения, оба из которых были выдвинуты в 1920-х годах, предполагают диапазон имеющихся мнений. «Мир — это все, что есть», — писал Людвиг Витгенштейн в своем влиятельном «Логико-философском трактате» , впервые опубликованном в 1921 году. [51]

Хайдеггер

Мартин Хайдеггер , между тем, утверждал, что «окружающий мир для каждого из нас различен, и несмотря на это мы движемся в одном и том же мире». [52]

Ойген Финк

«Мир» — один из ключевых терминов философии Евгения Финка . [53] Он считает, что в западной философии существует ошибочная тенденция понимать мир как одну огромную вещь, содержащую в себе все мелкие повседневные вещи, с которыми мы знакомы. [54] Он видит в этом взгляде форму забвения мира и пытается противопоставить ему то, что он называет «космологическим различием»: различием между миром и содержащимися в нем внутримирскими вещами. [54] По его мнению, мир — это совокупность внутримирных вещей, превосходящая их. [55] Оно само по себе беспочвенно, но оно дает основание вещам. Поэтому его нельзя отождествить с простым контейнером. Вместо этого мир дает видимость внутримирным вещам, дает им место, начало и конец. [54] Одна из трудностей исследования мира состоит в том, что мы никогда с ним не сталкиваемся, поскольку это не просто еще одна вещь, которая нам кажется. Вот почему Финк использует понятие игры или игры, чтобы объяснить природу мира. [54] [55] Он рассматривает игру как символ мира, который одновременно является его частью и представляет его. [56] Игра обычно представляет собой воображаемый игровой мир, включающий в себя различные вещи, имеющие отношение к игре. Но как пьеса — это нечто большее, чем воображаемые реальности, появляющиеся в ней, так и мир — это нечто большее, чем реальные вещи, появляющиеся в нем. [54] [56]

Гудман

Концепция миров играет центральную роль в Нельсона Гудмана . поздней философии [57] Он утверждает, что нам необходимо постулировать разные миры, чтобы объяснить тот факт, что в реальности существуют разные несовместимые истины. [58] Две истины несовместимы, если они приписывают одной и той же вещи несовместимые свойства. [57] Это происходит, например, когда мы утверждаем и то, что Земля движется, и то, что Земля покоится. Эти несовместимые истины соответствуют двум различным способам описания мира: гелиоцентризму и геоцентризму . [58] Гудман называет такие описания «мировыми версиями». Он придерживается корреспондентной теории истины : мировая версия истинна, если она соответствует миру. Несовместимые версии истинного мира соответствуют разным мирам. [58] Теории модальности обычно постулируют существование множества возможных миров. Но теория Гудмана отличается от нее, поскольку она постулирует множественность не возможных, а реальных миров. [57] [5] Такая позиция рискует привести к противоречию: не может быть множественности реальных миров, если миры определяются как максимально инклюзивные целые. [57] [5] Этой опасности можно избежать, интерпретируя концепцию мира Гудмана не как максимально всеобъемлющую целостность в абсолютном смысле, а по отношению к соответствующей ей версии мира: мир содержит все и только те сущности, которые описывает его версия мира. [57] [5]

Религия

Иггдрасиль — попытка реконструировать скандинавское мировое дерево , соединяющее небеса , мир и подземный мир .

Мифологические космологии изображают мир сосредоточенным на оси мира и ограниченным такой границей, как мировой океан , мировой змей или что-то подобное. [59] [60]

индуизм

Индуизм представляет собой семью религиозно-философских взглядов. [61] Эти взгляды представляют взгляды на природу и роль мира. Философия санкхьи , например, представляет собой метафизический дуализм, который понимает реальность как состоящую из двух частей: пуруши и пракрити . [62] Термин «пуруша» означает индивидуальное сознательное «я», которым обладает каждый из «нас». Пракрити, с другой стороны, — это единый мир, населенный всеми этими «я». [63] Санкхья понимает этот мир как мир материи, управляемый законом причины и следствия. [62] Термин «материя» в этой традиции понимается в определенном смысле, включая физический и ментальный аспекты. [64] Это отражено в учении о таттвах , согласно которому пракрити состоит из 23 принципов или элементов реальности. [64] Эти принципы включают в себя физические элементы, такие как вода или земля, и ментальные аспекты, такие как интеллект или чувственные впечатления. [63] Отношения между пурушей и пракрити понимаются как наблюдение: пуруша — это сознательное Я, осознающее мир пракрити и не взаимодействующее с ним причинно. [62]

Концепция мира присутствует в Адвайта Веданте , монистической школе среди школ Веданты . [61] В отличие от реалистической позиции, отстаиваемой в философии санкхьи, Адвайта Веданта рассматривает мир множественности как иллюзию, называемую Майей . [61] Эта иллюзия включает в себя впечатление существования отдельных переживающих «я», называемых дживами . [65] Вместо этого Адвайта Веданта учит, что на самом фундаментальном уровне реальности, называемом Брахманом , не существует множественности или различий. [65] Все, что есть, — это одно всеобъемлющее «я»: Атман . [61] Невежество рассматривается как источник этой иллюзии, которая приводит к рабству мира простых видимостей. Освобождение возможно в ходе преодоления этой иллюзии путем приобретения знания Брахмана, согласно Адвайта Веданте. [65]

христианство

Contemptus mundi — это название, данное вере в то, что мир, при всей его суетности, — это не что иное, как тщетная попытка спрятаться от Бога, подавляя наше стремление к добру и святому. [66] раскритиковал как «пастораль страха» Эту точку зрения историк Жан Делюмо . [67]

Orbis Catholicus — это латинская фраза, означающая «католический мир», согласно выражению Urbi et Orbi , и относится к той области христианского мира, которая находится под верховенством папы . [68]

ислам

В исламе термин «дунья» используется для обозначения мира. Его значение происходит от корня слова «дана», означающего «рядом». [69] Оно связано с временным, чувственным миром и земными заботами, т. е. с этим миром в отличие от мира духовного . [70] Религиозные учения предупреждают о склонности искать счастья в этом мире и советуют вести более аскетический образ жизни, связанный с загробной жизнью. [71] Другие направления ислама рекомендуют сбалансированный подход. [70]

мандеизм

В мандейской космологии мир или земное царство известно как Тибил . Он отделен от Мира Света ( алма д-нхура ) вверху и Мира Тьмы ( алма д-хшука ) внизу эфиром ( айар ). [72] [73]

Связанные термины и проблемы

Мировоззрения

Научное мировоззрение .

Мировоззрение – это комплексное представление о мире и нашем месте в нем. [74] Как репрезентация, это субъективная перспектива мира, и поэтому она отличается от мира, который она представляет. [75] Всем высшим животным необходимо каким-то образом представлять окружающую среду, чтобы ориентироваться в ней. Но утверждалось, что только люди обладают достаточно обширным представлением, чтобы заслужить термин «мировоззрение». [75] Философы мировоззрения обычно считают, что понимание любого объекта зависит от мировоззрения, составляющего фон, на котором это понимание может иметь место. Это может повлиять не только на наше интеллектуальное понимание рассматриваемого объекта, но и на восприятие его в целом. [74] Поэтому невозможно оценить свое мировоззрение с нейтральной точки зрения, поскольку эта оценка уже предполагает мировоззрение в качестве своего фона. Некоторые считают, что каждое мировоззрение основано на единственной гипотезе, которая обещает решить все проблемы нашего существования, с которыми мы можем столкнуться. [76] В этой интерпретации этот термин тесно связан с мировоззрениями различных религий. [76] Мировоззрения позволяют ориентироваться не только в теоретических, но и в практических вопросах. По этой причине они обычно включают в себя ответы на вопрос о смысле жизни и другие оценочные компоненты о том, что важно и как нам следует действовать. [77] [78] Мировоззрение может быть уникальным для одного человека, но мировоззрение обычно разделяется многими людьми в пределах определенной культуры или религии.

Парадокс многих миров

Идея о том, что существует множество разных миров, встречается в разных областях. Например, теории модальности говорят о множественности возможных миров, а многомировая интерпретация квантовой механики содержит эту ссылку даже в своем названии. Разговоры о разных мирах распространены и в повседневной речи, например, применительно к миру музыки, миру бизнеса, миру футбола, миру опыта или азиатскому миру. Но в то же время миры обычно определяются как всеобъемлющие целостности. [5] [6] [15] [14] Кажется, это противоречит самой идее множественности миров, поскольку, если мир тотален и всеобъемлющ, то у него не может быть ничего вне себя. Понимаемый таким образом, мир не может ни иметь других миров, кроме самого себя, ни быть частью чего-то большего. [5] [57] Один из способов разрешить этот парадокс, сохраняя при этом идею множественности миров, — это ограничить понимание того, что миры являются целостностями. С этой точки зрения миры не являются целостностями в абсолютном смысле. [5] Это можно даже понимать в том смысле, что, строго говоря, миров вообще не существует. [57] Другой подход понимает миры в схематическом смысле: как контекстно-зависимые выражения, обозначающие текущую область дискурса. Так, в выражении «Вокруг света за восемьдесят дней» термин «мир» относится к Земле, находившейся в колониальном периоде. [79] Выражение « Новый Свет » относится к территории Северной и Южной Америки. [15]

Космогония

Космогония – это область, изучающая происхождение или сотворение мира. Сюда входят как научная космогония, так и мифы о творении, встречающиеся в различных религиях. [80] [81] Доминирующей теорией в научной космогонии является теория Большого взрыва , согласно которой и пространство, и время, и материя возникли в одной начальной сингулярности, произошедшей около 13,8 миллиардов лет назад. За этой сингулярностью последовало расширение, которое позволило Вселенной достаточно остыть для образования субатомных частиц, а затем и атомов. Эти первоначальные элементы сформировали гигантские облака, которые затем объединились в звезды и галактики. [16] Ненаучные мифы о творении встречаются во многих культурах и часто разыгрываются в ритуалах, выражающих их символическое значение. [80] Их можно классифицировать по содержанию. Часто встречающиеся типы включают создание из ничего, из хаоса или из космического яйца. [80]

Эсхатология

Эсхатология относится к науке или доктрине о последних событиях или о конце света. Традиционно оно ассоциируется с религией, особенно с авраамическими религиями . [82] [83] В такой форме оно может включать в себя учение как о конце каждой отдельной человеческой жизни, так и о конце мира в целом. Но оно применялось и к другим областям, например, в форме физической эсхатологии, включающей научно обоснованные предположения о далеком будущем Вселенной. [84] Согласно некоторым моделям, произойдет Большое сжатие , в ходе которого вся Вселенная снова превратится в сингулярность, что, возможно, приведет впоследствии ко второму Большому взрыву . Но современные астрономические данные, похоже, предполагают, что наша Вселенная будет продолжать расширяться бесконечно. [84]

Всемирная история

Всемирная история изучает мир с исторической точки зрения. В отличие от других подходов к истории, он использует глобальную точку зрения. Он меньше занимается отдельными нациями и цивилизациями, к которым обычно подходит на высоком уровне абстракции. [85] Вместо этого он концентрируется на более широких регионах и зонах взаимодействия, часто интересуясь тем, как люди, товары и идеи перемещаются из одного региона в другой. [86] Он включает в себя сравнение различных обществ и цивилизаций, а также рассмотрение широкомасштабных событий с долгосрочным глобальным воздействием, таких как процесс индустриализации. [85] В современной мировой истории доминируют три основные исследовательские парадигмы, определяющие периодизацию на разные эпохи. [87] Один основан на продуктивных отношениях между человеком и природой. Двумя наиболее важными изменениями в истории в этом отношении были внедрение сельского хозяйства и животноводства, связанного с производством продуктов питания, которое началось примерно с 10 000 до 8 000 лет до нашей эры и иногда называется неолитической революцией , и промышленная революция , которая началась примерно в 1760 году нашей эры и включала в себя переход от ручного производства к промышленному. [88] [89] [87] Другая парадигма, вместо этого сосредоточенная на культуре и религии, основана на Карла Ясперса теориях об осевой эпохе , времени, когда различные новые формы религиозных и философских мыслей появились в нескольких отдельных частях мира примерно между 800 и 200 годами до нашей эры. . [87] Третья периодизация основана на отношениях между цивилизациями и обществами. Согласно этой парадигме, историю можно разделить на три периода в зависимости от доминирующего региона в мире: доминирование Ближнего Востока до 500 г. до н.э., евразийский культурный баланс до 1500 г. н.э. и доминирование Запада с 1500 г. н.э. [87] Большая история использует еще более широкую структуру, чем мировая история, помещая человеческую историю в контекст истории Вселенной в целом. Она начинается с Большого взрыва и прослеживает формирование галактик, Солнечной системы , Земли, ее геологические эпохи, эволюцию жизни и человека до наших дней. [87]

Мировая политика

Мировая политика, также называемая глобальной политикой или международными отношениями , — это дисциплина политической науки, изучающая вопросы, представляющие интерес для мира, выходящие за рамки наций и континентов. [90] [91] Его цель — объяснить сложные закономерности социального мира, которые часто связаны со стремлением к власти, порядку и справедливости, обычно в контексте глобализации . Он фокусируется не только на отношениях между национальными государствами, но также рассматривает других транснациональных субъектов, таких как транснациональные корпорации, террористические группы или неправительственные организации. [92] Например, он пытается объяснить такие события, как 11 сентября , войну в Ираке 2003 года или финансовый кризис 2007–2008 годов .

Были предложены различные теории, чтобы справиться со сложностью формулирования таких объяснений. [92] Эти теории иногда разделяют на реализм, либерализм и конструктивизм. [93] Реалисты рассматривают национальные государства как главных действующих лиц мировой политики. Они представляют собой анархическую международную систему без какой-либо всеобъемлющей власти, позволяющей контролировать их поведение. Их рассматривают как суверенных агентов, которые, в соответствии с человеческой природой, действуют в соответствии со своими национальными интересами. Военная сила может сыграть важную роль в последующей борьбе за власть между государствами, но дипломатия и сотрудничество также являются ключевыми механизмами, позволяющими странам достичь своих целей. [92] [94] [95] Либералисты признают важность государств, но они также подчеркивают роль транснациональных игроков, таких как Организация Объединенных Наций или Всемирная торговая организация . Они считают людей способными к совершенствованию и подчеркивают роль демократии в этом процессе. С этой точки зрения возникающий порядок в мировой политике является более сложным, чем простой баланс сил, поскольку в его создании участвует больше различных агентов и интересов. [92] [96] Конструктивизм придает большее значение активности отдельных людей, чем реализм и либерализм. Он понимает социальный мир как конструкцию живущих в нем людей. Это приводит к акценту на возможности изменений. Если международная система представляет собой анархию национальных государств, как считают реалисты, то это так только потому, что мы сделали ее такой и может измениться, поскольку, по мнению конструктивистов, это не является прообразом человеческой природы. [92] [97]

См. также

Ссылки

  1. ^ "Мир" . wordnetweb.princeton.edu . Принстонский университет . Проверено 14 августа 2021 г.
  2. ^ «Помощь в выполнении домашних заданий и решения для учебников | bartleby» . Бартлби.com . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года.
  3. ^ Орел, Владимир (2003) Справочник по германской этимологии Лейден: Brill. п. 462 ISBN   90-04-12875-1 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Льюис, Дэвид (1986). О множественности миров . Уайли-Блэквелл.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Sandcooler, Ханс Йорг (2010). "Мир". Энциклопедия философии . Мой.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Миттельштрасс, Юрген (2005). "Мир". Энциклопедия философии и философии науки . Мецлер. ISBN  9783476021083 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шаффер, Джонатан (2018). «Монизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 8 апреля 2021 г.
  8. ^ Шаффер, Джонатан (2007). «От нигилизма к монизму» . Австралазийский философский журнал . 85 (2): 175–191. дои : 10.1080/00048400701343150 . S2CID   7788506 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сайдер, Теодор (2007). «Против монизма» . Анализ . 67 (1): 1–7. дои : 10.1111/j.1467-8284.2007.00641.x .
  10. ^ Хорган, Терри; Потр, Матя (2000). «Блобективизм и косвенная переписка» . Факты Философии . 2 (2): 249–270. дои : 10.5840/factaphil20002214 . S2CID   15340589 .
  11. ^ Стейнберг, Алекс (2015). «Приоритетный монизм и частичная/целая зависимость» . Философские исследования . 172 (8): 2025–2031. дои : 10.1007/s11098-014-0395-8 . S2CID   170436138 .
  12. ^ Болонкин, Александр (26 декабря 2011 г.). Вселенная, человеческое бессмертие и оценка будущего человечества . Эльзевир. п. 3. ISBN  978-0-12-415801-6 .
  13. ^ Зейлик, Майкл; Грегори, Стивен А. (1998). «Глоссарий». Вводная астрономия и астрофизика . Паб Сондерс Колледж. ISBN  978-0-03-006228-5 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шредер, Дуко А. (3 декабря 2014 г.). Зрение и зрительное восприятие . Издательство Арчвей. п. 135. ИСБН  978-1-4808-1294-9 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фраассен, Бас К. ван (1995). « Мир» — не счетное существительное» . Нус . 29 (2): 139–157. дои : 10.2307/2215656 . JSTOR   2215656 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зейлик, Майкл; Грегори, Стивен А. (1998). «25. Космология: Большой взрыв и после него». Вводная астрономия и астрофизика . Паб Сондерс Колледж. ISBN  978-0-03-006228-5 .
  17. ^ Дуншань, Хэ; Дунфэн, Гао; Цин-ю, Цай (2014). «Спонтанное создание Вселенной из ничего». Физический обзор D . 89 (8): 083510. arXiv : 1404.1207 . Бибкод : 2014PhRvD..89h3510H . дои : 10.1103/PhysRevD.89.083510 . S2CID   118371273 .
  18. ^ Родитель, Тед. «Модальная метафизика» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 9 апреля 2021 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мензель, Кристофер (2017). «Возможные миры» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 9 апреля 2021 г.
  20. ^ Жакетт, Дейл (1 апреля 2006 г.). «Предложения, множества и миры» . Студия Логика . 82 (3): 337–343. дои : 10.1007/s11225-006-8101-2 . ISSN   1572-8730 . S2CID   38345726 .
  21. ^ Мензель, Кристофер. «Возможные миры > Проблемы абстракционизма» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 9 апреля 2021 г.
  22. ^ Мензель, Кристофер. «Актуализм> Описание абстрактных возможных миров» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 9 апреля 2021 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брикер, Филипп (2006). «Дэвид Льюис: О множественности миров» . Центральные труды философии, Vol. 5: Двадцатый век: Куайн и после . Издательство Acumen: 246–267. дои : 10.1017/UPO9781844653621.014 . ISBN  9781844653621 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берто, Франческо; Джаго, Марк (2018). «Невозможные миры» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  25. ^ Залта, Эдвард Н. (1997). «Классическая теория невозможных миров» . Журнал формальной логики Нотр-Дама . 38 (4): 640–660. дои : 10.1305/ndjfl/1039540774 .
  26. ^ Райан, Мари-Лора (2013). «Невозможные миры и эстетическая иллюзия». Погружение и расстояние . Брилл Родопи. ISBN  978-94-012-0924-3 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эмбри, Лестер (1997). "Мир". Энциклопедия феноменологии . Академическое издательство Клювер.
  28. ^ Смит, Дэвид Вудрафф (2018). «Феноменология» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 9 апреля 2021 г.
  29. ^ Смит, Джоэл. «Феноменология» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 9 апреля 2021 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прайс, Хью; Макдауэлл, Джон (1994). «Разум и мир» . Философские книги . 38 (3): 169–181. дои : 10.1111/1468-0149.00066 .
  31. ^ Аврамидес, Анита. «Философия разума: обзор» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 апреля 2021 г.
  32. ^ Уитмер, Д. Джин. «Философия разума» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 апреля 2021 г.
  33. ^ «Философия разума» . Британская энциклопедия . Проверено 10 апреля 2021 г.
  34. ^ Соса, Эрнест (2015). «Отношения разума и мира» . Эпистема . 12 (2): 155–166. дои : 10.1017/epi.2015.8 . ISSN   1742-3600 . S2CID   147785165 .
  35. ^ Брэндом, Роберт Б. (1996). «Восприятие и рациональные ограничения: разум и мир Макдауэлла» . Философские вопросы . 7 : 241–259. дои : 10.2307/1522910 . JSTOR   1522910 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер, Александр (2019). «Реализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  37. ^ Гайер, Пол; Хорстманн, Рольф-Петер (2021). «Идеализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 10 апреля 2021 г.
  38. ^ Стэнг, Николас Ф. (2021). «Трансцендентальный идеализм Канта» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 10 апреля 2021 г.
  39. ^ Флейдж, Дэниел Э. «Беркли, Джордж» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 10 апреля 2021 г.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левтоу, Брайан. «Бог, концепции: Классический теизм» . www.rep.routledge.com . Проверено 12 апреля 2021 г.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Теизм» . Британская энциклопедия . Проверено 12 апреля 2021 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Калп, Джон (2020). «Панентеизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 12 апреля 2021 г.
  43. ^ «Деизм» . Британская энциклопедия . Проверено 12 апреля 2021 г.
  44. ^ Левтоу, Брайан. «Бог, понятия: пантеизм» . www.rep.routledge.com .
  45. ^ Левтоу, Брайан. «Бог, понятия: панентеизм» . www.rep.routledge.com .
  46. ^ Хайдеггер, Мартин (1982). Основные проблемы феноменологии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 165 . ISBN  0-253-17686-7 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Краут, Ричард (2017). «Платон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 24 апреля 2021 г.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брикхаус, Томас; Смит, Николас Д. «Платон: 6b. Теория форм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 24 апреля 2021 г.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нехамас, Александр (1975). «Платон о несовершенстве чувственного мира» . Американский философский ежеквартальный журнал . 12 (2): 105–117. ISSN   0003-0481 . JSTOR   20009565 .
  50. ^ Партени, Каталин (2018). «Мифы Платона» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 24 апреля 2021 г.
  51. ^ Билецкий, Анат; Матар, Анат (3 марта 2014 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Людвиг Витгенштейн» (изд. осени 2016 г.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 декабря 2017 г.
  52. ^ Хайдеггер (1982), с. 164
  53. ^ Элден, Стюарт (2008). «Ойген Финк и мировой вопрос» . Парресия: журнал критической философии . 5 : 48–59.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хоман, Кэтрин (2013). «Игра этики у Ойгена Финка» . Журнал спекулятивной философии . 27 (3): 287–296. дои : 10.5325/jspecphil.27.3.0287 . S2CID   142401048 .
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Галак, Ян (2016). «За гранью вещей: онтологическая важность игры по мнению Ойгена Финка» . Журнал философии спорта . 43 (2): 199–214. дои : 10.1080/00948705.2015.1079133 . S2CID   146382154 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Галак, Ян (2015). «К миру: Ойген Финк о космологической ценности игры» . Спорт, этика и философия . 9 (4): 401–412. дои : 10.1080/17511321.2015.1130740 . S2CID   146764077 .
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Декло, Александр (2019). «Множество миров Гудмана» . Журнал истории аналитической философии . 7 (6): 1–25. дои : 10.15173/jhap.v7i6.3827 .
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кониц, Дэниел; Россберг, Маркус (2020). «Нельсон Гудман: 6. Ирреализм и миротворчество» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 15 апреля 2021 г.
  59. ^ Хемер, CJ «Мирской» под редакцией Джеффри В. Бромили Международная стандартная библейская энциклопедия, переработанная Wm. Б. Эрдманс, 1979–1988 гг.
  60. ^ Оксфордский онлайн-словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2019 – через OED Online.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ранганатан, Шьям. «Индуистская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 апреля 2021 г.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ружа, Ференц. «Санкхья» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 апреля 2021 г.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Индийская философия — Самкхья-карики» . Британская энциклопедия . Проверено 15 апреля 2021 г.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Попугай, Родни Дж. (1986). «Проблема санкхья-таттв как космических и психологических явлений» . Журнал индийской философии . 14 (1): 55–77. ISSN   0022-1791 . JSTOR   23444164 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Менон, Сангита. «Веданта, Адвайта» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 апреля 2021 г.
  66. ^ «Contemptus Mundi: Презрение к миру | Католическая христианская психология исцеления» . www.chastitysf.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года.
  67. ^ «Приходские миссии» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  68. ^ Марти, Мартин (2008). Христианский мир: глобальная история . Издательская группа Random House. п. 42. ИСБН  978-1-58836-684-9 .
  69. ^ Аттас, ислам и секуляризм [ нужна страница ]
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «дуния». Краткая энциклопедия ислама: отредактировано от имени Королевской академии Нидерландов. Четвертое впечатление . Брилл. 2001. ISBN  978-0-391-04116-5 .
  71. ^ Октар, Аднан (1999). «Истинное жилище человека: загробная жизнь». Истина жизни этого мира .
  72. ^ Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
  73. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515385-5 . OCLC   65198443 .
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакИвор, Дэвид В. «Мировоззрение». Международная энциклопедия социальных наук .
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бунге, Марио (2010). «1. Философия как мировоззрение». Материя и разум: философское исследование . Спрингер Верлаг.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Мийолла-Меллор, Софи. «Мировоззрение». Международный словарь психоанализа .
  77. ^ МАРШАЛЛ, ГОРДОН. «Мировоззрение». Словарь социологии .
  78. ^ Вебер, Эрик (1998). "Введение" . Основы науки . 3 (2): 231–234. дои : 10.1023/A:1009669806878 .
  79. ^ «Дебаты Старого Света и Нового Света и колумбийский обмен» . Вондриум Дейли . 31 января 2021 г. Проверено 10 апреля 2022 г.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Долго, Чарльз. «Космогония». Энциклопедия религии .
  81. ^ «Космогония» . Британская энциклопедия . Проверено 12 апреля 2021 г.
  82. ^ «Эсхатология» . Британская энциклопедия . Проверено 13 апреля 2021 г.
  83. ^ Оуэн, Х. «Эсхатология». Энциклопедия философии .
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халворсон, Ганс; Краг, Хельге (2019). «Космология и теология: 7. Физическая эсхатология» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 13 апреля 2021 г.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бентли, Джерри Х. (31 марта 2011 г.). Бентли, Джерри Х (ред.). «Задача всемирной истории» . Оксфордский справочник по всемирной истории . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199235810.001.0001 . ISBN  9780199235810 . Проверено 14 апреля 2021 г.
  86. ^ «Что такое всемирная история?» . Ассоциация всемирной истории . Проверено 14 апреля 2021 г.
  87. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кахани, Луиджи (2011). «Периодизация». В Бентли, Джерри Х (ред.). Оксфордский справочник по всемирной истории . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199235810.013.0004 .
  88. ^ Грэм Баркер (2009). Сельскохозяйственная революция в доисторические времена: почему собиратели стали фермерами? . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-955995-4 .
  89. ^ «Промышленная революция» . Британская энциклопедия . Проверено 14 апреля 2021 г.
  90. ^ Бейлис, Джон; Смит, Стив; Оуэнс, Патрисия, ред. (2020). «Глоссарий». Глобализация мировой политики: введение в международные отношения (восьмое издание, новое в этом издании). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-882554-8 .
  91. ^ Блэнтон, Шеннон Л.; Кегли, Чарльз В. (2021). «Глоссарий». Мировая политика: тенденции и трансформация, 17-е издание – 9780357141809 – Cengage . Сенгаге.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бейлис, Джон; Смит, Стив; Оуэнс, Патрисия, ред. (2020). "Введение". Глобализация мировой политики: введение в международные отношения (восьмое издание, новое в этом издании). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-882554-8 .
  93. ^ Блэнтон, Шеннон Л.; Кегли, Чарльз В. (2021). «2. Интерпретация мировой политики через призму теории». Мировая политика: тенденции и трансформация, 17-е издание – 9780357141809 – Cengage . Сенгаге.
  94. ^ Кораб-Карпович, В. Джулиан (2018). «Политический реализм в международных отношениях» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 14 апреля 2021 г.
  95. ^ Мозли, Александр. «Политический реализм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 14 апреля 2021 г.
  96. ^ Кристол, Джонатан. «Либерализм» . Оксфордские библиографии . Проверено 14 апреля 2021 г.
  97. ^ Кристол, Джонатан. «Конструктивизм» . Оксфордские библиографии . Проверено 14 апреля 2021 г.

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9cdba428aeb127d2e9cd564ff2f6721__1712408220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/21/f9cdba428aeb127d2e9cd564ff2f6721.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
World - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)