Метатэ


Метате инструмента , (или мучной камень ) — это тип или разновидность керна , шлифованного каменного используемого для обработки зерна и семян . В традиционных мезоамериканских культурах метаты обычно используются женщинами, которые измельчают никстамализованную кукурузу и другие органические материалы во время приготовления пищи (например, при приготовлении лепешек ). Подобные артефакты были найдены в других регионах, таких как Сил-батта в Бихаре и Джаркханде, Индия. [ 1 ] а также другие точильные камни в Китае. [ 2 ]
Дизайн и использование
[ редактировать ]Несмотря на различную морфологию, метаты обычно состоят из большого камня с гладким углублением или чашей, втертой в верхнюю поверхность. Материалы шлифуются на метате с помощью гладкого ручного камня, известного как мано или метлапил . [ 3 ] Это действие состоит из горизонтального измельчающего движения, которое отличается от вертикального дробящего движения, используемого в ступке и пестике . Глубина чаши варьируется, но обычно она не глубже, чем у ступки; более глубокие чаши метата указывают либо на более длительный период использования, либо на большую степень активности (т. е. экономическую специализацию).
Особые углы метатного корпуса позволяют эффективно превращать зерна в муку. [ 4 ] Лесли Теллес описывает растирающее действие метате как использование «запястий для поворота метлапила вперед, одновременно сильно нажимая ладонями вниз». [ 3 ]
Метаты можно классифицировать по форме шлифовальной поверхности. Одна классификация выделяет четыре таких формы: плоскую, плоскую/вогнутую, чашу и корыто. [ 5 ] Метаты в форме чаши используются с круговым шлифовальным ходом, а плоские и корытообразные метаты - с возвратно-поступательным ходом или возвратно-поступательным покачиванием. [ 5 ]
Другой тип метата, называемый шлифовальной плитой, также можно найти среди валунов или обнаженных обнажений коренных пород . Верхняя грань камня используется для шлифовки таких материалов, как желуди , в результате чего поверхность камня сглаживается и образуются ямочки.
История
[ редактировать ]По оценкам, использование метатов началось в период верхнего сенолита в Мексике , где-то между ок. 5000 г. до н.э. – ок. 3000 г. до н. э. , [ 6 ] и в период средней архаики на юго-западе Америки , ок. 3500 г. до н.э. [ 5 ] Первые известные метаты имели плоскую или чашеобразную форму; Метаты желобообразной формы вошли в обиход на Юго-Западе около 450 г. н.э. [ 5 ]
Метаты до сих пор используются в некоторых областях. Например, в некоторых сельских районах Мексики женщины используют метаты для измельчения никстамализованной кукурузы для лепешек. [ 3 ]
Церемониальные метаты Коста-Рики
[ редактировать ]
Резные из вулканического камня церемониальные метаты представляют собой одну из самых необычных и сложных традиций доколумбовых артефактов из Коста-Рики . Они бывают разных форм, и морфологические вариации соответствуют разным регионам и периодам времени. Они могут быть прямоугольными , круглыми , плоскими или изогнутыми. Они могут иметь или не иметь края и три или четыре ножки. Некоторые экспонаты имеют следы использования, в то время как другие не имеют следов износа и, по-видимому, были изготовлены специально для использования в качестве погребального инвентаря . Некоторые примеры, охарактеризованные как метате, на самом деле могли быть своего рода троном для сидения, а вовсе не метате.
Некоторые примеры известны как метате с головой животного , на одном конце которого изображена голова животного , а сам метате составляет тело существа. Обычно изображаются животные – ягуар , крокодил или птицы . Самый сложный тип церемониального метате — это класс, называемый метате «летающая панель». Этот стиль происходит из региона водораздела Атлантического океана , включая город Гуаябо , и представляет собой высокий уровень мастерства и сложности. Вырезанные из цельного куска камня, эти метаты обычно содержат несколько фигур как под пластиной, так и на ножках. Трофейные головы, птицы, ягуары, обезьяны и фигурки ящеров являются наиболее распространенными темами. Считается, что метате «летающая панель» является предшественником отдельно стоящих скульптурных фигур, более распространенных позже в регионе водораздела Атлантического океана.
Временные и региональные вариации
[ редактировать ]

Самые ранние традиции каменной скульптуры в Коста-Рике, включая церемониальный метате, зародились в конце IV периода (1–500 гг. Н.э.). Метата из региона Никойя/Гуанакасте имеет продольно изогнутые пластины без оправы. Те, что происходят из Атлантического водораздела, имеют пластину, плоскую по горизонтали и имеющую края. Оба связаны с погребальными товарами , что позволяет предположить, что внутри этих сообществ существовал различный социальный статус. Три основных типа каменных скульптур Коста-Рики того времени — треножник-метат, головки булав и нефритовые подвески «топор-бог» — достигли своего пика и пришли в упадок в использовании в период V (500–1000 гг. н.э.).
Каменная скульптура больше никогда не была популярна в регионе Никойя / Гуанакасте, но в Атлантическом водоразделе (например, из Гуаябо ) к периоду VI (1000–1500 гг. Н.э.) вошли в употребление отдельно стоящая фигурная скульптура и новые формы церемониального метате. Эти новые типы метате могут быть прямоугольными с четырьмя ножками, как примеры с изображением головы ягуара, или могут иметь круглую форму с основанием на пьедестале. Эти последние типы часто имеют резные человеческие головы (или просто примечательные насечки) по краю, что подразумевает связь с ритуальным взятием трофейных голов. На эту конкретную форму метата, по-видимому, повлияли каменные скульптуры панамского городища Баррилес .
На месте Лас-Уакас было раскопано пятнадцать метатов из шестнадцати могил. Ни один из этих метатов не имел маноса ( точильных камней ), что позволяет предположить, что резной метате как погребальный объект имел более глубокое символическое значение , чем просто обработка пищевых продуктов. Основное механическое назначение метате — это платформа, на которой (в основном) кукуруза перемалывается в муку. Это превращение зерна в муку имеет символическое значение, связанное с жизнью, смертью и возрождением. До сих пор неясно, была ли кукуруза основным источником пищи, и вполне возможно, что кукуруза предназначалась для приготовления чича (пива) и использования в ритуальных застольях. Учитывая их роль погребального инвентаря, кажется, что метата имела большое значение для человеческой жизни, смерти и надежды на какое-то возрождение или трансформацию.
Иконография
[ редактировать ]
Тремя наиболее популярными иконографическими элементами церемониального метате являются ящеры , птицы и ягуары. Обезьяны также распространены. Уникальной особенностью церемониального метате является отсутствие человеческих фигур. Бестелесные головы — единственное исключение. Хотя человеческие фигуры становятся основным предметом отдельно стоящих скульптур, которые изображают обнаженных женщин или мужчин-воинов с трофейными головами и связанными пленниками-мужчинами, они, похоже, не были изображены на метате. Метаты летающих панелей часто имеют антропоморфные фигуры, но всегда с головами животных (часто крокодилов).
Как в Никойе, так и в регионах Атлантического водораздела метаты часто создаются с использованием изображений ящеров (особенно крокодилов, аллигаторов или кайманов). Считается, что ящер символизирует поверхность земли, что связано с плодородием сельского хозяйства. [ 7 ] Одна из старейших и наиболее известных тем в искусстве чибча — это бог-крокодил. Изображенный как антропоморфное существо с головой крокодила, он был вырезан на метатах с летающими панелями, иногда его изображали стоящим на двуглавом ящере, а иногда - на ягуаре. Как символ, двуглавый ящер имеет самое продолжительное использование и распространение из всех иконографических элементов в Истмо-Колумбийском регионе.
Метаты летающих панелей Коста-Рики датируются I и VII веками. Однако некоторые черты бога-крокодила, изображенного на метатах летающих панелей, показывают, что у него неестественные U-образные локти и длинные узкие пальцы, как это видно на богах-крокодилах, выполненных из золота и датируемых X-XVI веками. Эти стилистические формы имеют смысл для использования в мелких золотых украшениях, выполненных в технике выплавки, но кажутся странными для использования в резном камне. Возможно, эти метаты датируются гораздо позже, чем считалось ранее, и были вдохновлены изображениями в золоте. [ 8 ]
Еще одна популярная тема — птицы с длинными изогнутыми клювами, которые напоминают стервятников, туканов или, может быть, колибри. Впервые найденные в Коста-Рике на керамике фазы Павас и Эль-Боске, они являются обычным элементом в метатах с летающими панелями, иногда изображаются с человеческими головами или клюют их.
Коллекции
[ редактировать ]Самая большая коллекция находится в Национальном музее Коста-Рики . Коллекцию из более чем 20 метатов можно найти в Британском музее. [ 9 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Использование мексиканского метате
-
Женщины в Матате, Моки Пуэблос , c
-
Использование метата в Индии
-
Изабель Николас, женщина из Нюу Сави ( Mixtec ), перемалывающая кукурузное тесто в юсо (метате в Mixtec) при приготовлении лепешек. Сан-Хуан Ачиутла , Оахака, Мексика, 2020 г.
-
Современная местная кухня с метате на переднем плане, комалом , пальмовым тенатом , молкахете (каменным раствором) и глиняным горшком. [ 10 ] Сан-Хуан-Ачиутла , Оахака, Мексика,
-
Доколумбовый микстековый метат. Сан-Хуан-Ачиутла , Оахака, Мексика. 2020.
-
Каменная ступка и пестик, 900–1300 гг. н.э., место Сперджен-Дроу, округ Катрон, Нью-Мексико.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.reference-wordsmith.com/cgi-bin/lookup.cgi?exact=1&terms=ding [ мертвая ссылка ]
- ^ «Дискуссия о происхождении шлифовальных инструментов, ступки и пестика» . Карлтон . Архивировано из оригинала 7 апреля 2005 года . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Теллез, Лесли (16 июля 2010 г.). «Уроки изнурительной мезоамериканской кулинарии: как приправить метате» . Хроники Михи . Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 года.
- ^ Лаудан, Рэйчел (2013). Кухня и Империя . Издательство Калифорнийского университета. п. 32. ISBN 978-0-520-26645-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Адамс, Дженни (16 ноября 2017 г.). «Требуется и то, и другое: определение типов мано и метате» . Компания Desert Archaeology, Inc. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
- ^ Эрнандес Диас, Вероника. "Псевдоним Метата " Музей Ампаро Архивировано из оригинала 8 августа.
- ^ Грэм 1981:119.
- ^ Квилтер и Хупс 2003: 73-75.
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Надо сказать, что рядом с этой традиционной кухней свадьбы Марии Хименес и Хелиодоро Мартинеса также работает газовая плита.
- Грэм, ММ (1981). Традиции каменной скульптуры Коста-Рики. Между континентами/между морями: доколумбовое искусство Коста-Рики , стр. 113–134. Гарри Н. Абрамс, Инк. Нью-Йорк.
- Ланге, ФРВ (1996). Пути к предыстории Центральной Америки . Университетское издательство Колорадо. Нивот, Колорадо.
- Квилтер Дж. и Хупс Дж. (2003). Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии . Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия
- Снарскис, МЮ (1981). Археология Коста-Рики. Между континентами/между морями: доколумбовое искусство Коста-Рики , стр. 15–84. Гарри Н. Абрамс, Инк. Нью-Йорк.
- Стоун, Д. (1977). Доколумбовый человек в Коста-Рике . Пресса Музея Пибоди. Кембридж, Массачусетс.

